Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

КЪ ПРЕДСТОЯЩЕМУ СОБОРУ ЕПИСКОПОВЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

Въ воскресеніе 8/21 октября нынѣшняго 1962 года, если Богу будетъ угодно и если мы доживемъ до этого дня, въ Нью-Іоркѣ долженъ открыться очередной Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви заграницей.

Какое значеніе имѣютъ Соборы Епископовъ?

Собору Епископовъ каждой данной области или Помѣстной Церкви принадлежитъ, по канонамъ, или церковнымъ правиламъ, имѣющимъ общеобязательное значеніе и силу для всѣхъ членовъ Церкви, высшая власть въ данной области или данной Помѣстной Церкви.

А высшая власть во всей Вселенской Церкви принадлежитъ Вселенскому Собору, то-есть Собору Епископовъ всей вселенной.

Въ каждой отдѣльной Епархіи мѣстный Епархіальный Епископъ обладаетъ всей полнотой канонической власти, то-есть власти, предусматриваемой канонами. Но вопросы, превышающіе мѣстное значеніе и имѣющіе значеніе обще-церковное, а также вопросы не предусматриваемые ясно канонами и вызывающіе споры и прекословія, ни одинъ Епископъ, даже стоящій во-главѣ цѣлой области или Помѣстной Церкви, не въ правѣ рѣшать самолично, безъ совѣщанія и обсужденія съ другими Епископами данной области или Помѣстной Церкви.

Для рѣшенія такихъ вопросовъ, имѣющихъ важное обще-церковное значеніе, и созываются Соборы Епископовъ.

/с. 119/ Согласно канонамъ, такіе Соборы Епископовъ: 1) благоучреждаютъ дѣла своей области или помѣстной Церкви, 2) разсуждаютъ о догматахъ благочестія, 3) разрѣшаютъ церковныя прекословія и сомнительные случаи, 4) разбираютъ жалобы на Епископовъ, 5) рѣшаютъ споры Епископовъ о приходахъ, 6) исправляютъ опредѣленія меньшихъ соборовъ, 7) избираютъ и поставляютъ новыхъ Епископовъ и 8) судятъ Епископовъ.

Въ первые вѣка христіанства, Соборы Епископовъ, какъ этого требуетъ 37-е правило Св. Апостоловъ, 5-е правило Перваго Вселенскаго Собора и 19-е правило Четвертаго Вселенскаго Собора, созывались дважды въ годъ, весной и осенью. Но впослѣдствіи, по причинамъ разныхъ неудобствъ, было постановлено созывать такіе Соборы Епископовъ однажды въ годъ, о чемъ говорятъ 8-е правило Шестого Вселенскаго Собора и 6-е правило Седьмого Вселенскаго Собора.

Постановленія такихъ областныхъ или Помѣстныхъ Соборовъ Епископовъ признаются каноническими и имѣютъ обязательную силу для всѣхъ вѣрующихъ данной области или Помѣстной Церкви, если они во всемъ соглаены съ ученіемъ Слова Божія, Преданіемъ Церкви и не противорѣчатъ постановленіямъ Вселенскихъ Соборовъ. Меньшій Соборъ, какъ это само собой понятно, не властенъ отмѣнить или кореннымъ образомъ измѣнить постановленія большаго Собора.

Непогрѣшимость, по православному ученію, принадлежитъ только всей Церкви въ цѣломъ, и понимается въ томъ смыслѣ, что, согласно непреложному обѣтованію Христову (Матѳ. 16, 18), вся Церковь въ цѣломъ никогда не можетъ заблудиться и отступить отъ Истины.

Соборы Епископовъ, какъ мы уже сказали, нужны лишь для рѣшенія дѣлъ обще-церковнаго характера, ибо въ каждой отдѣльной Епархіи правящій Епископъ обладаетъ всей полнотой іерархической власти, унаслѣдованной имъ черезъ Таинство Священства преемственно отъ самихъ Св. Апостоловъ, почему /с. 120/ онъ и почитается «апостольскимъ преемникомъ». Іерархической власти Епископа подвѣдомственны всѣ церковныя дѣла его Епархіи — не только чисто-духовныя, но и матеріальныя, хозяйственныя. Однако, по ясному ученію Слова Божія и толкованію великихъ Отцевъ Церкви, характеръ и природа этой власти весьма существенно отличаются отъ обыкновенной мірской власти — власти мірскихъ начальниковъ и правителей.

Моральная основа іерархической власти Епископа не во внѣшнемъ принужденіи, а въ личномъ высокомъ духовномъ авторитетѣ, какъ объ этомъ убѣдительно учитъ Св. Апостолъ Петръ въ своемъ I-мъ Соборномъ Посланіи: «Пасите еже въ васъ стадо Божіе, посѣщающе не нуждею, но волею и по Бозѣ, ниже неправедными прибытки (по-русски: «не для гнусной корысти»), но усердно, ни яко обладающе причту («не господствуя надъ наслѣдіемъ Божіимъ»), но образи бывайте стаду («но подавая примѣръ стаду»)» (1 Петр. 5, 2-3). Каноны рѣшительно осуждаютъ «дымное надмѣніе міра» (см. Посланіе Африканскаго Собора къ Келестину, Папѣ Римскому), и великіе Отцы Церкви (какъ, напр., Св. Златоустъ и св. Григорій Богословъ) сурово порицаютъ въ Епископахъ стремленіе уподобляться во всемъ мірскимъ властителямъ.

Епископское служеніе есть величайшее въ мірѣ служеніе, цѣлью котораго является спасеніе душъ въ жизнь вѣчную. По замѣчательному опредѣленію Св. Апостола Павла, оно есть «дѣло служенія» — «къ совершенію святыхъ, въ созиданіе тѣла Христова, дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова» (Ефес. 4, 12-13).

Отсюда сама собою понятной становится особая природа, особый характеръ епископской власти. Такой высокой цѣли, какъ спасеніе душъ въ жизнь вѣчную, невозможно достичь никакими внѣшними принудительными мѣрами, никакими административными пріемами, никакой даже самой блестящей организаціей, а формалистически-чиновничій подходъ къ этому дѣлу можетъ /с. 121/  только повредить ему и даже нанести непоправимый ущербъ.

Спасеніе душъ это область чисто -духовнаго дѣланія, а потому именно духовное дѣланіе, личный воодушевляющій примѣръ («образъ», по выраженію нашего церковно-славянскаго текста) Слово Божіе ставитъ во главу угла епископскаго служенія (см. 1 Петра 5, 3 и 1 Тим. 4, 12).

Но тамъ, гдѣ возникаютъ вопросы, превышающіе компетенцію одного Епископа, тамъ, гдѣ Епископъ нуждается въ совѣтѣ и духовной поддержкѣ своихъ собратій, является нужда, ради болѣе успѣшнаго осуществленія все той же великой задачи — спасенія душъ вѣрующихъ — въ созывѣ цѣлаго Собора Епископовъ. Собору Епископовъ каноны придаютъ чрезвычайно важное значеніе, подвергая даже епитиміи тѣхъ Епископовъ, которые безъ достаточно-уважительной причины уклоняются отъ участія въ Соборѣ (см. 8-е правило Шестого Вс. Собора и 6-е правило Седьмого Вс. Собора).

Всею Помѣстною Церковью въ цѣломъ управляетъ Соборъ Епископовъ, а потому ни одинъ Епископъ не можетъ быть произвольно отстраненъ отъ участія въ соборѣ и ни одинъ Епископъ не имѣетъ права пренебречь участіемъ въ немъ. Всѣ обще-церковныя дѣла должны рѣшаться съ вѣдома и согласія всѣхъ Епископовъ, всѣ Епископы должны быть полностью освѣдомлены о всѣхъ дѣлахъ, какія являются предметомъ разбирательства Собора, а тѣ изъ нихъ, которые не смогли прибыть на Соборъ по какимъ-либо уважительнымъ причинамъ, должны изъявлять свое согласіе на рѣшенія Собора посредствомъ граматъ.

Въ нашихъ бѣженскихъ условіяхъ, если принять во вниманіе то, что вѣрующіе, приходы и епархіи нашей Русской Зарубежной Церкви разбросаны по всѣмъ пяти частямъ свѣта — подлинно «отъ конецъ даже до конецъ вселенныя», буквальное выполненіе требованія каноновъ о ежегодномъ созывѣ Собора всѣхъ Епископовъ совершенно неосуществимо. Но въ этомъ затрудненіи намъ какъ разъ идетъ навстрѣчу 106-е пра/с. 122/вило Карѳагенскаго Собора, которое допускаетъ своего рода снисхожденіе въ отношеніи этого требованія и говоритъ «о томъ, яко не быти общему всецѣлому Собору, развѣ по нуждѣ» и что «не есть необходимо впредь ежегодно утруждати братію, но когда потребуетъ общая нужда».

Вотъ на этомъ-то каноническомъ основаніи и утвердился у насъ въ Русской Зарубежной Церкви обычай (въ послѣднее время, съ переѣздомъ нашего духовнаго центра въ США) созывать общій Соборъ всѣхъ Епископовъ Русской Зарубежной Церкви однажды въ каждые три года.

Въ междусоборный же періодъ обще-церковными дѣлами вѣдаетъ Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви заграницей, который представляетъ собою какъ бы малый Соборъ Епископовъ, избираемыхъ для этого очереднымъ общимъ Соборомъ. Архіерейскій Сѵнодъ является лишь исполнительнымъ органомъ общаго Собора Епископовъ, и въ задачу его входитъ проведеніе въ жизнь всѣхъ соборныхъ постановленій, наблюденіе за ихъ правильнымъ, каноническимъ исполненіемъ, рѣшенія по всѣмъ спѣшно-возникающимъ и не терпящимъ отлагательства обще-церковнымъ дѣламъ, не иначе, какъ съ вѣдома и согласія всѣхъ прочихъ Епископовъ, путемъ ихъ опроса, и подготовка матеріаловъ къ предстоящему очередному Собору Епископовъ.

Такое соборное управленіе есть основной принципъ нашей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, слѣдующей примѣру самихъ Св. Апостоловъ, которые для рѣшенія важныхъ обще-церковныхъ вопросовъ съѣхались въ 51 году по Р. Хр. на соборъ въ Іерусалимъ.

Основою для такого соборнаго управленія Церковью служитъ 34-е правило Свв. Апостоловъ, которое буквально гласитъ такъ:

«Епископамъ всякаго НАРОДА подобаеть знати перваго въ нихъ и признавати его яко главу, и ничего превышающаго ихъ власть не творити безъ его разсужденія; творити же каждому только то, что каса/с. 123/ется до его епархіи, и до мѣстъ къ ней принадлежащихъ. Но и первый ничего да не творитъ безъ разсужденія всѣхъ. Ибо тако будетъ единомысліе, и прославится Богъ о Господѣ во Святомъ Духѣ, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ».

Здѣсь, въ этомъ апостольскомъ правилѣ, имѣющемъ такое важное, основоположительное значеніе, заслуживаетъ особеннаго вниманія выраженіе: «епископамъ всякаго народа» — именно «народа», а не какой-либо опредѣленной, строго-очерченной государственными границами территоріи.

Этимъ выраженіемъ явно подчеркивается «народностный», или какъ у насъ теперь обычно принято говорить, національный (а вовсе не территоріальный!) признакъ Помѣстной Церкви, которая должна духовно и канонически объединять именно народъ, а не территорію.

Вотъ въ силу этого, чтó естественно подсказывается и обыкновеннымъ здравымъ смысломъ и самой элементарной человѣческой справедливостью, наша Русская Зарубежная Церковь и объединяетъ духовно и канонически весь нашъ православный русскій народъ, «въ изгнаніи и разсѣяніи сущій», — по причинѣ, уже не «варварскихъ», какъ это бывало въ древности — во времена составленія каноновъ, — а гораздо болѣе страшныхъ и худшихъ — «безбожническихъ» и «богоборческихъ» нашествій и гоненій.

Только очами пристрастія на все смотрящая злоба враговъ нашей Зарубежной Русской Церкви можетъ дѣлать видъ, что не понимаетъ этого, и отказывать нашей Церкви въ самомъ правѣ на существованіе.

Впрочемъ, злоба эта далеко не случайна.

Весьма глубокія причины этой злобы коренятся въ томъ, что наша Русская Зарубежная Церковь въ настоящее время — единственная Православная Церковь, остающаяся еще свободной отъ давленія темныхъ антихристіанскихъ силъ и еще не поддавшаяся порабощенію ими.

А что другія православныя помѣстныя церкви уже не свободны — это достаточно ясно, воочію пе/с. 124/редъ всѣмъ міромъ, показала хотя бы Родосская конференція, въ программѣ занятій которой весьма показательно былъ вычеркнутъ пунктъ о борьбѣ съ атеизмомъ — самымъ главнымъ зломъ современной жизни.

Однѣ помѣстныя православныя церкви, какъ мы знаемъ, давно уже находятся въ полномъ порабощеніи у «воинствующихъ безбожниковъ» и являются орудіями ихъ богоборческой и человѣконенавистнической политики во всемъ мірѣ: Другія, — пользуясь какъ-будто видимой свободой, находятся въ тѣсной дружбѣ и сотрудничествѣ съ первыми, и вмѣстѣ съ тѣмъ, добровольно вступили въ «движеніе», весьма недвусмысленно ставящее своей задачей упраздненіе всѣхъ существующихъ религій міра (въ томъ числѣ, конечно, и Православія!) и созданіе одной новой, общей для всѣхъ религіи — «экуменической». Еще не такъ давно эта фактическая измѣна Св. Православію прикрывалась благовиднымъ предлогомъ якобы желанія свидѣтельствовать о Св. Православіи передъ инославными — теперь «маска сброшена», и мы постоянно читаемъ весьма откровенныя до полной циничности публичныя высказыванія іерарховъ этихъ церквей о томъ, что наступаетъ какая-то совершенно новая эпоха, «когда границы между религіями и народами сотрутся и наступитъ миръ на землѣ» (интервью Вселенскаго Патріарха Аѳинагора съ прессой въ Истамбулѣ 4 ноября 1959 г.); что «мы — на порогѣ христіанской эволюціи» что мы живемъ въ новомъ вѣкѣ, и прошлое должно быть отброшено» (его же слова, помѣщенныя въ газетѣ «The Living Church» 15 мая 1960 г.).

Въ то время какъ мы твердо вѣримъ, что наша св. Православная Церковь сохранила всю полноту Истины въ силу непреложныхъ словъ Христовыхъ: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей» (Матѳ. 16, 18) и что никакого «раздѣленія церквей» не было и не можетъ быть, а были и могутъ происходить только отпаденія отъ Единой Христовой Церкви, вслѣдствіе отступленія отъ Истины, хранимой Церковью, — современные православные іерархи, /с. 125/ вступившіе въ «экуменическое движеніе», утверждаютъ что Церковь Христова «раздѣлилась» (см. Пасхальное посланіе Константин. Патр. Аѳинагора 1960 года), и что единственной причиной этого «раздѣленія» является не стояніе въ Истинѣ однихъ и отпаденіе отъ этой Истины другихъ, а «одно только человѣческое тщеславіе» (слова возглавляющаго Греческую Церковь въ Америкѣ Архіеп. Іакова, сказанныя 11 марта 1961 г. по телевизіи изъ г. Манчестера), и потому Православная Церковь (по его же словамъ) должна «перестать возвѣщать о своемъ "вселенскомъ ученіи"».

Вотъ какъ далеко зашли современные православные экуменисты!

Развѣ такія страшныя для здороваго православнаго сознанія слова не есть уже отступленіе отъ Православія?

Но такова вообще вся идеологія этого такъ называемаго «экуменическаго движенія», которое, подъ предлогомъ мнимой «христіанской любви», желаетъ упразднить всѣ нынѣ существующія вѣроисповѣданія и религіи, въ томъ числѣ, само собой разумѣется, и св. Православіе, въ ознаменованіе чего на послѣдней, недавно состоявшейся экуменической конференціи въ Нью-Дэли всякій прозелитизмъ (то-есть обращеніе въ свою вѣру, а, слѣдовательно, и обращеніе въ Православіе) заклейменъ наименованіемъ «анти-христіанскаго», съ чѣмъ согласились и всѣ православные делегаты, представители почти всѣхъ помѣстныхъ православныхъ церквей, тѣмъ самымъ отрекшись отъ своего Православія.

На фонѣ вышеописанной мрачной картины особенно ярко вырисовывается все исключительное значеніе нашей Русской Зарубежной Церкви и вся громадная отвѣтственность, которая лежитъ на ней и на ея іерархахъ.

Мы болѣе всего на свѣтѣ дорожимъ свободой нашей Церкви, но вовсе не потому, что у насъ «нѣтъ любви», въ чемъ такъ легковѣсно привыкли обвинять насъ «экуменисты», слишкомъ ужъ любвеобильные по отношенію къ врагамъ чистой и неповрежденной Хри/с. 126/стовой Истины, а иногда даже — къ явнымъ врагамъ нашей св. вѣры (но — только не къ намъ — своимъ братьямъ по крови и вѣрѣ!), — а именно потому, что у насъ есть любовь къ Истинѣ: потому, что мы твердо вѣримъ (нисколько не сомнѣваясь въ этомъ, какъ очевидно сомнѣваются «экуменисты»), что Церковь наша, Святая Православная, какъ учитъ Слово Божіе, есть «столпъ и утвержденіе Истины» (1 Тим. 3, 15) и потому, что мы желаемъ, по заповѣди св. Апостола, «ходить въ этой Истинѣ» (2 Іоан. 4) и не хотимъ, слѣдуя предостереженію великаго Отца Церкви св. Григорія Богослова, «стать предателями ученія вѣры и Истины», «пріобщаясь лукаваго кваса и прилагаясь къ зараженнымъ» — отступникамъ отъ Истины» (см. Творенія св. Григорія ч. I, стр. 192).

Въ свѣтѣ всѣхъ этихъ послѣднихъ событій міровой церковной жизни, происшедшихъ за послѣдніе 3 года, особо важное значеніе пріобрѣтаетъ предстоящій нынѣ осенью Соборъ Епископовъ Русской Зарубежной Церкви, на который, въ виду всего вышесказаннаго, естественно ложится теперь большой и весьма отвѣтственный долгъ — сказать мужественно и безстрашно свое сильное и вѣское слово въ защиту поругаемой и унижаемой Истины.

А для того, чтобы это слово наше было дѣйствительно авторитетнымъ и дѣйственнымъ, всѣмъ намъ, вѣрнымъ сынамъ и служителямъ Русской Зарубежной Церкви, въ первую очередь, необходимо между собой хранить полное единодушіе и единомысліе, «ничего не дѣлая», по заповѣди св. Апостола, «по любопренію или по тщеславію, но по смиренномудрію почитая одинъ другаго высшимъ себя» (Филип. 2, 2-3) и ища не «своихъ си», но ревнуя единственно о торжествѣ Истины.

Если всѣ мы глубоко проникнемся такимъ сознаніемъ, то въ нашей святой борьбѣ за Истину Самъ Божественный Основатель Церкви будетъ съ нами и будетъ поборать за насъ.

А если Богъ за насъ, то кто противъ насъ? (Рим. 8, 31).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 118-126.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.