Церковный календарь
Новости


2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 22-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 21-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 20-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 19-я (1922)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 40-е (1975)
2019-07-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 39-е (1975)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 36-я (1908)
2019-07-19 / russportal
В. О. Ключевскій. "Курсъ Русской Исторіи". Лекція 35-я (1908)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 18-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 17-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 16-я (1922)
2019-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 15-я (1922)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 66-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 65-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 64-я (1956)
2019-07-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 63-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ, ПОСЛАНІЕ И СЛОВА.
(Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, СТСЛ, 1900).

ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ О СОВЕРШЕНСТВѢ, КЪ КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМЪ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТІАНЕ.

БЕСѢДА 19.
Христіане, желающіе преспѣвать и возрастать, должны понуждать себя ко всему доброму, чтобы избавиться имъ отъ живущаго въ нихъ грѣха, и исполниться Духа Святаго.

1. Кто хочетъ приступить къ Господу, сподобиться вѣчной жизни, содѣлаться обителію Христовою, исполниться Духа Святаго, чтобы прійдти въ состояніе приносить плоды Духа, чисто и неукоризненно исполнять заповѣди Христовы: тотъ долженъ начать тѣмъ, чтобы прежде всего крѣпко увѣровать въ Господа, и всецѣло предать себя вѣщаніямъ заповѣдей Его, во всемъ отречься отъ міра, чтобы весь умъ не былъ занятъ ничѣмъ видимымъ. И ему надлежитъ непрестанно пребывать въ молитвѣ, съ вѣрою, въ чаяніи Господа, всегда ожидая Его посѣщенія и помощи, сіе одно всякую минуту имѣя цѣлію ума своего. Потомъ, по причинѣ живущаго въ немъ грѣха, надлежитъ ему понуждать себя на всякое доброе дѣло, къ исполненію всѣхъ заповѣдей Господнихъ. Такъ напримѣръ: надлежитъ понуждать себя къ смиренномудрію предъ всякимъ человѣкомъ, почитать себя низшимъ и худшимъ всякаго, ни отъ кого изъ людей не ища себѣ чести, или похвалы, или славы, какъ написано въ Евангеліи, но имѣя всегда предъ очами единаго Господа и заповѣди Его, Ему единому желая угодить въ кротости сердца, какъ говоритъ Господь: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29).

/с. 165/ 2. Подобно сему да пріучаетъ себя, сколько можно, быть милостивымъ, добрымъ, милосердымъ, благимъ, какъ говоритъ Господь: будите добры и благи, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть (Лук. 6, 36); и еще говоритъ: аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15); и еще: подвизайтеся внити сквозѣ тѣсныя врата (Лук. 13, 23). Паче всего въ незабвенной памяти, какъ образецъ, да содержитъ смиреніе Господа и жизнь Его, и кротость, и обращеніе съ людьми, да пребываетъ въ молитвахъ, всегда вѣруя и прося, чтобы Господь пришелъ и вселился въ него, усовершалъ и укрѣплялъ его въ исполненіи всѣхъ заповѣдей Своихъ, и чтобы самъ Господь содѣлался обителію души его. И такимъ образомъ, что дѣлаетъ теперь съ принужденіемъ непроизволяющаго сердца, то будетъ нѣкогда дѣлать произвольно, постоянно пріучая себя къ добру, и всегда памятуя Господа и непрестанно ожидая Его съ великою любовію. Тогда Господь, видя такое его произволеніе и доброе раченіе, видя, какъ принуждаетъ себя къ памятованію Господа, и какъ сердце свое, даже противъ воли его, ведетъ непрестанно къ добру, къ смиренномудрію, къ кротости, къ любви, и ведетъ, сколько есть у него возможности, со всѣмъ усиліемъ; — тогда говорю, Господь творитъ съ нимъ милость Свою, избавляетъ его отъ враговъ его и отъ живущаго въ немъ грѣха, исполняя его Духомъ Святымъ. Тогда уже безъ усилій и труда во всей истинѣ творитъ онъ всѣ заповѣди Господни, лучше же сказать, самъ Господь творитъ въ немъ заповѣди Свои, и онъ чисто плодоприноситъ тогда плоды Духа.

3. Но приступающему ко Господу надлежитъ, такимъ образомъ, прежде всего, даже противъ воли сердца, принуждать себя къ добру, всегда съ несомнѣнною вѣрою ожидая милости Господней; надлежитъ принуждать себя къ любви, если кто не имѣетъ /с. 166/ любви; принуждать себя къ кротости, если не имѣетъ кротости; принуждать себя къ тому, чтобы милосердымъ быть и имѣть милостивое сердце; принуждать себя къ тому, чтобы терпѣть пренебреженіе, и когда пренебрегаютъ, быть великодушнымъ, когда уничижаютъ, или безчестятъ, не приходить въ негодованіе, по сказанному: не себе отмщающе, возлюбленніи (Рим. 12, 19); надлежитъ принуждать себя къ молитвѣ, если не имѣетъ кто духовной молитвы. Въ такомъ случаѣ, Богъ, видя, что человѣкъ столько подвизается, и противъ воли сердца съ усиліемъ обуздываетъ себя, дастъ ему истинную духовную молитву, дастъ истинную любовь, истинную кротость, утробы щедротъ, истинную доброту, и однимъ словомъ, исполнитъ его духовнаго плода.

4. Если же кто, не имѣя молитвы, принуждаетъ себя къ одной только молитвѣ, чтобы имѣть ему молитвенную благодать, но не принуждаетъ себя къ кротости, къ смиренномудрію, къ любви, къ исполненію прочихъ заповѣдей Господнихъ, и не заботится, не прилагаетъ труда и усилія преуспѣть въ нихъ; то, по мѣрѣ его произволенія и свободной воли, согласно съ прошеніемъ его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, въ упокоеніи и веселіи духа, но по нравамъ остается онъ такимъ-же, какимъ былъ и прежде. Не имѣетъ онъ кротости, потому что не взыскалъ труда и не пріуготовилъ себя содѣлаться кроткимъ; не имѣетъ смиренномудрія, потому что не просилъ и не принуждалъ себя къ тому; не имѣетъ любви ко всѣмъ, потому что, прося молитвы, о семъ не позаботился и не показалъ усилія. При самомъ занятіи дѣломъ, не имѣетъ вѣры и упованія на Бога; потому что зналъ себя, и однакоже не примѣтилъ, что не имѣетъ у себя этого, и не потрудился со скорбію взыскать у Господа твердой вѣры въ Него и истиннаго упованія на Него.

/с. 167/ 5. Каждому надлежитъ приневоливать и нудить себя, даже и противъ хотѣнія сердца своего, какъ къ молитвѣ, такъ и къ упованію, такъ и къ смиренномудрію, такъ и къ любви, такъ и къ кротости, искренности и простосердечію, такъ и ко всякому терпѣнію, даже долготерпѣнію, по написанному, съ радостію (1 Сол. 5, 16); а также принуждать себя къ самоуничиженію, къ тому, чтобы почитать себя нищимъ и послѣднимъ, также къ тому, чтобы не бесѣдовать ни о чемъ безполезномъ, но размышлять, и сердцемъ и устами изрекать всегда то, что есть Божіе, также къ тому, чтобы не раздражаться и не вопіять, по сказанному: всяка горесть, и ярость, и гнѣвъ, и кличъ, и хула, да возмется отъ васъ со всякою злобою (Еф. 4, 31); также принуждать себя къ тому, чтобы въ нравахъ уподобляться во всемъ Господу; принуждать себя ко всякому добродѣтельному подвигу, къ доброму и прекрасному житію, ко всякой добротѣ въ обращеніи, ко всякому смиренномудрію кротости, къ тому, чтобы не превозноситься, не высокомудрствовать, не надмеваться и не говорить ни о комъ худо.

6. Ко всему этому долженъ принуждать себя, кто желаетъ стать благоискуснымъ и благоугодить Христу, чтобы Господь, — видя при семъ его усердіе и произволеніе, съ какими онъ нудитъ и съ усиліемъ побуждаетъ себя ко всякой добротѣ, простотѣ, благости, къ смиренномудрію, къ любви, къ молитвѣ, — даровалъ ему всего Себя, и чтобы самъ Господь во всей чистотѣ и истинѣ безъ труда и усилія совершалъ въ немъ все то, чего прежде, по причинѣ живущаго въ немъ грѣха, не могъ онъ сохранять, даже съ усиліемъ. Тогда всякое упражненіе въ добродѣтели обращается для него какъ бы въ природу; приходитъ, наконецъ, Господь, въ немъ пребываетъ, и онъ пребываетъ въ Господѣ, и самъ Господь безъ труда творитъ въ немъ Свои собственныя заповѣди, исполняя его духовнаго /с. 168/ плода. Если же кто принуждаетъ себя къ одной молитвѣ, пока не пріиметъ дарованія отъ Бога, но не приневоливаетъ, не нудитъ и не пріучаетъ себя такимъ же образомъ къ прочимъ сказаннымъ выше добродѣтелямъ; то не можетъ поистинѣ совершать ихъ чисто и неукоризненно. Напротивъ того, такимъ же образомъ надобно, сколько возможно, предуготовлять себя къ добру. Ибо иногда благодать Божія приходитъ къ нему, по его прошенію и моленію; потому что благъ и милостивъ Богъ, и просящимъ у Него даруетъ просимое ими; однакоже, кто не имѣетъ сказанныхъ выше добродѣтелей, не пріучилъ и не пріуготовилъ себя къ нимъ, тотъ, если и пріемлетъ благодать, то утрачиваетъ оную по пріятіи, и падаетъ отъ высокоумія, или не преуспѣваетъ и не возрастаетъ въ благодати, дарованной ему; потому что не предаетъ себя отъ всего произволенія исполненію заповѣдей Господнихъ. Ибо обителію и упокоеніемъ Духу служатъ смиренномудріе, любовь, кротость и прочія Господни заповѣди.

7. Посему кто хочетъ истинно благоугождать Богу, пріять отъ Него небесную благодать Духа, возрастать и усовершаться о Духѣ Святомъ, тотъ долженъ принуждать себя къ исполненію всѣхъ заповѣдей Божіихъ и покорять сердце, даже противъ воли его, по сказанному: сего ради ко всѣмъ заповѣдемъ Твоимъ направляхся, всякъ путь неправды возненавидѣхъ (Псал. 118, 128). Какъ иной приневоливаетъ и нудитъ себя къ пребыванію въ молитвѣ, пока не преуспѣетъ въ томъ; такъ, подобно сему, если захочетъ приневоливать и нудить себя ко всякому упражненію въ добродѣтели, пріобучаетъ себя къ доброму навыку, и такимъ образомъ, непрестанно прося и моля Господа, и получивъ просимое, вкусивъ сладости Божіей и ставъ причастникомъ Духа Святаго, дѣлаетъ, что растетъ и цвѣтетъ данное ему дарованіе, упокоеваясь въ его смиренномудріи, любви и кротости.

/с. 169/ 8. Самъ Духъ даруетъ ему сіе, и научаетъ его истинной молитвѣ, истинной любви, истинной кротости, къ которымъ прежде принуждалъ онъ себя, которыхъ искалъ, о которыхъ заботился и помышлялъ, и которыя, наконецъ, даны ему. И такимъ образомъ, возрастая и усовершившись въ Богѣ, сподобляется онъ быть наслѣдникомъ царствія; потому что смиренный никогда не падаетъ. Куда и пасть тому, кто ниже всѣхъ? Высокомудріе есть великое униженіе. А смиренномудріе есть великая высота, честь и достоинство. Посему и мы будемъ, даже противъ воли сердца, приневоливать и нудить себя къ смиренномудрію, къ кротости и любви, прося и умоляя Бога непрестанно съ вѣрою, надеждою и любовію въ томъ чаяніи и съ тою мыслію, что пошлетъ Духа Своего въ сердца наши, и тогда будемъ молиться и покланяться Богу духомъ и истиною.

9. И самъ Духъ научитъ насъ истинной молитвѣ, которой теперь не можемъ совершать и съ усиліемъ, научитъ утробамъ щедротъ, добротѣ и тому, чтобы всѣ заповѣди Господни исполнять поистинѣ, безпечально и непринужденно, какъ Самъ Духъ знаетъ исполнять насъ плодами Своими. И такимъ образомъ, когда исполнимъ всѣ заповѣди Божіи Духомъ Божіимъ, Который одинъ знаетъ волю Господню, и когда Духъ усовершитъ насъ въ Себѣ, и совершенъ будетъ въ насъ, очистившихся отъ всякой скверны и грѣховной нечистоты: тогда Духъ души наши, подобно прекраснымъ невѣстамъ, представитъ Христу чистыми и неукоризненными; и мы будемъ упокоеваться въ Богѣ, во царствіи Его, и Богъ почіетъ въ насъ безконечные вѣки. Слава Его щедротамъ, милосердію и любви; потому что такой чести и славы сподобилъ родъ человѣческій, сподобилъ людей быть сынами Отца Небеснаго, и наименовалъ ихъ братіями Своими! Слава Ему во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1904. — С. 164-169.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.