Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 20.
Одинъ Христосъ, истинный врачъ внутренняго человѣка, можетъ уврачевать душу и украсить ее ризою благодати.

1. Если кто не имѣетъ у себя Божественной и небесной ризы, то-есть силы Духа, какъ сказано: аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ (Рим. 8, 9); то да плачетъ онъ и умоляетъ Господа, чтобы пріять ему сію съ неба подаваемую духовную ризу и облечь ею душу, лишенную Божественной дѣйственности; потому что покрытъ великимъ стыдомъ страстей безчестія, кто не облеченъ въ ризу Духа. Какъ въ видимомъ мірѣ кто обнаженъ, тотъ терпитъ великій стыдъ и безчестіе, и друзья отвращаются отъ друзей, и родные — отъ своихъ, если они обнажены, и дѣти, увидя отца обнаженнымъ, отвратили взоры свои, чтобы не смотрѣть на обнаженное тѣло отца, подошли вспять зряще и покрыли его, отвращая взоры свои (Быт. 9, 23): такъ и Богъ отвращается отъ душъ, которыя не облечены съ полнымъ удостовѣреніемъ въ ризу Духа, въ силѣ и истинѣ не облеклись въ Господа Іисуса Христа.

2. Самый первый человѣкъ, увидѣвъ себя нагимъ, устыдился. Столько безчестія въ наготѣ! Если же и тѣлесная нагота подвергаетъ такому стыду; то кольми паче большимъ покрывается стыдомъ и безчестіемъ страстей та душа, которая обнажена отъ Божествен/с. 171/ной силы, не имѣетъ на себѣ, и не облечена по всей истинѣ въ неизреченную, нетлѣнную и духовную ризу — самого Господа Іисуса Христа. И всякій, кто обнаженъ отъ оной Божественной славы, столько же долженъ стыдиться себя самого и сознавать безчестіе свое, сколько устыдился Адамъ, будучи нагъ тѣлесно: и хотя сдѣлалъ себѣ одѣяніе изъ смоковныхъ листьевъ, однакоже носилъ стыдъ, сознавая свою нищету и наготу. Посему, таковая душа да проситъ у Христа, дающаго ризу и облекающаго славою въ неизреченномъ свѣтѣ, и да не дѣлаетъ себѣ одѣянія изъ суетныхъ помысловъ, и да не думаетъ, обольщаясь собственною праведностію, что есть у ней риза спасенія.

3. Кто останавливается на своей только праведности, и думаетъ самъ себя избавить, тотъ трудится напрасно и вотще. Ибо всякое самомнѣніе о праведности своей въ послѣдній день сдѣлается явнымъ, якоже портъ нечистыя, какъ говоритъ Пророкъ Исаія: бысть вся правда наша, якоже портъ нечистыя (Ис. 64, 6). Посему, будемъ просить и молить Бога, чтобы облечься намъ въ ризу спасенія, въ Господа нашего Іисуса Христа, въ неизреченный свѣтъ, котораго облеченныя въ Него души не совлекутся во вѣки. А напротивъ того, въ воскресеніе и тѣла ихъ прославлены будутъ славою сего свѣта, въ который еще нынѣ облечены души вѣрныя и благородныя, какъ говоритъ Апостолъ: Воздвигій Христа изъ мертвыхъ оживотворитъ и мертвенныя тѣлеса наша живущимъ Духомъ Его въ насъ (Рим. 8, 11). Слава неизреченному благоутробію и несказанному милосердію Его!

4. И еще, какъ кровоточивая жена, истинно увѣровавъ и прикоснувшись воскрилію ризы Господней, тотчасъ получила исцѣленіе, и изсохъ потокъ нечистаго источника кровей: такъ всякая душа, имѣя неисцѣлимую язву грѣха, источникъ нечистыхъ и лукавыхъ помысловъ, если прійдетъ ко Христу, и истинно /с. 172/ вѣруя, будетъ просить, то получитъ спасительное исцѣленіе отъ неисцѣльнаго тока страстей, и силою единаго Іисуса изсякнетъ, оскудѣвъ, оный источникъ, источающій нечистые помыслы; но никому другому невозможно исцѣлить сію язву. Ибо того и домогался врагъ, чтобы Адамовымъ преступленіемъ уязвить и омрачить внутренняго человѣка, владычественный умъ, зрящій Бога. И очи его, когда недоступны имъ стали небесныя блага, прозрѣли уже для пороковъ и страстей.

5. Посему, человѣкъ такъ уязвленъ, что никому невозможно исцѣлить его, кромѣ единаго Господа. Ему единому возможно сіе. Ибо Онъ пришелъ и взялъ грѣхъ міра, то-есть, изсушилъ нечистый источникъ душевныхъ помышленій. Какъ оная кровоточивая, расточивъ все имущество тѣмъ, которые бы могли уврачевать ее, ни отъ кого изъ нихъ не получила пользы, пока не приблизилась ко Господу, истинно въ Него увѣровавъ, и не прикоснулась къ воскрилію ризъ Его, при чемъ тотчасъ почувствовала исцѣленіе и остановилось теченіе крови: такъ и душу, въ началѣ уязвленную неисцѣльною язвою вредоносныхъ страстей, никто не могъ исцѣлить ни изъ праведныхъ, ни изъ Отцевъ, ни изъ Пророковъ, ни изъ Патріарховъ.

6. Приходилъ Моисей, но не могъ подать совершеннаго исцѣленія. Были священники, дары, десятины, субботствованія, новомѣсячія, омовенія, жертвы, всесожженія, и всякая прочая правда совершалась по Закону; а душа не могла исцѣлиться и очиститься отъ нечистаго теченія злыхъ помысловъ, и вся правда ея не въ состояніи была уврачевать человѣка, пока не пришелъ Спаситель, истинный врачъ, туне врачующій, и Себя дающій въ искупительную цѣну за родъ человѣческій. Онъ одинъ совершилъ великое и спасительное искупленіе и уврачеваніе души; Онъ осво/с. 173/бодилъ ее отъ рабства, и извелъ ее изъ тьмы, прославивъ ее собственнымъ свѣтомъ Своимъ; Онъ изсушилъ въ ней источникъ нечистыхъ помысловъ. Ибо сказано: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29).

7. Собственныя отъ земли взятыя врачевства, то-есть свои только дѣла правды, не могли уврачевать и исцѣлить душу отъ такой невидимой язвы; только силою небеснаго и Божескаго естества, даромъ Духа Святаго — симъ однимъ врачевствомъ могъ человѣкъ получить исцѣленіе и достигнуть жизни, по очищеніи сердца Духомъ Святымъ. Но какъ тамъ жена, хотя не могла исцѣлиться, и оставалась язвенною, однакоже имѣла ноги, чтобы прійдти ко Господу и пришедши получить исцѣленіе, а подобнымъ образомъ и оный слѣпый, хотя не могъ прійдти и приступить ко Господу, потому что не видѣлъ, однакоже послалъ гласъ, потекшій быстрѣе вѣстниковъ, ибо сказалъ: Сыне Давидовъ, помилуй мя (Марк. 10, 47), и такимъ образомъ, увѣровавъ, получилъ исцѣленіе, когда Господь пришелъ къ нему и далъ ему прозрѣніе: такъ и душа, хотя изъязвлена язвами постыдныхъ страстей, хотя ослѣплена грѣховной тмою, однакоже имѣетъ волю возопить ко Іисусу и призывать Его, чтобы пришелъ Онъ и сотворилъ душѣ вѣчное избавленіе.

8. Какъ оный слѣпый, если бы не возопилъ, и оная кровоточивая, если бы не пришла ко Господу, не получили бы исцѣленія: такъ, если кто не приступитъ ко Господу, по собственной волѣ и отъ всего произволенія, и не будетъ умолять Его съ несомнѣнностію вѣры, то не получитъ онъ исцѣленія. Ибо, почему они, увѣровавъ, тотчасъ были исцѣлены, а мы еще не прозрѣли истинно и не уврачевались отъ тайныхъ страстей? Между тѣмъ Господь имѣетъ больше попеченія о безсмертной душѣ, чѣмъ о тѣлѣ. Если душа прозритъ, по слову сказавшаго: открый очи мои /с. 174/ (Псал. 118, 18): то во вѣкъ не будетъ уже слѣпотствовать, и исцѣлившись, не будетъ снова уязвлена. Если Господь, пришедши на землю, имѣлъ попеченіе о тлѣнныхъ тѣлахъ; то не тѣмъ ли паче имѣетъ о душѣ безсмертной, сотворенной по образу Его? Но за невѣрствіе наше, за разномысліе наше, за то, что не любимъ Его отъ всего сердца, и не вѣруемъ въ Него истинно, еще не получили мы духовнаго исцѣленія и спасенія. Посему, увѣруемъ въ Него и истинно приступимъ къ Нему, чтобы вскорѣ совершилъ въ насъ истинную цѣльбу. Ибо обѣтовалъ дать Духа Святаго просящимъ у Него (Лук. 11, 13), отверзть дверь ударяющимъ въ нее и обрѣстися ищущимъ Его (Мѳ. 7, 7). И неложенъ, Иже обѣтова (Тит. 1, 2). Ему слава и держава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 170-174.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.