Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 28. О матери добродѣтелей, священной и блаженной молитвѣ, и о предстояніи въ ней умомъ и тѣломъ.

1. Молитва, по качеству своему, есть пребываніе и соединеніе человѣка съ Богомъ; по дѣйствію же, она есть утвержденіе міра, примиреніе съ Богомъ, матерь и вмѣстѣ дщерь слезъ, умилостивленіе о грѣхахъ, мостъ для перехожденія искушеній, стѣна, защищающая отъ скорбей, сокрушеніе браней, дѣло Ангеловъ, пища всѣхъ безплотныхъ, будущее веселіе, безконечное дѣланіе, источникъ добродѣтелей, виновница дарованій, невидимое преуспѣяніе, пища души, просвѣщеніе ума, /с. 233/ сѣкира отчаянію, указаніе надежды, уничтоженіе печали, богатство монаховъ, сокровище безмолвниковъ, укрощеніе гнѣва, зеркало духовнаго возрастанія, познаніе преуспѣянія, обнаруженіе душевнаго устроенія, предвозвѣстница будущаго воздаянія, знаменіе славы. Молитва истинно молящемуся есть судъ, судилище и престолъ Судіи прежде страшнаго суда.

2. Востанемъ и услышимъ, что сія священная царица добродѣтелей высокимъ гласомъ къ намъ взываетъ и говоритъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и обрящете покой душамъ вашимъ и исцѣленіе язвамъ вашимъ. Иго бо Мое благо и исцѣляетъ великія согрѣшенія (Матѳ. 11, 28).

3. Мы которые грядемъ предстать Царю и Богу, бесѣдовать съ Нимъ, не неготовые должны исходить въ путь сей, чтобы Онъ издалеча узрѣвъ насъ, не имѣющихъ оружія и одѣянія, которыя должны имѣть предстоящіе царю, не повелѣлъ Своимъ рабамъ и служителямъ связать насъ, и далече отъ лица Своего отринуть, а прошенія наши разодрать, и бросить намъ въ лице.

4. Когда идешь предстать предъ Господомъ, да будетъ вся риза души твоей соткана изъ нитей, вѣрнѣе же сказать, изъ залога непамятозлобія. Если не такъ, то не получишь отъ молитвы никакой пользы.

5. Вся ткань молитвы твоей да будетъ немногосложна; ибо мытарь и блудный сынъ однимъ словомъ умилостивили Бога.

6. Предстояніе на молитвѣ по видимому одно, но въ самомъ дѣлѣ имѣетъ въ себѣ многое различіе и разныя степени. Одни приступаютъ къ Богу, какъ къ другу, а вмѣстѣ и Владыкѣ своему, и приносятъ Ему пѣснь и молитву уже не за себя, а въ заступленіе ближнихъ. Другіе ищутъ духовнаго богатства, славы и большаго дерзновенія. Иные умоляютъ Бога избавить ихъ совершенно отъ ихъ соперника. Другіе испрашиваютъ нѣкотораго достоинства. Иные умоляютъ о /с. 234/ совершенномъ прощеніи долговъ. Нѣкоторые просятъ освобожденія изъ темницы, а другіе наконецъ разрѣшенія грѣховъ.

7. Прежде всего изобразимъ на хартіи нашего моленія искреннее благодареніе Богу; потомъ исповѣданіе грѣховъ и сокрушеніе души въ чувствѣ; послѣ сего да представляемъ Царю всяческихъ наши прошенія. Сей образъ молитвы есть самый лучшій, какъ одному изъ братій отъ Ангела Господня было показано.

8. Если ты предстоялъ когда-нибудь передъ земнымъ судіею, какъ обвиненный, то не нужно тебѣ искать другаго образа для предстоянія на молитвѣ. Если же ты самъ не предстоялъ на судѣ, и не видалъ другихъ истязуемыхъ, то по крайней мѣрѣ научайся молиться изъ примѣра больныхъ, какъ они умоляютъ врача о пощадѣ, когда онъ приготовился рѣзать или жечь ихъ тѣло.

9. Не употребляй въ молитвѣ твоей премудрыхъ выраженій; ибо часто простой и неухищренный лепетъ дѣтей былъ угоденъ Небесному Отцу ихъ.

10. Не старайся многословить, бесѣдуя съ Богомъ, чтобы умъ твой не расточился на изысканіе словъ. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изреченіе, исполненное вѣры, спасло разбойника. Многословіе при молитвѣ часто развлекаетъ умъ, и наполняетъ его мечтаніями, а единословіе обыкновенно собираетъ его.

11. Если ты въ какомъ-либо словѣ молитвы почувствуешь особенную сладость, или умиленіе, то остановись на немъ; ибо тогда и Ангелъ хранитель нашъ молится съ нами.

12. Не будь дерзновенъ, хотя бы ты и стяжалъ чистоту; напротивъ того приступай къ Богу съ глубочайшимъ смиренномудріемъ, и получишь у Него большее дерзновеніе.

13. Хотя бы ты взошелъ на всю лѣствицу добродѣтелей, однако и тогда молись о прощеніи грѣховъ, /с. 235/ слыша, что св. Павелъ говоритъ о грѣшникахъ: отъ нихъ же первый есмь азъ (1 Тим. 1, 15).

14. Пищу приправляютъ обыкновенно масломъ и солью: цѣломудріе же и слезы воскриляютъ молитву.

15. Если облечешься въ совершенную кротость и безгнѣвіе, то не много будешь трудиться, чтобы освободить умъ твой отъ плѣненія.

16. Доколѣ мы еще не имѣемъ истинной молитвы, дотолѣ мы подобны обучающимъ младенцевъ ходить (тт).

17. Старайся всегда возвращать къ себѣ уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее въ словахъ молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадетъ въ развлеченіе, то опять введи ее въ слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тотъ, Кто силенъ все утвердить можетъ и уму нашему дать постоянство. Если ты неослабно въ семъ дѣланіи подвизаешься, то и къ Тебѣ пріидетъ Полагаяй предѣлы морю ума твоего, и скажетъ ему въ молитвѣ твоей: доселѣ дойдеши и не прейдеши (Іов. 38, 11). Духа связывать невозможно; а гдѣ Создатель духа сего, тамъ все Ему покорно.

18. Если ты когда-нибудь взиралъ къ Солнцу, то можешь и говорить съ Нимъ, какъ должно; а чего ты не видалъ, съ тѣмъ можно ли бесѣдовать неложно?

19. Начало молитвы состоитъ въ томъ, чтобы отгонять приходящіе помыслы при самомъ ихъ появленіи; средина же ея — въ томъ, чтобы умъ заключался въ словахъ, которыя произносимъ или помышляемъ; а совершенство молитвы есть восхищеніе ко Господу.

20. Иное радованіе бываетъ въ молитвѣ у подвизающагося въ общежитіи; и иное у молящагося въ безмолвіи. Первое, можетъ быть, немного смѣшано съ возношеніемъ, а послѣднее все исполнено смиренномудрія.

21. Если ты постоянно обучаешь умъ твой не удаляться отъ тебя, то онъ будетъ близъ тебя и во время трапезы. Если же онъ невозбранно всюду скитается, /с. 236/ то никогда не будетъ пребывать съ тобою. Посему великій дѣлатель великой и совершенной молитвы говоритъ: хощу пять словесъ умомъ моимъ глаголати (1 Кор. 14, 19) и прочее. Но для младенчествующихъ такое дѣланіе невозможно. Посему мы, какъ несовершенные, съ качествомъ молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бываетъ причиною перваго. Ибо сказано: Даяй молитву чисту молящемуся нелѣностно, хотя бы и не чисто, но съ утружденіемъ.

22. Иное дѣло оскверненіе молитвы, иное — истребленіе оной, иное — окраденіе, а иное — порокъ молитвы. Оскверненіе молитвы бываетъ, когда человѣкъ, предстоя Богу, занимается непристойными и нечистыми помышленіями. Истребленіе молитвы, когда умъ бываетъ плѣняемъ неполезными попеченіями. Окраденіе же, когда мысль молящагося непримѣтно паритъ; а порокъ молитвы есть прираженіе какого бы то ни было помысла, во время оной къ намъ приближающагося.

23. Если во время молитвеннаго предстоянія мы не одни, то употребимъ образъ внутренней молитвы. Если же не присутствуютъ служители похвалъ, то ко внутренней молитвѣ присоединимъ и внѣшній образъ моленія; ибо въ несовершенныхъ умъ часто сообразуется съ тѣломъ.

24. Всѣ, а наипаче приступающіе просить Небеснаго Царя о оставленіи грѣховнаго долга, должны имѣть неисповѣдимое сокрушеніе. Пока мы еще находимся въ темницѣ (страстей), будемъ внимать словамъ Того, Который сказалъ Апостолу Петру (Дѣян. 12, 8); препояшися лентіемъ послушанія, совлекись собственныхъ хотѣній, и обнажившись отъ нихъ, въ молитвѣ твоей приступи ко Господу, призывая только Его святую волю. Тогда пріимешь въ себѣ Бога, держащаго кормило души твоей и безбѣдно управляющаго тобою.

25. Возставъ отъ миролюбія и сластолюбія, отвергни попеченія, совлекись помышленій, отрекись тѣла; ибо /с. 237/ молитва есть не иное что, какъ отчужденіе міра видимаго и невидимаго. Что бо ми есть на небеси? — Ничтоже. И отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? — Ни что иное, какъ только непрестанно въ молитвѣ безмолвно прилѣпляться къ Тебѣ. Одни плѣняются богатствомъ, другіе славою, иные стяжаніемъ; мнѣ же еже прилѣплятися Богови, вожделѣнно есть и полагали на Него упованіе моего безстрастія (Пс. 72, 25. 28).

26. Вѣра воскриляетъ молитву; и безъ вѣры молитва не можетъ возлетѣть на небо.

27. Страстные! будемъ прилежно и неотступно молиться Господу; ибо всѣ безстрастные изъ страстнаго состоянія достигли безстрастія.

28. Аще и Бога не боится Судія оный, но зане душа, чрезъ грѣхъ и паденіе овдовѣвшая отъ Него, творитъ Ему труды, то Онъ сотворитъ отмщеніе ея отъ соперника ея — тѣла, и отъ враговъ ея — злыхъ духовъ (Лук. 19, 3-7). Сей благій Искупитель нашъ благоразумныхъ привлекаетъ къ любви Своей скорымъ исполненіемъ ихъ прошенія. Неблагодарныя же души, какъ псовъ, долго томитъ алчбою и жаждою неисполняемаго желанія, заставляетъ ихъ такимъ образомъ пребывать при Себѣ молитвою; ибо неблагодарный песъ, получивши хлѣбъ, тотчасъ же отходитъ отъ того, кто далъ ему.

29. Долго пребывая на молитвѣ, и не видя плода, не говори: я ничего не пріобрѣлъ. Ибо самое пребываніе въ молитвѣ есть уже пріобрѣтеніе; и какое благо выше всего, прилѣпляться ко Господу и пребывать непрестанно въ соединеніи съ Нимъ?

30. Не столько осужденный боится изреченія своей казни, сколько ревностному молитвеннику страшно предстояніе на молитвѣ. Поэтому, кто премудръ и благоискусенъ, тотъ, помня о семъ предстояніи, можетъ отвращать отъ себя всякую досаду и гнѣвъ, попеченіе, суетныя заботы, скорбь и насыщеніе и искусительные помыслы.

31. Непрестанною молитвою въ душѣ приготовляйся къ предстоянію твоего моленія, и вскорѣ преуспѣешь. /с. 238/ Видѣлъ я блистающихъ послушаніемъ, и по возможности не нерадящихъ о памяти Божіей, совершаемой умомъ, которые, ставши на молитву, вскорѣ овладѣвали умомъ и проливали потоки слезъ, потому что были предуготовлены святымъ послушаніемъ.

32. Псалмопѣніе во многолюдствѣ сопровождается плѣненіями и пареніями, уединенное же не столько; но здѣсь нападаетъ уныніе, а тамъ, отъ примѣра другихъ, рождается усердіе.

33. Любовь воина къ царю показывается во время брани: а любовь монаха къ Богу открывается во время молитвы и предстоянія на оной.

34. Устроеніе твое покажетъ молитва; ибо богословы утверждаютъ, что молитва есть зеркало иноковъ.

35. Кто, занимаясь какимъ-либо дѣломъ, продолжаетъ его и тогда, когда насталъ часъ молитвы, тотъ бываетъ поруганъ бѣсами; ибо то и намѣреніе у сихъ татей, чтобы однимъ временемъ похищать у насъ другое.

36. Если кто-нибудь проситъ тебя помолиться объ немъ, то хотя ты и не стяжалъ еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вѣра просящаго молитвы спасетъ и того, кто молится объ немъ съ сокрушеніемъ сердца.

37. Не возносись, когда ты молился о другихъ и былъ услышанъ; ибо это вѣра ихъ подѣйствовала и совершила.

38. Отъ всякаго отрока каждодневно учитель безъ упущенія требуетъ, чтобы онъ далъ отвѣтъ во всемъ, чему научился отъ него: и отъ всякаго ума Богъ во всякой молитвѣ требуетъ, чтобы показалъ силу, которую получилъ отъ Него. Итакъ должно внимать. Когда трезвенно помолишься, вскорѣ будешь боримъ на гнѣвъ; ибо враги наши обыкновенно такъ поступаютъ.

39. Всякую добродѣтель, но въ особенности молитву, должны мы всегда совершать со многимъ чувствомъ; а душа тогда молится съ чувствомъ, когда она бываетъ. превыше раздражительности.

/с. 239/

40. Пріобрѣтенное многими молитвами и годами бываетъ твердо и прочно.

41. Кто стяжалъ Господа, тотъ уже не скажетъ своего слова въ молитвѣ; ибо Духъ Святый тогда молится о немъ и въ немъ, воздыханіи неизглаголанными (Рим. 8, 26).

42. Во время молитвы не принимай никакого чувственнаго мечтанія, чтобы не впасть въ изступленіе ума.

43. Извѣщеніе о томъ, что прошеніе наше услышано Богомъ, получаемъ мы во время молитвы. Извѣщеніе есть устраненіе сомнѣнія; извѣщеніе есть достовѣрное объявленіе неизвѣстнаго.

44. Прилежно упражняясь въ молитвѣ, будь милосердъ; ибо чрезъ сію добродѣтель монахи пріимутъ сторицею еще въ нынѣшнемъ вѣкѣ, а въ будущемъ — жизнь вѣчную.

45. Огнь, пришедши въ сердце, воскрешаетъ молитву; по воскресеніи же и вознесеніи ея на небо, бываетъ сошествіе огня въ горницѣ души.

46. Нѣкоторые говорятъ, что молитва лучше, нежели память о смерти; я же воспѣваю два существа въ одномъ лицѣ.

47. Добрый конь, чѣмъ долѣе бѣжитъ, тѣмъ болѣе разгорячается и ускоряетъ бѣгъ свой. Подъ бѣгомъ разумѣю псалмопѣніе, а конь это — мужественный умъ. Таковый издалеча предусматриваетъ брань, и, будучи къ ней приготовленъ, пребываетъ вовсе непобѣдимъ.

48. Жестокое дѣло — отъ устъ жаждущаго отнять воду; но еще болѣе жестоко для души молящейся съ умиленіемъ, прежде совершенія молитвы отторгнутъ себя отъ многовожделѣннаго сего предстоянія.

49. Не оставляй молитвы, пока не увидишь, что огнь ея и вода слезъ промыслительно отошли отъ тебя. Можетъ быть, во всю жизнь свою не получишь такого времени для прощенія грѣховъ.

50. Вкусившій, молитвы часто произношеніемъ одного слова оскверняетъ умъ; и ставши потомъ на /с. 240/ молитву, не находитъ вожделѣваемаго, что находилъ прежде.

51. Иное есть прилежно умомъ блюсти свое сердце; и иное быть епископомъ сердца посредствомъ ума, какъ начальнику и какъ архіерею, приносящему Христу словесныя жертвы (уу). Святый и пренебесный огнь, какъ говоритъ нѣкто изъ получившихъ наименованіе Богослова, входя въ души первыхъ, опаляетъ ее, по недостатку очищенія; а вторыхъ просвѣщаетъ, по мѣрѣ совершенства; ибо одинъ и тотъ же огнь называется и огнемъ поядающимъ, и свѣтомъ просвѣщающимъ. Посему одни отходятъ отъ молитвы какъ исходящіе изъ разжженой печи, ощущая облегченіе отъ нѣкоторой скверны и вещества; а другіе, — какъ просвѣщенные свѣтомъ и облеченные въ сугубую одежду смиренія и радованія. Тѣ же, которые исходятъ отъ молитвы безъ котораго нибудь изъ сихъ двухъ дѣйствій, молились тѣлесно, чтобы не сказать по-іудейски, а не духовно.

52. Если тѣло, прикасаясь другому тѣлу, измѣняется въ своихъ дѣйствіяхъ, то какъ не измѣнится тотъ, который неповинными руками прикасается тѣлу Божію.

53. У Всеблагаго Царя нашего можно видѣть дѣйствія, подобныя поступкамъ земнаго царя, который иногда самъ раздаетъ дары своимъ воинамъ, иногда черезъ друга, иногда черезъ раба, а иногда и невѣдомымъ образомъ. Все это бываетъ, смотря по одеждѣ нашего смиренія.

54. Какъ земному царю мерзокъ, кто, предстоя ему, отвращаетъ отъ него лице, и со врагами владыки своего бесѣдуетъ: такъ и Господу мерзокъ бываетъ предстоящій на молитвѣ, и пріемлющій нечистые помыслы.

55. Пса сего, приходящаго къ тебѣ, отгоняй оружіемъ молитвы, и сколько бы онъ ни продолжалъ безстыдствовать, не уступай ему.

56. Проси плачемъ, ищи послушаніемъ, толщы долготерпѣніемъ. Такимъ образомъ просяй пріемлетъ, ищай обрѣтаетъ, и толкущему отверзется (Матѳ. 7, 8).

/с. 241/

57. Остерегайся безъ разбора молиться о женскомъ полѣ, чтобы съ десной стороны не быть окрадену.

58. Исповѣдуя грѣхи свои Господу, не входи въ подробности плотскихъ дѣяній, какъ онѣ происходили, чтобы тебѣ не сдѣлаться навѣтникомъ самому себѣ.

59. Во время молитвы не разсматривай даже и нужныхъ и духовныхъ вещей. Если же не такъ, то потеряешь лучшее.

60. Ко непрестанно опирается о жезлъ молитвы, тотъ не преткнется: а если бы это и случилось, то не падетъ совершенно. Ибо молитва есть благочестивое понужденіе Бога (Лук. 18, 5).

61. Пользу молитвы познаемъ мы изъ тѣхъ препятствій, которыя дѣлаютъ намъ бѣсы во время церковныхъ собраній; а плодъ ея — изъ побѣжденія нашихъ враговъ. Въ семъ бо познахъ, говоритъ Псалмопѣвецъ, яко восхотѣлъ мя еси, яко не возрадуется, во время брани, врагъ мой о мнѣ (Пс. 40, 12); и еще: воззвахъ всѣмъ сердцемъ моимъ (Пс. 118, 145), т. е. тѣломъ и душею, и духомъ. Ибо гдѣ два послѣдніе собраны, тамъ и Богъ посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20).

62. Какъ тѣлесное, такъ и духовное устроеніе не у всѣхъ одинаково; и нѣкоторымъ прилично скорое псалмопѣніе, а другимъ медлительное; ибо первые борются съ плѣненіемъ мыслей, а вторые — съ необученіемъ.

63. Если ты непрестанно молишься Небесному Царю противъ враговъ твоихъ во всѣхъ ихъ нападеніяхъ, то будь благонадеженъ: ты немного будешь трудиться. Ибо они и сами по себѣ скоро отъ тебя отступятъ, потому что нечистые эти не хотятъ видѣть, чтобы ты молитвою получалъ вѣнцы за брань съ ними, и сверхъ того, опаляемые молитвою, какъ огнемъ, они принуждены будутъ бѣжать.

64. Будь мужественъ во всѣхъ случахъ, и Самъ Богъ будетъ твоимъ учителемъ въ молитвѣ. Нельзя словами научиться зрѣнію, ибо это есть природная способность; такъ и благолѣпіе молитвы нельзя познать отъ одного ученія. Ибо она въ самой себѣ имѣетъ /с. 242/ учителя — Бога, учащаго человѣка разуму, дающаго молитву молящемуся и благословляющаго лѣта праведныхъ (Пс. 93, 10; 1 Цар. 2, 9).

Примѣчанія:
(тт) Какъ обучающій дитя ходить, когда оно немного пройдетъ и падаетъ, опять поднимаетъ и учитъ итти дальше: такъ и мы, когда умъ нашъ въ молитвѣ отпадаетъ отъ взиранія къ Богу, должны опять исправлять и возставлять его, пока онъ не стяжетъ твердости стоянія (Патрол. Т. 88-й, стр. 1141).
(уу) Иное есть прилежно умомъ блюсти свое сердце, то есть познавать себя и наблюдать за собою. И иное быть епископомъ и начальникомъ надъ страстями, что много выше перваго. Начальникомъ бываетъ умъ, когда онъ тѣмъ, что въ немъ, и тѣмъ, что около него, то естъ душевными силами и тѣлесными чувствами хорошо управляетъ и направляетъ. Архіереемъ же, когда онъ посредствомъ молитвы приноситъ Божію жертвеннику чистый и непорочный умъ. Дѣло начальника наблюдать совнѣ. Дѣло же Архіерея постоянно наблюдать и совнѣ и внутри (Патрол. Минья Т. 88-й, стран. 1145).
     Иное, когда умъ подобно начальнику, охраняющему страну и мѣсто свое, охраняетъ сердце, и удерживаетъ, отгоняетъ и умерщвляетъ злыя его пожеланія. И иное, когда онъ подобно Архіерею, освящаетъ и приноситъ сердце въ жертву Богу со всѣми движеніями онаго; ибо гораздо выше и святѣе приносить Богу всѣ дѣйствія и дѣланія сердечныя, нежели удерживать только страсти и злыя пожеланія (Новогреч. пер. Лѣств. Аѳанасія Крит. стр. 466).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 232-242.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.