Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 43.
О преспѣяніи человѣка христіанина, вся сила котораго зависите отъ сердца, что и описывается здѣсь въ разныхъ чертахъ.

1. Какъ огнемъ зажигаются многіе свѣтильники и горящія свѣчи; и всѣ свѣчи и свѣтильники возжигаются и свѣтятъ тѣмъ, что по природѣ одно и тоже: такъ и христіане воспламеняются и свѣтятъ однимъ и тѣмъ же по природѣ Божественнымъ огнемъ Сына Божія; и они въ сердцахъ своихъ имѣютъ горящія свѣщи, и будучи еще на землѣ, свѣтятъ предъ Нимъ, подобно Ему самому. Ибо сказано: сего ради помаза Тя Богъ Твой елеемъ радости (Псал. 44, 8). Посему-то и наименованъ Онъ Христомъ, чтобы и мы, помазавшись тѣмъ же елеемъ, какимъ помазанъ Онъ, содѣлались помазанниками, и были единой, такъ сказать, съ Нимъ сущности и единаго тѣла, какъ еще сказано: Святяй и освящаеміи отъ Единаго вси (Евр. 2, 11).

2. Посему, христіане уподобляются отчасти свѣтильникамъ, имѣющимъ въ себѣ елей, то-есть, плоды правды. Если же свѣтильникъ въ нихъ не возженъ свѣтильникомъ Божества, то они ничто. Господь былъ свѣтильникомъ горящимъ, по Духу Божества, Который существенно въ Немъ пребывалъ и воспламенялъ сердце Его по человѣчеству. Подобно гнилому мѣшку, наполненному жемчужинами, и христіане, обязанные /с. 277/ по внѣшнему человѣку быть смиренными и презираемыми, въ себѣ, во внутреннемъ человѣкѣ, имѣютъ многоцѣнную жемчужину. Другіе же уподобляются гробамъ повапленнымъ: снаружи они раскрашены и убраны, а внутри полны мертвыхъ костей, великаго зловонія и нечистыхъ духовъ, мертвы предъ Богомъ и покрыты всякою срамотою, нечистотою и тмой сопротивника.

3. Апостолъ говоритъ, что младенецъ, пока еще малъ, подъ повелители и приставники есть (Гал. 4, 1) лукавыхъ духовъ. А духи сіи не хотятъ, чтобъ младенецъ возрасталъ; иначе, сдѣлавшись мужемъ совершеннымъ, начнетъ вникать въ домашнія свои дѣла и домогаться господства. Хритіанинъ обязанъ всегда имѣть памятованіе о Богѣ; ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего (Второз. 6, 5), то-есть, не только когда входишь въ молитвенный домъ, люби Господа; но, и находясь въ пути, и бесѣдуя, и вкушая пищу, имѣй памятованіе о Богѣ, и любовь и приверженность къ Нему. Ибо говоритъ Онъ: гдѣ умъ твой, тамъ и сокровище твое (Матѳ. 6, 21). Къ чему привязано сердце человѣка, и къ чему влечетъ его пожеланіе, то бываетъ для него богомъ. Если сердце вожделѣваетъ всегда Бога, то Богъ есть Господь сердца его. Даже и тотъ, кто отрекся отъ міра, сталъ нестяжателемъ, безпріютнымъ, постникомъ, бываетъ еще привязанъ къ себѣ самому, или къ мірскимъ вещамъ, или къ дому, или къ родительской любви. А къ чему приврано его сердце, и чѣмъ плѣненъ его умъ; то и есть его богъ. И оказывается, что широкою дверью изъ міра онъ вышелъ, а въ міръ входитъ и впадаетъ узкою дверью. Какъ хворостъ, брошенный въ огонь, не можетъ противиться силѣ огня, но тотчасъ сгараетъ: такъ и демоны, когда хотятъ напасть на человѣка, сподобившагося даровъ Духа, попаляются и истребляются Божествен/с. 278/ною огненною силою, только бы самъ человѣкъ былъ всегда прилѣпленъ ко Господу, и на Него возлагалъ упованіе и надежду. И если демоны крѣпки, какъ твердыя горы; то пожигаются молитвою, какъ воскъ — огнемъ. Но душѣ между-тѣмъ предлежитъ великая борьба и брань съ ними. Тамъ рѣки зміевъ и уста львовъ, и огнь, палящій душу. Какъ усовершившійся во злѣ, будучи упоенъ духомъ прелести, убиваетъ ли, прелюбодѣйствуетъ ли, не знаетъ сытости въ худыхъ дѣлахъ: такъ христіане, крещенные Духомъ Святымъ, не искусны бываютъ во злѣ. Но тѣ, которые и благодать имѣютъ, и привязаны еще ко грѣху, пребываютъ подъ страхомъ и идутъ страшнымъ путемъ.

4. Какъ плывущіе моремъ купцы, хотя найдутъ и попутный вѣтръ и тихое море, но пока не войдутъ въ пристайь, находятся всегда подъ страхомъ, что вдругъ возстанетъ противный вѣтръ, взволнуется море, и корабль подвергнется опасности: такъ и христіане, хотя и ощущаютъ въ себѣ, что дышетъ благопріятный вѣтръ Святаго Духа, однакоже находятся еще подъ страхомъ, чтобы не нашелъ и не подулъ вѣтръ сопротивной силы, и не воздвигъ въ душахъ ихъ какого мятежа и волненія. Посему, потребна великая рачительность, чтобы войдти въ пристань упокоенія, въ совершенный міръ, въ вѣчную жизнь и вѣчное наслажденіе, во градъ Святыхъ, въ небесный Іерусалимъ, въ Церковь первородныхъ (Евр. 12, 23). А кто не прошлъ еще оныхъ степеней, для того много причинъ къ страху, чтобы лукавая сила, во время сего прохожденія, не устроила ему какого-либо паденія.

5. Зачавшая во чревѣ жена внутри себя носитъ младенца своего во тмѣ, такъ сказать, и въ нечистомъ мѣстѣ. И если случится, наконецъ, младенцу выйдти изъ чрева въ надлежащее время; видитъ она для неба, земли и солнца новую тварь, какой никогда не видала; /с. 279/ и тотчасъ друзья и родные съ веселымъ лицемъ берутъ младенца въ объятія. А если отъ какого-либо безпорядка случится младенцу умереть во чревѣ; то необходимо уже опредѣленнымъ на то врачамъ прибѣгнуть къ острымъ орудіямъ; — и тогда младенецъ переходитъ отъ смерти къ смерти, изъ тмы во тму. Тоже примѣни и къ духовному. Пріявшіе въ себя сѣмя Божества имѣютъ оное въ себѣ невидимо, и по причинѣ живущаго въ нихъ грѣха, таятъ въ мѣстахъ темныхъ и страшныхъ. Посему, если оградятъ себя и соблюдутъ сѣмя; то въ надлежащее время породятъ оное явно, и наконецъ, по разрѣшеніи ихъ съ тѣломъ, ангелы и всѣ горніе лики съ веселыми лицами пріимутъ ихъ. А если подъявшій на себя оружіе Христово, чтобы сражаться мужественно, разслабнетъ; то скоро предастся онъ врагамъ и, при разрѣшеніи съ тѣломъ, изъ тмы, обдержащей его нынѣ, пойдетъ въ другую болѣе страшную тму и въ погибель.

6. Представь себѣ садъ, въ которомъ есть плодоносныя дерева и другія благоухающія растенія; садъ весь прекрасно обдѣланъ и украшенъ и для охранности, вмѣсто загородки, обнесенъ малою стѣною; по случаю же протекаетъ тутъ и быстрая рѣка. Если вода, хотя слегка, ударяетъ въ стѣну; то будетъ вредить ея основанію, найдетъ себѣ проходъ, понемногу совершенно размоетъ основаніе, и вошедши въ садъ, поломаетъ и искоренитъ всѣ растенія, уничтожитъ всѣ труды, и сдѣлаетъ садъ безплоднымъ. Такъ бываетъ и съ сердцемъ человѣческимъ. Есть въ немъ прекрасные помыслы, но непрестанно приближаются къ сердцу и потоки грѣха, готовые его низринуть и увлечь на свою сторону. И если умъ, хотя нѣсколько, легкомысленъ и предается нечистымъ помысламъ; то вотъ уже духи льсти нашли себя тамъ пажить, ворвались и испровергли всѣ красоты, въ /с. 280/ ничто обратили добрые помыслы, и душу привели въ запустѣніе.

7. Какъ глазъ малъ въ сравненіи со всѣми прочими членами, и самая зеница, при всей своей малости, есть самый важный сосудъ, потому что вдругъ видитъ небо, звѣзды, солнце, луну, города и прочія твари, и всѣ видимые вдругъ предметы одинаково изображаются и живописуются въ малой зеницѣ ока: такъ и умъ тоже самое въ сердцѣ. Само сердце — малый сосудъ; но тамъ есть зміи, тамъ есть львы, тамъ есть ядоносные звѣри, тамъ всѣ сокровища порока, тамъ пути негладкіе и стропотные, тамъ пропасти; но тамъ также и Богъ, тамъ Ангелы, тамъ жизнь и царство, тамъ свѣтъ и Апостолы, тамъ сокровища благодати, тамъ есть все. Ибо какъ бываетъ мгла распростертая по всей вселенной, и человѣкъ не видитъ человѣка: такъ, со времени преступленія, тма вѣка сего лежитъ на всей твари, на всемъ естествѣ человѣческомъ; почему, люди, покрытые сею тмою, ведутъ жизнь въ ночи, въ мѣстахъ страшныхъ. И какъ въ иномъ домѣ бываетъ множество дыма: такъ грѣхъ съ скверными его помыслами и безчисленное множество демоновъ вкрадываются въ сердечные помыслы, и засѣдаютъ тамъ.

8. Какъ въ мірѣ, когда объявлена война, люди умные и вельможи не отправляются туда, но, боясь смерти, остаются дома, вызываются же на войну вновь произникшіе, бѣдные, простолюдины; и случается, что они одерживаютъ побѣду надъ непріятелями, прогоняютъ ихъ отъ предѣловъ, и за сіе получаютъ отъ царя награды и вѣнцы, достигаютъ почестей и достоинствъ, а тѣ великіе люди остаются позади ихъ: такъ бываетъ и въ духовномъ. Невѣжды, слыша въ первый разъ слово, съ правдолюбивымъ помысломъ исполняютъ оное на дѣлѣ, и пріемлютъ отъ Бога духовную благодать, а мудрые и до тон/с. 281/кости углубляющіеся въ слово избѣгаютъ брани и не преуспѣваютъ, но остаются позади участвовавшихъ во брани и побѣдившихъ.

9. Но какъ сильно дующіе вѣтры приводятъ въ движеніе всю тварь въ цѣлой поднебесной, и производятъ великій шумъ: такъ и вражія сила движетъ и уноситъ помыслы, колеблетъ глубины сердца, къ своей склоняя волѣ, и въ служеніи ей разсѣваетъ помыслы. Какъ сборщики податей, сидя въ тѣсныхъ проходахъ, останавливаютъ и истязываютъ проходящихъ: такъ и демоны наблюдаютъ и задерживаютъ души; и если души не совершенно очистились, то, при изшествіи своемъ изъ тѣла, не получаютъ дозволенія войдти въ небесныя обители и предстать Владыкѣ своему, но уносятся внизъ воздушными демонами. Но пребывающіе во плоти, при трудахъ и при великомъ усиліи, могутъ еще пріобрѣсти благодать свыше отъ Господа; и они, вмѣстѣ съ достигшими упокоенія за добродѣтельное житіе, отойдутъ ко Господу, какъ самъ Онъ далъ обѣтованіе: идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26), и безконечные вѣки будутъ царствовать со Отцемъ, и Сыномъ, и Святымъ Духомъ, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 276-281.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.