Церковный календарь
Новости


2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 36-я (1908)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 35-я (1908)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

О ЧЕМЪ НАПОМИНАЕТЪ НАМЪ НОВЫЙ ГОДЪ?

«Поминай послѣдняя твоя!..» (Сирах. VII, 39).

Отъ самыхъ первыхъ временъ христіанства и до настоящаго времени всѣ истинные наставники подлиннаго христіанскаго благочестія всегда заповѣдывали и доселѣ заповѣдуютъ намъ, христіанамъ, искренно желающимъ проводить свою жизнь Богоугодно и спастись, постоянно помнить «послѣдняя своя», то-есть: помнить то, чѣмъ кончится и къ чему можетъ привести насъ эта временная земная жизнь наша.

А это «послѣдняя», или «четыре послѣднихъ», по выраженію нашего великаго россійскаго святителя Тихона Задонскаго, суть: смерть, судъ, вѣчная мука грѣшниковъ и вѣчная жизнь праведниковъ.

О чемъ же, какъ не объ этомъ именно такъ естественно помышлять намъ при наступленіи каждаго Новаго Года?

Ибо о чемъ еще другомъ напоминаетъ намъ, въ первую очередь, наступающій Новый Годъ, какъ не о томъ, что еще на одинъ годъ сократилась жизнь каждаго изъ насъ, что еще на одинъ годъ приблизились мы къ неизбѣжному для всѣхъ насъ концу? И кто знаетъ: не будетъ ли этотъ наступившій Новый Годъ для многихъ изъ насъ вообще послѣднимъ годомъ этой временной земной жизни?

/с. 328/ Отсюда, казалось бы, само собою должно было бы быть ясно, къ какимъ мыслямъ и чувствамъ должна насъ располагать встрѣча Новаго Года.

Вмѣстѣ съ тѣмъ каждый наступающій Новый Годъ, если мы еще не утратили благоразумія и не осуетились окончательно въ помыслахъ своихъ, не можетъ не приводить насъ къ мысли и о томъ, что еще на одинъ годъ сократилась и жизнь всего этого видимаго тлѣннаго міра. Ибо и онъ, весь въ цѣломъ, по ясному ученію Слова Божія, будетъ имѣть нѣкогда свой конецъ. Даны намъ Самимъ Господомъ въ Его Божественномъ Евангеліи и Св. Апостолами въ ихъ посланіяхъ достаточно яркіе и опредѣленные признаки несомнѣннаго приближенія этого конца.

«Итакъ, когда вы увидите все сіе сбывающимся», — «вѣдите (знайте), яко близъ есть, при дверехъ» (Матѳ. 24, 33 и Лук. 21, 31).

А потому: «внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той: яко сѣть бо пріидетъ на вся живущыя на лицы всея земли» (Лук. 21, 34-35).

Помнятъ ли это наставленіе Господа своего современные христіане, встрѣчающіе Новый Годъ, и соблюдаютъ ли его?

И готовятся ли они къ встрѣчѣ Самого Господа, грядущаго «судити живымъ и мертвымъ», чтобы на вѣки-вѣчные опредѣлить участь нашу, по ясной и прямой заповѣди Его:

«Бдите убо на всяко время молящеся» (Лук. 21, 36).

«Бдите убо, яко не вѣсте дне ни часа, въ оньже Сынъ Человѣческій пріидетъ» (Матѳ. 25, 13).

И именно потому, что «день и часъ» неизвѣстны, нужно всегда ожидать Второго Пришествія Господня и всегда быть готовыми къ встрѣчѣ Господа:

«Будите подобни человѣкомъ чающымъ Господа своего, когда возвратится отъ брака, да пришедшу и толкнувшу, абіе отверзутъ ему» (Лук. 12, 36).

/с. 329/ «Сего ради и вы будите готови, яко въ оньже часъ не мните (ибо въ который часъ не думаете), Сынъ Человѣческій пріидетъ» (Матѳ. 24, 44).

Тѣмъ болѣе нужно ожидать Второго Пришествія Господня и готовиться къ нему теперь, когда на нашихъ глазахъ, съ каждымъ Новымъ Годомъ, все больше и больше исполняется столько явныхъ и убѣдительныхъ признаковъ приближенія его.

Увы! не любятъ напоминаній объ этомъ многіе современные христіане и даже, страшно сказать, нѣкоторые пастыри Церкви, не исключая и занимающихъ весьма высокое положеніе на іерархической лѣстницѣ. Даже сердятся и негодуютъ, когда имъ говорятъ о близости конца и о столь явно и очевидно происходящей сейчасъ въ мірѣ напряженной работѣ по подготовкѣ царства Антихриста.

«Не надо пугать людей», такъ обыкновенно объясняютъ они свое настроеніе: «это производитъ только отрицательное дѣйствіе, отталкиваетъ отъ Церкви»...

Не будемъ говорить о томъ, въ какомъ очевидномъ противорѣчіи находится такое утвержденіе со всѣми вышеприведенными евангельскими наставленіями и съ настроеніемъ всѣхъ истинныхъ христіанъ всѣхъ временъ и всѣхъ народовъ, которые всегда ждали и ждутъ «пришествія свѣтлаго и явленнаго дне Единороднаго Сына Божія Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ оньже со славою Судія всѣхъ пріидетъ, комуждо отдати по дѣломъ его» (см. 5-ую молитву утреннюю). Вспомнимъ лишь пламенныя проповѣди нашего великаго, только что нами торжественно прославленнаго, всероссійскаго праведника, молитвенника и чудотворца св. Іоанна Кронштадтскаго. Рисуя ужасающую картину происходящаго во всемъ мірѣ, а, въ частности, въ Россіи, повальнаго «отступленія», онъ неоднократно говорилъ: «Повидимому, скоро наступитъ день Втораго Пришествія Христова, ибо наступило предсказанное въ Писаніи отступленіе отъ вѣры»... (Слово въ 3 нед. Вел. поста 1906 г.); «Господь скоро придетъ, но придетъ судить міръ и воздать каждому по дѣламъ... Можетъ быть, скоро услышимъ грозную вѣсть: «Се Женихъ гря/с. 330/детъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, егоже обрящетъ бдяща»... (Слово на 25 марта 1906 г.).

Особенно характерны и сильны въ этомъ отношеніи новогоднія проповѣди нашего дивнаго праведника. Онъ не боялся «пугать» и «отталкивать» этимъ людей отъ Церкви, а буквально гремѣлъ своими огненными обличеніями, безпощадно бичуя столь умножившіеся уже въ его время страсти и пороки людскіе, а въ особенности безвѣріе и ложь, и привѣтствуя всѣхъ искренно-вѣрующихъ христіанъ съ несомнѣннымъ, на его взглядъ, приближеніемъ того времени, когда явится «новое небо и новая земля», на которыхъ будетъ, по слову Апостола, «обитать правда» (2 Петр. 3, 13).

«Всюду безвѣріе, всюду наносится оскорбленіе Существу Безконечному Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнѣніе и невѣріе... потеря стремленій къ высокимъ, духовнымъ интересамъ»... такъ говорилъ онъ на Новый 1907 годъ.

«Кому не намозолила глаза повсюдная неправда на землѣ», говоритъ онъ же въ своемъ словѣ на Новый 1904 годъ: «неправда и заблужденіе въ вѣрѣ, неправда въ государствахъ, въ обществахъ, въ сословіяхъ, въ разныхъ учрежденіяхъ, въ городахъ, селеніяхъ, семействахъ, въ школахъ и даже — въ обителяхъ святыхъ»...

Но кто не согласится, что эта неправда никогда еще такъ нагло не поднимала головы, какъ въ наше время, когда подлинно, по выраженію св. пророка, «зло называютъ добромъ, и добро — зломъ, тьму почитаютъ свѣтомъ, и свѣтъ — тьмою, горькое почитаютъ сладкимъ, и сладкое — горькимъ!» (Ис. 5, 20).

И развѣ это не исполненіе какъ разъ того предреченія св. Апостола Павла, которое онъ тѣсно связываетъ съ наступленіемъ «послѣднихъ временъ»: «Сего ради послетъ имъ Богъ дѣйство льсти (дѣйствіе заблужденія), во еже вѣровати имъ лжи (такъ что они будутъ вѣрить лжи), да судъ пріимутъ вси не вѣровавшіи истинѣ, но благоволившіи въ неправдѣ (да будутъ осуждены всѣ, не вѣровавшіе истинѣ, но возлюбившіе неправду)» (2 Солун. 2, 7-12)?

Мы устали отъ этой повсюдной неправды, отъ этой /с. 331/ гнетущей фальши и лжи, задыхаемся, живя посреди нея, а потому нисколько не «пугаемся», когда такіе высокіе авторитеты, какъ нашъ великій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій, говорятъ намъ о несомнѣнной близости кончины міра, когда, по его выраженію въ томъ же словѣ, «земля со всѣми стихіями сгоритъ, какъ сгораетъ домъ, и небо совьется въ одно мгновеніе, какъ одежда». Теперь, когда изобрѣтены такіе страшной разрушительной силы снаряды мы даже можемъ себѣ представить, какъ это случится. И радуемся тому, что будетъ «новое небо» и «новая земля», которыя какъ и «люди новые будутъ имѣть новую, нетлѣнную, духовную, вѣчную, безсмертную природу, безсмертную, чистую, безгрѣшную, святую, какъ святъ Господь Богъ», — «очевидно будутъ духовны, нетлѣнны, вѣчны и несравнимо прекрасны», «неподвержены измѣненію или разрушенію въ безконечные вѣки».

Если еще тогда, болѣе пятидесяти лѣтъ тому назадъ, когда жилъ св. праведный о. Іоаннъ Кронштадтскій, когда существовала еще Православная Царская Россія, оплотъ истинной вѣры — Святаго Православія — для всего міра, можно было говорить о приближеніи конца міра, то что же можно думать о нынѣшнемъ, переживаемомъ нами времени, когда «отступленіе» идетъ такъ быстро, на нашихъ глазахъ, такими гигантскими шагами?!

Къ сожалѣнію, далеко не всѣ это чувствуютъ, ибо, забывая предостереженіе Господа, обуреваются «объяденіемъ и піянствомъ и печальми житейскими».

Теперь происходитъ среди людей явное и рѣзкое «отсѣиваніе».

Одни, среди которыхъ — увы! — попадаются иногда даже лица, близкіе къ Церкви, вплоть до самихъ священнослужителей, забывшихъ свое высокое званіе и то, къ чему оно ихъ обязываетъ, среди шумнаго веселія, съ бокалами въ рукахъ, встрѣчаютъ Новый Годъ, и негодуютъ и сердятся, когда имъ говорятъ о знаменіяхъ времени, предвозвѣщающихъ близость кончины міра, ибо это мѣшаетъ ихъ сытой, привольной и веселой жизни, — другіе, со всей серьезностью, вдумчиво оцѣ/с. 332/ниваютъ создавшуюся въ мірѣ обстановку и отдаютъ себѣ ясный отчетъ въ томъ, насколько мы близки къ концу, и что только милость Божія къ намъ, привлекаемая усердной молитвой и покаяніемъ, можетъ сохранить и спасти насъ среди ужасовъ и бѣдствій, «грядущихъ на вселенную» (Лук. 21, 25-26).

«Бдите и молитеся, да не внидите въ напасть! (Матѳ. 26, 41) — вотъ постоянный жизненный девизъ этихъ послѣднихъ.

И пусть каждый изъ насъ по чистой совѣсти рѣшитъ для себя вопросъ, гдѣ онъ находится: въ числѣ «наглыхъ ругателей», о которыхъ говоритъ св. Апостолъ, «поступающихъ по собственнымъ своимъ похотямъ», которые говорятъ: «гдѣ обѣтованіе пришествія Его?», насмѣхаются и зло издѣваются надъ вѣрою въ близость Втораго Пришествія (2 Петр. 3, 3-4), вопреки ясному ученію Слова Божія о необходимости всегда ожидать его и готовиться къ нему, или — въ составѣ того «малаго стада» Христова, которое, безъ всякаго сомнѣнія, вѣруетъ всему тому, о чемъ училъ Христосъ, «ждетъ и желаетъ пришествія дня Божія», по заповѣди св. Апостола, храня себя «неоскверненными и непорочными въ мирѣ» (2 Петр. 3, 12-14) и которому поэтому Отецъ Небесный «благоволилъ дать Царство» (Лук. 12, 32)?

О, сколь велико сейчасъ помутнѣніе сознанія, даже у людей, считающихъ себя вѣрующими, — помраченіе умовъ и сердецъ, такъ что они, видя, не видятъ, и слыша, не слышатъ, и сердцемъ не разумѣютъ, по выраженнію св. пророка (Ис. 9, 10)!

Это — «окамененіе сердецъ», по его же выраженію.

Но есть въ наши дни, и все чаще и чаще встрѣчается нынѣ, явленіе еще болѣе страшное: это — въ большей или меньшей мѣрѣ сознательное, ради земныхъ благъ и выгодъ, опредѣленіе себя на службу грядущему Антихристу.

Вотъ это уже крайняя степень паденія, изъ которой весьма трудно возстаніе!

А что такія лица несомнѣнно имѣются, и не только /с. 333/ среди мірскихъ людей, но даже и среди священнослужителей, занимающихъ иной разъ и высокое іерархическое положеніе, объ этомъ слишкомъ ярко свидѣтельствуетъ вся современная жизнь и, въ частности, тѣ совершенно новозможныя, казалось бы, до крайности уродливыя явленія религіозной и церковной жизни, которыя возникаютъ теперь и протекаютъ прямо вопреки всякому здравому смыслу, не говоря уже о глубокомъ попраніи при этомъ ученія Слова Божія и каноновъ св. Церкви.

Вотъ они-то, эти лица, въ особенности, не выносятъ, не терпятъ, когда въ ихъ присутствіи, здраво разсуждая, говорятъ о признакахъ близости кончины міра и о дѣятельности слугъ Антихриста, съ коими они такъ или иначе себя связали. Они даже злобятся на всѣхъ такихъ здравомыслящихъ и честныхъ людей и преслѣдуютъ ихъ, то насмѣшками, то разнаго рода притѣсненіями, какъ бы предваряя тѣ страшныя гоненія, которымъ подвергнетъ всѣхъ истинныхъ христіанъ, по ученію Слова Божія, самъ Антихристъ, когда онъ явится.

Но, конечно, не мѣсто тутъ унынію или отчаянію, ибо обо всемъ этомъ мы давно предупреждены. Мы знаемъ также, что и въ ликѣ 12-ти Апостоловъ Христовыхъ былъ Іуда-предатель. Да и вся исторія Христіанской Церкви, на протяженіи многихъ вѣковъ, нерѣдко омрачалась выступленіями подобныхъ же «вторыхъ Іудъ» — разныхъ богоотступниковъ и еретиковъ, много скорбей и зла причинявшихъ истинной Церкви и вѣрующимъ.

Страшно не это, само по себѣ, а то, какъ бы мы сами, по наивности и легкомыслію, по чрезмѣрному неоправданному довѣрію къ нѣкоторымъ людямъ, или обуреваемые разнаго рода страстями и похотями, не дали самихъ себя увлечь, подъ разными хитроумными и благовидными предлогами, въ родѣ, напримѣръ, столь модной теперь мнимой «благотворительности», «служенія ближнимъ» и мнимой «христіанской любви», на путь служенія Антихристу.

А это нынѣ — довольно обычно!

/с. 334/ Вотъ почему надо, по заповѣди Господней, испытывать знаменія временъ и не мудрствовать лукаво, а твердо держаться чистаго и неповрежденнаго ученія Слова Божія и Святыхъ Отцевъ, памятуя мудрое предостереженіе св. Апостола:

«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дніе лукави суть» (Ефес. 5, 15-16).

Съ такими мыслями и чувствами вступимъ въ этотъ Новый 1965-ый Годъ, моля Бога, чтобы Онъ, Милосердный, благословилъ его для насъ Своею благостью и помогъ бы намъ, несмотря ни на какіе соблазны, сохранить непоколебимую вѣрность Ему и Его истинной Церкви, въ чемъ одномъ только залогъ нашего вѣчнаго спасенія.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 327-334.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.