Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА VIII.

1) Глава же о глаголемыхъ: такова имамы первосвященника, иже сѣде одесную престола величествія на небесѣхъ. Главою всегда называется самое важное: когда кто-нибудь въ немногомъ хочетъ передать самое существенное, то говоритъ, что онъ обращаетъ на это вниманіе во главѣ (всего), подобно тому какъ голова, хотя и мала (по величинѣ), составляетъ важнѣйшую часть тѣла. Такъ и теперь апостолъ говоритъ: глава же о глаголемыхъ, то есть, я выскажу самое важное и вкратцѣ обнимающее многое: — мы имѣемъ Первосвященникомъ Бога. Ибо сѣдѣніе не свойственно никому другому, кромѣ Бога. Замѣть же, какъ, сказавши много униженнаго, именно: Первосвященникъ, ходатайствуетъ (предъ Отцемъ), и то, что свойственно человѣчеству, восходитъ къ высокому и къ тому, что свойственно Божеству. Поступаетъ же такъ всегда, какъ и Наставникъ его въ Евангеліи, чтобы чрезъ уничиженное руководить слушателемъ, такъ чтобы онъ воспринялъ слово: ибо иначе слушатель не понимаетъ, если не восходитъ мало-по-малу; чрезъ возвышенное же онъ научаетъ, что то (униженное) было снисхожденіемъ. Престоломъ же величествія называетъ престолъ Отца, или потому, что /с. 99/ Отецъ могъ быть названъ величествіемъ для Него, или же просто потому, что престолъ величествія есть наивысшій престолъ.

2) Святымъ служитель. Какъ земные первосвященники, входя во Святое святыхъ, служили, такъ и Онъ поистинѣ есть служитель святыхъ, истинныхъ, пренебесныхъ святилищъ. Повидимому, Павелъ здѣсь противорѣчитъ самому себѣ. Ибо въ началѣ сказалъ: кому отъ Ангелъ рече: сѣди? не вси ли суть служебніи дуси (Евр. 1, 13. 14), какъ бы давая понять, что служителю не подобаетъ сидѣть. Теперь же сказавъ: сѣде одесную престола, снова представляетъ Его служителемъ. Итакъ, какимъ образомъ говоритъ это, если не по совершенному снисхожденію (къ слушателямъ), и смѣшивая уничиженное съ высокимъ? А нѣкоторые поняли: святымъ служитель, вмѣсто: (служитель) освященнымъ Имъ людямъ. Ибо, говоритъ, Онъ — нашъ Первосвященникъ.

И скиніи истиннѣй, юже водрузи Господь, а не человѣкъ. Здѣсь ободряетъ увѣровавшихъ іудеевъ. Ибо такъ какъ, вѣроятно, они недоумѣвали, говоря: мы не имѣемъ такой скиніи, то вотъ, говоритъ, болѣе великая скинія и истинная, — само небо. Ибо ветхозавѣтная (скинія) была образомъ этой: и ту водрузилъ человѣкъ, или Веселіилъ (Исход. 31, 2), или Моисей, эту же — Богъ. Здѣсь же замѣть, согласно блаженному Іоанну (Златоусту), что небо и не движется, и не шаровидно: ибо (выраженіе): «водрузилъ» исключаетъ и то идругое. /с. 100/

3) Всякъ бо первосвященникъ, воеже приносити дары же и жертвы поставляемь бываетъ: тѣмъ же потреба имѣти что и сему, еже принесетъ. Такъ какъ сказалъ: сѣде (Евр. 8, 1), то, чтобы ты не счелъ за обманъ, что онъ назвалъ Его священникомъ, говоритъ, что хотя и возсѣлъ, однако оттого не пересталъ быть Первосвященникомъ; ибо все, что свойственно первосвященникамъ, Онъ имѣетъ, и какъ тѣ приносятъ (жертвы), такъ и Онъ принесъ Самого Себя (въ жертву). Сѣдѣніе (принадлежитъ) достоинству Его: первосвященствовать же есть (дѣло) великаго человѣколюбія. И кромѣ того, такъ какъ нѣкоторые спрашивали, для чего Онъ умеръ, если дѣйствительно былъ Сыномъ и вѣченъ, то разрѣшаетъ это (недоумѣніе) и говоритъ: такъ какъ Онъ былъ Священникомъ, а священникъ не бываетъ безъ жертвы, то потреба имѣти что и сему, еже принесетъ. Этимъ же было ничто иное, какъ тѣло Его Самого. Итакъ Ему необходимо было умереть. Между даромъ и жертвами, по точному смыслу, есть различіе. Ибо жертвами бываютъ приношенія кровныя и мясныя, или точнѣе — все, что сожигается огнемъ. Ибо слово θυσία — жертва происходитъ собственно отъ слова θύεσθαι, то есть быть сожигаемымъ. Дары же, какъ напримѣръ плоды и тому подобное, — безкровны и несожигаемы. Однакожъ и въ Писаніи и то и другое употребляется безразлично, какъ напримѣръ: и призрѣ Богъ на Авеля и на дары его (Быт. 4, 4), хотя они именно были отъ первородныхъ овецъ (Ibid. 4, 4). /с. 101/ На Каина же и на жертви его не внятъ (Ibid. 4, 5), хотя онѣ были отъ плодовъ земли (Ibid. 4, 3). Если же кто попытается примирить это пустыми разсужденіями, которыхъ мы и сами не незнаемъ, то я все-таки не вижу, какъ онъ освободитъ себя отъ упрека въ невнимательномъ чтеніи Писаній. Ибо часто и въ иныхъ мѣстахъ это употребляется безразлично, и я могъ бы привести безчисленное множество мѣстъ, если бы это не казалось дѣломъ не необходимымъ. Однакожъ намъ будетъ довольно и того, что самъ апостолъ далѣе назвалъ вообще дарами все приносимое (въ жертву). Вотъ послушай.

4) Аще бы бо былъ на земли, не бы былъ священникъ, сущимъ священникомъ приносящимъ по закону дары. Еще подтверждаетъ то, что хотя не на землѣ имѣетъ скинію, но на небѣ, однако отъ этого нѣтъ препятствій къ тому, чтобы быть священникомъ. И замѣть мудрость. На основаніи чего кто-нибудь особенно могъ бы утверждать, что Онъ не священникъ, разумѣю, конечно, то, что Онъ не имѣетъ мѣста на землѣ, гдѣ священствовалъ, — на основаніи этого самъ наиболѣе утверждаетъ, что Онъ — Священникъ, и говоритъ, что по тому самому Онъ — Священникъ, что Онъ не имѣлъ мѣста на землѣ. Аще бы бо былъ на земли, не бы былъ священникъ. Ибо были иные (на землѣ священники), и это обстоятельство казалось бы опроверженіемъ. Теперь же, имѣя мѣстомъ — небо, и вознесши туда собственное тѣло, тамъ Онъ ходатайствуетъ за /с. 102/ насъ предъ Отцемъ. Отсюда, такъ какъ Онъ на небѣ, то, поэтому, Онъ попреимуществу — Священникъ.

5) Иже образу и стѣни служатъ небесныхъ. Здѣсь показываетъ преимущество священства Христова, называя верхозавѣтное (священство) образомъ и стѣнью, наше же — небеснымъ. Ибо когда ничего земного, напротивъ духовное все, что совершается въ таинствахъ, гдѣ ангельскіе гимны, гдѣ ключи царствія небеснаго, и отпущеніе грѣховъ, и снова связываніе; когда жительство наше на небесахъ, то какимъ образомъ (можетъ быть) не небеснымъ наше (священство)? Посему, этому (небесному священству) служило прообразомъ и примѣромъ, то есть темнымъ образчикомъ и какъ бы тѣневымъ очертаніемъ, — то, что въ Ветхомъ Завѣтѣ было открыто Моисею.

Якоже глаголано бысть Моисею хотящу сотворити скинію: виждь бо, рече, сотвориши вся по образу показанному ти на горѣ (см. Исх. 25, 9). Такъ какъ то, что мы видимъ глазами, мы скорѣе постигаемъ, чѣмъ то, что узнаемъ чрезъ слухъ, то поэтому Богъ показалъ Моисею все, не только устройство скиніи, но и то, что касается жертвъ и всего служенія.

6) Нынѣ же лучшее улучи служеніе. Это вытекаетъ изъ той именно мысли: аще бы бо былъ на земли, не бы былъ священникъ. Нынѣ же, говоритъ, не будучи на землѣ, но небо имѣя мѣстомъ священнодѣйствія, Онъ получилъ лучшее служеніе, то есть служеніе Его не таково, какое (свойственно) земнымъ первосвящен/с. 103/никамъ, но небесное, такъ какъ мѣстомъ совершенія его служитъ небо.

Поелику и лучшаго завѣта есть ходатай. Возвысивши священство Христово по мѣсту, и по священнику, и по жертвѣ, такимъ же открыто выставляетъ его и по завѣту. И хотя прежде сказалъ, что Ветхій (Завѣтъ) былъ немощенъ и не полезенъ, по причинѣ младенчества слушателей, но онъ скоро прекратилъ объ этомъ рѣчь. Теперь онъ долго задерживается на разсужденіи объ этомъ, и показываетъ, что Новый Завѣтъ лучше того, то есть Евангеліе, ходатай и дарователь его есть Христосъ; ибо Самъ Онъ сдѣлался для насъ служителемъ Евангелія, зракъ раба пріимъ, какъ Моисей есть посредникъ закона.

Иже на лучшихъ обѣтованіихъ узаконися. Предлагаетъ то, что особенно ободряло вѣрующихъ изъ іудеевъ, именно, что обѣтованія нашего завѣта — лучшія обѣтованія. Ибо не блага земныя, и не блага въ потомствѣ и не многочадіе, но царство небесное обѣтовано соблюдающимъ Евангеліе. Итакъ, не будьте малодушны: обѣтованія Евангелія лучше; неразумно унывать тѣмъ, кто имѣетъ лучшее.

7) Аще бо бы первый онъ непороченъ былъ, не бы второму искалося мѣсто. Замѣчай порядокъ. Сказалъ, что завѣтъ Христовъ лучше Ветхаго. А откуда это видно? Изъ того, говоритъ, что на лучшихъ обѣтованіяхъ узаконися. Вѣдь, если обѣтованія и воздаянія лучше, то совершенно ясно, что и завѣтъ лучше, и заповѣди божественнѣе. Откуда же видно, что обѣтованія лучше? Изъ того, говоритъ, что тотъ былъ отмѣ/с. 104/ненъ, а этотъ былъ введенъ вмѣсто него. Ибо Новый (Завѣтъ) потому имѣетъ превосходство, что онъ лучше и совершеннѣе. Аще бо онъ непороченъ былъ, то есть, если бы онъ дѣлалъ людей непорочными, то не былъ бы введенъ второй (завѣтъ). Какъ мы обыкновенно говоримъ: домъ не безъ порока, вмѣсто того, чтобы сказать: онъ приходитъ въ упадокъ, ветшаетъ; такъ и о Ветхомъ Завѣтѣ сказалъ, что онъ не былъ непороченъ, не какъ дурной, но какъ не имѣвшій силы сдѣлать (людей) лучшими, какъ данный младенцамъ.

8) Укоряя бо ихъ глаголетъ. Не сказалъ: укоряя его (т. е. завѣтъ), но укоряя ихъ, т. е. іудеевъ, которые не могли совершенствоваться чрезъ заповѣди закона.

Се дніе грядутъ, глаголетъ Господь, и совершу на домъ Израилевъ, и на домъ Іудовъ завѣтъ новъ. Здѣсь болѣе ясно показываетъ, что Ветхій Завѣтъ отмѣненъ. Ибо вводитъ Бога, чрезъ Іеремію говорящаго, что иной новый завѣтъ положу (Іерем. 31, 31-34), то есть совершенно новый: не такъ, какъ понимаютъ евреи, что Ездра обновилъ Писаніе. Ибо Писаніе не стало новымъ, но осталось древнимъ, хотя и было имъ возстановлено.

9) Не по завѣту, егоже сотворихъ отцемъ ихъ, въ день, въ оньже емшу Ми ихъ за руку, извести ихъ отъ земли Египетскія (см. Іерем. 31, 32). Чтобы кто-нибудь не подумалъ, что отмѣняется тотъ завѣтъ, который былъ заключенъ съ Авраамомъ, присоединилъ: въ день, въ оньже емшу Ми ихъ за руку. Ибо, говоритъ, Я желаю отмѣ/с. 105/нить Завѣтъ, о которомъ говорится въ книгѣ Исходъ, Завѣтъ, данный на горѣ Синаѣ отцамъ вашимъ, слившимъ тельца, тогда какъ именно завѣтъ съ Авраамомъ во Христѣ получилъ исполненіе. Ибо благословятся, говоритъ, о сѣмени твоемъ вси языцы (Быт. 22, 18), то есть о Христѣ.

Зане тіи не пребыша въ завѣтѣ Моемъ, и Азъ нерадихъ о нихъ, глаголетъ Господь (см. Іерем. 31, 32). Видишь ли, что начало зла отъ насъ. Тіи, говоритъ, не пребыша, а потому Азъ нерадихъ о нихъ. Напротивъ, блага и благодѣянія получаютъ начало отъ Него. Какъ бы оправдываясь, приводитъ причину, по которой Онъ оставляетъ ихъ, именно за ихъ непостоянство.

10) Яко сей завѣтъ, егоже завѣщаю дому Израилеву по онѣхъ днехъ, глаголетъ Господь (см. Іерем. 31, 33). По онѣхъ днехъ: какихъ же? Одни говорятъ, что это дни исхода, когда былъ данъ Моисеевъ законъ. А мнѣ кажется, что онъ говоритъ о тѣхъ дняхъ, о которыхъ сказалъ выше: се дніе грядутъ. Такимъ образомъ, послѣ того, какъ пройдутъ тѣ дни, Я положу такой завѣтъ, о чемъ услышишь далѣе.

Дая законы Моя въ мысли ихъ, и на сердцахъ ихъ напишу ихъ (см. Іерем. 31, 33). Пусть покажетъ это іудей, когда онъ получилъ неписанный законъ. Ибо и послѣ возвращенія изъ Вавилона, онъ данъ былъ Ездрою въ письмени. Апостолы же ничего не получили въ письмени, но приняли въ свои сердца законъ Духа. Посему и /с. 106/ Христосъ сказалъ: «Утѣшитель, пришедши, воспомянетъ вамъ вся и научитъ вы всему» (Іоан. 14, 26).

И буду имъ Богъ, и тіи будутъ Мнѣ людіе (см. Іерем. 31, 33). Это совершено было чрезъ Евангеліе. Ибо тѣ, которые прежде служили идоламъ, нынѣ, признавши истиннаго Бога, стали Его народомъ.

11) И не имать научити кійждо искренняго своего, и кійждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси увѣдятъ Мя отъ мала даже и до велика ихъ (см. Іерем. 31, 34). Наученіемъ называетъ здѣсь наставленіе, сопровождающееся трудомъ. Ибо вотъ мы видимъ, что намъ нужно очень немного словъ для здравомыслящихъ, чтобы убѣдить ихъ вѣровать во Христа. Такъ какъ законъ іудейскій содержался въ одномъ углу (вселенной), то немногіе знали его: гласъ же апостоловъ распространился по всей землѣ (Псал. 18, 5). И кромѣ того, такъ какъ Богъ жилъ на землѣ во плоти, и такъ какъ Онъ обожествилъ нашу природу чрезъ воспріятіе, то Онъ и возжегъ въ душахъ всѣхъ свѣтъ истиннаго Богопознанія, и благодатію была какъ бы вложена въ человѣческую природу нѣкоторая способность къ истинному познанію Бога.

12) Зане милостивъ буду неправдамъ ихъ, и грѣховъ ихъ и беззаконій ихъ не имамъ помянути ктому (см. Іерем. 31, 34). Омывая насъ чрезъ крещеніе отъ нечистоты прежнихъ грѣховъ, Онъ уже болѣе не воспоминаетъ о нихъ, какъ прежде смытыхъ. /с. 107/

13) Внегда же глаголетъ, новъ, обветши перваго. Изъясняетъ пророческое выраженіе, и говоритъ, что то самое, что онъ назвалъ совершенно новымъ, служитъ указаніемъ, что первый, наконецъ, оказывается ветхимъ.

А обветшавающее и состарѣвающееся, близъ есть истлѣнія. Получивши увѣренность отъ пророка, касается, наконецъ, закона, показывая, что нынѣ процвѣтаетъ нашъ (завѣтъ). Такимъ образомъ, изъ пророческаго выраженія онъ взялъ имя ветхаго, отъ себя присоединилъ имя обветшалости, и далѣе съ необходимостію сдѣлалъ выводъ, что истлѣніе неизбѣжно для закона, какъ бы такъ говоря: не случайно новый (завѣтъ) упразднилъ ветхій, но вслѣдствіе ветхости, устарѣлости его, то есть, въ силу того, что онъ (ветхій) немощенъ и неполезенъ, какъ и въ другомъ мѣстѣ говоритъ: немощное бо закона, въ немже немоществоваше плотію (Римл. 8, 3).

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 98-107.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.