Церковный календарь
Новости


2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 24-я (1921)
2019-07-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 23-я (1921)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§4-6) (1938)
2019-07-17 / russportal
Якобій. "Имп. Николай II и революція". Екатеринбург. трагедія (§1-3) (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Миссія ген. Иванова (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Измѣна, трусость и обманъ (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Начало развала (1938)
2019-07-17 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Въ Ставкѣ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Левъ Великій, папа Римскій († 461 г.)
СЛОВА НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
(Переводъ Д. Зотова. Москва, 2000).

СЛОВО ДЕВЯТОЕ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

I.

Итакъ, возлюбленные, [прославленіе] величія Божественныхъ дѣяній безъ сомнѣнія превосходитъ всякій даръ человѣческаго краснорѣчія, но именно то, что вызываетъ трудность при разъясненіи, призывая не умолчать, приходитъ намъ на помощь, вѣдь въ Іисусѣ Христѣ, Сынѣ Божіемъ, имѣемъ мы дѣло не только съ Божественной сущностью, но также и съ человѣческой природой, что и подтверждается пророкомъ: ...родъ Его кто изъяснитъ? (Ис. 53, 8). Никакое слово не въ состояніи изъяснить схожденіе въ одномъ Лицѣ обѣихъ сущностей — лишь одной вѣрѣ это подъ силу. Поэтому всегда недостаточно усилій славящаго и всегда есть поводъ для прославленія. Такъ давайте же возрадуемся какъ разъ тому, что мы не способны до конца прославить это Таинство милосердія, а когда мы не въ состояніи изъяснить высоту нашего спасенія, то превосходящее насъ полагаемъ благомъ. Ибо никто не приближается къ постиженію истины болѣе того, кто, даже весьма преуспѣвъ въ Божественныхъ дѣлахъ, понимаетъ, что ему всегда недостаетъ того, къ чему онъ стремится. А тотъ, кто рѣшилъ, что уже достигъ цѣли, къ которой до этого стремился, какъ не получилъ тре/с. 67/буемаго, такъ и не оказался достаточно настойчивымъ въ поискахъ.

Такъ давайте не приходить въ замѣшательство отъ нашего безсилія, ибо ободряютъ насъ голоса Евангелія и пророковъ, которые такимъ образомъ воодушевляютъ и научаютъ насъ, что Рождество Господа (благодаря которому Слово стало плотью) почитается нами не только когда мы вспоминаемъ прошедшее, но и когда взираемъ на настоящее. Наполненъ нашъ слухъ тѣмъ, что возвѣстилъ Ангелъ Господень пастырямъ, берегущимъ свои стада, и мы потому главенствуемъ надъ Господними овцами, что хранимъ въ нашемъ сердцѣ Божественно рожденныя слова, которыя произносятся во время сегодняшняго торжества: Я возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ: ибо нынѣ родился вамъ въ городѣ Давидовомъ Спаситель, Который есть Христосъ Господь (Лк. 2, 10-11). Ликованіе же неисчислимаго количества Ангеловъ только усиливаетъ значимость этого пророчества, и отъ этого еще необыкновеннѣе становится свидѣтельство того, кому вторитъ множество Небеснаго воинства, во славу Божію единымъ восхваленіемъ говорящаго: Слава въ вышнихъ Богу, и на землѣ миръ, въ человѣкахъ благоволеніе! (Лк. 2, 14). Такъ что слава Божія беретъ начало съ младенчества Христа, Рождшагося отъ Приснодѣвы. А возстановленіе человѣческаго рода справедливо относить къ славѣ его Создателя, вѣдь и самъ Архангелъ Гавріилъ, посланный Богомъ къ блаженной Маріи, изрекъ: Духъ Святый найдетъ на Тебя, и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыномъ Божіимъ /с. 68/ (Лк. 1, 35). На землѣ же признается такое умиротвореніе, которое внушаетъ людямъ благія побужденія, а благодаря тому Духу, Которымъ изъ нѣдръ Пречистой Матери рождается Христосъ, изъ чрева Святой Церкви заново рождается христіанинъ, для котораго истинный миръ заключается въ томъ, чтобы отъ воли Бога не отпадать и находить наслажденіе лишь въ томъ, что возлюбилъ Богъ.

II.

Нынѣ, возлюбленные, когда мы отмѣчаемъ день рожденія Господа, который былъ отобранъ изъ всѣхъ [остальныхъ] дней предшествовавшихъ вѣковъ, то уже миновали (какъ и было замыслено превѣчнымъ Совѣтомъ) всѣ земныя событія, а вся униженность Искупителя преобразилась во славу отцовскаго величія, дабы предъ именемъ Іисуса преклонилось всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ, и всякій языкъ исповѣдалъ, что Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Тѣмъ не менѣе мы неустанно поклоняемся этому Рождеству отъ Пресвятой Дѣвы, а нерасторжимую связь Слова и плоти почитаемъ въ Возлежащемъ въ ясляхъ не менѣе, чѣмъ въ Возсѣдающемъ на тронѣ Отцовскаго величія. Ибо непоколебимая Божественность (сколь бы она ни содержала въ себѣ и великолѣпія, и могущества) для того была отъ взора человѣческаго сокрыта въ глубинѣ Новорожденнаго, чтобы черезъ необыкновенное появленіе истиннаго человѣка познавался бы Тотъ Рожденный, Кто для царя Давида — и Господь, и сынъ (Мѳ. 22, 45). Вѣдь и самъ /с. 69/ Давидъ, будучи наполненъ пророческимъ духомъ, изрекъ: Сказалъ Господь Господу моему: сѣди одесную Меня (Пс. 109, 1). Этимъ же свидѣтельствомъ, какъ повѣствуетъ Евангеліе, была уличена нечестивость іудеевъ. Ибо когда спрашивалъ Іисусъ іудеевъ, чьимъ сыномъ именуютъ они Христа, то они отвѣчали — Давида. Тогда Господь, уличаетъ ихъ слѣпоту, говоря: Какъ же Давидъ, по вдохновенію, называетъ Его Господомъ, когда говоритъ: сказалъ Господь Господу моему: сѣди одесную Меня? (Мѳ. 22, 43-44).

Преграждаете вы для себя, о іудеи, путь къ познанію, и до тѣхъ поръ, пока въ Немъ замѣчаете лишь тѣлесную природу, лишаете себя всякаго свѣта истины. Ибо, ожидая (слѣдуя вымышленнымъ представленіямъ) пришествія сына Давида лишь въ тѣлесномъ потомствѣ, утверждали вы свое упованіе на человѣка и просмотрѣли Бога — Сына Божія (Іер. 17, 5), поэтому и признаваемое нами чудеснымъ вамъ не можетъ принести пользу. Вѣдь мы тоже на вопросъ: «Чей сынъ Христосъ?» — апостольскими словами исповѣдуемъ, что ...родился отъ сѣмени Давидова по плоти (Рим. 1, 3), и съ первой страницы евангельскаго благовѣствованія научаемся, читая: Родословіе Іисуса Христа, Сына Давидова (Мѳ. 1, 1). Но потому мы отмежевываемся отъ вашей нечестивости, что Того, Кого признали человѣкомъ, рожденнымъ изъ рода Давида, Его же (такъ какъ Слово стало плотью) исповѣдуемъ Богомъ, совѣчнымъ Богу Отцу. Поэтому, о Израиль, если слѣдовалъ бы ты смыслу своего имени [1] и не пропустилъ помраченнымъ сердцемъ пророческихъ свидѣтельствъ, то открылъ бы для тебя Исаія евангельскую истину и не оглохнувъ — /с. 70/ услышалъ бы его, по Божественному вдохновенію говорящаго: Се, Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, что значитъ: съ нами Богъ (Мѳ. 1, 23). И если въ такомъ качествѣ святого имени не распозналъ Его, то, по крайней мѣрѣ, изъ словъ Давида уяснилъ бы для себя, что не слѣдуетъ отрицать, вопреки свидѣтельству Новаго и Ветхаго Завѣтовъ, что Іисусъ Христосъ — Сынъ Давида, разъ ужъ не признаешь Его Господомъ Давида.

III.

Вотъ почему, возлюбленные, благодаря неизъяснимой милости Бога Церковь вѣрныхъ народовъ пріобрѣла то, чего такъ и не заслужила синагога плотскихъ іудеевъ, какъ говоритъ Давидъ: Явилъ Господь спасеніе Свое, открылъ предъ очами народовъ правду Свою (Пс. 97, 2), а Исаія сходно пророчествуетъ: Народъ, ходящій во тьмѣ, увидитъ свѣтъ великій; на живущихъ въ странѣ тѣни смертной свѣтъ возсіяетъ (Ис. 9, 2), и опять же: Вотъ, ты призовешь народъ, котораго ты не зналъ, и народы, которые тебя не знали, поспѣшатъ къ тебѣ... (Ис. 55, 5). Такъ давайте возликуемъ въ день спасенія нашего и, будучи Новымъ Завѣтомъ приняты въ общность Того, Кому черезъ Отца пророкомъ говорится: Ты Сынъ Мой; Я нынѣ родилъ Тебя; проси у Меня, и дамъ народы въ наслѣдіе Тебѣ и предѣлы земли во владѣніе Тебѣ (Пс. 2, 7-8), давайте оцѣнимъ милость Усыновляющаго, вѣдь какъ говоритъ Апостолъ: ...вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить въ /с. 71/ страхѣ, но приняли Духа усыновленія, Которымъ взываемъ: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15). Поэтому слѣдуетъ усыновленнымъ исполнять волю Отца, свидѣтельствующаго, что сопричастные униженности Христа станутъ сонаслѣдниками будущей славы, какъ говоритъ Апостолъ: ...если только съ Нимъ страдаемъ, чтобы съ Нимъ и прославиться» (Рим. 8, 17).

Такъ пусть прославится Господь въ своемъ младенчествѣ, а тѣлесное рожденіе и возрастаніе да не причинятъ ущерба Божественности, ибо наша природа не можетъ ничего ни прибавить къ неизмѣнной сущности, ни убавить у нея, а Тотъ, Кто въ подобіи грѣховной плоти (Рим. 8, 3) сподобился стать подобнымъ людямъ, въ то же время въ единствѣ Божественности остается равнымъ Отцу, а съ Нимъ и со Святымъ Духомъ Онъ живетъ и царствуетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Израиль въ переводѣ на русскій языкъ означаетъ «князь Божій» или «съ Богомъ».

Источникъ: Святитель Левъ Великій. Слова на Рождество Христово. / Переводъ Д. Зотова. — М.: Издательство Московской Патріархіи, 2000. — С. 66-71.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.