Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА V.

1) Всякъ бо первосвященникъ, отъ человѣкъ пріемлемь, за человѣки поставляется на службы, яже къ Богу. Наконецъ хочетъ показать, что Новый Завѣтъ гораздо лучше Ветхаго. И прежде всего начинаетъ сравнивать священство ветхозавѣтныхъ священниковъ со священствомъ Христа и показываетъ великое превосходство послѣдняго. Между тѣмъ, такъ какъ ему встрѣчалось препятствіе въ томъ, что многое, что должно принадлежать священникамъ, не принадлежало Христу, — такъ Онъ не происходилъ изъ священническаго колѣна, не былъ на землѣ священникомъ, не былъ поставленъ отъ человѣкъ и, просто сказать, образъ Его священства не имѣлъ какого либо тѣлеснаго вида, какъ напримѣръ колокольчиковъ и досокъ, но все духовное, то онъ перечисляетъ напередъ то, что есть общаго между Христомъ и прочими первосвященниками, а затѣмъ показываетъ и преимущества (Христа предъ ними). Ибо тогда дѣйствительно при сравненіи оказывается превосходство, когда въ одномъ Онъ имѣетъ общее, а въ другомъ — превосходитъ. Итакъ то, что отъ человѣкъ пріемлемь, — это общее у Христа съ прочими (первосвященниками). Ибо и Онъ, будучи человѣкомъ, сдѣлался Первосвященникомъ. Также и то, что за человѣки поставляется на службы, яже къ Богу, то есть, является посредникомъ и это — общее.

Да приноситъ дары же и жертвы о грѣсѣхъ. Объяснилъ, что значитъ: поставляться за людей предъ Богомъ, — это значитъ, говоритъ, умилостивлять Бога за /с. 53/ грѣхи. И это общее у Христа съ прочими, хотя и не вполнѣ: ибо Онъ принесъ (въ жертву) Себя Самого, тѣ же — нѣчто другое. Какъ различаются даръ и жертва, сообразно точному смыслу, хотя въ Писаніи они употребляются безразлично, узнаешь ниже.

2) Спострадати могій невѣжествующимъ и заблуждающимъ. То есть привести въ соразмѣрность, сострадать, снисходить и подавать прощеніе согрѣшающимъ по невѣдѣнію. Но смотри, что невѣжество и заблужденіе производятъ всякій грѣхъ. Ибо хотя кажется, что кто либо знаетъ зло, но омрачаясь въ моментъ дѣятельности, онъ страдаетъ отъ невѣдѣнія и заблужденія, увлекаемый прелестью удовольствія.

Понеже и той немощію обложенъ есть. Болѣе простое и, я думаю, болѣе вѣрное толкованіе — то, что потому первосвященникъ спострадаетъ невѣжествующимъ, что и самъ обложенъ есть немощію, и, испытавши мѣру человѣческой слабости на самомъ себѣ, увеличиваетъ и прощеніе. Нѣкоторые, однако, поняли такъ, что первосвященникъ въ этомъ только и отличается отъ народа, именно что прощаетъ: такъ какъ всѣмъ прочимъ и немощію онъ и самъ обложенъ наравнѣ съ прочими.

3) И сего ради долженъ есть якоже о людехъ, такожде и о себѣ приносити за грѣхи. Все это далеко не общее у Христа съ прочими, но въ этомъ Онъ превосходитъ. Ибо Господь не имѣлъ слабости, именно слабости къ прегрѣшеніямъ, и не за Себя Самаго принесъ (дары и жертвы), но за всѣхъ людей.

/с. 54/

4) И никтоже самъ себѣ пріемлетъ честь, но званный отъ Бога. Указываетъ и другой отличительный признакъ первосвященника, открывающійся также во Христѣ, — тотъ, что Онъ не Самъ Собою присвоилъ священство, но что Онъ званъ отъ Бога и, такимъ образомъ, получилъ его. Здѣсь же онъ намекаетъ на тогдашнихъ іудейскихъ первосвященниковъ, которые добивались сана, пріобрѣтая его чрезъ покупку и нарушая законъ.

Якоже и Ааронъ. Ибо и Ааронъ, сначала призванный Богомъ чрезъ Моисея, такимъ образомъ священствовалъ не самъ присвоивши себѣ (этотъ санъ). И опять, когда жезлъ расцвѣлъ, было показано, что онъ былъ посланъ Богомъ; и тогда, когда огонь пожралъ посягавшихъ на священство (Числ. гл. 16 и 17).

5-6) Тако и Христосъ не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый къ Нему: Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя (Псал. 2, 7). Якоже и индѣ глаголетъ: ты еси священникъ во вѣкъ по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4). Чтó Христосъ всюду говорилъ: Я посланъ отъ Бога и не пришелъ Самъ отъ Себя (Іоан. 8, 42), тоже и Павелъ указываетъ теперь, именно, что Онъ посланъ отъ Бога, и не Самъ прославилъ Себя, но глаголавый къ Нему, то есть, Тотъ прославилъ Его. Это прими къ свѣдѣнію вообще. Посему, такъ какъ Ааронъ имѣлъ много чувственныхъ признаковъ того, что Онъ посланъ отъ Бога, какъ сказано выше, а Христосъ не имѣлъ ничего чув/с. 55/ственнаго, напротивъ даже болѣе: противники Его и убійцы въ то время пользовались большимъ уваженіемъ, они все дѣлали и всѣмъ правили, — то показываетъ доказываемое на основаніи пророчествъ, (именно) что Онъ посланъ отъ Бога. Повидимому, пророчество изъ втораго псалма не согласно съ тѣмъ, что предположено. Предположено (безъ сомнѣнія) на основаніи какого либо мѣста Писанія показать, что Христосъ — посланный отъ Бога Первосвященникъ; между тѣмъ это свидѣтельство показываетъ то, что Онъ рожденъ отъ Отца. И дѣйствительно то, что Онъ рожденъ отъ Бога есть предуготовленіе къ рукоположенію отъ Бога. Затѣмъ прими въ соображеніе и то, что сказалъ потомъ въ сто девятомъ псалмѣ: изъ чрева прежде денницы родихъ тя. Потомъ не много спустя прибавилъ: Ты іерей во вѣкъ, по чину Мелхиседекову. Павелъ соединилъ здѣсь сказанное въ обоихъ псалмахъ о рожденіи, какъ бы говоря слѣдующее: чтобы ты не подумалъ, что говорится о комъ-нибудь другомъ: ты іерей во вѣкъ, но именно о рожденномъ прежде Деиницы, и это никто иной, какъ Тотъ, о Которомъ во второмъ псалмѣ говорится, что Онъ рожденъ днесь: выраженіе прежде денницы означаетъ вѣчное; а также и днесь означаетъ отъ начала, то есть, отъ котораго Отецъ. Второй же псаломъ, очевидно, относитъ все ко Христу. Посему о Христѣ (сказано) и ты іерей во вѣкъ. Пусть скажутъ іудеи: кто другой былъ іереемъ по чину Мелхиседекову, кромѣ Христа? Не всѣ ли были подъ закономъ? Не всѣ ли субботствовали и приносили жертвы? Итакъ совершенно очевидно, что это сказано о Христѣ, ибо только Онъ /с. 56/ одинъ освятилъ жертву хлѣбомъ и виномъ, какъ и Мелхиседекъ. Въ какомъ же смыслѣ сказалъ во вѣкъ? — въ томъ, что и теперь съ тѣломъ, которое принесъ за насъ въ жертву, ходатайствуетъ за насъ предъ Богомъ и Отцомъ, то есть самыя страданія за насъ представляетъ какъ великое побужденіе, безъ словъ говоря Отцу: за человѣческое естество твой Сынъ подвергся этому; помилуй же тѣхъ, за кого Я снизшелъ пострадать. Или: что приношеніе, каждый день совершаемое и имѣющее совершаться, чрезъ служителей Божіихъ, имѣетъ Первосвященникомъ и Священникомъ и жертвою Самаго Господа, Себя за насъ освящающаго, закалаемаго и раздаваемаго. И всякій разъ, какъ совершается это, смерть Господня возвѣщается.

7) Иже во днехъ плоти своея. Днями плоти Его обозначаетъ время жизни Его во плоти; это не значитъ, что нынѣ Онъ сложилъ съ Себя плоть; ни въ какомъ случаѣ: ибо Онъ имѣетъ её, но плоть нетлѣнную и стоящую выше ея плотскихъ и безвинныхъ страстей, — голода, жажды, утомленія и тому подобнаго. Это мѣсто апостолъ заимствовалъ у Давида, который въ сто четырнадцатомъ псалмѣ говоритъ: и во дни моя призову (Псал. 114, 2). Весь этотъ псаломъ апостолъ относитъ ко Христу.

Моленія же и молитвы къ могущему спасти его отъ смерти, съ воплемъ крѣпкимъ и со слезами принесъ. Это сказано о плоти, ибо какъ Богъ Онъ не нуждался (въ этомъ). Но допустимъ, что Онъ и молился, /с. 57/ но, безъ сомнѣнія, и не съ воплемъ и не со слезами, ибо это не свойственно Богу, но должно безспорно отнести къ человѣчеству Единаго Христа, чтобы, съ одной стороны, показать истинность воспринятаго естества, а, съ другой, вмѣстѣ съ тѣмъ и попеченіе о насъ, и явить избытокъ любви. Ибо за насъ Онъ молилъ объ этомъ, принявъ наше естество, чтобы подавить въ Самомъ Себѣ боязнь (нашего) естества предъ смертію. Потомъ обрати вниманіе, что нигдѣ въ Евангеліяхъ не написано, чтобы Онъ молился о воскресеніи, но, напротивъ, Онъ явно говорилъ со властію: разорите церковь сію, и воздвигну ю (Іоан. 2, 19), и: область имамъ паки пріяти душу мою (Іоан. 10, 18).

7-8) И услышанъ бывъ отъ благоговѣинства, аще и сынъ бяше. И это по причинѣ плоти и немощи слушателей: ибо у нихъ еще не было надлежащаго понятія о Немъ. Мысль здѣсь слѣдующая: таково было благоговѣніе Его, что то, что Онъ былъ услышанъ, было болѣе дѣломъ Его (благоговѣнія), чѣмъ благодати Божіей; и за это почтилъ Его Богъ и внялъ Его молитвѣ, хотя, какъ Сынъ, Онъ и имѣлъ къ Нему естественное дерзновеніе: настолько было велико (Его благоговѣніе) и достойно почтенія. Поэтому, не унывайте, имѣя Господа, Котораго выслушиваетъ Отецъ. Итакъ, о чемъ вы ни попросите Его, исполнитъ для васъ: объ этомъ и Самъ Христосъ въ Евангеліи говоритъ ученикамъ: аще бысте любили мя, возрадовалися бысте убо, /с. 58/ яко иду ко Отцу: яко Отецъ мой болій мене есть (Іоан. 14, 28), и: еже аще что просите во имя мое дастъ вамъ (Іоан. 15, 16).

Обаче навыче отъ сихъ, яже пострада, послушанію. Привыкъ, говоритъ, повиноваться Богу Отцу, научившись сему путемъ страданій. Кажется просто невѣроятнымъ то, что (здѣсь) говорится. Ибо какимъ образомъ научился послушанію чрезъ страданія Тотъ, Кто и до страданій настолько былъ послушнымъ Отцу, что и самыя страданія воспринялъ вслѣдствіе послушанія? — Ибо, говоритъ, послушливъ бывъ даже до смерти (Филипп. 2, 8). — Итакъ, понимай, что, такъ какъ они, какъ малодушные, оказывались непослушными, то онъ говоритъ уничиженное о Сынѣ Божіемъ, чтобы такимъ состояніемъ Его убѣдить ихъ повиноваться и оказывать послушаніе волѣ Божіей, и чтобы они не падали духомъ въ несчастіяхъ, но ожидали бы помощи свыше. Ибо, говоритъ, и Сынъ, претерпѣвши страданіе, за послушаніе былъ услышанъ Отцемъ, и душа Его была избавлена отъ смерти. И съ того времени Онъ постоянно научился повиноваться Богу, такъ какъ послушаніе имѣетъ большую силу. Итакъ, если Онъ получилъ пользу отъ страданій, то тѣмъ болѣе вы (можете получить). Видишь ли, какъ апостолъ Павелъ ради пользы слушателей дошелъ до того, что, повидимому, говоритъ нѣчто несообразное. Но слушай и далѣе.

9) И совершився. Итакъ совершенство достигается путемъ страданій. Для чего же вамъ негодовать на бѣдствія, которыя васъ совершенствуютъ?

/с. 59/

Бысть всѣмъ послушающимъ его виновенъ спасенія вѣчнаго. То есть, не только Самъ спасся, но и другимъ доставилъ спасеніе: и не временное, каково — въ войнахъ, но вѣчное. Кому же? — Послушающимъ. Какъ же вы являетесь непослушными и подвергаетесь опасности лишиться спасенія? Видишь ли, что всей этой рѣчи (апостоломъ) приданъ такой видъ вслѣдствіе малодушія слушателей. Кромѣ того, усматривай и здѣсь возвышенное. Ибо, говоритъ, сдѣлался виновникомъ спасенія, что свойственно божеству. Ибо нѣтъ никакого другого, кромѣ Бога, виновника такого спасенія.

10) Наречень отъ Бога первосвященникъ, по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4). Такъ какъ, говоритъ, Онъ пострадалъ, принесши Себя Самаго (въ жертву), то за это и нареченъ Первосвященникомъ. Сверхъ того, хотя Онъ принесъ (въ жертву) и кровь, однако не по чину іудейскихъ первосвященниковъ, но по чину Мелхиседека. Ибо какъ тотъ не былъ помазанъ человѣкомъ, такъ и Христосъ, — но Богомъ, чрезъ Единосущнаго Ему Духа. Какъ тотъ не приносилъ требуемыхъ закономъ жертвъ, такъ и Этотъ. Тотъ царь, такъ и Этотъ, и въ безчисленномъ другомъ.

11) О немъ же многое намъ слово и неудобь сказаемое глаголати: понеже немощни бысте слухи. Намѣреваясь говорить о преимуществѣ священства (Христова), онъ напередъ обличаетъ (слушателей), указывая, что по младенчеству ихъ онъ высказалъ столь уничиженное (о Христѣ), занялся ученіемъ о плоти (Христо/с. 60/вой). Вѣдь, если бы они не были немощными, онъ давно бы напомнилъ имъ о болѣе возвышенномъ. Вслѣдствіе вашей слабости, говоритъ, является трудно выяснимымъ (для васъ) ученіе о томъ, какимъ образомъ Христосъ есть Первосвященникъ по чину Мелхиседекову. И такъ какъ вы не разумѣете, то поэтому я не могу вполнѣ объяснить (вамъ). Такъ, Коринѳянамъ говоритъ, что не можетъ бесѣдовать (съ ними) о духовномъ, такъ какъ въ нихъ рвенія и распри (1 Коринѳ. 3, 3), почему и именуетъ ихъ плотскими. А такъ какъ у этихъ невѣжество происходило отъ скорбей, то ихъ онъ называетъ не плотскими, но немощными. Сказавъ: бысте, онъ показываетъ, что они были нѣкогда здоровыми, а послѣ сдѣлались такими.

12) Ибо должни суще быти учители лѣтъ ради. Обличеніе соединяетъ съ похвалой говоря, что вы должны были быть учителями и для другихъ. Здѣсь онъ показываетъ, что они увѣровали уже давно и слышали о таинствахъ. То и другое достойно похвалы, если бы только они не нерадѣли. Время, говоритъ, дѣлаетъ болѣе сильными; вы же, будучи избавлены, напрасно потратили его.

Паки требуете учитися, кая писмена начала словесъ Божіихъ. Письменами — называетъ ученіе о человѣчествѣ Христовомъ. Ибо какъ во внѣшнихъ наукахъ прежде всего должно изучить письмена, такъ и здѣсь (въ словѣ Божіемъ) прежде должно узнать ученіе о человѣчествѣ (Христовомъ), и освоиться съ ученіемъ /с. 61/ объ уничиженномъ состояніи Его, а потомъ должно приступить къ ученію о божествѣ, требующемъ болѣе совершеннаго разума. Вотъ ты совершенно ясно понялъ отъ самаго Павла, по какой причинѣ онъ занимается бесѣдами объ уничиженномъ, а о чемъ нибудь возвышенномъ говоритъ рѣдко; и этимъ онъ дѣлаетъ снисхожденіе къ немощи слушателей. Вотъ и это посланіе переполнено (мыслями) объ уничиженномъ. Если же есть въ немъ возвышенное ученіе, то оно кратко.

И бысте требующе млека, а не крѣпкія пищи. Не сказалъ, что имѣете нужду, но бысте, то есть вы сами довели себя до такого состоянія, добровольно сдѣлавшись такими. Млекомъ онъ называетъ уничиженное ученіе и здѣсь и въ посланіи къ Коринѳянамъ (1 Кор. 3, 2): подъ твердой же пищей (разумѣетъ) болѣе совершенное и возвышенное ученіе. Посему, говоритъ, теперь не должно вносить того, что было подъ закономъ и не должно дѣлать сравненія съ тѣми (священниками) несравнимаго Христа, или: какъ въ томъ отношеніи, что Онъ — Первосвященникъ, такъ и въ томъ, что Онъ принесъ жертву, и въ томъ, что Онъ молился съ воплемъ и колѣноприклоненіемъ: однако, такъ какъ вы питаетесь этимъ, то я предлагаю и это. Замѣть, что то, что для насъ теперь неудобопремлемо, тѣхъ тогда питало, и что слово Божіе есть истинная пища. Ибо послѣ, говоритъ, гладъ слышанія слова Господня (Амос. 8, 11).

13) Всякъ бо причащайся млека, неискусенъ слова правды: младенецъ бо есть. — Правдою здѣсь онъ назы/с. 62/ваетъ или образъ жизни совершенно исправный, говоря какъ бы такъ, что несовершенный неискусенъ въ вышнемъ любомудріи и не можетъ вести высшей жизни; этого требовалъ и Христосъ, говоря: аще не избудеть правда ваша паче книжникъ и фарисей (Матѳ 5, 20). Или, правдой онъ называетъ Самаго Христа, говоря такъ: тотъ, кто причастенъ уничиженнаго и ученія о плоти, не принимаетъ возвышеннаго и достойнаго Христа ученія, такъ какъ онъ младенецъ и неспособенъ принять его.

14) Совершенныхъ же есть твердая пища. То есть возвышенные догматы о божествѣ Христа. Видишь ли, что есть другое младенчество — мысли, которое имѣютъ и старцы; и есть совершенство, имѣть которое ничто не препятствуетъ и юношамъ.

Имѣющихъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же и зла. — Долгимъ ученіемъ онъ называетъ совершенство и твердость образа мыслей и нравственной жизни. Кто твердъ по образу мыслей и по жизни, тотъ имѣетъ и чувства души, пріученныя путемъ упражненія въ божественныхъ Писаніяхъ къ различенію, съ одной стороны, возвышенныхъ и низкихъ ученій, съ другой — здравыхъ и извращенныхъ. Не о жизни говоритъ онъ здѣсь: ибо всякій различаетъ её и знаетъ, что зло — дурно, а добродѣтель — благо. Видишь ли, что необходимы обученіе, упражненіе и опытность въ Писаніяхъ, если мы намѣрены различать, что еретическое и что нетаково; а не просто ко всему склонять слухъ. Ибо гортань вкушаетъ пищу, а душа испытываетъ ученія (срав. Іов. 12, 11).

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 52-62.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.