Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 27. О священномъ безмолвіи тѣла и души.

1. Мы, будучи всегда какъ бы купленными и крѣпостными рабами нечистыхъ страстей, по собственному опыту отчасти знаемъ обольщенія, обычаи, волю и коварства духовъ, владычествующихъ надъ бѣдною нашею душею. Но есть и другіе люди, которые имѣютъ ясное познаніе козней бѣсовскихъ дѣйствіемъ Святаго Духа, избавившаго ихъ отъ мучительства сихъ супостатовъ. Ибо иное дѣло судить объ отрадѣ здравія по болѣзненнымъ ощущеніямъ недуга; а иное дѣло, по благодушію въ здравіи познавать и различать скорбь, происходящую отъ болѣзни. Посему мы, какъ немощные, боимся теперь въ словѣ семъ любомудрствовать о пристанищѣ безмолвія, зная, что при трапезѣ добраго братства всегда предстоитъ нѣкоторый песъ, старающійся восхитить съ оной хлѣбъ, то есть душу, и держа ее въ своихъ челюстяхъ, отбѣжать и пожрать ее въ безмолвіи. Итакъ, чтобы слово наше не дало мѣста адскому оному псу, и вины ищущимъ вины, (то есть /с. 217/ повода искушаемымъ безвременнымъ желаніемъ безмолвія), мы считаемъ, что намъ не должно теперь бесѣдовать о мирѣ съ мужественными воинами Царя нашего, находящимися на брани. Скажемъ только, что и тѣмъ, которые мужественно подвизаются въ общежитіи, сплетаются вѣнцы мира и тишины. Впрочемъ, если угодно, для одного по крайней мѣрѣ понятія о безмолвіи, побесѣдуемъ о немъ вкратцѣ, чтобы не опечалить нѣкоторыхъ тѣмъ, что, говоря о другихъ предметахъ, пропустимъ сей безъ всякаго о немъ слова.

2. Безмолвіе тѣла есть благочиніе и благоустройство нравовъ и чувствъ тѣлесныхъ; безмолвіе же души есть благочиніе помысловъ и неокрадываемая мысль.

3. Любитель безмолвія имѣетъ мужественный нѣкій и строгій помыслъ, который недремленно стоитъ въ дверяхъ сердца, и приходящіе помыслы убиваетъ или отражаетъ. Безмолвствующій въ чувствѣ сердца знаетъ сказанное мною; а кто еще младенецъ въ безмолвіи, тотъ сего блага не вкушалъ и не знаетъ.

4. Духовно-разумный безмолвникъ не имѣетъ нужды въ словесныхъ наставленіяхъ; ибо онъ вмѣсто словъ просвѣщается самыми дѣлами.

5. Начало безмолвія состоитъ въ томъ, чтобы отражать всякій шумъ враговъ, какъ возмущающій глубину сердца; а конецъ безмолвія въ томъ, чтобы и не бояться ихъ тревогъ [1], но пребывать безъ ощущенія къ нимъ. Безмолвникъ, исходящій изъ келліи тѣломъ, но неисходящій словомъ (на бесѣды), бываетъ кротокъ, и весь — домъ любви. Непоползновенный на многословіе бываетъ неподвижимъ и на гнѣвъ; противное же сему само собою явно.

6. Безмолвникъ тотъ, кто существо безтѣлесное усиливается удерживать въ предѣлахъ тѣлеснаго дома [2]. Подвигъ рѣдкій и удивительный.

/с. 218/

7. Стережетъ видимую мышь кошка; а мышь невидимую мысль безмолвника. Не отвергай сего сравненія; если же иначе, то ты еще не позналъ, что такое безмолвіе.

8. Не такъ (спасается) уединенный монахъ, какъ монахъ живующій съ другимъ монахомъ. Ибо уединенный имѣетъ нужду въ великомъ трезвеніи и въ неразвлекаемомъ умѣ. Сожительствующему съ другимъ часто помогаетъ братъ; а безмолвнику споспѣшествуетъ Ангелъ.

9. Умныя Силы небесныя сослужатъ безмолвствующему душею, и любовно съ нимъ пребываютъ; о противномъ же умолчу тебѣ.

10. Глубина догматовъ неизслѣдима; и уму безмолвника не безбѣдно въ нее пускаться.

11. Небезопасно плавать въ одеждѣ, небезопасно и касаться Богословія тому, кто имѣетъ какую-нибудь страсть.

12. Келлія безмолвника заключаетъ въ себѣ тѣло его; а внутри онаго заключается храмина разума.

13. Недугующій душевною страстію и покушающійся на безмолвіе подобенъ тому, кто соскочилъ съ корабля въ море, и думаетъ безбѣдно достигнуть берега на доскѣ.

14. Тѣмъ, которые борются съ тѣлесною похотію, въ свое время прилично бываетъ безмолвіе, если они только имѣютъ наставника. Ибо уединенная жизнь требуетъ Ангельской крѣпости. Я говорю здѣсь объ истинныхъ, безмолвникахъ по тѣлу и по душѣ.

15. Безмолвникъ, разлѣнившись, начинаетъ говоритъ ложное, нѣкоторыми намеками побуждая людей, чтобы они убѣдили его оставить безмолвіе, а оставивъ келлію, обвиняетъ въ этомъ бѣсовъ, не зная того, что самъ былъ себѣ бѣсомъ.

16. Видалъ я безмолвниковъ, которые пылающее свое желаніе къ Богу насыщали безмолвіемъ ненасытно, и порождали въ себѣ огнь огнемъ, раченіе раченіемъ, и вожделѣніе вожделѣніемъ.

/с. 219/

17. Безмолвникъ есть земной образъ Ангела, который на хартіи любви рукописаніемъ тщанія освободилъ молитву свою отъ лѣности и нерадѣнія. Безмолвникъ тотъ, кто явственно вопіетъ: готово сердце мое, Боже (Пс. 57, 8). Безмолвникъ тотъ, кто говоритъ: азъ сплю, а сердце мое бдитъ (П. Пѣсн. 5, 2),

18. Затворяй дверь келліи для тѣла, дверь устъ — для бесѣдъ, а внутреннюю дверь души — для лукавыхъ духовъ.

19. Тишина и зной солнечный въ полдень обнаруживаютъ терпѣніе мореплавателя, а недостатокъ жизненныхъ потребностей изъявляетъ терпѣніе безмолвника. Первый отъ малодушія купается въ водѣ, а послѣдній отъ унынія ищетъ многолюдства.

20. Не бойся шума скаканій бѣсовскихъ; ибо плачъ не знаетъ боязни, и не приходитъ въ ужасъ.

21. Тѣ, которыхъ умъ научился истинно молиться, глаголютъ съ Господомъ лицемъ къ лицу, какъ бы въ уши царя. А которые молятся устами, тѣ припадаютъ къ Нему, какъ бы при всемъ синклитѣ. Пребывающіе же въ мірѣ, когда молятся, подобны бываютъ тѣмъ, кои среди молвы всего народа умоляютъ царя. Если ты собственнымъ опытомъ научился художеству молитвы, то слово мое для тебя понятно.

22. Сидя на высотѣ, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, какъ и когда, откуда, скольмногіе, и какіе тати хотятъ войти и окрасть твои грозды.

23. Когда стражъ сей утрудится, то встаетъ и молится; а потомъ опять садится и мужественно принимается за первое дѣло.

24. Нѣкто, опытомъ познавшій сказанное мною, хотѣлъ войти въ тонкое и подробное разсужденіе о семъ предметѣ; но убоялся, чтобы дѣлателей не привести чрезъ то въ лѣность, и звукомъ словъ своихъ неустрашитъ усердно желающихъ приступить къ сему дѣланію.

25. Кто входитъ въ подробное и тонкое разсужденіе о безмолвіи, тотъ вооружаетъ на себя бѣсовъ; ибо /с. 220/ никто лучше его не можетъ объяснить ихъ безчинія и коварствъ.

26. Кто постигъ безмолвіе, тотъ узналъ глубину таинствъ; но не вошелъ бы въ оную, если бы не увидѣлъ и не услышалъ прежде дыханія бѣсовскихъ вѣтровъ и возмущенія волнъ искушеній; а можетъ быть ими и обрызгался. Сказанное нами подтверждаетъ Апостолъ Павелъ; ибо если бы онъ не былъ восхищенъ въ рай, какъ въ безмолвіе, то не могъ бы услышать глаголы неизреченные. Ухо безмолвника пріиметъ отъ Бога дивныя откровенія; потому всемудрое безмолвіе и говоритъ черезъ Іова: не пріиметъ ли ухо мое предивныхъ отъ Него (Іов. 4, 18)?

27. Истинный безмолвникъ, не желая лишиться сладости Божіей, такъ удаляется отъ всѣхъ людей, безъ ненависти къ нимъ, какъ другіе усердно съ ними сближаются.

28. Иди, и расточи имѣніе твое вскорѣ (ибо слово: продаждь, требуетъ времени) и даждь нищимъ (Матѳ. 19, 21), чтобы они молитвою помогли тебѣ въ обрѣтеніи безмолвія; и возьми крестъ твой, нося его послушаніемъ; и тяготу отсѣченія воли своей крѣпко терпя; потомъ гряди, и послѣдуй мнѣ къ совокупленію съ блаженнѣйшимъ безмолвіемъ; и я научу тебя видимому дѣланію и жительству умныхъ Силъ. Не насытятся они во вѣки вѣковъ, восхваляя Творца; такъ и восшедшій на небо безмолвія не насытится, воспѣвая Создателя. Невещественные не попекутся о веществѣ: не попекутся и о пищѣ живущіе въ тѣлѣ подобно безтѣлеснымъ. Первые не чувствуютъ нужды въ пищѣ; но и послѣдніе не потребуютъ человѣческой помощи въ пропитаніи. Тѣ небрегутъ о деньгахъ и стяжаніяхъ, а сіи — о бѣсовскихъ озлобленіяхъ. Нѣтъ въ горнихъ желанія видимой твари: нѣтъ и въ сихъ, мудрствующихъ горняя, желанія видѣть чувственное. Ангелы никогда не перестанутъ преуспѣвать въ любви: не перестанутъ и безмолвники ежедневно стремиться подражать имъ. Тѣмъ не невѣдомо богатство ихъ преуспѣянія: не безъизвѣстно /с. 221/ и симъ раченіе къ восхожденію. И тѣ не остановятся, доколѣ не достигнутъ превыспренняго устроенія Серафимовъ: и послѣдніе не перестанутъ простираться впередъ, пока не будутъ Ангелами. Блаженъ надѣющійся наслаждаться столь высокимъ блаженствомъ; преблаженъ, кто удостоится онаго въ будущемъ вѣкѣ; но тотъ, кто уже наслаждается симъ блаженствомъ, есть Ангелъ.

О различныхъ видахъ безмолвія.

29. Всѣмъ извѣстно, что во всѣхъ наукахъ и во всѣхъ искусствахъ, занимающіеся ими имѣютъ различныя степени знанія и различныя намѣренія; ибо не у всѣхъ все бываетъ въ совершенствѣ, по скудости тщанія, или по недостатку естественныхъ силъ. Нѣкоторые входятъ въ пристанище безмолвія, или, лучше сказать, въ сію пучину и глубину по невоздержности языка своего, или по причинѣ худыхъ тѣлесныхъ привычекъ. Другіе будучи весьма склонны къ раздражительности, не могутъ удерживать оной, живя въ многолюдствѣ, и потому идутъ въ пустыню. Иные же потому, что отъ гордости считаютъ лучшимъ плыть по своей волѣ, нежели подъ руководствомъ настоятеля. Нѣкоторые потому, что посреди веществъ не могутъ удержать себя отъ поползновенія и пристрастія [3] (оо); а иные потому, что чрезъ уединенную жизнь желаютъ пріобрѣсти большее усердіе и тщаніе. Одни для того, чтобы тайно помучить себя за грѣхи; а другіе чтобы чрезъ уединенную жизнь пріобрѣсть себѣ славу. Иные же наконецъ, (если только Сынъ Человѣческій пришедши обрящетъ такихъ на землѣ), сочетались съ безмолвіемъ для наслажденія любовію Божіею, для утоленія жажды сей любви, будучи влекомы ея сладостію. Но они сдѣлали это не прежде, какъ давши разводную всякому унынію, потому /с. 222/ что соединеніе съ этою страстію, въ отношеніи безмолвія, считается блудомъ.

30. По малому разуму, данному мнѣ, какъ неискусный архитектонъ, соорудилъ я лѣствицу для восхожденія. Каждый самъ да разсмотритъ себя, на какой онъ стоитъ степени. По самочинію ли ищетъ безмолвія, или для славы человѣческой, или по немощи языка, или по неукротимой раздражительности, по множеству ли пристрастія, или чтобы понести мученія за грѣхи, чтобы пріобрѣсти большую ревность къ подвигамъ добродѣтели, или чтобы въ любви Божіей приложить огнь къ огню? Будутъ послѣдніи первіи, а первіи послѣдними. Изъ сихъ восьми видовъ безмолвія, семь образуютъ седмицу нынѣшней жизни, и одни изъ нихъ Богу пріятны, а другіе непріятны; восьмой же видъ, безъ сомнѣнія, носитъ печать будущаго вѣка.

31. Наблюдай, о уединенный инокъ, времена, когда и какіе звѣри къ тебѣ приходятъ; если же не такъ, то не возможешь поставить на нихъ приличныя сѣти. Если уныніе, получивъ разводную, совершенно отъ тебя отступило, то не будешь имѣть нужду въ рукодѣльѣ: если же оно еще нападаетъ на тебя, то не знаю, какъ будешь безмолвствовать.

32. Почему у преподобныхъ Тавеннисіотянъ не было такихъ свѣтильниковъ, какіе были у Скитянъ? Кто можетъ разумѣть сіе, да разумѣетъ; а я не могу говорить объ этомъ, или, вѣрнѣе, не хочу (пп).

33. Между пребывающими во глубинѣ безмолвія, одни умаляютъ страсти; другіе проводятъ большую часть времени въ псалмопѣніи; иные терпѣливо пребываютъ въ (умной) молитвѣ; иные же простираются къ видѣнію. Проходи сіи дѣланія по образу лѣствицы, т. е. постепенно. Могій о Господѣ вмѣстити да вмѣститъ.

34. Бываютъ лѣнивые; которые, вступивши въ общежитіе находятъ въ немъ много удобствъ, и большую пищу своей лѣности, приходятъ черезъ это въ совершенную погибель. Но и такіе бываютъ, которые оставляютъ свою лѣность, будучи возбуждены /с. 223/ примѣромъ живущихъ съ ними. Впрочемъ это бываетъ, не только съ нерадивыми, но и съ ревностными.

35. То же можно сказать и о безмолвіи пустынножителей. Пустыня приняла многихъ благоискусными, и потомъ отвергла ихъ, какъ неискусныхъ, обличивъ сластолюбіе ихъ, которому они подверглись чрезъ самочиніе. Но она же, принявши нѣкоторыхъ не совсѣмъ искусныхъ, сдѣлала ихъ тщательными и горящими ревностію, внушивъ имъ страхъ и попеченіе собственнаго отвѣта за бремя своихъ согрѣшеній.

36. Никто изъ тѣхъ, которые подвержены раздражительности и возношенію, лицемѣрію и памятозлобію, да не дерзнетъ когда-либо увидѣть и слѣдъ безмолвія, чтобы не дойти ему до изступленія ума, и только. Если же кто чистъ отъ сихъ страстей, тотъ познаетъ полезное; впрочемъ, думаю, что и онъ самъ собою не можетъ сего достигнуть.

37. Признаки, указанія [4] и свойства, по которымъ узнаются проходящіе безмолвіе съ разумомъ, суть: умъ неволнующійся, мысль очищенная, восхищеніе ко Господу, представленіе вѣчныхъ мукъ, памятованіе о близости смерти, молитва ненасытная, стража, неусыпная, умерщвленіе блуда, невѣдѣніе пристрастія, умерщвленіе себя міру, отвращеніе отъ чревоугодія, начало Богословія, разсужденія источникъ, содружество слезъ, истребленіе многословія, и все сему подобное, несовмѣстное съ пребываніемъ въ многолюдствѣ.

38. Напротивъ того, признаки не по разуму проходящихъ безмолвіе суть: крайній недостатокъ въ вышеисчисленномъ богатствѣ, умноженіе гнѣва, храненіе памятозлобія, любви умаленіе, приращеніе киченія; о прочемъ же умолчу.

39. Сказавши объ истинныхъ и о неистинныхъ безмолвникахъ, нужно изложить здѣсь и свойства пребывающихъ въ повиновеніи; тѣмъ болѣе, что къ нимъ въ особенности простирается мое слово.

/с. 224/

40. Признаки тѣхъ, которые законно, непрелюбодѣйно и нелицемѣрно сочетались съ прекраснымъ и Боголѣпнымъ послушаніемъ, по ученію Богоносныхъ Отцевъ, суть сіи, — достигаемые однако въ свое время, хотя и на всякій день (если только Господу посвятили мы день) простираемся впередъ, пріемля духовное приращеніе и преуспѣяніе: — умноженіе новоначальнаго смиренія, умаленіе раздражительности — и какъ она не умалится, когда желчь истощается? — оскудѣніе мысленныхъ помраченій, возжженіе любви, отчужденіе страстей, освобожденіе отъ ненависти, уменьшеніе блуднаго вожделѣнія вслѣдствіе обличеній, незнаніе унынія, умноженіе усердія, расположеніе къ милосердію, уклоненіе отъ гордости. Вотъ преуспѣяніе, достойное того, чтобы всѣ его искали, хотя и немногіе его обрѣтаютъ. Если въ источникѣ нѣтъ воды, то нельзя уже назвать его источникомъ. А прочее имѣющіе умъ уразумѣютъ.

41. Жена, несохранившая чистоты ложа, осквернила тѣло; а душа, несохранившая завѣта (послушанія), осквернила духъ. За преступленіемъ первой слѣдуютъ укоризны, ненависть, побои, и что всего плачевнѣе, разводъ. За преступленіемъ же послѣдней слѣдуютъ: оскверненія, забвеніе смерти, ненасытное объяденіе, невоздержаніе очей, исканіе тщетной славы, безмѣрный сонъ, окаменѣлость сердца, нечувствительность, хранилище злыхъ помысловъ, возрастающее соизволеніе на оные, плѣненіе сердца, смущеніе духа, непослушаніе, прекословіе, пристрастіе, невѣріе, неувѣренность сердечная, многословіе, и вольность обращенія, злѣйшая изъ всѣхъ сихъ, но что всего жалостнѣе, это сердце чуждое умиленія за чѣмъ въ невнимательныхъ слѣдуетъ совершенная безчувственность, матерь паденій.

42. Изъ восьми главныхъ духовъ: пять бѣсовъ [5] борются съ безмолвствующими; а три съ проходящими послушаніе [6].

/с. 225/

43. Безмолвствующій и борющійся съ уныніемъ часто терпитъ большую потерю, потому что время молитвы и видѣнія онъ истощаетъ на разныя ухищренія, въ борьбѣ съ сею страстію.

44. Однажды я, сидя въ келліи, впалъ въ такое разлѣненіе, что думалъ почти ее оставить. Но пришли нѣкоторые странники, и наговорили мнѣ, какъ безмолвнику, много похвалъ; и помыслъ разлѣненія тотчасъ оставилъ меня, будучи прогнанъ тщеславіемъ... Я удивился, какъ трерожный бѣсъ тщеславія сопротивляется всѣмъ духамъ.

45. Наблюдай повсечасно различныя вѣянія, паренія, преклоненія и измѣненія, сего неотлучнаго спутника ума твоего (т. е. духа унынія), и смотри: какъ, и куда онъ тебя наклоняетъ сими движеніями? Кто Духомъ Святымъ стяжалъ тишину, тому извѣстно разсмотрѣніе сихъ тонкостей.

46. Предварительное дѣло безмолвія есть отложеніе попеченія о всѣхъ благословныхъ и непозволительныхъ вещахъ; ибо кто отворяетъ входъ первымъ, тотъ, безъ сомнѣнія, впадаетъ и въ послѣднія. Второе дѣло — молитва безъ лѣности (т. е. псалмопѣніе); а третье — храненіе сердца неокрадываемое. Невозможно по естественному порядку вещей, чтобы ненаучившійся буквамъ читалъ и изучалъ книги; а еще невозможнѣе, чтобы тотъ, кто не пріобрѣлъ перваго, проходилъ съ разумомъ послѣднія дѣланія.

47. Проходя среднее изъ сихъ дѣланій, былъ я [7] въ средней мѣрѣ видѣнія, и (Ангелъ) просвѣщалъ меня, когда я жаждалъ большихъ откровеній. И опять, бывши въ той же мѣрѣ, вопрошалъ я его: «какимъ былъ (Господь), прежде принятія Имъ видимаго образа естества человѣческаго?» Но Князь небесныхъ Силъ не могъ научить меня сему; да и не было ему позволено. Потомъ я просилъ его открыть мнѣ, въ какомъ Онъ нынѣ состояніи? «Въ свойственномъ Ему, отвѣчалъ онъ, /с. 226/ а не въ сихъ». Я спросилъ опять, «какое есть Его стояніе и сѣдѣніе одесную Отца?» Онъ отвѣчалъ: «невозможно слухомъ принять разумѣніе сей тайны». Я умолялъ его привести меня къ тому, къ чему влекло меня желаніе. Но онъ сказалъ: «время это еще не пришло, потому что еще мало въ тебѣ огня нетлѣнія». Впрочемъ не знаю и не могу сказать, былъ ли я въ тѣлѣ, или внѣ тѣла, когда все сіе со мною происходило (рр).

48. Неудобно отогнать отъ себя полуденный сонъ, особенно въ лѣтнее время; тогда только можетъ быть позволительно рукодѣліе.

49. Узналъ я, что бѣсъ унынія предшествуетъ бѣсу блуда, и уготовляетъ ему путь, чтобы, крѣпко разслабивъ и погрузивъ въ сонъ тѣло, дать возможность бѣсу блуда производить въ безмолвствующемъ, какъ наяву, оскверненія. Если ты мужественно воспротивишься симъ духамъ, то они непремѣнно воздвигнутъ противъ тебя сильную брань, съ тѣмъ, чтобы ты оставилъ подвигъ безмолвія, какъ совершенно безполезный для тебя. Но ничто столько не доказываетъ побѣды надъ бѣсами, какъ лютыя брани, которыя они противъ насъ воздвигаютъ.

50. Когда ты выходишь изъ уединенія, храни собранное; ибо если отворены дверцы въ клѣткѣ, то птицы, въ затворѣ бывшія, вылетаютъ. И тогда уже не будетъ намъ никакой пользы отъ сего безмолвія.

51. Малый волосъ безпокоитъ око, и малое попеченіе губитъ безмолвіе; ибо безмолвіе есть отложеніе всѣхъ помышленій, не относящихся къ дѣлу спасенія, и отверженіе всѣхъ попеченій, даже и тѣхъ, которыя повидимому основательны.

52. Поистинѣ, достигшій безмолвія не будетъ заботиться и о тѣлѣ своемъ; ибо неложенъ Обѣщавшій попещись о Немъ.

53. Кто желаетъ представить Богу чистый умъ, а смущаетъ себя попеченіями, тотъ подобенъ крѣпко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти.

/с. 227/

54. Рѣдки люди совершенно изучившіе мірскую премудрость; а я скажу, что еще меньше такихъ, которые знаютъ Божественное любомудріе истиннаго безмолвія.

55. Кто еще не позналъ Бога, тотъ неспособенъ къ безмолвію, и многимъ бѣдамъ подвергается на семъ пути. Безмолвіе погубляетъ неискусныхъ; ибо они, не вкусивши сладости Божіей, все время проводятъ въ плѣненіяхъ и расхищеніяхъ, въ уныніи и пареніяхъ.

56. Отвѣдавшій сладости молитвы бѣгаетъ многолюдства, какъ онагръ. Ибо что иное, какъ не молитва, заставляетъ его быть подобнымъ онагру, и свободнымъ отъ всякаго сообщества людей?

57. Одержимый страстьми проводитъ время въ пустынѣ въ непрестанномъ о нихъ размышленіи, какъ говорилъ и училъ святый старецъ Георгій Арселаитскій, который и тебѣ, честнѣйшій отче, не безъизвѣстенъ. Поучая нѣкогда мою непотребную душу, и наставляя ее къ безмолвію, онъ говорилъ: «я примѣтилъ, что поутру приходятъ къ намъ по большей части бѣсы тщеславія и плотской похоти; въ полдень бѣсы унынія, печали и гнѣва; а подъ вечеръ смрадолюбивые мучители чрева».

58. Лучше послушникъ нестяжательный, нежели безмолвникъ, развлекаемый попеченіями.

59. Кто разумно вступилъ въ безмолвіе, а между тѣмъ не видитъ ежедневнаго пріобрѣтенія, тотъ или не такъ безмолвствуетъ, какъ должно, или бываетъ окрадываемъ самомнѣніемъ.

60. Безмолвіе есть непрерывная служба Богу и предстояніе предъ Нимъ.

61. Память Іисусова [8] да соединится съ дыханіемъ твоимъ; и тогда познаешь пользу безмолвія.

62. Паденіе послушнику — собственная воля; а безмолвнику — оставленіе молитвы [9].

/с. 228/

63. Если ты радуешься о томъ, что люди приходятъ къ тебѣ въ келлію, то знай, что ты занятъ уныніемъ, а не службою Богу.

64. Примѣромъ молитвы да будетъ тебѣ вдовица, представленная въ Евангеліи, которую обижалъ ея соперникъ; а образомъ безмолвія — великій и равноангельный безмолвникъ Арсеній. Будучи въ уединеніи, вспоминай житіе сего равноангельнаго; и смотри, какъ онъ и тѣхъ, которые многократно приходили къ нему, отсылалъ, не показавшись имъ, чтобы не потерять большаго.

65. Узналъ я, что бѣсы научаютъ безразсудно странствующихъ часто приходить къ истиннымъ безмолвникамъ, чтобы посредствомъ сихъ посѣтителей хотя немного воспрепятствовать добрымъ дѣлателямъ. Замѣчай таковыхъ, о возлюбленный, и не бойся благочестивымъ обличеніемъ опечаливать сихъ лѣнивыхъ; можетъ быть по причинѣ этого огорченія, они перестанутъ скитаться. Но смотри, чтобы съ такимъ намѣреніемъ понапрасну не опечалить души, которая отъ жажды приходитъ къ тебѣ почерпнутъ воды. Да и во всемъ нуженъ тебѣ свѣтильникъ разсужденія.

66. Жизнь безмолвствующихъ, и вообще монашествующихъ [10], должна быть управляема совѣстію и разумомъ. Кто съ разумомъ; идетъ по сему пути, тотъ всѣ свои тщанія, вѣщанія, помышленія, хожденіе, движенія, и все, что ни дѣлаетъ, совершаетъ ради Господа и въ угодность Ему, въ чувствѣ души и какъ бы предъ лицемъ Господнимъ. Если же онъ въ этомъ бываетъ окрадываемъ, то еще не живетъ по правиламъ добродѣтели.

67. Отверзу, говоритъ нѣкто, во псалтири гананіе мое и волю мою, по несовершенству еще моего разсужденія (Пс. 48, 5). А я молитвою вознесу къ Богу волю мою, и отъ Него буду ждать извѣщенія моего.

68. Вѣра — крыло молитвы; не имѣя сего крыла, /с. 229/ молитва моя опять въ нѣдро мое возвратится. Вѣра есть несокрушимая крѣпость души, никакими благословными безпокойствами неколеблемая. Вѣрующій не тотъ, кто думаетъ, что Богу все возможно, но кто вѣруетъ, что получитъ отъ Него все, чего проситъ. Вѣра получаетъ и то, чего, не смѣетъ надѣяться, какъ показалъ сіе примѣръ благоразумнаго разбойника на крестѣ. Матерь вѣры есть трудъ и правое сердце; ибо послѣднее дѣлаетъ ее несомнѣнною, а первый созидаетъ ее. Вѣра есть матерь безмолвника; и если онъ не будетъ вѣровать, то какъ станетъ безмолвствовать?

69. Узникъ, заключенный въ темницѣ, страшится исполнителя казни; а безмолвствующій въ келліи рождаетъ страхъ Божій; и не столько первый боится человѣческаго судилища, сколько второй судилища Вѣчнаго Судіи. Много нужно тебѣ имѣть страха въ безмолвіи, досточудный; ибо ничто лучше его не отгоняетъ унынія. Осужденный всегда ожидаетъ того часа, когда судія пріидетъ въ темницу; истинный же дѣлатель безмолвія ждетъ, когда пріидетъ безотложная смерть. Перваго тяготитъ бремя печали; а у второго не изсыхаетъ источникъ слезъ.

70. Если ты пріобрѣтешь жезлъ терпѣнія, то адскіе псы скорѣе перестанутъ безстыдствовать передъ тобою. Терпѣніе есть болѣзненное чувство души, никакъ не побѣждаемое благословными нуждами. Терпѣливый есть непадающій дѣлатель, который и чрезъ паденія одерживаетъ побѣду. Терпѣніе есть предназначеніе себѣ и ожиданіе ежедневной скорби. Терпѣніе есть отсѣченіе оправданій и вниманіе себѣ. Дѣлателю безмолвія не столько нужна тѣлесная пища, сколько терпѣніе; ибо чрезъ второе получаетъ онъ вѣнецъ, а чрезъ первую часто ввергаетъ себя въ погибель. Терпѣливый мужъ прежде смерти умеръ, келлію сдѣлавъ для себя гробомъ. Терпѣніе рождаютъ надежда и плачъ. Не имѣя сихъ двухъ добродѣтелей безмолвникъ есть рабъ унынія.

71. Воину Христову должно знать, какихъ враговъ /с. 230/ слѣдуетъ ему отгонять еще издали, и какимъ попускать бороться съ собою. Борьба эта иногда бываетъ намъ причиною вѣнца; иногда же отреченіе отъ борьбы дѣлаетъ насъ непотребными. Но этому невозможно научиться одними словами; потому что не всѣ мы имѣемъ одинакіе навыки, и не въ одной мѣрѣ.

72. Наблюдай съ особеннымъ вниманіемъ, чтобы видѣть коварство одного изъ духовъ злобы, который, — стоишь ли или ходишь, сидишь ли или находишься въ движеніи, за трапезою ли ты или на молитвѣ, спишь ли ты, — непрестанно воюетъ противъ тебя.

73. Не всѣ хлѣбы, испеченные изъ небесной пшеницы сего духовнаго дѣланія, имѣютъ одинакій видъ. Нѣкоторые непрестанно содержатъ въ памяти сіи слова Давидовы: предзрѣхъ Господа предо мною выну (Пс. 15, 8); другіе: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Луки 21, 9); иные: бдите и молитеся (Матѳ. 26, 41); иные: уготовляй на исходъ дѣла твоя (Притч. 24, 27); другіе: смирихся и спасе мя (Пс. 114, 5). Нѣкоторые: недостойны страданія нынѣшняго времени (Римл. 8, 18), противъ будущей славы; другіе же, наконецъ, всегда разсматриваютъ умомъ сіи слова: да не когда похититъ, и не будетъ избавляяй (Пс. 49, 22). Вси убо текутъ, единъ же изъ сихъ пріемлетъ почесть безъ труда [11].

74. Преуспѣвшій не оставляетъ дѣланія не только въ бодрственномъ состояніи, но и во снѣ. Посему нѣкоторые даже во время сна посрамляютъ приходящихъ къ нимъ бѣсовъ, и представляющихся имъ въ сновидѣніи блудныхъ женщинъ поучаютъ цѣломудрію. Неожидай посѣщеній, и не приготовляйся къ онымъ заранѣе; ибо устроеніе безмолвія таково, что все должно быть просто и непринужденно.

75. Никто же хотяй создати столпъ и келлію безмолвія, приступаетъ къ сему, аще не первѣе сѣдъ разчтетъ и испытаетъ молитвою, аще имать еже есть къ /с. 231/ совершенію необходимое, дабы, положивъ основаніе, и не могій совершити, не былъ посмѣшищемъ для враговъ своихъ, и преткновеніемъ для другихъ духовныхъ дѣлателей.

76. Разсматривай приходящую сладость: не отравлена ли она отъ горькихъ врачей, паче же коварныхъ убійцъ душъ человѣческихъ.

77. Въ продолженіи ночи большую часть времени посвящай молитвѣ, а меньшую назначай для псалмопѣнія. Днемъ же опять уготовляйся по твоимъ силамъ.

78. Чтеніе Св. Писаній не мало можетъ просвѣщать и собирать умъ; ибо онѣ суть глаголы Духа Святаго, и всячески вразумляютъ читающихъ. Будучи дѣлателемъ, прочитывай дѣятельныя книги отцевъ; ибо изполненіемъ сего на дѣлѣ, чтеніе прочаго дѣлается ислишнимъ. Старайся научаться разуму и дѣлу спасенія болѣе отъ трудовъ, а не изъ однихъ книгъ. Прежде пріятія силы духовной не читай книгъ чуждыхъ правовѣрія, потому что онѣ исполнены тьмы, и помрачаютъ умы немощныхъ.

79. Часто одна чаша вина показываетъ его вкусъ; и одно слово безмолвника обнаруживаетъ все его внутреннее дѣланіе и устроеніе передъ тѣми, которые могутъ познавать это.

80. Неусыпно наблюдай душевнымъ твоимъ окомъ за возношеніемъ; ибо между обольщеніями нѣтъ ничего губительнѣе сей страсти.

81. Когда выходишь изъ своего уединенія, храни языкъ твой; ибо онъ можетъ въ малое время расточить плоды многихъ трудовъ.

82. Старайся быть нелюбопытнымъ; ибо ничто такъ не оскверняетъ безмолвія, какъ любопытство.

83. Предлагай приходящимъ, что для нихъ нужно по душѣ и по тѣлу. Если они превосходятъ насъ премудростію, то покажемъ наше любомудріе молчаніемъ; если же они, по духовному возрасту, братія равные съ нами, то можемъ умѣренно отверзать дверь нашего слова. Однако лучше думать, что всѣ превосходнѣе насъ.

/с. 232/

84. Я хотѣлъ было совершенно возбранить въ молитвенное время [12] тѣлесное дѣло тѣмъ, которые еще младенцы въ подвигахъ; но удержалъ меня носившій во всю ночь песокъ въ полѣ своей одежды (сс).

85. Какъ догмату вѣры о святой и несозданной и покланяемой Троицѣ противоположно ученіе о воплощеніи Единаго той же всепѣтой Троицы; ибо что въ Троицѣ должно разумѣть въ числѣ множественномъ, то во Христѣ разумѣется въ числѣ единственномъ а что въ Той единственно, то въ Семъ разумѣется множественно [13]: такъ и иные обучительные подвиги приличны безмолвію, а другіе общежительному послушанію.

86. Божественный Апостолъ говоритъ: кто уразумѣ умъ Господень (Римл. 11, 14)? Я же говорю: кто позналъ умъ человѣка безмолвствующаго тѣломъ и духомъ?

Могущество царя состоитъ въ богатствѣ и во множествѣ подданныхъ: могущество же бозмолвника въ преизобиліи молитвы.

Примѣчанія:
[1] Т. е. явственныхъ нападеній.
[2] Заключать силы душевныя: умъ, мысль и проч. неразвлеченныя въ тѣлѣ, какъ въ домѣ.
[3] Въ слав. немогуще посредѣ вещества отъ веществъ удалятися.
[4] Въ слав. поприща.
[5] Гордость, тщеславіе, разлѣненіе, печаль и любостяжаніе.
[6] Чревоугодіе, гнѣвливость и блудная страсть.
[7] Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ говоритъ здѣсь о себѣ.
[8] Это древнее отеческое выраженіе означаетъ молитвенное призываніе, а не простое воспоминаніе имени Іисусова.
[9] Въ переводѣ старца Паисія: молитвы разстояніе.
[10] Въ нов. слав. перев.: паче же уединенныхъ. Въ греч. μᾶλλον δὲ μοναζόντων.
[11] Въ другомъ переводѣ слово «безъ труда» отнесено къ слѣдующей главѣ.
[12] Въ слав.: въ собраніяхъ; въ греч. ἐν ταῖς συνάξεσι. Въ пер. Аѳанасія Критскаго: εἰς τὸν καιρὸν τῆς προσευῆς. Сравни Достоп. Сказанія о подв. Св. Отцевъ, изданіе 2-е. Москва. 1846 г. Стран. 21, примѣч.
[13] Въ другомъ пер. прим.: т. е. въ Троицѣ три Лица, а во Христѣ одно Лице; въ Троицѣ одно естество, а во Христѣ два естества.
(оо) Нѣкоторые удаляются въ безмолвіе, потому что считаютъ невозможнымъ, видя снѣди, питія, одежды, лица и т. п. удерживать свои пожеланія и отсѣкать оныя (Новогреч. Пер. Лѣств. Аѳанасія Крит. стр. 432).
(пп) Илія Критскій такъ разрѣшаетъ этотъ вопросъ: Тавеннисіотяне были монахи общежительныя, скитяне же безмолвники. А безмолвіе — великое дѣло, и виновно бываетъ большаго преуспѣянія могущимъ вмѣстить оное. Не хочетъ же Лѣствичникъ говорить объ этомъ ради немощнѣйшихъ; то есть чтобы они безвременно не стремились къ безмолвію. Ибо по ученію Преподобныхъ Отцевъ, не всѣ могутъ вступать въ безмолвіе, но только обученные и утвердившіеся въ монашескомъ житіи, и оказавшіеся благоискусными въ духовной брани, и восходящіе изъ общежитія, какъ опытные воины, на высшее поприще — на безмолвное житіе, которое и считается верхомъ подвижничества и жительствомъ совершенныхъ (Патрол. Т. 88-й, стр. 1117).
(рр) /с. 25/ Стоя однажды на молитвѣ съ великимъ усердіемъ и благоговѣніемъ, я восхищенъ былъ умомъ, и обрѣлся съ Ангелами, которые посреди Бога и людей, и Его молятъ о нихъ, а ихъ просвѣщаютъ и укрѣпляютъ въ богоугодномъ. И приблизился ко мнѣ Ангелъ Господень, просвѣщалъ меня и объяснялъ мнѣ тѣ великія и сокровенныя таинства, которыя я жаждалъ и желалъ узнать. Потомъ пришелъ мнѣ помыслъ спросить его о чемъ-либо иномъ; и я сказалъ ему: какимъ былъ Христосъ, то есть Сынъ Божій, прежде нежели нисшелъ, воплотился, принялъ человѣческое естество и содѣлался человѣкомъ. Но онъ мнѣ отвѣчалъ, что невозможно мнѣ это объяснить, и что я не могу этого постигнуть, такъ какъ даже и ангелы не могутъ уразумѣть Божія естества и сіянія, и открыть, каково оно, и что умъ мой не можетъ вмѣстить и принять столь высокихъ разумѣній, какъ связанный съ этою грубою и тяжелою плотію. Тогда я, оставивъ первый вопросъ, просилъ его сказать мнѣ хоть то, въ какомъ состояніи Христосъ теперь. Ангелъ мнѣ сказалъ, что Онъ находится въ свойственномъ Ему, и имѣетъ вмѣстѣ Божество и человѣчество, и есть совершенный человѣкъ, и посему называется Богочеловѣкъ, — кромѣ земныхъ свойствъ человѣческихъ, которыя имѣлъ прежде воскресенія. Я опять просилъ его сказать мнѣ: какимъ образомъ Онъ находится съ Отцемъ; ибо Евангелистъ говоритъ, что сѣдитъ одесную Бога, и Стефанъ говоритъ, что стоитъ одесную Его. Ангелъ мнѣ отвѣчалъ: не можетъ слышать сіе душа, связанная съ плотію. Я же, побуждаемый опять великимъ пламеннымъ желаніемъ узнать что-либо о величіи Божества, просилъ его возвести меня, дабы мнѣ узрѣть Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа. Но ангелъ мнѣ сказалъ: еще не пришло время и не насталъ часъ содѣлаться тебѣ безсмертнымъ Божественною благодатію и силою Всесвятаго Духа, Который имѣетъ воскресить человѣчество, обезсмертитъ и освободитъ оное отъ прежней тяготы и отъ нуждъ, какія оно имѣло во временной жизни. Не знаю и не могу сказать вѣрно, въ тѣлѣ ли я былъ, или внѣ тѣла, когда все сіе видѣлъ. Одинъ Господь знаетъ сіе (Новогреч. Пер. Лѣств. Аѳанасія Крит. стр 438-439).
(сс) Я хотѣлъ совершенно отсѣчь рукодѣліе въ молитвенное время для юныхъ и немощныхъ безмолвниковъ; но удержалъ мою руку тотъ /с. 26/ отецъ (Пахомій Великій съ старцемъ своимъ Преподобнымъ Паламономъ), который всю ночь носилъ на себѣ песокъ, чтобы отогнать сонъ, и пріучиться бдѣть (Новогреч. Перев. Лѣств. Аѳанасія Крит. стр. 450).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 216-232.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.