Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

СОВѢЩАНІЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕПИСКОПАТА, КЛИРА И МІРЯНЪ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ ВЪ НЬЮ-ІОРКѢ.

Эти совѣщанія рѣшено было организовать по иниціативѣ пребывающихъ въ Нью-Іоркѣ Преосвященныхъ Членовъ Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей, архіеп. Аѳанасія Аргентинскаго и архіеп. Саввы Австралійскаго, съ цѣлью лучшаго уясненія взаимоотношеній въ Церкви трехъ ея составныхъ частей: епископата, клира и мірянъ.

Первое такое совѣщаніе состоялось подъ предсѣдательствомъ самого Первоіерарха Митрополита Анастасія во вторникъ 9/22 января с. г. въ 7 час. вечера въ помѣщеніи Сѵнодальнаго Дома въ Нью-Іоркѣ и прошло весьма оживленно и несомнѣнно плодотворно. Послѣ вступительнаго краткаго слова Первоіерарха, привѣтствовавшаго собравшихся, и такихъ же краткихъ словъ предсѣдательствовавшаго архіеп. Никона, архіеп. Аѳанасія и архіеп. Саввы, подѣлившагося опытомъ своего служенія въ Австраліи, архіеп. Аверкій въ пространномъ словѣ предложилъ точно и яснымъ для всѣхъ образомъ формулировать цѣль настоящихъ совѣщаній.

«Мы собрались», сказалъ онъ: «для того, чтобы обсудить, какъ наладить намъ, епископату, клиру и мірянамъ такую единодушную совмѣстную работу, которая бы сплотила насъ во-едино и укрѣпила бы внутреннее единство нашей Русской Зарубежной Церкви на строго-церковныхъ и каноническихъ основахъ. Къ великому сожалѣнію, далеко не всѣ въ наше время понимаютъ, что такое Церковь, и это неправильное пониманіе есть главный недугъ современности, расшатывающій нашу Церковь и грозящій ей многими пагубными послѣдствіями. Многіе склонны разсматривать Церковь какъ обыкновенную свѣтскую организацію, подобную всѣмъ прочимъ че/с. 169/ловѣческимъ организаціямъ, какъ простое «собраніе вѣрующихъ» совершенно игнорируя то, что мы каждый разъ и въ своей домашней молитвѣ и въ храмѣ за богослуженіемъ исповѣдуемъ свою вѣру «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь».

Но развѣ можно «вѣровать» въ обыкновенное человѣческое общество? На самомъ дѣлѣ, какъ учитъ въ рядѣ своихъ посланій св. Апостолъ Павелъ, Церковь есть не простое собраніе вѣрующихъ, а Тѣло Христово, глава котораго Самъ Господь Іисусъ Христосъ. Особенно замѣчательно и чрезвычайно глубоко то сравненіе, та параллель, которую проводитъ св. Апостолъ Павслъ между Церковью и человѣческимъ организмомъ: «ибо какъ тѣло одно, но имѣетъ многіе члены, и всѣ члены одного тѣла, хотя ихъ и много, составляютъ одно тѣло: такъ и Христосъ. Ибо всѣ мы однимъ Духомъ крестились въ одно тѣло... Тѣло же не изъ одного члена, но изъ многихъ. Если нога скажетъ: «я не принадлежу къ тѣлу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежитъ къ тѣлу? И если ухо скажетъ: «я не принадлежу къ тѣлу, потому что я не глазъ», то неужели оно потому не принадлежитъ къ тѣлу?.. Не можетъ глазъ сказать рукѣ: «ты мнѣ не надобна», или также голова ногамъ: «вы мнѣ не нужны»... Посему, страдаетъ ли одинъ членъ, страдаютъ съ нимъ всѣ члены; славится ли одинъ членъ, съ нимъ радуются всѣ члены. И вы — тѣло Христово, а порознь — члены» (1 Коринѳ. 12, 12-27).

Это глубокое опредѣленіе Церкви требуетъ самаго вдумчиваго къ себѣ отношенія. Идея его та, что всѣ члены Церкви Христовой, какъ всѣ органы и отдѣльныя мельчашія клѣточки человѣческаго тѣла, должны жить одной общей жизнью, должны принимать самое дѣятельное участіе въ жизни всей Церкви — никто не можеть быть отстраненъ, никого нельзя оттолкнуть — но при томъ такъ, что каждый исполняетъ свое назначеніе, свои функціи, не вмѣшиваясь въ область и назначеніе другихъ.

Въ этомъ-то и заключается та «соборность», которая наряду съ единствомъ, святостью и апостольскимъ преемствомъ, является однимъ изъ главнѣйшихъ признаковъ истинной Церкви. И наша общая задача — какъ можно лучше уяснить себѣ это понятіе «соборности».

Къ несчастію, въ наше время это понятіе почти улетучилось изъ нашего сознанія. Изъ области современной политической жизни народовъ въ Церковь перенесены два понятія, почти совершенно вытѣснившія и замѣнившія собою истинную соборность. Это — «демократія» и, какъ противоположеніе ей, въ противовѣсъ ей — «тоталитаризмъ», или «диктатура».

Но ни демократія, ни тоталитаризмъ-диктатура въ Церкви совершенно непріемлемы: тамъ, гдѣ они водворяются, разрушается Церковь — возникаютъ всякія церковныя нестроенія, смуты и затѣмъ — расколы. Единственно, чѣмъ обезпечивается въ Церкви духъ истинной соборности это — «Вѣра, любовью спóспѣшествуемая».

/с. 170/ Вполнѣ точное опредѣленіе духа истинной соборности въ немногихъ словахъ дать очень трудно: соборность легче почувствовать, чѣмъ уяснить себѣ логически. Духъ соборности долженъ быть ясенъ изъ вышесказаннаго; прекрасно раскрытъ онъ во 2-мъ томѣ богословскихъ сочиненій Алексія Степановича Хомякова, нашего удивительнаго свѣтскаго богослова — богослова «Божіей милостію». Кто искренно вѣруетъ во всё то, чему учитъ вѣровать наша св. Церковь, кто руководится во всей своей жизни духомъ истинно-христіанской любви, тому становится ясно, что такое «соборность». Именно потому, что рѣдко встрѣчается теперь среди современныхъ христіанъ такая вѣра и такая любовь, мы наблюдаемъ теперь повсюду попытку замѣнить соборность или демократіей или диктатурой. А это несомнѣнно ведетъ къ расшатыванію основъ Церкви и къ разрушенію ея, страшнѣе чего быть ничего не можетъ, особенно въ нашъ ужасный вѣкъ торжества воинствующаго безбожія. Цѣль нашихъ совѣщаній и смыслъ ихъ — именно въ томъ, чтобы какъ можно лучше уяснить себѣ, что такое истинная соборность и какъ воскресить духъ ея въ нашей церковной жизни, дабы предупредить нежелательныя въ ней явленія и укрѣпить нашу Церковь въ ея твердомъ стояніи за истину».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 168-170.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.