Церковный календарь
Новости


2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 42-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 41-е (1975)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 28-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 27-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 26-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 25-я (1921)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

НЕУЖЕЛИ НЕ ПОРА, НАКОНЕЦЪ, ПРОЗРѢТЬ И ОПОМНИТЬСЯ?

Двѣ знаменательныхъ даты въ судьбахъ нашей Родины Россіи только что отмѣтили мы, какъ и ежегодно отмѣчаемъ ихъ въ нашемъ горькомъ изгнаніи, — день рожденія и, одновременно, день тезоименитства величайшаго пастыря нашего времени, праведника, молитвенника и чудотворца приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго — 19 октября ст. ст. и страшный день кровавой большевицкой революціи въ Россіи, когда окончательно и безповоротно пришли къ власти надъ нашей Родиной лютые безбожники и богоборцы, поставившіе своей главной задачей искорененіе вѣры въ Бога и уничтоженіе Церкви Христовой, и не только у насъ на Родинѣ, но и во всемъ мірѣ, — 25 октября ст. ст.

/с. 60/ И, можетъ быть, не случайно эти даты слѣдуютъ такъ близко одна за другой.

Не для того ли это, чтобы мы могли сопоставить ихъ значеніе для Россіи и сдѣлать изъ этого соотвѣтствующіе выводы.

Кѣмъ былъ для Россіи приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій?

Каждому вѣрующему непредубѣжденному православному русскому человѣку это должно быть совершенно ясно. Для обреченной за Богоотступничество на гибель Россіи онъ былъ подлиннымъ пророкомъ Божіимъ, проповѣдующимъ Истину, обличающимъ ложь, призывающимъ къ покаянію, предрекающимъ близкую кару Божію за грѣхи.

«Научись, Россія, вѣровать», взывалъ онъ въ одной изъ многочисленныхъ на подобныя темы вдохновенныхъ проповѣдей своихъ: «въ правящаго судьбами міра Бога-Вседержителя и учись у твоихъ святыхъ предковъ вѣрѣ, мудрости и мужеству». «Господь ввѣрилъ намъ, русскимъ, великій спасительный талантъ православной вѣры... Возстань же, русскій человѣкъ!»... «Кто васъ научилъ непокорности и мятежамъ безсмысленнымъ, коихъ не было прежде въ Россіи?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вамъ и Россіи!»

И грозно предрекаетъ: «Царство Русское колеблется, шатается, близко къ паденію (важно отмѣтить, что это сказано въ періодъ затишья въ 1907 году). Если въ Россіи такъ пойдутъ дѣла, и безбожники и анархисты безумцы не будутъ подвержены праведной карѣ закона, и если Россія не очистится отъ множества плевелъ, то она опустѣетъ, какъ древніе царства и города, стертые правосудіемъ Божіимъ съ лица земли за свое безбожіе и за свои беззаконія»...

Въ чемъ причина этого ожидающаго Россію бѣдствія, которое и дѣйствительно разразилось надъ нею, всего черезъ 9 лѣтъ послѣ праведной кончины о. Іоанна?

И на это о. Іоаннъ даетъ ясный отвѣтъ во многихъ своихъ предостерегающихъ проповѣдяхъ.

«Въ Россіи», говоритъ онъ въ своей проповѣди, /с. 61/ произнесенной 6 декабря 1900 г., «нынѣ болѣе, чѣмъ когда-либо, появились глашатаи ложнаго просвѣщенія, выросшіе на русской почвѣ; иные наши ученые и писатели хотятъ по-своему переучить юношество, совсѣмъ не на почвѣ истиннаго христіанства, а на почвѣ лжевѣрія и ложнаго свободомыслія; омрачаютъ и оскверняютъ умы и сердца юношества ложными понятіями и міровоззрѣніями, сочиняютъ, такъ сказать, свои законы жизни, пишутъ свое евангеліе, вмѣсто Христова, и самодѣльной нравственностью развращаютъ совершенно нравы юношества. Извѣстный, боготворимый многими, писатель графъ Толстой — усиливается извратить все христіанство и перевернуть наизнанку всю жизнь русскихъ людей своими безсмысленными, дерзкими писаніями; почва усердно подготовляется, и русскій вольнодумецъ и кощунникъ надъ Православной Вѣрой и Церковью имѣетъ многихъ поклонниковъ и подражателей себѣ, поставившихъ его на пьедесталъ бога, преподающаго направо и налѣво новую, имъ самимъ измышленную вѣру, нечестіе и анархію; своимъ льстивымъ языкомъ и перомъ онъ до того увлекъ наше интеллигентное юношество, мужское и женское, что оно считаетъ его лучшимъ современнымъ человѣкомъ, который открылъ глаза юношеству и возмужалому поколѣнію, и они думаютъ, что избранные должны слѣдовать за нимъ. Но безуміе Толстого становится болѣе и болѣе явнымъ для всѣхъ здравомыслящихъ. Нужно молить Бога, чтобы Онъ открылъ глаза всѣмъ русскимъ, и они увидѣли бы этого развратителя вѣры и нравовъ во всемъ его безуміи и перестали слѣдовать за нимъ и боготворить его».

И такъ, вотъ гдѣ причина страшнаго кроваваго бѣдствія, постигшаго нашу несчастную, заблудившуюся Родину, начиная со страшнаго дня 25 октября 1917 года, когда обезумѣвшіе русскіе люди окончательно потеряли голову и когда цѣлые потоки крови полились по русской землѣ!

Нашъ великій праведникъ, молитвенникъ и чудотворецъ, исполненный великой сострадательной пастыр/с. 62/ской любви къ людямъ, объясняетъ это такъ понятно, такъ просто, такъ строго логично. А то, что грозные предостерегающія слова его въ точности исполнились, это дѣлаетъ для насъ всѣ слова его особенно убѣдительными, и должно внушать ко всѣмъ его наставленіямъ и поученіямъ полное и всецѣлое довѣріе.

Если правъ оказался о. Іоаннъ въ своихъ предостереженіяхъ, то что теперь, послѣ происшедшаго суда Божія надъ Россіею, надлежитъ намъ дѣлать?

Рѣшителыю отказаться отъ всѣхъ тѣхъ заблужденій и ложныхъ ученій, отъ ложнаго просвѣщенія, отъ невѣрія и зловѣрія, которыя привели нашу Родину-Россію къ такой страшной кровавой катастрофѣ.

Много говорится и дѣлается у насъ заграницей, въ эмиграціи, будто бы для спасенія Россіи: создаются политическія партіи для активной борьбы съ коммунизмомъ, возникали и возникаютъ всякаго рода національно-патріотическія организаціи, общества, объединенія, комитеты, издаются газеты и журналы, созываются съѣзды и собранія, устраиваются разныя памятныя юбилейныя и траурныя торжества, на которыхъ произносятся иногда очень искреннія и вдохновенныя рѣчи, пламенные призывы къ сверженію совѣтской власти и къ непримиримой борьбѣ съ коммунизмомъ и т. п.

Но, увы! Никогда, или почти никогда, не говорится о самомъ главномъ: объ исправленіи своего міровоззрѣнія, а въ особенности — объ исправленіи своей жизни.

Но къ этому-то и призывалъ нашъ великій праведникъ о. Іоаннъ русскій народъ, грозя ему, въ противномъ случаѣ, неизбѣжной гибелью. А теперь, послѣ всего происшедшаго, всего страшнаго, со дня 25-го октября 1917 года, нами пережитаго, его голосъ долженъ звучать намъ особенно сильно, особенно авторитетно.

«Нужно нравственное очищеніе, всенародное глубокое покаяніе, перемѣна нравовъ языческихъ на христіанскіе», такъ взывалъ о. Іоаннъ въ своей вдохновенной /с. 63/ проповѣди во вторую недѣлю поста, по поводу наглаго и дерзкаго убійства 1-го марта 1881-го года Царя-Освободителя: «Омоемся слезами покаянія, очистимся, примиримся съ Богомъ, и Онъ примирится съ нами!»

Есть ли у насъ это нравственное очищеніе? есть ли это всенародное глубокое покаяніе? наблюдается ли въ нашей средѣ перемѣна нравовъ языческихъ на христіанскіе?

Вотъ какіе вопросы должны ставить себѣ въ первую очередь всѣ наши политическіе и общественно-патріотическіе дѣятели и національныя организаціи и объединенія, радѣющія о спасеніи Россіи. Не очистившись отъ всего того, чѣмъ грѣшили русскіе люди до большевицкой революціи, что именно и привело, по словамъ о. Іоанна, къ этой кровавой революціи, невозможно и помышлять о какой бы то ни было, сколько-нибудь плодотворной дѣятельности, направленной на спасеніе Россіи.

Этимъ мы отнюдь не хотимъ сказать, что все остальное вовсе не нужно, что всякаго иного рода дѣятельность совсѣмъ безполезна: мы считаемъ своимъ долгомъ, на основаніи горькаго опыта этихъ печальныхъ 44-хъ лѣтъ, только указать, въ чемъ наше основное опущеніе, чего намъ не хватаетъ и что должно стоять на первомъ мѣстѣ?

Что же это такое?

А вотъ что!

«Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ больше, тягчае всѣхъ народовъ земныхъ, — обратись въ плачѣ и слезахъ, въ вѣрѣ и добродѣтели», такъ изъ гроба продолжаетъ поучать и вразумлять насъ нашъ великій праведникъ: «Больше всѣхъ ты согрѣшила, ибо имѣла и имѣешь у себя неоцѣненное жизненное сокровище — Вѣру Православную съ Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее въ лицѣ твоихъ гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей, мнящихъ себя образованными, — но истинное образованіе, то-есть по образу Божію, безъ Церкви быть не можетъ» (Слово 8 сент. 1906 г.).

Вотъ какой совершенно-ясный и прямой путь ко спасенію Россіи указываетъ намъ нашъ приснопамятный /с. 64/ всероссійскій пастырь, истинность словъ котораго засвидѣтельствована безчисленными фактами дивной прозорливости и чудотвореній.

Кому же еще больше вѣрить?!

Искренность и несомнѣнность такого обращенія къ Богу, къ Вѣрѣ, къ Церкви доказывается и проявляется прежде всего въ любви къ церковной молитвѣ, къ нашему несравненному, исполненному столь обильно-дышущей въ немъ благодати Божіей, православному Богослуженію, а слѣдовательно — въ регулярномъ и неопустительномъ посѣщеніи храма Божія хотя бы во всѣ воскресные и праздничные дни.

И вотъ, имѣя въ виду это, о. Іоаннъ спрашиваетъ и насъ въ лицѣ своихъ современниковъ, начавшихъ грѣшить противъ такого посѣщенія храма:

«Вмѣсто храма Божія, вмѣсто всенощныхъ бдѣній, не любите ли вы посѣщать домы мірскихъ собраній, или домы мірскихъ человѣковъ для того, чтобы здѣсь составлять всенощныя бдѣнія демону сребролюбія, праздности, чревоугодія и пляски при яркомъ освѣщеніи этихъ темныхъ дѣлъ? Или, вмѣсто всенощнаго бдѣнія во храмѣ, не любите ли вы бывать на зрѣлищѣ, и чрезъ зрѣніе и слухъ не оскверняете ли вы души своей словами и предметами, которыхъ христіанину не надо было бы и слышать и видѣть?» (Слово на день св. Апостола Андрея Первозваннаго — томъ III, стр. 52).

Что отвѣтятъ на это многіе современные русскіе люди въ изгнаніи, будто бы стремящіеся спасти Россію?

Не лицемѣріемъ ли, не фальшью ли звучатъ всѣ рѣчи о любви къ Россіи, о желаніи спасти ее, безъ всякаго расположенія дѣлать то самое главное и самое необходимое, что можетъ послужить дѣлу ея спасенія?

Надо, наконецъ, прозрѣть!.. и опомниться!

Надо понять, отчего погибла Россія, и надо начать идти правильными путями къ великому дѣлу ея спасенія, а съ нею и дѣла спасенія всего человѣчества, судьбы котораго теперь такъ тѣсно связаны съ судьбами Россіи.

/с. 65/ Надо идти тѣми путями, какіе указываетъ намъ строительница великаго историческаго прошлаго нашей Родины-Россіи — Святая Православная Церковь, причемъ истинная Православная Церковь, а не тѣ фальшивыя и лукавыя образованія и расколы въ ней, которыя возникли послѣ революціи тамъ и здѣсь заграницей, и которыя стараются лишь «идти въ ногу съ временемъ», а не вести русскихъ людей къ Богу и вѣчному спасенію.

Отступленіе отъ этихъ путей погубило Россію — возвращеніе на нихъ одно только и можетъ спасти Россію.

Самая идея монархіи, въ возвращеніи къ которой, какъ исторической исконной формѣ государственнаго управленія Россіи, многіе справедливо видятъ спасеніе, свята и дорога намъ не сама по себѣ, а лишь постольку, поскольку она имѣетъ опору для себя въ нашей Православной Вѣрѣ и Церкви — поскольку Царь нашъ — «Царь Православный», какъ и поется въ нашемъ старомъ государственномъ гимнѣ: поскольку онъ не формально и оффиціально только, а и на самомъ дѣлѣ является первымъ сыномъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, высокимъ Покровителемъ и Защитникомъ Православной Вѣры и Церкви, поскольку онъ дѣйствительно — «Помазанникъ Божій», получившій въ совершенномъ надъ нимъ Церковью Таинствѣ Мѵропомазанія особые благодатные дары быть «царемъ и судіею людемъ Божіимъ», какъ исповѣдуетъ онъ самъ въ молитвѣ, читаемой имъ при священномъ коронованіи въ храмѣ, передъ всѣми. Поэтому онъ и входитъ въ алтарь царскими вратами и причащается передъ св. престоломъ, наравнѣ съ остальными священнослужителями, чего, конечно, не могъ бы дѣлать всякій другой монархъ — не православный и не отвѣчающій требованіямъ Церкви, не облагодатствованный Ею.

Это рѣшительно подтверждаетъ намъ приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій, говоря: «Кто посаждаетъ на престолы царей земныхъ? — Тотъ, Кто Одинъ отъ вѣчности сидитъ на престолѣ огнезрачномъ, и Одинъ, въ собственномъ смыслѣ, царствуетъ надъ всѣмъ созда/с. 66/ніемъ — небомъ и землею, со всѣми обитающими на нихъ тварями. Царямъ земнымъ отъ Него Единаго дается царская держава: Онъ вѣнчаетъ ихъ діадемою царскою... Умолкните же вы, мечтательные конституціоналисты и парламентаристы! Отойди отъ Меня, сатана! Ты Мнѣ соблазнъ, потому что думаешь не о томъ, что Божіе, но что человѣческое (Матѳ. 16, 23), сказалъ Господь Петру — пререкавшему. Отойдите и вы, противящіеся Божію велѣнію. Не вамъ распоряжаться престолами царей земныхъ. Прочь, дерзновенные, не умѣющіе управлять и самими собою, но препирающіеся другъ съ другомъ... Отъ Господа подается власть, сила, мужество и мудрость Царю управлять своими подданными»(Слово 1907 г.).

Вотъ какому высокому взгляду на царскую власть учитъ всѣхъ насъ приснопамятный нашъ всероссійскій пастырь, молитвенникъ и чудотворецъ!

Какъ же не считаться съ его взглядомъ, выражающимъ ясный голосѣ св. Церкви, а потому и для всѣхъ обязательнымъ и непререкаемымъ?

Итакъ, съ какой точки зрѣнія ни подходить намъ къ дѣлу спасенія нашей Родины-Россіи, вездѣ и всюду на первое мѣсто становится безусловное требованіе отъ всѣхъ насъ полной и всецѣлой вѣрности и преданности нашей св. Православной Вѣрѣ и истинной Церкви.

Безъ этого нечего и помышлять о спасеніи Россіи.

А потому и мысли наши, въ связи со скорбнымъ днемъ 25 октября, мы закончимъ словами и увѣщаніемъ нашего великаго пастыря, такъ сильно и ярко предупреждавшаго насъ о надвигающейся карѣ Божіей:

«Русскій народъ имѣетъ счастіе исповѣдывать истинную спасительную вѣру, — это неоцѣненное Богомъ данное намъ сокровище... и въ этой вѣрѣ спаслись и спасаются безчисленное множество нашихъ предковъ. Сколько между ними прославленныхъ Богомъ святыхъ, чрезъ коихъ совершилось множество чудесъ благотворныхъ...

Будемъ же дорожить своею Православною Вѣрою и жить достойно своего христіанскаго званія, во всякой /с. 67/добродѣтели, будемъ готовы дать разумный отвѣтъ всякому невѣрному, спрашивающему о нашемъ упованіи, чтобы посрамить дерзкое невѣріе» (Слово въ недѣлю Православія 1906 г.).

Скорѣе съ покаяніемъ къ Богу!

Скорѣе къ твердому и непоколебимому пристанищу Вѣры и Церкви! Аминь» (тамъ же).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 59-67.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.