Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

БУДЕМЪ ЛИ МЫ ГОТОВИТЬСЯ КЪ ВЕЛИКОМУ ПОСТУ?

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..»

Вотъ и вновь безмѣрная милость Божія, желающая «всѣмъ человѣкомъ спастися и въ разумъ истины пріити», вводитъ насъ въ преддверіе Великаго Поста. Съ будущаго воскреснаго дня 10/23 февраля начинаются такъ называемыя «приготовительныя» къ Великому Посту не/с. 228/дѣли, и за всенощнымъ бдѣніемъ, въ канунъ этого дня, мы услышимъ впервые въ этомъ году глубоко-умилительное пѣснопѣніе:

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..»

Что значитъ это пѣснопѣніе и каковъ смыслъ этихъ «приготовительныхъ» недѣль?

Великій Постъ — это время всеобщаго нашего духовнаго очищенія и освященія. Но такое очищеніе и освященіе возможны не иначе, какъ подъ условіемъ совершеннаго оставленія нами прежнихъ нашихъ грѣховныхъ навыковъ, полнаго измѣненія къ лучшему всѣхъ нашихъ мыслей, чувствъ, желаній, всего нашего поведенія и образа жизни — совершеннаго обновленія и возрожденія духовнаго.

Въ этомъ и только въ этомъ — въ такой самой рѣшительной и коренной перемѣнѣ лишь и состоитъ то истинное и нелицемѣрное покаяніе, къ которому постоянно призываетъ насъ св. Церковь, слѣдуя примѣру и повелѣнію Своего Божественнаго Основателя Господа нашего Іисуса Христа, Который началъ Свое общественное служеніе великому дѣлу спасенія людей именно такимъ призывомъ:

«Покайтеся, приближися бо Царство Небесное!» (Матѳ. 4, 17).

Тамъ, гдѣ не слышится такого постояннаго призыва къ покаянію, тамъ нѣтъ и истинной Церкви Христовой.

Пастыри, которые не призываютъ свою паству къ покаянію, а только льстять ей и ублажаютъ ее, и учатъ о чемъ-то иномъ, а не о покаяніи, суть лже-пастыри, а не истинные пастыри.

Безъ покаянія нѣтъ спасенія, и кто не помышляетъ о покаяніи, то-есть о полномъ своемъ обновленіи и духовномъ возрожденіи, не стремится покаяться всѣмъ сердцемъ, — тотъ и не христіанинъ.

Церковь Христова основана Единороднымъ Сыномъ Божіимъ, пришедшимъ на землю, ради спасенія людей, именно для того, чтобы дать имъ возможность покаяться и тѣмъ улучить вѣчное спасеніе.

/с. 229/ Никакихъ другихъ задачъ Церковь Христова никогда себѣ не ставила да и не можетъ ставить: Она ихъ и не знаетъ, ибо ихъ и не найти ни въ Словѣ Божіемъ ни въ Преданіи Апостольскомъ. Подъ моднымъ же теперь стремленіемъ приписать или даже насильственно навязать Церкви какія-то чисто-земныя цѣли или задачи, въ дѣйствительности скрывается просто-напросто невѣріе въ ожидающую насъ за гробомъ вѣчную жизнь. По совершенно-ясному и неоспоримому ученію Слова Божія, Церковь «не отъ міра сего», а потому Она не можетъ и не должна себѣ ставить никакихъ земныхъ цѣлей и задачъ, но идя къ своей цѣли — вѣчному спасенію людей, — Она тѣмъ самымъ и земную жизнь людей совершенствуетъ — преображаетъ, возвышаетъ и облагораживаетъ, по слову Христа-Спасителя: «Ищите прежде Царствія Божія и правды его и сія вся», то-есть все необходимое для вашей земной жизни, «приложатся вамъ» (Матѳ. 6, 33). Всякая иная точка зрѣнія на Церковь вполнѣ чужда истиннаго христіанства.

Желая облегчить намъ возможность по-настоящему (не на словахъ только, а и на дѣлѣ) покаяться, св. Церковь и установила для насъ нарочитое ежегодное поприще покаянія — Великій Постъ. Во время Великаго Поста, если только мы добросовѣстно слѣдуемъ всѣмъ уставамъ и указаніямъ св. Церкви о его прохожденіи, все должно располагать насъ къ покаянію — помогать намъ принести дѣйствительно искреннее и нелицемѣрное покаяніе.

Само собой понятно, что такое настоящее покаяніе требуетъ подвига — подвига тяжкаго, болѣзненнаго, упорнаго, къ которому необходимо, употребляя всѣ усилія своей доброй воли, настраивать, нудить и возбуждать себя.

Однако, въ виду крайней поврежденности грѣхомъ нашей духовной природы, нашей нравственной порчи, однихъ нашихъ собственныхъ усилій далеко недостаточно.

Нужна благодатная помощь Божія, которая привлекается искренней, изъ глубины сердца исходящей, слез/с. 230/ной мольбой ко Господу-Жизнодавцу, чтобы Онъ умягчилъ наше сердечное окамененіе, возбудилъ въ насъ спасительную скорбь о своихъ грѣхахъ и воспламенилъ въ нашихъ сердцахъ преданную любовь къ Нему и горячее стремленіе исправиться и жить впредь по Его святымъ заповѣдямъ.

Такимъ именно слезнымъ молитвеннымъ воплемъ о помощи и является это умилительное пѣснопѣніе: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..», которое св. Церковь влагаетъ намъ въ уста еще заблаговременно — за цѣлыхъ три недѣли до наступленія Великаго Поста, чтобы помочь намъ, заранѣе еще, внутренно подготовить себя къ предстоящему намъ подвигу покаянія.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, и все остальное Богослуженіе четырехъ воскресныхъ дней, предшествующихъ Великому Посту, и особенно ежедневное Богослуженіе послѣдней передъ нимъ седмицы, по особой богослужебной книгѣ, которая носитъ названіе «Тріоди Постной», способствуетъ также такому же внутреннему приготовленію насъ къ покаянному постному подвигу. Самыя Евангельскія чтенія этихъ дней и связываемые съ ними образы и воспоминанія ставятъ себѣ задачей — умягчить наши души, растопить ледъ «окамененнаго нечувствія» на нашихъ сердцахъ, заставить обратить вниманіе на губительность того грѣховнаго состоянія, въ которомъ мы живемъ, и всѣмъ сердцемъ возжелать того вѣчнаго спасенія, ради котораго и приходилъ на землю воплотившійся Единородный Сынъ Божій, пострадавшій за насъ и принявшій страшную поносную смерть на крестѣ только для того, чтобы даровать намъ это вѣчное спасеніе.

Въ первую изъ этихъ приготовительныхъ недѣль св. Церковь желаетъ намъ внушить самое главное, безъ чего не можетъ быть ни истиннаго покаянія ни достиженія вѣчнаго спасенія, чувство смиренія, основаннаго на глубокомъ сознаніи своей грѣховности и искреннемъ сокрушеніи о своихъ грѣхахъ. Съ этой цѣлью она предлагаетъ нашему вниманію необыкновенно-жизненную притчу самого Господа Іисуса Христа, въ которой представляются намъ два весьма яркихъ, проти/с. 231/вопоставляемыхъ другъ другу образа: образъ гордаго, тщеславнаго, самодовольнаго фарисея, не видящаго поэтому своихъ грѣховъ, а только хвалящагося и превозносящагося своими «добродѣтелями» и осуждающаго другихъ людей, съ одной стороны, — и образъ смиреннаго, глубоко-сокрушающагося о своихъ грѣхахъ мытаря, который даже очей своихъ не смѣлъ возвести на небо, а только ударялъ себя въ грудь, безпрестанно повторяя: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику» (Лук. 18, 10-14), съ другой стороны.

Поучительный выводъ изъ этой притчи ясно выраженъ въ заключительныхъ словахъ ея: не фарисей, хвалившійся своими добродѣтелями, но не замѣчавшій своихъ грѣховъ и уничижавшій другихъ людей, мня себя выше ихъ, вышелъ изъ храма оправданнымъ, а — смиренный грѣшникъ-мытарь, сознававшій свои грѣхи и искренно молившійся о прощеніи ихъ, болѣзнуя о своей грѣховной нечистотѣ, ибо «всякъ возносяйся (всякій возвышающій самъ себя) смирится (униженъ будетъ), смиряяй же себе (унижающій себя) вознесется» (возвысится) (Лук. 18, 14).

Во вторую приготовительную недѣлю св. Церковь живо и образно рисуетъ намъ бѣдственное состояніе человѣка, удалившагося отъ Бога; сравнивая его положеніе съ положеніемъ блуднаго сына, расточившаго все полученное имъ отъ отца богатство, но вмѣстѣ съ тѣмъ, — не желая, чтобы кто-нибудь впалъ въ отчаяніе отъ сознанія множества и тяжести своихъ грѣховъ, изображаетъ безпредѣльное милосердіе Отца Небеснаго, Который даруетъ всепрощеніе каждому искренно-кающемуся и возвращающемуся къ Нему грѣшнику.

Этой глубоко-трогательной притчей Господа о блудномъ сынѣ св. Церковь желаетъ всѣхъ насъ пробудить отъ грѣховнаго сна, заставить почувствовать свою виновность предъ Богомъ, возъимѣть отвращеніе къ своей прежней грѣховной жизни и придти къ Богу, умоляя Его о прощеніи, съ тѣмъ, чтобы начать новую жизнь въ постоянномъ общеніи съ Богомъ, какъ съ нашимъ любящимъ Отцемъ.

Но для того, чтобы никто изъ насъ не вздумалъ лег/с. 232/комысленно злоупотреблять долготерпѣніемъ Божіимъ и не сталъ пренебрегать покаяніемъ, надѣясь всецѣло на безпредѣльное милосердіе Божіе, — въ третью приготовительную недѣлю св. Церковь живописуетъ передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ потрясающее душу зрѣлище послѣдняго суда Божія надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ, такъ называемаго Страшнаго Суда. Этимъ она желаетъ намъ внушить, что Богъ не только милосердъ, но и правосуденъ: прощая, какъ любящій Отецъ, грѣшниковъ искренно-кающихся, Онъ, однако, какъ Судія Праведнѣйшій, обрекаетъ на вѣчныя муки грѣшниковъ, упорствующихъ въ своихъ грѣхахъ и отвергающихъ покаяніе.

Въ субботу (какъ «день покоя») передъ этимъ св. Церковь призываетъ насъ вознести заупокойное моленіе о всѣхъ «отъ вѣка преставльшихся праотцахъ, отцахъ и братіяхъ нашихъ, здѣ лежащихъ и повсюду православныхъ христіанахъ», особенно о тѣхъ, которые были похищены внезапною смертью и о коихъ некому молиться, дабы и они были помилованы Богомъ на Страшномъ Судѣ Его.

Съ этого воскреснаго дня, въ видахъ постепенной подготовки насъ къ строгому посту, св. Церковь воспрещаетъ намъ вкушеніе мяса, почему онъ и носитъ названіе «Недѣли Мясопустной». Въ теченіе всей послѣдующей седмицы, начиная съ понедѣльника, разрѣшается лишь вкушеніе сыра (и молочныхъ продуктовъ вообще) и яицъ, отчего и вся седмица эта называется «сырной». Въ ежедневномъ Богослуженіи этой сырной седмицы св. Церковь съ особой внутренней силой и выразительностью готовитъ насъ къ наступающему Великому Посту, почему эта седмица въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ именуется «преддверіемъ поста», «свѣтлымъ предпутіемъ воздержанія», «началомъ умиленія и покаянія». Отсюда видно, насколько несовмѣстимы съ этой седмицей, называемой въ просторѣчіи «масленицей», оставшіеся у насъ пережитки язычества въ видѣ разнузданныхъ свѣтскихъ забавъ и развлеченій, скоморошествъ и такъ наз. «баловъ-маскарадовъ», соединяемыхъ съ крайнимъ объяденіемъ и пьянствомъ. Такія явленія прямо-проти/с. 233/воположны благимъ намѣреніямъ св. Церкви, готовящей насъ къ святому посту, и должны почитаться позорными для истинныхъ чадъ ея.

Въ Сырную Субботу, желая воодушевить насъ на предстоящій постъ, св. Церковь вспоминаетъ и прославляетъ «Всѣхъ Святыхъ, въ постничествѣ просіявшихъ», мужей и женъ, именованныхъ и неименованныхъ

И, наконецъ, въ послѣднній воскресный день, передъ самымъ наступленіемъ Великаго Поста, — Недѣлю Сыропустную — св. Церковь вспоминаетъ самое печальное событіе въ исторіи человѣчества — грѣхопаденіе нашихъ прародителей Адама и Евы и изгнаніе ихъ изъ рая. Этимъ она желаетъ намъ внушить, что мы, люди, — падшее созданіе Божіе, что нынѣшнее наше грѣховное состояніе и всѣ связанныя съ нимъ скорби и бѣдствія нашей земной жизни, болѣзни и самая смерть, суть явленія не природныя намъ, а противоестественныя, явившіяся слѣдствіемъ грѣхопаденія — непослушанія Богу и невоздержанія. Черезъ это мы и лишились того райскаго блаженства, для котораго первоначально были созданы любящимъ насъ Отцемъ-Богомъ. И такъ какъ пали мы, въ лицѣ нашихъ прародителей, чрезъ грѣхъ непослушанія и невоздержанія, нарушивъ заповѣдь Божію о невкушеніи плода отъ древа познанія добра и зла, то чрезъ добровольно-принимаемый на себя подвигъ послушанія и воздержанія, или что то же — подвигъ поста, мы можемъ вновь возстать и возвратить себѣ потерянное райское блаженство, если только будемъ искренно оплакивать наши грѣхи, каяться въ нихъ и просить у Бога прощенія.

Но это еще не все!

Для того, чтобы получить у Бога прощеніе нашихъ грѣховъ, мы должны, по заповѣди Самого Господа Іисуса Христа (Матѳ. 6, 14-15), и сами простить грѣхи нашихъ ближнихъ противъ насъ. Иначе, какъ это ясно видно изъ притчи Господа о немилосердномъ должникѣ (см. Матѳ. 18, 21-35), мы, не проявивъ милосердія къ нашимъ ближнимъ, и сами не заслужимъ милосердія /с. 234/ Божія, по изреченію Писанія: «судъ безъ милости — не сотворшему милости» (Іак. 2, 13).

Это — актъ самой естественной справедливости: хочешь быть прощенъ — прости и самъ!

Вотъ почему въ нашей св. Церкви установился трогательный обычай въ послѣдній воскресный день, передъ самымъ наступленіемъ Великаго Поста, послѣ вечерняго Богослуженія, непремѣнно испрашивать другъ у друга прощеніе, безъ чего совершенно теряетъ всякій смыслъ и цѣну предстоящій покаянный постный подвигъ.

Такова вся духовная схема подготовки нашей къ Великому Посту, по мудрому замыслу многопопечительной Матери нашей св. Церкви, ревнующей о нашемъ спасеніи.

Но такъ ли все это понимаютъ и воспринимаютъ современные христіане православные?

Такъ ли воспринимаемъ все это и мы съ вами, братіе и сестры, православные русскіе люди, въ изгнаніи и разсѣяніи сущіи? И будемъ ли мы, слѣдуя призывамъ и увѣщаніямъ нашей Матери св. Церкви, именно такъ, по-настоящему готовить себя къ наступающему Великому Посту?

Откажемся ли мы, искренно желая себѣ вѣчнаго спасенія, со всею рѣшительностью, отъ фарисейской гордыни, тщеславія и высокомѣрія, отъ осужденія ближнихъ, самовосхваленія и самопревозношенія, каковые духовные недуги — увы, надо въ этомъ признаться! — свили себѣ гнѣздо въ сердцахъ многихъ изъ насъ, что и служитъ главной причиной большинства всѣхъ столь печальныхъ и прискорбныхъ ссоръ, распрей, нестроеній и смутъ въ нашей средѣ?

Согласны ли мы стать смиренными мытарями, признавъ всѣ свои грѣхи и начавъ искренно сокрушаться о нихъ, чувствуя себя при этомъ безотвѣтными и достойными всяческаго осужденія и слезно моля Бога только о помилованіи, безъ какихъ бы то ни было претензій? И, конечно, — не обижаясь и не оскорбляясь на своихъ пастырей только за то, что они, по /с. 235/ долгу своего пастырскаго званія и руководствуясь голосомъ своей пастырской совѣсти, зовутъ насъ къ покаянію и исправленію жизни. Ибо, кто обижается и даже оскорбляется на своихъ пастырей за добросовѣстное исполненіе ими своего пастырскаго долга, тотъ тѣмъ самымъ показываетъ, что онъ не только весьма далекъ отъ истиннаго покаянія, но что у него нѣтъ и тѣни христіанскаго духа, что онъ живетъ всецѣло чисто-мірскими понятіями и настроеніями и совсѣмъ чуждъ христіанства и истинной Церкви Христовой.

Согласны ли мы сознать себя «блудными сынами», ушедшими отъ Бога и истинной Церкви «на страну далече», и ведущими совсѣмъ не тотъ образъ жизни, который подобаетъ намъ, христіанамъ, — «сынамъ Божіимъ» по благодати? Отдаемъ ли мы себѣ ясный отчетъ въ нашей грѣховности, въ губительности такого нашего состоянія вдали отъ Отчаго Дома? «Приходимъ ли мы въ себя», какъ блудный сынъ евангельской притчи, рѣшаемся ли мы возвратиться душою къ любящему насъ Отцу-Богу, исповѣдуя Ему грѣхи наши въ смиреныхъ словахъ, полныхъ сердечнаго сокрушенія, безъ всякаго самооправданія — того самооправданія, которое является злѣйшимъ врагомъ истиннаго покаянія: «Согрѣшихъ, отче, на небо и предъ тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ твоихъ» (Лук. 15, 18-19).

Помышляемъ ли мы объ ожидающемъ насъ Страшномъ Судѣ Божіемъ и о тѣхъ страшныхъ нескончаемыхъ мукахъ, которыя постигнутъ всѣхъ упорныхъ нераскаянныхъ грѣшниковъ — людей, довольныхъ собою и не чувствующихъ нужды въ покаяніи и исправленіи жизни? А еще ужаснѣе и страшнѣе, не страдаемъ ли мы маловѣріемъ или, не дай Богъ, даже невѣріемъ въ то, что будетъ Страшный Судъ? Не позволяемъ ли мы себѣ, по крайнему легкомыслію, весьма модному и похваляемому въ современномъ богоотступническомъ обществѣ, даже кощунственно подсмѣиваться надъ ожиданіемъ Страшнаго /с. 236/ Суда и надъ людьми, вѣрующими въ неизбѣжность его?

А самое главное: сознаемъ ли мы себя падшей тварью, требующей помилованія и возстановленія? Не считаемъ ли мы свои грѣхи чѣмъ-то вполнѣ нормальнымъ и естественнымъ, какъ это часто внушаетъ намъ теперь излукавившійся и изолгавшійся міръ, по слову св. Апостола, «весь во злѣ лежащій» (1 Іоан. 5, 19)? Не оправдываемъ ли мы лукаво нашихъ грѣхопаденій? Не считаемъ ли мы самихъ себя во всемъ правыми, а ближнихъ нашихъ, въ отношеніи къ намъ, во всемъ виноватыми? Не пылаемъ ли мы злобою, ненавистью и непримиримостью къ нашимъ ближнимъ, не желая ни въ чемъ смириться или поступиться передъ ними, ни отъ сердца простить ихъ, по заповѣди Христовой, если они дѣйствительно причинили намъ какую-нибудь обиду? А еще хуже, если обида эта — только мнимая, воображаемая — плодъ нашего больного самолюбія?

Останемся ли мы горделиво, упорно и нераскаянно съ своей собственной, самомнительной, воображаемой «правдой» или отречемся отъ нея и отъ своего самопревозносящагося «Я», по заповѣди Христовой, во имя подлинной Божіей Правды?

Вотъ какіе вопросы должны мы серьезно поставить передъ собою, готовясь къ наступленію Великаго Поста. И не только поставить, но и удовлетоворительно по-христіански рѣшить ихъ. Иначе мы — не христіане!

Такъ что же? будемъ ли мы по-настоящему готовиться къ Великому Посту?

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 227-236.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.