Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

СУЩЕСТВО ПРАВОСЛАВІЯ И СОВРЕМЕННАЯ БОРЬБА ПРОТИВЪ НЕГО.

«Всякъ подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится: и они убо да истлѣненъ вѣнецъ пріимутъ, мы же неистлѣненъ. Азъ убо тако теку, не яко безвѣстно, тако подвизаюся, не яко воздухъ біяй; но умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду» (1 Кор. 9, 25-27).

Эти слова великаго Апостола языковъ Св. Павла ясно опредѣляютъ намъ существо истиннаго христіанства, или Православія. Истинное христіанство, или Православіе, это есть подвигъ самоограниченія и самоотверженія, ради достиженія вѣнца нетлѣннаго. Здѣсь Св. Апостолъ употребляетъ хорошо знакомый Коринѳяномъ образъ бѣгущихъ на ристалищахъ и борцовъ (Коринѳъ, какъ извѣстно, славился своими «Истмійскими играми»), которые, ради полученія тлѣнныхъ вѣнцовъ, воздерживаются отъ всего, что можетъ сдѣлать тучнымъ и тѣмъ разслабить ихъ тѣло, проводя параллель между ними и тѣми, кто желаетъ подвизаться подвигомъ христіанской жизни. Ради успѣха въ этомъ точно такъ же необходимо «умерщвлять и порабощать свое тѣло», и это вполнѣ понятно, если принять во вниманіе другія слова того же великаго Апостола:

Мудрованіе бо плотское (то-есть: помышленія плотскія) смертъ есть, а мудрованіе духовное животъ и миръ, зане мудрованіе плотское вражда на Бога: закону бо /с. 96/ Божію не покаряется, ниже бо можетъ» (Римл. 8, 6-7). А потому —

«Сущіи во плоти», то-есть «живущіе по плоти» «Богу угодити не могутъ» (Рим. 8, 8).

Здѣсь ясное законоположеніе христіанскаго аскетизма, который и составляетъ собою существо истиннаго христіанства, или Православія.

«Тако тецыте, да постигнете!» увѣщеваетъ поэтому св. Апостолъ.

Отсюда должно быть намъ ясно, что тамъ, гдѣ нѣтъ подвига воздержанія, подвига самоограниченія и самоотверженія, подвига усмиренія и порабощенія своей плоти духу, тамъ нѣтъ и истиннаго христіанства — тамъ не можетъ быть и рѣчи объ истинно-христіанской жизни.

Съ этой точки зрѣнія вполнѣ понятнымъ становится для насъ такое важное учрежденіе св. Церкви, какъ проходимый нынѣ нами Великій Постъ.

Великій Постъ это есть какъ бы символъ всего теченія истинно-христіанской жизни, а вмѣстѣ съ тѣмъ и ежегодное упражненіе въ подвигѣ христіанской жизни и ежегодное напоминаніе, какъ долженъ жить истинный христіанинъ и какова конечная цѣль его подвижнической жизни.

Какъ Великій Постъ приводитъ насъ къ свѣтлому и радостному празднованію Воскресенія Христова, такъ и личная подвижническая жизнь каждаго изъ насъ приведетъ къ вѣчной радости, вѣчному блаженству въ невечернемъ дни Царствія Христова.

Не случайно поэтому благолѣпное празднованіе Торжества Православія пріурочено къ Первой недѣлѣ Великаго Поста. Всѣ лжеученія, всѣ ереси, «отступства» и расколы естественно вытекаютъ изъ нежеланія законно подвизаться въ смиренномъ послушаніи св. Церкви, и сами влекутъ за собой, какъ это показываетъ жизнь, отходъ отъ истинно-христіанской подвижнической жизни. Достаточно указать на почти полное исчезновеніе настоящаго поста у современныхъ римо-католиковъ и даже какое-то ожесточенное озлобленіе противъ него и нападки у протестантовъ и сектантовъ, вовсе отверга/с. 97/ющихъ его значеніе, несмотря на ясныя свидѣтельства о важности его въ Словѣ Божіемъ.

Но не только празднество Торжества Православія на первой недѣлѣ поста, а и всѣ послѣдующія празднованія воскресныхъ дней Великаго Поста говорятъ намъ все о томъ же.

Вторая недѣля Великаго Поста — память Св. Григорія Паламы — это тоже торжество Православія: это торжество православнаго подвижническаго ученія о великомъ значеніи подвига молитвы и поста, какъ могущественныхъ средствъ къ внутреннему благодатному озаренію человѣческой души, преображенію ея Божественнымъ Ѳаворскимъ свѣтомъ.

Третья недѣля Великаго Поста — Крестопоклонная — уподобляетъ подвигъ истинно-христіанской жизни несенію креста и самораспятію, во исполненіе словъ Самого Господа Іисуса Христа: «Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34) и словъ св. Апостола Павла: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24). А прославленіе наряду съ Крестомъ и Воскресенія Христова («...и Святое Воскресеніе Твое славимъ») напоминаетъ истинному подвижнику-крестоносцу ожидающую и его радость Воскресенія, какъ вѣнецъ его подвига.

Четвертая недѣля Великаго Поста — память преподобнаго Іоанна Лѣствичника — торжество одного изъ самыхъ величайшихъ православныхъ подвижниковъ и, одновременно, законоположника православнаго подвижничества, оставившаго намъ дивное письменное руководство православно-христіанской подвижнической жизни — «Лѣствицу Духовную, возводящую на небо», исключительную по своей глубинѣ и духовной мудрости книгу, которую уставъ церковный предписываетъ читать въ храмѣ за Богослуженіемъ во всѣ будничные дни Великаго поста.

Пятая недѣля Великаго Поста — память преподобной Маріи Египтяныни — торжество православнаго покаяннаго подвига, сдѣлавшаго величайшую грѣшницу ангелоподобной праведницей, «блудами первѣе преисполненную всяческими» — «невѣстой Христовой». Это /с. 98/ — подлинный тріумфъ православнаго подвижничества, совершающаго, при помощи благодати Божіей, дивное чудо полнаго перерожденія грѣшной души человѣческой — то «новотвореніе», ради котораго и пришелъ на землю и пострадалъ за насъ, «намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его» (1 Петр. 2, 21), Воплотившійся Единородный Сынъ Божій.

Шестая недѣля Великаго Поста — это торжественное шествіе Господа Іисуса Христа въ Іерусалимъ на «премірный праздникъ» Своего распятія за грѣшный родъ человѣческій. А затѣмъ слѣдуетъ «Святая и Великая» седмица Страстей Христовыхъ, приводящая насъ къ Свѣтлой Радости Пасхи.

Весь Великій Постъ, завершающійся воспоминаніемъ крестныхъ страданій Господа, подъятыхъ «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія», и побѣднымъ ликованіемъ Святой Пасхи, есть, такимъ образомъ, какъ бы полное начертаніе того подвижническаго пути, которымъ долженъ идти каждый истинный христіанинъ, желающій достигнуть конечной цѣли опредѣленнаго ему Самимъ Богомъ высокаго предназначенія — вѣчной нескончаемой радости Богообщенія.

Въ этомъ и заключается существо истиннаго христіанства, или православія.

Врагъ рода человѣческаго, видя послѣ долгой и безуспѣшной борьбы, что онъ не можетъ совершенно сломить и уничтожить истинное христіанство, въ наши дни изобрѣлъ способъ, какъ «обезвредить» его для себя, сдѣлавъ его «солью обуявшей». Съ этой цѣлью, черезъ людей, ставшихъ его послушными орудіями, въ томъ числѣ и черезъ нѣкоторыхъ священнослужителей и даже высокихъ іерарховъ св. Православной Церкви, измѣнившихъ своей архіерейской присягѣ, онъ, пуская въ ходъ всѣ доступныя ему средства, съ большимъ хитроумнымъ лукавствомъ, вводитъ сейчасъ уже въ нѣдрахъ самой нашей Церкви подмѣну истиннаго христіанства «нео-христіанствомъ», провозгласивъ даже наступленіе какой-то якобы «новой эры», «новой эпохи» въ христіанствѣ, когда все прошлое, какъ якобы уже «устарѣвшее», должно быть забыто и оставлено, ибо /с. 99/ оно «идетъ вразрѣзъ съ современной жизнью» и «тормозитъ общій прогрессъ человѣчества». Все громче и громче раздаются требованія — «очистить христіанство», сдѣлать его какимъ-то инымъ, отвѣчающимъ «духу времени», а не такимъ, какимъ оно было испоконъ вѣковъ.

Существо этого «новаго христіанства», которое нѣкоторые мѣтко называютъ «розовымъ», или «разслабленнымъ» христіанствомъ, какъ разъ и заключается въ отказѣ отъ подвига, въ отказѣ отъ всякой борьбы со зломъ за Правду Божію, за спасеніе душъ. Это — христіанство показное, безвольное, пассивное, бездѣятельное, пасующее передъ зломъ, предоставляющее злу полную свободу дѣйствій въ мірѣ, какъ и въ каждой отдѣльной душѣ человѣческой.

Начали раздаваться голоса о необходимости скорѣйшаго созыва Восьмого Вселенскаго Собора, который бы всѣ эти измѣненія въ нашей Св. Православной Церкви «узаконилъ» и сдѣлалъ бы для всѣхъ обязательными, объявивъ всѣхъ противниковъ таковыхъ «реформъ» и сторонниковъ подлиннаго православнаго благочестія, идущаго изъ глубины вѣковъ отъ его великихъ основоположниковъ, «бунтовщиками» и «раскольниками», заслуживающими строгихъ «церковныхъ прещеній».

Особенно напряженная борьба въ этомъ направленіи, борьба противъ самаго существа св. Православной вѣры, началась со времени крушенія нашей Православной Россіи, бывшей прежде для всего міра подлиннымъ оплотомъ истиннаго христіанства.

Не стало этого оплота, и все зашаталось, все заколебалось.

Въ самой Россіи, захваченной богоборцами-большевиками, началось страшное кровавое гоненіе на истинную Церковь, а одновременно стали образовываться «лже-церкви» — такъ называемая «живая церковь» и «обновленческая церковь», задавшіяся цѣлью провести у себя выше указанныя нами идеи подмѣны истиннаго христіанства нео-христіанствомъ. Гоненія на вѣру — не/с. 100/благопріятная почва для проведенія въ жизнь такихъ идей, а потому эти лже-церкви успѣха въ Россіи не имѣли. Но зато эти идеи перекинулись въ свободныя страны и тамъ получили весьма широкое распространеніе, правда, тоже не сразу, а постепенно.

Первой серьезной попыткой проведенія такихъ «реформъ» въ Православіи былъ созывъ въ Константинополѣ въ 1923 году печальной памяти Вселенскимъ Патріархомъ Мелетіемъ IV-ымъ такъ называемаго «Всеправославнаго Конгресса», на повѣсткѣ котораго были поставлены такіе вопросы, какъ: 1) Женатый епископатъ, 2) Второбрачіе духовенства, 3) Введеніе новаго стиля, 4) Сокращеніе Богослуженія, 5) Сокращеніе постовъ, 6) Отмѣна монашества, 7) Упрощеніе одежды духовенства (съ цѣлью приближенія ея къ обыкновенной свѣтской одеждѣ) и т. под. Уже изъ одного этого, только приблизительнаго, перечисленія пунктовъ этой повѣстки видно, къ чему клонили эти «реформаторы Православія»: ихъ задачей явно было — упразднить въ Православіи тотъ духъ аскетизма, или христіанскаго подвижничества, который именно и является существомъ Православія.

Тогда эта первая попытка провалилась, и самъ иниціаторъ ея Патріархъ Мелетій, уступая негодованію своей вѣрующей паствы, долженъ былъ оставить константинопольскій патріаршій престолъ. Но жизнь съ тѣхъ поръ «далеко ушла впередъ», и попытки эти, все продолжавшіяся съ неослабной энергіей, стали, наконецъ, встрѣчать все большій откликъ и сочувствіе. И вотъ, идеи «просѵнодовъ» и «предсоборныхъ совѣщаній» уже на нашихъ глазахъ, въ самое послѣднее время, начинаютъ проводиться въ жизнь, съ разсчетомъ, конечно, созвать рано или поздно и столь будто бы «необходимый» «Восьмой Вселенскій Соборъ», который и осуществитъ всѣ эти «реформы», передѣлавъ на новый ладъ Св. Православіе.

Ради большаго успѣха въ своей работѣ и скорѣйшаго достиженія своихъ цѣлей, эти модернисты-либералы, непрошенные «реформаторы» Православія, какихъ уже немало во всѣхъ православныхъ помѣстныхъ церквахъ, создали для себя какъ бы единый фронтъ, /с. 101/ включившись въ такъ называемое «экуменическое движеніе», ставящее себѣ якобы задачей объединить всѣхъ христіанъ во «Единую Церковь», переставшую, будто бы по грѣховности людей, вслѣдствіе оскудѣнія духа любви, существовать на землѣ.

Это «экуменическое движеніе», по началу чисто-протестантское, образовало мощную организацію дѣйствительно всемірнаго масштаба, располагающую огромными матеріальными средствами и возможностями, подъ названіемъ «Мірового Совѣта Церквей», куда вошли въ настоящее время почти всѣ православныя помѣстныя церкви, кромѣ нашей Русской Зарубежной Церкви.

Однако, насколько такая организація для протестантовъ и сектантовъ, потерявшихъ Единую Истинную Церковь, въ какомъ-то смыслѣ естественна (поскольку они ищутъ, хотя и не тамъ и не тѣмъ путемъ, какимъ бы слѣдовало, утраченное ими единство), настолько вхожденіе въ эту организацію православныхъ противоестественно, и не только противоестественно, но и порочно и преступно. Это вхожденіе туда православныхъ можетъ быть разумно объяснено лишь непріемлемымъ для православнаго сознанія желаніемъ — слиться съ отпавшимъ отъ Церкви протестантскимъ міромъ, конечно, чрезъ отреченіе отъ истиннаго Православія. Если мы познакомимся ближе съ тѣмъ, какіе взгляды теперь открыто высказываютъ эти православные «экуменисты» и какія настроенія ими руководятъ, то легко убѣдимся, что такъ оно и есть.

Въ своихъ общественныхъ выступленіяхъ эти видные вожди «православнаго экуменизма», уже безъ всякаго зазрѣнія совѣсти, заявляютъ, что главной задачей ихъ дѣятельности является «объединеніе всѣхъ христіанъ», любою цѣною, не взирая ни на какія религіозныя и догматическія различія. «Если всѣ христіанскія церкви вѣрятъ во Христа, то вотъ Христосъ уже и объединяетъ ихъ» — эти слова постоянно мы слышимъ, хотя они иногда и варіируются на разные лады, но сущность ихъ остается той же. Ни слова о томъ, что настоящимъ еди/с. 102/неніемъ можетъ быть только единеніе въ Истинѣ, именно той Истинѣ, которую Христосъ принесъ на землю и которую завѣщалъ хранить Своей Истинной Церкви — Церкви, которая не могла уничтожиться, но всегда существовала на землѣ и теперь продолжаетъ существовать.

Весьма печальнымъ симптомомъ духовнаго неблагополучія въ современныхъ православныхъ церквахъ является и то, что идеи «экуменизма» распространяются зачастую совсѣмъ не «идейно» и не «безкорыстно». Большую роль въ дѣлѣ ихъ широкаго распространенія играютъ карьерныя и чисто-матеріалистическія соображенія. Быть экуменистомъ это стало уже выгодно, ибо это обезпечиваетъ и карьеру — быстрое продвиженіе по іерархической лѣстницѣ — и деньги съ полнымъ матеріальнымъ благополучіемъ.

Вотъ чѣмъ, главнымъ образомъ, объясняется успѣхъ экуменическаго движенія въ послѣднее время!

Какъ все это безконечно далеко отъ истиннаго христіанства, отъ подлиннаго Апостольскаго и Отеческаго Православія!

А намъ, чадамъ Русской Зарубежной Церкви, еще остающейся свободной отъ этого современнаго духовнаго морового повѣтрія, закономъ для себя надлежитъ поставить — всячески блюсти себя отъ зараженія этимъ тяжкимъ духовнымъ недугомъ богоотступнической современности, твердо памятуя предостереженіе св. Апостола: «Блюдите, како опасно ходите!» (Ефес. 5, 15).

На насъ, чадахъ Русской Зарубежной Церкви, лежитъ особенный долгъ помнить, что не можетъ быть и рѣчи о какомъ-либо примиреніи или совмѣщеніи духа истиннаго христіанства съ духомъ міра сего во злѣ лежащаго, плотское мудрованіе, Закону Божію противящееся намъ навязывающаго, и подвигъ жизни христіанской отвергающаго.

Мы должны помнить также, что св. Православіе это /с. 103/ — не одна только совокупность догматовъ, холодно и формально признаваемая, и не отвлеченная система какихъ-то умствованій, а сама жизнь — жизнь во Xристѣ, немыслимая и неосуществимая безъ того аскетическаго подвига, которому учитъ насъ практически Истинная Церковь Христова въ теченіе каждаго Великаго Поста, наглядно представляя намъ, въ чемъ долженъ состоять этотъ подвигъ.

Безъ этого подвига нѣтъ истиннаго христіанства, нѣтъ и спасенія!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 95-103.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.