Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА IV.

1) Да убоимся убо, да не когда оставлену обѣтованію внити въ покой его. Здѣсь возвращеніе къ тому (мѣсту), гдѣ говорится: днесъ аще гласъ его услышите (Евр. 3, 7), а далѣе по порядку: убоимся, чтобы и съ нами не случилось того же. Слово убо поставлено для возобновленія рѣчи, прерванной длиннымъ повтореніемъ.

Явится кто отъ васъ [1] лишився. То есть, чтобы какъ нибудь не лишиться совершенно возможности войти въ этотъ обѣтованный покой. Смягчая и ослабляя свою рѣчь, онъ не сказалъ: да не лишится, но: да не явится лишився.

2) Ибо намъ благовѣствовано есть, якоже и онѣмъ: но не пользова онѣхъ слово слуха. И мы получили благовѣстіе относительно будущихъ благъ, какъ и тѣ /с. 43/ прообразовательно о землѣ (обѣтованной). Но оно будетъ совершенно безполезно для насъ, если мы такъ же не увѣруемъ и не отложимъ всякое малодушіе, подобно тому, какъ и тѣмъ слушаніе не принесло пользы. Обрати вниманіе на то, какъ по отношенію къ намъ назвалъ дѣло благовѣстіемъ, то есть обѣщаніемъ будущихъ благъ, и притомъ такихъ, которыя даются въ награду за побѣду: такъ по отношенію къ тѣмъ (онъ назвалъ) словомъ слуха.

Не растворенное — μὴ συγκεκραμένος (у бл. Ѳеофилакта читается: μὴ συγκεκραμένους[2] вѣрою слышавшихъ. То есть, не соединенныхъ чрезъ вѣру и не согласившихся съ тѣми, кто слышалъ, напротивъ удалившихся отъ нихъ. Замѣчательно, не сказалъ: не согласившихся, но: не смѣшавшихся — συγκεκραμένους (Числ. 14, 30-31 ст.), чтобы обозначить высшую степень единенія. Слышавшими называетъ здѣсь тѣхъ, кто увѣровалъ; ибо они дѣйствительно могутъ назваться слышавшими. Святой Іоаннъ Златоустъ подъ не смѣшавшимися разумѣлъ (сторонниковъ) Халева и Іисуса Навина, ибо они не приняли участія въ возстаніи, не смѣшались, не возмутились и не погибли вмѣстѣ съ прочими возставшими, у которыхъ у всѣхъ было одно мнѣніе. Съ кѣмъ же это? Съ тѣми, которые слышали и не получили никакой пользы. Такъ сказалъ этотъ святой по великой и глубокой своей мудрости, мнѣ же недостойному не далъ уразумѣть, въ какомъ смыслѣ сказалъ это.

/с. 44/

3) Входимъ бо въ покой вѣровавшіи, якоже рече: яко кляхся во гнѣвѣ моемъ, аще внидутъ въ покой мой (Псал. 94, 11). Откуда видно, что войдемъ въ покой — мы, которые увѣровали? — Изъ того, что сказалъ Богъ, что неувѣровавшіе не войдутъ. Это становится понятнымъ изъ противопоставленія: какъ для неувѣровавшихъ возмездіемъ за ихъ невѣріе (служило) то, что они не вошли (въ покой), такъ, напротивъ, мы, увѣровавшіе, получимъ въ награду за свою вѣру — то, что войдемъ.

3-5) Аще и дѣломъ отъ сложенія міра бывшимъ. Рече бо нѣгдѣ о седмомъ сице: и почи Богъ въ день седмый отъ всѣхъ дѣлъ своихъ (Быт. 2, 2). И въ семъ паки: аще внидутъ въ покой мой (Псал. 94, 11). Повидимому, эта рѣчь несообразна, но на самомъ дѣлѣ не такъ: она говоритъ о томъ, что не можетъ кто нибудь сказать, что Давидъ говоритъ о покоѣ субботнемъ. Ибо какъ говорить (о немъ), когда онъ былъ давно и когда міръ съ самаго начала получилъ устроеніе? Ясно, что Давидъ говоритъ о какомъ-то другомъ покоѣ. Этотъ покой относится къ будущему, такъ какъ, очевидно, должны же кто нибудь войти послѣ этого. И подобно тому, какъ суббота въ Писаніи называется покоемъ, и ничто не препятствовало, чтобы послѣ этого покоемъ было названо вступленіе въ обѣтованную землю; такъ и теперь ничто не препятствуетъ, чтобы послѣ этого древняго покоя былъ названъ и будущій, разумѣю царство небесное, въ которое не войдутъ не увѣровавшіе.

/с. 45/

6-8) Понеже убо остается нѣкіимъ [3] внити въ него, и имже прежде благовѣствовано бѣ, не внидоша за непослушаніе: паки нѣкій уставляетъ день, днесь, въ Давидѣ глаголя, по толицѣхъ лѣтѣхъ, якоже прежде глаголася: днесь, аще гласъ его услышите, не ожесточите сердецъ вашихъ (Псал. 94, 8. Сравн. Евр. 3, 8). Аще бо бы онѣхъ Іисусъ упокоилъ, не бы о иномъ дни глаголалъ по сихъ. Всѣмъ этимъ старается показать, что Іисусъ Навинъ не могъ ввести въ этотъ покой, о которомъ рѣчь и у Давида, и у насъ теперь. Такъ какъ тотъ (І. Навинъ) не ввелъ, а Давидъ по толицѣхъ лѣтѣхъ снова говоритъ: не ожесточите сердецъ вашихъ, подобно отцамъ, которые вслѣдствіе невѣрія не вошли, и даетъ намъ основаніе отъ противнаго заключать, что мы войдемъ, если увѣруемъ. Очевидно, что это — покой будущій, и онъ ожидаетъ насъ. Ибо не о Палестинѣ, безъ сомнѣнія, говорилъ Давидъ: они тогда владѣли уже ею; также и не о седмомъ днѣ рѣчь: онъ былъ отъ сложенія міра. Слѣдовательно, существуетъ нѣкоторый третій (покой), — царство небесное, въ который вводитъ истинный Іисусъ и вѣра въ Него.

9) Убо оставлено есть (и еще) субботство людемъ Божіимъ. Не сказалъ покой, но субботство, употребивши собственно такое названіе, которое и радовало ихъ (слушателей) и было вполнѣ понятнымъ для нихъ. Такъ онъ называетъ царство небесное. Ибо какъ въ /с. 46/ субботу законъ повелѣвалъ воздерживаться отъ всѣхъ плотскихъ произвольныхъ дѣлъ и священникамъ совершать одни только дѣла служенія Богу и дѣла душеполезныя: такъ и тогда все будетъ духовнымъ и божественнымъ, ничего плотскаго, ничего тягостнаго, отонудуже отбѣже болѣзнь, печаль и воздыханіе. Послушай, что и самъ онъ говоритъ.

10) Вшедый бо въ покой его, и той почи отъ дѣлъ своихъ, якоже отъ своихъ Богъ. Изъясняетъ, въ какомъ смыслѣ назвалъ такой покой субботствомъ. Потому что, говоритъ, и мы почиваемъ отъ дѣлъ своихъ, подобно тому, какъ и Богъ, почивши отъ дѣлъ своихъ по устроеніи міра, назвалъ день этотъ субботой. Ибо здѣсь и для праведниковъ много труда и борьбы, и всякихъ усилій въ добродѣтели; а тамъ нѣтъ заботы и нравственной добродѣтели, тамъ неизмѣримое наслажденіе Богомъ. Итакъ, о чемъ желали они слышать, именно, что они избавятся отъ нынѣшнихъ трудовъ, то и сказалъ, чтобы порадовать ихъ.

11) Потщимся убо внити въ оный покой. Послѣ того какъ показалъ, что есть и третій покой, наконецъ побуждаетъ ихъ войти въ него. Прекрасно сказалъ: потщимся. Ибо вѣра сама по себѣ недостаточна для того, чтобы вводить въ него, если съ нею не соединяется и добрая жизнь.

Да не кто въ ту же притчу противленія впадетъ. Въ ту же — съ израильтянами. Ибо какъ они, хотя уже прошли бóльшую часть пути и претерпѣли бѣдствія, однако за невѣріе пали: такъ и вы смотрите, какъ бы послѣ столькихъ подвиговъ, которые вы вы/с. 47/держали, не пасть вамъ, не сохранивъ мужества до конца. Ибо это, дѣйствительно, значитъ пасть.

12) Живо бо слово Божіе, и дѣйственно, и острѣйше паче всякаго меча обоюду остра. Какъ тогда, говоритъ, не война, не мечъ погубилъ тѣхъ, но слово Божіе: ибо они падали сами собою, также будетъ и съ нами. Ибо тоже самое слово какъ ихъ наказало, такъ и насъ накажетъ: оно всегда живетъ и не погибло. И въ другомъ еще смыслѣ сказалъ: живо; чтобы ты, услышавши слово, не почелъ его изреченіемъ пустымъ, онъ говоритъ: живо есть, то есть существенно и дѣйственно, и на какую бы душу ни пало, — причиняетъ удары. Замѣть его приспособленіе, какъ онъ вспомнилъ о мечѣ и ударѣ, — обычныхъ и извѣстныхъ намъ, — и это для того, чтобы изъ этого показать намъ превосходство силы его (слова Божія).

И проходящее даже до раздѣленія души же и духа. Говоритъ нѣчто страшное, или что (слово Божіе) духъ отдѣляетъ отъ души и оставляетъ ее лишенной, происходящей отъ него святости, что Господь и назвалъ въ Евангеліи «разсѣченіемъ на двое» (Матѳ. 24, 51). Ибо какъ царь съ начальника, совершившаго преступленіе, прежде снимаетъ поясъ и достоинство, и тогда уже наказываетъ: такъ и въ этомъ случаѣ человѣкъ лишается духовнаго достоинства, потомъ наказывается. Или что оно проникаетъ и самыя безтѣлесныя существа. Нѣкоторые поняли это слово, по моему мнѣнію, не сообразно съ намѣреніемъ самого апостола: что слово /с. 48/ Божіе, вошедши въ душу, раздѣляетъ и расчленяетъ ее на части, дѣлая ее способной къ воспріятію и содержанію тайны. Ибо какъ стрѣла, разсѣкая тѣло, проникаетъ, такимъ образомъ, въ него: такъ и слово, если бы не раздѣлило соединенныя части души, то не могло бы войти въ нее.

Членовъ же и мозговъ. Чтобы, слыша о частяхъ души, они не сдѣлались безпечными въ предположеніи, что это неизвѣстное наказаніе, предлагаетъ и о тѣлесныхъ членахъ. Ибо болѣе очевидное и открытое дѣйствуетъ сильнѣе.

И судительно помышленіемъ и мыслемъ сердечнымъ. Здѣсь показываетъ божество Слова. Ибо Богу свойственно судить, то есть испытывать и вѣдать помышленія. Ибо, говоритъ, испытаяй сердца и утробы Богъ (Псал. 7, 10).

13) И нѣсть тварь не явлена предъ нимъ. Не только, говоритъ, испытуетъ и вѣдаетъ сердца людей, но хотя бы ты указалъ на ангеловъ и архангеловъ, на херувимовъ и серафимовъ, все открыто предъ Нимъ. Ничто не можетъ укрыться отъ Его очей.

Вся же нага и объявлена — τετραχηλισμένα — предъ очима его. Чтобы нагляднѣе представить, какимъ образомъ все наго и явно предъ лицемъ Слова Божія, онъ воспользовался переноснымъ выраженіемъ, взятымъ отъ овецъ, когда съ нихъ сдираютъ кожу. Какъ у нихъ, когда имъ отрубятъ голову, или вонзятъ ножъ въ шею и заколютъ ихъ, послѣ снятія кожи открываются всѣ внутренности: такъ и для Бога все открыто. Нѣкото/с. 49/рые слово: объявлена — τετραχηλισμένα — поняли въ смыслѣ украшеній съ шеи, или лучше висящихъ на шеѣ. А другіе — въ смыслѣ того, что спускается внизъ и наклоняетъ шею, чтобы нельзя было пристально смотрѣть на славу Судіи и Бога нашего Іисуса Христа. Ты прими первое (объясненіе).

Къ нему же намъ слово. Ему, говоритъ, отдадимъ мы отвѣтъ и отчетъ въ дѣлахъ своихъ. Видишь, какъ онъ возвысилъ дѣло? Чтобы ты, услышавъ: въ ту же притчу противленія, не подумалъ, что одно и тоже наказаніе намъ и израильтянамъ, показываетъ чрезъ это, что наше наказаніе страшнѣе.

14) Имуще убо Архіереа велика, прошедшаго небеса, Іисуса Сына Божія. Какъ бы на вопросъ кого-нибудь подать намъ совѣтъ, чтобы мы не пали духомъ и не предались малодушію, говоритъ, что достаточно и сказаннаго для наученія насъ страху и для того, чтобы сдѣлать насъ болѣе твердыми. Но кромѣ того, мы еще имѣемъ Архіереа, Который можетъ помочь намъ, если только мы держимся исповѣданія; ибо Онъ не малый и не случайный, а великій. — Онъ — Сынъ Божій. И не таковъ, какъ Моисей. Тотъ ни самъ не вошелъ въ покой, ни народа не ввелъ; а этотъ, прошедши небеса, возсѣдаетъ со Отцемъ и можетъ дать намъ входъ въ небеса, и сдѣлалъ (насъ) наслѣдниками обѣтованнаго покоя.

Да держимся исповѣданія. Не все приписываетъ Первосвященнику, но требуетъ и отъ насъ (участія). Онъ можетъ, но подъ условіемъ, если и мы являемся достойными. О какомъ же исповѣданіи говоритъ здѣсь? /с. 50/ О томъ, что есть воскресеніе, есть воздаяніе и безчисленныя блага тамъ, что Христосъ есть Богъ. Будемъ же держаться этого исповѣданія, не дадимъ ему изсякнуть въ насъ. Что мы исповѣдали въ началѣ вѣры, то будемъ содержать твердо, и все страшное исчезнетъ.

15) Не имамы бо Архіереа, не могуща спострадати немощемъ нашимъ. Увѣщевая ихъ со всею убѣдительностію, онъ въ удостовѣреніе своей рѣчи говоритъ, что этотъ Первосвященникъ не не знаетъ нашего состоянія, какъ большинство первосвященниковъ, которые не знаютъ даже и того, что такое страданіе; почему и не способны помогать страждущимъ. Напротивъ, нашъ Первосвященникъ все испыталъ, и послѣ того, какъ испыталъ, возшелъ, да возможетъ спострадати.

Но искушена по всяческимъ по подобію, развѣ грѣха. То есть, Онъ подвергся гоненію, заплеванію, клеветѣ, изгнанію, наконецъ распятію. Все это Онъ претерпѣлъ по подобію нашему, то есть, подобно намъ, однако кромѣ грѣха. Ибо Онъ вообще не совершилъ грѣха, и тогда, когда претерпѣвалъ сіе, не сказалъ и не сдѣлалъ чего-либо грѣховнаго. Отсюда, можете и вы, находясь въ скорбяхъ, соблюстись отъ грѣха. Итакъ, почему вы освобождены и избавлены? Нѣкоторые выраженіе: развѣ грѣха поняли въ томъ смыслѣ, что Онъ претерпѣлъ это, не за грѣхи подвергаясь наказанію.

16) Да приступаемъ убо съ дерзновеніемъ къ престолу благодати. Такъ какъ, говоритъ, мы имѣемъ безгрѣшнаго Первосвященника, побѣдившаго міръ, Ко/с. 51/торый сказалъ: дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33), то мы должны приступать съ дерзновеніемъ, то есть, не съ тягостнымъ сознаніемъ, безъ колебанія, но съ полной вѣрой въ Первосвященника. Ибо если мы и имѣемъ грѣхи, зато Онъ безгрѣшенъ. И престолъ Его — престолъ благодати, а не суда; посему мы должны приступать съ дерзновеніемъ, въ надеждѣ, что Онъ даруетъ намъ все, чего мы желаемъ. Существуетъ два престола; одинъ нынѣ — престолъ благодати, и приступающіе къ нему получаютъ по божественной благодати освобожденіе отъ грѣховъ; другой — престолъ втораго пришествія (Іисуса Христа), уже не престолъ благодати, ибо тогда никто не получитъ прощенія, — а престолъ суда. О престолѣ напомнилъ для того, чтобы ты, услышавъ, что Онъ есть Первосвященникъ, не подумалъ, будто Онъ стоитъ (предъ Богомъ). Ибо хотя, какъ человѣкъ, Онъ и называется Первосвященникомъ по благоволенію и снисхожденію къ намъ, однако Онъ и сѣдитъ на божественномъ престолѣ.

Да пріимемъ милость, и благодать обрящемъ, во благовременну помощь. Если мы приступимъ теперь, то получимъ милость и благодать; ибо приступаемъ благовременно. Если же тогда (приступимъ), то не получимъ; ибо тогда не будетъ престола благодати. Нынѣ сѣдитъ (на немъ) Царь, подающій благодать; а тогда Онъ возстанетъ на судъ, ибо сказано: воскресни, Боже, суди земли (Псал. 81, 8).

Примѣчанія:
[1] Слово отъ васъ у бл. Ѳеофилакта опущено.
[2] Μὴ συγκεκραμένους согласовано у бл. Ѳеофилакта не съ λόγος, какъ въ нашемъ текстѣ, а съ ἐκείνους — онѣхъ.
[3] Въ слав. переводѣ вмѣсто: остается нѣкіимъ читается: лишены нѣцыи; но св. Златоустъ и бл. Ѳеофилактъ читали: остается нѣкіимъ.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 42-51.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.