Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!»

«Пасха, Господня Пасха!..» «О Пасха! избавленіе скорби...»

«Аще кто благочестивъ и боголюбивъ, да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества»... такъ вдохновенно взываетъ къ намъ, христіанамъ, въ нынѣшній великій и свѣтоносный день Пасхи Господней нашъ про/с. 274/славленный витія златословесный вселенскій учитель и святитель Іоаннъ, Архіепископъ стольнаго града св. Константина.

И воистину «доброе и свѣтлое торжество» — этотъ дивный, величественный и такой для насъ радостный «праздниковъ праздникъ» — день Свѣтлаго Воскресенія Христова!

Какое изумительное по своей духовной силѣ и возвышенной небесной красотѣ, ни съ чѣмъ больше на землѣ не сравнимое, Богослуженіе совершается въ эту «священную, всепразднственную и спасительную нощь» въ нашихъ православно-христіанскихъ храмахъ — и именно только у насъ, православныхъ, и больше нигдѣ.

Какое ликованіе, какой священный восторгъ въ сердцахъ всѣхъ искренне-вѣрующихъ!

А какія захватывающія, возвышающія душу, укрѣпляющія вѣру, плѣняющія сердце и такъ убѣдительно дѣйствующія на волю слова въ этихъ исключительно-прекрасныхъ пасхальныхъ пѣснопѣніяхъ:

«Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало, и играюще поемъ Виновнаго, Единаго благословеннаго отцевъ Бога, и Препрославленнаго!»

Поистинѣ въ этотъ пресвѣтлый день «вся исполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя» и не можетъ не праздновать «вся тварь востаніе Христово, въ Немже утверждается».

Какъ убо небесамъ достойно не веселиться, земли же не радоваться и не праздновать всему міру видимому и невидимому, когда «Христосъ бо воста веселіе вѣчное?» Вѣдь это — «Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную поющыя».

Вѣдь — «днесь спасеніе міру, яко воскресе Христосъ, яко всесиленъ», а Онъ — наше «правды Солнце, всѣмъ жизнь возсіевающее». Онъ, снизшедъ въ «преисподняя земли», «сокрушилъ вереи вѣчныя» и «отверзлъ намъ райскія двери», Онъ «адову разрушилъ силу и воскреслъ /с. 275/ яко побѣдитель», Онъ — «даде намъ животъ вѣчный и велію милость».

Пріобщимся же всѣ мы «Царствія Христова, поюще Его, яко Бога во вѣки»!

Какая это несказанная радость для насъ, что Онъ, Воскресшій Спаситель нашъ, Побѣдитель ада и смерти, «съ нами неложно обѣщался быти до скончанія вѣка»!

И теперь, празднуя каждый разъ этотъ дивный «праздниковъ праздникъ» — «Пасху священную», «Пасху новосвятую», «Пасху таинственную», «Пасху непорочную», «Пасху всечестную», «Пасху великую», «Пасху вѣрныхъ», «Пасху, двери райскія намъ отверзающую», намъ остается только, преисполняясь чувствомъ безпредѣльной благодарности Ему, Спасителю и Искупителю нашему, за все, что Онъ для насъ сдѣлалъ, храня непоколебимую вѣрность Ему и всецѣлую преданность основанной Имъ Святой Церкви, отъ всей глубины души молить Его:

«О Пасха велія и священнѣйшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божій, и Сило! подавай намъ истѣе Тебѣ причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего!»

Такими мыслями и чувствами естественно преисполняются въ «сей нареченный и святый день» «праздниковъ праздника и торжество торжествъ» всѣ истинно-вѣрующіе православные христіане, если они хотя сколько-нибудь благочестивы и боголюбивы. Для нихъ радость Святой Пасхи не можетъ сравниться ни съ какой другой радостью на свѣтѣ. И всѣ временныя ихъ скорби земныя какъ бы растворяются въ этой единой всеобъемлющей подлинно-небесной радости.

Чтó — все земное предъ лицомъ вѣчности, а вѣдь эта вѣчность весьма скоро откроется для каждаго изъ насъ: «сего никто не избѣжитъ». И перейдетъ «туда» каждый изъ насъ — или съ этой свѣтлой пасхальной радостью на душѣ — или съ мрачнымъ предвкушеніемъ страшныхъ мукъ адскихъ, все въ зависимости отъ того, былъ ли онъ благочестивъ и бо/с. 276/голюбивъ во время своей скоропреходящей земной жизни, или, отвергаясь Бога и благочестія, цѣликомъ отдавался лишь этой суетной, грѣховной, страстной жизни.

А насъ, православныхъ русскихъ людей, этотъ Свѣтлый Праздникъ, кромѣ того, всегда еще заставляетъ невольно обращаться мыслью къ нашей несчастной, страждущей подъ игомъ лютаго безбожія, Родинѣ, ибо вѣдь нигдѣ и никогда св. Пасха не праздновалась такъ, какъ у насъ прежде, въ Православной Россіи. Нигдѣ она и теперь, въ нынѣшнее время, не ощущается и не переживается въ такой полной мѣрѣ, какъ ощущалась и переживалась тогда тамъ.

Воскреснетъ ли Россія наша?

Но давно, кажется, пора намъ понять, что возможность положительнаго отвѣта на этотъ вопросъ зависитъ всецѣло отъ насъ самихъ: Россія воскреснетъ только тогда, когда мы сами, сыны и дщери ея, сохранивши вѣрность ей, какъ Святой Руси, воскреснемъ душами своими. Праздными, безпочвенными останутся всѣ наши надежды на воскресеніе Россіи, если мы будемъ оставаться все такими же, какими, по праведному суду Божію, мы потеряли ее, правильнѣе даже сказать: погубили ее, ибо это мы сами, а не кто-либо другой, въ первую очередь виновны въ гибели нашей Родины. И теперь безсмысленно и неразумно толковать намъ о томъ, какъ спасти Россію, если мы сами себя не желаемъ спасать: если мы нисколько не исправляемся, не измѣняемся къ лучшему, если остаемся все такими же не благочестивыми и не боголюбивыми, а продолжаемъ упорно быть вольнодумцами и самолюбцами, если живемъ, какъ невѣдущіе Бога и Христова Евангелія, въ нравственной нечистотѣ и распутствѣ, если находясь въ чужой странѣ, отказываемся отъ своего православнаго русскаго имени, а думая лишь объ устройствѣ своего земного благополучія, земной карьеры, если, страдая властолюбіемъ, нелѣпымъ чванствомъ и гордынею, понуждающими насъ враждовать другъ съ другомъ /с. 277/ по самому ничтожному пустячному поводу, мы не только не хотимъ по-братски, съ любовью, помогать и уступать другъ другу, а клевеща и злобствуя, «другъ друга угрызаемъ и снѣдаемъ», по выраженію Апостола (Гал. 5, 15)

Нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ! Идя такими путями, мы никогда не дождемся воскресенія Россіи. Путь къ ея спасенію одинъ-единственный, указываемый намъ въ словахъ и настроеніяхъ радостной пасхальной службы:

«Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обымемъ; рцемъ: "братіе", и ненавидящымъ насъ простимъ вся воскресеніемъ, и тако возопіимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертью смерть поправъ, и сущымъ во гробѣхъ животъ даровавъ».

Вотъ, когда будетъ у всѣхъ насъ, православныхъ русскихъ, въ душахъ нашихъ, такая настоящая Пасха, тогда только и можемъ мы надѣяться, что воскреснетъ Россія! А съ нею вмѣстѣ можетъ тогда воскреснуть къ новой жизни и такъ явно гибнущій теперь міръ.

Съ Свѣтлымъ Праздникомъ, дорогіе о Господѣ братіе и сестры: Христосъ Воскресе!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 273-277.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.