Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 45.
О томъ, что не искусство какое, не богатство міра сего, но одно пришествіе Христово можетъ уврачевать человѣка. Въ сей же бесѣдѣ показывается весьма великое сродство человѣка съ Богомъ.

1. Кто избралъ жизнь уединенную, тотъ долженъ чуждымъ и постороннимъ для себя почитать все, что ни совершается въ семъ мірѣ. Ибо кто дѣйствительно послѣдуетъ за крестомъ Христовымъ, тому должно, отрекшись отъ всего, даже отъ души своей, имѣть умъ пригвожденный къ любви Христовой, то-есть предпочесть Господа родителямъ, братьямъ, женѣ, чадамъ, родству, друзьямъ, имуществу. Ибо сіе выразилъ Господь, сказавъ: всякій, кто не оставитъ отца, или матерь, или братій, или жену, или чадъ, или селъ, и не послѣдуетъ Мнѣ, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 37). Ни въ чемъ иномъ, какъ слышали мы, не обрѣтаютъ себѣ люди спасенія и упокоенія. Сколько появлялось царей изъ Адамова рода, которые овладѣвали всею землею, и много думали о царскомъ своемъ владычествѣ? И ни одинъ, при такомъ довольствѣ, не могъ познать того поврежденія, какое преступленіемъ перваго человѣка произведено въ душѣ, и омрачило ее; почему, не познаетъ она произшедшей въ ней перемѣны, а именно, что умъ первоначально чистый, пребывая въ чинѣ своемъ, созер/с. 289/цалъ Владыку своего, а теперь, за паденіе свое, облеченъ стыдомъ, и по ослѣпленіи очей сердечныхъ, не видитъ той славы, какую до преслушанія видѣлъ отецъ нашъ Адамъ.

2. Были и разные мудрецы въ мірѣ: одни изъ нихъ показали свое превосходство въ любомудріи, другіе удивляли упражненіями въ софистикѣ, иные показали силу въ витійствѣ, иные были грамматиками и стихотворцами, и писали по принятымъ правиламъ исторіи. Но были и разные художники, упражнявшіеся въ мірскихъ искусствахъ: одни изъ нихъ, ваяя изъ дерева рыбъ и птицъ и изображенія людей, старались въ этомъ показать свое превосходство; другіе предприняли устроять изъ мѣди подобія истукановъ и чего-либо иного; другіе воздвигали огромныя и красивыя зданія; иные, роя землю, извлекаютъ изъ нея тлѣнное серебро и золото, или драгоцѣнные камни; другіе же, имѣя тѣлесную красоту и превозносясь красивостію лица, еще болѣе уловлены сатаною, и впали въ грѣхъ. И всѣ сіи упомянутые художники, обладаемые поселившимся внутри ихъ зміемъ, и не сознавая живущаго въ нихъ грѣха, сдѣлались плѣнниками и рабами лукавой силы, и никакой не получили пользы отъ своего знанія и искусства.

3. Міръ, исполненный всякаго разнообразія, уподобляется человѣку богатому, который владѣетъ великолѣпными и огромными домами, изобилуетъ серебромъ и золотомъ, различными стяжаніями и всякою прислугою, но внезапно объятъ болѣзнями и немощами; все родство стоитъ передъ нимъ, и при всемъ богатствѣ не можетъ избавить его отъ болѣзни. Почему, никакая житейская рачительность, ни братья, ни богатство, ни другое что изъ изчисленнаго выше, душу, погруженную въ грѣхъ и неспособную видѣть ясно, не изъемлетъ отъ грѣха; и одно только пришествіе Христово можетъ очистить душу и тѣло. /с. 290/ Итакъ, отложивъ всякое житейское попеченіе, предадимъ себя Господу, къ Нему взывая день и ночь. Видимый этотъ міръ и вкушаемый въ немъ покой, въ какой мѣрѣ, повидимому, благопріятны тѣлу, въ такой мѣрѣ раздражаютъ страсти души и увеличиваютъ ея злостраданіе.

4. Одинъ мудрый мужъ возжелалъ употребить все тщаніе въ усильномъ исканіи, старался испытать всѣхъ, обращающихся въ мірѣ семъ, въ надеждѣ, что получитъ отъ кого-нибудь пользу. Приходилъ онъ къ царямъ, къ властителямъ, къ князьямъ, и не нашелъ тамъ спасительнаго врачевства, которое могъ бы приложить къ душѣ; долго обращался съ ними, и ничѣмъ не воспользовался. Пошелъ потомъ къ мірскимъ мудрецамъ и витіямъ: и ихъ оставилъ такимъ же образомъ, не получивъ никакого пріобрѣтенія. Ходилъ къ живописцамъ, къ добывающимъ изъ земли золото и серебро, ко всякимъ художникамъ; и не могъ сыскать никакого врачевства для язвъ своихъ. Наконецъ, удалившись отъ нихъ, взыскалъ себѣ Бога, врачующаго страсти и болѣзни душевныя; какъ-скоро разсмотрѣлъ себя, и размыслилъ о томъ, и оказалось, что умъ его кружится около тѣхъ же вещей, отъ которыхъ удалился онъ видимо, возненавидѣвъ ихъ.

5. Какъ иная богатая въ мірѣ женщина, у которой много денегъ и великолѣпный домъ, остается безъ защиты; многіе приходятъ, дѣлаютъ ей вредъ, опустошаютъ ея жилище; и не терпя обиды, ходитъ она, ищетъ себѣ мужа сильнаго, на все способнаго и образованнаго, и когда, послѣ многихъ усилій, найдетъ такого человѣка, бываетъ рада ему, и имѣетъ его вмѣсто крѣпкой стѣны: такъ и душа, по преступленіи, весьма много утѣсняется сопротивною силою, доведена до великаго запустѣнія, за преступленіе заповѣди вдовствуетъ, и въ одиночествѣ оставленная небеснымъ Мужемъ, стала игралищемъ всѣхъ сопро/с. 291/тивныхъ силъ. Онѣ вывели ее изъ ума, подавивъ въ ней небесное разумѣніе; почему, не видитъ она, что съ нею сдѣлали враги, но думаетъ, что такою была сначала. Потомъ, по слуху узнала о своемъ одиночествѣ, и возстенавъ о запустѣніи своемъ предъ Божіимъ человѣколюбіемъ, обрѣла она жизнь и спасеніе. Въ чемъ же это? Въ томъ, что возвратилась къ своему родству. Ибо нѣтъ иной такой близости и взаимности, какая есть у души съ Богомъ, и у Бога съ душею. Богъ сотворилъ разные роды птицъ: — однѣхъ, чтобы гнѣздились на сушѣ, и здѣсь находили себѣ пищу и покой; а другихъ, чтобы гнѣздились на водѣ, и тамъ проводили жизнь. Онъ создалъ также два міра; одинъ — горѣ для служебныхъ духовъ, и тамъ повелѣлъ имѣть имъ жительство; другой — долу, подъ симъ воздухомъ, для людей. Создалъ же небо и землю, солнце и луну, воды, дерева плодоносныя, всякіе роды животныхъ. Но ни въ одной изъ сихъ тварей не почиваетъ Господь. Всякая тварь во власти его; однакоже не утвердилъ въ нихъ престола, не установилъ съ ними общенія; благоволилъ же о единомъ человѣкѣ, съ нимъ вступивъ въ общеніе и въ немъ почивая. Видишь ли въ этомъ сродство Бога съ человѣкомъ, и человѣка съ Богомъ? Посему, душа смысленная и благоразумная, обошедши всѣ созданія, нигдѣ не находитъ себѣ упокоенія, какъ только въ единомъ Господѣ. И Господь ни къ кому не благоволилъ, какъ только къ единому человѣку.

6. Возведешь ли очи къ солнцу; найдешь, что кругъ солнечный на небѣ, свѣтъ же и лучи его нисходятъ на землю, и вся сила свѣта и блистательность его стремится къ землѣ. Такъ и Господь сѣдитъ одесную Отца, превыше всякаго начала и власти, но око Его устремлено на сердца людей, пребывающихъ на землѣ, чтобы ожидающихъ отъ Него помощи вознести туда, гдѣ Самъ пребываетъ. Ибо говоритъ: идѣже есмь Азъ, /с. 292/ ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26). И еще Павелъ сказалъ: воскреси и спосади одесную Себя на небесныхъ (Ефес. 2, 6). Но безсловесныя животныя много смысленнѣе насъ; потому что каждое изъ нихъ соединяется съ собственной своей породой: дикія съ дикими, и овцы также съ своимъ родомъ. А ты не возвращаешься къ небесному своему сродству, то-есть, ко Господу, но помыслами своими соглашаешься и склоняешься на помыслы злобы, дѣлаясь помощникомъ грѣху, за одно съ нимъ воюя противъ себя, и такимъ образомъ, предавая себя въ снѣдь врагу, подобно тому, какъ пожирается птица, пойманная орломъ, или овца волкомъ или какъ умираетъ дитя, протянувшее руку свою къ змѣѣ и уязвленное ею. Сіи подобія какъ бы въ лицахъ представляютъ духовное дѣло.

7. Какъ богатая дѣвица, сговоренная замужъ, какіе бы ни получила подарки до брака, наряды ли, одежду ли, или драгоцѣнную утварь, не успокоивается тѣмъ, пока не наступитъ время брака, и не совершится брачный союзъ: такъ и душа, уготовившая себя въ невѣсту небесному Жениху, пріемлетъ залогъ Духа, дарованія или исцѣленій, или вѣдѣнія, или откровенія; но не успокоевается симъ, пока не достигнетъ совершеннаго общенія, то-есть, любви, которая будучи неизмѣнною и непреткновенною, возжелавшихъ ея дѣлаетъ безстрастными и неколебимыми. Или, какъ младенецъ, одѣтый въ жемчугъ и въ дорогія одежды, когда онъ голоденъ, ни во что вмѣняетъ все то, что на немъ, но презираетъ это, всю же внимательность обращаетъ на питательные сосцы, чтобы вкусить молока: такъ разсуждай и о духовныхъ Божіихъ дарованіяхъ. Богу слава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 288-292.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.