Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ПОСТЪ И ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ.

«Воздержаніемъ тѣло смирити вси потщимся, Божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами и слезами Господа спасающаго насъ взыщемъ...» (Стихира въ Нед. Сырную).
     «Аще кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится во святую четыредесятницу предъ Пасхою, или въ среду, или въ пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя, да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ, да будетъ отлученъ» (Пр. св. Апостолъ 69-е).

«Постное время свѣтло начнемъ» — взываетъ св. Церковь при наступленіи Великаго поста, и въ цѣломъ рядѣ умилительныхъ пѣснопѣній призываетъ насъ радоваться тому, что «пріиде постъ, мати цѣломудрія, обличитель грѣховъ, проповѣдникъ покаянія, жительство ангеловъ и спасеніе человѣковъ» (стихира въ 1-ый день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (сѣдаленъ во вторникъ).

Въ то же время св. Церковь напоминаетъ намъ, что «непорочный постъ, иже есть душамъ спасеніе» (стих. на стих. во вторникъ) состоитъ не въ одномъ только тѣлесномъ воздержаніи: «истинный постъ», «пріятный и благоугодный Господеви» — это «злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія» (стих. на стих. въ понедѣльникъ).

Тѣлесное воздержаніе необходимо, чтобы «погасить плотскія страсти пламенѣющыя» (сѣдаленъ во втор/с. 361/никъ), чтобы «на насъ мучительствующую плоть поработити» (стих. на стих. во вторникъ), но съ нимъ долженъ быть соединенъ и чисто-духовный подвигъ борьбы со своими грѣховными страстями: «постяіцеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ» (стих. въ среду).

Передъ самымъ наступленіемъ Великаго Поста — въ Недѣлю Сыропустную — св. Церковь приводитъ намъ на память грѣхопаденіе нашихъ прародителей Адама и Евы и изгнаніе ихъ изъ рая, то-есть потерю ими того райскаго блаженства, для котораго они были созданы. Это скорбное воспоминаніе объясняетъ намъ для чего нуженъ постъ.

Мы унаслѣдовали отъ нашихъ прародителей поврежденную грѣхомъ природу, а потому и сами грѣшимъ — грѣшимъ такъ же, какъ и они, непослушаніемъ Богу и невоздержаніемъ, увлекаясь всевозможными страстями и пороками, душевными и тѣлесными. Мы не здоровы, а больны, а какой больной не хотѣлъ бы выздоровѣть? Кому охота постоянно болѣть безъ всякой надежды на выздоровленіе?

Вотъ св. Церковь и идетъ намъ навстрѣчу, предлагая намъ курсъ лѣченія — святый постъ.

Мы — падшее созданіе. Черезъ непослушаніе Богу и черезъ невоздержаніе мы, въ лицѣ нашихъ прародителей, пали и лишились райскаго блаженства: черезъ добровольно принимаемый на себя подвигъ послушанія и воздержанія мы можемъ снова возстать и возвратить себѣ потерянное райское блаженство.

Вотъ — истинный смыслъ поста!

Пользу отъ поста, какъ могущественнѣйшаго средства освобожденія отъ гнетущей насъ грѣховности, испытываетъ каждый, а поэтому даже странно бываетъ слышать тѣ неразумныя возраженія, которыя въ настоящее время противъ поста дѣлаются. Мы подчеркиваемъ: «въ настоящее время», потому что никогда въ прошломъ не бывало столькихъ возраженій и такого большого количества противниковъ поста, какъ нынѣ. /с. 362/ Особенно странно слышать возраженія противъ поста отъ сектантовъ, которые говорятъ, что они во всемъ слѣдуютъ только Библіи.

Именно Библія учитъ насъ посту.

Поселивъ перваго человѣка въ раю, Самъ Господь заповѣдалъ ему воздержаніе, запретивъ вкушать плоды отъ «древа познанія добра и зла» (Быт. 2, 16-17). Послѣ потопа Господь Богъ также наложилъ на людей нѣкоторое ограниченіе въ пищѣ: «Только плоти съ душою ея, съ кровью ея не ѣшьте» (Быт. 9, 3-4). При Моисеѣ Господь установилъ «праздникъ опрѣсноковъ», когда можно было ѣсть только прѣсный хлѣбъ (Исх. 23, 15), а затѣмъ опредѣлилъ ясное разграниченіе, мясомъ какихъ животныхъ можно питаться, а какихъ нельзя (Лев. 11 гл.). Самъ Моисей на Синаѣ не ѣлъ хлѣба и не пилъ воды сорокъ дней и сорокъ ночей (Исх. 34, 28). Испрашивая у Бога прощеніе избранному народу, Моисей опять «сорокъ дней и сорокъ ночей хлѣба не ѣлъ и воды не пилъ за всѣ грѣхи» (Втор. 9, 18). Св. Пророкъ Илія во время путешествія изъ Вирсавіи къ горѣ Хориву сорокъ дней и сорокъ ночей оставался безъ пищи и питія (3 Цар. 19, 8-12). Израильтяне, страшась Ассирійскаго нашествія подъ предводительствомъ Олоферна, испросили милость и помощь отъ Господа, молясь и постясь много дней предъ святилищемъ» (Іудиѳь 4, 3).

Множество и другихъ примѣровъ постнаго подвига даетъ намъ Ветхій Завѣтъ, но изъ нихъ особенно выдающійся и убѣдительный — это примѣръ семи братьевъ Маккавеевъ, учителя ихъ Елеазара и матери Соломоніи, жившихъ незадолго до пришествія Христа-Спасителя на землю: мученическую смерть они предпочли нарушенію законовъ о пищѣ (2 Маккав. 6, 18 до конца и 7 гл.). Да и вся исторія избраннаго народа Божія показываетъ намъ, что особенно усердныя молитвы и сердечное сокрушеніе о грѣхахъ всегда сопровождались постомъ, и такая молитва, соединенная съ постомъ, Богу пріятна, а людямъ спасительна.

Новый Завѣтъ точно также утверждаетъ важность и необходимость поста. Великимъ постникомъ былъ /с. 363/ Предтеча Господень св. Іоаннъ Креститель. Самъ Господь Іисусъ Христосъ передъ выходомъ Своимъ на общественное служеніе человѣческому роду, удалившись въ пустыню, сорокъ дней и сорокъ ночей провелъ въ постѣ. Во время Своей Нагорной проповѣди Онъ далъ опредѣленныя наставленія, какъ слѣдуетъ поститься: не для похвалы человѣческой, а для Бога (Матѳ. 6, 17-18). Объясняя Своимъ ученикамъ, почему они не могли изгнать бѣса изъ приведеннаго къ нимъ отрока, Господь указалъ на постъ, какъ на необходимое средство въ борьбѣ съ темной бѣсовской силой: «сей родъ не исходитъ токмо молитвою и постомъ» (Матѳ. 17, 21). Возражая книжникамъ и фарисеямъ на укоръ, почему ученики Его не постятся, какъ постятся «ученики Іоанновы и фарисейскіе», Господь сказалъ: «пріидутъ дніе, егда отъимется отъ нихъ Женихъ, и тогда постятся въ тыя дни» (Марк. 2, 18-20), И въ кн. Дѣяній св. Апостоловъ мы находимъ вполнѣ опредѣленныя указанія на то, какъ св. Апостолы постились. Постились они передъ отправленіемъ Варнавы и Савла на проповѣдь (Дѣян. 13, 2-3), постились при рукоположеніяхъ пресвитеровъ (Дѣян. 14, 23).

Кажется, этихъ свидѣтельствъ, достаточно. Они не могутъ не убѣждать насъ, что постъ — дѣло Богоустановленное, Богу угодное, а для людей — спасительное.

Святые Отцы Церкви и всѣ великіе подвижники христіанскаго благочестія и сами постились и намъ оставили множество замѣчательныхъ наставленій о пользѣ, важности и необходимости поста, имѣющаго огромное значеніе въ дѣлѣ Богоугожденія и нашего духовнаго преуспѣянія.

Вотъ какъ училъ, напримѣръ, о постѣ вселенскій учитель и святитель Василій Великій: «Соблюдайте заповѣдь о постѣ, почтите сѣдины поста, ибо онъ такъ же старъ, какъ родъ человѣческій».

А вотъ изреченіе св. Іоанна Златоустаго: «Постящійся легокъ, глубоко внимателенъ, молится трезвенно, лукавыя вожделѣнія погашаетъ, умилостивляетъ Бога и горделивую душу смиряетъ».

Св. Аѳанасій Великій говорилъ: «Видишь ли, что /с. 364/ дѣлаетъ постъ: болѣзни врачуетъ, мокроты изсушаетъ, лукавые помыслы удаляетъ, бѣсовъ прогоняетъ, сердце дѣлаетъ чистымъ. Если бы кто даже одержимъ былъ нечистымъ духомъ, да будетъ ему извѣстно, что сей родъ, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постомъ».

«Постъ — колесница, возносящая на небо», училъ преп. Ефремъ Сиринъ: «постъ доброе предохраненіе для души, надежный сожитель тѣлу. Постъ — оружіе доблестнымъ, училище подвижниковъ. Постъ — путь къ покаянію».

«Постъ — отверженіе всего, что услаждаетъ вкусъ», наставляетъ величайшій подвижникъ преп. Іоаннъ Лѣствичникъ: «погашеніе тѣлеснаго разжженія, истребленіе лукавыхъ помышленій, чистота молитвы, свѣтило души, храненіе ума, истребленіе сердечной безчувственности, дверь умиленія, радостное сокрушеніе, удержаніе многословія, причина безмолвія, стражъ послущанія, облегченіе сна, здравіе тѣла, виновникъ безстрастія, врата рая и небесное наслажденіе».

По ученію преп. Исаака Сирскаго, «постъ — святой путь Божій и основаніе всѣхъ добродѣтелей».

Св. Амвросій Медіоланскій называетъ постъ «временемъ небеснаго врачеванія» и говоритъ, что «постъ есть время, въ которое мы можемъ очистить всю скверну пороковъ и уврачевать всѣ язвы беззаконій, усердно прося Врача душъ нашихъ, чтобы Онъ помогъ намъ соблюсти заповѣди, трудныя для соблюденія при нашемъ немощномъ составѣ».

Такихъ святоотеческихъ свидѣтельствъ о значеніи поста можно было бы привести безчисленное множество.

Вотъ, слѣдовательно, какое огромное и важное значеніе имѣетъ для насъ постъ!

Вполнѣ понятно поэтому, что говоритъ о постѣ и нашъ, почти современный намъ великій подвижникъ, богословъ и наставникъ православно-христіанскаго благочестія святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «Подъятіе строгаго поста должно стоять въ числѣ /с. 365/ средствъ къ возвращенію потеряннаго рая. Мать наша св. Церковь сердобольная, развѣ мачиха намъ? Стала ли бы она налагать на насъ такое бремя тяжкое и ненужное? А вотъ налагаетъ! Вѣрно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и всѣ хотящіи спастись покаряются... Посмотрите вокругъ. Мало-мальски у кого западетъ забота о душѣ, сейчасъ начинаетъ поститься и, чѣмъ сильнѣе у него забота, тѣмъ строже онъ постится. Отчего бы это? Оттого, что при постѣ успѣшнѣе идетъ дѣло и легче совладать съ душею. Кто же отговаривается отъ поста, вѣрно, тому не дорого спасеніе. Ужъ гдѣ чрево пишетъ законы, тамъ богъ — чрево. Кому богъ — чрево, тотъ врагъ Креста Христова. Кто врагъ Креста — тотъ врагъ Христа, Спасителя нашего и Бога («Письма о христ. жизни», стр. 126).

Таково наше православно-христіанское ученіе о постѣ!

Послѣ всего вышесказаннаго нами, должно быть вполнѣ ясно и понятно каждому безпристрастно-настроенному и непредубѣжденному человѣку, что тамъ, гдѣ нѣтъ поста, тамъ нѣтъ и истиннаго Православія!

Вотъ почему, совсѣмъ не случайно первая седмица Великаго поста завершается у насъ радостнымъ праздникомъ въ честь «Торжества Православія».

Истинное Православіе такъ тѣсно связано съ постомъ потому, что Истинное Православіе есть чистое и безпримѣсное ученіе подлиннаго, неповрежденнаго никакими человѣческими вымыслами, христіанства о вѣчномъ спасеніи человѣка, а вѣчное спасеніе человѣка невозможно безъ подвига поста.

Только въ Православной Церкви и сохранилось поэтому донынѣ чистое и неискаженное ученіе о постѣ и всѣ издревле установленныя правила о томъ, какъ надлежитъ соблюдать постъ. Потому-то 69-е Апостольское правило всѣхъ не желающихъ поститься, «кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя» (конечно, если это препятствіе — дѣйствительное, а не во/с. 366/ображаемое, не мнимое!), священнослужителей извергаетъ изъ сана, а мірянъ — отлучаетъ отъ Церкви.

Въ какое же положеніе ставятъ себя тогда всѣ эти современные модернисты — «нео-христіане», или «нео-хиліасты», которые такъ любятъ разглагольствовать о «Жизни въ Церкви» и о «Православіи въ жизни», а поста не признаютъ и поститься не желаютъ?

Не всегда, конечно, рѣшаются они отвергать постъ теоретически, но почти всегда отметаютъ его практически, смотря на него, какъ на какіе-то «пережитки прошлаго», для нашего «культурнаго» времени не имѣющіе обязательной силы и значенія.

Такое настроеніе ихъ, однако, естественно и строго-послѣдовательно, ибо вытекаетъ само собой изъ ихъ не-православной идеологіи. Вѣдь всѣ ихъ мысли и чувства — здѣсь на землѣ, гдѣ они думаютъ устроить «Царствіе Божіе», понимая подъ нимъ, въ сущности, благоденственное и мирное житіе съ невозбраннымъ и неограниченнымъ пользованіемъ всѣми земными благами. Настоящей, живой мысли о вѣчности, о предстоящей имъ будущей жизни (въ которую они, видимо, весьма слабо вѣруютъ, а многіе изъ нихъ, быть можетъ и совсѣмъ не вѣруютъ!) у нихъ нѣтъ, а потому и готовиться къ ней, путемъ очищенія себя отъ грѣховныхъ сквернъ, посредствомъ поста, они просто не считаютъ нужнымъ. Утвержденію въ нихъ такого настроенія помогаетъ еще и криво-истолковываемое ими ученіе Слова Божія о томъ, что «Богъ есть любовь»: а разъ Богъ есть любовь то и нечего особенно безпокоиться — Онъ никого не осудитъ, а всѣмъ все проститъ.

Къ чему же же тогда обременять себя какими-то подвигами и мучить себя постами, вмѣсто того, чтобы невозбранно наслаждаться всѣми благами этой земной жизни, которыя «вѣдь для насъ же и созданы Богомъ»?

Конечно, не всегда такъ откровенно высказываются подобныя мыcли вслухъ, но въ глубинѣ души, подсознательно, всѣ эти современные модернисты, любя/с. 367/щіе выдавать себя за «представителей Православія», такъ именно настроены.

Совсѣмъ, однако, не таково, какъ мы видѣли, истинно-православное міровоззрѣніе, а потому мы не можемъ не разоблачать такихъ людей, какъ представителей фальшиваго, но отнюдь не истиннаго Православія.

Православіе — не въ однихъ только отвлеченныхъ, оторванныхъ отъ жизни, формально-признаваемыхъ догматахъ: Православіе — въ духѣ и жизни!

Православіе — въ подвигѣ жизни истинно-христіанской.

Безъ подвига нѣтъ и Православія.

Истинное Православіе непремѣнно требуетъ подвига, о которомъ такъ ясно учитъ и Слово Божіе и великіе Отцы Церкви, прославившіеся святостью своей жизни.

Вѣдь не напрасно же истинно-христіанскій, или, что то же, православный путь жизни Самъ Христосъ-Спаситель именуетъ «путемъ узкимъ и тѣснымъ» (Матѳ. 7, 14) и уподобляетъ его «несенію креста», заповѣдуя Своимъ послѣдователямъ «самоотверженіе» (Матѳ. 16, 24). Отсюда ясно, что каждый истинно-православный христіанинъ долженъ быть подвижникомъ. А подвигъ находитъ себѣ наиболѣе яркое выраженіе въ постѣ, какъ и учитъ объ этомъ св. Апостолъ Павелъ: «Подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится» (1 Кор. 9, 25), то-есть: кто подвизается, долженъ упражняться въ воздержаніи. Да и самъ св. Апостолъ Павелъ тутъ же добавляетъ, подтверждая личнымъ примѣромъ своимъ необходимость воздержанія: «умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како, инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду» (1 Кор. 9, 27). Если самъ великій Апостолъ языковъ, прошедшій съ проповѣдью св. Евангелія всю вселенную, находилъ нужнымъ «умерщвлять тѣло свое и порабощать», то какъ же не слѣ/с. 368/довать его примѣру и намъ грѣшнымъ? какъ можно дерзать отвергать значеніе поста, пренебрегать имъ?

Наступившій Великій постъ и есть такое, ежегодно-повторяемое, для пользы нашей, поприще упражненія въ подвигѣ воздержанія, или, что тоже, — въ подвигѣ истинно-христіанской жизни.

И ничего такого мрачнаго и зловѣщаго, какъ это рисуютъ себѣ неразумные люди, ищущіе однихъ земныхъ радостей и сладостей, подвигъ поста собой не представляетъ. Наоборотъ: правильно-проводимый, по уставамъ Церкви, постъ даетъ необыкновенную духовную легкость и отраду и ни съ чѣмъ земнымъ несравнимую радость — онъ даетъ душевное и тѣлесное здравіе. И какъ ежегодно-проводимый нами Великій постъ приводитъ насъ къ свѣтлой радости Христова Воскресенія, такъ и жизнь каждаго изъ насъ, если мы добровольно и охотно уподобляемъ ее великопостному подвигу, приведетъ насъ въ свое время къ преславному воскресенію изъ мертвыхъ, къ оправданію на Страшномъ Судѣ Божіемъ и къ вѣчной нескончаемой радости въ блаженныхъ чертогахъ райскихъ.

А это именно и есть цѣль истиннаго-православнаго-христіанства!

Къ ней, и только къ ней, мы и должны стремиться.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 360-368.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.