Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТЕЦЪ ІОАННЪ, КРОНШТАДТСКІЙ ЧУДОТВОРЕЦЪ, И СОВРЕМЕННЫЯ РАЗВЛЕЧЕНІЯ И УВЕСЕЛЕНІЯ.

Подходитъ къ концу святой Рождественскій постъ, приближается великій и радостный праздникъ Рождества Христова, а за нимъ и гражданскій Новый Годъ, вслѣдъ за которымъ слѣдуетъ другой великій праздникъ Богоявленія, или, Крещенія Господня. Какъ особенно свѣтло и радостно, проведя надлежащимъ образомъ весь Рождественскій постъ, встрѣтить затѣмъ этотъ исполненный духовнаго ликованія праздничный періодъ, /с. 315/ который наши благочестивые предки прозвали «святками»! Но у нашихъ русскихъ людей, осужденныхъ праведнымъ судомъ Божіимъ на изгнанническую жизнь заграницей, теперь все перевернулось. Многіе изъ нихъ, продолжая считать себя «русскими» и «православными», ни во что вмѣняютъ Рождественскій постъ, а нѣкоторые празднуютъ Рождество Христово, вмѣстѣ съ инославными, по новому стилю, считая даже, что они должны это дѣлать... изъ вѣжливости къ пріютившей ихъ странѣ.

Какое ужасное помутнѣніе православнаго сознанія! И могутъ ли такіе, съ чистою совѣстью, положа руку на сердце, считать себя и далѣе православными русскими людьми?!

Но это еще не все. Весьма многіе, совершенно забывая о постѣ и даже о праздникѣ Рождества Христова, все вниманіе свое сосредоточиваютъ на «веселой встрѣчѣ Новаго Года», причемъ нерѣдко не одинъ разъ, а два раза — сначала по новому стилю, а потомъ вторично по старому стилю. Уже задолго до Новаго Года мы читаемъ въ прессѣ призывы къ участію въ этой «встрѣчѣ» отъ имени самыхъ различныхъ организацій. Эти кричащія зазывныя приглашенія стремятся поразить воображеніе представленіемъ необыкновеннаго веселія и обильнаго угощенія, ожидающаго всѣхъ, кто приметъ въ нихъ участіе.

Вяжется ли все это хоть сколько-нибудь съ молитвенной христіанской подготовкой въ постѣ и воздержаніи къ великому празднику Рождества Христова?

И вправѣ ли тѣ, кто предаются такимъ увеселеніямъ во время Рождественскаго поста, продолжать считать себя православными христіанами?

Эти «веселыя встрѣчи Новаго Года», совершенно не приличествующія истиннымъ православнымъ христіанамъ, которые Новый Годъ должны встрѣчать не веселіемъ, какъ язычники, а молитвою, и не смѣютъ осквернять святыни поста веселымъ времяпрепровожденіемъ и объяденіемъ, суть, однако, не болѣе, какъ одинъ изъ многочисленныхъ симптомовъ той болѣзни, на которую такъ сѣтовалъ нашъ великій всероссійскій пра/с. 316/ведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій и которая, въ концѣ концовъ, и привела Россію къ гибели.

«Удивительная болѣзнь явилась нынче», говорилъ онъ въ своей бесѣдѣ съ сопастырями въ г. Сарапулѣ еще въ 1904 году: «это — страсть къ развлеченіямъ. Никогда не было такой потребности къ развлеченіямъ, какъ нынче. Это — показатель того, что людямъ нечѣмъ стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудомъ на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И мѣняютъ глубину и содержаніе духовной жизни на развлеченія. Какое безуміе! Точно дѣти, лишенныя разума! А между тѣмъ, развлеченія — это уже общественный порокъ, общественная страсть!».

А что бы сказалъ св. праведный Іоаннъ современнымъ русскимъ людямъ, такъ безпечно веселящимся и развлекающимся заграницей, въ то время, какъ наша несчастная Родина-Россія вотъ уже почти пятьдесятъ лѣтъ страждетъ подъ игомъ лютаго безбожія, обливаясь кровью своихъ лучшихъ сыновъ?! Какимъ страшнымъ негодованіемъ воскипѣлъ бы онъ противъ всѣхъ этихъ субботнихъ танцулекъ, оскверняющихъ святость праздничныхъ дней и отвлекающихъ русскихъ людей отъ посѣщенія Богослуженій! Зная святую ревность нашего дивнаго праведника и все, что онъ писалъ противъ этой болѣзненной маніи ненасытныхъ развлеченій, мы легко можемъ представить себѣ его праведный гнѣвъ, въ особенности, когда эта нездоровая страсть прикрывается такъ лукаво и лицемѣрно громкими словами о «русской культурѣ», о національномъ «воспитаніи» нашей молодежи, о «благотворительной дѣятельности» и тому подобными завлекательными лозунгами.

Вотъ единственно-вѣрная оцѣнка, какую даетъ св. праведный Іоаннъ этой зловредной страсти: «Что значитъ искать развлеченій?», спрашиваетъ онъ и отвѣчаетъ: «Значитъ хотѣть наполнить чѣмъ-нибудь внутреннюю пустоту души, созданной для дѣятельности и не терпящей быть праздной» («Моя жизнь во Христѣ», т. I, стр. 319-320).

«Смотря на многоразличныя развлеченія людей», го/с. 317/воритъ онъ въ другомъ мѣстѣ своего дневника: «на исключительныя попеченія о плоти, думаешь: есть ли въ людяхъ душа? А если есть, то почему они не заботятся, не думаютъ о ея спасеніи, ибо она предана безчисленнымъ грѣхамъ, которые составляютъ смерть ея, и смерть вѣчную? Есть ли вѣчная мука и вѣчное блаженство? А если есть, то отчего такъ мало стараются, или вовсе нѣтъ старанія избѣжать вѣчнаго мученія и наслѣдовать вѣчное блаженство? Вотъ что меня удивляетъ. И еще: отчего людей не страшитъ страшный часъ смерти? вѣдь не вѣчно же будемъ мы жить на землѣ. Когда-нибудь и до насъ очередь дойдетъ, и намъ скажутъ: обратитесь и вы, сыны человѣческіе, въ персть, изъ которой созданы. О, разсѣянность наша, гордость наша, пристрастіе, пригвожденіе къ землѣ! Грѣшники, думаете ли вы, что Богу нечѣмъ наказать насъ? О, есть чѣмъ, есть чѣмъ! Это — геенна огненная, езеро огненное, тартаръ страшный, котораго и самъ сатана трепещетъ, червь неумирающій и скрежетъ зубовъ...» (тамъ же т. II, стр. 10-11).

«Говорятъ: не важное дѣло ѣсть скоромное въ постъ, не въ пищѣ постъ; не важное дѣло носить дорогіе, красивые наряды, ѣздить въ театръ, на вечера, въ маскарады, заводить великолѣпную дорогую посуду, мебель, дорогой экипажъ, лихихъ коней, собирать и копить деньги и проч.; но изъ-за чего сердце наше отвращается отъ Бога, источника жизни, изъ-за чего теряемъ вѣчную жизнь? — Не изъ-за чревоугодія ли, не изъ-за драгоцѣнныхъ ли одеждъ, какъ евангельскій богачъ, не изъ-за театровъ ли и маскарадовъ?... Возможно ли Богу работать и маммонѣ (Матѳ. 6, 24), быть другомъ мiра и другомъ Божіимъ, работать Христу и Веліару? Невозможно. (Тамъ же, стр. 28-29).

Съ великой скорбью указываетъ нашъ великій праведникъ на поразительное невѣжество современныхъ ему русскихъ людей во всемъ, что касается св. Православной вѣры и Церкви, и предпочтеніе театра храму Божію.

«Занятые суетой и суетными удовольствіями», говоритъ онъ: «вы не имѣете ни времени, ни охоты вникнуть въ духъ христіанской вѣры, христіанскаго Бого/с. 318/служенія, и знать уставы церковные, цѣль праздниковъ Православной Церкви, постовъ, и, въ частности, значеніе каждой недѣли Великаго поста или историческія воспоминанія, соединенныя съ каждой недѣлей. Вы знаете иногда наизусть, какую пьесу играли на театрѣ, изъ сколькихъ дѣйствій или явленій она состоитъ, какое содержаніе ея общее и въ частностяхъ, а сущности христіанскихъ Таинствъ не знаете, между тѣмъ какъ они достойно пріемлющимъ ихъ доставляютъ жизнь вѣчную и неизреченныя блага вѣчной жизни; вы не знаете сущности богослуженія Святой Православной Церкви, матери своей, питающей, грѣющей, очищающей, освящающей и укрѣпляющей васъ въ материнскихъ святыхъ нѣдрахъ своихъ; вы не знаете содержанія и значенія ни вечерняго, ни утренняго, ни обѣденнаго Богослуженія и всегдашнихъ пѣснопѣній, чтеній и обрядовъ церковныхъ. Оправдываютъ игру въ театрѣ и называютъ ее полезной и нравоучительной или безвредной, или, по меньшей мѣрѣ, меньшимъ зломъ, въ сравненіи съ пьянствомъ и распутствомъ, и съ этой цѣлью стараются заводить повсюду театральныя зрѣлища. Удивительное дѣло, что христіане не нашли лучшаго средства для препровожденія драгоцѣннаго времени, какъ театръ, и по происхожденію своему и по значенію сохраняющій доселѣ характеръ языческій, идолопоклонническій, характеръ суетности, пустоты, вообще показывающій въ себѣ полнѣйшее отраженіе всѣхъ страстей и безобразій мiра сего, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской...

Нѣтъ! Христіане должны неотмѣнно поучаться въ Законѣ Божіемъ, читать чаще Евангеліе, вникать въ богослуженіе, исполнять заповѣди и уставы церковные, читать Писанія святыхъ отецъ, духовные журналы, чтобы проникаться духомъ христіанскимъ и жить по-христіански. Вотъ — ваши зрѣлища!» (тамъ же, томъ II, стр. 101-104).

«Настоящая жизнь не шутка и не игрушка», такъ еще сѣтуетъ о. Іоаннъ: «а между тѣмъ люди обратили ее въ шутку и игрушку: легкомысленно играютъ временемъ, даннымъ для приготовленія къ вѣчности, играютъ праздными словами. Соберутся въ гости, сидятъ и праздно/с. 319/словятъ... соберутся въ театрѣ, и тамъ лишь забавляются и дѣйствующія лица и смотрящіе на ихъ дѣйствія; иные забавляются своими умственными дарованіями, человѣческими слабостями или добродѣтелями, способностью хорошо говорить и писать; забавляются даже пищею или питьемъ, употребляя въ излишествѣ, вмѣсто того, чтобы употреблять ихъ только для необходимаго насыщенія; забавляются одеждами своими, забавляются лицами своими, забавляются дѣтьми своими, вмѣсто того, чтобы воспитывать ихъ въ вѣрѣ, благочестіи и страхѣ Божіемъ. Вся жизнь у нихъ забава. Но горе забавляющимся» (стр. 130).

И это «горе» дѣйствительно, какъ мы знаемъ, постигло забавляющихся.

Всѣ тѣ, кто привыкли такъ забавляться у насъ въ Россіи до революціи, и «испили», по грозному предреченію св. праведнаго Іоанна, «горькую, полную яда чашу», вмѣстѣ съ собою напоивъ ею и всю Россію.

А теперь, вмѣсто того, чтобы опомниться, «перестать безумствовать», какъ призывалъ еще тогда св. Іоаннъ, и принести искреннее покаяніе Богу, они, эти люди, продолжаютъ и здѣсь заграницей упорно дѣлать то же самое.

Чего же хорошаго можно тогда ожидать впереди?

Устроители всѣхъ этихъ безчисленныхъ развлеченій и увеселеній, «баловъ» и «вечеровъ» и «встрѣчъ Новаго Года» оправдываются обыкновенно тѣмъ, что они устраиваютъ ихъ «съ благотворительной цѣлью».

Эту ложь любителей «забавляться» весьма сильно опровергаетъ все тотъ же нашъ великій праведникъ, слова котораго для насъ особенно авторитетны, ибо мы знаемъ какимъ великимъ благотворителемъ, давшимъ намъ высокій примѣръ истиннаго благотворенія, былъ онъ, нерѣдко приходившій домой раздѣтымъ и безъ сапогъ, отданныхъ бѣднымъ, создавшій первый въ Россіи замѣчательный Домъ Трудолюбія и черезъ руки котораго проходило въ годъ не менѣе одного милліона рублей, каковые онъ употреблялъ на благотворенія.

Вотъ что говоритъ онъ, обличая уже въ его время /с. 320/ появившіеся, такъ называемые, «благотворительные балы»:

«О нынѣшнихъ благотвореніяхъ. — Ты полною мѣрою вкушаешь блага земныя, подаешь нуждающимся, но себя ласкаешь больше, значитъ дѣлаешь добрыя дѣла безъ малѣйшаго самоотверженія. Не велики дѣла твоихъ благотвореній. А то что еще есть? Какія благотворенія мнимыя? Съ благотворительной цѣлью дѣлаютъ увеселенія, то-есть прежде всего хотятъ намѣренно послужить своей грѣховной плоти, діаволу, а потомъ уже — ближнему и Богу.

Да это, господа, вовсе не благотвореніе!

Одно только имя благотворенія носитъ.

«Не сотворимъ злая, да пріидутъ благая?» («Не дѣлать ли намъ зло, чтобы вышло добро?» — Римл. 3, 8)».

«Горе вамъ, насыщеніи нынѣ, яко взалчете!»

«Горе вамъ, смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете!» (Лук. 6, 25).

Вотъ поистинѣ убійственно-грозный судъ нашего великаго всероссійскаго праведника объ этихъ мнимо-благотворительныхъ балахъ и вечерахъ, которыми у насъ заграницей такъ увлекаются.

Неужели же и теперь, въ годъ славнаго церковнаго прославленія его мы къ нимъ не прислушаемся?

Не пора ли намъ внять, наконецъ, голосу такого великаго пастыря нашей Россійской Православной Церкви, хотя бы изъ опасенія, чтобы и на насъ, привольно и безпечно живущихъ заграницей, не обрушились тѣ страшныя бѣды и несчастія, которыя постигли Россію, не пожелавшую идти тѣми спасительными путями, какія онъ ей указывалъ?

И рѣшимся въ этотъ годъ его торжественнаго и радостнаго прославленія провести весь Рождественскій постъ и встрѣтить Рождество Христово такъ, какъ это подобаетъ Православнымъ Христіанамъ, полагая тѣмъ начало того «всеобщаго нравственнаго очищенія» и «всенароднаго глубокаго покаянія» съ «перемѣ/с. 321/ной нравовъ языческихъ на христіанскіе», къ которымъ онъ насъ, православныхъ русскихъ людей, такъ пламенно, но — увы! — тогда безрезультатно призывалъ.

Богъ намъ въ помощь!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 314-321.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.