Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

БЕСѢДЫ ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО.
(Пер. архим. Амвросія (Погодина). Изданіе 1-е. Монреаль, 1979).

БЕСѢДА ДВѢНАДЦАТАЯ [1].

Что намъ сказать возлюбленнымъ нашимъ братьямъ или что намъ напомнить вамъ, которые уготовали себя слѣдовать за Христомъ? Сказать ли вамъ о томъ, что возжелавшій угодить Богу долженъ удалиться и отречься отъ сего міра? — Но, вотъ, вы уже предварили это сдѣлать. Или же сказать вамъ, что желающему слѣдовать слову Господню необходимо стать чужимъ и отчужденнымъ для своего отечества и рода, и близкихъ и друзей, ради любви ко Господу и томительному желанію соблюдать всѣ Его заповѣди? — Но и это каждый изъ васъ съ готовностью исполнилъ и сталъ, ради Бога, чужимъ для своего отечества. Напомнить ли вамъ объ обязанности стойко держаться молитвъ и постовъ, по заповѣди Господней и по апостольскому увѣщанію; потому что Господь говоритъ: «Подобаетъ всегда молиться и не стужати си» («Должно всегда молиться и не унывать» Лк. 18, 1); и Апостолъ увѣщаетъ: «Непрестанно молитесь» (1 Ѳес. 5, 1)? — Но, вотъ, по благодати Христовой, мы видимъ васъ въ этомъ дѣлѣ проводящихъ жизнь и стойко пребывающихъ. Сказать ли вамъ, что вамъ слѣдуетъ быть свѣдущими въ Боговдохновенныхъ Писаніяхъ и вскармливать себя ими, дабы не забывать живоносныя слова Господни и заповѣди Его и Божественныя предписанія? — Но, вотъ, по благодати Господней, вы въ этомъ упражняетесь и въ этомъ — ваша постоянная забота. Сказать ли вамъ о взаимной любви другъ ко другу и братолюбіи и покорности другъ другу и оказаніи одинъ другому уваженія? Но, вотъ, каждый изъ васъ /с. 76/ старается подвизаться въ этомъ и прививать себѣ добрый нравъ.

Итакъ, хорошо, чада, и чистымъ (надлежащимъ) образомъ вы приступили служить и угождать вашему Владыкѣ Христу. Прекрасно и угодно въ очахъ Божіихъ таковое ваше начинаніе: потому что приходящихъ къ Господу чистымъ образомъ и всецѣлымъ произволеніемъ, Онъ опредѣляетъ въ избранныя и для вѣчной жизни. Поэтому пришедшіе и приступающіе къ Нему чистымъ образомъ, т. е. всѣмъ сердцемъ, должны быть слѣдующими: хранить тѣло чистымъ отъ тлѣнія (нечистой страсти), блуда, воровства и лжи, отъ словъ безплодныхъ и пустыхъ, отъ чревоугодія и всякой алчности, и отъ прочихъ, совершаемыхъ тѣломъ грѣховъ, — и хранить душу чистой отъ пустыхъ, нечистыхъ и блудныхъ мыслей и не потворствовать грѣху. Потому что, какъ тѣло растлѣваетъ и грязнится, когда имѣетъ нечистое общеніе съ другимъ тѣломъ, такъ и душа губится, когда имѣетъ общеніе, будучи за одно, съ назойливыми силами зла; какъ Апостолъ говоритъ: «Аще кто храмъ Божій растлитъ, растлитъ сего Богъ» («Если кто разоритъ храмъ Божій» — т. е. тѣло, — «того покараетъ Богъ» 1 Кор. 3, 17). Такъ, разоряющій свою душу и умъ нечистыми страстями, тѣмъ что покаряется имъ и принимаетъ ихъ въ себя, бываетъ повиненъ наказанію за невидимые грѣхи. Итакъ, какъ необходимо — сохранять тѣло чистымъ отъ открытыхъ и видимыхъ грѣховъ, потому что оно — храмъ Божій, такъ необходимо сохранять и душу чистой отъ дурныхъ и нечистыхъ мыслей, для того чтобы добровольно не губить сердце и не грязнить умъ, — какъ нѣгдѣ и говорится: «Всякимъ храненіемъ блюди твое сердце — отъ сихъ бо исходища живота» («Больше всего храни сердце твое, потому что изъ него источникъ жизни» Притч. 4, 23); и еще говорится: «Строптивая помышленія отлучаютъ отъ Бога» («Неправыя умствованія отдаляютъ отъ Бога» Прем. Сол. 1, 3). Поскольку душа является невѣстой Великаго Царя, Христа, Апостолъ говоритъ: «Я обручилъ васъ единому Мужу, чтобы представить Христу чистою дѣвою» (2 Кор. 11, 2). Потому что такъ благоволилъ Богъ и такимъ образомъ повелѣлъ для того, чтобы обитать въ приходящихъ къ Нему и взыскивающихъ Его и дѣйствовать [2] въ нихъ; поэтому /с. 77/ должно сохранять душу чистой, не покоряться и не быть въ союзѣ со зломъ въ своихъ мысляхъ; а тѣло необходимо сохранять чистымъ отъ видимыхъ блудныхъ дѣлъ; ибо Богъ не благоволитъ обитать въ блудникахъ и непотребныхъ, грязныхъ и распутныхъ, и не благоволитъ обитать въ душахъ, которыя по своей волѣ растлѣваютъ разумъ въ невидимыхъ страстяхъ, бывающихъ отъ дѣйствія зла, обитающаго въ дурномъ и ветхомъ человѣкѣ.

Кромѣ того, пусть каждый, судя свои мысли на основаніи Божественныхъ Писаній, требуетъ отчета отъ своей души, и пусть провѣряетъ себя: крѣпокъ ли онъ? и наблюдаетъ: созвучно ли его сердце съ законами Божіими? И если увидитъ, что — нѣтъ, пусть каждый старается и подвизается всѣми силами души и тѣла, чтобы какъ со внѣ тѣло сохранять отъ блуда и растлѣнія, потому что, по слову Апостола, оно — храмъ Божій, такъ внутри и душу и мысли хранить отъ растлѣнія со стороны злыхъ духовъ, дабы не стать причастнымъ ихъ мыслямъ и не осквернить душу, какъ сущую невѣсту Христову. Потому что какъ тѣло, имѣющее общеніе съ инымъ тѣломъ, растлѣваетъ и совершаетъ блудъ, такъ и душа, сокровенно общаясь съ дурными силами въ своихъ мысляхъ, растлѣваетъ и соблуждаетъ въ невидимыхъ грѣхахъ: въ невѣріи, во лжи, въ тщеславіи, въ гнѣвѣ, въ зависти, въ ревности, въ соперничествѣ; потому что въ этомъ душа общается со злыми духами, этимъ и служитъ имъ. Ибо Апостолъ говоритъ о такихъ людяхъ, какъ о «растлѣнныхъ человѣковъ умомъ» (1 Тим. 6, 5 ); и еще : — «Осквернися ихъ умъ и совѣсть» (1 Тим. 1, 15); и еще: — «Боюся да не како якоже змій Еву прельсти лукавствомъ своимъ, тако истлѣютъ и разумы ваша уклонившись отъ простоты, еже во Христѣ» («Боюсь, чтобы, какъ змѣй хитростью своею прельстилъ Еву, такъ и ваши умы не повредились, уклонившись отъ простоты во Христѣ» 2 Кор. 11, 3). Итакъ, поскольку есть блудъ и растлѣніе, сокровенно происходящее въ душѣ вслѣдствіе грѣховныхъ помысловъ, — и это-то таинственно являя въ отношеніи души, Духъ Святый отдѣлилъ чистыхъ четвероногихъ животныхъ и птицъ отъ нечистыхъ, и чистыя производятъ чистые плоды, — то душѣ долженствуетъ, посредствомъ разсужденія и при большомъ усердіи и подвигѣ, отдѣлить чистые помыслы, /с. 78/ свойственные ей по естеству, отъ нечистыхъ помысловъ, создаваемыхъ въ ней назойливымъ грѣхомъ, — такъ чтобы душа могла порождать чистые помыслы, свойственными ея естеству чистыми, и, по невѣдѣнію, не порождала бы — словно свойственные ея естеству (а на самомъ дѣлѣ — не свойственные) — нечистыя мысли, подчиняясь сообитающему съ нею злу и общаясь съ нимъ. Животныя, имѣющія раздвоенное копыто и жующія жвачку, говоритъ (Св. Писаніе), — являются чистыми, т. е. каждому человѣку необходимо видѣть въ себѣ раздвоеніе, и противорѣчить и не соглашаться съ живущимъ въ немъ зломъ страстей.

Итакъ, душѣ нужно прежде всего проводить раздѣленіе въ своихъ мысляхъ и посредствомъ разсужденія отдѣлять себя отъ общенія съ грѣхомъ. Потому что тогда по истинѣ она, силою Духа, возможетъ отмежевать себя отъ злыхъ духовъ, которые являются источникомъ нечистыхъ помысловъ. Потому что, какъ земледѣлецъ, хорошо заботящійся о землѣ, сначала приготовляетъ и очищаетъ почву отъ терновника и шиповъ, и такимъ образомъ сѣетъ сѣмя, чтобы оно дало полезные и совершенные плоды, такъ и для желающаго угодить Господу и ожидающему принять сѣмя благодати необходимо сначала предочистить и воздѣлать и подготовить, насколько въ его силахъ, землю сердца своего, дабы сѣмя Духа, упавъ на благую почву сердца, воздало многочисленные и совершенные плоды. Такъ и мастеръ, надлежащимъ образомъ обрабатывая кожу животныхъ для изготовленія т.- наз. «пергамента», если сначала не очиститъ ее отъ внутренностей, отъ жировъ и отъ кровавыхъ пятенъ и отъ прочихъ нечистотъ, и надлежащимъ образомъ не сдѣлаетъ ее чистой и свѣтлой, то на ней не пишутъ законовъ Божіихъ. Когда же искусный мастеръ, подобающимъ образомъ убравъ все излишнее и очистивъ сдѣлаетъ пергаментъ свѣтлымъ, тогда на немъ пишутся законы Божіи и изображаются письмена. Такимъ же образомъ и желающіе и надѣющіеся запечатлѣть въ своихъ помыслахъ и душѣ законы Духа и уповающіе облечься въ небесный образъ Христовой жизни, пусть, по примѣру искусныхъ мастеровъ, со всѣмъ усердіемъ и со всей заботливостью обрабатываетъ свое сердце и очищаетъ его отъ всякой матеріальной и сущей отъ вѣка сего грубости, толщины, неподатливости и крови, т. е. — отъ заботъ и узъ /с. 79/ земныхъ; пусть приготовляютъ свое сердце быть выше сего, а также пусть очищаютъ его отъ плотскихъ, матеріальныхъ хлопотъ (а это и есть «кровавыя пятна»), дабы когда такимъ образомъ умъ и сердце будутъ подготовлены и предочищены, Богъ, согласно Своему обѣщанію, написалъ здѣсь Свои законы Духа. Потому что Онъ говоритъ: «Дамъ законы Моя въ мысли ихъ, и на сердцахъ ихъ напишу я (ихъ», и буду имъ въ Бога, и тіи будутъ Ми въ люди» (Іер. 31, 33); и Апостолъ прибавляетъ къ сему: «Сицева убо имуще обѣтованія, о возлюбленніи, очистите себе отъ всякія скверны, плоти и духа» (2 Кор. 7, 1). Тогда человѣкъ возможетъ истинно познать Бога и жить вѣчной жизнью; если же законы Духа не запечатлѣются въ душѣ, то онъ еще плоть и кровь и еще не сдѣлалъ свое сердце таковымъ, какъ этого требуетъ Богъ и еще не стяжалъ вѣчной жизни. Примѣръ съ земледѣльцемъ и мастеромъ можно представить и въ другомъ освѣщеніи, именно: какъ земля не оказываетъ препятствія земледѣльцу, и онъ какъ хочетъ, такъ и обрабатываетъ ее и заботится о ней по своему усмотрѣнію; и какъ кожа, будучи мертвой, не противится мастеру, и онъ какъ хочетъ и какъ знаетъ, по своему умѣнію, обрабатываетъ ее и очищаетъ и дѣлаетъ пригодной, приготовивъ ее должнымъ образомъ, — такъ каждый долженъ всецѣло, всѣмъ желаніемъ и всею волею, предать и отдать себя слову и благодати Господней, отрекаясь отъ собственной воли и умерщвляя себя, и болѣе не слѣдуя своей волѣ, — какъ и Апостолъ говоритъ: «Мы уже не для себя живемъ, но для Умершаго за насъ и Воскресшаго» (2 Кор. 5, 15 парафр.); и еще: — «Вы — не свои» (1 Кор. 6, 19), — дабы мудрый Художникъ и Земледѣлецъ, Само Слово, какъ знаетъ и умѣетъ, благодатію совершило и очистило землю нашего сердца, освободивъ нашу душу отъ узъ матеріи и заблужденія вѣка сего и безчестныхъ страстей», «дабы», какъ говоритъ Апостолъ, «предоставить ее Себѣ непорочной Церковью» (Ефес. 5, 27); а этой «непорочной Церковью» является душа, въ которой отъ начала дурной помыслъ не возымѣлъ мѣста. И такимъ образомъ, сдѣлавъ ее созвучной съ благодатью, Христосъ печатлѣетъ въ этой душѣ законы свободы, совершенства и покоя жизни, и тогда, присоединившись ко Господу, она становится единымъ духомъ съ Нимъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную.

/с. 80/ Итакъ, со всѣмъ усердіемъ и со всѣмъ подвигомъ и трудомъ и сознаніемъ и великимъ напряженіемъ будемъ стараться достичь сего, старательно воздѣлывая свое сердце и всегда внимательно слѣдя за уловками и злодѣйствіями и западнями злого духа грѣха. Потому что какъ Духъ Святый могъ бы сказать словами Апостола Павла: «Для всѣхъ Я сдѣлался всѣмъ, чтобы всѣхъ пріобрѣсти» (1 Кор. 9, 20, 22 парафр.), такъ и зло, подражающее всему, старается быть всѣмъ, для того, чтобы всѣхъ погубить: съ молящимися діаволъ прикидывается молящимся, чтобы на основаніи молитвы обольстить кого ошибочностью (молитвеннаго направленія) и самомнѣніемъ; съ постящимися онъ прикидывается постящимся, чтобы совратить человѣка въ гордость на томъ основаніи, что онъ постится; для знатоковъ Писаній онъ совершенно также прикидывается знатокомъ, чтобы путемъ гордости, вслѣдствіе учености, совративъ ихъ, поймать въ свою западню; для удостоившихся быть въ откровеніи свѣта, онъ притворствуетъ, являя и себя имъ какъ бы въ подобномъ свѣтѣ, «потому что и сатана принимаетъ видъ Ангела свѣта» (2 Кор. 11, 14), чтобы обольстивъ подобіемъ свѣта, удержать ихъ за собой; подобнымъ же образомъ онъ и съ прочими притворствуетъ, чтобы путемъ подобныхъ вещей и благовиднаго основанія погубить душу человѣка. Потому что коварно и грозно онъ подходитъ къ каждому, подражая всему прекрасному, дабы возмогъ, приведши въ замѣшательство, похитить человѣка къ своей волѣ. Но мы, какъ говоритъ Апостолъ, «ниспровергаемъ замыслы и всякое превозношеніе, возстающее противъ познанія Божія» (2 Кор. 10, 5). Вотъ, до чего осмѣливается и на что дерзаетъ онъ, желая похитить даже уже имѣющихъ Бога въ познаніи истины (1 Тим. 2, 4). Слѣдовательно, «всяцемъ храненіемъ блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), и проси у Бога большого благоразумія, чтобы Онъ далъ тебѣ познать ловушки и ухищренія зла, дабы лукавый, своими ухищреніями, не пріобрѣлъ насъ для себя. Итакъ, каждому изъ насъ подобаетъ трудиться и всегда подвизаться со всѣмъ благоразуміемъ и трезвеніемъ, и очищать умъ и помыслы, потому что нѣтъ большаго или болѣе важнаго или болѣе достойнаго дѣла, чѣмъ работать надъ своею душею и управлять свое желаніе по волѣ Божіей. Это единственное — великое и почетное предъ очами Божіими дѣло; какъ говоритъ Господь: «Дѣлайте не брашно гиблющее», — т. е. /с. 81/ злые нравы, — «но брашно пребывающее въ животъ вѣчный» («Старайтесь не о пищѣ тлѣнной, но о пищѣ пребывающей въ жизнь вѣчную» (Ін. 6, 27); и еще: — «Исповѣданіе», говорится, «и великолѣпіе — дѣло Его» (Пс. 110, 3). Потому что когда человѣкъ содѣлаетъ свое сердце таковымъ, Богъ свыше дастъ ему небесное достояніе въ душѣ, достояніе вѣчное жизни [3] Божества Духа.

Итакъ, прекрасно, о, чада, и подобающимъ образомъ оставивъ все кратковременное, вы приступили къ Богу, и вмѣсто земнаго отечества взыскуете Отца Небеснаго, и вмѣсто смертной матери имѣете матерью Благаго Духа Божія и Небесный Іерусалимъ; вмѣсто же братьевъ, которыхъ вы оставили, — Самого Господа, удостоившаго назвать Себя Братомъ вѣрныхъ и достойныхъ Его; вмѣсто же близкихъ и друзей, которыхъ вы покинули, вы находите Святыхъ Ангеловъ и Лики Святыхъ Небесныхъ Силъ; вмѣсто же ускользающей земли, которую вы покинули, вы наслѣдуете землю жизни и вѣчное Царство: — «Благоугожду предъ Господѣмъ во странѣ живыхъ», говорится (Пс. 114, 9); и Господь говоритъ: «Блажени кротцыи, яко тіи наслѣдятъ землю» (Мѳ. 5, 5); вмѣсто тлѣннаго общенія, которое вы возненавидѣли, вы имѣете общеніе Святаго Духа; и вмѣсто всѣхъ этихъ земныхъ стяжаній, которыя вы оставили, вы воспринимаете стяжанія, принадлежащія вѣчной и неизрѣченной жизни, нерушимо пребывающія во вѣкъ. Потому что матеріальное имущество и земныя блага находятся внѣ человѣка, а оныя вѣчныя стяжанія и блага, сущія съ небесъ, даемыя уже отъ нынѣ вѣрнымъ, даются отъ Бога достойнымъ ихъ внутрь, въ ихъ душу и сердце: это-то и есть вѣчное утѣшеніе Святаго Духа въ нетлѣнномъ общеніи благодати. Потому что нѣкія цѣнности, сущія подъ властью мрака и смерти, не остаются въ душѣ, а сокровища свѣта жизни влагаются достойнымъ внутрь.

Итакъ, прекрасно и цѣлесообразно вы поступили, отвергнувъ земныя почитаемыя блага и приступивъ къ Богу, чтобы стяжать вѣчныя и пребывающія навсегда блага. Боголюбивая душа, которая правымъ сознаніемъ и съ истиннымъ пониманіемъ вещей приступаетъ ко Христу, отнюдь никакое добро не ставитъ себѣ въ заслугу или признаетъ себя за /с. 82/ совершившую что-то и потрудившуюся или знающую нѣчто; хотя бы и все свое земное имущество раздала бѣднымъ, хотя бы распяла себя, день и ночь взирая только на Христа и оставивъ всѣ вѣка сего заботы и узы и хлопоты, хотя бы въ усиленныхъ постахъ изнурила себя и отдала себя молитвамъ и бдѣніямъ, хотя бы обладала великимъ знаніемъ и благоразуміемъ, она считаетъ себя за ничто предъ Богомъ и людьми, но все приписываетъ Богу, какъ получившая отъ Него всѣ свои добрые навыки, — по примѣру Авраама, назвавшаго себя «прахомъ и пепломъ» предъ лицемъ Бога (Быт. 18, 27), — и не признаетъ свои дѣла за что-то великое и себя не мнитъ чѣмъ-то, поскольку эти добродѣтельные нравы, какъ и земное имущество, были даны Адаму отъ начала мірозданія. Поэтому боголюбивая душа все приписываетъ Богу, какъ Самому все направляющему и Самому все совершающему; и тогда Богъ, внимая здравому разсужденію и правильному пониманію вещей у этой души, снова Самъ поистинѣ все воздаетъ ей, и ей, какъ и самой потрудившейся и самой поработавшей, воздаетъ награду.

Потому что если бы Богъ пожелалъ судить и требовать отчета, то въ человѣкѣ не окажется ничего, что было бы лично его: ибо имущество и всѣ сущія въ мірѣ блага, благодаря которымъ каждый благоденствуетъ, принадлежатъ Богу. Кто создалъ землю и все сущее на ней? Кто создалъ человѣческое тѣло? и душу Кто сотворилъ? И если Онъ пожелаетъ, земля произрастетъ, а если не пожелаетъ, не произрастетъ; и если пожелаетъ, ты здравствуешь, а если не пожелаетъ, ты не здоровъ; такъ что, что человѣкъ имѣетъ какъ свое собственное, такъ чтобы самъ отъ себя оправдаться и гордиться собою или считать себя за нѣчто особое? Потому что все находится во власти Божіей, и все, что человѣкъ имѣетъ, онъ пріялъ отъ Него и все получилъ по Его милости. И самый фактъ своего существованія онъ имѣетъ по Его милости. И несмотря на это, Богъ испытываетъ величайшую радость, оказываемую Ему человѣкомъ, и находитъ великое утѣшеніе въ томъ, чтобы душа, познавъ истиннымъ осознаніемъ ума и точнымъ познаніемъ вѣры и хорошо изучивъ положеніе вещей, все, что дѣлаетъ хорошее и надъ чѣмъ трудится ради Бога и все что замѣчаетъ и познаетъ, все это вмѣняло Ему и приписывала Ему и считала, что она /с. 83/ никогда ничего хорошаго не сдѣлала, но и самое себя и все свое приписывала Ему. И когда Богъ увидитъ столь благоразумную душу, все вмѣняющую Ему и сознающую, что все, что она имѣетъ, она имѣетъ по благодати Его, тогда Онъ даетъ ей все то, что поистинѣ принадлежитъ ей, то самое, что даровалъ ей отъ начала, и не только это, но къ этому и Самого Себя и все, принадлежащее Ему, даруетъ ей и говоритъ ей: «Вотъ, и земля — твоя, и то, что на землѣ — твое, и золото и серебро — твое, и Тѣло Мое — твое, душа Моя и знаніе и разумъ Мой — твои, и весь Я и все Мое — твое; если же ты и не обладаешь чѣмъ-либо по своей природѣ, то Я тебѣ даю Себя и все Мое». Потому что если Богъ становится ея достояніемъ, то ясно, что все Его и сокровенныя сокровища Его премудрости становятся принадлежащимъ ей, какъ говоритъ Апостолъ: «Вся — ваша суть: аще міръ, аще жизнь, аще смерть, аще ангели, аще архангели [4], аще настоящая, аще будущая» (1 Кор. 3, 21-22).

Напримѣръ, была бы нѣкая благообразная женщина и нѣкій богатый мужчина взялъ бы ее въ жены, чтобы она жила съ нимъ и раздѣляла его жизнь, то и она все, чѣмъ обладаетъ, принесетъ ему, и онъ дастъ ей все свое, и у нихъ становится одинъ домъ, одна природа, одна личность; и она не только господствуетъ надъ всѣмъ его имуществомъ, но и тѣла его удостаивается; потому что его тѣло принадлежитъ ей, по словамъ Апостола: «Мужъ своимъ тѣломъ не владѣетъ, но жена» (1 Кор. 7, 4). Такъ и въ отношеніи Бога имѣется истинное и неизрѣченное общеніе души съ Господомъ; общаясь со Христомъ, она становится единымъ духомъ съ Нимъ, и затѣмъ, необходимо слѣдуетъ, становится госпожею надъ всѣми Его неизрѣченными сокровищами, потому что она является невѣстой Великаго Царя, Христа. Ибо Господь соблаговолилъ, чтобы вѣрные Его были, по выраженію Писанія «причастниками Божескаго естества»; потому что говорится: «Дабы вы содѣлались причастниками Божескаго естества» (2 Петр. 1, 4).

Слава величію Его!

Пусть этотъ же самый примѣръ будетъ выслушанъ въ нѣсколько измѣненномъ изложеніи. Напр., если бы нѣкій /с. 84/ царь, весьма богатый и славный, оказалъ благоволѣніе нѣкоей весьма бѣдной женщинѣ, ничего не имѣющей, за исключеніемъ своего тѣла, и полюбилъ ее и пожелалъ взять ее своей невѣстой и сообитательницей, и она, со своей стороны, проявитъ всякую осмотрительность во дворцѣ своего мужа и будетъ стараться нести свое служеніе такъ, чтобы оно было угодно ему, и подобающимъ образомъ будетъ сохранять долженствующую любовь къ нему, то, вотъ, она, бѣдная и нуждавшаяся, становится владычицей надъ всѣмъ имуществомъ своего мужа, потому что она исключительно держится своего цѣломудрія и служенія, должнымъ образомъ несомаго въ отношеніи его, и всецѣлой и совершенной любви къ нему. Если же она совершитъ что-нибудь наперекоръ должному и подобающему и будетъ себя вести не полезно и не подобающе въ домѣ своего мужа, и не будетъ оказывать всю долженствующую любовь къ своему мужу, то тогда съ безчестіемъ и поношеніемъ она изгоняется, возложивъ на свою голову обѣ руки, какъ говорится въ Законѣ Моисеевѣ относительно жены непокорной и не угождающей своему мужу; — тогда ее постигаетъ печаль и великій плачъ, при мысли: какого великаго богатства она лишилась и какую великую утеряла славу, обезчестивъ себя въ результатѣ своего безразсудства. Такъ и душа, когда Небесный Женихъ Христосъ обручитъ ее Себѣ для таинственнаго и божественнаго союза съ Собою, для того, чтобы ей быть удостоенной общенія Своего Духа и посвященія въ небесное богатство отъ состоянія бѣдности оскудѣнія ея, тогда она должна угождать своему Жениху Христу во всякомъ благоразуміи и великомъ усердіи знанія и исполнять служеніе своему Мужу, которое было ввѣрено ей, угождая Богу во всемъ, Духа же ни въ чемъ не огорчать, и отнюдь ничего ни въ чемъ не оставлять безъ вниманія [5], и сохранять доброе цѣломудріе и любовь къ Нему, и, съ помощью данной ей благодати, вести себя въ домѣ Небеснаго Царя со всей осмотрительностью, безупречно и добросовѣстно, какъ это подобаетъ. И, вотъ, таковая душа становится владычицей всѣхъ Божіихъ благъ и неизрѣченныхъ сокровищъ, и самое славное Тѣло Его Божества становится ея; если же она совершаетъ нѣчто противное долж/с. 85/ному и проявляетъ нерадѣніе въ духовномъ служеніи угожденія Богу и не дѣлаетъ угодное Ему и не слѣдуетъ Его волѣ, и не дѣйствуетъ совмѣстно съ обитающей въ ней благодатію Духа, то тогда съ невыносимымъ постыжденіемъ она изгоняется и признается недостойной жизни, какъ непотребная и безразсудная и непригодная для союза съ Небеснымъ Царемъ. И затѣмъ, оная душа становится причиной скорби и великой печали и плача для всѣхъ святыхъ и умныхъ Духовъ: Ангелы, Силы, Апостолы, Пророки горько плачутъ о ней. Потому что какъ радость бываетъ на небѣ, какъ говоритъ Господь: «О единомъ грѣшникѣ кающемся» (Лк. 15, 7), такъ великая печаль и великое рыданіе и плачъ бываютъ на небѣ о единой душѣ, лишающейся вѣчной жизни. И какъ въ этой жизни, когда умретъ какой богатый мужъ, вмѣстѣ съ пѣніемъ бываетъ надгробное рыданіе и біеніе себя въ грудь со стороны братьевъ и близкихъ и друзей, такъ и объ оной душѣ съ великимъ рыданіемъ плачутъ о ней всѣ Святые.

Такъ, когда Израиль благодарилъ Бога и угождалъ Богу — хотя еще не благодарилъ должнымъ образомъ — а также, когда видѣлось, что онъ обладалъ здравой вѣрой въ отношеніи Его, то, вотъ: — столбъ облачный, покрывающій ихъ, и столбъ огненный, свѣтящій имъ, море, разступившееся передъ ними, манна, какъ дождь падавшая на нихъ съ неба, вода, ради нихъ истекшая изъ камня; еще они были хранимы отъ злыхъ умысловъ враговъ; а также были и иныя безчисленныя чудеса, которыми Богъ благодѣтельствовалъ имъ. Когда же ихъ умъ и воля отклонились отъ Бога и отъ вѣрности Ему, тогда они были преданы змѣямъ и отданы ихъ врагамъ, отводимы въ плѣнъ и обречены на горькое рабство. Всякій разъ, когда Израиль согрѣшалъ, тогда былъ предаваемъ въ руки враговъ [6].

Въ книгѣ Пророка Іезекіиля, говоря какъ бы о Іерусалимѣ, Духъ возвѣщаетъ о таковой [7] душѣ: «Я нашелъ тебя въ пустынѣ нагую, и омылъ тебя отъ крови твоей нечистоты, и одѣлъ тебя Моей одеждой, и положилъ на руки твои запястья и на шею твою ожерелье, и серьги на уши твои и на голову твою вѣнецъ, и ты стала знаменита во всѣхъ наро/с. 86/дахъ; ты питалась хлѣбомъ изъ наилучшей пшеничной муки и медомъ и масломъ; но затѣмъ ты забыла Мои благодѣянія и пошла въ слѣдъ любовниковъ твоихъ, и согрѣшила въ крѣпости твоей» (Іезек. 16, 9-15 парафр.). Это Духъ таинственно говоритъ о душѣ, которая, благодаря благодати, сначала познаетъ и очиститъ себя отъ многихъ сквернъ, и нарядится нарядами Святаго Духа и облечется въ ожерелье небесной силы и вкуситъ божественную и небесную пищу, но затѣмъ не пребудетъ благоразумной въ великомъ познаніи божественнаго знанія и не будетъ вести себя должнымъ образомъ въ отношеніи служенія угожденія Богу и соблюденіи Его заповѣдей, и не сохранитъ подобающимъ образомъ долженствующую Небесному Мужу, Христу, преданность, любовь и цѣломудріе, и тогда, въ результатѣ сего, она будетъ отвергнута и лишена жизни, участницей которой она стала: потому что сатана можетъ осилить даже достигшихъ такой высокой мѣры и превознестись надъ ними. Потому что говорится: «Ниспровергаемъ помыслы, и всякое превозношеніе, возстающее противъ познанія Божія» (2 Кор. 10, 4. 5). Видишь, что онъ силенъ возставать и противъ познавшихъ Бога въ благодати и силѣ; вотъ, до какой степени зло возносится и борется, чтобы ниспровергнуть человѣка. Поэтому необходимо подвизаться и сохранять свое сердце со всякимъ храненіемъ ума, и всегда, какъ написано, «со страхомъ и трепетомъ совершать свое спасеніе» (Фил. 2, 12); особенно же это относится къ вамъ, которые стали причастниками Христовыми, чтобы ни въ чемъ, ни въ великомъ, ни въ маломъ не имѣть недостатка и не оскорбить благодать Духа, чтобы тѣмъ самымъ не лишиться жизни, которой вы уже стали причастниками.

Это же самое представимъ и въ иномъ, подобномъ примѣрѣ. — Какъ если рабъ поступитъ во дворецъ служить царю, онъ принимаетъ обмундированіе изъ царской казны, самъ же поступаетъ не имѣя ничего своего, и такъ служитъ царю, одѣтый въ форму, принадлежащую царю; и, вотъ, ему необходима большая разумность и знаніе и мудрость, чтобы не сдѣлать чего-нибудь не должнаго и не подобающаго, или вмѣсто одного кушанья не представить на царскую трапезу другое, но знать, чтобы подать ему, какъ это слѣдуетъ, сначала первыя кушанья, а напослѣдокъ — завершительныя; ес/с. 87/ли же онъ ошибется въ своемъ служеніи, въ результатѣ ли большого невѣжества или неразумія или недостатка осмотрительности, и не будетъ подавать царю кушанья по подобающему порядку, то онъ подвергаетъ себя опасности и можетъ лишиться жизни, и во всякомъ случаѣ, его съ безчестіемъ выгоняютъ и отлучаютъ отъ служенія царской трапезѣ. Человѣку духовной жизни необходимо всегда быть осмотрительнымъ, вспоминая слова Апостола Павла [8]: «Да не како инымъ проповѣдуя, самъ неключимь буду» (1 Кор. 9, 27); видишь какой страхъ и какую озабоченность имѣлъ въ себѣ сей Божій человѣкъ? — Такъ и для души, которая въ благодати и Духѣ будетъ служить Христу, необходима большая осмотрительность и разсудительность и знаніе, чтобы служа Ему въ Божескихъ одеждахъ, т. е. въ Духѣ Его, — не погрѣшить чѣмъ-нибудь въ служеніи благодати, если случится, что ее настроенность не будетъ соотвѣтствовать благодати. Потому что имѣется нѣкое таинственное служеніе Духа, сокровенно, внутреннимъ человѣкомъ совершаемое Богу: ибо въ Его одеждахъ (т. е. въ Духѣ Его) душею совершается служеніе Богу; не имѣя же одеждъ благодати Духа, невозможно кому служить Богу. И когда человѣкъ удостоится благодати, тогда ему необходима большая осмотрительность, знаніе и разсудительность, — что также Богъ дастъ человѣку, когда онъ ищетъ сего отъ Бога, — дабы благоугодно Ему служить въ Духѣ, Котораго онъ удостоится пріять отъ Бога, и ни въ чемъ не погрѣшить по побужденію зла, и не ошибиться по незнанію, и не сдѣлать что-либо противное волѣ Владычней, вслѣдствіе чего, такая душа навлекаетъ на себя наказаніе, смерть и рыданіе.

Итакъ, съ полной вѣрою будемъ молить Бога о томъ, чтобы служеніе Духа намъ безупречно совершить по Его волѣ, — вы, которые были удостоены Божіей благодати, — дабы жить и вести себя не кое-какъ, но благоугодно Ему проживъ жизнь и безупречно по волѣ Его совершивъ духовную службу, во вѣки вмѣстѣ съ Нимъ наслѣдовать жизнь вѣчную во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Akademie-Verlag-Berlin, 1973, II p. 151-163.
[2] Ориг. «ходить».
[3] Разночтеніе: «Дѣло вѣчной жизни».
[4] Слова: «аще ангели, аще архангели» прибавлены Св. Макаріемъ, вѣроятно, на основаніи Евр. 1, 14.
[5] Т. е. во всемъ слѣдовать подвижническимъ устоямъ, приводящимъ душу въ совершенство.
[6] Здѣсь мы нѣсколько переставили порядокъ фразъ, какъ это требовалъ смыслъ.
[7] Т. е. о которой говорилось только что передъ тѣмъ.
[8] Начало фразы додано нами.

Источникъ: Бесѣды Преподобнаго Макарія Египетскаго. / Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1979. — С. 75-87.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.