Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 30. О союзѣ трехъ добродѣтелей, то есть о вѣрѣ, надеждѣ и любви.

1. Нынѣ же, послѣ всего сказаннаго, пребываютъ три сія, все связующія и содержащія: вѣра, надежда и любы, больше же всѣхъ любы, ибо ею именуется Богъ (1 Кор. 13, 13).

2. По моему разумѣнію, вѣра подобна лучу, надежда — свѣту, а любовь — кругу солнца. Всѣ же онѣ составляютъ одно сіяніе и одну свѣтлость.

3. Первая все можетъ творить и созидать; вторую милость Божія ограждаетъ и дѣлаетъ непостыдною; а третья никогда не падаетъ, не перестаетъ отъ теченія, и не даетъ опочить уязвленному ея блаженнымъ упоеніемъ.

4. Кто хочетъ говорить о любви Божіей, тотъ покушается говорить о Самомъ Богѣ; простирать же слово о Богѣ погрѣшительно и опасно для невнимательныхъ.

5. Слово о любви извѣстно Ангеламъ; но и тѣмъ по мѣрѣ ихъ просвѣщенія.

6. Любовь есть Богъ (Іоан. 4, 8); а кто хочетъ опредѣлить словомъ, что есть Богъ, тотъ, слѣпотствуя умомъ, покушается измѣрить песокъ въ безднѣ морской.

7. Любовь по качеству своему есть уподобленіе Богу, сколько того люди могутъ достигнуть; по дѣйствію своему, она есть упоеніе души; а по свойству источникъ вѣры, бездна долготерпѣнія, море смиренія.

8. Любовь собственно есть отложеніе всякаго противнаго помышленія; ибо любы не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 5).

9. Любовь, безстрастіе и сыноположеніе различаются между собою одними только названіями. Какъ свѣтъ, огонь и пламень соединяются въ одномъ дѣйствіи, такъ должно разсуждать и о сихъ совершенствахъ.

/с. 247/ 

10. По мѣрѣ оскудѣнія любви бываетъ въ насъ страхъ; ибо въ комъ нѣтъ страха, тотъ или исполненъ любви, или умеръ душею.

11. Нисколько не будетъ противно, какъ я думаю, заимствовать сравненія для вожделѣнія, страха, тщательности, ревности, служенія и любви къ Богу отъ человѣческихъ дѣйствій. Итакъ блаженъ, кто имѣетъ такую любовь къ Богу, какую страстный любитель имѣетъ къ своей возлюбленной. Блаженъ, кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судіи. Блаженъ, кто такъ усерденъ и прилеженъ въ благочестіи, какъ благоразумные рабы усердные въ служеніи господину своему. Блаженъ, кто столько ревностенъ къ добродѣтелямъ, сколько ревнивы мужья, лишающіе себя сна отъ ревности къ своимъ супругамъ. Блаженъ, кто такъ предстоитъ Господу въ молитвѣ, какъ слуги предстоятъ царю. Блаженъ, кто подвизается непрестанно угождать Господу, какъ нѣкоторые стараются угождать человѣкамъ.

12. Мать не такъ бываетъ привязана къ младенцу, котораго кормитъ грудью, какъ сынъ любви всегда прилѣпляется къ Господу.

13. Истинно любящій всегда воображаетъ лице любимаго, и съ услажденіемъ объемлетъ образъ его въ душѣ своей. Вожделѣніе это не даетъ ему покоя даже и во снѣ, но и тогда сердце его бесѣдуетъ съ возлюбленнымъ. Такъ бываетъ обыкновенно въ тѣлесной любви, такъ и въ духовной. Нѣкто, уязвленъ будучи такою любовію, сказалъ о самомъ себѣ то, (чему я удивляюсь): азъ сплю, по нуждѣ естества, а сердце мое бдитъ (П. Пѣсн, 5, 2) по великой любви моей.

14. Замѣть, о премудрый братъ, что когда олень душевный истребитъ ядовитыхъ змѣй, тогда душа желаетъ и скончавается (Пс. 83, 2) отъ любви ко Господу, будучи жегома огнемъ ея, какъ нѣкіимъ ядомъ (э).

15. Дѣйствіе голода бываетъ какъ-то неопредѣленно и неясно, а дѣйствіе жажды ясно и ощутительно; ее /с. 248/ узнаютъ по внутреннему жару. Посему любящій Бога и говоритъ: возжада душа моя къ Богу крѣпкому, живому (Пс. 41, 3).

16. Если присутствіе любимаго человѣка явственно всѣхъ насъ измѣняетъ, и дѣлаетъ веселыми, радостными и безпечальными: то какого измѣненія не сдѣлаетъ присутствіе Небеснаго Владыки, невидимо въ чистую душу приходящаго.

17. Страхъ Божій, когда онъ бываетъ въ чувствѣ души, обыкновенно очищаетъ и истребляетъ нечистоту ея. Пригвозди, говоритъ Пророкъ, страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Святая же любовь въ дѣйствіи своемъ иныхъ снѣдаетъ, по онымъ словамъ Пѣсни Пѣсней: сердце наше привлекла еси, сердце наше привлекла еси (Пс. Пѣсн. 4, 9). А нѣкоторыхъ она просвѣщаетъ и радуетъ дѣйствіемъ своимъ, по сказанному: на Него упова сердце мое: и поможе ми, и процвѣте плоть моя (Пс. 27, 7); и сердцу веселящуся, лице цвѣтетъ (Прит. 15, 13). И когда человѣкъ весь бываетъ внутренно соединенъ и срастворенъ съ любовію Божіею, тогда и по наружному своему виду, на тѣлѣ своемъ, какъ въ зеркалѣ, изъявляетъ свѣтлость души своей. Такъ прославился Моѵсей Боговидецъ.

18. Достигшіе сей равно-ангельской степени часто забываютъ тѣлесную пищу; думаю же, что они очень часто и не желаютъ оной. И это не удивительно, потому что нерѣдко и противнымъ сему желаніемъ томимые отвергаютъ пищу.

19. Еще думаю, что и тѣла сихъ нетлѣнныхъ не подвергаются болѣзни по обыкновеннымъ причинамъ; ибо они уже очистились, и нѣкоторымъ образомъ сдѣлались нетлѣнными отъ пламени чистоты, которая пресѣкла въ нихъ пламень страстей. Думаю также, что и самую пищу они принимаютъ безъ всякаго услажденія; ибо какъ подземная вода питаетъ корни растеній, такъ и сіи души питаетъ огнь небесный.

20. Умноженіе страха Божія есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало Богословія.

/с. 249/

21. Совершенно соединившій чувства свои съ Богомъ тайно научается отъ Него словесамъ Его. Но когда это соединеніе съ Богомъ еще не совершилось, тогда, и бесѣдовать о Богѣ трудно.

22. Слово, соприсносущное Отцу, творитъ чистоту совершенною, пришествіемъ Своимъ умертвивъ смерть; а когда она умерщвлена, ученикъ богословія получаетъ просвѣщеніе.

23. Слово Господне, дарованное отъ Господа, чисто, и пребываетъ въ вѣкъ вѣка; непознавшій же Бога разглагольствуетъ о Немъ по догадкѣ.

24. Чистота содѣлала ученика своего богословомъ, который самъ собою утвердилъ догматы о Пресвятой Троицѣ.

25. Любящій Господа прежде возлюбилъ своего брата; ибо второе служитъ доказательствомъ перваго.

26. Любящій ближняго никогда не можетъ терпѣть клеветниковъ, но убѣгаетъ отъ нихъ, какъ отъ огня.

27. Кто говоритъ, что любитъ Господа, а на брата своего гнѣвается, тотъ подобенъ человѣку, которому во снѣ представляется, что онъ бѣжитъ.

28. Сила любви въ надеждѣ; ибо надеждою ожидаемъ воздаянія любви.

29. Надежда есть обогащеніе невидимымъ богатствомъ; надежда есть несомнѣнное владѣніе сокровищемъ еще прежде полученія сокровища.

30. Надежда есть упокоеніе въ трудахъ, она — дверь любви; она убиваетъ отчаяніе, она — залогъ будущихъ благъ.

31. Оскудѣніе надежды есть истребленіе любви; съ надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божія окружаетъ.

32. Монахъ съ благою надеждою закалаетъ уныніе, мечемъ первой умерщвляя второе.

33. Вкушеніе даровъ Господнихъ рождаетъ надежду; ибо невкусившій оныхъ не можетъ не имѣть сомнѣній.

/с. 250/

34. Надежду разрушаетъ гнѣвливость; ибо упованіе не посрамитъ, мужъ же ярый неблагообразенъ (Притч. 11, 25).

35. Любовь есть подательница пророчества; любовь — виновница чудотвореній; любовь — бездна осіянія; любовь — источникъ огня въ сердцѣ, который, чѣмъ болѣе истекаетъ, тѣмъ болѣе распаляетъ жаждущаго. Любовь — утвержденіе Ангеловъ, вѣчное преуспѣяніе.

36. Возвѣсти намъ, о Ты, прекраснѣйшая изъ добродѣтелей, гдѣ Ты пасеши овцы твоя? Гдѣ почиваеши въ полудне (Пѣсн. Пѣсн. 1, 6)? Просвѣти насъ, напой насъ, наставь насъ, руководи насъ: ибо мы жаждемъ пріитти къ Тебѣ. Ты владычествуешь надъ всѣми. Ты уязвила душу мою, и не можетъ стерпѣть сердце мое пламени Твоего. Итакъ, воспѣвъ Тебя, иду. Ты владычествуеши державою морскою, возмущеніе же волнъ его Ты укрощаеши и умерщвляеши. Ты смиряеши, яко язвена, гордый помыслъ; и мышцею силы Твоея расточивъ враги Твоя (Пс. 88, 10-11), дѣлаешь любителей Твоихъ непобѣдимыми отъ всякой брани.

37. Но желаю я узнать, какъ видѣлъ Тебя Іаковъ утвержденною на верху лѣствицы? Скажи мнѣ, какой былъ видъ онаго восхожденія? Что означаетъ самый образъ лѣствицы, и расположеніе степеней ея, тѣхъ, восхожденій, которыя полагалъ въ сердцѣ своемъ (Пс. 83, 6) нѣкій любитель красоты Твоей? И сколько ихъ числомъ, жажду узнать? И сколько времени требуется на восхожденіе оной? Тотъ, который Тебя видѣлъ и боролся съ Тобою, возвѣстилъ намъ объ однихъ только по одной лѣствицѣ руководителяхъ (Ангелахъ); но ничего болѣе не восхотѣлъ, или, лучше сказать, не возмогъ открыть. Тогда Она, сія царица, какъ бы съ неба явившись мнѣ, и какъ бы на ухо души моей бесѣдуя, говорила: доколѣ ты, любитель Мой, не разрѣпишься отъ сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лѣствица же, видѣнная Іаковомъ, пусть научитъ тебя составлять духовную лѣствицу добродѣтелей, на верху которой Я утверждаюсь, /с. 251/ какъ и великій таинникъ мой говоритъ: нынѣ же пребываютъ три сія: вѣра, надежда, любы; больше же всѣхъ любы (1 Кор. 13, 13).



Краткое увѣщаніе, которое содержитъ въ себѣ все то, что говорено было въ сей книгѣ пространно.

Восходите, братія, восходите усердно, полагая восхожденія въ сердцѣ своемъ, и внимая Пророку, который говоритъ: пріидите, взыдемъ на гору Господню, и въ домъ Бога нашего (Ис. 2, 3), совершающаго нозѣ наши яко елени, и на высокихъ поставляющаго (Пс. 17, 34), чтобы намъ содѣлаться побѣдителями на пути Его. Теките, умоляю васъ, съ Апостоломъ, сказавшимъ: потщимся, дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познанія Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13). Христосъ же, кресвившись въ тридесятое лѣто видимаго возраста, получилъ тридесятую степень въ духовной сей лѣствицѣ; ибо любовь есть Богъ. Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; въ Немъ начало всѣхъ благъ и есть, и было, и будетъ въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
(э) Сравненіе смиренія съ оленемъ основано на сказаніи древнихъ писателей, утверждающихъ, что олень чуетъ то мѣсто, гдѣ скрываются змѣи, и ставъ надъ входомъ въ ихъ нору, извлекаетъ ихъ оттуда своимъ дыханіемъ, такъ что онѣ сами выходятъ и лѣзутъ ему въ ротъ, и тогда онъ пожираетъ ихъ; но пожравъ ихъ, олень получаетъ сильную и палящую жажду, и поспѣшно бѣжитъ на источники водъ, дабы прохладить и утолить ее, потому что умретъ, если пробудетъ часа три не напившись. Посему-то и Давидъ сказалъ, что душа его такъ возжадала къ Богу, какъ елень на источники водныя.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 246-251.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.