Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 29. О земномъ небѣ, или о богоподражательномъ безстрастія и совершенствѣ, и воскресеніи души прежде общаго воскресенія.

1. Вотъ уже и мы, лежащіе въ глубочайшемъ рвѣ невѣдѣнія и во тьмѣ страстей, и въ смертной сѣни тѣла сего, по дерзости своей начинаемъ любомудрствовать о земномъ небѣ.

2. Великолѣпіе тверди суть звѣзды, а украшеніе безстрастія — добродѣтели; ибо безстрастіе, какъ я думаю, не иное что есть, какъ сердечное небо ума, которое всѣ коварства бѣсовъ считаетъ за дѣтскія игрушки.

3. Итакъ истинно безстрастнымъ называется и есть тотъ, кто тѣло свое сдѣлалъ нетлѣннымъ, умъ возвысилъ превыше всякой твари, всѣ же чувства покорилъ уму, а душу свою представилъ лицу Господню, всегда простираясь къ Нему, даже и выше силъ своихъ.

4. Нѣкоторые говорятъ еще, что безстрастіе есть воскресеніе души прежде воскресенія тѣла; а другіе, что оно есть совершенное познаніе Бога, какое мы можемъ имѣть послѣ Ангеловъ.

5. Итакъ сіе совершенное совершенныхъ несовершаемое совершенство, какъ сказалъ мнѣ нѣкто, вкусившій онаго, такъ освящаетъ умъ и исхищаетъ его отъ вещественнаго, что часто, впрочемъ по достиженіи сего небеснаго пристанища, отъ жизни въ тѣлѣ восхищеніемъ на небо возноситъ къ видѣнію. О семъ говоритъ Псалмопѣвецъ, который можетъ быть собственнымъ опытомъ позналъ это, яко Божіи державніи земли зѣло вознесошася (Пс. 46, 10). Таковъ былъ и тотъ Египтянинъ [1], который, при молитвѣ съ другими, не могъ оставлять надолго простертыми рукъ своихъ къ небу.

/с. 243/

6. Между безстрастными одинъ бываетъ безстрастнѣе другого. Ибо иной сильно ненавидитъ зло, а другой ненасытно обогащается добродѣтелями.

7. И чистоту называютъ безстрастіемъ, да и справедливо: ибо чистота есть начало общаго воскресенія и нетлѣнія тлѣнныхъ.

8. Безстрастіе показалъ написавшій: умъ Господень имамы (1 Кор. 2, 16). Безстрастіе показалъ Египтянинъ оный, сказавшій: «я уже не боюсь Господа» [2]. Безстрастіе показалъ и тотъ, кто молился, чтобы опять обратились на него страсти [3]. Кто прежде будущей райской свѣтлости удостоился такого безстрастія, какъ Сиріянинъ [4] оный? Ибо Давидъ, столь славный между пророками, говоритъ ко Господу: ослаби ми, да почію (Пс. 38, 14); а сей подвижникъ Божій взывалъ: «ослаби ми волны благодати Твоея».

9. Та душа имѣетъ безстрастіе, которая пріобрѣла такой же навыкъ въ добродѣтеляхъ, какой страстные имѣютъ въ сластяхъ (страстяхъ).

10. Если верхъ объяденія состоитъ въ томъ, что человѣкъ принуждаетъ себя на принятіе пищи, когда и не хочетъ ѣсть, то верхъ воздержанія — въ томъ, чтобы и при алканіи неповинную плоть свою удручать воздержаніемъ. Если предѣлъ блуда есть то, когда кто похотствуетъ при видѣ животныхъ, и даже бездушныхъ созданій; то предѣлъ чистоты состоитъ въ томъ, чтобы ко всѣмъ имѣть такое же чувство, какъ къ предметамъ неодушевленнымъ. Если крайняя степень сребролюбія есть то, когда человѣкъ не можетъ перестить собирать богатство, или не насыщается имъ; то высота нестяжанія состоитъ въ томъ, чтобы не щадитъ и тѣла своего. Если крайнимъ предѣломъ унынія считается, когда кто и въ покоѣ; по всему не имѣетъ терпѣнія; то верхомъ терпѣнія справедливо называется то, если человѣкъ, находясь въ утѣсненіи, считаетъ себя имѣющимъ /с. 244/ отраду. Если пучину гнѣва означаетъ то, когда человѣкъ и наединѣ гнѣвается; то глубина долготерпѣнія показывается въ человѣкѣ, когда онъ пребываетъ въ равномъ спокойствіи и въ присутствіи и въ отсутствіи злословящихъ. Если крайнее тщеславіе есть, когда человѣкъ, не видя при себѣ никого, кто бы его хвалилъ, обнаруживаетъ тщеславные поступки; то признакъ совершеннаго нетщеславія есть, чтобы и при посѣщеніяхъ другихъ, никогда не окрадываться тщеславною мыслію. Если знакъ погибели, т. е. гордости, есть, когда кто возносится и малыми и незначительными дѣлами [5]; то спасительный признакъ смиренія есть смиренно думать о себѣ и при великихъ начинаніяхъ и совершенствахъ. И если знакъ совершеннаго порабощенія страстямъ состоитъ въ томъ, что человѣкъ скоро повинуется почти всему, тайно всѣваемому отъ бѣсовъ; то почитаю за признакъ святаго безстрастія, когда кто можетъ неложно сказать съ Давидомъ: уклоняющагося отъ мене лукаваго не познахъ (Пс. 100, 4), и не знаю, какъ онъ пришелъ, и зачѣмъ приходилъ, и какъ ушелъ; я ко всему такому сталъ нечувствителенъ, будучи весь соединенъ, и уповая всегда быть съ Богомъ (фф).

11. Кто сподобился быть въ семъ устроеніи, тотъ еще во плоти имѣетъ живущаго въ себѣ Самого Бога, Который руководитъ его во всѣхъ словахъ, дѣлахъ и помышленіяхъ. Посему таковый чрезъ внутреннее просвѣщеніе познаетъ волю Господню, какъ бы слыша нѣкоторый гласъ, и, будучи выше всякаго человѣческаго ученія, говоритъ: когда пріиду и явлюся лицу Божію? (Пс. 41, 3). Ибо не могу болѣе сносить дѣйствіе сего вожделѣнія; не ищу той безсмертной красоты, которую Ты даровалъ мнѣ прежде сего бренія.

12. Но что много говорить? Безстрастный не ктому живетъ себѣ, но живетъ въ немъ Христосъ (Гал. 2, 20), какъ сказалъ подвигомъ добрымъ подвизавшійся, /с. 245/ теченіе скончавшій и вѣру православную соблюдшій (2 Тим. 4, 7).

13. Изъ одного камня не составляется царскій вѣнецъ: такъ и безстрастіе не совершится, если вознерадимъ хотя объ одной какой-либо добродѣтели.

14. Представляй себѣ, что безстрастіе есть небесная палата Небеснаго Царя. Многія обители суть селенія внутри сего града, а стѣна горняго онаго Іерусалима есть прощеніе согрѣшеній. Поспѣшимъ, братія, поспѣшимъ, чтобы получить входъ въ чертоги оной палаты. Если же, о бѣдствіе, удерживаетъ насъ бремя грѣховныхъ навыковъ, или самое время, то постараемся по крайней мѣрѣ не лишиться одной изъ обителей близъ сего чертога. Если же еще храмлемъ, или немощствуемъ, то всячески потщимся хотя внутрь стѣны оной войти. Ибо кто прежде кончины не успѣетъ войти туда, или, лучше сказать, кто не перейдетъ этой стѣны, тотъ водворится въ пустынѣ бѣсовъ и страстей. По сей причинѣ нѣкто въ молитвѣ своей говорилъ: Богомъ моимъ прейду стѣну (Пс. 17, 30); и другой пророкъ говоритъ отъ лица Божія: не грѣси ли ваши разлучаютъ между вами и Мною? (Исаіи 59, 2). Итакъ разрушимъ, други, сіе средостѣніе ограды, которое мы по безумію нашему преслушаніемъ соорудили. Потщимся еще здѣсь избавиться отъ грѣховнаго долга; ибо во адѣ нѣтъ могущаго исцѣлить. Братія, оставимъ попеченія; ибо мы записались въ число свободныхъ отъ попеченій. Невозможно ни паденіемъ, ни временемъ, ни тяжестію бремени извиняться; ибо тѣмъ, которые пріяли Господа чрезъ возрожденіе св. крещеніемъ, далъ Онъ область чадомъ Божіимъ быти (Іоан. 1, 12), и глаголетъ: упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ (Пс. 45, 11) и безстрастіе. Славу Ему во вѣки вѣковъ. Аминь.

Блаженное безстрастіе возставляетъ убогій умъ отъ земли на небо, и воздвигаетъ сего нищаго отъ гноища страстей (1 Цар. 2, 8); всехвальная же любовъ посаждаетъ его со князи, съ Ангелами святыми, съ князи людей Господнихъ (Пс. 112, 8).

Примѣчанія:
[1] Преп. Тиѳой. (Дост. сказ. стр. 74. ст. 1).
[2] Антоній Великій.
[3] Іоаннъ Коловъ.
[4] Ефремъ Сиринъ.
[5] Въ слав. въ худѣмъ образѣ.
(фф) Не терпитъ тма явленія свѣта; не остается болѣзнь, когда возвращается здравіе; не дѣйствуютъ страсти, когда является безстрастіе (Патр. Т. 88-й стран. 1153).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 242-245.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.