Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 40.
О томъ, что всѣ добродѣтели и всѣ худыя дѣла связаны между собою и, подобно звѣньямъ въ цѣпи, зависятъ однѣ отъ другихъ.

1. О внѣшнемъ подвижничествѣ, и о томъ, какой образъ жизни есть высшій и первый, знайте, возлюбленные, слѣдующее: всѣ добродѣтели между собою связаны, какъ звѣнья въ духовной цѣпи, одна отъ другой зависятъ: молитва отъ любви, любовь отъ радости, радость отъ кротости, кротость отъ смиренія, смиреніе отъ служенія, служеніе отъ надежды, надежда отъ вѣры, вѣра отъ послушанія, послушаніе отъ простоты. Такъ и съ противной стороны, худыя дѣла зависятъ одно отъ другаго: ненависть отъ раздражительности, раздражительность отъ гордости, гордость отъ тщеславія, тщеславіе отъ невѣрія, невѣріе отъ жестокосердія, жестокосердіе отъ нерадѣнія, нерадѣніе отъ разлѣненія, разлѣненіе отъ унынія, уныніе отъ нетерпѣливости, нетерпѣливость отъ сластолюбія; прочія части порока также между собою связаны, какъ на доброй сторонѣ связаны между собою и однѣ отъ другихъ зависятъ добродѣтели.

2. Главное же во всякомъ добромъ раченіи и верхъ заслугъ — прилежное пребываніе въ молитвѣ. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можемъ пріобрѣтать и прочія добродѣтели. Отсюда въ сподобившихся происходитъ общеніе въ Божіей святости, въ духовной /с. 269/ дѣйственности, и союзъ умнаго расположенія какъ бы въ неизреченной любви ко Господу. Ибо кто ежедневно принуждаетъ себя пребывать въ молитвѣ, тотъ духовною любовію къ Богу воспламеняется къ божественной приверженности и пламенному желанію, и пріемлетъ благодать духовнаго освящающаго совершенства.

3. Вопросъ. Поелику нѣкоторые продаютъ имѣніе, отпущаютъ на свободу рабовъ, исполняютъ заповѣди, но не стараются въ мірѣ семъ пріять Духа, то ужели, живя такимъ образомъ, не войдутъ они въ небесное царство?

Отвѣтъ. Это предметъ тонкій для разсужденія. Ибо нѣкоторые утверждаютъ, что и царство одно, и геенна одна; мы же говоримъ, что много степеней, различій и мѣръ въ одномъ и томъ же царствѣ и въ одной и той же гееннѣ. Какъ во всѣхъ членахъ одна душа, и вверху дѣйствуетъ она въ мозгу, а внизу она же приводитъ въ движеніе ноги: такъ и Божество объемлетъ всѣ твари и небесныя, и тѣ, которыя ниже бездны, и повсюду всецѣло пребываетъ въ твари, хотя по Своей неизмѣримости и необъятности Оно и внѣ тварей. Посему, само Божество внемлетъ людямъ, и во всемъ домостроительствуетъ премудро. И поелику нѣкоторые молятся, не зная, чего просятъ, другіе постятся, иные пребываютъ въ служеніи; то Богъ, праведный Судія, каждаго награждаетъ по мѣрѣ вѣры. Ибо что дѣлаютъ они, дѣлаютъ по страху Божію, но не всѣ они — сыны, цари, наслѣдники.

4. Одни въ мірѣ убійцы, другіе любодѣи, иные хищники, а нѣкоторые также раздаютъ имѣніе свое нищимъ; Господь взираетъ на тѣхъ и на другихъ, и дѣлающимъ добро даетъ упокоеніе и награду; есть мѣры избыточествующія, и есть мѣры малыя, въ самомъ свѣтѣ и въ самой славѣ есть разность. Въ самой гееннѣ и въ наказаніи есть отравители, и разбойники, и другіе прегрѣшившіе въ маломъ. А которые /с. 270/ утверждаютъ, что одно царство, одна геенна, и степеней нѣтъ, тѣ говорятъ худо. Сколько нынѣ мірскихъ людей, которые преданы зрѣлищамъ и прочимъ безчинствамъ? И сколько еще такихъ, которые молятся и боятся Бога? Богъ взираетъ на тѣхъ и на другихъ, и какъ праведный Судія уготовляетъ однимъ упокоеніе, другимъ — наказаніе.

5. Люди, запрягши коней, правятъ колесницами и устремляются другъ противъ друга; каждый старается низринуть и побѣдить противника. Такъ сердце подвижниковъ представляетъ изъ себя зрѣлище; тамъ лукавые духи борются съ душею, а Богъ и Ангелы взираютъ на подвигъ. Сверхъ того, ежечасно многіе новые помыслы и душею производятся, а также влагаются и злобою. Ибо душа имѣетъ много сокровенныхъ помысловъ, и въ этотъ часъ производитъ и рождаетъ ихъ; и у злобы много помысловъ и предначинаній, и ежечасно пораждаетъ она новые помыслы противъ души; потому что умъ есть всадникъ, онъ впрягаетъ колесницу души, сдерживая брозды помысловъ и устремляется противъ сатанинской колесницы, такъ какъ и сатана уготовилъ ее противъ души.

6. Вопросъ. Если молитва есть упокоеніе; почему же иные говорятъ: «не можемъ молиться» и не пребываютъ въ молитвѣ?

Отвѣтъ. Самое упокоеніе, въ избыткѣ своемъ, приводитъ къ милосердію и къ другимъ служеніямъ, какъ то: къ посѣщенію братіи и къ служенію словомъ. И сама природа требуетъ того, чтобы идти, видѣться съ братіею и сказать слово. Что брошено въ огонь, то не можетъ оставаться въ собственной природѣ, но по необходимости само дѣлается огнемъ. Такъ, если бросишь въ огонь мелкихъ камней, дѣлается изъ того нѣсколько извести. Если человѣкъ слишкомъ много погрузится въ море и отойдетъ на самую средину; онъ тонетъ и гибнетъ. А кто входитъ въ воду посте/с. 271/пенно, тотъ опять желаетъ выйдти, выплыть и достигнуть пристани и увидѣть людей на землѣ. Такъ и въ духовномъ; иный входитъ въ глубину благодати, и снова воспоминаетъ о друзьяхъ своихъ; и сама природа требуетъ того, чтобы сходить къ братіямъ, выполнить долгъ любви, подкрѣпить ихъ словомъ.

7. Вопросъ. Какъ могутъ въ одно время быть въ сердцѣ и благодать и грѣхъ?

Отвѣтъ. Когда есть огонь внѣ мѣднаго сосуда, и станешь потомъ подкладывать дрова; сосудъ разгорячается, и что внутри его, то варится и кипитъ отъ огня, разведеннаго внѣ сосуда. А если кто понерадитъ и не подложитъ дровъ; то жаръ начнетъ убывать и какъ бы потухать. Такъ и благодать есть небесный внутри тебя огнь. Если будешь молиться, помыслы свои предашь любви ко Христу; то какъ-будто подложишь дровъ, и помыслы твои сдѣлаются огнемъ, и погрузятся въ любовь Божію. Хотя и удаляется Духъ и бываетъ какъ бы внѣ тебя; однакоже онъ и внутрь тебя пребываетъ, и является внѣ тебя. Если же кто вознерадитъ, хотя мало предавшись, или мірскимъ дѣламъ, или разсѣянности; то опять приходитъ грѣхъ, и облекается въ душу, и начинаетъ угнетать человѣка. Душа воспоминаетъ о прежнемъ покоѣ, и начинаетъ скорбѣть и чаще страдать.

8. Снова умъ обращается къ Богу, снова начинаетъ приближаться къ нему прежнее упокоеніе, снова начинаетъ онъ сильнѣе искать Бога, и говоритъ: «Умоляю тебя Господи»! Постепенно прибавляется огнь воспламеняющій и упокоевающій душу, подобно тому, какъ уда по немногу извлекаетъ рыбу изъ глубины. А если бы не было сего, и вкусила бы душа горечи и смерти; то какъ могла бы отличить горькое отъ сладкаго, смерть отъ жизни, и возблагодарить животворящаго Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 268-271.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.