Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 30.
Душѣ, чтобы войдти въ царствіе Божіе, должно родиться отъ Святаго Духа, и какимъ образомъ бываетъ сіе.

1. Слышащіе слово должны въ душахъ своихъ показать дѣло слова; потому что слово Божіе — не праздное слово, но имѣетъ дѣло совершаемое въ душѣ. Для того и называется дѣломъ, чтобы оказывалось дѣломъ и въ слушающихъ. Посему, Господь да явитъ дѣло истины въ слушающихъ, чтобы слово содѣлалось въ васъ плодоноснымъ. Какъ тѣнь представляетъ тѣло, но служитъ только указателемъ тѣла, самая же дѣйствительность есть тѣло; такъ подобнымъ образомъ, и слово есть какъ бы тѣнь истины — Христа; и слово представляетъ истину. Отцы на землѣ рождаютъ чадъ отъ своего естества, тѣла своего и души своей, и рожденныхъ какъ чадъ своихъ со всѣмъ раченіемъ тщательно обучаютъ, пока не содѣлаются совершенными мужами, преемниками и наслѣдниками; потому что у отцевъ вначалѣ та цѣль и забота, чтобы родить дѣтей и имѣть наслѣдниковъ, и если бы не родили, то была бы имъ великая печаль и скорбь, посему и наоборотъ, родивъ, радуются тому, даже бываетъ радость роднымъ и сосѣдямъ.

2. Такимъ же образомъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ, воспріявъ на Себя попеченіе о спасеніи человѣка, совершилъ все домостроительство, и съ /с. 231/ самаго начала прилагалъ раченіе чрезъ отцевъ, Патріарховъ, чрезъ Законъ и Пророковъ; а напослѣдокъ, пришедши Самъ и пренебрегши крестный позоръ, претерпѣлъ смерть. И весь трудъ, все раченіе Его были для того, чтобы отъ себя, отъ естества Своего, породить чадъ Духомъ, благоволивъ, чтобъ рождались они свыше отъ Божества Его. И какъ, земные отцы печалятся, если не раждаютъ: такъ и Господь, возлюбивъ родъ человѣческій, какъ собственный Свой образъ, восхотѣлъ породить ихъ отъ Своего Божественнаго сѣмени. И если иные не хотятъ пріять таковое рожденіе, и быть рожденными отъ чреслъ Духа Божія; то великая печаль Христу, за нихъ страдавшему и терпѣвшему, чтобы спасти ихъ.

3. Господь хощетъ, чтобы всѣ люди сподобились сего рожденія; потому что за всѣхъ умеръ и всѣхъ призвалъ къ жизни. А жизнь есть рожденіе отъ Бога свыше. Ибо безъ сего рожденія душѣ невозможно жить, какъ говоритъ Господь; аще кто не родится свыше, не можетъ видѣти царствія Божія (Іоан. 3, 3). А посему всѣ тѣ, которые увѣровали въ Господа, и приступивъ, сподобились сего рожденія, радость и великое веселіе на небесахъ доставляютъ родившимъ ихъ родителямъ. Всѣ Ангелы и святыя Силы радуются о душѣ рожденной отъ Духа и содѣлавшейся духомъ. Ибо тѣло сіе есть подобіе души, а душа — образъ Духа; и какъ тѣло безъ души мертво и не можетъ ничего дѣлать, такъ безъ небесной души, безъ Духа Божія, и душа мертва для царства, и безъ Духа не можетъ дѣлать того, что Божіе.

4. Какъ живописецъ внимательно смотритъ царю на лице, и пишетъ его образъ; и когда лице царево прямо противъ живописца и къ нему обращено, тогда удобно и хорошо живописать ему образъ; а когда царь отвратитъ лице, тогда невозможно писать живописцу; потому что, лице не устремлено на пишущаго: /с. 232/ такимъ же образомъ и превосходный живописецъ — Христосъ въ душахъ, которыя въ него вѣруютъ и къ Нему устремлены непрестанно, скоро по образу Своему живописуетъ небеснаго человѣка, и отъ Духа Своего, отъ ѵпостаси неизглаголаннаго свѣта Своего написуетъ небесный образъ, и даетъ душѣ прекраснаго и добраго Жениха ея. А если кто не устремленъ къ Нему непрестанно, и не презрѣлъ все прочее, то Господь не пишетъ въ немъ образа Своего свѣтомъ Своимъ. Посему, надобно намъ къ Нему устремить взоръ, въ Него увѣровавъ, Его возлюбивъ, все отринувъ и Ему единому внимая, чтобы, написавъ небесный Свой образъ, ниспослалъ его въ души наши, и такимъ образомъ, нося въ себѣ Христа, пріяли мы вѣчную жизнь, и удостовѣрившись въ томъ, здѣсь еще упокоились.

5. Какъ золотая монета, если не прійметъ на себя и не отпечатлѣетъ на себѣ царскаго образа, не обращается въ торговлѣ, не влагается въ царскую сокровищницу, но всякій отметаетъ ее: такъ и душа, если не имѣетъ образа небеснаго Духа въ неизреченномъ свѣтѣ, т. е. отпечатлѣннаго въ ней Христа, то неблагопотребна для горнихъ сокровищъ, и отметается купцами царствія — добрыми Апостолами. Ибо и тотъ, кто былъ званъ, но не имѣлъ на себѣ брачнаго одѣянія, какъ чуждый изринутъ въ чуждую тму; потому что не имѣлъ въ себѣ небеснаго образа. Это есть знаменіе и знакъ отпечатлѣннаго въ душахъ Господа, это — Духъ неизреченнаго свѣта. И какъ мертвый ни на что не потребенъ и вовсе ни къ чему не годенъ для живыхъ, почему, выносятъ его вонъ и полагаютъ внѣ города: такъ и душа, которая не имѣетъ въ себѣ небеснаго образа Божественнаго свѣта, то-есть жизни души, дѣлается какъ бы неимѣющею цѣны и вовсе отверженною; потому что неблагопотребна для града Святыхъ душа мертвая, неимѣю/с. 233/щая въ себѣ свѣтозарнаго и Божественнаго Духа. Какъ въ семъ мірѣ душа есть жизнь тѣла: такъ и въ вѣчномъ и небесномъ мірѣ жизнь души есть Божій Духъ.

6. Посему, кто старается увѣровать и прійдти ко Господу, тому надлежитъ молиться, чтобы здѣсь еще пріять ему Божія Духа, потому что Онъ есть жизнь души, и для того было пришествіе Господа, чтобы здѣсь еще дать душѣ жизнь — Духа Своего. Ибо сказано: дондеже свѣтъ имате, вѣруйте во свѣтъ (Іоан. 12, 36); пріидетъ нощь, егда не можете дѣлати (Іоан. 9, 4). Посему, если кто здѣсь не искалъ и не пріялъ жизни душѣ, т. е. божественнаго свѣта Духа, то онъ во время исшествія изъ тѣла отлучается уже на шуюю страну тмы, не входя въ небесное царство, и въ гееннѣ имѣя конецъ съ діаволомъ и съ аггелами его. Или, какъ золото или серебро, когда ввержено оно въ огонь, дѣлается чище и добротнѣе, и ничто, ни дерево, ни трава не могутъ измѣнить его, потому что само бываетъ какъ огонь и поядаетъ все приближающееся къ нему: такъ и душа, пребывая въ духовномъ огнѣ и въ Божественномъ свѣтѣ, не потерпитъ никакого зла ни отъ одного изъ лукавыхъ духовъ; а если и приближится что къ ней, то потребляется небеснымъ огнемъ Духа. Или, какъ птица, когда летаетъ въ высотѣ, не имѣетъ заботъ, не боится ни ловцовъ, ни хитрыхъ звѣрей, и паря высоко, надъ всѣмъ посмѣвается: такъ и душа, пріявъ крила Духа и возпаряя въ небесныя высоты, всего выше, надъ всѣмъ посмѣвается.

7. Плотскій Израиль, когда Моѵсей раздѣлилъ море, проходилъ по дну его: а христіане, ставъ чадами Божіими, шествуютъ поверхъ горькаго моря лукавыхъ силъ; потому что и тѣло и душа ихъ содѣлались домомъ Божіимъ. Въ тотъ день, когда палъ Адамъ, пришелъ Богъ и ходя въ раю и увидѣвъ Адама, по/с. 234/жалѣлъ, такъ сказать, и изрекъ: «При такихъ благахъ, какое избралъ ты зло! Послѣ такой славы, какой несешь на себѣ стыдъ! Почему теперь такъ омраченъ ты, такъ безобразенъ, такъ брененъ? Послѣ такого свѣта, какая тма покрыла тебя!» Когда палъ Адамъ и умеръ для Бога, сожалѣлъ о немъ Творецъ; Ангелы, всѣ Силы, небеса, земля, всѣ твари оплакивали смерть и паденіе его. Ибо твари видѣли, что данный имъ въ царя сталъ рабомъ сопротивной и лукавой силы. Итакъ тмою, тмою горькою, и лукавою облекъ онъ душу свою, потому что воцарился надъ нимъ князь тмы. Онъ-то и былъ тотъ изъязвленный разбойниками и ставшій полумертвымъ, когда проходилъ изъ Іерусалима въ Іерихонъ (Лук. 10, 30).

8. И Лазарь, котораго воскресилъ Господь, этотъ Лазарь исполненный великаго зловонія, почему, никто не могъ приблизиться къ гробу его, былъ образомъ Адама, принявшаго въ душу свою великое зловоніе и наполнившагося чернотою и тмою. Но ты, когда слышишь объ Адамѣ, объ язвленномъ разбойниками, и о Лазарѣ, не позволяй какъ бы по горамъ блуждать уму твоему, но заключись внутри души своей, потому что и ты носишь тѣ же язвы, то же зловоніе, ту же тму. Всѣ мы — сыны этого омраченнаго рода, всѣ причастны того же зловонія. Какою немощію пострадалъ Адамъ, тою же пострадали и всѣ мы, происходящіе отъ Адамова сѣмени. Ибо такая же немощь, какъ говоритъ Исаія, постигла и насъ: ни струпъ, ни язва, ни рана палящаяся: нѣсть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязанія сотворити (Ис. 1, 6). Такою неисцѣльною язвою уязвлены мы; одному Господу возможно уврачевать ее. Поэтому-то и пришелъ Онъ самъ; ибо никто изъ ветхозавѣтныхъ, ни самый Законъ, ни Пророки не могли исцѣлить сей язвы: Онъ одинъ пришедши уврачевалъ эту неисцѣльную душевную рану.

/с. 235/ 9. Итакъ, пріимемъ Бога и Господа, истиннаго врача, Который, пришедши и много для насъ потрудившись, одинъ можетъ уврачевать наши души. Ибо непрестанно ударяетъ Онъ въ двери сердецъ нашихъ, чтобы отверзли мы Ему, и Онъ взошелъ и почилъ въ душахъ нашихъ, а мы омыли и помазали ноги Его, и сотворилъ Онъ обитель у насъ. И тамъ укоряетъ Господь неомывшаго ногъ Его (Лук. 7, 44); и въ другомъ еще мѣстѣ говоритъ; се стою при дверехъ: аще кто услышитъ гласъ Мой и отверзетъ двери, вниду къ нему (Апок. 3, 20). Для того Онъ благоволилъ много пострадать, предавъ, тѣло Свое на смерть, и искупивъ насъ отъ рабства, чтобы, пришедши къ душѣ нашей, сотворить въ ней обитель. Потому и тѣмъ, которые поставлены будутъ ошуюю на судѣ Его, и которыхъ пошлетъ съ діаволомъ въ геенну, Господь скажетъ; страненъ бѣхъ, и не введосте Мене; взалкахся, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене (Матѳ. 25, 42. 43); ибо и пища, и питіе, и одежда, и покровъ, и упокоеніе Его — въ душахъ нашихъ. Посему непрестанно ударяетъ въ дверь, желая войти къ намъ. Пріимемъ же Его и введемъ внутрь себя; потому что и для насъ Онъ есть и пища, и жизнь, и питіе, и жизнь вѣчная. И всякая душа, которая не пріяла въ себя, и не упокоила Его въ себѣ нынѣ, или лучше сказать, сама не упокоилась въ Немъ, не имѣетъ наслѣдія со святыми въ царствѣ небесномъ, и не можетъ войдти въ небесный градъ. Ты Самъ, Господи Іисусе Христе, въ оный введи насъ, прославляющихъ имя Твое со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 230-235.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.