Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 29-й.

ТВОРЕНІЯ БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА, ЕПИСКОПА КИРСКАГО.
(Часть 4-я. Изданіе 1-е. М., 1857).

ТОЛКОВАНІЕ НА ВИДѢНІЯ ПРОРОКА ДАНІИЛА.

[ОТДѢЛЕНІЕ ДЕСЯТОЕ].

Глава 12.

(1). И во время оно, говоритъ Архангелъ, востанетъ Михаилъ князь великій стояй о сынѣхъ людей твоихъ. Архангелъ, которому ввѣрено попеченіе о васъ, востанетъ тогда на помощь противъ нападающихъ на вашъ народъ. И это для невѣдущихъ сдѣлается явнымъ изъ другаго истолкованія; потому что Богъ всяческихъ чрезъ Пророка Малахію говоритъ Іудеямъ: се Азъ послю вамъ Илію Ѳесвитянина, прежде пришествія дне Господня великаго и просвѣщеннаго: иже устроитъ сердце отца къ сыну, и сердце человѣка ко искреннему его, да не пришедъ поражу землю въ конецъ (Мал. 4, 5. 6.). Чрезъ сіе научаетъ насъ, что, когда антихристъ отважится на оныя дѣла, тогда явится великій Илія проповѣдать Іудеямъ пришествіе Господне, и обратитъ многихъ. Ибо сіе означаютъ слова: устроитъ сердце отца къ сыну, то есть сердце Іудеевъ къ увѣровавшимъ изъ язычниковъ. Іудеевъ назваль Пророкъ отцами, какъ старшихъ по вѣдѣнію; почему не сказалъ: устроитъ сердце сына къ отцу, но: сердце отца къ сыну. Ибо увѣровавшаго Іудея присоединитъ къ церкви. А поелику, хотя по вѣдѣнію Іудей старше, но одна природа у язычника и Іудея; то справедливо присовокупилъ: и сердце человѣка ко /с. 234/ искреннему его, показывая симъ, что одна природа у того и другаго, но Боговѣдѣніе прежде дано Іудеямъ. И Іудеи, какъ за то, что не увѣровали, оказались послѣдними, такъ, увѣровавъ по проповѣди великаго Иліи, и присоединившись къ язычникамъ, которые восхитили къ Іудеямъ посланное спасеніе, составятъ съ ними единую Церковь. Сіе самое подразумѣвается и здѣсь, а именно, что, во время таковыхъ дѣйствій антихриста, святый Архангелъ Михаилъ употребитъ всѣ мѣры, чтобы Илія пришелъ и предвозвѣстилъ пришествіе Владыки, и тогдашніе Іудеи получили спасеніе. Потомъ, описывая чрезмѣрность бѣдствій, какія причинитъ злочестивый антихристъ, говоритъ Архангелъ:

И будетъ время скорби, скорбь якова не бысть, отнелѣже создася языкъ на земли, даже до времене онаго. Сіе изрекъ и Господь въ священномъ Евангеліи. Ибо говоритъ: будетъ скорбь, яковаже не была отъ начала міра, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дніе оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранныхъ же Моихъ ради прекращу дніе оны (Матѳ. 24, 21. 22.). Посему пророческія изреченія согласны съ евангельскими предвѣщаніями. Къ сему присовокупляетъ Архангелъ:

И въ то время спасутся людіе твои вси, обрѣтшіися вписани въ книзѣ, то есть достойные спасенія, послушавшіеся проповѣди Иліиной, предувѣдѣнные Богомъ издревле и изъ начала; ибо вѣдѣніе Божіе Архангелъ назвалъ книгою.

(2). И мнози отъ спящихъ въ земнѣй персти востанутъ, сіи въ жизнь вѣчную, а оніи въ укоризну и въ стыдѣніе вѣчное. Старающіеся при/с. 235/лагать сіе къ Антіоху, пусть скажутъ, кто при немъ воскресъ, кто получилъ жизнь вѣчную, кто понесъ укоризну и стыдѣніе вѣчное? Если скажутъ, что симъ означаются Маккавеи, вышедшіе изъ пещеръ, то еще большаго достойны будутъ осмѣянія. Ибо въ такомъ случаѣ Маккавеи окажутся и любителями благочестія, и дѣлателями нечестія. Пророчество говоритъ: мнози отъ спящихъ въ земнѣй персти востанутъ, сіи въ жизнь вѣчную, а оніи въ укоризну и въ стыдѣніе вѣчное. Посему, если будутъ понимать сіе о Маккавеяхъ, то Маккавеевъ назовутъ и злыми и добрыми, или однихъ изъ нихъ добрыми, а другихъ злыми. Но такого суда произнести о нихъ не можемъ; потому что все ихъ сообщество благочестиво. Притомъ и жизнь вѣчная не можетъ быть приписана имъ въ настоящемъ вѣкѣ; потому что всѣ они прешли изъ сего вѣка, пріявъ смерть. Посему, оставивъ сіи бабіи басни, познаемъ изъ сего общее воскресеніе мертвыхъ и будущій по воскресеніи судъ. Ибо одни изъ умершихъ наслѣдуютъ вѣчную жизнь; а другіе на вѣкъ преданы будутъ осмѣянію и укоризнѣ. Сказалъ же Архангелъ: мнози, вмѣсто: всѣ. Ибо и блаженный Павелъ вмѣсто: всѣ употребилъ: многіе, говоря: аще бо прегрѣшеніемъ единаго мнози умроша, множае паче благодать Божія и даръ благодатію единаго человѣка Іисуса Христа во многихъ преизлишествова (Рим. 5, 15.).

(3). И смыслящіи просвѣтятся, аки свѣтлость тверди, говоритъ Архангелъ. И Господь въ священномъ евангеліи говоритъ: тогда праведницы просвѣтятся аки солнце (Матѳ. 13, 43.). /с. 236/

И отъ праведныхъ многихъ аки звѣзды во вѣки, и еще. Самые испытанные и избранные уподобятся свѣтлости тверди, и даже солнечному свѣту; а низшіе ихъ (ибо сихъ означилъ Архангелъ словомъ: многіе) будутъ подобны сіянію звѣздъ, во вѣки издавая сіе блистаніе. Такъ и блаженный Павелъ раздѣлилъ чины благочестивыхъ; ибо говоритъ: ина слава солнцу, и ина слава лунѣ, и ина слава звѣздамъ: звѣзда бо отъ звѣзды разнствуетъ во славѣ (1 Кор. 15, 41.). Сказавъ сіе, бесѣдующій съ Даніиломъ присовокупилъ:

(4). И ты Даніиле загради словеса, и запечатай книги до времене скончанія, дондеже научатся мнози, и умножится вѣдѣніе. Положи, говоритъ, на книгѣ печати неясности, и сдѣлай ее не для всѣхъ явственною, дондеже умножится вѣдѣніе, и, по пророчеству, наполнится вся земля вѣдѣнія Господня, аки вода многа покрываетъ море (Иса. 11, 9.). Благодать Божія Духа, по пришествіи Спасителя, снявъ печати сіи, и неясное содѣлала для вѣрующихъ яснымъ.

(5). И видѣхъ, азъ Даніилъ, говоритъ Пророкъ, и се два иніи стояху, единъ о сію страну рѣки, а другій объ ону страну рѣки. (6). И рече къ мужу, оболченному въ ваддимъ, иже бяше верху воды рѣчныя: доколѣ окончаніе чудесъ, яже реклъ еси, и очищеніе ихъ? Молча и не смѣя вопрошать, стоялъ я, говоритъ Пророкъ; но двое другихь, стоявшихъ на томъ и другомъ берегу рѣки, вопросили облеченнаго въ виссонную ризу и носившагося по поверхности водъ: сколько времени продолжатся сіи страшныя и въ ужасъ приводящія событія? И когда будетъ избавленіе отъ оныхъ? /с. 237/

(7). И слышахъ отъ мужа оболченнаго въ ваддимъ, иже бяше верху воды рѣчныя, и воздвиже десницу свою и шуйцу свою на небо, и клятся Живущимъ во вѣки, яко во время и во времена и въ полъ времене. Изъ сего въ точности дознаемъ, что бесѣдовавшій тогда съ Пророкомъ былъ не Самъ Владыка. Ибо Владыка, какъ говоритъ божественный Апостолъ, понеже ни единѣмъ имяше большимъ клятися, клятся Собою (Евр. 6, 13.), глаголя: живу Азъ глаголетъ Господь (Иса. 49, 18.). И блаженный Моѵсей показываетъ, что Самъ Онъ говоритъ: яко воздвигну на небо руку Мою, и кленуся десницею Моею, и реку: живу Азъ во вѣки (Втор. 32, 40.). А бесѣдующій съ Даніиломъ, какъ одинъ изъ подчиненныхъ и исполненныхъ усердія къ Владыкѣ, простеръ къ небу обѣ руки, клятся же Живущимъ во вѣки. Видѣвшій это Даніилъ говоритъ, что имѣлъ онъ руки; однако же знаемъ, что естество Ангеловъ безплотно; принимаютъ же они на себя образы, соображаясь съ пользою видящихъ; часто оказывая свою снисходительность, являются кроткими, а часто, чтобы видящихъ содѣлать болѣе тщательными, представляются грозными. Итакъ клятся Живущимъ во вѣки, яко во время и во времена и въ полъ времене. Означаетъ же симъ три съ половиною года. Тоже изрекъ святый Гавріилъ о рогѣ, творящемъ брань со святыми, который возрастетъ послѣ десяти роговъ, при концѣ Римскаго царства. Послѣ того, какъ изрекъ: три цари смиритъ, и словеса на Вышняго возглаголетъ, и святыхъ Вышняго смиритъ, — присовокупилъ: и дастся въ руку его даже до времене, и временъ и полъ времене (Дан. /с. 238/ 7, 24. 25.); а сіе составляетъ три года съ половиною; потому что временемъ Гавріилъ назвалъ годъ, какъ яснѣе дознаемъ это изъ послѣдующаго.

Яко во время, и во времена, и въ полъ времене, егда скончается разсыпаніе людей освященныхъ, и увѣдятъ Святаго, и скончаются сія вся. Три года съ половиною, говоритъ Ангелъ, продолжится разсѣяніе освященнаго народа, и будетъ совершаться все сіе. Потомъ увѣдятъ Святаго. Подразумѣвается здѣсь великій Илія. Ибо къ концу онаго владычества явится великій Илія и предвозвѣститъ второе пришествіе нашего Спасителя. Къ сему присовокупляетъ блаженный Даніилъ:

(8). И азъ слышахъ, и не разумѣхъ, и рѣхъ: Господи, чтó послѣдняя сихъ? Не понимая сказаннаго о времени, говоритъ Пророкъ, принужденъ я былъ спросить, желая узнать яснѣе; пожелалъ узнать и то, чтó будетъ послѣ сего.

(9). И рече мнѣ: гряди Даніиле, яко заграждена и запечатана словеса, даже до конца времене. (10). Доколѣ избранни будутъ, и убѣлятся, и огнемъ искусятся мнози, и беззаконнуютъ беззаконницы, и не уразумѣютъ вси нечестивіи, и умніи уразумѣютъ. Не безъ причины, говоритъ Ангелъ, сказалъ это я неясно, и, какъ бы печати какія, приложилъ къ словамъ неясность. Божественное предлагать должно не всѣмъ безъ разбора. Но умніи уразумѣютъ при помощи вѣдѣнія, подаваемаго имъ свыше; а живущіе въ беззаконіи и злочестіи не возмогутъ уразумѣть содержащагося въ словахъ; когда же наступятъ самыя событія, ясно узнаютъ пророчества о нихъ. Тогда будутъ отдѣлены отъ праведныхъ дѣлатели худаго /с. 239/ потому что все искуситъ огонь. Это сказалъ и блаженный Павелъ: когождо бо дѣло, говоритъ онъ, явлено будетъ: день бо явитъ: зане огнемъ открывается: и когождо дѣло, яково же есть, огнь искуситъ (1 Кор. 3, 13.). И о томъ еще, что не всѣмъ безъ разбора предлагать должно божественное, говоритъ Господь въ священномъ евангеліи: не дадите святая псомъ, ни пометайте бисеръ вашихъ предъ свиніями (Матѳ. 7, 6.). Блаженному же Даніилу, какъ святому и усердному служителю Владыки, Ангелъ Божій открываетъ время антихристова мучительства, и говоритъ:

(11). Отъ времене же премѣненія жертвы всегдашнія, и дастся мерзость запустѣнія на дни тысяща двѣсти девятдесятъ. Поелику, сказавъ: во время, времена и полъ времене, увидѣлъ, что блаженный Даніилъ не уразумѣваетъ; то, разложивъ время на дни, неразумѣваемое сдѣлалъ для него явнымъ, а для другихъ и при этомъ оставилъ слово неяснымъ. Мерзостію же запустѣнія называетъ самаго антихриста; а премѣненіемъ жертвы всегдашнія, чинъ церковнаго богослуженія, безуміемъ и неистовствомъ антихриста изгоняемый и упраздняемый. Къ сему присовокупляетъ божественный Ангелъ:

(12). Блаженъ терпяй и достигнувый до дней тысящи трехъ сотъ тридесяти пяти. Ангелъ даетъ разумѣть и объявляетъ, что послѣ того, какъ антихристъ пораженъ будетъ отъ Бога, великій Илія будетъ еще проповѣдывать остальные сорокъ пять дней, и явится Владыка, грядущій на облакахъ небесныхъ, и увѣнчаетъ сохранившихъ стяжаніе терпѣнія невредимымъ. Сіе и Господь говоритъ въ /с. 240/ священномъ евангеліи: претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 22.). И изъ сего въ точности можно дознать, что все это не приличествуетъ Антіоху. Ибо Ангелъ сказалъ, что бѣдствіе будетъ продолжаться при Антіохѣ двѣ тысящи и триста дней (Дан. 8, 14.), а при антихристѣ тысящу двѣсти девятдесятъ. Посему и разность времени свидѣтельствуетъ о разности лицъ и событій.

(13). Ты же иди, говоритъ Ангелъ, и почивай. Время тебѣ пріять конецъ жизни.

Еще бо дніе во исполненіе скончанія. Не мало еще времени остается, говоритъ Ангелъ, для состоянія настоящей жизни. И симъ ясно указалъ намъ на скончаніе оной, и открылъ, что предсказанное совершится при скончаніи.

И почіеши, и востанеши во время твое, или правильнѣе, какъ видно изъ послѣдующаго: въ жребій твой, въ скончаніе дней. Теперь, говоритъ Ангелъ, надлежитъ тебѣ пріять общій всѣмъ конецъ; но востанешь, и востанешь не просто, но въ жребій твой, то есть съ сонмомъ единонравныхъ съ тобою. И показывая, когда сіе будетъ, присовокупилъ: въ скончаніе дней. Такъ божественный Архангелъ чрезъ блаженнаго и треблаженнаго Даніила ясно преподаетъ намъ ученіе о воскресеніи. Такъ, окончивъ откровеніе, Пророкъ присовокупилъ:

(14, 1.). И царь Астіагъ приложися ко отцемъ своимъ; и прія Киръ Персянинъ царство его. (2). И бяше Даніилъ сожительствующъ съ царемъ, и славенъ паче всѣхъ друговъ его. Астіагъ былъ дѣдъ Кировъ по матери. По кончинѣ его, поелику сынъ его Кіаксаръ не могъ благоустроить царства, Киръ, /с. 241/ разрушивъ царство ассирійское и халдейское, владычество Мидянъ перенесъ къ Персамъ. Говоритъ же Пророкъ, что раздѣлялъ онъ трапезу съ царемъ, жилъ при царѣ и начальствовалъ надъ всѣми близкими къ царю. А имѣя столько дерзновенія предъ Киромъ, указалъ ему предреченное о немъ Богомъ чрезъ Пророка Исаію, и подалъ ему мысль отпустить изъ плѣна народъ Божій.

Вотъ чтó дознали мы изъ божественнаго пророчества Даніилова. Справедливо же будетъ плакать объ Іудеяхъ, которые Пророка сего осмѣлились исключить изъ пророческаго списка, и притомъ опытомъ дознавъ истинность его пророчества. Извѣстно, что нынѣшніе Іудеи къ инымъ нечестивымъ своимъ дѣламъ присоединили и эту хулу, отрицаніемъ пророчества стараясь затемнить ясное свидѣтельство о пришествіи Спасителя нашего. Но ничего не пріобрѣтутъ они для себя, отрицая сіе пророчество; потому что свидѣтельствуютъ другіе Пророки, вопіютъ и самыя дѣла, согласныя [1] съ предреченіями о Спасителѣ. А что древніе Іудеи блаженнаго Даніила называли великимъ пророкомъ, свидѣтель тому достойный вѣроятія Іосифъ, Еврей, не принявшій христіанской проповѣди, но не рѣшившійся и утаить истину. Въ десятой книгѣ Іудейскихъ древностей сказавъ многое иное о блаженномъ Даніилѣ, присовокупилъ онъ и сіе: «Ему, говоритъ Іосифъ, какъ одному изъ величайшихъ пророковъ, все было даровано въ необычайной мѣрѣ, во время жизни честь и слава у царей и у народа, /с. 242/ а по кончинѣ вѣчная память. Ибо написанныя имъ книги, какія оставилъ онъ, и донынѣ читаются нами, и увѣряемся изъ нихъ, что Даніилъ бесѣдовалъ съ Богомъ; потому что, не только пророчествовалъ онъ о будущемъ, какъ и другіе пророки, но даже опредѣлилъ время, когда совершится предреченное». И нѣсколько ниже продолжаетъ Іосифъ: «въ слѣдствіе исполненія предреченій божественный Даніилъ пріобрѣтаетъ у народа и вѣру въ истину пророчествъ и славу». И далѣе многократно выражается подобнымъ образомъ. А равно въ двѣнадцатой книгѣ Древностей говоритъ еще такъ: «вышло такъ, что запустѣніе храма совершилось по пророчеству Даніила, бывшему за четыреста восемь лѣтъ; онъ показалъ, что разрушатъ его македоняне». Вотъ что свидѣтельствуетъ о пророкѣ Іосифъ. Іудеи же, недугуя крайнимъ безстыдствомъ, не стыдятся и своихъ наставниковъ.

Но мы, какъ отъ Божія Пророка пріявшіе предвѣдѣніе будущаго, приготовимъ себя, умоляю васъ, на оный страшный день, чтобы востать намъ не въ стыдѣніе вѣчное, но въ жизнь вѣчную, которую да улучимъ всѣ мы, по благодати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа! Съ Нимъ слава Отцу, со Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Обыкновенному чтенію: ἁρπάζοντα предпочтено здѣсь другое: ἁρμόζοντα.

Источникъ: Творенія Блаженнаго Ѳеодорита, Епископа Кирскаго. Часть четвертая: [Толкованіе на видѣніе пророка Даніила. Толкованіе на Двѣнадцать пророковъ (Осію, Іоиля, Амоса, Авдія, Іону и Михея).] — М.: Въ типографіи В. Готье, 1857. — С. 233-242. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 29.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.