Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 24. О кротости, простотѣ и незлобіи, которыя не отъ природы происходятъ, но пріобрѣтаются тщаніемъ и трудами, и о лукавствѣ.

1. Солнцу предшествуетъ утренній свѣтъ, а всякому смиренномудрію предтеча есть кротость; посему послушаемъ истиннаго Свѣта, Христа, Который такъ располагаетъ сіи добродѣтели въ ихъ постепенности. Научитеся отъ Мене, говоритъ Онъ, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29). Итакъ прежде солнца намъ должно озариться свѣтомъ, и потомъ мы уже яснѣе воззримъ на самое солнце; ибо невозможно, невозможно, говорю, узрѣть солнце тому, кто прежде не /с. 158/ просвѣтится онымъ свѣтомъ, какъ показываетъ самое свойство сихъ добродѣтелей.

2. Кротость есть неизмѣнное устроеніе ума, которое и въ чести и въ безчестіи пребываетъ одинаковымъ.

3. Кротость состоитъ въ томъ, чтобы при оскорбленіяхъ отъ ближняго, безъ смущенія и искренно о немъ молиться.

4. Кротость есть скала, возвышающаяся надъ моремъ раздражительности, о которую разбиваются всѣ волны, къ ней приражающіяся: а сама она не колеблется.

5. Кротость есть утвержденіе терпѣнія, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало разсужденія духовнаго; ибо Писаніе говоритъ: научитъ Господь кроткія путемъ Своимъ (Пс. 24, 9). Она естъ ходатаица отпущенія грѣховъ, дерзновеніе въ молитвѣ, вмѣстилище Духа Святаго. На кого воззрю, глаголетъ Господь, токмо на кроткаго и безмолвнаго (Исаіи 66, 2).

6. Кротость есть споспѣшница послушанія, путеводительница братства, узда неистовству, пресѣченіе гнѣва, подательница радости, подражаніе Христу, свойство ангельское, узы на бѣсовъ и щитъ противу огорченія.

7. Въ кроткихъ сердцахъ почиваетъ Господь, а мятежливая душа — сѣдалище діавола.

8. Кротцыи наслѣдятъ землю, или лучше, возобладаютъ землею; а неистовые во гнѣвѣ потребятся отъ земли ихъ.

9. Кроткая душа — престолъ простоты; а гнѣвливый умъ есть дѣлатель лукавства.

10. Тихая душа вмѣститъ слова премудрости; ибо сказано: Господь наставитъ кроткія на судъ (Пс. 24, 9), паче же на разсужденіе.

11. Душа правая — сожительница смиренія; лукавая же — раба гордости.

12. Души кроткихъ исполнятся разума; а гнѣвливый умъ сожитель тьмы и неразумія.

13. Гнѣвливый человѣкъ и лицемѣръ встрѣтились /с. 159/ другъ съ другомъ; и невозможно было найдти праваго слова въ ихъ бесѣдѣ. Если раскрытъ сердце перваго, то найдешь неистовство; а испытавши душу втораго, увидишь лукавство.

14. Простота есть утвердившійся навыкъ души, которая сдѣлалась чуждою всякаго различія и неспособною къ лукавству [1].

15. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразіе бѣсовское, которое потеряло истину и думаетъ утаить это отъ многихъ.

16. Лицемѣріе есть противоположное тѣла съ душей устроеніе, переплетенное всякими вымыслами.

17. Незлобіе есть тихое устроеніе души, свободной отъ всякаго ухищренія.

18. Правота есть незрительная мысль, искренній нравъ, непритворное и неподготовленное слово.

19. Нелукавый есть тотъ, кто находится въ естественной чистотѣ души, какъ она была сотворена, и который искренно обращается со всѣми.

20. Лукавство есть извращеніе правоты, обольщенный разумъ, лживое оправданіе себя благонамѣренностію, клятвы, повинныя мукѣ, двусмысленныя слова, скрытность сердца, бездна лести, навыкъ лгать, превратившееся въ природу самомнѣніе, противникъ смиренія, личина покаянія, удаленіе плача, вражда противъ исповѣди, упорство въ своемъ мнѣніи, причина паденій, препятствіе возстанію отъ паденія, коварная улыбка при обличеніяхъ, безразсудное сѣтованіе, притворное благоговѣніе; словомъ оно есть бѣсовское житіе.

21. Лукавый — діаволу соименникъ и сообщникъ; потому и Господь научилъ насъ называть діавола лукавымъ, когда говоримъ: избави насъ отъ лукаваго (Матѳ. 6, 13).

22. Убѣжимъ отъ стремнины лицемѣрія и отъ рова тайнолукавства, слыша сказанное: лукавнующія /с. 160/ потребятся (Пс. 36. 9), яко зеліе зрака отпадутъ (ст. 2); ибо такіе суть пажить бѣсовъ.

23. Богъ называется какъ любовію, такъ и правотою. Посему Премудрый въ Пѣсни Пѣсней говоритъ къ чистому сердцу: правость возлюби тя (П. п. 1, 3). А отецъ его сказалъ: благъ и правъ Господь (Пс. 24, 8); и о тѣхъ, кои Ему соименны, говоритъ, что они спасаются: спасающаго правыя сердцемъ (Пс. 7, 11); и еще во иномъ псалмѣ: правоты душъ видѣ и посѣтило лице Его (Пс. 10, 7).

24. Первое свойство дѣтскаго возраста есть безразличная простота; и доколѣ Адамъ имѣлъ ее, дотолѣ не видѣлъ наготы души своей, и ничего постыднаго въ наготѣ плоти своей. Похвальна, и блаженна и та простота, которая бываетъ въ нѣкоторыхъ отъ природы, но не такъ, какъ претворенная изъ лукавства чрезъ многіе поты и труды; ибо первая покрываетъ насъ отъ многоразличія и страстей, а вторая бываетъ причиною высочайшаго смиренномудрія и кротости; почему и награда первой не велика, а послѣдней преславна.

25. Всѣ, хотящіе привлечь къ себѣ Господа, приступимъ къ Нему, какъ ученики къ Учителю, съ простотою, безъ притворства, безъ двоедушія и лукавства, безъ пытливости. Онъ, будучи простъ и незлобенъ, хочетъ, чтобы и души, приходящія къ Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имѣетъ простоты, тотъ не можетъ когда-либо увидѣть смиреніе.

26. Лукавый есть лживый провидецъ, который думаетъ, что онъ изъ словъ можетъ разумѣть мысли другихъ, и по внѣшнимъ поступкамъ — сердечное расположеніе.

27. Видалъ я такихъ людей, которые прежде были праводушны, а потомъ у лукавыхъ научились лукавить. Я удивился, какъ могли они такъ скоро потерять свое природное свойство и преимущество. Но сколь удобно праводушнымъ людямъ измѣниться въ лукавыхъ, столь трудно лукавымъ переродиться въ простосердечныхъ.

/с. 161/

28. Истинное удаленіе отъ міра, повиновеніе и храненіе устъ часто имѣли великую силу, и сверхъ чаянія врачевали неисцѣльныя страсти.

29. Если разумъ надмеваетъ многихъ, то напротивъ невѣжество и неученость нѣкоторымъ образомъ умѣренно смиряютъ.

30. Блаженнѣйшій Павелъ, прозванный Препростымъ, показалъ намъ собою явственный примѣръ, правило и образецъ блаженной простоты; ибо никто нигдѣ не видалъ и не слыхалъ, да и не можетъ никогда увидѣть такого преуспѣянія въ столь краткое время.

31. Простосердечный монахъ, какъ бы одаренное разумомъ безсловесное, всегда послушенъ, совершенно сложивши бремя свое на своего руководителя; и какъ животное не противорѣчитъ тому, кто его вяжетъ, такъ и душа правая не противится наставнику, но послѣдуетъ ведущему, куда бы онъ ни захотѣлъ; хотя бы повелъ на закланіе, не умѣетъ противорѣчить.

32. Неудобь богатіи внидутъ въ царствіе небесное; неудобно и мудрецы безумные міра сего войдутъ въ простоту.

33. Часто паденіе исправляло лукавыхъ, невольно даруя имъ спасеніе и незлобіе.

34. Борисъ, и старайся посмѣваться своей мудрости (ь). Дѣлая такъ, обрящешь спасеніе и правость о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ. Аминь.

Кто на сей степени одержалъ побѣду, — да дерзаетъ: ибо онъ, сдѣлавшись подражателемъ Христу, обрѣлъ спасеніе.

Примѣчанія:
[1] Въ слав.: неподвижною къ зломыслію.
(ь) Понуждайся противоборствовать своему мудрованію, и ничего не дѣлай по собственному твоему разумѣнію, безъ воли твоего наставника. (Новогреч. пер. Лѣств. Аѳанасія Критскаго, стр. 308).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 157-161.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.