Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

БЛАГОВѢСТНИКЪ,
Или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго на Святое Евангеліе.

ТОЛКОВАНІЕ НА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАТѲЕЯ.
(Пер. Казанской Дух. Академіи. Изд. 2-е. Казань, 1875).

ГЛАВА ПЯТАЯ.

Узрѣвъ же народы, взыде на гору. Восходомъ на гору Господь научаетъ насъ ничего не дѣлать по тщеславію и на показъ. Видя великое множество собравшагося къ нему народа, Онъ сѣлъ и началъ учить его, не въ городѣ, не на площади, чтобъ видѣли Его многіе и хвалили, но на горѣ, въ пустынѣ, гдѣ небыло никого, кромѣ душевно желавшихъ получить или видѣть исцѣленія.

И сѣдшу Ему, приступиша къ Нему ученицы Его. Народъ приступаетъ для чудесъ, а ученники для наставленій. Посему, послѣ совершенія чудесъ и исцѣленія тѣлъ, врачуетъ души, дабы мы знали, что Онъ есть Творецъ и душъ и тѣлесъ.

И отверзъ уста своя. Для чего присовокупляется: отверзъ уста своя? это, кажется, излишне. Нѣтъ: ибо Онъ училъ, и не отверзая устъ, то есть, своею жизнію и чудесами: а теперь учитъ, отверзши уста.

Учаше ихъ, глаголя. Училъ не однихъ учениковъ но и народъ. А началъ съ блаженствъ, такъ какъ и Давидъ началъ съ блаженства (Псал. 1, 1).

Блажени нищіи духомъ: яко тѣхъ есть царствіе небесное. Прежде всего выставляетъ смиреніе, какбы /с. 92/ основаніе. Поелику Адамъ палъ отъ гордости, возмечтавъ быть Богомъ: то Христосъ возставляетъ насъ посредствомъ смиренія. Нищіи духомъ суть душевно чувствующіе свое недостоинство.

Блажени плачущіи: яко тіи утѣшатся. Плачущіе, то есть, о грѣхахъ, а не о чемъ-либо житейскомъ. Сказалъ же: плачущіи, разумѣя плачь не однократный какой-либо, но всегдашній, притомъ не о своихъ только грѣхахъ, но и о грѣхахъ ближнихъ. Утѣшатся же они не только тамъ, но и здѣсь: ибо кто плачетъ о грѣхахъ, тотъ духовно радуется, особенно тамъ. Здѣсь онъ радуется по надеждѣ получить прощеніе грѣховъ: а тамъ будетъ непрестанно радоваться, получивъ жизнь блаженную.

Блажени кротцыи: яко тіи наслѣдятъ землю. Нѣкоторые подъ землею разумѣютъ землю только духовную, то есть небо; но ты разумѣй и сію землю. Кроткіе почитаются презрѣнными и бѣдными; а Онъ напротивъ говоритъ, что они-то особенно и имѣютъ все. Кроткіе же суть не тѣ, которые вовсе не гнѣваются, таковы бываютъ только лишенные разума: но тѣ, которые могутъ гнѣваться, и воздерживаются, а гнѣваются только тогда, когда дóлжно.

Блажени алчущіи и жаждущіи правды: яко тіи насытятся. Поелику Онъ намѣревается говорить о милосердіи, то напередъ показываетъ, что дóлжно соблюдать справедливость, дабы не дѣлать милости изъ награбленнаго. Къ правдѣ дóлжно стремиться со всѣмъ усердіемъ: ибо это выражается словами: алчущіи и жаждущіи. Кто алчетъ и жаждетъ, тотъ сильно желаетъ /с. 93/ насытиться: такъ сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поелику же и любостяжательные представляются живущими въ довольствѣ и сытости: то Онъ говоритъ, что тѣмъ болѣе праведные насыщаются: они насыщаются и въ сей жизни, ибо владѣютъ своимъ имуществомъ безопасно: но особенно они насытятся тамъ: ибо богатіи обнищаша и взалкаша, говоритъ пророкъ, взыскающіи же Господа не лишатся всякаго блага (Псал. 33, 11).

Блажени милостивіи: яко тіи помиловани будутъ. Милосердіе можно оказывать не имуществомъ только, но и словомъ: а ежели ничего не имѣешь, то — и слезами и вздохомъ. Они получатъ милость и здѣсь — отъ людей. Ибо кто вчера оказывалъ милость, а сегодня пришелъ въ бѣдность: тому всѣ будутъ оказывать милость, особонно тамъ — Богъ.

Блажени чистіи сердцемъ: яко тіи Бога узрятъ. Многіе не хищничествуютъ, не обижаютъ, и даже милосерды, но блудодѣйствуютъ и въ другихъ отношеніяхъ бываютъ нечисты. Посему Христосъ повелѣваетъ соединять съ другими добродѣтелями и чистоту, или цѣломудріе, не только по тѣлу, но и по сердцу: ибо безъ святыни, или чистоты никто не узритъ Господа. Какъ зеркало тогда отражаетъ образы, когда чисто; такъ можетъ созерцать Бога и разумѣть Писаніе только чистая душа.

Блажени миротворцы: яко тіи сынове Божіи нарекутся. То есть, не только тѣ, которые сами живутъ со всѣми мирно, но и примиряютъ другихъ, враждующихъ. Миротворцы суть и тѣ, которые ученіемъ обра/с. 94/щаютъ враговъ Божіихъ. Таковые суть сыны Божіи, такъ какъ и Единородный Сынъ Божій примирилъ насъ съ Богомъ, когда мы были враги Его.

Блажени изгнани правды ради: яко тѣхъ есть царствіе небесное. Гоненіе терпятъ не одни мученики, но и многіе другіе — за вспоможеніе обидимымъ и вообще за всякую добродѣтель: потому что подъ именемъ правды разумѣется всякая добродѣтель. Гонятъ воровъ и убійцъ, однакожъ они не блаженны.

Блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ. Наконецъ Господь обращаетъ рѣчь наипаче къ своимъ апостоламъ, и показываетъ, что терпѣть поношеніе особенно свойственно учителямъ.

И рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради. Не всякій поносимый блаженъ, но только тотъ, кто терпитъ поношеніе для Христа и ложно. Если же у кого при поношеніи его нѣтъ ни того ни другаго, то несчастенъ онъ, поелику для многихъ служитъ соблазномъ.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ. Говоря о предъидущемъ, Господь не говорилъ о великой наградѣ, но здѣсь сказалъ о ней, показывая тѣмъ, что терпѣть поношеніе есть дѣло великое и самое трудное: ибо многіе, не стерпѣвъ поношенія, сами себя лишали жизни. И Іовъ, выдержавшій такъ много искушеній, особенно возмущенъ былъ тогда, когда друзья стали поносить его, будто онъ страждетъ за грѣхи.

Тако бо изгнаша пророки, иже быша прежде васъ. Дабы апостолы не думали, что ихъ будутъ гнать за ученіе противное Христову, успокоиваетъ ихъ, говоря, /с. 95/ что и пророковъ, бывшихъ прожде нихъ, гнали за добродѣтель: посему ихъ страданія должны успокоивать васъ.

Вы есте соль земли. Пророки посылались къ какому-нибудь одному народу, а вы — соль для всей земли, исправляющая беспутныхъ ученіемъ и обличеніями, дабы они не порождали непрестанно червей. Посему не оставляйте горькихъ обличеній, хотя бы ненавидѣли и стали гнать васъ.

Послѣ сего Онъ говоритъ: аще же соль обуяетъ, чимъ осолится? нивочтоже будетъ ктому, точію да изсыпана будетъ вонъ, и попираема человѣки. Если учитель потеряетъ умъ, то есть, если не будетъ учить, обличать и исправлять, и разлѣнится, то чѣмъ исправится? Онъ долженъ быть лишенъ учительскаго сана и подвергнутъ презрѣнію.

[Зач. 11.] * [1] Вы есте свѣтъ міра. Сперва соль, потомъ свѣтъ. Ученіе сначала непріятно, потому что обличаетъ человѣка, потомъ оно дѣлается утѣшительнымъ, ибо просвѣщаетъ умъ его. Кто обнаруживаетъ дѣлаемое втайнѣ, тотъ есть свѣтъ міра: все бо являемое свѣтъ есть [Еф. 5, 13]. Апостолы просвѣтили не одинъ народъ, но весь міръ.

Не можетъ градъ укрытися верху горы стоя. Такъ поучаетъ ихъ подвизаться и быть внимательными къ своей жизни, ибо на нихъ будутъ смотрѣть всѣ. Не думайте, говоритъ Онъ, что вы будете крыться въ какомъ-нибудь углу: нѣтъ, вы будете на виду у всѣхъ: /с. 96/ а потому старайтесь жить непорочно, дабы не слѣлаться соблазномъ для другихъ.

Ниже вжигаютъ свѣтильника, и поставляютъ его подъ спудомъ, но на свѣщницѣ, и свѣтитъ всѣмъ, иже въ храминѣ суть. Я, говоритъ, зажегъ въ васъ благодатный свѣтъ и поставилъ на высотѣ, дабы вы свѣтили всѣмъ. Чтобъ этотъ свѣтъ благодати не погасъ въ васъ, и чтобы свѣтъ вашей жизни свѣтилъ и другимъ, это дѣло вашего подвига. Посему Онъ говоритъ:

Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ. Не сказалъ: вы показывайте свою добродѣтель, — это не хорошо: но — да просвѣтится она сама, такъ чтобы и самые враги наши подивились и прославили — не васъ, по Отца вашего небеснаго. Посему, когда мы дѣлаемъ доброе дѣло, то должны дѣлать его не для своей славы, а для славы Божіей.

(Да) не мните, яко пріидохъ разорити законъ, или пророки: не пріидохъ разорити, но исполнити. Такъ какъ Онъ намѣревался ввести новые законы: то, чтобы не почли Его противникомъ Божіимъ, Онъ въ отвращеніе такой мысли говоритъ: пріидохъ не разорити законъ, но исполнити его. Какъ же Онъ исполнилъ его? Во-первыхъ, Онъ исполнилъ его совершеніемъ всего сказаннаго о Немъ пророками. Посему и Евангелистъ часто говоритъ: да сбудется реченное тѣмъ или другимъ пророкомъ. Онъ исполнилъ и всѣ предписанія закона: яко беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 83, 9). Онъ иснолнилъ законъ и /с. 97/ въ томъ смыслѣ, что восполнилъ его, ибо Онъ въ полномъ совершенствѣ начерталъ то, чего законъ представлялъ одну тѣнь. Законъ сказалъ: не убій [Исх. 20, 13], а Христосъ: и не гнѣвайся напрасно [ср. Мѳ. 5, 22]. Подобно какъ и живописецъ не изглаждаетъ начальнаго очертанія, но проясняетъ и дополняетъ его.

Аминь бо глаголю вамъ. Аминь — частица утвердительная, означающая тоже, что — ей, истинно.

Дондеже прейдетъ небо и земля, іота едина, или едина черта не прейдетъ отъ закона, дондеже вся будутъ. Здѣсь показываетъ, что міръ пройдетъ и измѣнится. Посему говоритъ, что пока стоитъ вселенная, не прейдетъ ни малѣйшая буква изъ закона.

Иже аще разоритъ едину заповѣдей сихъ малыхъ и научитъ тако человѣки, мній наречется въ царствіи небеснѣмъ. Малыми заповѣдями называетъ не заповѣди закона, но тѣ, котрыя Онъ Самъ намѣревался дать: малыми же называетъ ихъ по смиренію, дабы и тебя научить не высокомудрствовать въ ученіи.

Мній наречется въ царствіи, то есть, тотъ, кто самъ не исполняетъ заповѣдей и учитъ другихъ, не имѣя дѣлъ, въ воскресеніи окажется послѣднимъ, и будетъ брошенъ въ геенну. Не думай, что онъ войдетъ въ царство небесное: нѣтъ, въ царство небесное не войдетъ тотъ, кто учитъ другихъ, самъ презирая и попирая заповѣди: но подъ царствомъ разумѣй здѣсь воскресеніе.

А иже сотворитъ и научитъ, сей велій наречется въ царствіи небеснѣмъ. Напередъ сказалъ — сотворитъ, а потомъ уже — научитъ: ибо какъ мнѣ другаго вести /с. 98/ по пути, по которомъ самъ я не хаживалъ? Съ другой стороны, если я и творю, а не учу: не буду имѣть такой награды, но заслужу даже наказаніе, если не учу по зависти или по лѣности.

[Зач. 12.] Глаголю бо вамъ:* [2] яко аще не избудетъ правда ваша паче книжникъ и фарисей, не внидете въ царствіе небесное. Подъ правдою разумѣелъ всякую добродѣтель, подобно какъ въ словахъ: Іовъ же бѣ истиненъ, праведенъ, непороченъ (Іов. 1, 1). Итакъ, вострепещи, человѣкъ, при мысли о томъ, сколько отъ насъ требуется! Затѣмъ Господь научаетъ насъ, какъ намъ превзойти книжниковъ и фарисеевъ, и изчисляетъ добродѣтели.

Слышасте, яко речено бысть древнимъ: не убіеши (Исх. 20, 13): иже (бо) аще убіетъ, повиненъ есть суду. Не говоритъ, кѣмъ речено бысть: потому что если бы сказалъ: Отецъ мой сказалъ древнимъ, Азъ же глаголю вамъ, то подумали бы, что Онъ предписываетъ противное Отцу. Съ другой стороны, если бы сказалъ: Я говорилъ древнимъ, то едвали бы стали слушать Его. Посему говоритъ неопредѣленно: речено бысть древнимъ. Словами: речено бысть древнимъ, показываетъ, что законъ отмѣненъ: а если отмѣненъ и почти уничтоженъ, то его дóлжно оставить и поспѣшить къ новому.

Азъ же глаголю вамъ: яко всякъ гнѣваяйся на брата своего всуе, повиненъ есть суду. Пророки, приступая къ изреченію пророчества, говорили: сія глаго/с. 99/летъ Господь; а Христосъ, показывая въ Себѣ божественное полновластіе, говоритъ: Азъ глаголю. Тѣ были рабы, а Онъ Сынъ, имѣющій все, что принадлежитъ Отцу. Кто гнѣвается на брата своего, тотъ будетъ осужденъ; но если кто гнѣвается справедливо, для вразумленія и по духовной ревности, тотъ не будетъ осужденъ. Такъ апостолъ Павелъ гнѣвно говоритъ Елимѣ волхву [Дѣян. 13, 8-11] и первосвященнику [Дѣян. 23, 2-3], впрочемъ не напрасно, но по ревности божественной. Напрасно гнѣваемся мы тогда, когда гнѣваемся изъ-за имѣнія, изъ-за чести, и изъ желанія отмститъ за себя.

Иже бо аще речетъ брату своему, рака: повиненъ есть сонмищу. Сонмищемъ называется еврейское судилище, а рака значитъ тоже что: ты. Поелику презираемому нами человѣку мы обыкновенно говоримъ: поди ты! то располагаетъ насъ, не оставлять безъ вниманія и сего маловажнаго выраженія, и уважать другихъ. Нѣкоторые говорятъ, что рака, съ сирскаго, значитъ гнусный. Такимъ образомъ, если кто станетъ поносить брата своего, называя его гнуснымъ, то будетъ подлежать суду собора апостоловъ, когда они сядутъ судить двѣнадцать колѣнъ [Мѳ. 19, 28].

А иже речетъ, уроде: повиненъ есть гееннѣ огненнѣй. Нѣкоторые признаютъ этотъ приговоръ слишкомъ строгимъ и тяжкимъ, но не справедливо. Ибо не достоинъ ли геенны тотъ, кто лишаетъ брата разума и смысла, чѣмъ мы отличаемся отъ животныхъ безсловесныхъ? кто поноситъ и безчеститъ, тотъ прекращаетъ любовь: а съ прекращеніемъ любви уничтожаются и всѣ добродѣтели, подобно какъ при любви всѣ онѣ /с. 100/ въ силѣ. Итакъ поноситель, прекращая любовь, прекращаетъ всѣ добродѣтели, и посему справедливо подлежитъ гееннѣ огненной.

Аще убо принесеши даръ твой ко олтарю, и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя: остави ту даръ твой предъ олтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой. Богъ отказывается и отъ собственной чести, лишь бы мы хранили любовь. Къ словамъ: аще братъ твой имать нѣчто на тя, не присовокупилъ еще ничего: справедливо ли, то есть, или несправедливо имать онъ, примирись. Притомъ не сказалъ: если ты имѣешь что-либо противъ него, но: если онъ имѣетъ нѣчто противъ тебя, постарайся примирить его съ собою. А даръ повелѣваетъ оставить для того, чтобы поставить тебя въ необходимость къ примиренію: ибо ежели при семъ пожелаешь принести даръ твой, то по необходимости долженъ будешь примириться. Но съ симъ вмѣстѣ показываеть и то, что любовь есть истинная жертва.

Буди увѣщаваяся съ соперникомъ твоимъ скоро, дондеже еси на пути съ нимъ, да не предастъ тебе соперникъ судіи, и судія тя предастъ слузѣ, и въ темницу вверженъ будеши. Аминь глаголю тебѣ: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси послѣдній кодрантъ. Нѣкоторые думаютъ, что соперникомъ здѣсь называется діаволъ, а путемъ — жизнь, и что Господь внушаетъ слѣдующее: расчитайся съ діаволомъ, пока ты находишься въ сей жизни, дабы въ последствіи онъ не сталъ обличать тебя за грѣхи, какбы присвоившаго какую-нибудь его собственность. Тогда преданъ будешь на/с. 101/казанію, пока не изгладишь и послѣднихъ, самыхъ малыхъ, грѣховъ: ибо кодрантъ равняется двумъ лептамъ. Но ты разумѣй, что Господь говоритъ это о здѣшнихъ соперникахъ, научая не судиться и не переставать дѣлать дѣла Божіи. Если тебя и обидятъ, говориитъ, не входи въ судъ, но помирись на пути, дабы, при представленіи соперникомъ сильнаго оправданія, не потерпѣть тебѣ чего-либо худшаго [3].

[Зач. 13.] * [4] Слышасте, яко речено бысть древнимъ: не прелюбы сотвориши (Исх. 20, 13). Иное дѣло прелюбодѣйство, иное — блудъ. Прелюбодѣяніе есть грѣхъ съ замужнею, а блудъ — съ свободною.

Азъ же глаголю вамъ: яко всякъ, иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея, уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ. То есть, кто останавливается, всматривается и зрѣніемъ воспламеняетъ похоть, потомъ снова смотритъ съ бóльшимъ желаніемъ удовлетворенія похоти: тотъ уже совершилъ грѣхъ въ сердцѣ своемъ. Правда, онъ не ислолнилъ его дѣломъ: что до того? онъ не могъ: а если бы могъ, то тотчасъ сдѣлалъ бы /с. 102/ грѣхъ самымъ дѣломъ. Впрочемъ знай, что если мы когда-либо возчувствовали похоть, но встрѣтили препятствіе къ удовлетворенію ей дѣломъ: то это явный признакъ, что насъ сохранила благодать. Такъ и женщины, украшающіяся для того, чтобы понравиться кому-нибудь, грѣшатъ, хотя бы и не понравились. Ибо онѣ уже сдѣлали напитокъ, который остался безъ дѣйствія только потому, что его никто не выпилъ.

Аще же око твое десное соблажняетъ тя, изми е, и верзи отъ себе: уне бо ти есть, да погибнетъ единъ отъ удъ твоихъ, а не все тѣло твое ввержено будетъ въ геенну огненную. И аще десная твоя рука соблажняетъ тя, усѣцы ю, и верзи отъ себе: уне бо ти есть, да погибнетъ единъ отъ удъ твоихъ, а не все тѣло твое ввержено будетъ въ геенну. Слыша о глазѣ и рукѣ, не подумай, что здѣсь говорится именно о сихъ членахъ. Въ семъ случаѣ Онъ не присовокупилъ бы правый глазъ и правая рука. Здѣсь говорится о людяхъ, которыхъ любимъ и бережемъ, какъ правый глазъ и правую руку, но которые препятствуютъ намъ дѣлать дѣла Божіи. Такъ напримѣръ, юноша, если имѣетъ распутныхъ друзей и терпитъ отъ нихъ душевный вредъ, долженъ оставить, бросить ихъ. Симъ можетъ быть, спасешъ и ихъ, если придутъ въ чувство, а если не спасешь ихъ, то по крайней мѣрѣ; спасешь себя. Но если будешь продолжать къ нимъ любовь, то погибнешь и ты и они, то есть, все тѣло.

Речено же бысть: яко иже аще пуститъ жену свою, да дасть ей книгу распустную (Второз. 24, 2). Моисей повелѣлъ, чтобы возненавидѣвшій жену свою /с. 103/ развелся съ нею, дабы не случилось чего-нибудь худшаго, потому что возненавидѣнная могла быть и убита. Но таковый обязанъ дать разведенной разводную, которая у нихъ называлась отпускною, такъ чтобы отпущенная уже не возврищалась къ нему и не произошло смуты, когда онъ сталъ жить уже съ другою.

Азъ же глаголю вамъ: яко всякъ отпущаяй жену свою, развѣ словесе любодѣйнаго, творитъ ю прелюбодѣйствовати, и иже пущеницу пойметъ, прелюбодѣйствуетъ. Господь не нарушаетъ Моисеева закона, но исправляетъ его и запрещаетъ мужу ненавидѣть свою жену безъ вины. Если онъ оставитъ ее по уважительной причинѣ, то есть, за прелюбодѣяніе, не подлежитъ осужденію: а если не за прелюбодѣяніе, то подлежитъ суду: потому что тѣмъ заставляетъ ее прелюбодѣйствовать. Но и тотъ становится прелюбодѣемъ, кто возметъ ее: потому что, если бы никто не взялъ ее, она, быть можетъ, возвратилась бы къ прежному мужу, и покорилась бы ему. А христіанину дóлжно быть миротворцемъ и для чужихъ, тѣмъ болѣе для своей жены, которую Богъ совокупилъ съ нимъ.

[Зач. 14.] Паки* [5] слышасте, яко речено бысть древнимъ: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. То есть, когда клянешься, вѣрно исполни то, въ чемъ клянешься Господу: ибо, если нарушишь клятву, будешь осужденъ.

Азъ же глаголю вамъ, не клятися всяко, ни небомъ, яко престолъ есть Божій: ни землею, яко под/с. 104/ножіе есть ногама Его: ни Іерусалимомъ, яко градъ есть великаго Царя. Поелику іудеи слышали отъ Бога: небо престолъ Мой, земля же подножіе ногъ Моихъ (Ис. 66, 1), то и клялись сими предметами. Но Господь воспрещаеть имъ это, впрочемъ не потому, что небо прекрасно и огромно, а земля полезна, а потому, чтобы не подать повода имъ къ идолопоклонству, поелику эти предметы у клянущихся ими легко могли быть признаны за божество, какъ это прежде и было.

Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бѣла или черна сотворити. Одинъ Богъ клянется Самимъ Собою, потому что не зависитъ ни отъ кого. А мы какъ можемъ клясться своею головою, когда не имѣемъ власти? Мы не свои. Если же думаешь, что голова есть твоя собственность, то перемѣни, если можешь, хоть одинъ волосъ.

Буди же слово ваше: ей, ей: ни, ни. Дабы ты не сказалъ: какъ же мнѣ повѣрятъ? — Онъ говоритъ: повѣрятъ, если всегда станешь говорить правду, и никогда не будешь божиться: потому что никто такъ не теряетъ довѣрія, какъ тотъ, кто часто божится.

Лишше же сею, отъ непріязни есть. Божба, кроме: ей и ни, есть дѣло излишнее и происходитъ отъ діавола. Но ты спросишь: ужели и законъ Моисеевъ былъ худъ, когда повелѣвалъ клясться? Знай, что въ то время божба не составляла худаго дѣла: но божиться послѣ Христа есть дѣло уже худое, подобно какъ обрѣзываться и вообще іудействовать. Сосать грудь младенцу прилично, а мужу непристойно. Мы болѣе не подъ закономъ, а подъ благодатію.

/с. 105/ Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зубъ за зубъ (Исх. 21, 24). Законъ изъ снисхожденія допустилъ право равнаго возмездія, дабы не обижали другъ друга, и дабы обидѣвшій боялся подвергнуться тому же, чему подвергся обиженный.

Азъ же глаголю вамъ не противитися злу: но аще тя кто ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и другую. Злымъ называетъ здѣсь діавола, дѣйствующаго посредствомъ человѣка, показывая симъ, что бьющій распаляется діаволомъ. Итакъ ужели діаволу не дóлжно противитися? Дóлжно, только не обратными ударами, а терпѣніемъ, ибо огонь гасится не огнемъ, а водою. Впрочемъ не думай, что здѣсь говорится только объ ударѣ въ щеку: нѣтъ, но и о всякой другой обидѣ.

И хотящему судитися съ тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. Отдай ему и срачицу, когда поведетъ тебя въ судъ, и станетъ дѣлать тревогу, а не тогда, когда просто будетъ просить ее у тебя. Подъ ризою собственно разумѣется такъ называемое у насъ исподнее платье, а подъ срачицею — верхнее платье: впрочемъ эти названія иногда употребляются одно вмѣсто другаго.

И аще кто тя пóйметъ по силѣ поприще едино, иди съ нимъ два. Что разсуждать о ризѣ и срачицѣ, говоритъ Господь? Самое тѣло твое отдай, если кто насильно потащитъ тебя, и сдѣлай для него болѣе, нежели сколько требуетъ.

[Зач. 15.] * [6] Просящему у тебе дай: и хотящаго отъ тебе заяти не отврати. Врагъ ли то, другъ ли, или невѣр/с. 106/ный проситъ притомъ у тебя денегъ, или другаго пособія, дай ему по твоей возможности. Въ займы же дай не съ ростомъ, но простой заемъ для пользы ближняго: ибо и во время подзаконное иногда давали въ займы безъ процентовъ.

Слышаете, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего, и возненавидиши врага твоего. Азъ же глаголю вамъ: любите враги вашя. Достигъ верха добродѣтелей: ибо что выше сего? Но и это не невозможное дѣло. Моисей и Павелъ больше себя любили враждовавшихъ противъ нихъ іудеевъ, и вообще всѣ святые любили враговъ своихъ, и такимъ образомъ получили обѣтованія.

Благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящымъ васъ, и молитеся за творящихъ вамъ напасть и изгонящыя вы. Ихъ дóлжно почитать благодѣтелями, потому что всякій, кто гонитъ и обижаетъ васъ, уменьшаетъ наше наказаніе, которому мы должны подвергнуться за грѣхи. Съ другой стороны, и Богъ весьма вознаградилъ насъ за сіе. Воть и доказательство на это:

Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесѣхъ, яко солнце Свое сіяетъ на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и на неправедныя. Видишь, какое благо поставляетъ тебѣ тотъ, кто гонитъ и обижаетъ тебя, если только ты терпишь! Подъ дождемъ и солнцемъ разумѣетъ благодатъ Святаго Духа и ученіе, поелику Христосъ на всѣхъ изливаетъ благодать и всѣхъ поучаетъ. Кто принимаетъ ученіе, тотъ живетъ во свѣтѣ: такъ какъ и тотъ, кто при солнечномъ свѣтѣ зажимаетъ свои глаза, остается во тьмѣ.

/с. 107/ Аще бо любите любящихъ васъ, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творятъ? Вострепещемъ! мы не походимъ и на мытарей, если ненавидимъ и любящихъ насъ!

И аще цѣлуете други ваша токмо, что лишше творите? не и язычницы ли такожде творятъ? Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть. Однихъ любить, а другихъ ненавидѣть есть несовершенство: совершенство же состоить въ томъ, чтобы любить всѣхъ. Небесный Отецъ любитъ всѣхъ и всѣхъ призываетъ ко спасенію: намъ дóлжно уподобляться Ему.

Примѣчанія:
[1] Рече Господь своимъ ученикомъ*.
[2] Рече Господь своимъ ученикомъ*.
[3] Древній переводчикъ Благовѣстника вмѣсто толкованія блаженнаго Ѳеофилакта: «но ты разумѣй, что Господь говоритъ это о здѣшнихъ соперникахъ», до словъ: «не потерпѣть тебѣ чего-либо худшаго», поставилъ слѣдующее объясненіе: «Есть же сопостатъ и совѣсть наша, та бо насъ присно обличаетъ, и до тонкаго грѣха, и тогда на судѣ та будетъ обличникъ намъ, представляющь и обличающь и до малыхъ грѣховъ отъ юности: сего ради покаяніемъ подобаетъ вся грѣхи потребити и прочее смотряти, яко да ничтоже имать представити намъ совѣсть наша».
[4] Рече Господь:*.
[5] Рече Господь:*.
[6] Рече Господь:*.

Источникъ: Благовѣстникъ, или толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, на Святое Евангеліе. Часть первая. Евангеліе отъ Матѳея. — Изданіе второе. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1875. — С. 91-107.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.