Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА X.

1) Сѣнь бо имый законъ грядущихъ благъ. То есть, будучи образомъ грядущихъ благъ Новаго Завѣта, которыя Христосъ даруетъ принявшимъ его (Новый Завѣтъ).

Не самый образъ вещей. То есть не самую истину. Какихъ же вещей? (Нашей) жертвы, отпущенія (грѣховъ). Ибо ветхозавѣтныя (вещи), будучи неясными, уподоблялись тѣневому очертанію: новозавѣтныя же (подобны) изображенію, то есть истинѣ, такъ какъ онѣ являются въ блескѣ и совершенствѣ. Такъ объясняетъ св. Іоаннъ (Златоустъ). Не безполезно же принять къ свѣдѣнію и то, что даетъ понять въ этомъ мѣстѣ Григорій Богословъ. И въ другихъ словахъ, но особенно ясно въ словѣ на Пасху, онъ говоритъ: законная Пасха — рѣшительно утверждаю — была образомъ темнѣе образа. Такимъ образомъ, даетъ понять что сѣнью у апостола называется законъ; изображеніемъ же — совершаемое нынѣ въ церкви, какъ отраженіе другихъ болѣе совершенныхъ (благъ), которыя получатъ въ удѣлъ достойные въ будущемъ вѣкѣ; они-то у апостола называются теперь вещами. Посему, какъ /с. 129/ изображеніе чѣмъ-нибудь отличается отъ первообразной вещи, такъ и нынѣшнія таинства отличаются отъ болѣе совершенныхъ вещей будущаго вѣка; и насколько очертаніе уступаетъ образу, настолько и законъ уступаетъ Новому Завѣту.

На всякое лѣто тѣми же жертвами, ихъ же приносятъ выну, никогда же можетъ — δύναται [1] — приступающихъ совершити. Смыслъ этого мѣста таковъ: если бы жертвы законныя имѣли силу, то ихъ не приносили бы всегда: однажды принесенныя и оказавшія пользу, онѣ прекратились бы. Теперь же, такъ какъ ихъ приносили каждый годъ постоянно, то ясно, что онѣ не имѣли силы усовершить. И потому послѣ первой жертвы приносили вторую, а затѣмъ еще третью. Подобно тому, какъ и между лекарствами дѣйствительны тѣ, кои, будучи употреблены однажды, излечиваютъ; тѣ же, которыя часто употребляются, тѣмъ самымъ показываютъ свое безсиліе. Но спрашивается: что же? А мы развѣ не непрестанно приносимъ безкровныя жертвы? Конечно, (всегда); но мы совершаемъ воспоминаніе о смерти (Христовой). И эта (жертва) — одна, а не много ихъ, такъ какъ однажды была принесена. Мы постоянно приносимъ одного и того же (Агнца), а лучше: совершаемъ воспоминаніе о томъ приношеніи какъ бы нынѣ совершаемомъ. Слѣдовательно, жертва — одна. Что же касается того, что (жертва) приносится во многихъ мѣстахъ, то не много ли Христовъ? — нѣтъ, одинъ — вездѣ, и полный тамъ, /с. 130/ и здѣсь полный, одно тѣло (Его). И какъ приносимый во многихъ мѣстахъ Онъ есть одно тѣло, а не много тѣлъ; такъ и жертва одна. Ибо мы приносимъ ту (жертву), которая тогда была принесена. Тамъ же агнецъ, принесенный вчера, былъ другимъ, сравнительно съ сегодняшнимъ. И нынѣшній агнецъ приносился не для воспоминанія о вчерашнемъ, но какъ самъ по себѣ представляющій жертву? Итакъ, въ какомъ смыслѣ апостолъ говоритъ тѣми же жертвами?— Жертвы были тѣми же поскольку приносились одни и тѣ же виды (жертвъ), какъ напримѣръ, сегодня агнецъ и завтра агнецъ, но онѣ были различны по числу. Нѣкоторые же говорили, что онѣ (жертвы) были тѣми же по способу приношенія, то есть, совершались чрезъ закланія, или всесожженіе; — по виду же различны, каковы овцы, быки, горлицы, голуби. Выраженіе δύνανται —могутъ — хотя (находится) въ спискахъ съ буквою ν, однако я нашелъ примѣчаніе, требующее его безъ буквы ν. Сѣнь бо имый, говоритъ, законъ грядущихъ благъ, никогда же можетъ (δύναται) приступающихъ совершити. И дѣйствительно, сообразуясь съ грамматическою точностію, необходимо Писаніе сохранять такъ, чтобы (въ немъ) не вышло погрѣшности. А такъ какъ въ Писаніи нѣтъ ни одного слова о правилахъ рѣчи, то мы и будемъ понимать его (это мѣсто) такъ, какъ содержатъ списки, именно: никогдаже могутъ — δύνανται, очевидно приносящіе, приступающихъ сдѣлать совершенными.

2) Понеже престали бы быти приносимы, ни едину ктому имущимъ совѣсть о грѣсѣхъ служащымъ, /с. 131/ единою очищеннымъ. Читай въ вопросительной формѣ. Если бы, говоритъ, прекратились грѣхи, то развѣ не прекратились бы и самыя приношенія, такъ какъ вѣдь нуждающіеся въ ихъ помощи получили бы её въ достаточной степени и не имѣли бы ни едину ктому совѣсть о грѣсѣхъ? то есть, ничто ужъ болѣе изъ сознаннаго ими не требовало бы врачеванія, въ силу того, что однажды очищенные являются излеченными.

3) Но въ нихъ воспоминаніе грѣховъ на коеждо лѣто бываетъ. Жертвы, говоритъ, ничего другого не не производятъ, какъ только воспоминаніе грѣховъ, то есть обличеніе. Онѣ не доставляютъ прощенія (грѣховъ), но тѣмъ, что ихъ всегда приносятъ, показываютъ, что грѣхи народа остаются не отпущенными. Ибо если бы грѣхи были отпущены, то что за нужда была бы въ жертвахъ? Сказавши: воспоминаніе, онъ далъ тебѣ понять, что жертвы совершались не ради послѣдующихъ грѣховъ, но и ради предшествующихъ, какъ очевидно, не отпущенныхъ. Ибо ежегодно, какъ говорится, за народъ приносилась тельчая кровь. Посему, такъ какъ грѣхи были одни и тѣже, то и жертва приносилась та же самая. Однако нигдѣ послѣдующіе грѣхи не были одними и тѣми же съ предшествующими. Не ясно ли, что прежніе грѣхи оставались не разрѣшенными, и потому всегда приносилась одна и таже жертва, подобно тому какъ одно и тоже лекарство, будучи всегда употребляемо, показываетъ, что одна и таже болѣзнь всегда мучитъ больнаго.

4) Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грѣхи. Еще болѣе дѣлаетъ сильною свою рѣчь /с. 132/ указаніемъ на ничтожество приносимыхъ (жертвъ) и на силу болѣзни, подобно тому, какъ если бы кто, опытный во врачебномъ искуствѣ, видя, что больному проказой предлагаютъ траву, называемую меркуріальной (λινόζωστιν), сказалъ: невозможно исцѣлить, проказу меркуріальной травой.

5) Тѣмже входя въ міръ, глаголетъ Христосъ, входя въ міръ во плоти, говоритъ устами Давида. Цѣль у апостола здѣсь такова: такъ какъ онъ показалъ, что жертвы безсильны и безполезны, то, чтобы кто нибудь не сказалъ ему: зачѣмъ же іудеи еще совершаютъ ихъ? ибо тогда еще стоялъ у нихъ храмъ и все законное исполнялось, — почему же онѣ не прекратились? — то онъ теперь, раскрывая это, и говоритъ, что хотя онѣ (жертвы) по волѣ Божіей и прекратились, но іудеи, склонные къ честолюбію и всегда противящіеся Духу Святому, еще придерживались ихъ. Показываетъ и то, что онѣ были отвергнуты Богомъ предъ воплощеніемъ Господа. И замѣть, апостолъ на это обращаетъ здѣсь вниманіе. Ибо не сказалъ: вошедши, но входя въ міръ, чтобы показать, что и прежде, чѣмъ вошелъ, возненавидѣлъ ихъ (жертвы).

Жертвы и приношенія не восхотѣлъ еси (Псал. 39, 6), очевидно, установленныя закономъ. Приношеніе же здѣсь обозначаетъ нѣчто отличное отъ жертвы, и я думаю, что этимъ именемъ обозначаются безкровныя жертвы.

Тѣло же совершилъ ми еси (Псал. 39, 6). То есть, Ты опредѣлилъ, чтобы тѣло Мое сдѣлалось всесовершеннѣйшей жертвой. /с. 133/

6) Всесожженій и о грѣсѣ не благоволилъ еси. Ни всесожженій, ни приношеній за грѣхи Ты не благоволилъ еси, то есть, не восхотѣлъ, не счелъ достойными принятія. Имена же жертвъ были различны, очевидно, въ силу различныхъ причинъ: одни — за грѣхи (Лев. 4, 3), другія — за погрѣшности (Лев. 4, 3), иныя — о спасеніи (Числ. 6, 14), другія — о милости (Числ. 6, 5), иныя — обѣтовъ (Лев. 27, 7) и еще иныя — объ очищеніи (Лев. 27, 7). Итакъ, всѣ онѣ (жертвы) были отмѣнены, такъ какъ Ты не восхотѣлъ жертвы и приношенія.

7) Тогда рѣхъ: се иду: въ главизнѣ книжнѣй написася о мнѣ, еже сотворити волю твою, Боже (Псал. 39, 8-9). Видишь ли, что жертвы были отвергнуты еще до воплощенія? Ибо послѣ того, какъ Ты отвергнулъ жертвы тогда сказалъ Я — Христосъ: се иду, еже сотворити волю Твою. Воля же Бога Отца — въ томъ, чтобы Сынъ былъ закланъ за міръ, чтобы люди оправдались но не чрезъ жертвы, а чрезъ смерть Сына Его. Ибо, говоритъ, благовѣстихъ правду въ церкви велицѣй (Псал. 39, 10). Потомъ, между прочимъ, говоритъ: въ главизнѣ книжнѣй написася о Мнѣ. Такъ необходимо сочетать (эти слова). Главизной книжной называетъ свитокъ закона или книгу Ветхаго Завѣта. Итакъ въ этомъ Писаніи написано о Моемъ пришествіи, и о томъ, что я долженъ быть закланъ за міръ. Или главизной книжной называетъ начало книгъ Ветхаго Завѣта. Ибо и въ первой книгѣ Моисея, книгѣ Бытія, когда говоритъ: /с. 134/ сотворимъ человѣка по образу нашему (Быт. 1, 26), даетъ разумѣть о божествѣ Христа.

8-9 ст.). Выше глаголя: яко жертвы и приношенія и всесожженій и о грѣсѣхъ не восхотѣлъ еси, ниже благоволилъ еси, яже по закону приносятся. Тогда рече: се иду сотворити волю твою Боже. Самъ Павелъ изъясняетъ слова Давида. Ты спросишь: что же? Развѣ жертвы по закону не были по волѣ Божіей? Правда, были по волѣ Божіей, но обозначеніе воли — двоякое. Желаетъ кто-нибудь чего-нибудь предпочтительно предъ всѣмъ прочимъ, какъ Павелъ: хощу, да вси человѣцы будутъ, якоже и азъ (1 Кор. 7, 7), то есть, безбрачными. Желаетъ кто-нибудь и по снисхожденію, какъ тотъ же самый Павелъ: хощу юнымъ вдовицамъ посягати (1 Тим. 5, 14), — это воля снисходительная. Чтобы онѣ не разсвирѣпѣли противъ Христа, — онъ и снизошелъ. Такъ и Богъ прежде не хотѣлъ тука и кровей. Когда же увидѣлъ, что евреи, принося жертвы идоламъ, сильно придерживаются этихъ самыхъ жертвъ, дозволилъ имъ приносить въ честь Его жертву. Почему же Павелъ привелъ это свидѣтельство, имѣя безчисленное множество другихъ? По причинѣ безстыдства іудеевъ. Такъ какъ они говорили, что древнее устройство разрушилось не вслѣдствіе своего несовершенства, но вслѣдствіе грѣховъ приносящихъ жертвы, и выставляли на видъ, что еще Исаія порицаетъ грѣхи ихъ, говоря: руки ваши исполнены крове (Исаіи 1, 15); также и самъ Давидъ, сказавши: не прі/с. 135/иму отъ дому твоего тельцовъ (Псал. 49, 9), далѣе присоединяетъ: грѣшнику же рече Богъ (Псал. 49, 16). Посему, такъ какъ это говорили наиболѣе честолюбивые изъ евреевъ, то Павелъ приводитъ свидѣтельство, въ которомъ ветхозавѣтное учрежденіе само по себѣ считается отверженнымъ отъ Бога по причинѣ несовершенства его самаго, а не за грѣхи народа. Ибо въ 39-мъ псалмѣ, изъ котораго (взято) это свидѣтельство, пророкъ не упоминаетъ о грѣхахъ народа. А что по этой именно причинѣ онъ воспользовался указаннымъ свидѣтельствомъ, послушай его самаго.

Отъемлетъ первое, да второе поставитъ. Что — первое? Жертвы. Что — второе? Воля Отца, то есть, принесеніе въ жертву на крестѣ тѣла Христова. Итакъ тѣ отмѣняются, чтобы установлено и утверждено было чрезъ закланіе Христа приношеніе, какое восхотѣлъ Отецъ. Такимъ образомъ, жертвы отвергаются не за грѣхи приносящихъ, но по причинѣ собственнаго ихъ несовершенства.

10) Оней же воли освящени есмы принесеніемъ тѣла Іисусъ Христова единою. По этой волѣ Отца, говоритъ, мы были освящены, освященные принесеніемъ тѣла Христова, бывшимъ единою; ибо это должно быть подразумѣваемо. Ибо мы, которые увѣровали, что освящены принесеніемъ Единороднаго, освящены по волѣ Отца. Отсюда, незаконныя постановленія составляютъ волю Божію, но приношеніе по Христу и освященіе чрезъ это (приношеніе). /с. 136/

11) И всякъ убо священникъ стоитъ на всякъ день служа, и тыяжде множицею принося жертвы, яже никогдаже могутъ отъяти грѣховъ. Итакъ, стоять есть отличіе служащаго; сидѣть же, какъ и Христосъ, есть отличіе того, кому служатъ.

12) Онъ же едину о грѣсѣхъ принесъ жертву всегда. Самъ же Христосъ едину, говоритъ, принесъ жертву, —собственное Свое тѣло, — за наши грѣхи, навсегда достаточную намъ, чтобы не было нужды во второй.

12-13 ст.) Сѣдитъ одесную Бога [2], прочее, ожидая, дондеже положатся врази Его подножіе ногъ Его (Псал. 109, 1). Отсюда (Христосъ) не только Первосвященникъ, но и Богъ. Послѣ исполненія дѣла, ради коего Онъ по домостроительству и получилъ наименованіе Первосвященника, — Онъ, наконецъ, возсѣлъ, какъ Богъ, ожидая, пока враги Его будутъ положены подножіе ногъ Его. Враги же Его — это невѣрующіе и демоны, которые и сами покорятся: то есть, злоба ихъ останется безсильной, такъ какъ они будутъ преданы огню неугасимому. А теперь пока Павелъ врагами называетъ преимущественно невѣрующихъ евреевъ, утѣшая вѣрующихъ изъ іудеевъ, потерпѣвшихъ безчисленное множество мученій отъ нихъ. Не унывайте, говоритъ, ибо возстающіе нынѣ на васъ будутъ покорены, или лучше, будутъ попраны. И это, очевидно, потому, что Христосъ сѣдитъ одесную Отца. Такъ какъ это произошло, то и то исполнится, по реченному въ псалмахъ. Почему /с. 137/ же они не тотчасъ были положены подножіе ногъ Его, то есть, не были удалены изъ міра? Ради вѣрующихъ, кои будутъ раждаться отъ нихъ.

14) Единымъ бо приношеніемъ совершилъ есть во вѣки освящаемыхъ. Совершенно, говоритъ, освободилъ отъ грѣховъ освящаемыхъ и помазуемыхъ кровію Его, чрезъ крещеніе въ смерть. Такъ какъ всѣ крещаемые соединяются подобіемъ смерти Его, то ясно, что они освящаются кровію Его.

15) Свидѣтельствуетъ же намъ и Духъ Святый. Что свидѣтельствуетъ? — то, что Онъ совершенно избавилъ насъ отъ грѣховъ единѣмъ приношеніемъ, такъ что мы не имѣемъ, нужды во второмъ.

15-17 ст.) По реченному бо прежде: сей завѣтъ, его же завѣщаю къ нимъ по днехъ онѣхъ, глаголетъ Господь, дая законы Моя на сердца ихъ, и въ помышленіяхъ ихъ напишу ихъ: таже глаголетъ (Господь): и грѣховъ ихъ и беззаконій ихъ не имамъ помянути ктому (Іерем. 31, 33-34). Видишь ли, Самъ Богъ свидѣтельствуетъ, что Онъ даровалъ очищеніе грѣховъ? Даровалъ же въ то время, когда давалъ Новый Завѣтъ. Новый же Завѣтъ Онъ даровалъ и утвердилъ смертію Сына Своего, какъ было раньше показано (Евр. 8 гл.).

18) А идѣже отпущеніе сихъ, ктому нѣсть приношенія о грѣсѣхъ. Если за одну жертву было даровано отпущеніе грѣховъ, то какая еще нужда послѣ этого во второй жертвѣ? Поэтому указывается, что мы, получивши прощеніе грѣховъ, были приведены въ /с. 138/ совершенство единымъ приношеніемъ Христа, и ужъ болѣе не нуждаемся въ другой жертвѣ. Итакъ, іудейскія жертвы не нужны и, будучи совершаемы по упорству, давно уже признаны безполезными тѣми, кто нынѣ совершаетъ ихъ.

19) Имуще убо дерзновеніе, братіе. Послѣ того, какъ показалъ превосходство Первосвященника нашего предъ ветхозавѣтными и приношенія Христова предъ жертвами по закону, и что чрезъ это приношеніе мы освободились отъ грѣховъ, прерываетъ догматическое ученіе, давая отдыхъ слушателю, и вполнѣ благовременно переходитъ къ нравственному (ученію). И только что упомянувши объ отпущеніи грѣховъ, наконецъ убѣждаетъ, чтобы они болѣе не впадали въ нихъ: имуще убо, говоритъ, дерзновеніе, по причинѣ отпущенія грѣховъ. Какъ грѣхъ причиняетъ стыдъ и неувѣренность, такъ отпущеніе (грѣховъ) даетъ смѣлость.

Входити во святая. Такъ какъ намъ отпущены были грѣхи, то мы и имѣемъ дерзновеніе входить во святая, то есть въ небо.

Кровію Іисусъ Христовою. То есть, чрезъ кровь. Ибо, удостоившись чрезъ крестъ и кровь Христа прощенія (грѣховъ), мы получили дерзновеніе.

19-20 ст.) Путемъ новымъ — πρόσφατον недавнимъ — и живымъ, его же обновилъ есть намъ [3]. Что касается до входа во Святая, то Онъ Самъ обновилъ /с. 139/ намъ путь, то есть, Онъ самъ сдѣлалъ путь новымъ, Самъ начавши его и Самъ первый прошедши имъ. Вмѣсто того, чтобы назвать путь новымъ — νέαν, назвалъ (его) πρόσφατον — недавнимъ, открытымъ для нашихъ временъ. Похвалою для насъ служить то, что мы удостоены того, чего не былъ удостоенъ Авраамъ: намъ нынѣ отверсто небо. Живымъ (назвалъ) потому, что первый путь, разумѣется путь во Святая по закону, былъ смертоноснымъ. Болѣе уже тотъ (путь) не имѣетъ мѣста, но для принимающихъ его становится причиною смерти. Этотъ же путь такъ ведетъ къ жизни, что и самъ живетъ и останется такимъ постоянно. Или живымъ разумѣй подобно недавнему (πρόσφατον), вмѣсто новаго и цвѣтущаго, какъ бы въ противуположность входу въ ветхозавѣтная Святая: ибо тотъ путь — путь смерти.

Завѣсою, сирѣчь плотію своею. Онъ обновилъ намъ путь этотъ въ небо плотію Своею: ибо когда она была вознесена на крестѣ и вознеслась, тогда открылось намъ небесное. Поэтому и справедливо онъ назвалъ её завѣсой. Ибо въ томъ и заключается отличительное свойство завѣсы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри.

21) И іереа велика надъ домомъ Божіимъ. Имѣя іерея, очевидно Христа, домъ же — это мы вѣрующіе (Евр. 3, 6), согласно слѣдующимъ словамъ: вселюся въ нихъ и похожду (2 Коринѳ. 6, 16. Срав. Лев. 26, 12). Или, что, я думаю, лучше, — небо: ибо и то называетъ Святая, и говоритъ, что въ немъ служитъ Первосвященникъ, ходатайствуя о насъ. /с. 140/

22) Да приступаемъ. Къ чему? къ вѣрѣ, и къ духовному служенію, или — къ небу, гдѣ нашъ Первосвященникъ.

Со истиннымъ сердцемъ. То есть, съ чуждымъ лукавства, нелицемѣрнымъ по отношенію къ братьямъ, или несомнѣвающимся, нискокько не колеблющимся и не недоумѣвающимъ относительно будущихъ (благъ), и потому не впадающимъ въ малодушіе. Итакъ продолжаетъ:

Во извѣщеніе — πληροφορίᾳ — вѣры. Научаетъ насъ, подъ какимъ условіемъ мы не впадаемъ въ малодушіе, а именно, если будемъ имѣть полноту — πληροφορίαν — вѣры, то есть, вѣру твердую и совершеннѣйшую. Ибо можно вѣровать, но не вполнѣ. Такъ, напримѣръ, нѣкоторые говорятъ, что воскресеніе для однихъ будетъ достояніемъ, а для другихъ — нѣтъ; это не есть полная, напротивъ несовершенная вѣра. Итакъ, да приступаемъ съ полною вѣрою. Такъ какъ ничто здѣсь не видимо, — ни храмъ, ни небо, ни Первосвященникъ-Христосъ, но скрыто отъ насъ, какъ и въ ветхомъ завѣтѣ первосвященникъ, входя (во Святая Святыхъ), не былъ видимъ, то, поэтому, необходима вѣра полная и несомнѣнная.

Окроплени сердцы отъ совѣсти лукавыя. Сказавши о вѣрѣ, теперь показываетъ, что требуется не одна только вѣра, но и добродѣтельная жизнь. Іудеи окропляли тѣло, мы же сердца, чтобы не сознавать за собою ничего лукаваго. Мы будемъ окроплены самою добродѣтелью, или благодатію Духа, отпустившаго намъ въ купели грѣхи и укрѣпившаго насъ такъ, что, если постараемся, мы не впадемъ уже болѣе въ нихъ (грѣхи). /с. 141/

И измовеніи тѣлесы водою чистою. Водою крещенія. Чистою же, или дѣлающею чистыми, или не имѣющею примѣси крови, какъ въ древности съ примѣсью пепла. Хотя благодать Духа, въ крещеніи и души очищаетъ, однако, Павелъ соединилъ здѣсь видимое съ невидимымъ. По крайней мѣрѣ, при самомъ совершеніи крещенія для тѣла, берется вода. Такъ какъ мы двойственны, то и очищеніе двоякое.

23) Да держимъ исповѣданіе упованія неуклонное. То есть, твердо будемъ держать упованіе, исповѣданное нами. Ибо въ началѣ вѣры мы уповали, что и сами взойдемъ на небо; и когда вступали въ союзъ вѣры, мы исповѣдали, что вѣруемъ въ воскресеніе мертвыхъ и въ жизнь вѣчную. Итакъ, будемъ держаться этого исповѣданія.

Вѣренъ бо есть обѣщавый. Даетъ силу, чтобы мы держались твердой надежды, особенно если мы размыслимъ о достоинствѣ Обѣщавшаго. Ибо вѣренъ есть, то есть, истиненъ Христосъ, сказавшій: идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26).

24) И да разумѣваемъ другъ друга въ поощреніи любве и добрыхъ дѣлъ. Указываетъ на совершенство любви. Ибо, говоритъ, да разумѣваемъ другъ друга, т. е., будемъ смотрѣть, нѣтъ ли кого добродѣтельнаго, чтобы подражать такому, не для того, чтобы позавидовать, но чтобы найти себѣ бóльшее поощреніе къ совершенію тѣхъ же самыхъ добрыхъ дѣлъ, какія у него. Поощреніе же это есть дѣло любви, а независти. /с. 142/ Ибо какъ желѣзо остритъ желѣзо, такъ и душа, обращаясь съ душею, возбуждаетъ её къ тому же самому, однако въ любви. Или и потому, что вы, обращаясь другъ съ другомъ, воспламеняетесь къ тому, чтобы любить и быть любимыми.

25) Не оставляюще собранія своего. Знаетъ, что общее собраніе рождаетъ любовь, поэтому убѣждаетъ не оставлять собранія и не затѣвать отдѣленій и противозаконныхъ сходбищъ. Идѣже бо еста два или тріе собрани, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Молитва церкви даже разрѣшила Петра отъ узъ и освободила его изъ темницы (Дѣян. 5 гл.).

Якоже есть нѣкимъ обычай. Здѣсь онъ дѣлаетъ упрекъ, отдѣляющимся.

Но другъ друга подвизающе. То есть, другъ друга утѣшая и другъ друга наставляя, и научая, и убѣждая. Братъ отъ брата помогаемь, яко градъ твердъ (Притч. 18, 19).

И толико паче, елико видите приближающійся день (судный). День кончины. Ибо пока мы, говоритъ, еще не удаляемся изъ этого міра, зачѣмъ намъ раздѣляться другъ съ другомъ? Это было утѣшеніемъ для нихъ, уставшихъ подъ гнетомъ испытаній, какъ и въ другомъ мѣстѣ говоритъ: Господь близъ, ни о чемъ же пецытесь (Филип. 4, 5-6).

26) Волею бо согрѣшающымъ намъ. Изъ наиболѣе полезнаго онъ убѣдилъ, что мы имѣемъ дерзновеніе, что мы удостоены прощенія; а теперь устрашаетъ /с. 143/ наиболѣе печальнымъ. Смотри, какъ онъ снисходителенъ. Волею бо согрѣшающымъ, говоритъ: какъ будто, если невольно (согрѣшишь), то существуетъ нѣкое умѣренное прощеніе. Замѣть также: не сказалъ, согрѣшившимъ, но согрѣшающимъ, то есть, нераскаянно пребывающимъ во грѣхѣ. Такъ, если мы не будемъ пребывать во грѣхѣ, но обнаружимъ раскаяніе, то будетъ прощеніе. Итакъ, гдѣ тѣ, которые говорятъ, что здѣсь отвергается покаяніе?

По пріятіи разума истины. (Разумѣетъ) или Христа, или всѣ догматы.

Ктому о грѣсѣхъ не обрѣтается жертва. Говоритъ это не для того, чтобы отвергнуть покаяніе, какъ измыслили нѣкоторые [4], но показываетъ, что нѣтъ второго крещенія, а потому нѣтъ и второй смерти Христа. Её (смерть Христа) онъ называетъ жертвой, какъ и въ послѣдующихъ словахъ. Ибо единой жертвой Онъ усовершилъ навѣки: крещеніе наше изображаетъ смерть Христа. Посему, какъ та едина (смерть), такъ и это (крещеніе) едино. Итакъ, что же ты такъ безстрашно согрѣшаешь, когда нѣтъ надежды, что ты безъ труда изгладишь грѣхи посредствомъ крещенія? Итакъ, вмѣсто этого займись добрыми дѣлами.

27) Страшно же нѣкое чаяніе суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Смотри, какъ онъ какъ бы одушевилъ огонь. Какъ звѣрь раздражен/с. 144/ный неуспокоивается до тѣхъ поръ, пока не схватитъ кого-нибудь и, пожравши, утолитъ ярость; такъ и тотъ огонь, какъ бы распаляемый ревностію на нарушителей заповѣдей Божіихъ и свирѣпѣя за нихъ, кого схватитъ, того всегда пожираетъ. Ибо не сказалъ: хотящій съѣсть, но поясти, очевидно, навѣчно. Сопротивными называетъ не только невѣрующихъ, но и вѣрующихъ, однако поступающихъ противъ заповѣдей Божіихъ.

28) Отверглся кто закона Моисеева. Отъ менѣе важнаго доказываетъ справедливость будущаго наказанія, чтобы и его слову было больше вѣры. Ззконъ (называетъ) Моисеевымъ, потомучто онъ многое установилъ.

Безъ милосердія, при двоихъ или тріехъ свидѣтелехъ умираетъ (Второзак. 17, 6). Связь рѣчи такая: отвергся ли кто закона Моисеева, то при двухъ или трехъ свидѣтеляхъ безъ милосердія умираетъ, то есть, если бы двумя или тремя свидѣтелями было заявлено, что онъ нарушилъ законъ.

29) Колико мните горшія сподобится муки, иже Сына Божія поправый, и кровь завѣтную скверну возмнивъ. Передаетъ на судъ самимъ, что мы обычно дѣлаемъ по отношенію къ твердо всѣми признаваемому, обращая слушателей въ судей. Что же означаетъ: поправый? то есть, презрѣвшій. Какъ презираемыхъ людей мы ставимъ ни во что, такъ и Христа, ставя ни во что, мы, такимъ образомъ, приходимъ къ тому, /с. 145/ что согрѣшаемъ. И кровь завѣтную скверну возмнивъ, то есть, считая её нелучше всего другого. Завѣтную, же, потому что ради нея былъ утвержденъ съ нами завѣтъ, дающій намъ наслѣдіе благъ, какъ мы сказали выше. Это сказано о таинствахъ. Ибо, когда мы, пріобщаясь пречистаго тѣла и крови, плоть, принявшую (таинъ), погружаемъ въ грязь тѣлесной нечистоты, развѣ мы вмѣстѣ съ этимъ не попираемъ Сына Божія? Пыль земли не такъ недостойна божественнаго тѣла, какъ нечистота. Воспользуйся сказаннымъ и противъ несторіанъ. Они, считая Христа простымъ человѣкомъ, и кровь Его мнятъ скверной, ничѣмъ не отличающейся отъ прочаго.

Ею же освятися. Здѣсь показываетъ безчувственность и неблагодарность, ибо, говоритъ, надлежало со страхомъ относиться къ освященію, котораго удостоенъ былъ въ крови.

И Духа благодати укоривый. Ибо, не достойно распорядившійся дарованнымъ благодѣяніемъ, оскорбилъ Благодѣтеля. Не сдѣлалъ ли Онъ тебя сыномъ Божіимъ? ты же дѣлаешься рабомъ страстей. Не пришелъ ли Онъ, чтобы вселиться въ тебя? ты же вводишь въ себя діавола. Итакъ, не оскорбленіе ли это Духу?

30 и 31) Вѣмы бо рекшаго: Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ, глаголетъ Господь (Второзак. 32, 35): и паки: яко судитъ Господь людемъ Своимъ (Срав. Псал. 134, 14). Страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Срав. Лук. 18, 7-8). Это сказалъ по связи, чтобы /с. 146/ показать, что Господь принялъ на Себя отмщеніе грѣшникамъ. Ибо сказалъ это чрезъ пророка. Утѣшаетъ также и тѣхъ, кои впадали въ малодушіе по причинѣ искушеній со стороны притѣсняющихъ ихъ іудеевъ. Онъ какъ бы такъ говорилъ: не падайте духомъ, у васъ есть Отмститель и Мздовоздаятель, Который живетъ вѣчно, Котораго ни въ какомъ случаѣ не избѣгнутъ оскорбляющіе васъ. Вы впали въ руки тѣхъ смертныхъ людей, а они — въ руки Бога вѣчно живаго, отъ Котораго они не скроются.

32) Воспоминайте же первыя дни ваша. Итакъ, мы не даромъ говорили, что слова: Мнѣ отмщеніе онъ прикровенно вводитъ для ихъ утѣшенія. Ибо вотъ теперь яснѣе говоритъ съ ними, убѣждая ихъ не выходить изъ терпѣнія. Итакъ, говоритъ, не подражайте кому-нибудь другому, но сами себѣ. При началѣ вѣры вашей вы боролись, о борьбѣ этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрезъ безпечность не погубить того, чего вы прежде достигли путемъ борьбы. Замѣть духовную мудрость: потрясши сначала души ихъ напоминаніемъ о гееннѣ, теперь успокоиваетъ ихъ похвалами, но не льстя имъ, а убѣждая ихъ собственнымъ ихъ примѣромъ. Ибо большаго вѣроятія заслуживаетъ тотъ, кто совѣтуетъ кому-нибудь подражать себѣ самому и тѣмъ дѣламъ, которыя онъ раньше совершилъ.

Въ нихъ же просвѣтившеся, многъ подвигъ подъясте страданій. Просвѣтившеся говоритъ или о крещеніи, или вообще о познаніи таинства и о благахъ, ожидавшихъ вѣрныхъ. Ибо когда вы были просвѣщены /с. 147/ знаніемъ будущаго, вы столько претерпѣли. Не сказалъ: искушеній, но (выдержали) подвигъ, что служитъ выраженіемъ мужества и силы, и подлинно великій подвигъ (они выдержали).

33) Ово убо, поношеньми и скорбями позоръ бывше. Обрати вниманіе на похвалу. Именно, человѣкъ съ благородной душей имѣетъ потребность въ томъ, чтобы претерпѣть поношенія, какъ пророкъ свидѣтельствуетъ: быша слезы моя, внегда глаголатися мнѣ, гдѣ есть Богъ твой? (Псал. 41, 4) и: аще бы врагъ поносилъ ми, претерпѣлъ быхъ убо (Псал. 54, 13); и: поношеніе безумному далъ мя еси (Псал. 38, 9). Впрочемъ, Іовъ вознегодовалъ противъ поношенія, хотя всѣ страданія переносилъ мужественно, какъ адамантъ. Если же поношеніе случится открыто и на глазахъ многихъ, то такое поношеніе требуетъ еще болѣе сильной души: это здѣсь онъ и обозначилъ выраженіемъ: позоръ бывше. Размысли же, какъ велики были они, презрѣвши ради Христа и славу и богатство, — подвергаясь же обидамъ и сдѣлавшись позоромъ, то есть, какъ бы будучи выставляемы на зрѣлище и претерпѣвая всё это, быть можетъ, отъ какихъ-нибудь низкихъ и ничего не стоющихъ людей.

Ово же, общницы бывше живущимъ тако. Вы, говоритъ, не только претерпѣвали ваши скорби, кои, повидимому, были наведены на васъ противъ вашей воли, но вы были настолько благородны, что сдѣлались общниками апостоловъ, живущихъ такъ, то есть, въ скорбяхъ и поношеніяхъ, и добровольно подвергли /с. 148/ себя тому, чтобы вмѣстѣ съ тѣми претерпѣвать мученія и принять участіе въ ихъ страданіяхъ. Не сказалъ: меня одного, но вообще всѣхъ, для усиленія похвалы ихъ.

34) Ибо узамъ моимъ спострадасте. Вы не только въ своихъ (страданіяхъ) не нуждались въ утѣшеніи, но и для другихъ явились утѣшеніемъ, свидѣтель чего — я.

И разграбленіе имѣній вашихъ съ радостію пріясте. Сказавъ, между прочимъ, какъ они были общниками другихъ, теперь снова говоритъ, какъ они переносили и собственныя свои скорби. Быть ограбленнымъ, — это большое дѣло; ибо вы ограблены были потому, что увѣровали. Конечно, вы могли и не увѣровать. Пріясте же обозначаетъ добровольное терпѣніе, и то, что охотно избрали. Что же касается выраженія: съ радостію, то оно приравниваетъ васъ къ апостоламъ, кои возвратились, радуясь, что подвергались безчестію за имя Господне (Дѣян. 5, 41).

Вѣдяще имѣти себѣ имѣніе на небесехъ пребывающее и лучшее. И это, говоритъ, вы дѣлали съ разсужденіемъ, съ пониманіемъ и съ вѣрою. Ибо вы знали, что вы имѣете лучшее и пребывающее имѣніе, не гибнущее и не расхищаемое, какъ это.

35) Не отлагайте убо дерзновенія вашего. Словомъ: не отлагайте показываетъ, что они еще не отпали, однако нуждаются и въ подкрѣпленіи и въ огражденіи. Сказалъ же: дерзновенія, потому что они, столько съ /с. 149/ терпѣніемъ перенесшіе ради Бога, имѣютъ великое дерзновеніе.

Еже имать мздовозданіе велико. Ибо вы исповѣдники, признавшіе за лучшее имѣть имѣніе на небесахъ.

36) Терпѣнія бо имате потребу. Вамъ не нужно ничего другого, кромѣ одного терпѣнія: все прочее вы имѣете, и вамъ не нужно ничего прикладывать.

Да волю Божію сотворше, пріимете обѣтованіе. Воля Божія — въ томъ, чтобы мы терпѣли до конца. Ибо, говоритъ, претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 22). Апостолъ же убѣждаетъ ихъ въ этомъ подобно тому, какъ если кто, видя, что ратоборецъ, поборовши всѣхъ состязателей, потомъ, не дожидаясь замедлившихъ съ наградами за побѣду, хочетъ уйти, не вынося жажды и зноя, говоритъ ему: исполнивши все, подожди немного и получишь вѣнки. Поборись и ты съ промедленіемъ вѣнковъ, побѣди и ты это терпѣніемъ.

37) Еще бо мало елико елико, грядый пріидетъ и не укоснитъ (Аввак. 2, 3). Приводитъ пророка Аввакума, говорящаго, что Судія близокъ, съ цѣлію воздать. Если же и Аввакумъ тогда говорилъ: мало елико елико грядый пріидетъ, то ясно, что теперь Онъ еще ближе. Выраженіе: елико елико обозначаетъ весьма непродолжительный (промежутокъ времени).

38) А праведный отъ вѣры живъ будетъ: и аще обинется, не благоволитъ душа Моя о немъ (Аввак. 2, 4). Итакъ, /с. 150/ нужно вѣровать, хотя мы будемъ и праведниками. Если же праведный обинется, то есть, подвергнется какому-нибудь сомнѣнію и недоумѣнію, или обинется вмѣсто: придетъ въ уныніе подъ вліяніемъ искушеній, то не благоволитъ, то есть, не радуется душа Моя о немъ. Чья душа? Божія, по особенному способу выраженія Писанія, подобно какъ въ слѣдующемъ мѣстѣ: праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа моя (Исаіи 1, 14), или: (душа) Христа.

39) Мы же (братіе) нѣсмы обиновенія въ погибель, но вѣры въ снабдѣніе души. Такъ какъ устрашилъ словами: не благоволитъ душа Моя, то говоритъ, что мы не изъ числа погибающихъ по причинѣ обиновенія и впаденія въ малодушіе или сомнѣніе, но изъ числа твердыхъ въ вѣрѣ, чтобы сохранить собственныя души, то есть, пріобрѣсть, сберечь и спасти. Ибо обладаніе, пріобрѣтеніе и есть снабдѣніе.

Примѣчанія:
[1] По тексту бл. Ѳеофилакта: δύνανται — могутъ.
[2] У бл. Ѳеофилакта, вмѣсто: одесную Бога, читается: «одесную Отца».
[3] У бл. Ѳеофилакта и св. Златоуста читается такъ: «егоже обновилъ есть намъ путемъ новымъ и живымъ».
[4] Новаціане. См. Епифанія противъ ересей 39 или 49, томъ I, стр. 108.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 128-150.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.