Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ПУТЬ ИСТИННО-ХРИСТІАНСКОЙ ЖИЗНИ.

«Внидите узкими враты; яко пространная врата и широкій путь вводяй въ пагубу, и мнози суть входящіи имъ; что узкая врата, и тѣсный путь, вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его» (Матѳ. 7, 13-14).

Великій постъ, во вторую половину котораго мы уже вступили, есть для насъ какъ бы школа истинно-христіанской жизни: онъ учитъ насъ входить «узкими вратами» и идти тѣмъ «тѣснымъ путемъ», который, по словамъ Христа-Спасителя, «ведетъ въ жизнь».

Но какъ и во всякой школѣ, пользу отъ ученія извлекаетъ лишь тотъ, кто добросовѣстно учится, внимательно слушая своихъ учителей и старательно, со всѣмъ усердіемъ и прилежаніемъ, выполняя всѣ заданія, — такъ и Великій постъ можетъ принести настоящую пользу только тому, кто добросовѣстно постится, внимаетъ всѣмъ глубоко-назидательнымъ наставленіямъ св. Церкви и ревностно стремится исполнять все то, чтó отъ него требуется.

Таковы ли всѣ мы, современные православные христіане?

Пусть на это отвѣтитъ совѣсть каждаго изъ насъ!

Но если мы не таковы, если Великій постъ не является для насъ школой, курсъ обученія въ коей мы со всѣмъ стараніемъ и усердіемъ проходимъ, съ любовью исполняя все то, чему насъ учитъ св. Церковь, то мы — далеки отъ истиннаго христіан/с. 266/ ства, мы не живемъ истинно-христіанской жизнью, напрасно носимъ имя «христіанъ», и ничего хорошаго ожидать для себя не можемъ.

Какому же именно пути истинно-христіанской жизни учитъ насъ св. Церковь Великимъ постомъ?

Указавъ намъ въ 3-ью недѣлю Великаго поста, называемую Крестопоклонной, что истинное христіанство заключается въ смиренномъ, кроткомъ, терпѣливомъ и безропотномъ несеніи своего креста и сораспятіи нашему Подвигоположнику Христу, св. Церковь во вторую половину поста наглядно, образно, необыкновенно сильно и вразумительно (для тѣхъ, конечно, кто еще способенъ къ вразумленію!) представляетъ намъ, въ чемъ состоитъ путь истинно-христіанской жизни практически.

Такъ, въ 4-ую недѣлю Великаго поста прославляемый св. Церковью Преподобный и Богоносный отецъ нашъ Іоаннъ, Игуменъ Синайской Горы, Лѣствичникъ, всей своей замѣчательной подвижнической жизнью, а одновременно — своимъ дивнымъ письменнымъ твореніемъ «Лѣствица Духовная, возводящая на небо», убѣдительно учитъ насъ, что путь истинно-христіанской жизни состоитъ въ постепенномъ восхожденіи по лѣствицѣ христіанскаго совершенства, чрезъ непрестанную борьбу съ грѣховными страстями и похотями, вплоть до полнаго искорененія ихъ изъ своей души, и чрезъ насажденіе въ душѣ противоположныхъ этимъ страстямъ и похотямъ христіанскихъ добродѣтелей.

Когда-то эта, изумительная по силѣ своего глубочайшаго проникновенія въ человѣческую душу, во всѣ тончайшіе изгибы ея и самыя сокровенныя движенія и недоступные внѣшнимъ взорамъ потаенные уголки ея, книга, явившаяся плодомъ многолѣтняго личнаго духовнаго опыта благодатно-озареннаго свыше автора, была любимымъ чтеніемъ нашихъ благочестивыхъ предковъ. По указанію Церковнаго Устава, она должна читаться за Богослуженіемъ въ теченіе всего Великаго поста.

Но кто теперь ее читаетъ и многіе ли даже о ея существованіи знаютъ?

/с. 267/ Сколько всевозможныхъ «ученыхъ» курсовъ психологіи разныхъ иностранныхъ и иновѣрныхъ, а то и безбожныхъ, авторовъ у насъ читаютъ и изучаютъ, а настоящей подлинной, православно-христіанской психологіи, которая одна только и даетъ правильные и исчерпывающіе отвѣты на всѣ вопросы духовной жизни человѣка, у насъ, по большей части, совсѣмъ не знаютъ да и знать не желаютъ.

Вотъ тутъ-то и надо искать разгадку того ужасающаго духовнаго мрака, который все болѣе и болѣе сгущается въ нашей жизни и готовъ совершенно окутать насъ, ввергнувъ насъ въ ту окончательную бездну вѣчной погибели, изъ которой уже нѣтъ никакого выхода!

Чего мы можемъ ожидать для себя хорошаго и какого можемъ мы ждать себѣ спасенія, если мы видимъ зло только въ другихъ людяхъ, а не замѣчаемъ его въ самихъ себѣ, и потому не только не ведемъ, но и не желаемъ вести никакой борьбы съ нашими грѣховными страстями и похотями, какъ учитъ насъ преп. Іоаннъ Лѣствичникъ, — если мы довольны собой и не считаемъ нужнымъ исправляться и ревновать о насажденіи въ своей душѣ указываемыхъ имъ христіанскихъ добродѣтелей?

Развѣ можемъ мы сподобиться подлинной радости, душевнаго мира и безмятежія и всякаго внутренняго благополучія и благосостоянія, если, не желая восходить все выше и выше по дивной лѣствицѣ, предложенной намъ преп. Іоанномъ, мы не отречемся отъ чрезмѣрной привязанности ко всему земному, если не пріучимъ себя чувствовать «странниками и пришельцами» на земли сей, если не захотимъ нести благого ига послушанія, тщательно исполняя заповѣди Божіи и повинуясь всѣмъ правиламъ и уставамъ св. Церкви, а вмѣсто этого — своевольничаемъ, бунтуемся и сами себѣ пишемъ законы и правила, какія намъ нравятся, тѣша свое самолюбіе; если не желаемъ каяться, когда грѣшимъ, а оправдываемъ себя, другихъ людей считая грѣшными и во всемъ виновными, а себя, по-фарисейски, — праведными и во всемъ безукоризненными, правыми?

Какъ можемъ стать мы истинными христіанами, го/с. 268/товыми всегда предстать на судъ Божій, если нѣтъ у насъ памяти смерти, если не оплакиваемъ мы постоянно нашихъ грѣхопаденій, если не стремимся мы всячески обуздывать проявленія гнѣва и быть кроткими со всѣми, если питаемъ злобу въ сердцѣ своемъ на ближнихъ, если допускаемъ себѣ злословить и клеветать на нихъ, если вообще говоримъ многое зря, не думая и не пріучая себя къ благоразумной молчаливости, а ужъ совсѣмъ плохо — если позволяемъ себѣ лгать мыслью, словомъ и дѣломъ, обманывая другихъ, самого себя и даже пытаясь обмануть Самого Бога?

Весьма далеки будемъ мы отъ истиннаго христіанства, если, теряя вѣру въ Промыселъ Божій и надежду на безмѣрное къ людямъ милосердіе Божіе, станемъ предаваться мрачному унынію и разлѣненію, ничего не дѣлая для того, чтобы исправить свою жизнь, и начнемъ видѣть весь интересъ и смыслъ своей жизни только въ чисто-плотскихъ удовольствіяхъ — въ объяденіи и пьянствѣ, въ удовлетвореніи гнусной блудной страсти, въ накопленіи денегъ и расходованіи ихъ на свои грѣховныя прихоти, — если забудемъ о высокомъ достоинствѣ цѣломудрія и нестяжательности.

На что доброе можемъ мы разсчитывать, если доведемъ себя, чрезъ неудержимое и ненасытное служеніе страстямъ своимъ, до пагубнаго состоянія «окамененнаго нечувствія», когда духовный міръ какъ бы перестаетъ существовать для насъ, когда все истинно-прекрасное и возвышенное дѣлается намъ какъ бы чуждымъ, не затрагиваетъ никакихъ струнъ въ душѣ нашей, когда насъ начинаетъ обуревать грѣховная сонливость и мы становимся неспособными къ духовному бодрствованію, бдѣнію и трезвенности?

А самое страшное, если мы перестаемъ замѣчать тщеславныя движенія своей души, питающія гордыню, если мы не чувствуемъ, какъ все больше и больше растетъ въ насъ эта бѣсовская гордыня, заставляющая насъ презирать всѣхъ остальныхъ людей, свысока смотрѣть на нихъ, какъ на низшихъ по сравненію съ нами, и, если мы, воображая свое мнимое превосходство, рѣшаемся дѣлаться строгими, неумолимыми и безпощадными суді/с. 269/ями другихъ людей, — если забыли мы, что высшая христіанская добродѣтель есть смиренномудріе, которое, по выраженію преп. Іоанна Лѣствичника, «есть дверь Царствія Небеснаго» (Сл. 25-е) и можетъ «возвести душу изъ безднъ грѣховъ на небо» (тамъ же).

Не настоящіе христіане мы, если нѣтъ въ насъ хотя бы подсознательнаго стремленія къ высшимъ христіанскимъ добродѣтелямъ — разсужденію, къ священному безмолвію души и тѣла, къ «матери добродѣтелей — священной и блаженной молитвѣ» и «предстоянію въ ней умомъ и тѣломъ», къ «Богоподражательному безстрастію», которое есть какъ бы «земное небо», или «воскресеніе души прежде общаго воскресенія» и къ «союзу трехъ добродѣтелей — вѣры, надежды и любви», достигшій коихъ, достигаетъ уже самой вершины лѣствицы, возводящей на небо.

А такова именно, по изображенію преп. Іоанна Лѣствичника, вся схема восхожденія по лѣствицѣ христіанскаго совершенства — схема всего пути истинно-христіанской жизни.

Путь истинно-христіанской жизни — это вѣдь и есть не что иное, какъ путь христіанскаго совершенства, заповѣданнаго намъ самимъ Христомъ-Спасителемъ въ Его знаменательныхъ словахъ: «Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть» (Матѳ. 5, 48). Кто уклоняется отъ этого пути, тотъ идетъ противъ прямой воли Божіей.

Но какъ быть тѣмъ, которые еще отъ ранней юности своей успѣли глубоко погрязнуть во всевозможныхъ страстяхъ и похотяхъ, которые успѣли уже закоснѣть въ грѣховной и порочной жизни, для которыхъ извѣстные грѣхи и пороки стали какъ бы «второй природой», войдя въ привычку? Не погибли ли они окончательно? Возможно ли имъ получить прощеніе отъ Бога и стать на путь истинно-христіанской жизни — путь христіанскаго совершенства?

На этотъ тяжелый для совѣсти многихъ вопросъ св. Церковь даетъ замѣчательный и глубоко-утѣшительный /с. 270/ отвѣтъ, празднуя въ 5-ую недѣлю Великаго поста память Преподобной матери нашей Маріи Египтяныни, которая силою покаянія изъ величайшей грѣшницы стала ангелоподобной праведницей, «ангельское естество» подвижническимъ житіемъ своимъ «удививши». Изумительно-трогательное житіе преп. Маріи, которое положено Церковнымъ Уставомъ прочитывать въ храмѣ за Богослуженіемъ во время такъ называемаго «Андреева стоянія», трудно читать безъ слезъ умиленія. Какъ поистинѣ безмѣрно милосердъ Господь къ искренно-кающимся грѣшникамъ, казалось бы, уже безнадежно погибшимъ, и сколь велика сила истиннаго и искренняго покаянія!

Это житіе живо и ярко свидѣтельствуетъ намъ, что нѣтъ грѣха, котораго бы не простилъ намъ Господь, если только мы по-настоящему и искренно каемся, а потому путь истинно-христіанской жизни — заповѣданный намъ путь христіанскаго совершенства — ни для кого не закрытъ.

Какъ примѣръ такого дѣйственнаго покаянія, не безъ особаго умысла взята именно преп. Марія Египетская, бывшая прежде блудницей. Хотя въ наше время многими ни во что вмѣняется этотъ постыдный грѣхъ, однако, надо знать, что блудъ — это одинъ изъ самыхъ тяжкихъ грѣховъ. Въ первые вѣка христіанства, когда жизнь христіанъ отличалась особенной чистотой, было время столь строгаго отношенія къ этому грѣху, что за впаденіе въ блудъ согрѣшившіе этимъ совсѣмъ извергались изъ Церкви, наравнѣ съ отпавшими отъ вѣры и совершившими убійство, какъ негодные члены, осквернявшіе чистоту ея. И до нынѣ, по Апостольскимъ и Соборнымъ правиламъ, согрѣшившіе блудомъ не могутъ быть удостоены высокаго служенія священническаго, которое, по ученію великаго отца Церкви св. Іоанна Златоуста, выше ангельскаго, а священнослужители, впавшіе въ блудъ послѣ своего рукоположенія, признаются недостойными совершать священнодѣйствія и извергаются изъ сана.

И вотъ, несмотря на такую тяжесть и преступность этого сквернаго грѣха, преп. Марія, «блудами первѣе /с. 271/ преисполнена всяческими, Христова невѣста... покаяніемъ явися, ангельское жительство подражающи», ибо своимъ глубокимъ и искреннимъ покаяніемъ, запечатлѣннымъ поистинѣ сверхчеловѣческимъ подвигомъ, она «посрамила врага запеншаго» и «безстрастіе небесное стяжала» (изъ канона преп. Маріи).

Какъ утѣшительно слышать и знать это!

Сколь бы низко ни пали мы, всегда есть возможность возстать, получить прощеніе отъ Бога и сподобиться Его высокихъ благодатныхъ даровъ. Надо только искренно захотѣть этого, а главное по-настоящему покаяться. Это вѣдь еще не покаяніе, если мы приходимъ на исповѣдь къ священнику, перескажемъ ему свои грѣхи (а иногда просто выслушаемъ его наставленіе, повторяя: «грѣшенъ», «грѣшна»), прослушаемъ прочтенную имъ разрѣшительную молитву, а потомъ, безъ всякаго зазрѣнія совѣсти, спокойно продолжаемъ свою прежнюю грѣховную жизнь. Настоящее покаяніе должно быть всегда соединено съ твердымъ намѣреніемъ загладить свои грѣхи и кореннымъ образомъ исправить свою жизнь.

Только къ такому, настоящему покаянію и призываетъ Св. Церковь, всѣми способами располагая насъ къ нему Великимъ постомъ, — а одно чисто -формальное покаяніе, лишь механически-приносимое нами на исповѣди передъ священникомъ, не только насъ не спасетъ и не принесетъ намъ никакой пользы, но можетъ послужить въ еще бóльшее осужденіе, какъ грѣховный и преступный обманъ не только духовника и самого себя, но и Всевѣдущаго Бога.

Искренность своего покаянія мы должны засвидѣтельствовать не одними словами, а самымъ дѣломъ — перемѣной образа жизни, какъ это мы видимъ на примѣрѣ преп. Маріи Египетской.

Увы! какъ далекъ отъ всего этого, отъ такого спасительнаго умонастроенія современный человѣкъ, зачастую весь валяющійся въ смрадномъ нравственномъ болотѣ самыхъ низменныхъ страстей и похотей, и, тѣмъ не менѣе, держащійся о себѣ самаго высокаго мнѣнія, /с. 272/ горделиво «съ высоты своего величія» поглядывающій на другихъ людей и требующій себѣ отъ нихъ всяческаго вниманія, уваженія и даже преклоненія, ожесточаясь и озлобляясь, когда этого не встрѣчаетъ. И ужъ не дай Богъ, если онъ возомнитъ себя къ тому же «судіей» другихъ и если одержимъ мстительностью: судъ его будетъ немилостивымъ, а мстительность — безпощадной!

Безпросвѣтный животный эгоизмъ и неудержимая звѣриная злоба такихъ людей воистину не знаетъ предѣловъ.

Вотъ такія-то именно настроенія вслѣдствіе полнаго отхода отъ пути истинно-христіанской жизни, пути «узкаго» и «тѣснаго», требующаго самоограниченія и самоотреченія, во имя исполненія заповѣдей Христовыхъ, и погубили нашу Родину-Россію, бывшую нѣкогда, несмотря на всѣ грѣховныя паденія русскихъ людей, Святой Русью, ибо, если и были грѣхи, то было и истинное покаяніе, котораго теперь нѣтъ. Рѣшаемся сказать это «нѣтъ» потому, что, если бы такое настоящее покаяніе теперь было бы, то была бы опять и Россія, ибо неложенъ Богъ, обѣщавшій, ради десяти праведниковъ, пощадить погрязшіе въ нечестіи и развратѣ города Содомъ и Гоморру.

Хуже всего то, что мы и сюда, заграницу, вмѣсто того, чтобы опомниться и духовно прозрѣть, послѣ всѣхъ, пережитыхъ нами за наши грѣхи, страшныхъ потрясеній, перенесли эти пагубныя антихристіанскія настроенія, приведшія къ гибели Россію, и у огромнаго большинства, повидимому, нѣтъ даже мысли о необходимости исправиться и стать на путь той истинно-христіанской жизни, къ которой призываетъ насъ св. Церковь, особенно теперь — Великимъ постомъ.

Многіе ли среди насъ постятся?

А если и постятся внѣшне, воздерживаясь отъ нѣкоторыхъ видовъ скоромной пищи (часто нехотя, скрѣпя сердцемъ и съ неудовольствіемъ, какъ бы изъ приличія!), то постятся ли духовно, воздерживаясь отъ грѣховныхъ страстей и похотей? Постятся ли отъ злобы, ярости и ненависти, постятся ли отъ праз/с. 273/днословія, сквернословія, лжи и клеветы, постятся ли отъ блуда, объяденія (ибо и постной пищей можно объѣдаться) и пьянства, постятся ли отъ всякаго суетнаго и духовно-неполезнаго времяпрепровожденія, развлеченій и увеселеній — словомъ, отъ всего того, что составляетъ путь пространный и широкій, ведущій въ пагубу?

Если не перемѣнимся мы самымъ кореннымъ и рѣшительнымъ образомъ, если будемъ и дальше видѣть все зло только въ другихъ, а не будемъ замѣчать его въ самихъ себѣ, въ первую очередь, — то тщетны, безполезны и безсмысленны будутъ всѣ наши рѣчи о спасеніи Россіи, а съ нею и всего остального міра, отъ стремительнаго разливающагося въ немъ страшнаго сатанинскаго зла, напрасны, безосновательны и безпредметны будутъ всѣ наши надежды на какое-то лучшее, свѣтлое будущее, на какой-то прогрессъ человѣчества — на отсрочку неизбѣжно-ожидающаго насъ въ свое время конца міра.

Главное же, что намъ болѣе всего сейчасъ необходимо, — это стать смиренными учениками, а не «судіями» нашей Матери — Святой Церкви!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 265-273.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.