Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

БУДЕМЪ ЛИ МЫ, НАКОНЕЦЪ, КАЯТЬСЯ?

«Возсія благодатъ Твоя, Господи, возсія просвѣщеніе душъ нашихъ: се — время благопріятное, се — время покаянія, отложимъ дѣла тьмы, и облечемся во оружія свѣта...» (Стихира въ нед. Сыропустную).

Приближается Великій Постъ — время покаянія. Съ радостнымъ ликованіемъ, въ торжествующихъ пѣснопѣніяхъ возвѣщаетъ намъ объ этомъ св. Церковь.

Почему такъ? Развѣ постъ — это время ликованія и торжества? Развѣ это — не время, наоборотъ, сѣтованія, печали, сокрушенія о грѣхахъ?

Поистинѣ такъ: постъ есть время, которое нарочито установлено св. Церковью, дабы мы, отвлекшись нѣсколько отъ своей повседневной жизни съ ея постоянной суетой и разсѣяннностью, углубились вниманіемъ въ наши души и, осознавъ наши грѣхи, горько оплакали ихъ, прося прощенія въ нихъ предъ Богомъ и обѣщая исправиться.

Но «Блажени плачущіи, яко тіи утѣшатся», учитъ насъ Самъ Господь. За искренній плачъ о грѣхахъ и обѣщаніе исправить свою жизнь, Господь черезъ духовника прощаетъ и разрѣшаетъ насъ отъ всѣхъ грѣховъ /с. 78/ нашихъ, подаетъ намъ внутренній миръ и благодатное утѣшеніе.

Какъ же не радоваться и не ликовать намъ объ этомъ?

Ни въ чемъ другомъ не нуждаемся мы такъ сильно, какъ именно въ этомъ избавленіи насъ отъ грѣховнаго бремени, отъ этой гнетущей силы грѣха, подавляющаго насъ, отравляющаго намъ нашу земную жизнь и уготовляющаго намъ страшную геенну огненную въ жизни будущей.

Нѣтъ на свѣтѣ ничего страшнѣе и губительнѣе грѣха, ибо отъ него и происходитъ все зло — все то, что омрачаетъ нашу жизнь, дѣлаетъ ее несносной, многоскорбной, бѣдственной и несчастной.

Какъ же не торжествовать намъ побѣду надъ такимъ зломъ?

Вотъ почему такъ радуется и ликуетъ св. Церковь при наступленіи Великаго Поста, указывая намъ въ немъ славное поприще борьбы съ грѣхомъ вплоть до окончательной побѣды надъ нимъ. И всякій, кто понимаетъ это, не можетъ не радоваться при наступленіи поста, ибо постъ, по образному и весьма мѣткому выраженію нашихъ церковныхъ пѣснопѣній, есть какъ бы весна для нашихъ душъ.

Но такъ все это бываетъ лишь тогда, когда мы по-настоящему каемся.

Увы! въ наше время бываетъ, что весьма многіе изъ вѣрующихъ и даже болѣе или менѣе исправно ходящихъ въ церковь подходятъ къ великому Таинству Покаянія только формально. Они считаютъ своимъ долгомъ исполнить обычай, который они унаслѣдовали отъ своихъ отцовъ и дѣдовъ, выполнить то, къ чему ихъ пріучили съ дѣтства, но не понимаютъ всей значительности и силы этого Таинства, не отдаютъ себѣ яснаго отчета въ томъ, къ чему оно ихъ обязываетъ. Придя на исповѣдь къ священнику, они пересказываютъ ему свои грѣхи, а иногда даже и этого не дѣлаютъ, а просто ожидаютъ, что скажетъ имъ священникъ, и монотонно отвѣчаютъ на его вопросы: «да! грѣшенъ!» При этомъ у нихъ нѣтъ мысли объ исправленіи своей жизни, /с. 79/ и получивъ отъ духовника разрѣшеніе въ своихъ грѣхахъ, они, съ легкимъ сердцемъ, продолжаютъ опять совершать тѣ же самые грѣхи, въ которыхъ только что признавались, безъ всякой борьбы, безъ рѣшимости отстать отъ нихъ.

Такое «покаяніе» безъ твердой рѣшимости разъ и навсегда свергнуть съ себя иго грѣховное и начать новую жизнь, конечно, не есть истинное покаяніе.

Разсказывается въ отечникахъ, что въ Египтѣ былъ одинъ грѣшникъ, который послѣ исповѣди и Св. Причастія нимало не берегъ себя, но, какъ только представлялся случай, снова падалъ въ прежніе грѣхи, послѣ каждаго говѣнія. Для вразумленія его Господь устроилъ ему такое видѣніе: шелъ онъ гдѣ-то одинъ и видитъ, что къ нему подходитъ какое-то страшилище, похожее на человѣка непомѣрной высоты, косматое, безобразное, нечистое, съ глазами сверкающими. Подошло оно и, потрепавъ его по плечу, сказало: чего ты боишься, мы съ тобою пріятели, въ одномъ мѣстѣ будемъ. Грѣшникъ, хоть очень испугался, но спросилъ его: да ты кто же? Я, говоритъ, тотъ, что ударилъ въ ланиту Іисуса Христа, да и всѣ, которые послѣ исповѣди и Св. Причастія снова грѣшатъ, на одной линіи стоятъ съ Іудою и прочими мучителями и распинателями Господа. Это видѣніе такъ поразило грѣшника, что онъ, оставивъ все, удалился въ пустыню, и тамъ до конца жизни въ строгихъ подвигахъ оплакивалъ грѣхи свои («О покаяніи» Еп. Ѳеофана стр. 205).

Вотъ какъ страшно такое легкомысленное отношеніе къ великимъ Таинствамъ Исповѣди и Святаго Причащенія!

Но тѣмъ болѣе страшно вообще проводить жизнь безпечную, безъ всякой мысли о покаяніи, безъ всякаго желанія исправить свою жизнь, при помощи благодати Божіей, чрезъ правильное пользованіе этими спасительными Таинствами.

А сколько теперь людей, которые такъ живутъ, и что особенно намъ скорбно, — даже въ нашей русской бѣженской средѣ: тѣхъ, православныхъ по рожденію и воспитанію, русскихъ людей, которые столько перене/с. 80/сли всякихъ бѣдствій, такъ тяжко перестрадали, потерявъ все, что раньше имѣли, своихъ родныхъ и близкихъ, и даже лишившись своего собственнаго Отечества и очутившись въ чужихъ странахъ въ изгнаніи!

Казалось бы: имъ-то и каяться по-настоящему, слезно оплакивая свои грѣхи и грѣхи своихъ отцовъ и дѣдовъ, приведшіе нашу Родину къ такой катастрофѣ, а ихъ самихъ къ столькимъ бѣдствіямъ.

Но нѣтъ! Когда добросовѣстно исполняющіе свой долгъ пастыри, искренно ревнующіе о спасеніи ихъ душъ, горячо призываютъ ихъ къ образумленію и исправленію жизни, они зачастую не только не слушаютъ ихъ, а иногда даже еще больше озлобляются и ожесточаются сердцемъ, въ неразумномъ ослѣпленіи своемъ еще углубляя ровъ своего грѣховнаго паденія и другихъ увлекая за собой.

Можно ли удивляться послѣ этого, что впустую звучатъ всѣ ихъ рѣчи о борьбѣ съ безбожными коммунистами (отъ которыхъ они, по своей почти богоборческой и антицерковной настроенности, мало чѣмъ отличаются!) и о спасеніи нашей Родины-Россіи, и мы вотъ уже болѣе 40 лѣтъ страждемъ на чужбинѣ, безъ всякой реальной надежды когда-либо увидѣть торжество правды Божіей на ней?

И потому не только къ Ветхому Израилю, но и къ намъ относятся читаемыя въ первый день Великаго Поста грозныя обличительныя слова Самого Господа, сказанныя нѣкогда черезъ св. Пророка Исаію:

«Увы, народъ грѣшный, народъ обремененный беззаконіями, племя злодѣевъ, сыны погибельные! Оставили Господа, презрѣли Святаго Израилева, — повернулись назадъ.

Во что васъ бить еще, продолжающіе свое упорство? вся голова въ язвахъ, и все сердце исчахло. Отъ подошвы ноги до темени головы нѣтъ у него здороваго мѣста: язвы, пятна, гноящіяся раны, неочищенныя и необвязанныя и несмягченныя елеемъ. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнемъ; поля ваши въ вашихъ глазахъ съѣдаютъ чужіе; все опустѣло...» (Исаіи 1, 4-7).

/с. 81/ И какъ страшно звучатъ заключительныя слова этого Божія обличенія:

«Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли: если же отречетесь и будете упорствовать, то мечъ пожретъ васъ, ибо уста Господни говорятъ это» (Исаіи 1, 19-20).

Неужели даже теперь, въ нынѣшнихъ, по общему признанію, исключительно тяжкихъ обстоятельствахъ, въ которыхъ находится весь міръ, не видимъ мы ясно этого карающаго меча Божія, нависшаго уже надъ нашими головами?!

Должно быть не видимъ, ибо, если бы видѣли, не протекала бы наша заграничная жизнь въ томъ поистинѣ безумномъ въ наши времена «пьянящемъ веселіи», о которомъ, буквально захлебываясь отъ восторга, постоянно повѣствуютъ намъ наши русскіе газеты.

Развѣ это не настоящій «пиръ во время чумы»?

Вѣдь все это наше временное благополучіе, которымъ мы здѣсь заграницей, только по милости Божіей, оставляющей намъ возможность покаянія, пользуемся, можетъ въ одинъ мигъ, какъ это уже было въ началѣ Второй Міровой Войны, окончиться, и предстанемъ мы нагими и ничего неимѣющими предъ лицомъ смерти, а затѣмъ и передъ Лицемъ Праведнаго Судіи, когда должны будемъ дать отвѣтъ за все это безумное, недостойное имени христіанъ, времяпрепровожденіе.

«Мы — не монахи», говорятъ обыкновенно въ свое оправданіе эти любители современныхъ вакханалій.

Да никто и не требуетъ, чтобы вы жили, какъ монахи! Господь ждетъ отъ васъ только того, чтобы вы жили, какъ христіане. Евангеліе Христово вѣдь не для однихъ монаховъ написано, и Церковь Христова не для монаховъ только учреждена нашимъ Господомъ и Спасителемъ, а для всѣхъ христіанъ.

И Господь, пострадавшій за насъ, кровь Свою безцѣнную на Крестѣ пролившій за насъ, чтобы спасти насъ, /с. 82/ ждетъ, чтобы всѣ мы, носящіе имя Его послѣдователей — христіанъ, исполняли Его святыя евангельскія заповѣди и уставы учрежденной Имъ для нашего спасенія Святой Церкви.

Вотъ и все! И кажется, — такъ ясно и понятно, и вполнѣ естественно и справедливо.

А если мы не исполняемъ того, что должны исполнять, то намъ надо каяться и стремиться къ исправленію. Для этого-то и установлено св. Церковью говѣніе и Таинство Покаянія.

Что же? Будемъ ли мы, наконецъ, каяться этимъ постомъ и каяться не только формально, какъ многіе привыкли, а по-настоящему?

Или безумно обречемъ себя на вѣчную погибель, которая не замедлитъ?

Вотъ, еще на зарѣ человѣческой исторіи даны намъ Самимъ БогомъДесять Заповѣдей, которыя не утратили своего значенія и въ христіанствѣ и которыя Самъ Христосъ-Спаситель повелѣлъ намъ соблюдать (Матѳ-19, 17-18).

Знаемъ ли мы эти десять заповѣдей, помнимъ ли мы ихъ всегда, стараемся ли исполнять ихъ?

Если еще не совсѣмъ ожестѣло наше сердце, если еще не окончательно притупились въ насъ добрыя чувства, если не полностью заглохла въ насъ совѣсть — этотъ подлинный голосъ Божій въ душѣ человѣка, провѣримъ себя, все свое поведеніе, всѣ свои мысли, чувства и стремленія по этимъ 10-ти заповѣдямъ Закона Божія и отдаднмъ себѣ ясный отчетъ, чтобы покаяться потомъ на исповѣди передъ духовникомъ, не грѣшимъ ли мы:

1) Безбожіемъ, многобожіемъ, невѣріемъ, еретичествомъ, раскольничествомъ, богоотступничествомъ, отчаяніемъ (потерей надежды на Бога и Его Промыселъ), сношеніями съ духами зла какимъ бы то ни было образомъ и всякаго рода гаданіями, суевѣріемъ, лѣностью къ посѣщенію храма Божія и молитвѣ вообще, любленіемъ твари паче Бога, человѣкоугодничествомъ, или стараніемъ угодить людямъ больше, нежели Богу, съ /с. 83/ попраніемъ Закона Божія или уставовъ св. Церквй, и человѣконадѣяніемъ, то-есть надеждой на людей сильныхъ, богатыхъ и власть имущихъ большей, чѣмъ на Бога (грѣхи противъ первой заповѣди):

2) Идолопоклонствомъ, или поклоненіемъ ложнымъ богамъ, вмѣсто Единаго Истиннаго Бога, въ какой бы то ни было формѣ, любостяжаніемъ (когда богатство и имущество становится какъ бы идоломъ), чревоугодіемъ съ лакомствомъ, объяденіемъ и пьянствомъ, гордостью и тшеславіемъ, когда мы самого себя дѣлаемъ какъ бы идоломъ, ища себѣ поклоненія отъ другихъ, и лицемѣріемъ (грѣхи противъ второй заповѣди);

3) Неблагоговѣйнымъ употребленіемъ Святѣйшаго Имени Божія, Богохульствомъ, ропотомъ на Бога и на Его Промыселъ, кощунствомъ, невнимательностью и разсѣянностью въ молитвѣ, ложной клятвой, клятвопреступленіемъ, нарушеніемъ обѣтовъ, данныхъ Богу, и божбой, то-есть легкомысленнымъ употребленіемъ клятвы Именемъ Божіимъ въ обыкновенныхъ разговорахъ (грѣхи противъ третьей заповѣди);

4) Непочитаніемъ праздниковъ и постовъ: занятіемъ своей обычной работой въ воскресные и праздничные дни, непосѣщеніемъ храма Божія въ эти дни, нескромными играми, зрѣлищами и развлеченіями, особенно въ священную ночь передъ наступленіемъ воскреснаго дня или праздника, невоздержанностью въ пищѣ и питіи, нарушеніемъ постовъ (грѣхи противъ четвертой заповѣди);

5) Непослушаніемъ, непочтеніемъ къ своимъ родителямь, къ пастырямъ Церкви, къ старшимъ по возрасту и начальствующимъ, къ своимъ благодѣтелямъ (грѣхи противъ пятой заповѣди);

6) Беззаконнымъ отнятіемъ жизни у ближняго тѣмъ или инымъ способомъ, вольно или невольно, прямо или косвенно: путемъ жестокаго обращенія, немилосерднаго отношенія, отказомъ въ необходимой для жизни помощи, злобою и ненавистью (что есть духовное убійство) (грѣхи противъ шестой заповѣди);

7) Блудомъ, прелюбодѣяніемъ, кровосмѣшеніемъ, рукоблудіемъ, скверными и нечистыми помыслами, сла/с. 84/дострастными плясками и пѣснями, нескромными играми и шутками, сквернословіемъ, чтеніемъ развратныхъ книгъ и нескромными зрѣлищами (грѣхи противъ седьмой заповѣди);

8) Присвоеніемъ тѣмъ или инымъ способомъ себѣ чужого имущества: кражей, грабительствомъ, воровствомъ, путемъ обмана, святотатствомъ (присвоеніемъ принадлежащаго Церкви), мздоимствомъ (взяточничествомъ), тунеядствомъ, лихоимствомъ (грѣхи противъ восьмой заповѣди);

9) Ложнымъ свидѣтельствомъ противъ ближняго на судѣ или въ разговорахъ съ другими, клеветой, сплетнями, пересудами (грѣхи противъ девятой заповѣди);

10) Пожеланіемъ себѣ чужого, завистью, сладострастными и корыстолюбивыми чувствами и стремленіями (грѣхи противъ десятой заповѣди).

А намъ, православнымъ русскимъ людямъ, особенно преступно и грѣховно въ нашемъ теперешнемъ положеніи, въ переживаемое нами тяжкое время, требующее отъ насъ исповѣдничества, становиться предателями высокой, единственно-облагораживающей насъ идеи Святой Руси, въ угоду карьерѣ и корыстолюбивымъ цѣлямъ и стремленіямъ отрекаться отъ своего православнаго и національнаго русскаго званія и имени и подлаживаться къ иностранцамъ и иновѣрцамъ, теряя свое лицо и сливаясь съ окружающей средой, какъ это дѣлаютъ животныя, называемыя хамелеонами.

Сознавъ въ себѣ вышеперечисленные или подобные имъ грѣхи, не будемъ себя въ нихъ оправдывать, но признáемъ себя достойными праведнаго осужденія Божія за нихъ; безъ всякихъ сомнѣній и колебаній, отвергнувъ ложный стыдъ, откроемъ ихъ на исповѣди нашему духовнику и рѣшимся впредь болѣе не повторять ихъ, прося для этого благодатной помощи Божіей, которая непремѣнно явится, если только мы искренно просимъ и если дѣйствительно твердо рѣшимся исправить свою жизнь.

/с. 85/ Надо знать и помнить, что нѣтъ большаго врага покаянія, чѣмъ гордое самооправданіе, а потому, гдѣ есть хоть тѣнь самооправданія, тамъ вовсе нѣтъ настоящаго покаянія. А потому одинъ только формальный пересказъ грѣховъ священнику, хотя бы и безъ утайки, но и безъ искренней скорби за нихъ и безъ рѣшительнаго самоосужденія и намѣренія исправиться не принесетъ намъ никакой пользы.

Что же говорить объ упорномъ закоснѣніи во грѣхахъ, о полномъ нежеланіи даже идти на исповѣдь и каяться въ нихъ?

Господи! Избави насъ отъ такого сатанинскаго состоянія, отъ такого подлиннаго «осатанѣнія» нашихъ душъ! Ибо «страшно есть, еже впасти въ руцѣ Бога Живаго!» (Евр. 10, 31).

«Пріиде постъ, мати цѣломудрія, обличитель грѣховъ, проповѣдникъ покаянія, жительство ангеловъ, и спасеніе человѣковъ»... радостно поетъ св. Церковь (стихира въ чист. понедѣльникъ).

Воспользуемся же этимъ постомъ (кто знаетъ, сподобитъ ли насъ Богъ дожить до слѣдующаго?) для нашего спасенія, и, если мы дѣйствительно, «вѣрніи» , каковыми насъ хочетъ видѣть и называетъ св. Церковь, то отъ всей души «возопіимъ» Богу: «Боже, помилуй насъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 77-85.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.