Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 44.
О томъ, какую перемѣну и какое обновленіе въ человѣкѣ христіанинѣ совершаетъ Христосъ, уврачевавшій душевныя страсти и недуги.

1. Кто приходитъ къ Богу, и дѣйствительно желаетъ быть послѣдователемъ Христовымъ, тотъ долженъ приходить съ тою цѣлію, чтобы перемѣниться, измѣнить прежнее свое состояніе и поведеніе, показать себя лучшимъ и новымъ человѣкомъ, не удержавшимъ въ себѣ ничего изъ свойственнаго человѣку ветхому. Ибо сказано: аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Кор. 5, 17). Господь нашъ Іисусъ Христосъ для того и пришелъ, чтобы измѣнить, преобразить и обновить естество, и эту душу, въ слѣдствіе преступленія низложенную страстями, создать вновь, растворивъ ее собственнымъ Своимъ Божественнымъ Духомъ. Онъ пришелъ вѣрующихъ въ Него содѣлать новымъ умомъ, новою душею, новыми очами, новымъ слухомъ, духовнымъ новымъ языкомъ, однимъ словомъ сказать, новыми людьми, или новыми мѣхами, помазавъ ихъ свѣтомъ вѣдѣнія Своего, чтобы влить въ нихъ вино новое, то-есть, Духа Своего. Ибо говоритъ, что новое вино должно вливать въ новые мѣхи (Матѳ. 9, 17).

2. Какъ врагъ, взявъ подчинившагося ему человѣка, сдѣлалъ его новымъ для себя, обложивъ вредоносными страстями, помазавъ духомъ грѣха, влилъ въ /с. 283/ него вино всякаго беззаконія и худаго ученія: такъ и Господь, избавивъ человѣка отъ врага, содѣлалъ его новымъ, помазавъ Духомъ Своимъ, вліялъ въ него вино жизни, новое ученіе Духа. Кто питательность пяти хлѣбовъ претворилъ въ питательность множества хлѣбовъ, ослицѣ, по природѣ безсловесной, далъ гласъ, блудницу обратилъ къ цѣломудрію, содѣлалъ, что огонь, по природѣ сожигающій, орошалъ вверженныхъ въ пещь, и для Даніила укротилъ естество дикихъ звѣрей, львовъ; Тотъ можетъ и душу, запустѣвшую и одичавшую отъ грѣха, претворить въ Свою благость, кротость и миръ, святымъ и благимъ Духомъ обѣтованія.

3. Какъ пастухъ можетъ вылечить шелудивую овцу и уберечь отъ волковъ: такъ истинный Пастырь Христосъ одинъ только могъ, пришедши, погибшую и струпами покрытую овцу — человѣка уврачевать отъ грѣховной нечистоты и проказы, и возвратить Себѣ. Ибо прежніе іереи, левиты и учители не могли уврачевать душу приношеніями даровъ и жертвъ, и кропленіями крови, даже неспособны были уврачевать и себя самихъ; потому что и сами обложены были немощію: невозможно бо, какъ сказано, крови юнчей и козлей отпущати грѣхи (Евр. 10, 4). Господь же, показывая немощь тогдашнихъ врачей, сказалъ: всяко речете Ми притчу сію: врачу, исцѣлися самъ (Лук. 4, 23), выражая симъ: «Я не таковъ, какъ они неспособные уврачевать самихъ себя; Я — истинный врачъ и добрый пастырь; Я положилъ душу Свою за овецъ, могу уврачевать всякую душевную болѣзнь и немощь; Я — непорочное овча, единожды принесенное въ жертву, и могу уврачевать приходящихъ ко Мнѣ». Истинное исцѣленіе подается душѣ единымъ Господомъ; ибо сказано: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29), то-есть, грѣхи души, увѣровавшей въ Него и возлюбившей Его отъ всего сердца.

/с. 284/

4. Поэтому, хорошій пастырь врачуетъ покрытую струпами овцу, а овца овцу врачевать не можетъ. И если не будетъ уврачевана словесная овца — человѣкъ; то не войдетъ въ небесную Господню Церковь. Такъ и въ Законѣ говорится подъ сѣнію и образомъ. Ибо сіе даетъ разумѣть Духъ, объявляя о прокаженномъ и имѣющемъ тѣлесный недостатокъ. Сказано: прокаженный и имѣющій тѣлесный недостатокъ да не входитъ въ церковь Господню (Лев. 21, 17-23). Но прокаженному предписано идти къ іерею и умолять его, чтобы пришелъ въ домъ кущи его и возложилъ руки свои на проказу, на мѣсто, означенное прикосновеніемъ проказы, и уврачевалъ (Лев. 13). Подобно сему, Христосъ, истинный Архіерей грядущихъ благъ, снисходя къ душамъ, прокаженнымъ грѣховною проказою, входитъ въ тѣлесную ихъ скинію, врачуетъ и исцѣляетъ страсти; и тогда уже душа можетъ войдти въ небесную Церковь Святыхъ, истиннаго Израиля. Ибо всякая душа, носящая на себѣ грѣховную проказу страстей, если не приступитъ къ истинному Архіерею, и еще нынѣ не будетъ Имъ уврачевана, не войдетъ въ станъ Святыхъ, въ Церковь небесную. Какъ непорочная и чистая, Церковь сія требуетъ душъ непорочныхъ и чистыхъ. Ибо сказано: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8).

5. Душѣ, истинно во Христа вѣрующей, должно изъ нынѣшняго порочнаго состоянія перейдти въ состояніе иное, доброе, и нынѣшнее уничиженное естество измѣнить въ естество иное, божественное, и содѣлаться естествомъ новымъ, при содѣйствующей силѣ Святаго Духа; и тогда можетъ она стать благопотребною для небеснаго царства. Достигнуть же сего возможно только намъ, которые вѣруемъ, истинно любимъ Его, и исполняемъ всѣ святыя заповѣди Его. Если при Елисеѣ дерево, по природѣ на водѣ легкое, будучи брошено въ воду, изнесло на себѣ желѣзо, /с. 285/ по природѣ тяжелое; то кольми паче Господь здѣсь еще пошлетъ легкаго, удободвижнаго, благаго и небеснаго Духа Своего, и Имъ душу, погрязшую въ водахъ лукавства, облегчитъ, окрилитъ, изнесетъ въ небесныя высоты, претворитъ и премѣнитъ собственное ея естество.

6. Какъ въ видимомъ мірѣ никто не можетъ самъ собою переплыть и перейдти море, если нѣтъ у него легкаго и удободвижнаго корабля, который устроенъ изъ дерева, можетъ носиться по водамъ; потому что потонетъ и погибнетъ, кто пойдетъ по морю; такъ и душѣ невозможно самой собою перейдти, преодолѣть и переплыть горькое море грѣха, непроходимую бездну лукавыхъ силъ и темныхъ страстей, если не пріиметъ въ себя удободвижнаго, небеснаго, легкокрылаго Духа Христова, попирающаго и преходящаго всякое лукавство. Чрезъ Него возможетъ она правошественно и прямо вступить въ небесную пристань упокоенія, во градъ царствія. Но какъ плывущіе на кораблѣ не изъ моря черпаютъ и пьютъ, не изъ него заимствуютъ одежду и пищу, приносятъ же сіе на корабль отвнѣ: такъ и христіанскія души не изъ міра сего, но свыше, съ неба пріемлютъ небесную пищу и духовныя одѣянія, и тѣмъ живя на кораблѣ благаго и животворящаго Духа, минуютъ сопротивныя лукавыя силы началъ и властей. И какъ всѣ корабли, на которыхъ люди могутъ преплывать горькое море, строятся изъ одного древеснаго вещества; такъ всѣ христіанскія души, укрѣпляясь единымъ Божествомъ небеснаго свѣта, различныхъ дарованій единаго Духа, переносятся чрезъ все море лукавства.

7. Но какъ кораблю для хорошаго плаванія нужны кормчій, также умѣреный и пріятный вѣтръ: такъ всѣмъ симъ въ душѣ вѣрной бываетъ Господь. Онъ даетъ душѣ силу — преплывать свирѣпыя волны лукавства, при страшныхъ непогодахъ и бурныхъ порывахъ вѣ/с. 286/тровъ грѣха. Онъ Самъ укрощаетъ волненіе, какъ Ему это вѣдомо, съ силою, быстротою и искусствомъ. А безъ небеснаго кормчаго — Христа никому не возможно прейдти лукавое море темныхъ силъ и воздымающіяся волны горькихъ искушеній. Ибо сказано: восходятъ до небесъ, и нисходятъ до безднъ (Псал. 106, 26). Все искусство править кораблемъ, вести брани, выдерживать искушенія вѣдомо Тому, Кто ходилъ по свирѣпымъ волнамъ. Ибо сказано: Самъ искушенъ бывъ, можетъ и искушаемымъ помощи (Евр. 2, 18).

8. Посему душамъ нашимъ должно изъ настоящаго состоянія перейдти въ другое состояніе, и измѣниться въ Божественное естество, изъ ветхихъ содѣлаться новыми, то-есть изъ негодныхъ и неврѣныхъ — добрыми, честными и вѣрными; и такимъ образомъ, прійдти въ благоустройство, ставъ благопотребными для небеснаго царства. И блаженный Павелъ о своемъ премѣненіи и о томъ, какъ уловленъ былъ онъ Господомъ, пишетъ слѣдующее: гоню же аще и постигну, о немже и постиженъ быхъ отъ Христа (Фил. 3, 12). Какъ же уловляется онъ Богомъ? Какъ мятежникъ, захвативъ кого-нибудь въ плѣнъ, уводитъ къ себѣ, а потомъ самъ уловляется истиннымъ царемъ: такъ и Павелъ, когда дѣйствовалъ въ немъ мятежническій духъ грѣха, гналъ и расхищалъ Церковь: но поелику дѣлалъ сіе по невѣдѣнію, не изъ противленія Богу но какъ бы подвизаясь за истину, то и не презрѣлъ, но уловилъ его Господь. Небесный и истинный Царь, неизреченно облиставъ его, сподобивъ слышать Свой гласъ и, ударивъ въ лице, какъ раба, даровалъ ему свободу. Видишь Владычнюю благость и то, какъ души, прилѣпившіяся къ пороку и ожесточенныя, Господь можетъ въ одно мгновеніе времени измѣнить и сообщить имъ Свою благость и миръ.

9. Все возможно для Бога, какъ и было съ разбойникомъ; во мгновеніе времени измѣненъ онъ вѣрою и /с. 287/ введенъ въ рай. Для того пришелъ Господь, чтобы души наши измѣнить, возсоздать и содѣлать ихъ, по написанному, причастницами Божественнаго естества (2 Петр. 1, 4), и въ душу нашу вложить душу небесную, то-есть, Божественнаго Духа, путеводствующаго насъ ко всякой добродѣтели, чтобы могли мы жить вѣчною жизнію. Посему всѣмъ сердцемъ должны мы вѣровать неисповѣдимымъ обѣтованіямъ Его; ибо неложенъ Обѣтовавшій. Надлежитъ намъ возлюбить Господа, всемѣрно стараться преуспѣвать во всѣхъ добродѣтеляхъ, неутомимо и непрестанно просить, чтобы всецѣло и совершенно пріять намъ обѣтованіе Духа Его, да оживотворятся души наши, пока еще мы во плоти. Ибо если душа въ семъ еще мірѣ не прійметъ въ себя святыни Духа за многую вѣру и за молитвы, и не сдѣлается причастною Божественнаго естества, срастворяясь благодатію, при содѣйствіи которой можетъ непорочно и чисто исполнить всякую заповѣдь; то она непригодна для небеснаго царства. Что добраго пріобрѣлъ кто здѣсь, то самое и въ оный день будетъ для него жизнію, по благодати Отца и Сына, и Святаго Духа, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 282-287.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.