Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ИЗБРАННЫЯ СЛОВА СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ ЧЕСТЬ И СЛАВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
1-е изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. СПб., 1868.

VII.
СЛОВО НА БЛАГОВѢЩЕНІЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Св. Григорія Неокесарійскаго.

Нынѣ Ангельскіе лики воспѣваютъ славу Божественную, и свѣтъ Христова пришествія возсіяваетъ вѣрнымъ. Нынѣ для насъ радостная весна; солнце правды — Христосъ лучезарнымъ сіяніемъ просвѣтилъ насъ и озарилъ умы вѣрныхъ. Нынѣ обновляется Адамъ и вознесенный на небо торжествуетъ съ Ангелами. Нынѣ вся вселенная исполняется радостію по причинѣ снисшествія на людей Святаго Духа. Нынѣ явилась Божественная благодать, надежда (благъ) невидимыхъ, и ясно открыла намъ чудеса, превышающія умъ, таинство сокровенное отъ вѣка. Нынѣ соплетаются вѣнцы за постоянство въ добродѣтели. Нынѣ Богъ, желая увѣнчать священныя главы людей благопослушныхъ и соблюдающихъ дни празднственные, именуетъ хранителей вѣры зваными и наслѣдниками и въ небесное царство со тщаніемъ приглашаетъ мудрствующихъ небесное принять участіе въ Божественной службѣ безплотныхъ ликовъ. Нынѣ исполнилось слово Давида: да возвеселятся небеса и радуется земля; воз/с. 84/радуются поля и вся, яже на нихъ, тогда возрадуются вся древа дубравная отъ лица Господня, яко грядетъ (Псал. 95, 11. 12). Давидъ говоритъ о деревахъ; Предтеча же Господень, во время самаго пришествія Его, говоритъ уже о деревахъ, приносящихъ плоды достойные покаянія (Матѳ. 3, 8). А Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ возвѣщаетъ и всегдашнюю радость для всѣхъ вѣрующихъ въ Него; ибо Онъ говоритъ: узрю вы и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22).

Такъ нынѣ проповѣдуется намъ преславное и неизреченное таинство христіанъ, запечатлѣвшихъ свое упованіе во Христа святостію и благочестіемъ. Нынѣ Гавріилъ, предстоящій предъ Богомъ, приходитъ къ Пречистой Дѣвѣ и благовѣствуетъ Ей: радуйся, Благодатная! (Лук. 1, 28). И когда Она начала размышлять въ Себѣ, чтó бы это было за привѣтствіе, Ангелъ тотчасъ присовокупилъ: Господь съ Тобою; не бойся Маріамь: обрѣла бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чревѣ и родиши Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ. Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго наречется: и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида отца Его, и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (ст. 29-33). Маріамь сказала Ангелу: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю (ст. 33)? т. е. останусь ли Я дѣвою, или отнимется достоинство дѣвства? Когда съ удивленіемъ размышляла объ этомъ святая Дѣва; то Ангелъ въ краткихъ словахъ выразилъ Ей сущность своей рѣчи: Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій (ст. 34-35), т. е. каково Оно есть, такимъ дѣйствительно и будетъ названо.

/с. 85/ И такъ, благодать достойно избрала изъ всѣхъ родовъ одну святую Марію. Она была подлинно премудра во всемъ и во всѣхъ родахъ никогда не нашлось подобной Ей. Она поступила не такъ, какъ прежде дѣва Ева, которая, уединенно ходя въ райскомъ саду, разсѣяннымъ умомъ неосторожно вняла слову змія — виновника зла, и такимъ образомъ растлила свой умъ, а чрезъ нее льстивый врагъ излилъ ядъ и ввелъ смерть во весь міръ (отчего произошли бѣдствія, постигающія святыхъ): это паденіе вознаграждено только святою Дѣвою. Святая не прежде приняла даръ, какъ узнавъ, кто послалъ, и что это за даръ, и кто его приноситъ. Разсуждая съ Собою въ недоумѣніи, Она какъ-бы такъ говоритъ Ангелу: откуда ты принесъ намъ такое благословеніе? изъ какихъ сокровищницъ послана намъ эта жемчужина слова? откуда подается такое обѣтованіе? Ты снисшелъ съ неба, но ходишь по землѣ. Являешься въ человѣческомъ образѣ и однакоже сіяешь блескомъ свѣта. Когда Святая помышляла объ этомъ въ Себѣ, то Архангелъ разрѣшилъ Ея недоумѣніе слѣдующими словами: Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій. Не бойся, Маріамь; я пришелъ не для того, чтобы поразить тебя страхомъ, но удалить отъ тебя причину страха. Не бойся, Маріамь: обрѣла бо еси благодать у Бога; не мысли о благодати по тому, чтó въ природѣ; ибо благодать ни мало не подчиняется законамъ естества. Марія! Ты узнала то, что было сокрыто отъ патріарховъ и пророковъ. Дѣва! Ты постигла то, что доселѣ оставалось невѣдомымъ для самихъ Ангеловъ. Пресвятая! Ты услышала то, чего не удостоился слышать сонмъ мужей Богоносныхъ. Моѵсей, Давидъ, Исаія и Даніилъ и всѣ пророки хотя и проповѣдывали объ этомъ, но не постигали способа со/с. 86/вершенія. Только Ты одна, Пресвятая Дѣва, воспріемлешь нынѣ таинства, незнаемыя ими всѣми и понимаешь образъ совершенія. Гдѣ Духъ Святый, тамъ все совершается скоро; гдѣ Божественная благодать, тамъ все возможно для Бога: Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Всевышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій; если сынъ Божій, то безъ сомнѣнія и Богъ, соестественный, совѣчный Отцу, въ Которомъ проявляется все величіе Отца. Онъ есть образъ ѵпостаси и сіяніе славы Отчей. Какъ изъ нескуднаго источника текутъ рѣки, такъ изъ этого вѣчнаго и всегда живаго источника проистекаетъ вѣчный и истинный свѣтъ міра — Христосъ Богъ нашъ. Объ этомъ взывали и пророки: рѣчная устремленія веселять градъ Божій (Псал. 45, 5). Онъ веселитъ не только одинъ градъ, но и всѣ, и подобно одному граду — всю вселенную.

Архангелъ прежде всего сказалъ святой Дѣвѣ Маріи слѣдующее: радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою, именно потому, что въ Ней почивало все сокровище благодати. Изъ всѣхъ родовъ нашлась одна эта Дѣва, святая тѣломъ и духомъ, и одна носитъ Того, Кто глаголомъ носитъ всяческая (Евр. 1, 3). Удивляетъ въ Ней не только лѣпота тѣлесная, но и душевныя Ея добродѣтели. Потому-то Архангелъ сперва и возгласилъ Ей: радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою; т. е. не земной женихъ, но Самъ Господь святыни, отецъ чистоты, виновникъ нетлѣнія, податель свободы, поручитель спасенія, хранитель истиннаго мира, Тотъ, — Кто изъ дѣвственной земли создалъ человѣка, а изъ ребра его образовалъ Еву. Сей самый Господь съ Тобою и изъ Тебя!

Итакъ, возлюбленные, подражая Ангельскому хвалебному /с. 87/ гласу, радостно исполнимъ и мы долгъ благодарности, взывая (Маріи): радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою. Поистинѣ Тебѣ свойственно радоваться, потому что съ Тобою Божественная благодать. Она вселилась въ Тебя, способомъ, вѣдомымъ ей: съ рабою Царь славы, съ благолѣпнѣйшею прекраснѣйшій паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ, съ нескверною соединяется Тотъ, Кто освящаетъ всяческая! Съ Тобою Богъ и совершенный человѣкъ, въ коемъ живетъ всякое исполненіе Божества (Кол. 2, 9). Радуйся, Благодатная! источникъ свѣта, просвѣщающаго всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Радуйся, Благодатная! востокъ умнаго солнца и чистый цвѣтъ жизни. Радуйся, Благодатная! лугъ благоуханный; радуйся, Благодатная! вѣтвь присноцвѣтущая, услаждающая души, прославляющія Тебя. Радуйся, Благодатная! нива неоранная, принесшая плоды обильнѣйшіе. Хотя Ты носила во чревѣ по обыкновеннымъ законамъ природы и нашему обычаю: но это было и выше природы, потому что въ Тебя нисшелъ свыше Богъ-Слово и въ пречистыхъ ложеснахъ Твоихъ возсоздалъ Адама; раждаемое въ святой Дѣвѣ было отъ Духа Святаго и истинная плоть заимствована отъ Ея плоти. Какъ жемчужина неизвѣстнымъ образомъ составляется изъ двухъ началъ, молніи и воды; такъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ неслитно и неизмѣнно происходитъ изъ чистой, непорочной, нескверной и святой Дѣвы Маріи; будучи совершеннымъ Богомъ, содѣлывается и совершеннымъ человѣкомъ; во всемъ подобный Отцу, во всемъ также соестественъ и намъ, исключая грѣха. Его желали видѣть многіе изъ святыхъ праотцевъ, патріарховъ и пророковъ, и не могли. Правда, нѣкоторые изъ нихъ созерцали Его образно въ видѣніяхъ и какъ-бы въ гаданіи; нѣкоторые слышали и Божествен/с. 88/ный гласъ въ столпѣ облачномъ, зрѣли и святыхъ Ангеловъ; но къ одной только святой Дѣвѣ Маріи пришелъ Архангелъ во свѣтѣ съ благовѣстіемъ: радуйся, Благодатная! Она приняла слово и, по исполненіи времени, произвела безцѣнную жемчужину.

Пріидите же и вы, возлюбленные, и на псалтири Богодухновеннаго Давида воспоемъ предуказанныя слова: воскресни, Господи, въ покой Твой, Ты, и животъ святыни Твоея (Пс. 131, 8). Подлинно святая Дѣва есть кивотъ, внутрь и внѣ позлащенный и принявшій въ Себя все сокровище освященія. Воскресни, Господи, въ покой Твой. Изыди, Господи, изъ нѣдръ Отца, дабы возставить падшій родъ прародителя. Возсылая такое моленіе и въ пророчественномъ духѣ обращаясь къ лозѣ, имѣющей произрастить цвѣтъ прекраснѣйшаго плода, Давидъ говоритъ: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего. И возжелаетъ царь доброты твоея: зане той есть Господь твой и поклонишися Ему (Пс. 44, 11. 12). Слыши, Дщи, то, что предсказано о Тебѣ и собственными очами созерцай самое дѣло. Слыши меня, благовѣствующаго Тебѣ Архангела, который ясно возвѣщаетъ Тебѣ величайшее таинство. Пріидите, возлюбленные, и мы, возобновивъ въ памяти прошедшее, прославимъ, ублажимъ и возвеличимъ отрасль Іессея, произрастившую для насъ сверхъестественно жезлъ (Христа). Лука, въ Божественномъ Евангеліи свидѣтельствуя не только объ Іосифѣ, но и о Богородицѣ Маріи, повѣствуетъ о родственномъ союзѣ Ея съ Давидомъ. Взыде Іосифъ отъ Галилеи — говоритъ онъ — изъ града Назарета во Іудею, во градъ Давидовъ, иже нарицается Виѳлеемъ, зане быти ему отъ дома и отечества Давидова, написатися съ /с. 89/ Маріею, обрученною ему женою, сущею непраздною. Бысть же, егда быша тамо, исполнишася дніе родити Ей, и роди Сына Своего первенца, и повитъ Его, и положи Его въ яслехъ: зане не бѣ имъ мѣста во обители (Лук. 2, 4-7). (Марія) пеленами повила Того, Кто одѣвается свѣтомъ, яко ризою (Пс. 103, 2); пеленами повила Того, Кто создалъ всю тварь; положила въ ясляхъ Того, Кто сѣдитъ на Херувимахъ и Котораго славословятъ безчисленные сонмы Ангеловъ. Слово Божіе почило въ ясляхъ безсловесныхъ животныхъ, для того, чтобы людямъ, содѣлавшимся неразумными по своей свободной волѣ, даровать смыслъ. На трапезѣ животныхъ предложенъ хлѣбъ небесный, чтобы людей, огрубѣвшихъ подобно животнымъ, сдѣлать участниками таинственной трапезы. Зане не бѣ имъ мѣста во обители: на землѣ не имѣлъ мѣста сотворившій словомъ небо и землю. И это потому, что Онъ богатъ сый, обнища насъ ради (2 Кор. 8, 9), и по сродной Ему благости къ намъ, избралъ для спасенія естества нашего самое крайнее уничиженіе. Тотъ, Кто исполнилъ во всей точности совѣтъ домостроительства (Божія), положенный въ небѣ, въ нѣдрахъ Отца, возлегъ въ вертепѣ, въ ложеснахъ матернихъ и въ ясляхъ. Сонмы Ангеловъ окружали Его, воспѣвая славу на небѣ и миръ на землѣ. Онъ сидѣлъ на небѣ одесную Отца, и въ то же время почивалъ въ ясляхъ, какъ-бы на Херувимахъ. Но поистинѣ и здѣсь былъ тогда престолъ Херувимскій, престолъ царскій, Святое святыхъ, престолъ единый славный на землѣ, святѣйшій; на немъ почивалъ Христосъ Богъ нашъ. Ему слава, честь и держава со безначальнымъ Отцемъ, со всесвятымъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Избранныя слова Святыхъ Отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. Съ приложеніемъ подобія иконы Божіей Матери Одигитріи, написанной Св. Евангелистомъ Лукою. — Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографіи А. Траншеля, 1868. — С. 83-89.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.