Церковный календарь
Новости


2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Начало развала (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Въ Ставкѣ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ДВЕРИ ПОКАЯНІЯ.

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..»

Вотъ и вновь безмѣрная милость Господа Бога, всѣмъ хотящаго спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4), привела насъ къ порогу Великаго поста и поставила насъ предъ дверьми покаянія: съ нынѣшняго воскреснаго дня — Недѣли Мытаря и Фарисея — начинаются приготовительныя къ Великому посту седмицы.

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..» съ такой глубоко-трогающей наши сердца (если они еще не /с. 344/ совсѣмъ зачерствѣли и окаменѣли!), умилительно-слезной мольбой обращается нынѣ св. Церковь къ Богу отъ лица всѣхъ насъ, вѣрующихъ.

Но почему это? Развѣ двери покаянія не отверзты? Вѣдь Господь Самъ всѣхъ насъ призываетъ къ покаянію — зачѣмъ же нужно еще просить, молить Его, чтобы Онъ «отверзъ» намъ двери покаянія? Развѣ онѣ закрыты? Да и кто могъ посмѣть закрыть ихъ для насъ?

Какъ это ни странно звучитъ, но отвѣтъ на этотъ вопросъ можетъ быть только одинъ: мы сами закрываемъ ихъ для себя. Своимъ закоснѣніемъ во грѣхахъ, своимъ упорнымъ противленіемъ Богу, своей самопревозносящейся гордыней, своимъ окамененнымъ нечувствіемъ, маловѣріемъ, невѣріемъ и безбожіемъ мы закрываемъ для себя эти спасительныя двери покаянія, и покаяніе становится недоступнымъ для насъ.

Вотъ потому-то, желая расположить насъ къ покаяннымъ чувствамъ, сокрушить въ насъ это окамененіе сердечное, св. Церковь и внушаетъ намъ слезно взывать къ Богу:

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!»

Одновременно, вразумляя насъ, съ какими чувствами должны мы приносить покаяніе, дабы наше покаяніе было истиннымъ и спасительнымъ, а не лицемѣрнымъ, св. Церковь рисуетъ намъ въ Евангельскомъ чтеніи и въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ два образа, противопоставляя ихъ: образъ смиреннаго мытаря, получающаго отъ Бога прощеніе своихъ грѣховъ за свое смиренное раскаяніе въ нихъ, и образъ гордаго надменнаго фарисея, отвергнутаго Богомъ за свою самопревозносящуюся гордыню, которая и неспособна по-настоящему каяться, а потому и не можетъ получить прощенія.

Въ этомъ и причина, почему «двери покаянія» не для всѣхъ одинаково открыты. Онѣ открыты для смиренныхъ «мытарей», искренно-сокрушающихся о своихъ грѣхахъ, — но остаются закрытыми для гор/с. 345/дыхъ «фарисеевъ», чувствующихъ себя безгрѣшными и потому не ощущающихъ по-настоящему нужды въ искреннемъ и глубокомъ покаяніи. Впрочемъ, эти «фарисеи» (разновидностей ихъ вѣдь очень много, хотя сущность — одна!) могутъ и не отвергать покаянія совсѣмъ, но ихъ «покаяніе», какъ и все ихъ «благочестіе», — только наружное, лицемѣрное, какъ и все, что дѣлаютъ такіе «фарисеи» для похвалы людской или для самолюбованія — для еще бóльшаго утвержденія себя въ своей гордынѣ.

Вотъ почему такъ настойчиво въ эту первую приготовительную недѣлю къ Великому посту увѣщеваетъ насъ св. Церковь:

«Фарисеева убѣжимъ высокоглаголанія, и мытаревѣ научимся высотѣ глаголъ смиренныхъ»... (Кондакъ).

«Не помолимся фарисейски, братіе, ибо возносяй себе смирится. Смиримъ себе предъ Богомъ»... (Стихира на «Господи воззвахъ»).

«Мытаря и фарисея различіе разумѣвши, душе моя, онаго (то-есть: фарисея) убо возненавиждь гордынный гласъ, оваго же (то-есть: мытаря) ревнуй благоумиленной молитвѣ, и возопій: Боже, очисти мя, грѣшнаго, и помилуй мя!» (Стихира на «Славу»).

Итакъ, запомнимъ хорошо, что въ основѣ фарисейскаго недуга лицемѣрія, которое такъ часто обличалъ въ фарисеяхъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ (см., напр., Матѳ. 23, 28; Марк. 12, 15; Лук. 12, 1) и которое служитъ главнымъ препятствіемъ къ истинному покаянію, лежитъ самообольщеніе, именуемое Святыми Отцами «прелестью», а по-просту — ложь: обманъ и самообманъ.

Въ результатѣ такого самообольщенія, самообмана, «фарисей» успокаивается на своей чисто -внѣшней мнимой «праведности», «порядочности», «доброй славѣ», которую имѣетъ у людей, довѣрившихся ему, и доволенъ собой. Больше ему ничего не надо!

Необходимо, однако, знать, что такое лицемѣрное благочестіе «фарисея» пагубно не только для него одного: оно приноситъ страшнѣйшій вредъ /с. 346/ всему дѣлу нашей святой вѣры и Церкви — дѣлу спасенія человѣка, ибо оно способно отталкивать отъ вѣры и Церкви людей чистыхъ, еще не испорченныхъ, не отравленныхъ ядомъ лицемѣрія, людей, честныхъ по природѣ, отвращающихся инстинктивно отъ всякой лжи и обмана.

И вотъ, съ этой точки зрѣнія, фарисейство — самый страшный и губительный душевный недугъ, самое злокачественное и убійственное преступленіе, какое только можетъ быть на землѣ — и въ отношеніи къ самому себѣ и въ отношеніи къ другимъ людямъ.

Фарисей есть лжецъ и духовный убійца.

И это вполнѣ понятно, ибо ложь и духовное убійство тѣснѣйшимъ образомъ другъ съ другомъ связаны, такъ какъ и то и другое происходятъ отъ одного и того же врага Божія и врага человѣческаго спасенія — діавола.

Это ясно засвидѣтельствовалъ намъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, сказавшій такъ убѣдительно и исчерпывающе о діаволѣ:

«Онъ (то-есть: діаволъ) человѣкоубійца бѣ искони и во истинѣ не стоитъ, яко нѣсть истины въ немъ: егда глаголетъ лжу, отъ своихъ глаголетъ, яко ложь есть и отецъ лжи» (Іоан. 8, 44).

Какъ это чрезвычайно важно намъ хорошо знать и помнить!

Именно съ такой точки зрѣнія и должны мы давать оцѣнку всему происходящему нынѣ въ мірѣ.

Можетъ ли быть что бы то ни было доброе и спасительное для нашихъ душъ тамъ, гдѣ нѣтъ истины и гдѣ имѣетъ мѣсто ложь?

Конечно, нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ!

Отверженіе истины и принятіе на мѣсто истины лжи, влечетъ за собой только человѣкоубійство и вѣчную смерть.

Какъ часто приходится намъ теперь слышать рѣчи о «христіанской любви» тамъ, гдѣ отвергаютъ истину и /с. 347/ провозглашаютъ ложь. Можетъ ли, однако, имѣть мѣсто истинно-христіанская любовь тамъ, гдѣ нѣтъ истины и гдѣ господствуетъ ложь?

Послѣ всего вышесказаннаго — это уже праздный вопросъ.

Какая можетъ быть «любовь» тамъ, гдѣ нѣтъ истины?

Тамъ можетъ быть только «фарисейская» лицемѣрная «любовь», но никакъ не любовь христіанская.

Съ тѣхъ поръ какъ чрезъ грѣхопаденіе нашихъ прародителей, обманутыхъ, обольщенныхъ діаволомъ, вошла въ міръ ложь и, какъ послѣдствіе ея, грѣхъ во всѣхъ его безчисленныхъ проявленіяхъ, началось оскудѣніе вѣры и изсякновеніе любви: маловѣріе невѣріе, безбожіе, вражда, ненависть, злоба, убійство и смерть стали господствовать въ немъ. И только тогда, когда Воплотившійся, «нашего ради спасенія», Сынъ Божій Единородный пришелъ на землю для того, чтобы, какъ Онъ Самъ сказалъ, «свидѣтельствовать истину» (Іоан. 18, 37), всякій, всѣмъ сердцемъ принявшій эту Божественную Истину, становился способнымъ и къ настоящей, чистой и нелицемѣрной любви.

Гдѣ нѣтъ истины, тамъ — грѣхъ, а гдѣ грѣхъ, тамъ не можетъ быть истинной любви, а только обманъ, кроющій подъ собою, въ дѣйствительности, лишь злобу и ненависть, человѣкоубійство и смерть.

Развѣ мы не видѣли этого, не убѣдились въ этомъ самымъ нагляднымъ образомъ на примѣрѣ такъ называемой «Великой Французской Революціи» или нашей «Великой Безкровной», которыя обольщали наивно-довѣрчивыхъ людей такими высоко -гуманными, какъ казалось на первый взглядъ, исполненными «любви» къ человѣку лозунгами?

А во что эти лозунги на дѣлѣ вылились?

Страшно и сказать!

Этотъ діавольскій обманъ — эта пропаганда (не поворачивается языкъ назвать это «проповѣдью») лицемѣрной фарисейской любви, однако, продолжается... и будетъ продолжаться, пока не приведетъ несчастное, /с. 348/ обманутое, сбитое съ толку человѣчество къ Антихристу.

Нагромождается грандіозное, долженствующее поразить воображеніе, но въ существѣ своемъ безобразное и отталкивающее, какъ безобразенъ и отвратителенъ «стиль-модернъ» современныхъ храмовыхъ строеній капище (иначе мы его и назвать не можемъ!) спѣшно-воздвигаемой Антихристовой лже-церкви, которой предназначено объединить въ себѣ всѣ доселѣ существовавшія отдѣльно вѣроисповѣданія и религіозныя «деноминаціи». И все это — подъ лозунгомъ той мнимой «любви», которая, на самомъ дѣлѣ, стремится весь міръ залить слезами и кровью...

Духовные прототипы этого гнуснаго «экуменическаго» капища, какъ бы «преддверія» пріуготовляющія къ нему, мы уже видимъ во многихъ современныхъ храмахъ, гдѣ наверху совершается лишь формально-отбываемое, «для приличія», богослуженіе съ ничтожнымъ числомъ молящихся, — въ то время какъ внизу, въ полуподвальномъ помѣщеніи, происходитъ главное дѣйство, ради котораго собственно и построенъ самый храмъ: настоящая «свистопляска», подъ громкими названіями «культурныхъ начинаній» — «нельзя же все только лобъ объ полъ разбивать, надо и культурно-просвѣтительную работу вести и благотворительностью заниматься». Во многихъ храмахъ, не исключая даже считающихъ себя «православными», устраиваются теперь и танцевальные вечера, и театральныя представленія, и даже азартныя игры, съ полнымъ пренебреженіемъ къ святости зданія, которое при освященіи своемъ помазуется святымъ мѵромъ.

Но вѣдь это поруганіе святыни какъ разъ и входитъ въ цѣли лукавыхъ пропагандистовъ мнимой «христіанской любви!»

Основная задача слугъ грядущаго Антихриста — разрушить старый міръ со всѣми его прежними понятіями, его «предразсудками», чтобы построить на его мѣстѣ новый міръ, годный къ принятію приближающагося «новаго властелина», который дол/с. 349/женъ замѣнить людямъ Христа и дать имъ на землѣ то, чего не далъ Христосъ...

Нужно быть совсѣмъ духовно-слѣпымъ, чуждымъ истиннаго христіанства, чтобы не понимать всего этого!

Вотъ почему, слыша вновь призывъ нашей св. Церкви къ покаянію, мы должны прежде всего тщательнѣйшимъ образомъ провѣрить себя: «не грѣшимъ ли мы этимъ самымъ страшнымъ и губительнымъ для души грѣхомъ — грѣхомъ участія въ «Отступленіи», послѣдованія за діавольской ложью, вмѣсто Христовой истины?

Всѣ личные грѣхи, происходящіе отъ немощи человѣческой, ничто по сравненію съ этимъ основнымъ грѣхомъ современности, хотя бы уже потому, что онъ, этотъ грѣхъ «Отступленія» упраздняетъ вообще самое понятіе грѣха и внушаетъ человѣку ненужность покаянія.

Въ этомъ и причина, что въ современной жизни, какъ мы видимъ, уже почти утратилось понятіе грѣха: все можно! все позволительно!

Надо только найти для всего подходящее, приличное оправданіе — и все въ порядкѣ!

Итакъ, вступая въ эти дивныя душеспасительныя седмицы преддверія Великаго поста, дающія намъ такое обиліе назиданія, вникнемъ по-глубже въ свои души: не коснулась ли ихъ тлетворная зараза духа «Отступленія»? не овладѣло ли нами подъ вліяніемъ этого окамененное нечувствіе? не потеряли ли мы способности искренно, по-настоящему каяться? есть ли еще въ насъ хоть малая капля мытарева смиренія? и со всею силою, ясно сознавая свою неминуемую гибель безъ покаянія, воззовемъ со всею Церковью къ Богу:

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 343-349.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.