Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ИСТИННОЕ ХРИСТІАНСТВО ЕСТЬ НЕСЕНІЕ КРЕСТА.

«Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34).

Всякій другой взглядъ на христіанство, какъ противный ученію Самого Божественнаго Основателя христіанства, чуждъ истиннаго христіанства и является антихристіанскимъ. Объ этомъ живо напоминаетъ намъ третья недѣля Великаго поста, именуемая Крестопоклонной.

«Въ недѣлю третью постовъ поклоненіе празднуемъ Честнаго и Животворящаго Креста, вины ради сицевы: понеже бо четыредесятодневнымъ постомъ, образомъ нѣкимъ и мы распинаемся, умерщвляеми отъ страстей, горести же чувство имамы, унывающе и ниспадающе, — предлагается Честный и Животворящій Крестъ, яко убо прохлаждая и утверждая насъ, и воспоминая намъ страсти Господа нашего Іисуса Христа, и утѣшая. Аще Богъ нашъ насъ ради распятся, колико подобаетъ намъ Его ради дѣяти, облегчая же болѣзни наша предложеніемъ Владычнихъ скорбей, и воспоминаніемъ и упованіемъ — Крестомъ Славы: яко бо Спасъ нашъ на крестъ возшедъ, прославися... сице подобаетъ и намъ дѣяти, да и спрославимся Ему»...

Такъ понятно и убѣдительно объясняетъ намъ Синаксарій (поученіе, читаемое послѣ 6-й пѣсни канона) недѣли Крестопоклонной глубокій смыслъ и назидатель/с. 256/ное значеніе древняго церковнаго обычая — выносить Честный и Животворящій Крестъ Господень для поклоненія, ради утѣшенія и духовнаго подкрѣпленія кающихся, какъ разъ въ серединѣ поста св. Четыредесятницы.

Напоминая постящимся о страданіяхъ и крестной смерти Господа, Крестъ Господень, торжественно прославляемый среди церкви, воодушевляетъ вѣрующихъ и вливаетъ въ нихъ новыя благодатныя силы для продолженія подвига поста и молитвы. Одновременно этимъ намъ внушается: если Господь насъ ради распятъ, то не должны ли и мы, ради Него и во Имя Его, отречься отъ мірскихъ сластей, удовольствій и наслажденій, поскольку они препятствуютъ подвигамъ христіанскаго благочестія, и все претерпѣть ради Него, какъ Онъ все терпѣлъ ради насъ?

«Сраспинаеми насъ ради Распеншемуся, умертвимъ вся плотскія уды въ постѣхъ и молитвахъ и моленіихъ» (изъ трипѣснца 3-й седмицы), подтверждая эту именно мысль, такъ поетъ св. Церковь.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, это поклоненіе Кресту Господню среди поста св. Четыредесятницы напоминаетъ намъ и о приближающемся Свѣтломъ Праздникѣ Воскресенія Христова — и о томъ, что, если мы со Христомъ страждемъ и сраспинаемся, то съ Нимъ и прославимся; если съ Нимъ умираемъ, то съ Нимъ и воскреснемъ.

Иными словами, Недѣля Крестопоклонная должна напоминать намъ, что истинное христіанство есть несеніе креста и что мы, христіане, если не напрасно носимъ это имя, должны быть крестоносцами.

Объ этомъ вѣдь и учитъ совершенно ясно и непререкаемо въ евангельскомъ чтеніи этого дня Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, говоря: «Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34).

Эту же великую истину подлиннаго (а не фальшиваго, современнаго лже-христіанства!) христіанства раскрываютъ намъ и изъясняютъ въ своихъ посланіяхъ свв. Апостолы.

«Аще (вы) добротворяще и страждуще терпите, сіе /с. 257/ угодно предъ Богомъ, — на сіе бо и звани бысте: зане и Христосъ пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его» (1 Петр. 2, 20-21) — такъ училъ христіанъ св. Апостолъ Петръ.

О христіанствѣ именно, какъ о подвигѣ, ясно учитъ и св. Апостолъ Павелъ: «всякъ подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится», говоритъ онъ, а «потому и я», ставя себя въ примѣръ христіанамъ, «умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како инымъ проповѣдуя, самъ исключимъ (негоденъ, недостоинъ) буду» (1 Коринѳ. 9, 25-27).

Какъ Христосъ страдалъ за насъ и чрезъ эти страданія вошелъ въ славу Свою, такъ и мы, если хотимъ быть Его истинными послѣдователями, должны страдать за Него, въ теченіе всей нашей временной земной жизни, для того, чтобы потомъ войти въ вѣчную славу Его въ ожидающей насъ будущей вѣчной жизни.

Это — аксіома истиннаго христіанства, которой упорно не хотятъ знать современные «реформаторы» христіанства, стремящіеся путемъ разныхъ модныхъ «экуменическихъ» теченій передѣлать христіанство «на свой ладъ», приспособить его къ своему извращенному вкусу... превративъ истинное христіанство въ антихристіанство. Вотъ почему они обыкновенно вовсе не постятся и даже другихъ учатъ и настраиваютъ не поститься. Имъ хочется блаженства еще здѣсь на землѣ, но они, конечно, никогда его не дождутся ни здѣсь, ни, тѣмъ менѣе, «тамъ». Это — люди, въ сущности, совершенно чуждые истиннаго христіанства, хотя они и сами себя считаютъ и поклонники ихъ рекламируютъ, въ качествѣ величайшихъ авторитетовъ и «столповъ» богословія. Не для нихъ столь утѣшительное изреченіе св. Апостола: «недостойны страсти нынѣшняго времене (ничего не стоятъ нынѣшнія временныя страданія) къ хотящей славѣ явитися въ насъ (въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ)» (Римл. 8, 18).

Почему же, однако, для истиннаго христіанина неизбѣженъ такой путь страданій?

А вотъ почему!

/с. 258/ Что значитъ «быть христіаниномъ», или «идти за Христомъ»?

Это значитъ — быть искреннимъ и нелицемѣрнымъ исповѣдникомъ Его Божественнаго ученія, любить Его болѣе всѣхъ и всего на свѣтѣ, строить жизнь свою сообразно съ Его святыми заповѣдями, ревновать о славѣ Имени Его и стараться и другихъ людей приводить къ Нему.

Но поскольку «міръ весь во злѣ лежитъ» (1 Іоан. 5, 19), такой путь христіанина, какъ показываетъ каждодневный житейскій опытъ, неизбѣжно связанъ съ самыми разнообразными и весьма многочисленными искушеніями, скорбями и страданіями, иногда столь болѣзненно-мучительными, какъ бы распятіе на крестѣ.

Вотъ эти-то многоразличныя искушенія, скорби и страданія, происходящія отъ собственной грѣховной природы человѣка, отъ другихъ людей и отъ врага человѣческаго спасенія — діавола и составляютъ собою тотъ крестъ, который долженъ смиренно, кротко и безропотно нести каждый, желаюшій быть истиннымъ христіаниномъ.

Великій постъ, который ежегодно предлагаетъ намъ проходить св. Церковь, какъ поприще покаяннаго подвига, и есть, въ сущности, какъ бы сѵмволъ обязательнаго для насъ теченія истинно-христіанской жизни, а, вмѣстѣ съ тѣмъ, и ежегодное упражненіе въ подвигѣ этой самой истинно-христіанской жизни. И какъ Великій постъ приводитъ насъ къ свѣтлой радости Воскресенія, такъ и нашъ личный подвигъ въ несеніи нами своего креста за Христомъ приведетъ насъ, если только законно будемъ подвизаться (см. 2 Тим. 2, 5), къ вѣчной нескончаемой радости «въ невечернѣмъ дни Царствія Христова» — къ вѣчной нетлѣнной Пасхѣ въ чертогахъ райскихъ.

Не для утѣхъ и не для развлеченій живемъ мы на землѣ!

Какъ учатъ насъ наставники христіанскаго благочестія, нынѣшнее наше пребываніе на землѣ есть состояніе епитиміи, которую несемъ мы за наши безчисленные грѣхи.

/с. 259/ «Выбросьте вы изъ головы», говоритъ нашъ великій россійскій свѣтильникъ Епископъ Ѳеофанъ Вышенскій: «будто можно путемъ утѣшной (то-есть: полной утѣхъ) жизни стать тѣмъ, чѣмъ подобаетъ намъ быть во Христѣ. Утѣхи, если и бываютъ у истинныхъ христіанъ, то совершенно случайно: отличительный же характеръ жизни ихъ (то-есть истинныхъ христіанъ) суть страданія и болѣзнованія, внутреннія и внѣшнія, произвольныя и невольныя... Можно сказать такъ: утѣшность есть свидѣтельство непрямого пути, а скорбность — свидѣтельство пути праваго» («О покаяніи», стр. 200-201).

Такъ вѣдь именно и учили свв. Апостолы первыхъ христіанъ, проповѣдуя «яко многими скорбьми подобаетъ намъ внити во Царствіе Божіе» (Дѣян. 14, 22).

«Не наше дѣло постоянно смѣяться, забавляться и жить весело», учитъ великій столпъ истиннаго христіанства вселенскій учитель св. Іоаннъ Златоустъ: «свойственно это тѣмъ, которые обрекли себя діаволу: это онъ, онъ самый, изобрѣлъ такое искусство, чтобы привлекать къ себѣ воиновъ Христовыхъ и ослаблять силы ихъ духа. На то и построилъ онъ въ городахъ театры и, обучивъ смѣхотворцевъ, этою язвою поражаетъ цѣлый городъ. Чего Павелъ велѣлъ бѣгать (Ефес. 5, 4), — я разумѣю пустословіе и шутки, — то діаволъ убѣждаетъ любить; и что въ этомъ есть самаго худшаго, то бываетъ поводомъ къ смѣху»... (Томъ VII, стр. 69).

«Путь Божій», говоритъ другой великій наставникъ христіанской жизни преп. Исаакъ Сиріанинъ: «есть ежедневный крестъ. Никто не восходитъ на небо, живя прохладно. О пути же прохладномъ знаемъ, гдѣ онъ оканчивается (въ гееннѣ огненной). Богу неугодно, чтобы безпечнымъ былъ тотъ, кто Ему предалъ себя всѣмъ сердцемъ. Попеченіе же его должно быть объ истинѣ. А изъ сего познается, что подъ Божьимъ онъ промысломъ, когда Богъ непрестанно посылаетъ ему печали» (стр. 157-58), И это потому, какъ объясняетъ онъ же, что «невоз/с. 260/можно, чтобы, когда идемъ путемъ правды, не встрѣтилась съ нами печаль».

Изъ вышесказаннаго должно быть совершенно ясно, что жизнь безпечная, легкомысленная, съ постояннымъ исканіемъ удовольствій, развлеченій и увеселеній, есть жизнь антихристіанская. А потому и всѣ тѣ, которые устраиваютъ такія развлеченія и увеселенія, стремясь отвлечь христіанъ отъ несенія креста, особенно же когда это дѣлается въ часы молитвы и богослуженія и во дни поста, творятъ дѣло антихристіанское.

Съ какой великой скорбью говорилъ объ этой маніи развлеченій, охватившей русскій народъ передъ революціей, нашъ великій всероссійскій пастырь приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій, грозно предрекая за это самыя тяжкія послѣдствія для Россіи, чтó, какъ мы видимъ, и исполнилось.

«Настоящая жизнь», пишетъ онъ въ своемъ дивномъ дневникѣ «Моя Жизнь во Христѣ»: «не шутка и не игрушка, а между тѣмъ люди обратили ее въ шутку и игрушку: легкомысленно играютъ временемъ, даннымъ для приготовленія къ вѣчности, играютъ праздными словами. Соберутся въ гости, сидятъ и празднословятъ, а потомъ сядутъ играть такъ или иначе; соберутся въ театръ, и тамъ лишь забавляются и дѣйствующія лица и смотрящіе на ихъ дѣйствія; иные забавляются своими умственными дарованіями, человѣческими слабостями или добродѣтелями, способностью хорошо говорить и писать; забавляются даже пищею и питіемъ, употребляя въ излишествѣ, вмѣсто того, чтобы употреблять ихъ только для необходимаго насыщенія; забавляются одеждами своими, забавляются лицами своими; забавляются дѣтьми своими, вмѣсто того, чтобы воспитывать ихъ въ вѣрѣ и благочестіи и страхѣ Божіемъ. Вся жизнь у нихъ забава. Но горе забавляющимся!» (томъ II, стр. 130).

«Удивительная, болѣзнь явилась нынче», говорилъ онъ же въ своей замѣчательной бесѣдѣ съ сопастырями въ г. Сарапулѣ въ 1904 г.: «это — страсть къ развлеченіямъ. Никогда не было такой потребности къ развлече/с. 261/ніямъ, какъ нынче. Это показатель, того, что людямъ нечѣмъ стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудомъ на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И мѣняютъ глубину и содержаніе духовной жизни на развлеченія! Какое безуміе! Точно дѣти, лишенныя разума! А между тѣмъ, развлеченія — это уже общественный порокъ, общественная страсть!»

Скорбя объ этой губительной страсти, влекшей русскій народъ въ погибель, нашъ великій пастырь горячо призывалъ пастырей бороться съ нею: «Вотъ куда должно направить пастырямъ свои силы», говорилъ онъ: «они должны внести въ жизнь утраченное ею содержаніе — возвратить людямъ смыслъ жизни... Пастыри должны отъ этихъ пагубныхъ развлеченій охранить нашъ народъ... Пастыри должны быть на высотѣ своего призванія!»

Что же, послѣ этого, остается сказать намъ о современныхъ «модерныхъ» пастыряхъ, которые и сами нерѣдко увлекаются этими развлеченіями, теперь еще болѣе нескромными и духовно-вредными, и даже иногда для своихъ пасомыхъ ихъ устраиваютъ... подъ наивно-лукавымъ предлогомъ привлеченія ихъ такимъ путемъ къ Церкви!

Ничего другого нельзя сказать о нихъ, кромѣ сказаннаго о такихъ людяхъ Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ: «Горе человѣку тому, имже соблазнъ приходитъ» (Матѳ. 18, 7) и «уне (лучше) есть ему, да обѣсится (если бы ему повѣсили) жерновъ осельскій на выи его (мельничный жерновъ на шею), и потонетъ въ пучинѣ морстѣй» (Матѳ. 18, 6).

Въ наше, столь нездоровое духовно время эти легкомысленныя развлеченія и увеселенія, лукаво прикрываемыя громкими словами о «благотворительности» и «культурно-просвѣтительной дѣятельности» (надо же чѣмъ-то оправдать себя!), такъ захватили всѣхъ, не исключая даже дряхлыхъ старцевъ и старицъ, которымъ давно уже пора было бы подумать о подготовкѣ себя къ вѣчности и, въ соотвѣтствіи съ этимъ, о совсѣмъ другомъ образѣ жизни, — что у многихъ, какъ на это жа/с. 262/ловался въ печальную предреволюціонную эпоху святитель Ѳеофанъ: «только и дѣла, что нынѣ — балъ, завтра — театръ, тамъ — гуляніе, да веселое чтеніе и бесѣда — переходъ отъ однихъ пріятностей къ другимъ. А о главномъ — о томъ, какъ достигнуть того, чѣмъ долженъ быть всякій христіанинъ, и помышленія нѣтъ. Какого же плода ожидать отъ такой жизни? Горитъ ли свѣча на вѣтрѣ? Спѣется ли жизнь отъ пріемовъ яда? Нѣтъ! Хочешь добра себѣ — брось утѣхи, вступи на крестный путь покаянія, перегори въ огнѣ самораспинанія, закались въ слезахъ сокрушенія сердечнаго и станешь золото или серебро или каменіе драгое, и будешь взятъ въ свое время небеснымъ Домовладыкою на украшеніе Его пресвѣтлыхъ и премірныхъ чертоговъ» («О покаяніи», стр. 201-202).

Другого пути спасенія нѣтъ!

Такъ именно, какъ учатъ насъ свв. отцы и наставники духовной жизни, и жила прежде, на протяженіи вѣковъ, наша матушка Святая Русь, а когда перестала жить такъ, то и стряслась надъ нею страшная безпримѣрная въ исторіи катастрофа.

Теперь, такая же страшная гибель готовится уже всему міру.

Но — увы! — такъ изолгались и излукавились люди, такъ обезчувствѣли и окаменѣли сердцами своими, что эта нависшая надъ нашими головами неизбѣжная гибель мало кого трогаетъ — мало кто отдаетъ себѣ въ ея реальности ясный отчетъ.

А когда говоришь объ этомъ — и не отъ себя, а опираясь на непререкаемый, казалось бы, авторитетъ Слова Божія и ученія свв. Отцевъ, современные люди, даже изъ числа считающихъ себя «христіанами» и притомъ «православными», или вовсе не хотятъ слушать или обижаются и сердятся, весьма наивно и несерьезно доказывая «законность» своего преступно-легкомысленнаго, антихристіанскаго образа жизни.

Настолько чуждо стало современнымъ «христіанамъ» пониманіе христіанства, какъ несенія креста, что многіе изъ нихъ даже боятся изображенія Креста /с. 263/ Господня, какъ якобы предвѣщающаго несчастіе, и въ суевѣрномъ страхѣ бѣгутъ отъ него. И, конечно, далеко не случайно, а въ полномъ соотвѣтствіи съ такими духовно-нездоровыми настроеніями, изображеніе Креста Господня, этого великаго знаменія нашего спасенія, постепенно совсѣмъ исчезаетъ изъ современной жизни. Нѣтъ его даже на многихъ зданіяхъ, претендующихъ на именованіе себя «христіанскими храмами», нѣтъ его и на мѣстахъ упокоенія усопшихъ. Вмѣсто него, въ большой модѣ теперь совсѣмъ иные сѵмволы и эмблемы, которые наполняютъ собою все, будучи изображаемы даже на самыхъ малозначительныхъ вещахъ и предметахъ.

Чѣмъ объяснить это?

Объясненіе можетъ быть только одно — все болѣе и болѣе расширяющаяся въ мірѣ «тайна беззаконія» (2 Сол. 2, 7) — всемірная «апостасія» («отступленіе» — см. тамъ же 2, 3), проникшая уже во всѣ уголки современной жизни, начиная съ самыхъ ея верховъ, задающихъ общій тонъ. Слугамъ грядущаго Антихриста, подготовляющимъ благопріятныя условія для скорѣйшаго его воцаренія, необходимо постараться отвлечь всѣ мысли и чувства людей, всѣ ихъ настроенія, переживанія и стремленія отъ Креста Господня, направивъ ихъ въ совсѣмъ другомъ направленіи — въ планѣ чисто-земной жизни, съ ея удовольствіями и наслажденіями и съ полнымъ забвеніемъ объ ожидающей насъ вѣчности.

Именно въ эту сторону направлено теперь и все теченіе современной «церковной» и «богословской» мысли, проповѣдующей «прогрессъ» человѣчества, всѣ замыслы «экуменистовъ» съ ихъ «Царствіемъ Божіимъ» на землѣ, новѣйшая политика папскаго престола съ его «Вселенскимъ Соборомъ» — лишь бы только внушить людямъ «ненужность» несенія креста, подмѣнивъ тѣмъ самымъ истинное христіанство лже-христіанствомъ — одною видимостью христіанства безъ его внутренняго содержанія.

На такой именно «платформѣ» и готовится сейчасъ «объединеніе всѣхъ христіанъ» и даже «всѣхъ религій», /с. 264/ въ которомъ такое дѣятельное участіе принимаютъ нынѣ папа Римскій Павелъ VI и патріархъ Константинопольскій Аѳинагоръ I.

Что же намъ дѣлать?

Необходимо прежде всего прозрѣть всѣмъ, кто еще къ этому способенъ, у кого духовныя очи не ослѣплены еще окончательно пристрастіями міра сего, денежными подачками, карьерными стремленіями и, просто, обѣщаніями спокойной, пріятной, веселой и привольной жизни. Прозрѣть и сознать всю пагубность этого современнаго антихристова направленія, ставъ на путь рѣшительнаго и безкомпромисснаго исповѣдничества, которому учитъ насъ великій отецъ Церкви и вселенскій учитель св. Григорій Богословъ:

«Когда дѣло идетъ объ явномъ нечестіи, тогда должно скорѣе идти на огонь и мечъ, не смотрѣть на требованія времени и властителей и вообще на все, нежели пріобщаться лукаваго кваса и прилагаться къ зараженнымъ. Всего страшнѣе — бояться чего-либо болѣе, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателемъ ученія вѣры и истины» (Творенія, ч. I, стр. 192).

Имѣяй уши слышати, да слышитъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 255-264.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.