Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ЕСТЬ ЛИ У НАСЪ ПОКАЯНІЕ?

Сейчасъ у насъ Великій постъ.

Используемъ ли мы его, какъ должно?

О чемъ напоминаетъ намъ Великій постъ, къ чему призываетъ онъ насъ?

Онъ напоминаетъ намъ о самомъ главномъ, призываетъ насъ къ самому необходимому — къ покаянію.

Есть ли у насъ это покаяніе?

Каемся ли мы по-настоящему, способны ли мы вообще къ истинному покаянію?

Вѣдь придти по привычкѣ и только формально на исповѣдь къ священнику (а всѣ ли теперь и это дѣлаютъ?) это еще не есть истинное покаяніе. Истинное покаяніе требуетъ яснаго сознанія своей грѣховности, безъ всякаго самооправданія, и твердой, безповоротной рѣшимости впредь отъ нея отказаться, съ ней разъ навсегда покончить — начать новую жизнь.

Въ этомъ внутреннемъ обновленіи и заключается сущность христіанства, и безъ такого внутренняго обновленія нѣтъ христіанства, ибо Христосъ, какъ учитъ Слово Божіе, «спасъ насъ банею возрожденія и обновленія» (Тит. 3, 5), и потому, «кто во Христѣ, тотъ новая тварь» (2 Кор. 5, 17).

Поэтому, главная наша задача — «отложить прежній образъ жизни ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ», «обновиться духомъ ума нашего» и «облечься въ новаго человѣка, созданнаго по Богу, въ праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24).

Это внутреннее обновленіе одними нашими собственными силами, по крайней грѣховной испорченности естества нашего, для насъ недостижимо: совершаетъ его въ насъ Св. Церковь силою живущей въ ней благодати Святаго Духа.

/с. 11/ Вотъ почему такъ важно и совершенно необходимо принадлежать къ истинной Церкви, — подчеркиваемъ къ истинной Церкви, а не только къ какой-нибудь сомнительной организаціи, фальшиво именующей себя «церковью», какихъ теперь множество, — и не только формально числиться въ Ней, но быть живымъ членомъ Ея, то-есть жить общей жизнью съ Ней, ни въ чемъ не отдѣляя себя отъ Нея и, тѣмъ болѣе, конечно, никакъ не противопоставляя себя Ей.

Истинное покаяніе и будетъ тогда самымъ строгимъ и неумолимымъ судомъ надъ самимъ собою — въ полномъ согласіи съ ученіемъ истинной Церкви, къ которой мы принадлежимъ и жизнью которой мы живемъ.

И это совершенно понятно и естественно, ибо, по ученію Слова Божія, «Церковь есть столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15), а потому и Самъ Христосъ-Спаситель сказалъ: «Аще (кто) Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17).

Поэтому нѣтъ страшнѣе и злокачественнѣе грѣха, какъ если кто-либо противопоставляетъ себя Церкви, свое собственное мудрованіе ставитъ выше ученія Церкви, а тѣмъ болѣе — когда кто-либо, въ надменной заносчивости или озлобленіи, совсѣмъ отвергаетъ Церковь.

Такой самъ себя отлучаетъ отъ Церкви и тѣмъ самымъ лишаетъ себя возможности духовнаго обновленія, обрекая себя на неизбѣжную вѣчную погибель.

Страшно сказать, но вѣдь это — самый распространенный грѣхъ современности. Это — грѣхъ, которому, въ большей или меньшей степени, причастны очень многіе «православные» русскіе люди, не изжившіе его, къ сожалѣнію, даже послѣ всѣхъ пережитыхъ нами ужасовъ.

Это — грѣхъ, отъ котораго погибла наша родина-Россія, сдѣлавшаяся изъ Святой Руси страшнымъ вертепомъ международныхъ разбойниковъ-богоборцевъ.

Это — грѣхъ, отъ котораго — увы! — далеко не свободны и многіе русскіе люди заграницей, даже изъ числа считающихъ себя «антибольшевиками», «борцами съ коммунизмомъ» и весьма часто претендующихъ на то, /с. 12/ чтобы играть ту или иную роль въ церковной жизни.

Всѣ ли они ясно сознаютъ въ себѣ этотъ грѣхъ?

Всѣ ли каются въ немъ?

Увы! какъ часто мы, пастыри, встрѣчаемся съ упорнымъ ожесточеніемъ въ этомъ грѣхѣ — сколько злобы и негодованія нерѣдко приходится встрѣчать намъ, когда мы пытаемся указывать на этотъ всегубящій грѣхъ и призываемъ покаяться въ немъ!

Труднѣе всего мирится современный человѣкъ съ сознаніемъ, что Церковь должна управлять всей его жизнью — быть руководительницей, какъ его личной, такъ и семейной, общественной и государственной жизни: быть его совѣстью.

Многіе въ наше время еще согласны «допустить» Церковь, какъ «старинную традицію», какъ красивое, поэтическое воспоминаніе объ отдаленныхъ, давно-прошедшихъ временахъ, но и только: Церковь не должна, не смѣетъ «мѣшать имъ жить», какъ они хотятъ, по собственному ихъ благоусмотрѣнію, по своей собственной грѣховной волѣ — Церковь ни во что не должна «вмѣшиваться».

Для такихъ людей, которыхъ теперь большинство, — Церковь — сама по себѣ, а они сами по себѣ. Они не ощущаютъ себя Церковью, они — внѣ Церкви, а Церковь, по большей части, отождествляется ими съ духовенствомъ, по отношенію къ которому они держатъ себя вполнѣ независимо, не признавая за нимъ права, отъ имени Церкви, руководить ихъ духовной жизнью, а иногда даже нѣсколько свысока и презрительно.

Такимъ людямъ, поскольку они не совсѣмъ еще стали чуждыми Церкви, больше «по вкусу» либеральные архіереи и священники и, въ особенности, тѣ изъ нихъ, которые ограничиваются лишь формальнымъ совершеніемъ Богослуженія и требоисполненіемъ, но «ничего отъ нихъ не требуютъ», не вмѣшиваются ни въ ихъ личную, ни въ семейную и общественную жизнь и предоставляютъ имъ жить, «какъ хотятъ». Они даже любятъ такихъ «модныхъ» пастырей, которые ведутъ, подобно имъ, вполнѣ свѣтскій образъ жизни, во всемъ имъ «поддакиваютъ» и охотно идутъ навстрѣчу всѣмъ ихъ желаніямъ и стремленіямъ, хотя бы они даже шли враз/с. 13/рѣзъ съ истиннымъ ученіемъ Церкви и требованіями Закона Божія.

Но «горе такимъ пастырямъ, которые, по выраженію ветхозавѣтныхъ пророковъ, пасутъ самихъ себя» (см. пр. Іереміи гл. 23 и пр. Іезекіиля гл. 34), которые стремятся не Богу, а людямъ угождать, заискивая, въ особенности, передъ богатыми и сильными, въ надеждѣ что-нибудь получить отъ нихъ.

Еще страшнѣе, когда такіе пастыри-человѣкоугодники, въ угоду сильнымъ и славнымъ міра сего, какими бы они благовидностями при семъ ни прикрывались, заключаютъ союзъ и содружество съ богоборцами и врагами истинной Церкви, восхваляютъ богоотступниковъ и хулителей Христа, позволяя себѣ совершенно недопустимыя и несвойственныя для истинныхъ пастырей Христовой Церкви заявленія и выступленія въ проповѣдяхъ и въ печати.

Это — уже не пастыри, а лже-пастыри!

Долгъ всѣхъ истинно-вѣрующихъ — отойти отъ такихъ лже-пастырей, которые не пасутъ своихъ словесныхъ овецъ, а увлекаютъ ихъ за собою въ погибель.

Но какъ быстро къ худшему мѣняются времена, и даже на нашихъ глазахъ!

Вѣдь еще такъ недавно на нашей несчастной Родинѣ нашъ вѣрующій русскій народъ рѣшительно отшатнулся отъ такихъ лже-пастырей — такъ называемыхъ «живоцерковниковъ» и «обновленцевъ», не желая имѣть съ ними никакого общенія. А теперь почти утратилась эта прежняя духовная чуткость, и многіе уже безразлично относятся къ тому, подлинное ли ученіе Церкви ихъ пастыри имъ проповѣдуютъ, или свое собственное, Христу ли Спасителю они служатъ или сильнымъ и славнымъ міра сего, о спасеніи ли душъ своихъ пасомыхъ они помышляютъ и ревнуютъ или только заботятся о своей личной карьерѣ, объ устройствѣ своего собственнаго земного благополучія.

Иначе не было бы у насъ заграницей этихъ печальныхъ церковныхъ раздѣленій и расколовъ!

Страшная, безпросвѣтная, безнадежная безпринципность овладѣла многими.

/с. 14/ Истинное ученіе вѣры и Церкви, за которое въ такихъ жестокихъ мукахъ умирали первые христіане, для большинства современныхъ «христіанъ» сдѣлалось пустымъ звукомъ. Они и не знаютъ этого ученія и знать не хотятъ, будучи безразличны къ нему.

Тупое холодное безразличіе почти ко всему, что носитъ на себѣ печать идейности и исканіе во всемъ одной лишь личной выгоды — вотъ чѣмъ характеризуется наше время.

Эта безъидейность, безпринципность, съ отходомъ отъ истинной вѣры и Церкви, безразличіемъ къ нимъ — и естъ тотъ главный, основной грѣхъ, въ которомъ мы, православные русскіе люди, должны прежде всего каяться.

Не веселиться, не развлекаться, не танцовать надъ гробомъ поверженной нами на смертный одръ Россіи, а слезно каяться — каяться по на-стоящему, какъ учитъ насъ св. Церковь, то-есть съ твердымъ намѣреніемъ кореннымъ образомъ перемѣнить нашу жизнь, обновиться духомъ.

Предпринявъ этотъ покаянный подвигъ, мы на первомъ мѣстѣ должны поставить для себя принадлежность къ истинной Церкви — къ той именно Церкви, къ которой принадлежали на протяженіи цѣлаго тысячелѣтія наши благочестивые предки, въ которой они жили и спасались.

Эта Церковь и ея истинное ученіе должны стать нашей «совѣстью». Неискаженное, неизвращенное современнымъ «нео-христіанствомъ», или «софіанствомъ» и «экуменизмомъ» подлинное Апостольское и Отеческое Православное ученіе Церкви должно быть безоговорочно, безъ всякихъ лукавыхъ поправокъ отъ собственнаго мудрованія, принято нами въ руководство всей нашей жизни, какъ личной, такъ и общественной.

Всѣмъ, безъ исключенія, русскимъ людямъ надо же, наконецъ, понять, что нѣтъ никакой логики въ томъ, что бы признавать совѣтскую богоборческую власть «властью отъ Бога», а служащую ей совѣтскую «церковь» — истинной Церковью и — сидѣть почему-то /с. 15/ здѣсь заграницей, вмѣсто того, чтобы «возвращаться на родину». Нѣтъ никакой послѣдовательности въ томъ, чтобы грубо, дерзко критиковать, хулить и поносить нашу вѣру и Церковь и — въ то же время выставлять себя «антикоммунистами», борцами съ большевизмомъ, какъ бы не желая понимать того, что сущность большевизма какъ разъ и составляетъ такое богохуленіе, ненависть и борьба съ истинной вѣрой и Церковью. И когда мы читаемъ въ нѣкоторыхъ русскихъ заграничныхъ изданіяхъ, какъ рьяно извѣстныя, не только свѣтскія, но даже духовныя лица, защищаютъ и восхваляютъ отлученнаго отъ Церкви хулителя нашей святой вѣры и злобнаго кощунника Льва Толстого, невольно хочется спросить ихъ, почему они сидятъ здѣсь заграницей, когда имъ мѣсто тамъ, въ СССР, среди воинствующихъ безбожниковъ. Какъ не понимаютъ эти защитники Толстого, что у нихъ совершенно отсутствуетъ обыкновенная логика, — что защищая и восхваляя Толстого, они тѣмъ самымъ сами ставятъ себя въ ряды безбожниковъ, осквернившихъ нашу Родину и надругавшихся надъ ея святынями!

Да! До такой глубины дошло нравственное паденіе современнаго человѣка, даже мнящаго себя еще, по какому-то недоразумѣнію, христіаниномъ, что утрачена совсѣмъ самая элементарная человѣческая логика, утерянъ простой здравый смыслъ, и запутавшіеся въ дебряхъ іезуитской казуистики современные люди, вслѣпую ведомые чьей-то «черной рукой» въ погибель, готовы на всякія безотвѣтственныя выступленія и заявленія, вопреки всякой очевидности, лишь бы только защитить, поддержать и укрѣпить побѣдно шествующее сейчасъ въ мірѣ Зло.

Пока это будетъ такъ продолжаться, безпочвенными и безплодными останутся всѣ наши надежды на спасеніе и возрожденіе Россіи. Дабы заслужить спасеніе нашей Родины, намъ надо самимъ возродиться и обновиться духовно, черезъ подлинное, а не одно лишь формальное, покаяніе.

Безъ такого истиннаго покаянія — духовнаго возрожденія и обновленія — невозможно и личное /с. 16/ спасеніе каждаго изъ насъ въ неизбѣжно приближающейся къ намъ — хочетъ ли кто этого или не хочетъ — вѣчности.

Объ этомъ и напоминаетъ намъ, къ этому и призываетъ насъ Великій постъ.

Находитъ ли этотъ призывъ должный откликъ въ нашихъ сердцахъ?

Не будемъ безумствовать — не будемъ губить себя навсегда, на вѣчные вѣки... Воспользуемся еще текущимъ Великимъ постомъ, какъ «временемъ благопріятнымъ», самою Церковью установленнымъ для нашего духовнаго возрожденія, обновленія и вѣчнаго спасенія!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 10-16.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.