Церковный календарь
Новости


2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 36-я (1908)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 35-я (1908)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 62-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 61-я (1956)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 38-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 37-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 36-е (1975)
2019-07-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 35-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

О сборникѣ «Христіанская жизнь по Добротолюбію».

«Добротолюбіе» — сборникъ аскетическихъ твореній святыхъ отцовъ IV–XV вв., составленный преп. Никодимомъ Святогорцемъ († 1809 г.) и свт. Макаріемъ, митр. Коринѳскимъ († 1805 г.). Слово «Добротолюбіе» (греч. «Филокалія») означаетъ: любовь къ прекрасному, возвышенному, доброму. Съ точки зрѣнія православной аскетики, прекрасной и возвышенной является добродѣтель, формирующаяся въ непрестанномъ подвигѣ черезъ содѣйствіе наивысшаго добра — Божественной благодати Святаго Духа. Любовь къ добродѣтели для авторовъ «Добротолюбія», означаетъ любовь къ ея Источнику — Богу, пребываніе Котораго въ человѣческой душѣ и является основной цѣлью православнаго подвижника. Въ «Добротолюбіе» вошли тексты православныхъ аскетическихъ писателей, показывающихъ основанія православнаго подвижничества, описывающихъ исихастскую практику умнаго дѣланія, пріоткрывающихъ высоты духовной жизни въ благодатномъ состояніи соединенія съ Богомъ — обоженія. На греческомъ языкѣ «Добротолюбіе» было впервые опубликовано въ 1782 г. На славянскій языкъ переведено преп. Паисіемъ Величковскимъ († 1794 г.) и напечатано въ Москвѣ въ 1793 г. Позднѣе большую работу по переводу на русскій языкъ, составленію и дополненію сборника провелъ свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.). Настоящій трудъ: «Христіанская жизнь по Добротолюбію» (избранныя мѣста изъ пяти томовъ русскаго Добротолюбія) былъ составленъ настоятелемъ Казанско-Богородицкаго мужского монастыря въ г. Харбинѣ архим. (буд. архіеп.) Ювеналіемъ (Килинымъ) († 1958 г.) и напечатанъ въ монастырской типографіи въ 1930 г.

«Христіанская жизнь по Добротолюбію»

Христіанская жизнь по Добротолюбію.
(Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви.)

Узкій и пространный путь.

Преп. Ефремъ Сиринъ. — «По всему пространству Писанія ублажаются одни идущіе узкимъ путемъ; вступившимъ же на путь широкій и пространный вездѣ предсказывается горе. Оставимъ же путь широкій, ведущій въ пагубу и вступимъ на узкій, чтобы, потрудившись немного здѣсь, царствовать въ безконечные вѣки. Потрудимся, всегда имѣя предъ очами Грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ, и непрестанно содержа въ памяти вѣчную жизнь, нескончаемое Царство, ликостояніе съ Ангелами, пребываніе со Христомъ. Пойдемъ путемъ узкимь и тѣснымъ, любя сокрушеніе чтобъ пребывало въ насъ памятованіе смерти и чтобы освободиться намъ отъ осужденія; ибо сказано: «горе смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете» (Лук. 6). «Блаженни же плачущіе нынѣ, яко тіи утѣшатся» (Матѳ. 5). Заглянемъ въ могилу и увидимъ тайны нашего естества — кучу лежащихъ одна на другой костей, черепы, обнажаемые отъ плоти, и прочія кости. Смотря на нихъ, увидимъ въ нихъ себя самихъ. Гдѣ красота настоящаго цвѣта? Гдѣ доброзрачность ланитъ? Размышляя о семъ, откажемся отъ плотскихъ вожделѣній, чтобы не быть намъ постыжденными въ общее воскресеніе мертвыхъ».

Преп. Іоаннъ Карпаѳ. — «Какъ можемъ мы преодолѣть укоренившійся прежде грѣхъ? Нужно самопринужденіе. Ибо говорится: «мужъ въ трудѣхъ трудится собою и изнуждаетъ (насильно прогоняетъ) погибель свою» (Прит. 16, 26), всегда любопряся возводитъ помыслы свои къ горѣ, къ святынѣ. Насиліе насиліемъ разрушать не воспрещено законами (насиліе грѣха насиліемъ добрыхъ стремленій)».

Блаж. Авва Зосима. — «Въ устремленіяхъ произволеній вся сила. Горячее произволеніе въ одинъ часъ можетъ принести Богу болѣе благоугоднаго Ему, нежели труды долгаго времени безъ него. Произволеніе вялое и лѣнивое бездѣйственно».

— «Если кто Маѳусаиловы проживетъ лѣта, а не будетъ шествовать тѣмъ прямымъ путемъ, какимъ шествовали всѣ святые, говорю о путяхъ обезчествованія и несправедливыхъ укоровъ и мужественнаго ихъ претерпѣванія, — тотъ не преуспѣетъ ни много, ни мало и не обрѣтетъ сокрытаго въ заповѣдяхъ сокровища, а только напрасно потратитъ всѣ лѣта жизни своей».

Преп. Ѳеодоръ Едесскій. — «Который путь Христосъ и Богъ нашъ въ Евангеліи наименовалъ тѣснымъ и прискорбнымъ, Тотъ потомъ назвалъ игомъ благимъ и бременемъ легкимъ (Матѳ. 7, 13; 11, 30). Какъ же то и другое, кажущееся противоположнымъ, видится въ одномъ и томъ-же? Такъ: по свойству своему путь сей жестокъ и труденъ; а по произволенію совершающихъ его и по надеждамъ благимъ, онъ вожделѣненъ, возлюбленъ и сладостенъ паче, нежели скорбенъ для душъ добролюбивыхъ. Вотъ почему ты и видишь, что избравшіе сей путь тѣсный и прискорбный съ большею готовностью идутъ по нему, чѣмъ по пространному и широкому. Послушай, что говоритъ блаженный Лука объ Апостолахъ, какъ они послѣ біенія бичами «возвратились отъ лица собора, радуясь» (Дѣян. 5, 40). Но, вѣдь, не таково свойство бичей: не сладость и радость, а скорбь и болѣзнь причиняютъ они. Если же бичи сладостны были Христа ради, что дивнаго, если Его ради и другіе виды злостраданій и озлобленій плоти таковыми не бываютъ?»

Илія Екдикъ. — «Не одно и то-же — кому міръ распялся, и кто самъ міру распинается. Ибо для однихъ гвоздьми служатъ постъ и бдѣніе, а для другихъ — нестяжаніе и самоуничиженіе. Къ тому-же, безъ вторыхъ труды первыхъ безполезны. Многіе восходятъ на крестъ злостраданія (произвольныхъ тѣлесныхъ лишеній), но не многіе пріемлютъ гвозди его (пригвождаютъ на немъ свое «я» навсегда). Многіе бываютъ рабами произвольнаго послушанія; на посрамленіе же произвольно предаютъ себя только тѣ, которые отрѣшились отъ честолюбія».

Источникъ: Христіанская жизнь по Добротолюбію. Избранныя мѣста изъ твореній святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского Монастыря. — Харбинъ: Собственная монастырская Типографія, 1930. — С. 24-25.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.