Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

СЛОВО ОСОБЕННОЕ КЪ ПАСТЫРЮ,
въ которомъ содержится ученіе о томъ, каковъ долженъ быть наставникъ словесныхъ овецъ.

Въ сей земной книгѣ далъ я тебѣ, божественный отче, послѣднее предъ всѣми мѣсто; но я увѣренъ, что въ небесной и божественной книгѣ ты помѣщенъ выше всѣхъ насъ: ибо истиненъ Тотъ, Который сказалъ: послѣдніи мудрованіемъ будутъ первіи по достоинству (Матѳ. 20, 16).

Глава 1.

1. Истинный пастырь есть тотъ, кто можетъ погибшихъ словесныхъ овецъ взыскать и исправить своимъ незлобіемъ, тщаніемъ и молитвою.

2. Кормчій духовный тотъ, кто получилъ отъ Бога и чрезъ собственные подвиги такую духовную крѣпость, что не только отъ треволненія, но и отъ самой бездны можетъ избавить корабль душевный.

3. Врачъ духовный тотъ, кто стяжалъ и тѣло и душу свободныя отъ всякаго недуга, и уже не требуетъ никакого врачевства отъ другихъ.

4. Истинный учитель тотъ, кто непосредственно принялъ отъ Бога книгу духовнаго разума, начертанную въ умѣ перстомъ Божіимъ, т. е. дѣйствіемъ осіянія, и не требуетъ прочихъ книгъ.

5. Учителямъ неприлично преподавать наставленія, /с. 253/ выписанныя изъ сочиненій другихъ, такъ какъ и живописцамъ, когда они дѣлаютъ только списки съ чужихъ рисунковъ.

6. Наставляя низшихъ, самъ учись сначала свыше; и отъ чувственнаго научайся духовному, и не забывай того, который сказалъ: ни отъ человѣкъ, ни человѣкомъ проповѣдую ученіе. Ибо земное не можетъ исцѣлить земныхъ.

7. Добрый кормчій спасаетъ корабль; и добрый пастырь оживотворитъ и исцѣлитъ недужныхъ овецъ.

8. Насколько овцы сіи, преуспѣвая безостановочно, послѣдуютъ своему пастырю, настолько и онъ долженъ отдать за нихъ отвѣтъ Домовладыкѣ.

9. Да мещетъ пастырь, какъ камнемъ, грознымъ словомъ на тѣхъ овецъ, которыя по лѣности или по чревоугодію отстаютъ отъ стада; ибо и это признакъ добраго пастыря.

10. Когда овцы сіи, отъ зноя, т. е. отъ тѣлеснаго распаленія, станутъ дремать душею, тогда пастырь, взирая на небо, долженъ еще усерднѣе бодрствовать надъ ними; ибо многія изъ нихъ во время такого зноя дѣлаются добычею волковъ. Впрочемъ, если и сіи духовныя овцы, по примѣру безсловесныхъ овецъ, во время зноя низко къ землѣ преклоняютъ главу души своей, то имѣемъ ободряющее насъ свидѣтельство: сердца сокрушенна и смиренна Богъ не уничижитъ (Пс. 50, 19).

11. Когда тьма и ночь страстей постигла паству, тогда опредѣляй пса твоего, т. е. умъ, на неотступную стражу къ Богу; ибо ничего тутъ не будетъ несообразнаго считать умъ губителемъ мысленныхъ звѣрей.

Глава 2.

1. Благій Господь нашъ даровалъ естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, можетъ быть, и никакой пользы отъ него не получитъ. Свяжи и ты, о досточудный мужъ, пластыри, /с. 254/ порошки, глазныя примочки, питія, губки, и при семъ небрезгливость, орудія для кровопусканія и прижиганія, мази, усыпительныя зелія, ножи, перевязки. Если мы не имѣемъ сихъ припасовъ, то какъ покажемъ врачебное искусство? Никакъ не можемъ; а между тѣмъ мзда врачамъ дается не за слово, а за дѣло.

2. Пластырь есть врачевство на страсти, видимыя, или тѣлесныя; а пріемы лекарства внутрь — врачевство противу страстей внутреннихъ, и очищеніе отъ невидимой скверны.

3. Порошокъ есть уязвляющее безчестіе, врачующее гнилость возношенія. Глазная примочка есть очищеніе душевнаго ока, или ума, смутившагося отъ движенія гнѣва.

4. Питіе врачебное есть выговоръ огорчающій, но скоро врачующій болѣзнь.

5. Кровопусканіе есть скорое извлеченіе скрытаго гноя. Кровопусканіе есть сильное и жестокое нападеніе на недугующихъ, для ихъ спасенія.

6. Подъ губкою разумѣются кроткія, тихія и мягкія слова, которыми врачъ какъ бы отираетъ больнаго, послѣ кровопусканія или рѣзанія.

7. Прижиганіе есть опредѣленное наказаніе или епитимія, для покаянія человѣколюбиво назначаемая на время: а мазь есть предлагаемое больному или пріятное слово, или небольшое тѣлесное утѣшеніе.

8. Усыпительное зеліе значитъ принять на себя бремя послушника, и чрезъ его повиновеніе подать ему спокойствіе, сонъ безсонный, святую слѣпоту, чтобы онъ, не видѣлъ своихъ добродѣтелей.

9. Перевязки означаютъ, разслабляемыхъ и ослабленныхъ тщеславіемъ утверждать и укрѣплять терпѣніемъ до самой смерти.

10. Наконецъ ножъ есть опредѣленіе и приговоръ объ отсѣченіи отъ общества члена умершаго душею и согнившаго, чтобы онъ не передалъ другимъ своей заразы.

11. Блаженна у врачей небрезгливость, а въ наставникахъ безстрастіе; ибо тѣ безъ отвращенія смѣло, /с. 255/ приступаютъ къ врачеванію всякой смердящей раны, а сіи могутъ воскресить всякую умершую душу.

12. Предстоятель долженъ молиться и о томъ, чтобы ко всѣмъ имѣть состраданіе и расположеніе соразмѣрно ихъ достоинству, дабы и ему, какъ нѣкогда случилось съ Іаковомъ (Быт. 37), не сдѣлать вреда и любимому ученику его, и собратіямъ, что обыкновенно случается съ тѣми предстоятелями, которые не стяжали еще душевныя чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же, и средняго, и зла (Евр. 5, 14).

Глава 3.

1. Великій стыдъ для наставника молиться Богу о дарованіи послушнику того, чего самъ еще не стяжалъ.

2. Какъ увидѣвшіе лице царя и сдѣлавшіеся его друзьями, если пожелаютъ, могутъ не только всѣхъ слугъ его, но и неизвѣстныхъ ему, и даже враговъ его представить къ нему, и сдѣлать причастниками его славы: такъ понимай и о святыхъ. Друзья стыдятся въ чемъ-либо отказать искреннѣйшимъ друзьямъ своимъ, но слушаютъ ихъ, а иногда, можетъ быть, невольно бываютъ ими убѣждаемы. Хорошо пріобрѣсти друзей, но друзей духовныхъ; ибо никто столько не помогаетъ намъ къ преуспѣянію въ добродѣтели. Одинъ изъ Боголюбцевъ сказывалъ мнѣ, что хотя Богъ и всегда награждаетъ рабовъ Своихъ дарами, но наиболѣе въ годовые и Господскіе праздники.

Глава 4.

1. Духовный врачъ долженъ совершенно совлечься и самыхъ страстей, дабы могъ онъ при случаѣ притворно показывать какую-либо изъ нихъ, и особенно гнѣвъ. Если же онъ совершенно не отринулъ страсти, то не возможетъ безстрастно принимать на себя ихъ личины.

2. Видѣлъ я, что конь, который былъ объѣзженъ, но еще не совсѣмъ, шелъ спокойно, пока его крѣпко /с. 256/ держали на уздѣ, а какъ только ему было послаблено, онъ низвергъ своего всадника. Притча эта указываетъ преимущественно на двѣ страсти [1]; желающіе испытовать, да испытуютъ съ усиліемъ.

Глава 5.

1. Тогда духовный врачъ познаетъ данную премудрость отъ Бога, когда успѣетъ исцѣлить такія страсти, которыхъ многіе не могли уврачевать.

Не тотъ учитель достоинъ удивленія, который способныхъ отроковъ сдѣлалъ знающими людьми; но тотъ, который невѣждъ и тупоумныхъ умудрилъ и довелъ до совершенства. Искусство ѣздоковъ тогда является и похваляется, когда они и на плохихъ коняхъ одержатъ верхъ надъ своими противниками, и сберегутъ коней.

2. Если ты получилъ отъ Бога даръ предвидѣть бури, то явно предвозвѣщай о нихъ находящимся съ тобою въ кораблѣ. Если не такъ, то ты будешь виновенъ въ крушеніи корабля, потому что всѣ съ полною довѣренностію возложили на тебя управленіе онаго.

3. Видалъ я врачей, которые не предупредили больныхъ о причинахъ усиленія болѣзни, и чрезъ то сдѣлались виновными многихъ трудовъ и скорбей, и больнымъ и себѣ.

4. Насколько настоятель видитъ въ себѣ вѣру, какъ послушниковъ, такъ и мірскихъ посѣтителей, настолько онъ обязанъ со всякимъ опасеніемъ блюсти себя во всемъ, что дѣлаетъ и говоритъ, зная, что всѣ смотрятъ на него, какъ на главный образецъ, и все отъ него принимаютъ за правило и законъ.

5. Истиннаго пастыря укажетъ любовь; ибо изъ любви предалъ Себя на распятіе Великій Пастырь.

Глава 6.

1. Говоря съ братіею, усвоивай себѣ-самому тѣ согрѣшенія, которыя надобно тебѣ обличить въ томъ или /с. 257/ другомъ изъ нихъ; такимъ образомъ ты всегда будешь свободенъ отъ лишней стыдливости.

2. Опечаливай до времени недугующаго, чтобы не закоснѣлъ въ своемъ недугѣ, или не умеръ отъ проклятаго молчанія. Многіе принимали молчаніе кормчаго за признакъ благополучнаго плаванія, доколѣ не ударились о камень. Послушаемъ, что пишетъ къ Тимоѳею великій Павелъ: настой, говоритъ онъ, благовременнѣ и безвременнѣ. Благовременнѣ, симъ обозначаетъ, по мнѣнію моему, такое время, когда обличаемые благодушно переносятъ обличеніе; а безвременнѣ, когда ихъ оное огорчаетъ. Ибо источники не перестаютъ изливать струи свои и тогда, когда нѣтъ и ни одного жаждущаго.

3. Въ нѣкоторыхъ настоятеляхъ бываетъ какъ бы природная стыдливость, по которой они часто молчатъ, когда и не должно молчать. Въ такомъ случаѣ да не отрицаются поступать такъ, какъ обыкновенные учители поступаютъ съ учащимися, и письменно излагать наставленія, нужныя для братіи. Услышимъ, что Божественный гласъ говоритъ о нѣкоторыхъ: посѣцы ю, вскую и землю упражняетъ (Луки 13, 7); и паки: измите злаго отъ васъ самѣхъ (1 Кор. 5, 13); и еще: не молися о людехъ сихъ (Іерем. 7, 16). И о Саулѣ тоже сказано Самуилу (1 Цар. 16, 1). Все это надобно знать пастырямъ, и смотрѣть, надъ кѣмъ, какъ и когда, должно употреблять такія мѣры; ибо ничего нѣтъ истиннѣе Бога.

4. Если кто, будучи обличаемъ наединѣ, не стыдится, тотъ и обличеніе, сдѣланное передъ многими, обращаетъ въ поводъ къ бóльшему безстыдству, самовольно презрѣвъ свое спасеніе.

Глава 7.

1. Усматриваю и здѣсь то же, что видѣлъ я у многихъ благоразумныхъ больныхъ, которые, сознавая свою робость и немощь, умоляли врачей связать себя, /с. 258/ хотя бы врачи того и не хотѣли, и въ произвольномъ насиліи лѣчить ихъ; ибо духъ ихъ былъ бодръ, ради ожидаемаго будущаго, но плоть немощна, ради застарѣлыхъ худыхъ привычекъ. Видя такое расположеніе сихъ недужныхъ, я просилъ врачей послушаться ихъ.

2. Путеводитель не всѣмъ приходящимъ къ послушанію долженъ говорить: путь сей узокъ и тѣсенъ (Матѳ. 7, 14); и не каждому: иго сіе благо и бремя легко (Матѳ. 11, 29); но должно разсматривать, и избирать приличныя врачевства. Отягченнымъ лютыми грѣхами и склоннымъ къ отчаянію прилично второе врачевство; а склоннымъ къ высокоумію и самомнѣнію первое средство.

3. Нѣкоторые, имѣя намѣреніе пуститься въ дальнѣйшій путь, и вопросивши знающихъ путь сей, услышали отъ нихъ, что это путь прямой, гладкій и безопасный; и услышавъ это, скоро разслабѣли въ путешествіи своемъ и на срединѣ пути потерпѣли бѣдствіе; а другіе возвратились назадъ отъ того, что не приготовили себя къ скорбямъ. Поэтому же должно заключать и о противномъ. Гдѣ любовь Божественная коснулась сердца, тамъ грозныя слова не могутъ устрашить. Гдѣ является страхъ геенны, тамъ терпѣніе всякихъ трудовъ и скорбей. Гдѣ видна надежда царствія небеснаго, тамъ и презрѣніе всего земнаго.

4. Добрый воевода долженъ ясно знать состояніе и устроеніе каждаго изъ подчиненныхъ. Можетъ быть, нѣкоторые изъ дружины его могутъ вмѣстѣ съ нимъ передъ полкомъ сражаться за всѣхъ сподвижниковъ; можетъ быть, есть способные къ единоборству, которыхъ должно возводить на путь безмолвія.

5. Не можетъ кормчій одинъ, безъ помощи корабельныхъ служителей, спасти корабль. Не можетъ врачъ исцѣлить больнаго, если сей не убѣдитъ врача просьбою и открытіемъ язвы съ полною довѣренностію. Устыдившіеся врачей подвергали раны свои гніенію; а многіе нерѣдко и умирали.

/с. 259/

Глава 8.

1. Когда овцы пасутся, пастырь да не перестаетъ употреблять свирѣль слова, и особенно когда онѣ преклоняются ко сну; ибо волкъ ничего такъ не боится, какъ гласа пастырской свирѣли.

2. Пастырь не долженъ всегда безразсудно смиряться передъ подчиненными; но не долженъ и возраситься всегда несмысленно, взирая въ обоихъ случаяхъ на примѣръ Апостола Павла. Господь часто закрываетъ очи подчиненныхъ, не видѣть немощей въ предстоятелѣ; а когда самъ предстоятель начнетъ имъ объявлять свои недостатки, тогда родитъ въ нихъ невѣріе.

3. Видѣлъ я настоятеля, который отъ крайняго смиренія совѣтовался въ нѣкоторыхъ дѣлахъ съ своими духовными чадами. Но видѣлъ я и другаго, который отъ возношенія старался являть подчиненымъ свою немудрую премудрость и обращался съ ними насмѣшливо.

4. Видѣлъ я, — хотя это и рѣдко случается, — что страстные, по нѣкоторымъ обстоятельствамъ, начальствовали надъ безстрастными; и мало-по-малу, устыдившись своихъ подчиненныхъ, отсѣкли собственныя страсти. Я думаю, что воздаяніе за спасаемыхъ произвело въ нихъ эту перемѣну; и такимъ образомъ, начальствованіе въ страстномъ устроеніи послужило для нихъ основаніемъ безстрастія.

Глава 9.

1. Должно остерегаться, чтобы собраннаго въ пристанищѣ не расточить на бурномъ морѣ. Сказанное поймутъ вдающіеся въ молву, не пріобыкши къ ней. Поистинѣ великъ подвигъ благодушно и мужественно терпѣть зной и тишину и томленіе безмолвія, и не искать внѣ корабля своей келліи развлеченія и утѣшеній, по примѣру малодушныхъ служителей корабельныхъ, которые во время зноя повергаются въ воду. /с. 260/ Несравненно же большее дѣло — не бояться молвъ, но среди шума ихъ сохранять небоязненное и неподвижное сердце, пребывая внѣшно съ людьми, внутренно же съ Богомъ.

Глава 10.

1. Порядокъ мірскихъ дѣлъ да будетъ тебѣ, о досточудный отче, примѣромъ для насъ. Одни приходятъ въ наше, поистинѣ, страшное судилище, какъ осужденные: а другіе, будучи неповинны, поспѣшаютъ на дѣланіе и служеніе Богу. Причины прихода тѣхъ и другихъ очень различны; а потому и правила для нихъ должны быть различны.

2. Виновнаго прежде всего должно спрашивать, впрочемъ наединѣ, какія именно его согрѣшенія. Это должно дѣлать по двумъ причинамъ: во первыхъ для того, чтобы онъ, всегда убодаемый сею исповѣдію пребылъ бездерзновеннымъ: во вторыхъ, чтобы помнилъ, въ какихъ язвахъ мы его приняли, и возбуждался этимъ любить насъ.

3. Достойно также вниманія твоего, пречестный отче, (впрочемъ и самому тебѣ, какъ я увѣренъ, извѣстно), что Богъ взираетъ на мѣста, откуда и куда кто приходитъ къ иночеству, на степень ревности къ обновленію жизни, и на нравы кающихся. Во всемъ этомъ бываетъ много несходствъ и различій. Часто немощнѣйшій бываетъ смиреннѣе сердцемъ, а потому и судіи духовные должны такого легче наказывать. Противное же сему само собою явно.

Глава 11.

1. Несвойственно льву пасти овецъ; небезбѣдно и тому, кто еще самъ страстенъ, начальствовать надъ другими страстными.

2. Несообразно видѣть лисицу между курами; но еще несообразнѣе видѣть пастыря гнѣвливаго. Ибо /с. 261/ лисица губитъ куръ, а сей смущаетъ и погубляетъ разумныя души.

3. Смотри, не будь строго взыскателенъ за малѣйшія согрѣшенія; иначе ты не будешь подражателемъ Бога.

4. Имѣй и самъ Бога руководителемъ и наставникомъ твоимъ. Наставляемый Имъ, какъ превосходнѣйшимъ правителемъ, во всѣхъ твоихъ внутреннихъ и внѣшнихъ дѣйствіяхъ, и предъ волею Его отсѣкая свою волю, будешь и ты безъ попеченія, водимый единымъ Его мановеніемъ.

5. Еще должно тебѣ и всякому пастырю разсмотрѣть и то, что если благодать Божія черезъ насъ дѣйствуетъ на приходящихъ къ намъ, то не отъ вѣры ли ихъ это бываетъ, а не отъ нашей чистоты? Ибо многіе и страстные такимъ образомъ чудодѣйствовали; и если многіе, какъ говоритъ Спаситель, скажутъ Ему въ день судный: Господи, Господи, не въ Твое ли имя пророчествовахомъ (Матѳ. 7, 22) и проч., то сказанное мною не должно казаться невѣроятнымъ.

6. Кто поистинѣ обрѣлъ милость у Бога, тотъ непримѣтно можетъ благодѣтельствовать недужнымъ, чрезъ то имѣя двѣ выгоды, и себя сохраняя невредимымъ отъ ржавчины славы, и располагая помилованныхъ воздавать благодареніе Единому Богу.

Глава 12.

1. Тѣмъ, которые, подобны крѣпкимъ юношамъ, ревностно и мужественно подвизаются на духовномъ поприщѣ, предлагай лучшее и высшее, а тѣхъ, которые разумѣніемъ или жизнію остаются позади, питай млекомъ, какъ младенчествующихъ. Ибо для всякой пищи есть свое время: часто одна и та же пища въ нѣкоторыхъ производитъ усердіе, а въ другихъ печаль. При сѣяніи духовнаго сѣмени должно разсуждать о времени, о лицахъ, о количествѣ и качествѣ сѣмени.

2. Нѣкоторые, ни во что вмѣняя судъ за духовное воспріемичество, безразсудно покусились пасти души; /с. 262/ и имѣвши прежде большое богатство, съ пустыми руками отошли изъ этой жизни, раздѣливъ во время своего правленія другимъ все добро свое.

3. Какъ дѣти бываютъ разныхъ родовъ, одни законныя отъ перваго брака; другія отъ втораго брака; иныя подкинутыя, а иныя отъ рабынь; такъ и воспріятіе пастырскаго попеченія о душахъ бываетъ различныхъ видовъ.

Совершенное воспріятіе есть преданіе души своей за душу ближняго во всемъ. Иное, когда пастырь принимаетъ на себя прежде сдѣланные грѣхи, и только. Иное, когда онъ принимаетъ согрѣшенія послѣ (воспріятія) бывающія, и только. Нѣкоторые же, по недостатку духовной силы и по неимѣнію безстрастія, принимаютъ на свою отвѣтственность предъ Богомъ только тяготу повелѣній своихъ. Но и въ самомъ совершенномъ воспріятіи, пастырь подлежитъ суду по мѣрѣ того, сколько принятый имъ отсѣкаетъ предъ нимъ свою волю.

4. Истинный сынъ познается въ отсутствіи отца.

5. Предстоятелю надобно внимательно замѣчать противящихся въ нѣкоторыхъ случаяхъ и прекословящихъ ему братій; и въ присутствіи почтенныхъ мужей дѣлать имъ строгіе выговоры, наводя этимъ страхъ и на другихъ; хотя бы наказываемые очень огорчались за такія уничиженія. Вразумленіе многихъ должно предпочитать огорченію одного.

6. Нѣкоторые, движимые духовною любовію, принимаютъ на себя бремена другихъ сверхъ силы своей, поминая слово Спасителя: больши сея любве никтоже имать, и проч. (Іоан. 15, 13). Другіе же, можетъ быть, и получили отъ Бога силу принимать на себя бремена иныхъ, но неохотно подклоняются, чтобы нести тяготу для спасенія братій. Сихъ послѣднихъ, какъ нестяжавшихъ любви, я считаю весьма жалкими. О первыхъ же сказано въ Писаніи: изводяй честное отъ недостойнаго яко уста Моя будетъ (Іерем. 15, 19); и якоже сотворилъ еси, будетъ ти (Авд. 15).

/с. 263/

7. Прошу тебя также имѣть въ виду, что мысленцый грѣхъ пастыря на судѣ Божіемъ оказывается важнѣе грѣха, на самомъ дѣлѣ совершеннаго послушникомъ; такъ какъ и преступленіе воина легче злоумышленія полководца.

8. Научай послушниковъ исповѣдывать Богу [2] плотскія и блудныя искушенія не по виду; а всѣ прочія согрѣшенія днемъ и ночью вспоминать подробно.

9. Обучай ихъ словомъ и собственнымъ примѣромъ быть незлобивыми другъ къ другу; а противъ бѣсовъ мудрыми и осмотрительными.

10. Отъ тебя не должно быть скрыто, какая цѣль у твоихъ овецъ во взаимныхъ ихъ и дружественныхъ между собою сношеніяхъ; ибо невидимые волки стараются чрезъ лѣнивыхъ разстроивать тщательныхъ.

11. Не лѣнись просить и молить Бога за самыхъ лѣнивѣйшихъ; не о томъ, чтобы они были помилованы, ибо это безъ ихъ содѣйствія невозможно, но чтобы Господь воздвигъ ихъ къ усердію.

12. Немощные не должны вкушать пищу съ еретиками, какъ и правила повелѣваютъ. Сильные же, если невѣрные призываютъ ихъ для познанія православной вѣры, и они хотятъ идти, пусть идутъ въ приличное время во славу Господа.

13. Не извиняйся невѣдѣніемъ; ибо невѣдѣвый, сотворивый же достойная ранамъ, біенъ будетъ за то, что не узналъ (Лук. 12, 48).

Глава 13.

1. Стыдно пастырю бояться смерти; ибо о самомъ послушаніи иноческомъ говорятъ, что оно есть небоязненность смерти.

2. Испытуй, блаженный отче, какая та добродѣтель [3], безъ которой никто не узритъ Господа; и ее /с. 264/ прежде всѣхъ усвоивай твоимъ чадамъ, всячески охраняя ихъ отъ красивыхъ и женовидныхъ лицъ.

3. Всѣ находящіеся подъ твоимъ руководствомъ, поразличію тѣлеснаго ихъ возраста, должны имѣть различныя занятія и различныя жилища: ибо никого изъ приходящихъ къ нашему пристанищу не должно отвергать. Прежде довольнаго разсмотрѣнія, которое и у мірскихъ благоразумно употребляется, руки (къ постриженію) ни на кого скоро не возлагай (1 Тим. 5, 22), чтобы нѣкоторые изъ овецъ, пришедшія къ намъ въ невѣдѣніи, со временемъ достигши полнаго разума, и не стерпѣвъ нашей тяготы и зноя, снова не обратились въ міръ; за что будутъ отвѣчать предъ Богомъ возложившіе на нихъ руку прежде времени.

4. Есть ли такой домостроитель Божій, который не имѣлъ бы болѣе нужды въ слезныхъ источникахъ и въ трудахъ для себя самого, но нещадно употреблялъ бы ихъ предъ Богомъ для очищенія другихъ?

5. Никогда не переставай очищать души, и еще болѣе тѣла оскверненныя, чтобы ты могъ съ дерзновеніемъ искать у добраго Подвигоположника вѣнцевъ не только за труды о себѣ, но и за души другихъ. Видѣлъ, я одного немощнаго, который, укрѣпившись вѣрою, очистилъ немощь другаго немощнаго, помолившись за него съ похвальнымъ безстыдствомъ, и положивъ душу свою за душу ближняго, однако со смиреніемъ. Такимъ образомъ чрезъ исцѣленіе ближняго, онъ исцѣлилъ и самого себя. Видѣлъ я и другаго, который сдѣлалъ подобное этому, но съ возношеніемъ; и ему сказано въ обличеніе: врачу, исцѣлися самъ (Лук. 4, 23).

6. Можно оставить одно добро ради другаго бóльшаго добра. Такъ поступилъ тотъ [4], который бѣгалъ мученичества не по страху, но для пользы спасаемыхъ, и просвѣщаемыхъ подъ его руководствомъ.

/с. 265/

7. Иной самъ себя предаетъ безчестію, чтобы сохранить честь ближнихъ; и когда многіе почитаютъ его за сластолюбца, онъ поступаетъ яко льстецъ и истиненъ (2 Кор. 6, 8).

8. Если тотъ, кто можетъ пользовать другихъ словомъ, но не преподаетъ его изобильно, не избѣжитъ наказанія; то какой бѣдѣ подвергаютъ себя, возлюбленный отче, тѣ, которые трудами своими могутъ помочь злостраждущимъ, и не помогаютъ? Избавляй братій, о ты, избавленный Богомъ! Спасенный! спасай ведомыхъ на смерть, и не будь скупъ къ искупленію душъ убиваемыхъ бѣсами. Ибо въ этомъ состоитъ величайшая почесть, данная отъ Бога разумному созданію, и она выше всякаго дѣланія и видѣнія смертныхъ и безсмертныхъ.

9. Тотъ, кто отираетъ скверну другихъ чистотою, данною ему отъ Бога и отъ нечистыхъ приноситъ Богу чистые дары, показываетъ себя споспѣшникомъ безплотныхъ и умныхъ силъ. Ибо это составляетъ единственное и всегдашнее дѣло слугъ Божіихъ, по слову Давидову: вси, иже окрестъ Его, принесутъ дары (Пс. 75, 12); и сіи дары суть души.

10. Ни въ чемъ столько не открывается человѣколюбіе и благость къ намъ Создателя нашего, какъ въ томъ, что Онъ оставилъ девяносто девять овецъ, и взыскалъ одну заблудшую. Внимай сему, возлюбленный отче, и все твое стараніе и любовь, горячность, прилежаніе, и моленіе къ Богу покажи о далеко заблудшихъ и сокрушенныхъ. Ибо гдѣ тяжки недуги, и злокачественны язвы и струпы, тамъ безъ сомнѣнія и награду великую даютъ врачующимъ.

11. Всмотримся, вникнемъ и сотворимъ. Ибо пастырь не всегда долженъ держаться справедливости, по причинѣ немощи нѣкоторыхъ. Видѣлъ я, какъ двое судились у мудраго пастыря, и онъ оправдалъ неправаго, потому что сей малодушествовалъ; а обвинилъ праваго, какъ мужественнаго и благодушнаго, чтобы правдою не усилить вражды; впрочемъ каждому /с. 266/ порознь онъ сказалъ должное, и особенно недугующему душею.

12. Поле, изобилующее травами, полезно всѣмъ овцамъ; а назидательное ученіе и воспоминаніе объ исходѣ изъ сего міра прилично всѣмъ словеснымъ овцамъ, и можетъ ихъ очистить отъ всякой проказы.

13. Примѣчай благодушныхъ, и безъ всякой вины уничижай ихъ въ присутствіи немощныхъ, чтобы тебѣ можно было врачеваніемъ одного исцѣлить болѣзнь другаго и научить малодушныхъ терпѣнію.

14. Нигдѣ не видно, чтобы Богъ, принявъ исповѣдь, обнаружилъ грѣхи покаявшагося; ибо Онъ отвратилъ бы этимъ грѣшниковъ отъ исповѣди, и недуги ихъ сдѣлалъ бы неисцѣльными. Итакъ, хотя бы мы и даръ прозорливости имѣли; не должны предупреждать согрѣшившихъ изъявленіемъ ихъ грѣховъ, но лучше побуждать ихъ къ исповѣданію гадательными выраженіями; ибо и за самое ихъ исповѣданіе предъ нами бываетъ имъ не малое прощеніе. По исповѣданіи же должны мы удостоивать ихъ бóльшаго нежели прежде попеченія и свободнѣйшаго къ намъ доступа; ибо чрезъ это они болѣе преуспѣваютъ въ вѣрѣ и любви къ намъ.

Покажемъ также имъ въ себѣ самихъ образъ крайняго смиренія, и научимъ ихъ имѣть къ намъ страхъ. Смотри, чтобы излишнее твое смиреніе не привлекло углія огненнаго на главу чадъ твоихъ.

15. Во всемъ ты долженъ быть терпѣливъ, кромѣ преслушанія повелѣній твоихъ.

16. Смотри со вниманіемъ, нѣтъ ли въ твоемъ саду такихъ деревьевъ, которыя понапрасну только занимаютъ землю, а на другомъ мѣстѣ, можетъ быть, были бы плодоносны. Въ такомъ случаѣ отнюдь не отрицайся, съ совѣтомъ, человѣколюбиво пересаживать ихъ.

17. Иногда настоятель можетъ безбѣдно руководить своихъ овецъ къ добродѣтели въ мѣстахъ повидимому несвойственныхъ иночеству, веселыхъ или многолюдныхъ. Поэтому въ принятіи къ себѣ приходящихъ овецъ /с. 267/ да будетъ онъ осмотрителенъ, потому что уклоненіе отъ принятія и отказъ не во всякомъ случаѣ возбраняются Богомъ.

Если духовный врачъ изобилуетъ душевнымъ безмолвіемъ, то при попеченіи о недугующихъ немного имѣетъ нужды во внѣшнемъ; если же онъ не обладаетъ первымъ, то долженъ употреблятъ послѣднее.

18. Никакой даръ отъ насъ Богу не можетъ быть столько пріятенъ, какъ приношеніе Ему словесныхъ душъ чрезъ покаяніе. Ибо весь міръ не стóитъ одной души, потому что міръ преходитъ, а душа нетлѣнна, и пребываетъ во вѣки.

Глава 14.

1. Итакъ, блаженный отче, не тѣхъ ублажай, которые жертвуютъ Христу имѣніемъ, а тѣхъ, кои приносятъ Ему словесныхъ овецъ. Но старайся приноситъ это всесожженіе непорочно; если не такъ, то никакой тебѣ не будетъ пользы.

2. Какъ должно разумѣть: яко подобаше предану быти Сыну человѣческому, горе же тому, имъ же предается; такъ понимай и въ обратномъ смыслѣ, что многимъ произволяющимъ подобаетъ спастись, но награда дана будетъ тѣмъ, которые по Господѣ послужили ихъ спасенію.

3. Прежде всего, честный отче, нужно намъ имѣть духовную силу, чтобы помогать тѣмъ, которыхъ мы дерзнули вести во Святая Святыхъ и покусились показать имъ Христа на таинственной ихъ и сокровенной трапезѣ почивающаго. Ибо когда сіи руководимые находятся еще въ преддверіяхъ святилища, и мы видимъ, что толпа хотящихъ имъ воспрепятствовать войдти угнетаетъ и утѣсняетъ ихъ: тогда мы обязаны взять ихъ за руку, какъ младенцевъ, и освободить отъ сей толпы, т. е. отъ бѣсовскихъ помысловъ. А если они еще очень младенчественны, или немощны, то нужно ихъ и на плеча взять, и понести, пока они /с. 268/ пройдутъ дверь сего поистинѣ тѣснаго входа; ибо тутъ обыкновенно бываетъ самое давленіе и тѣснота. Потому и говорилъ объ ней нѣкто: сіе трудъ есть предо мною, дондеже вниду во святило Божіе (Пс. 72, 16).

4. Мы уже говорили, отецъ отцевъ, и въ предъидущихъ словахъ, каковъ былъ оный отецъ отцевъ и учитель учителей; весь облеченъ вышнею премудростію, нелицемѣренъ, обличителенъ, вникателенъ, цѣломудренъ [5], снисходителенъ и радостенъ: и что всего удивительнѣе, за тѣми, которые изъявляли пламенную ревность къ духовной жизни, онъ слѣдилъ несравненно строже. Если же находилъ нѣкоторыхъ державшихся собственной воли, или имѣвшихъ къ чему-либо пристрастіе, то лишалъ ихъ любимой вещи, такъ что всѣ наконецъ стали остерегатсья, чтобы не изъявлять своей воли въ томъ, къ чему они чувствовали влеченіе. Достопамятный мужъ этотъ всегда говаривалъ, что лучше изгнать послушника изъ обители, нежели позволить ему исполнять свою волю. Ибо изгнавшій часто дѣлаетъ изгнаннаго смиреннѣйшимъ, и готовымъ уже отсѣкать свою волю; а изъявляющій мнимое человѣколюбіе и снисхожденіе къ такимъ инокамъ бываетъ причиною того, что они проклинаютъ его при кончинѣ своей, какъ человѣка, который обманулъ, а не воспользовалъ ихъ.

5. Чудно было видѣть, какъ сей великій отецъ, по исполненіи вечернихъ молитвъ, сидѣлъ, какъ бы нѣкій царь на престолѣ, на сѣдалищѣ своемъ наружно сплетенномъ изъ вѣтвей, а внутренно изъ духовныхъ дарованій, и какъ дружный сонмъ братій, подобно мудрымъ пчеламъ, окружалъ своего пастыря, внимая словамъ его, какъ словамъ Божіимъ, и получая отъ него повелѣнія. Одному пастырь повелѣвалъ прежде сна прочитать наизусть пятьдесятъ псалмовъ, другому тридцать, /с. 269/ иному сто. Иному назначалъ положить столько же земныхъ поклоновъ; другому сидя спать; иному читать столько-то времени, а другому столько-то стоять на молитвѣ. Онъ поставилъ также надъ братіями двухъ надзирателей, которые днемъ примѣчали и возбраняли праздность и празнословіе, а ночью — безвременныя бдѣнія, и то, чего не должно предавать писанію.

6. Мало этого. Сей великій мужъ опредѣлялъ каждому особенныя правила и касательно пищи; ибо не для всѣхъ была одинаковая пища, но назначалось каждому по его устроенію: для однихъ, сей добрый домостроитель назначалъ пищу болѣе суровую, а для другихъ болѣе пріятную. И удивительно, что всѣ принимали и исполняли его повелѣнія безъ ропота, какъ изъ устъ Божіихъ. Сему достойнѣйшему мужу была подчинена и Лавра, въ которую сей совершеннѣйшій во всемъ посылалъ изъ обители своей болѣе сильныхъ духомъ на безмолвіе.

7. Не пріучай, прошу тебя, простосердечныхъ иноковъ къ тонкоразборчивости помысловъ; но лучше, если можно, и тонкоразборчивыхъ пріучай къ простотѣ; это дѣло преславное.

8. Достигшій совершенной чистоты чрезъ крайнее безстрастіе, какъ Божественный судія, можетъ употреблять и строгія мѣры. Ибо оскудѣніе безстрастія уязвляетъ сердце судіи, и не допускаетъ ему, какъ бы слѣдовало, наказывать и искоренять зло.

9. Прежде всего оставляй сынамъ твоимъ въ наслѣдіе непорочную вѣру и святые догматы, чтобы тебѣ не только сыновъ, но и внуковъ твоихъ привести къ Господу путемъ православія.

10. Крѣпкихъ тѣломъ и юныхъ ты не долженъ щадить, по ложному милосердію, но утомлять и истощать ихъ, чтобы они благословляли тебя при исходѣ изъ этой жизни. И на сіе, премудрый мужъ, ты имѣешь примѣръ въ великомъ Моѵсеѣ, который послушнаго и съ покорностію за нимъ слѣдовавшаго народа не могъ освободить отъ рабства Фараонова дотолѣ, пока не /с. 270/ заставилъ ихъ ѣсть опрѣсноки съ горькимъ зеліемъ. Опрѣснокъ означаетъ душу, которая несетъ отсѣченіе своей воли; ибо собственная воля надмеваетъ и возвышаетъ ее, а опрѣснокъ никогда не надымается. Подъ горькимъ зеліемъ должно разумѣть иногда огорченіе, отъ покоренія себя повелѣвающему, а иногда горечь суроваго поста.

11. Но написавъ это къ тебѣ, о отецъ отцевъ, прихожу въ страхъ, слыша говорящаго: научая иного, себе ли не учиши? (Рим. 2, 21). Итакъ скажу еще одно, и кончу слово.

Глава 15.

Душа, чистотою соединившаяся съ Богомъ, для наученія своего не имѣетъ нужды въ словѣ другихъ; ибо блаженная сія въ себѣ самой носитъ присносущное Слово, Которое есть ея тайноводитель, наставникъ и просвѣщеніе. Такова и твоя душа, какъ помню я, о священнѣйшая и свѣтлѣйшая глава; и не отъ словъ только однихъ, но и отъ самыхъ дѣлъ и опыта позналъ я святѣйшій умъ твой, блистающій особенно звѣроубійственною кротостію и смиреніемъ, какъ и у онаго великаго законоположника Моѵсея; слѣдуя стопамъ его, ты, о многострадательнѣйшій, всегда восходя на высоту совершенства, едва и того не превзошелъ славою чистоты, и честностію цѣломудрія, каковыми добродѣтелями болѣе, нежели инымъ чѣмъ, приближаемся ко Всечистому Богу, и всякаго безстрастія Подателю и Помощнику, и за которыя Онъ, еще живущихъ на землѣ, переселяетъ на небо. Сими ты, подобно Иліи, оному любителю чистоты, ногами нелѣностнаго тщанія взошелъ какъ бы на огненную нѣкую колесницу, и не только Египтянина убилъ, и побѣдный вѣнецъ скрылъ въ пескѣ смиренія; но еще возшелъ на гору и въ тернистомъ, звѣрямъ неприступномъ жительствѣ видѣлъ Бога и насладился Божественнаго гласа и свѣтозарности. Ты изулъ сапоги, т. е. всю мертвенную оболочку ветхаго человѣка, и взявши за хвостъ, т. е. за конецъ, /с. 271/ того, который изъ Ангела слѣлался зміемъ, низринулъ его въ его же мракомъ покрытую нору и преисподній ровъ, въ Египетъ кромѣшней тьмы. Ты побѣдилъ высокомѣрнаго и гордаго Фараона; поразилъ Египтянъ и умертвилъ ихъ первенцевъ; побѣда славою превосходящая всѣ другія. Посему Господь и ввѣрилъ тебѣ, какъ непоколебимому, наставленіе братій, которыхъ ты, наставникъ наставниковъ, небоязненно избавилъ отъ Фараона и отъ сквернаго плинѳодѣланія, т. е. угожденія сей бренной плоти; и отъ собственнаго во всемъ опыта преподалъ имъ видѣніе Божественнаго огня и облака чистоты, угашающаго всякій нечистый пламень. Но и Чермное, страстьми палящее море, въ которомъ столь многіе бѣдствуютъ, разсѣкъ для нихъ жезломъ твоимъ, и чрезъ пастырское искусство сдѣлалъ ихъ торжествующими и побѣдителями, и всѣхъ гонителей ихъ потопилъ совершенно. Потомъ и Амалика возношенія, который встрѣчаетъ обыкновенно побѣдителей послѣ побѣды въ морѣ, ты одолѣлъ распростертіемъ рукъ, стоя посреди дѣянія и видѣнія. За людей, ввѣренныхъ тебѣ Богомъ и Богомъ просвѣщенныхъ, ты побѣждалъ языки, а сущихъ съ тобою привелъ къ горѣ безстрастія, поставилъ священниковъ, предалъ обрѣзаніе, не очистившіеся которымъ не могутъ увидѣть Бога. Ты восшелъ на высоту, и отразивъ всякій мракъ, и мглу, и бурю, т. е. тремрачную тьму неразумія, приблизился къ свѣту несравненно честнѣйшему видѣннаго въ купинѣ, и непостижимому и высшему; удостоился гласа, удостоился видѣнія и пророчества. Ты увидѣлъ, можетъ быть, пребывая еще здѣсь, задняя будущаго, т. е. будущее совершенное просвѣщеніе разума. Потомъ гласъ оный: не узритъ человѣкъ (Исх. 33 20) слышалъ, и въ глубочайшую нѣкую юдоль смиренія отъ Боговидѣнія въ Хоривѣ сошелъ, неся скрижали разума и восхожденія духовнаго, будучи прославленъ лицемъ души и тѣла. Но увы! дружина моя увлеклась сліяніемъ тельца. Увы! скрижали сокрушены! Что же послѣ сего? Взявши людей сихъ за руку, ты провелъ ихъ /с. 272/ чрезъ пустыню; и когда они были жегомы пламенемъ огня своего, ты произвелъ въ нихъ древомъ, т. е. распятіемъ плоти со страстьми и похотьми, источникъ слезной воды. И вотъ вступаешь въ брань съ языками, срѣтающими тебя, истребляя ихъ огнемъ Господнимъ; на Іорданъ приходишь, (ибо ничто не возбраняетъ мнѣ отступить нѣсколько отъ исторіи); словомъ, какъ Іисусъ Навинъ, раздѣляешь воды для людей и нижнія отдѣляешь въ соленое и мертвое море, а верхнія — струю любви на иной вышней странѣ поставляешь передъ очами духовныхъ твоихъ Израильтянъ. Потомъ повелѣваешь вынести двѣнадцать камней, возсозидая чрезъ нихъ или Апостольскій ликъ, или тайнообразуя одолѣніе осьми языковъ, т. е. главныхъ страстей, и пріобрѣтеніе четырехъ верховныхъ добродѣтелей. Потомъ, оставивъ позади себя мертвое и безплодное море, приступаешь ко граду вражію; трубишь вокругъ его молитвою, въ продолженіе сего седмеричнаго круга человѣческой жизни; и вотъ низложена твердыня, побѣда одержана, такъ что и тебѣ прилично пѣть къ невещественному и невидимому Поборнику: врагу моему оскудѣша оружія въ конецъ, и грады страстей моихъ разрушилъ еси (Пс. 9, 7).

Хочешь ли, коснусь того, что выше и превосходнѣе всего прочаго? Ты взошелъ къ горнему Іерусалиму, къ созерцанію совершеннаго мира души, и зришь Христа Бога мира; злостраждешь съ Нимъ, яко добръ воинъ, срастинаешься Ему плотію со страстьми и похотьми: и справедливо, ибо и ты сдѣлался богомъ Фараона и всей его богопротивной силы и спогребаешься Христу; и нисходишь съ Нимъ во адъ, т. е. въ глубину неизреченныхъ таинствъ Богословія; принимаешь помазаніе мѵромъ отъ сродныхъ и любимыхъ женъ, т. е. добродѣтелей, и благоухаешь. (Ибо что возбраняешь мнѣ все высказать подробно?) Какое богатство корыстей! Тебѣ дано сѣсть со Христомъ на престолѣ небесномъ. Воскреснешь и ты въ третій день, побѣдивъ трехъ мучителей, или чтобы яснѣе сказать, одержавъ побѣду /с. 273/ надъ тѣломъ, душею и духомъ, или по очищеніи тричастія души, т. е. желательной, раздражительной и разумной силы. Ты и на гору Елеонскую восходишь. Но время уже и сократить слово, и не мудрствовать, особенно предъ тѣмъ, кто исполненъ премудрости, и превосходитъ разумомъ всѣхъ, кто выше насъ. О горѣ, полагаю, этой, добльственный нѣкій путникъ, восходя на нее, сказалъ: горы высокія еленемъ, т. е. душамъ истребляющимъ мысленныхъ змѣй. Съ симъ и ты, совосходя и слѣдуя за нимъ, восшелъ на оную гору; и воззрѣвъ на небо, (опять беру для моего слова прежнюю образную рѣчь), благословилъ насъ, учениковъ твоихъ, и видѣлъ предложенную и утвержденную лѣствицу добродѣтелей, которой ты, какъ премудрый архитектонъ, по данной тебѣ благодати Божіей, не только положилъ основаніе, но и совершеніе, хотя по смиренномудрію твоему убѣдилъ и насъ скудоумныхъ отдать наши нечистыя уста на пользу твоихъ братій. И это не удивительно; священная повѣсть говоритъ, что и Моѵсей называлъ себя косноязычнымъ и худогласнымъ. Но у него былъ богатый даромъ слова и вѣщатель Ааронъ; ты же, тайноучитель, не знаю почему, пришелъ къ безводному источнику, который весь полонъ египетскими жабами или нечистотами. Но какъ мнѣ не должно оставлять моего слова, о небесный путникъ, не окончивши повѣсть о твоемъ теченіи, то вновь сплетая вѣнецъ доброты твоей скажу: ты приблизился къ святой горѣ, и устремилъ взоръ твой къ небу, вознесъ ногу для восхожденія, и потекъ, и востекъ до херувимскихъ добродѣтелей, и возлетѣлъ, и восшелъ въ воскликновеніи, побѣдивъ врага, и сдѣлался для многихъ предшественникомъ и путевождемъ; и донынѣ наставляешь всѣхъ насъ, и предводительствуешь, восшедши на самый верхъ святыя Лѣствицы и соединившись съ любовію, а любовь есть Богъ. Ему же подобаетъ слава, держава, честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ Аминь.

Примѣчанія:
[1] Сластолюбіе и гнѣвъ.
[2] Смотри примѣчаніе хх: [Когда же кто исповѣдуется передъ духовнымъ отцемъ, тогда слѣдуетъ исповѣдать видъ и степень плотскаго грѣха, какъ повелѣваютъ церковныя правила. Но здѣсь говорится о мысленномъ исповѣданіи передъ Богомъ, гдѣ плотскіе грѣхи, по виду и въ подробности будучи воспоминаемы, вмѣсто пользы приносятъ вредъ исповѣдающемуся, какъ объясняютъ это нѣкоторые Святые Отцы. Преподобный Филоѳей Синайскій пишетъ: «Многообразнѣ всегда должны есмы сокрушати сердце, всему смиряющему обучающеся. Сокрушати же и смиряти вѣсть сердце память древняго нашего въ мірѣ житія, аще совершеннѣ мы памятуемъ, и память согрѣшеній всѣхъ отъ младенчества по виду умомъ разсматриваемыхъ, кромѣ плотскихъ; сихъ бо воспоминаніе вредно есть» (Добротолюб. ч. 2-я гл. 13). И преподобный Маркъ подвижникъ говоритъ: «Прежніе грѣхи, будучи воспоминаемы по виду, вредятъ благонадежнаго. Ибо если они приносятъ съ собою печаль, то удаляютъ отъ надежды; а воображаемые безъ печали влагаютъ внутрь прежнюю скверну. Когда умъ чрезъ отверженіе самого себя пріобрѣтетъ мысленную надежду, тогда врагъ, подъ предлогомъ исповѣданія, изображаетъ прежде бывшіе грѣхи, дабы страсти, по благодати Божіей преданныя забвенію, воспламенить и тайно повредить человѣку. Ибо тогда и твердый и ненавидящій страсти умъ по необходимости помрачится, смутившись сдѣланными грѣхами. И если онъ еще мраченъ и сластолюбивъ, то всячески умедлитъ, и будетъ страстно бесѣдовать съ прираженіями помысловъ, такъ что воспоминаніе это будетъ не исповѣданіемъ грѣховъ, а представленіемъ прежнихъ грѣховныхъ впечатлѣній. Если хочешь приносить Богу неосужденное исповѣданіе, то не вспоминай грѣховныхъ измѣненій по виду ихъ, но мужественно терпи находящія скорби за нихъ». (Слово о думающихъ оправдаться дѣлами, главы 151, 152 и 153)].
[3] Чистота души и тѣла (Евр. 12, 14).
[4] Св. Григорій чудотворецъ.
[5] Слово «цѣломудріе,» по смыслу древнихъ отцевъ, означаетъ не частную добродѣтель, а трезвеніе во всемъ, когда человѣкъ хранитъ себя отъ всякаго дѣла, слова и помышленія, неугоднаго Богу.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 252-273.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.