Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА I.

1) Многочастнѣ и многообразнѣ древле Богъ глаголавый отцемъ во пророцѣхъ. Такъ какъ они (т. е. евреи) были изнурены бѣдствіями и считали себя обтавленными Богомъ и не удостоиваемыми отъ Него того попеченія, какого удостоивались отцы ихъ, то апостолъ показываетъ противное: вы, говоритъ, получили бóльшую благодать, чѣмъ тѣ. Къ тѣмъ Онъ посылалъ пророковъ, а къ вамъ Своего Сына. Что же означаютъ слова его: многочастнѣ и многообразнѣ? Это вмѣсто: различно и во многихъ видахъ. И азъ, говорилъ Богъ, видѣнія умножихъ и въ рукахъ пророческихъ уподобихся (Осіи 12, 10). Зачѣмъ же вамъ негодовать и малодушествовать, если вы удостоены несравненно большаго?

2) Въ послѣдокъ дній сихъ глагола намъ въ Сынѣ. И этимъ онъ еще ободряетъ ихъ, говоря: конецъ близокъ. Ибо изнуренный подвигомъ немного отдыхаетъ, когда услышитъ о концѣ подвига. Также и другое нѣчто онъ даетъ понять словами: въ послѣдокъ дній. Когда, говоритъ, не осталось времени для исправленія, когда мы были наказываемы, когда отчаялись, когда оскудѣли духовныя дарованія, тогда мы и получили большее. Въ Сынѣ, вмѣсто: чрезъ Сына. Замѣть, это противъ тѣхъ, которые говорятъ, что предлогъ въ прилагается только къ Св. Духу. Почему же не сказалъ: глагола намъ Христосъ? Отчасти потому, что они были слабы и не могли еще слышать о Христѣ; отчасти показывая этимъ, что Ветхій и Новый Завѣтъ — дѣло одного /с. 7/ и тогоже (Бога). Обрати вниманіе и на слово: намъ. Здѣсь онъ объединяетъ и сравниваетъ съ учениками какъ ихъ, такъ и себя. Хотя не имъ говорилъ, но апостоламъ, а чрезъ нихъ и прочимъ, однако онъ возвышаетъ дѣло и показываетъ, что и имъ говорилъ, и это — для утѣшенія.

Его же положи наслѣдника всѣмъ. То есть сдѣлалъ Его Господомъ всего міра. Уже не Іаковъ — часть Господня, но всѣ. Сказалъ: наслѣдника, показывая этимъ, какъ истинность сыновства, такъ и неотъемлемость господства. Какъ же Онъ сдѣлалъ Его Господомъ? По человѣчеству, какъ и во второмъ псалмѣ говоритъ: проси отъ мене и дамъ ти языки достояніе твое (Псал. 2, 8). О какомъ господствѣ говоритъ здѣсь? О господствѣ надъ подчиняющимися добровольно, то есть свободно. Ибо это господство дано было Сыну, какъ человѣку, когда Онъ всѣми былъ признанъ. Власть же по природѣ и власть надъ неохотно подчиняющимися Онъ имѣлъ прежде всѣхъ вѣковъ, какъ и сказано: всяческая работна тебѣ (Псал. 118, 91).

Имъ же — δι' οὗ — и вѣки сотвори. Сказавъ о плоти Сына, образовавшейся во времени, наконецъ апостолъ возводитъ тебя и на высоту предвѣчнаго Его божества. Гдѣ тѣ, которые говорятъ: было время, когда Его не было? Онъ Самъ создалъ вѣка; какъ же были вѣка, когда Его не было? Такъ какъ Отецъ виновникъ Сына, то справедливо, что Онъ виновникъ и всего, что произошло отъ Сына. Поэтому апостолъ говоритъ: чрезъ /с. 8/ Него — δι' οὗ. Ибо Отецъ является дѣлающимъ потому, что Онъ родилъ Сына-Творца. Здѣсь поражается и Савеллій, такъ какъ говорится о двухъ лицахъ. Получаетъ смертельный ударъ и Павелъ Самосатскій, который называетъ Сына не вѣчнымъ, а получившимъ начало отъ Маріи. Этимъ мѣстомъ побивается также и Арій, хотя и не слишкомъ сильно: онъ приписываетъ выраженію: имъ же — δι' οὗ, — значеніе нѣкоторой помощи, называя Сына помощникомъ (Отцу). Но слѣдующія попорядку слова добиваютъ его (Арія).

3) Иже сый сіяніе славы. Возшелъ на самую высоту хвалебной рѣчи о Сынѣ и называетъ Его сіяніемъ славы, чтобы ты зналъ, что Онъ изъ Него, безстрастно, безъ уменьшенія или униженія, одного и того же существа, то есть, свѣтъ отъ свѣта. Ибо Онъ просвѣтилъ и наши души, и Самъ показалъ Отца. Посему и сказалъ: Азъ есмь свѣтъ міру (Іоан. 8, 12), потому что вмѣстѣ съ Нимъ свѣтилъ отъ вѣчности; ибо сіяніе свѣтитъ одновременно съ сіяющимъ. И солнце не бываетъ видимо когда-нибудь отдѣльно отъ сіянія, и Отецъ немыслимъ безъ Сына. Посему, когда услышишь аріанъ говорящихъ, что если Сынъ изъ Отца, — значитъ послѣ Него, то скажи имъ, что и сіяніе отъ солнца, однако не послѣ него, ибо въ одно время и солнце и сіяніе.

И образъ ѵпостаси его. Сказавъ: сіяніе и чрезъ это показавъ; единосущіе и совѣчность Сына съ Отцомъ, снова, такъ какъ сіяніе не самостоятельно, апостолъ устраняетъ изъ этого примѣра неумѣстную мысль, /с. 9/ чтобы ты не принялъ сторону Маркелла и Савеллія, которые говорятъ, что Сынъ не можетъ быть въ собственной Ѵпостаси при Отцѣ. Посему и говоритъ: и образъ — χαρακτὴρ — ѵпостаси его; это значитъ: какъ Отецъ самостоятеленъ и не имѣетъ ни въ комъ нужды для совершенства, такъ и Сынъ. Послѣ того, какъ показалъ совершенное во всемъ сходство, этими словами апостолъ показываетъ также и особенный образъ — χαρακτῆρα, — первообраза. Ибо образъ есть нѣчто иное при сравненіи съ первообразомъ, какъ, существующій самъ по себѣ, хотя и до безразличія подобный первообразу. Григорій Нисскій говоритъ: какъ чрезъ сіяніе показалъ общность (Сына съ Отцемъ), такъ чрезъ образъ — равенство ихъ. Ибо постигшій умомъ величіе ѵпостаси, чрезъ видимый образъ можетъ, во всякомъ случаѣ, измѣрятъ и ѵпостась. Ибо не превышаетъ ѵпостаси образъ, чтобы не быть безѵпостаснымъ настолько, насколько превыситъ; и ѵпостась не больше образа: въ противномъ случаѣ та часть была бы не отображенною. Сказавъ подобнымъ образомъ и въ другомъ мѣстѣ, что, Сынъ существуетъ во образѣ — ἐν μορφῇ — Божіи (Филип. 2, 6), апостолъ даетъ вамъ понять это же самое, именно, что μορφὴν означаетъ ѵпостась, а χαρακτῆρα означаетъ Господа, созерцаемаго въ этомъ образѣ (ἐν μορφῇ). Во всякомъ случаѣ, апостолъ показываетъ равенство Сына со Отцемъ. Ибо въ образѣ (μορφῇ) усматривается величіе Отца, нисколько не превышающее этотъ образъ, такъ какъ, въ самомъ /с. 10/ дѣлѣ, было бы безобразно и некрасиво то, что выступало бы изъ образа, чего объ Отцѣ мыслить неумѣстно. Если же таково величіе Отца, каковъ и образъ — μορφὴ, а отобразъ —χαρακτὴρ — равенъ образу — μορφῇ: то и отобразъ — χαρακτὴρ имѣетъ такое же величіе, какое усматривается въ образѣ — μορφῇ — Божіемъ.

Нося же всяческая глаголомъ силы своея. Прежде ты останавливался на выраженіи: имъ же — δι' οὗ — и считалъ Его (Сына) какъ бы помощникомъ (Отцу); слушай теперь, если можешь понять, какъ Павелъ приписываетъ здѣсь власть Сыну. Не сказалъ: нося силою, но: глаголомъ силы, то есть, словомъ полнымъ силы, показывающимъ Его могущество, Ибо какъ говоришь, что Отецъ сказалъ: да будетъ свѣтъ и сталъ свѣтъ (Быт. 1, 3); такъ и Сынъ словомъ носитъ все, то есть, всѣмъ управляетъ и все содержитъ. Гораздо же важнѣе приведенія всего (въ бытіе) сохраненіе противоборствующаго между собою и стремящагося обратиться въ небытіе. Не сказалъ: управляя, но: нося — эта метафора заимствована отъ движущихъ что-нибудь и обращающихъ однимъ пальцемъ. Такую великую и чрезвычайную тяжесть творенія Онъ носитъ какъ ничто, однимъ только всемогущимъ словомъ. Ибо небезсильно слово у Бога, какъ у насъ. Послѣ столькихъ ересей, опровергаемыхъ въ самомъ началѣ посланія, какъ осмѣливаются нѣкоторые отвергать его, какъ будто не принадлежащее Павлу, выставляя основаніемъ отличный характеръ письма, сравнительно съ прочими его по/с. 11/сланіями? Необходимо имъ убѣдиться, что высота мыслей и неотразимая ихъ сила принадлежатъ не кому другому, какъ Павлу, имѣющему въ себѣ говорящаго Христа. Если же они соблазняются характеромъ рѣчи, то пусть узнаютъ, что Павелъ написалъ посланіе на еврейскомъ языкѣ, такъ какъ говорилъ съ евреями; на греческій же языкъ оно было переведено, какъ нѣкоторые думаютъ, Лукою, или, какъ другіе полагаютъ, Климентомъ, характеръ котораго оно, дѣйствительно, больше и сохраняетъ. Посему, отнимающіе это посланіе у Павла дѣлаютъ, такъ сказать, подобную же ошибку, какъ еслибы они отнимали Павла у Христа.

Собою очищеніе сотворивъ грѣховъ нашихъ. Сказавъ о величіи божества Слова, наконецъ говоритъ и о попеченіи Его о людяхъ чрезъ воплощеніе, что гораздо важнѣе, чѣмъ носить все. Здѣсь онъ представляетъ два доказательства: одно — въ томъ, что Онъ очистилъ грѣхи наши, другое — въ томъ, что сдѣлалъ это Собою. И во многихъ мѣстахъ апостолъ восхищается тѣмъ, что совершено самимъ Сыномъ. Ибо чрезъ крестъ и смерть, которую Онъ подъялъ, очистилъ насъ, не только какъ безгрѣшный, умершій за наше прегрѣшеніе, понесшій наказаніе, которому Самъ не подлежалъ, и освободившій вообще природу отъ осужденія за грѣхъ Адама, но и какъ давшій намъ крещеніе, подобіе смерти Его, чрезъ которое мы, крещаемые, получаемъ всякій разъ отпущеніе грѣховъ, перешедшихъ къ намъ отъ предковъ, и силу къ тому, чтобы въ остальное время не поддаеться легко грѣху.

/с. 12/ Сѣде одесную величествія на высокихъ [1]. Напомнивъ о крестѣ, ведетъ рѣчь о воскресеніи и вознесеніи (Господа). Не сказалъ: повелѣно Ему сѣсть, но сѣде, и одесную, и на высокихъ. Это не значитъ, что Богъ ограничивается мѣстомъ, но для того сказано, чтобы показать равночестность Его съ Отцомъ. Ибо Онъ достигъ самаго престола Отчаго, и какъ Отецъ есть на высокихъ, такъ точно и Онъ. Если же кто-нибудь скажетъ: однако написано: рече Господь Господеви моему сѣди одесную мене (Псал. 109, 1); то скажемъ на это во-первыхъ, что не сказалъ: повелѣлъ, но: рече. Потомъ, чтобы ты не подумалъ, что Онъ не имѣетъ начала и причины (въ Богѣ Отцѣ), для этого такъ образно и выражена рѣчь.

4) Толико лучшій бывъ ангеловъ, елико преславнѣе паче ихъ наслѣдствова имя. Въ началѣ (посланія) сравнивалъ Его съ пророками по причинѣ немощи слушающихъ, теперь, продолжая, поставляетъ Его выше ангеловъ, мало по малу приводя слушателей къ истинѣ. Слово: бывъ, употреблено вмѣсто: явившись, какъ и Іоаннъ говоритъ: иже по мнѣ грядый, предо мною бысть (Іоан. 1, 15), то есть явился почетнѣе меня. Вѣдь онъ говоритъ здѣсь не о природѣ Его по существу. По плоти, безъ сомнѣнія, сказано: наслѣдствова, потому что, какъ Богъ-Слово, Онъ имѣлъ это имя всегда. Такъ точно и мы говоримъ о человѣкѣ и низкое и высокое, какъ напримѣръ, если скажемъ: великое дѣло — /с. 13/ человѣкъ, мы назовемъ все, что есть въ немъ лучшаго; если же скажемъ: человѣкъ — земля и пепелъ, — назовемъ все худшее. Такъ точно и о Господѣ иногда мы говоримъ все, что относится къ свойствамъ Божества, а иногда — къ свойствамъ плоти.

5) Кому бо рече когда отъ ангелъ: сынъ мой еси ты, азъ днесь родихъ тя (Пс. 2, 7). Откуда, говоритъ, видно, что Онъ лучше ангеловъ? Изъ имени Его: имя Сынъ означаетъ истинное рожденіе, то есть, что Онъ изъ Него. Если Онъ Сынъ по благодати, то ниже ангеловъ. Выраженіе: Азъ днесь родихъ Тя, означаетъ не другое что, какъ то, что Онъ отъ начала, съ котораго и Отецъ, Какъ выраженіе: сый употребляется о Богѣ въ настоящемъ времени, потомучто оно болѣе всего прилично Ему; такъ точно и выраженіе: днесь. Впрочемъ, нѣкоторые понимали, что словами: Азъ днесь родихъ Тя — сказано не о предвѣчномъ рожденіи, а о рожденіи (Его) по плоти. Ибо и оно было свыше: отъ Св. Духа, по благоволенію Отца.

И паки: азъ буду ему во Отца, и той будетъ мнѣ въ Сына (1 Цар. 7, 14). Это, очевидно, сказано въ отношеніи плоти. Ибо, когда Онъ принялъ ее, то уже все подобное безъ опасенія говорится (о Немъ). Итакъ, воспринятая природа унаслѣдовала подлинное имя Сына, которое имѣло Слово, соединившись съ ней, такъ какъ она ѵпостасна въ Немъ, какъ и ангелъ сказалъ: и рождаемое свято, наречется Сынъ Божій (Лук. 1, 35), и еще: сей будетъ велій, и Сынъ Вышняго наречется (Лук. 1, 32). Этого никто не получилъ /с. 14/ изъ ангеловъ. Если же нѣкоторые изъ праведниковъ и называются сынами Божіими, то по благодати; а у Христа не такъ: у Него сыновство по ѵпостасному тождеству съ воспринятой Имъ человѣческою плотію.

6) Егда же паки вводитъ первороднаго во вселенную, глаголетъ. Христосъ называетъ свое пришествіе во плоти исходомъ, напримѣръ, когда говоритъ: изыде сѣятель сѣять (Матѳ. 13, 3), и еще: Азъ отъ Отца изыдохъ (Іоан. 16, 28). И справедливо. Ибо мы были внѣ Бога, и Онъ, изсшедши къ намъ какъ посланникъ, живя съ нами и очищая насъ, примирилъ съ царемъ. А Павелъ теперь называетъ пришествіе Его входомъ, взявъ это переносное выраженіе изъ примѣра наслѣдниковъ, получающихъ въ наслѣдство какое-либо имущество. Ибо это и означаетъ выраженіе: вводитъ, когда Отецъ вручилъ Сыну вселенную. Ибо тогда Онъ принялъ ее, добровольно подчинившуюся, въ свое владѣніе, когда и былъ познанъ. Вводится же не иначе, какъ во плоти. Ибо какъ Богъ, Слово въ мірѣ бѣ и міръ Тѣмъ бысть (Іоан. 1, 10). Отца онъ представляетъ вводящимъ Сына, чтобы сдѣлать рѣчь пріятною. Григорій же Нисскій и святой Кириллъ такъ поняли выраженіе: вводитъ, что до воплощенія Онъ не имѣлъ ничего общаго съ твореніемъ, будучи, какъ Богъ, безтѣлесенъ; когда же воплотился, тогда, пріобщившись твари, поелику тварное соединилъ въ Себѣ, Онъ, какъ говорится, и былъ введенъ въ твореніе.

/с. 15/ И да поклонятся ему вси Ангели Божіи (Псал. 96, 8). Очевидно, (поклонятся) Тому, Который принялъ плоть. Здѣсь показываетъ также, что настолько Онъ превосходнѣе ангеловъ, насколько владыка превосходнѣе рабовъ; подобно тому, какъ если бы кто, вводя кого-нибудь въ домъ, повелѣлъ предстоящимъ тамъ тотчасъ поклониться ему.

7) И ко Ангеломъ убо глаголетъ: творяй Ангелы своя духи, и слуги, своя огнь палящъ (Псал. 103, 4). Вотъ величайшее между ними различіе: они созданы, а Онъ не созданъ. Выраженіе: творяй означаетъ приведеніе изъ небытія въ бытіе. Не предъ одними только ангелами Онъ имѣетъ превосходство, но и предъ всѣми служебными силами. Не сказалъ: сотворивъ, но творяй, то есть, сохраняя Словомъ, Которымъ они сотворены. Такое же выраженіе въ евангеліи: Отецъ Мой доселѣ дѣлаетъ (Іоан. 5, 17), то есть содержитъ все, сотворенное и оконченное уже, и сохраняетъ для того, чтобы довести до совершенства.

8) Къ Сыну же: престолъ твой, Боже, въ вѣкъ вѣка (Псал. 44, 7). Ангелы, говоритъ, созданія и творенія, ибо о нихъ сказано: творяй. А Сынъ не твореніе: о Немъ не сказано: творяй; но Царь, Владыка, Богъ. Престолъ усвояется Ему, что служитъ знакомъ царствія, и престолъ вѣчньій. Это противъ Павла Самосатскаго, представляющаго простымъ человѣкомъ истиннаго Бога и вѣчнаго Царя; и противъ Арія.

/с. 16/ Жезлъ правости, жезлъ царствія твоего. Вотъ и другой знакъ царствія.

9) Возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе. Эти слова относятся къ Нему, какъ воплотившемуся Богу-Слову, такъ какъ съ принятіемъ плоти Онъ уничижилъ Себя.

Сего ради помаза тя, Боже, Богъ твой елеемъ радости паче причастникъ твоихъ. Это противъ іудеевъ, и Савеллія, и Маркелла, такъ какъ указываетъ на два лица, говоря: Богъ и Богъ. И противъ Маркіонитовъ, думающихъ, что Сынъ не принялъ плоти, потому что не божество помазуется, а человѣчество. Посему говоритъ: Боже — (ὁ Θεὸς, то есть, ὦ Θεὲ), помаза тя Богъ, то есть Отецъ Твой по божеству, и Богъ по плоти. Елеемъ радости, то есть Духомъ Святымъ, предпочтительно предъ прочими людьми. Ибо не въ мѣру Христосъ получилъ Духа (Іоан. 3, 34), не какъ безсильный, но помазанъ былъ всею полнотою какъ помазанія, такъ и помазующаго. Причастники Его — всѣ духовные, какъ освященные тѣмъ же самымъ причастіемъ. И тѣ, которые, будучи совершенны въ законѣ и духовны, получили Духа по вѣрѣ во Христа. Почему и названы помазанниками, какъ напримѣръ: не прикасайтеся помазаннымъ моимъ (Псал. 104, 15). Гораздо же извѣстнѣе тѣ причастники Христа по благодати, которые пріобщились Его смерти въ крещеніи и помазаны: Духомъ, Который называется елеемъ радованія, Который освободилъ насъ отъ печали по грѣхамъ и сдѣлалъ для насъ /с. 17/ то, что мы утѣшаемся надеждою на будущія блага. Что имя Богъ — ὁ Θεὸς — стоитъ вмѣсто: о, Боже! — ὦ Θεὲ, — достовѣрнымъ свидѣтелемъ служитъ врагъ Симмахъ, издавшій такъ: «сего ради помаза тя, Боже, Богъ твой елеемъ радости наче друзей твоихъ». Замѣть же, что словомъ: ὁ Θεὸς (Боже), съ членомъ, сказано о Сынѣ ради тѣхъ, которые говорятъ, что въ выраженіи: и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1), въ которомъ слово: Богъ — Θεὸς — безъ члена, представляетъ Его не собственно Богомъ.

10) И паки: въ началѣ ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку твоею суть небеса (Пс. 101, 26). Дабы ты, слыша слова: егда вводитъ первороднаго во вселенную, не подумалъ, что это даръ, данный Ему впослѣдствіи отъ Отца, показываетъ теперь, что Онъ Творецъ ея (вселенной) не въ послѣднее время, но издревле. Это также противъ Павла Самосатскаго, и утверждаетъ, что Христосъ — прежде Маріи, такъ какъ Онъ Творецъ твари. И противъ Арія, считающаго Его помощникомъ или лучше орудіемъ, такъ какъ выше было сказано: имъ же и вѣки сотвори (Стихъ 2). Вотъ здѣсь Онъ и представляется Творцемъ. Смотри, какъ соединяются вмѣстѣ — ученіе о несозданномъ Существѣ и ученіе о домостроительствѣ, и иногда по причинѣ перваго — высокое, и иногда по причинѣ второго — низкое.

11 и 12) Та погибнутъ, ты же пребываеши: и вся, якоже риза, обветшаютъ: и яко одежду свіеши ихъ, и измѣнятся: ты же тойжде еси, и лѣта твоя не оску/с. 18/дѣютъ (Пс. 101, 27-28). Внушаетъ нѣчто важнѣйшее, чѣмъ творчество, именно, измѣненіе міра. Все измѣнится изъ тлѣнія въ нетлѣніе, и такъ легко, какъ если бы кто свернулъ одежду. Если же такъ легко онъ совершитъ измѣненіе и преобразованіе міра въ лучшее, то могъ ли Онъ при первоначальномъ образованіи міра имѣть нужду въ комъ-нибудь другомъ? Не малое утѣшеніе для бѣдствующихъ здѣсь вѣрующихъ — знать, что дѣло не останется въ такомъ состояніи, но получитъ преобразованіе, что Тотъ, Кого они почитаютъ, живетъ и всегда будетъ жить. Ибо лѣта твоя не оскудѣютъ.

13) Кому же отъ ангелъ рече когда: сѣди одесную мене, дондеже положу враги твоя подножіе ногъ твоихъ (Псал. 109, 1). Вотъ онъ опять ободряетъ ихъ: и подлинно, не будутъ ли поражены враги ихъ, а враги ихъ также враги и Христа. Не потому, что Сынъ безсиленъ, говорится, что Отецъ покоритъ враговъ; ибо Сынъ, имѣющій судить тамъ, тѣмъ болѣе могъ бы воздать имъ здѣсь; но чтобы показать, какою честію Отецъ почтилъ Сына. Что Отецъ гнѣвается на враговъ Сына, не знакъ ли это чести? не знакъ ли это великой любви къ Сыну? Объ этомъ же пространнѣе сказано въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ; о чемъ здѣсь замѣчено, отыщи тамъ.

14) Не вси ли суть служебніи дуси, въ служеніе посылаеми за хотящихъ наслѣдовать спасеніе. Возвышаетъ умы слушателей, показывая великое попеченіе о насъ Божіе, если даже ангеловъ, превосходящихъ насъ, /с. 19/ поставилъ Онъ служить нашему спасенію. Кажется, также нападаетъ на нѣкоторыхъ, воздающихъ сверхъдолжное почитаніе ангеламъ, и въ особенности противъ всѣхъ вообще евреевъ, преданныхъ данному чрезъ ангеловъ закону и служеніямъ ихъ въ немъ, даже предпочитающихъ ихъ Христу. Итакъ, говоритъ, не служите имъ, ибо они сослужители наши. Посмотри, какое небольшое различіе полагаетъ онъ между тварями; хотя большое разстояніе между ангелами и людьми, однако онъ поставилъ ихъ близъ насъ, ибо твари не много возвышаются надъ тварями. Послужилн же ангелы много и въ Ветхомъ и въ Новомъ Завѣтѣ: когда помогали Іосифу совѣтомъ (Матѳ. 1, 24), когда благовѣстили пастырямъ, когда сидѣли при гробѣ и возвѣщали воскресеніе (Христово) и когда поучали, что Онъ придетъ такимъ же образомъ, какъ и вознесся. Ангелъ являлся Корнилію (Дѣян. 11, 13), Филиппу (Дѣян. 8, 26), Петру въ темницѣ (Дѣян. 12, 7), и вообще безчисленное множество такихъ примѣровъ. Замѣть, что ангельское дѣло — служить спасенію людей, больше же дѣлу Самаго Христа. Посему не должно пренебрегать такимъ служеніемъ.

Примѣчаніе:
[1] Въ славянскомъ читается: сѣде одесную престола величествія на высокихъ.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 6-19.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.