Церковный календарь
Новости


2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

СЛОВА ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА НОВАГО БОГОСЛОВА.
Въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.
(Переводъ свт. Ѳеофана Затворника. Выпускъ 1-й. Изданіе 1-е. М., 1882).

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЕ.
1) Богъ въ день суда осудитъ, какъ грѣшниковъ, тѣхъ, которые не ищутъ пріять благодать Божію. 2) Сила грѣха непонятна. 3) Христосъ употребляетъ члены христіанъ, какъ орудія.

1. Естеству человѣческому свойственно грѣшить, потому что съ того времени, какъ Адамъ преступилъ заповѣдь Божію, стало немощно естество сіе и не можетъ не грѣшить. (Немощно оно есть, потому что не облечено умною свыше силою Святаго Духа, которая называется благодатію Господа нашего Іисуса Христа; благодатію же называется, потому что даруется человѣку по одной вѣрѣ, а не за добрыя дѣла). Какъ опять естеству ангельскому свойственно не грѣшить, потому что ангелы сильны крѣпостію и облечены въ божественное одѣяніе Духа Святаго, безъ коего невозможно не грѣшить. Посему, когда Богъ сядетъ на престолѣ судить міръ, тогда осуждая грѣшниковъ за то, что грѣшили, осудитъ ихъ наипаче за то, что не прибѣгали къ Богу всевышнему, яко немощные и грѣшащіе по немощи, и не умоляли Его послать имъ свыше благодать Всесвятаго Духа, да избавитъ ихъ отъ немощи и даруетъ имъ силу не грѣшить.

Кто не знаетъ, что Ангелы, облечены ли они во всеоружіе свое, или не облечены, сильнѣе человѣка? (А всеоружіе Ангеловъ есть вседержительная сила Святаго Духа, которую носятъ они въ себѣ съ того момента, какъ созданы, такъ какъ и созданы быть разумными и мысленными пріятелищами несозданнаго и божественнаго осіянія, яко существа чистѣйшія). Сильнѣе, потому что суть /с. 277/ простое естество; а люди составлены изъ словесной и мысленной души и изъ тѣла чувственнаго и видимаго. Облечены были и они такимъ же всеоружіемъ, т.-е. божественною силою, какую носятъ въ себѣ и Ангелы, какою и люди бываютъ сильны и святы (хотя одинъ только Адамъ до преступленія заповѣди былъ облеченъ въ такое всеоружіе Божіе). Но поелику Богъ совлекъ съ діавола за гордость сію божественную силу, равно какъ и со всего его полчища; то эта нечистая сила позавидовала человѣку и употребила свои усилія, чтобъ и съ человѣка была совлечена божественная сила. И дѣйствительно, по навѣту ея, лишился человѣкъ покрывавшей его божественной силы и сдѣлался обнаженнымъ отъ нея, какъ были уже обнажены отъ нея демоны. И вотъ обнаженные демоны побѣждаютъ обнаженнаго человѣка, какъ сильнѣйшіе его; потому что они просты и безтѣлесны, а человѣки сложны и несутъ бремя плоти. И съ того времени, какъ палъ первозданный, даже доселѣ никто не можетъ и не могъ, да и въ послѣдующее время никогда не возможетъ ни одинъ человѣкъ противостать діаволу и прочимъ нечистымъ силамъ и препобѣдить ихъ, потому, какъ я сказалъ, что хотя и они обнажены отъ божественной силы, но какъ безплотные, они сильнѣе обнаженныхъ той же силы людей. Почему и Апостолъ говоритъ: братіе, облецытеся во вся оружія Божія, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ: яко нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, духовомъ злобы поднебеснымъ (Еф. 6, 10-12). И въ этомъ ничего нѣтъ дивнаго (т.-е. что они міродержители). Ибо какъ только обнажился человѣкъ отъ божественной благодати, тотчасъ и вся видимая тварь, созданная для человѣка, обнажилась вмѣстѣ съ человѣкомъ отъ божественнаго свѣта, ее осіявавшаго, и растлилась, какъ говоритъ тотъ же Апостолъ: суетѣ тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на упованіи, яко /с. 278/ и сама тварь свободится отъ работы истлѣнія въ свободу славы чадъ Божіихъ. Вѣмы бо, яко вся тварь съ нами совоздыхаетъ и сболѣзнуетъ даже донынѣ. Чаяніе бо твари откровенія сыновъ Божіихъ чаетъ (Рим. 8, 19-22). А когда вся видимая тварь лишилась такимъ образомъ божественнаго освѣщенія, тогда началъ въ ней носиться (χορευειν гарцовать) діаволъ съ прочими демонами, какъ хотѣлъ, и гдѣ хотѣлъ, и сдѣлался княземъ міра сего преходящаго. Княземъ и властителемъ міра сего былъ человѣкъ; но когда діаволъ прельстилъ его, то, по попущенію Божію, взялъ отъ него начальство и власть, и назвался княземъ міра сего, и властвуетъ, какъ и разбойники властвуютъ надъ тѣмъ, что насильственно захватятъ въ свои руки, не сущу избавляющу, ниже спасающу (Пс. 7, 3). Есть, правда, избавляющій и спасающій Богъ; но этотъ разбойникъ діаволъ успѣваетъ такъ обольщать подпавшихъ его тиранніи, что они остаются довольными бѣдственнымъ положеніемъ, въ коемъ находятся, рады рабству своему, любятъ нечистоты и неправды, въ коихъ валяются, и не желаютъ освобожденія.

2. И это рабство діаволу есть нѣкая престранная вещь. Ибо вообрази, какимъ непонятнымъ образомъ властвуетъ грѣхъ надъ человѣческимъ естествомъ?! Большею частію этого ни разумъ не разумѣетъ, ни совѣсть не ощущаетъ. Понять нельзя, какимъ образомъ бываетъ, что человѣкъ находитъ утѣху и веселіе въ пѣсняхъ и пляскахъ, въ шуткахъ и смѣхахъ, въ играхъ и забавахъ, въ борьбахъ и кулачныхъ бояхъ, и во многомъ другомъ излишнемъ и непотребномъ, и несмотря на то, что все это очевидно безполезно и непристойно человѣку, не жалѣетъ на это трудовъ, заботы и силъ; а къ тому, что добро и Богу угодно и не требуетъ иногда никакихъ трудовъ, душа у него не лежитъ, и онъ тяготится тѣмъ, скучаетъ за тѣмъ и бѣжитъ отъ того, хотя то никакого не причиняетъ ему зла, а приноситъ одно добро. И смотри, какъ лукава эта тайная сила! Она привела человѣка, разумную тварь, въ /с. 279/ такое бѣдное и жалости достойное состояніе, что онъ отвращается отъ подобающаго ему, какъ отъ неподобающаго, и любитъ неподобающее ему и несообразное съ нимъ, какъ подобающее и сообразное. И еще хуже то, что когда познавъ всю пустоту и лживость такихъ утѣхъ, онъ захочетъ отстать и отвратиться отъ нихъ, то встрѣчаетъ въ этомъ большой для себя трудъ. Понимаешь ли эту бѣдственность? Постигаешь ли нужду и насиліе, претерпѣваемое человѣческимъ естествомъ? Видишь ли опасность? Когда призываютъ въ храмъ Божій: то какъ старцы, такъ юноши и дѣти тяготятся идти; а на гулянья, игры и въ хороводы всѣ бѣгомъ бѣгутъ съ великою радостію и поспѣшностію.

3. Сколь же великая потребна для человѣческаго естества сила, чтобы преодолѣть эту злую дѣйствующую въ немъ силу, и отложить такой нравъ неестественный, кажущійся ему естественнымъ, и воспріять естественный, кажущійся ему неестественнымъ? Требуется сила божественная и вышеестественная; потому что если не будетъ онъ возсозданъ и обновленъ благодатію Господа нашего Іисуса Христа, то не можетъ перемѣниться на лучшее и придти въ свое естественное состояніе. И пусть никто не присвояетъ себѣ спасенія, если не измѣнился еще въ настроеніе духовное и богоугодное, какое подобаетъ имѣть человѣку, такъ чтобы радовался о дѣлахъ божественныхъ и скорбѣлъ о злыхъ. Только въ такомъ случаѣ, по мѣрѣ воспріемлемаго имъ измѣненія, можетъ онъ питать и надежду спасенія. Посему смотри всякой христіанинъ на себя по этимъ чертамъ, какъ въ зеркало, чтобъ не обмануть себя самого, потому что характеръ и признакъ тѣхъ, которые могутъ имѣть надежду спасенія, явны.

Это непонятное насильство, какое претерпѣваетъ отъ грѣха и діавола естество человѣческое, знали и древніе святые пророки, и чтобъ избавиться отъ него, взывали ко Господу, и Онъ посылалъ слово Свое, и исцѣлялъ ихъ, /с. 280/ и избавлялъ отъ растлѣній ихъ (Пс. 106, 20). А святые, являющіеся послѣ воплощеннаго домостроительства, имѣютъ въ себѣ Самого Христа Сына Божія и Бога, и носятъ Его въ себѣ, сію Ѵпостасную силу и премудрость Божію. И кто посмѣетъ напасть и вооружиться на тѣхъ, которые облечены во Христа, какъ во всеоружіе Божіе? На такихъ не смѣетъ нападать діаволъ шуіими, т.-е. грѣхами, но нападаетъ десными, т.-е. добрыми ихъ дѣлами, покушаясь ввергнуть ихъ въ высокоуміе. Но буй есть и несмысленъ тотъ, кто вздумалъ бы гордиться по поводу всеоружія Божія или вседержительной силы Божіей, являемой въ немъ. Ибо Апостолъ, говоря: представьте уды ваша оружія правды Богови, и грѣхъ вами не будетъ обладать, потому что вы подъ благодатію (Рим. 6, 13. 14), явно показываетъ, что дѣйствующій сими орудіями есть Богъ. Посему, какъ чувственныя оружія не имѣютъ своей воли и смысла, чтобы поперечить въ чемъ-либо пользующемуся ими воину, но бываютъ ему послушны, на что бы онъ ихъ ни употреблялъ, оставляя ему свободу дѣйствовать ими, какъ и когда хочетъ: такимъ же образомъ и христіанинъ долженъ представить уды свои послушными Богу, и что бы ни дѣлалъ, дѣлать то такъ, какъ того хощетъ Богъ; пусть и слушаетъ, и смотритъ, и говоритъ, и осязаетъ, и обоняетъ, и ходитъ, и стоитъ, и лежитъ и сидитъ, и дѣлаетъ, и безъ дѣла бываетъ, и съ другими общится и уединяется, и даетъ и принимаетъ, и строитъ и разоряетъ, и все вообще пусть дѣлаетъ такъ, какъ хощетъ Богъ. При семъ разсуди всякъ: когда воинъ вооруженный поражаетъ оружіями своими врага, и какъ изрядный борецъ показываетъ тѣмъ силу свою и воинскую опытность, то онъ есть побѣждающій, а не оружіе; и какъ то, что онъ не могъ бы воевать безъ оружія, истинно, такъ и то, что побѣда есть дѣло воина, а не оружія, неложно. Отсюда возьми себѣ такое наведеніе, что какъ оружія, если не бываютъ въ рукахъ воина, который могъ бы ими дѣйствовать, остаются праздными и бездѣйствен/с. 281/ными, такъ и члены христіанина, если не дѣйствуетъ ими Христосъ, нося ихъ, остаются бездѣйственными (на добро), и не только бездѣйственными, но діаволъ, находя, что не носитъ ихъ Христосъ и они бездѣйственны, схватываетъ ихъ, надѣваетъ и начинаетъ воевать ими противъ христіанъ, и множество душъ оскверняетъ. Если же Христосъ есть воитель, если члены вѣрующихъ въ него суть оружія Христовы, и тотъ, кто побѣждаетъ сими оружіями, есть Самъ Христосъ, какъ Онъ же и брань самую ведетъ: то всячески потребно, чтобы всякій христіанинъ былъ послушенъ Христу, подобно тому, какъ послушны воину бездушныя оружія, чтобы Христосъ одерживалъ чрезъ нихъ побѣду и потомъ дѣлалъ и ихъ, какъ оружія, участниками въ своей славѣ. Оружія сіи, при всемъ томъ что разумны, не должны имѣть другаго движенія, кромѣ того, которое бываетъ по волѣ Самого Христа — воителя и побѣдителя. А кто непослушенъ волѣ Христовой, тотъ всуе состоитъ въ числѣ христіанъ. Намъ же буди всегда представлять члены свои въ послушныя Христу оружія, силою Его. Ему слава и держава, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова. Въ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа Ѳеофана. Выпускъ первый. — М.: Въ Университетской типографіи (М. Катковъ), 1882. — С. 276-281.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.