Церковный календарь
Новости


2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ.
1) Человѣкъ потерялъ истину, послѣ того, какъ изгнанъ былъ изъ рая. 2) Въ чемъ грѣхъ діавола, и въ чемъ — Адама? 3) Человѣкъ грѣшенъ отъ самаго зачатія своего. 4) И возраждается Святымъ Духомъ во святомъ крещеніи. 5) Чего это желали цари и пророки, прежде пришествія Христова? 6) Духовный отецъ долженъ прежде оглашать исповѣдающихся и научать таинству вѣры, а потомъ налагать и эпитимію. 7) Всякому христіанину потребно воспріять божественное измѣненіе.

1. Поелику Адамъ повѣрилъ діаволу, наговорившему ему лжей, и вкусилъ отъ древа познанія; то, какъ повѣрившій лжецу, изпалъ отъ истины. Послѣ сего естество /с. 282/ человѣческое много трудилось, ища истины, но обрѣсти ее не могло. Сіе явно подтверждаютъ всѣ еллинскіе мудрецы, которые никакъ не могли согласовать, привести къ единству и на правый путь направить разнообразное мудрованіе людей, несмотря на то, что многіе употребляли къ тому способы и написали множество пространныхъ сочиненій, въ которыхъ всесторонне разсуждали о добродѣтели и худонравіи. Истина — отъ Бога, въ словѣ Божіемъ содержится, и благодатію Христовою постигается. Благодать во Христѣ Іисусѣ, своею недомыслимою силою, раздробленныя и многосплетенныя воззрѣнія упростила, исправила и объединила нѣкоторымъ, какъ бы физическимъ и непоколебимымъ единствомъ, показавъ тѣмъ, что всѣ другіе къ тому способы и пріемы недѣйственны, непрактичны и безполезны. Руководящіеся сими способами пускаются въ изслѣдованія, чтобъ найти истину, но найти ея не успѣваютъ: она праведно укрылась отъ нихъ. Ибо, такъ какъ человѣкъ, самоохотно и безъ всякаго насилія, принялъ ложь и повѣрилъ ей; то и осужденъ искать истину, и не находить, тещи въ слѣдъ ея, и не достигать. Впрочемъ какъ укрылась отъ насъ истина за то, что мы повѣрили лжи, такимъ же образомъ и опять обрѣтается нами истина, когда вѣруемъ истинѣ. Повѣрилъ Адамъ лжи прикрытой и неявной; а мы вѣруемъ въ великое и явное таинство, — въ Бога воплощенна. Та ложь сама въ себѣ содержала невѣроятность, потому что шла противъ прямой заповѣди Божіей; а это великое таинство воплощенія Христова имѣетъ свидѣтельство вѣрности своей отъ имени Божія. Та ложь, какъ только повѣровано было Адамомъ, что она истина, тотчасъ оказалась ложью, потому что повѣрившаго ей низринула въ тлѣніе и смерть; а это таинство, бывая вѣруемо, оказывается истиною, потому что освобождаетъ вѣрующачо ему отъ тлѣнія и смерти, такъ какъ силою его отъемлется у вѣрующаго грѣхъ и даруется ему добробытіе, или правед/с. 283/ность. Такъ и истина и ложь явными бываютъ по концу своему.

2. Если вникнешь, какой грѣхъ сдѣлалъ діаволъ и какой Адамъ, то не найдешь ничего другаго, кромѣ одной гордости. Но и діаволъ и Адамъ возгордились по причинѣ великой славы, какой преизобильно были удостоены. Будучи облечены славою, не послѣ смиренія и безславія, они по этому самому и возгордились. Такъ какъ они никогда не видѣли смиренія и не знали, что за вещь есть это смиреніе и безславіе, послѣдующее за низверженіемъ съ высоты славы; то, не имѣя страха бывающаго отъ опасенія такой случайности, возгордились. Помысли теперь, сколь велико было смиреніе Господа Іисуса, когда Онъ, будучи Богъ, смирилъ Себя даже до вольной смерти и умеръ на крестѣ смертію, каковая служила наказаніемъ для самыхъ худыхъ людей. Итакъ одинъ грѣхъ гордость, и одна добродѣтель великое смиреніе. Но изъ насъ, такъ какъ мы нынѣ находимся въ таковомъ униженіи и бѣдственности, кто станетъ гордиться, кромѣ развѣ буяго и несмысленнаго? Въ настоящей жизни ни силы никто не имѣетъ въ себѣ божеской, чтобъ являть блестящую славу, и никого нѣтъ, кто бы былъ облекаемъ славою прежде смиренія и безславія, но всякой человѣкъ, раждаясь въ міръ сей, раждается безславнымъ и ничтожнымъ, а потомъ уже мало-по-малу преуспѣвая бываетъ иной разъ и славнымъ.

3. Посему, если кто, испытавъ напередъ такое безславіе и ничтожество, потомъ возгордится, то не безмысленъ ли и не слѣпъ ли онъ? То изреченіе, въ коемъ говорится, что никто не безгрѣшенъ, кромѣ Бога, хотя бы одинъ день житія его былъ на землѣ, не о тѣхъ говоритъ, которые сами лично грѣшатъ; потому что однодневное дитя какъ можетъ согрѣшить? Но этимъ выражается то таинство вѣры нашей, что человѣческое естество бываетъ грѣшно отъ самаго зачатія своего. Богъ не создалъ человѣка грѣшнымъ, а чистымъ и святымъ. Но когда перво/с. 284/зданный Адамъ потерялъ сію одежду святости, не отъ другаго какого грѣха, а отъ одной гордости, и сдѣлался тлѣннымъ и смертнымъ; то и всѣ люди, происходящіе отъ сѣмени Адамова, бываютъ причастны прародительскаго грѣха отъ самаго зачатія и рожденія своего. Кто симъ путемъ родился, хотя бы не сдѣлалъ еще никакого грѣха, уже грѣшенъ есть тѣмъ прародительскимъ грѣхамъ.

4. По сей причинѣ пришло иное рожденіе или возрожденіе, которое возраждаетъ человѣка чрезъ святое крещеніе Духомъ Святымъ, опять возсоединяетъ его съ божескимъ естествомъ, какъ было тогда, какъ создали его руки Божіи, возстановляетъ всѣ душевныя силы его, обновляетъ ихъ и приводитъ въ то состояніе, въ какомъ были онѣ до преступленія первозданнаго Адама, и такимъ образомъ вводитъ его въ царство Божіе, въ которое не можетъ войти некрещенный, просвѣщаетъ свѣтомъ его и даетъ вкусить радостей его. Такъ каждый крещаемый опять содѣлывается такимъ, какъ былъ Адамъ до преступленія, и введенъ бывая въ мысленный рай, пріемлетъ заповѣдь дѣлати его и хранити: дѣлати исполненіемъ заповѣдей Іисуса Христа, возсоздавшаго его, и хранити храненіемъ благодати Святаго Духа, дарованной ему чрезъ святое крещеніе, исповѣдуя, что сила сей благодати, живущей въ немъ, вмѣстѣ съ нимъ исполняетъ заповѣди Христовы. Въ этомъ состоитъ храненіе. И какъ невозможно дому прочно стоять безъ основанія, такъ душѣ, вѣрующей во Христа, невозможно явить богоугодное житіе, если въ нее не вложена будетъ, какъ основаніе, благодать Святаго Духа. Ибо и постъ, и бдѣніе, и долулеганіе, и поклоны, и молитвословія, и всякое другое злостраданіе, ничтоже есть безъ божественной благодати. И если услышишь, что кто-либо, послѣ явныхъ христіанскихъ дѣлъ, отпалъ отъ Христа, знай, что онъ былъ въ то время безъ благодати Божіей. Ибо Св. Духъ животворитъ душу, какъ душа тѣло, и она бываетъ сильна, тверда и постоян/с. 285/на. Великое это есть таинство. Да благоговѣинствуетъ предъ нимъ человѣкъ, да внимаетъ ему и хранитъ его. Сею благодатію Св. Духа совершается въ сердцѣ жертва хваленія, и созидается самое сердце чистое, сокрушенное и смиренное, которое, зная, что не имѣетъ ничего собственнаго, и не можетъ вознестись гордостію. Это смиреніе сердца сокрушеннаго и самоуничиженнаго, истинное, а не напоказъ изъ тщеславія, и есть жертва хваленія, приносимая Богу. Нечистъ предъ Господомъ, сказано, не всякой грѣшникъ, а всякъ высокосердый и гордый, потому что безъ грѣха никого нѣтъ. Смиренносердый праведенъ и праведно дѣйствуетъ: ибо исполненъ благодати Св. Духа, научающей его всякому добру и укрѣпляющей въ немъ. Благодать сія подаетъ ему святыню, безъ коей никто не узритъ Господа (Евр. 12, 14). Почему сказано: да возмется нечестивый, да не видитъ славы Господни (Ис. 26, 10). И кто этотъ нечестивый? Высокосердый, у котораго по мѣрѣ гордыни его бываетъ и мѣра нечестія; какъ наоборотъ у смиренносердаго по мѣрѣ смиренія его бываетъ мѣра благочестія его. Но кто же этотъ смиренносердый? Ни мудрецъ, ни многознатель, ни научникъ, ни искусникъ, ни дѣлецъ, но тотъ, кто имѣетъ благодать Св. Духа, которая, очистивъ душу отъ всякаго грѣха и научивъ ее жить праведно и богоугодно, даруетъ ей истинныя — и мудрость, и знаніе, и умѣніе дѣйствовать.

5. Для этого и Сынъ Божій содѣлался человѣкомъ, и умеръ, давъ Себя въ искупленіе всего естества человѣческаго. Впрочемъ смерть Его была необходимою жертвою и за благочестивыхъ, умершихъ прежде пришествія Его во плоти. Ибо послѣ преступленія Адамова никто и изъ праведныхъ не могъ спасенъ быть, такъ какъ всѣ люди подлежали грѣху прародителя Адама, тлѣнію и смерти, и мечъ огненный никого не пропускалъ въ рай, изъ котораго изгнанъ былъ Адамъ: такъ какъ тѣ святыя обители рая принимаютъ только души непорочныя и чистыя отъ всякаго грѣха, какъ говоритъ Апостолъ, что /с. 286/ тлѣніе не наслѣдуетъ нетлѣнія (1 Кор. 15, 50). Почему необходимо было, чтобъ нетлѣнный Сынъ Божій посредствомъ тлѣнной плоти Своей данъ былъ въ жертву, дабы искупить праведныхъ тѣхъ отъ тлѣнія. Ибо сами собою они не могли опять придти въ нетлѣніе, изъ коего низпалъ Адамъ; но это было дѣломъ великаго домостроительства Христова, совершеннаго съ судомъ и правдою. А для тѣхъ, которые родились послѣ рождества Христова, Онъ есть и жертва и пища посредствомъ причащенія пречистыхъ таинъ, въ коемъ чрезъ единеніе, въ какое вступаетъ съ причащающимся, Онъ обновляетъ его и возсозидаетъ, и неизреченною силою творческаго Божества пріискренно сочетаваетъ съ Собою и Собою проникаетъ, т.-е. дѣлаетъ Богомъ по благодати: подобно тому, какъ и огонь, чрезъ свое проникновеніе, дѣлаетъ огнемъ тѣ твердыя тѣла, которыя его принимаютъ и имъ проникаются, какъ напримѣръ, желѣзо, мѣдь и подобныя, — дѣлаетъ огнемъ, но не измѣняетъ природы ихъ, а дѣлаетъ лишь то, что они, пока находятся въ такомъ сочетаніи съ огнемъ, бываютъ и сами огнемъ. И сіе-то есть то, чего желали пророки, цари и праведники, бывшіе прежде Христа, такъ какъ провидѣли тѣхъ, которые имѣли быть плоть отъ плоти Христа и кость отъ костей Его, а себя самихъ видѣли лишаемыми столь великаго блага.

6. Которые же научены сему великому таинству христіанства, и познавъ его, сдѣлались вѣрующими и вѣрными ему, а потомъ пали, какъ человѣки, плоть носящіе, для тѣхъ нѣтъ другаго средства возвратить потерянное, какъ покаяніе во всемъ, въ чемъ погрѣшили. Прибѣгнуть имъ надобно къ врачу духовному, и исповѣдавъ ему грѣхъ свой, открывъ рану свою, съ покорностію и желаніемъ принять слѣдующую по правиламъ эпитимію, какую наложитъ духовный отецъ; потому что такія эпитиміи разрѣшаютъ узы грѣховныя и служатъ для ранъ душевнымъ пригоднымъ врачевствомъ, чтобъ исцѣлить ихъ. Необходимо, говорю, грѣшащимъ по крещеніи нести эпитимію; /с. 287/ потому что они были уже просвѣщены и вкусили дара небеснаго (Евр. 6, 4), т.-е. опытно познали силу Христову, почему должны были мужественно стоять противъ искушенія и не грѣшить, какъ говоритъ Апостолъ: грѣхъ вами да не обладаетъ: нѣсте бо подъ грѣхомъ, но подъ благодатію (Рим. 6, 14).

Еслибъ они не пренебрегли благодати Божіей, уже познанной, то она не попустила бы имъ согрѣшить. Сами собою сдѣлались они повинными крови Христовой, очистившей совѣсть ихъ отъ мертвыхъ дѣлъ, чтобъ служить Богу живому и истинному; почему имѣютъ нужду во вторичномъ очищеніи чрезъ покаяніе, которое бываетъ соединено съ трудами и потами, стенаніями и слезами, чтобъ каждый изъ нихъ могъ сказать къ Богу: виждь смиреніе мое и трудъ мой и остави вся грѣхи моя (Псал. 24, 18). Не потому такъ надо, чтобъ Богъ имѣлъ нужду въ трудахъ и потахъ кающагося, но для того, чтобъ кающійся, получивъ благодать Божію безъ труда, опять не пренебрегъ ее, какъ и прежде, и не былъ за то осужденъ вѣчно горѣть въ неугасимомъ огнѣ адскомъ.

Но которые не знаютъ таинства христіанства, каковы наибольшая часть изъ такихъ крещеныхъ, которые именуются, какъ крещеные, христіанами, но не оглашены христіанскимъ ученіемъ и совсѣмъ остаются невѣдающими, и, скажу такъ, непросвѣщенными (крещеніемъ просвѣщены, но не просвѣщены вѣдѣніемъ), потому что не знаютъ и не разумѣютъ воистину, въ чемъ состоитъ таинство христіанства, — такъ когда таковые, каясь, исповѣдаютъ грѣхи свои, содѣланные ими по крещеніи, то ихъ не должно слишкомъ вязать на духу и возлагать на нихъ тяжелыя эпитиміи; потому что это не будетъ для нихъ полезно, такъ какъ они будучи не научены и не просвѣщены, и не имѣя вѣдѣнія о тайнѣ Христа, не могутъ восчувствовать, какъ должно, этихъ вязаній и эпитимій. Они въ невѣдѣніи вѣровали, въ невѣдѣніи и грѣшили; и /с. 288/ поелику безъ разума грѣшили, то не могутъ, какъ должно, уразумѣть разумность духовнаго ихъ врачеванія.

Итакъ, какъ для тѣхъ, которые научены и просвѣщены и знаютъ таинство христіанства, по мѣрѣ ихъ знанія и грѣха, т.-е. судя по тому, какое имѣютъ вѣдѣніе и знаніе о таинствѣ христіанства, и сколь тяжкій учинили грѣхъ, потребны и обязанія, и врачества, и прижиганія и злостраданія, т.-е. посты, бдѣнія, долулеганія, колѣнопреклоненія, и прочее: такъ для тѣхъ, которые не знали и не были научены таинству христіанства, потребны напередъ наученіе, оглашеніе ученіемъ вѣры и просвѣщеніе, и потомъ уже каноническія эпитиміи. Ибо неразумно вязать и прижигать, т.-е. налагать, по правиламъ, эпитимію на немогущаго восчувствовать то, какъ несмысленно лечить мертваго.

Впрочемъ, какъ говоритъ божественный Павелъ, елицы въ законѣ согрѣшиша, т.-е. при знаніи таинства вѣры и христіанства, закономъ судъ пріимутъ, т.-е. должны быть судимы и эпитимизованы по всей строгости священныхъ каноновъ; а которые безъ закона согрѣшили, то-есть не знали всего, что относится къ вѣрѣ и что необходимо для спасенія, и не научились тому, тѣ безъ закона и погибнутъ (Рим. 2, 12), т.-е. и безъ приложенія къ нимъ всей строгости каноновъ, погибнутъ (если не покаются), при всемъ томъ, что могутъ предлагать безполезно въ оправданіе свое, что не знали, какъ обязаны были поступать: ибо Господь говоритъ: проповѣстся сіе Евангеліе царствія по всей вселеннѣй, во свидѣтельство всѣмъ языкомъ (Матѳ. 24, 14). Если такимъ образомъ языки осуждаются (за невѣдѣніе), тѣмъ паче будутъ осуждены тѣ христіане, которые, находясь въ оградѣ церкви Христовой, не знаютъ истиннаго ученія о христіанскомъ благочестіи, потому что не позаботились поучиться ему гдѣ и какъ слѣдуетъ, по нерадѣнію и презорству къ столько великому дѣлу, совершенному для насъ Сыномъ Божіимъ, для коего Онъ, будучи Богъ, содѣлался человѣкомъ и /с. 289/ претерпѣлъ крайне поношеніе, умерши на крестѣ, будто злодѣй.

7. Великое благо есть вѣровать во Христа, потому что безъ вѣры во Христа никому невозможно спастись; но надобно и научиться слову истины и познать его. Благо есть научиться слову истины, и знать его необходимо но надобно и крещеніе пріять во имя Святыя и Живоначальныя Троицы, для оживленія души. Благо есть крещеніе пріять и чрезъ него новую жизнь духовную, но надобно, чтобъ и чувствомъ ощущена была сія таинственная жизнь, или умное въ духѣ просвѣщеніе. Благо есть воспріять чувствомъ умное въ духѣ просвѣщеніе, но надобно являть и дѣла свѣта. Благо есть дѣлать дѣла свѣта, но надобно облечься и во смиреніе и кротость Христову, для совершеннаго уподобленія Христу. Кто достигнетъ сего и сдѣлается кротокъ и смиренъ сердцемъ, такъ какъ бы это были естественныя его расположенія, тотъ несомнѣнно внидетъ въ царство небесное и въ радость Господа своего. Впрочемъ и всѣ тѣ, которые текутъ путемъ Божіимъ по указанному мною порядку, если случится, что естественная смерть пресѣчетъ посредѣ сіе ихъ теченіе, не будутъ отогнаны отъ дверей царствія Божія, и двери сіи не будутъ затворены предъ ними, по безпредѣльной милости Божіей. Но которые не текутъ такимъ порядкомъ, тѣхъ суетна жизнь, суетна и вѣра, если какую имѣютъ во Христа Господа, Коему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, со безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 281-289.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.