Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 23. О безумной гордости.

1. Гордость есть отверженіе Бога, бѣсовское изобрѣтеніе, презрѣніе человѣковъ, матерь осужденія, исчадіе похвалъ, знакъ безплодія души, отгнаніе помощи Божіей, предтеча умоизступленія, виновница паденій, причина бѣснованія, источникъ гнѣва, дверь лицемѣрія, твердыня бѣсовъ, грѣховъ хранилище, причина немилосердія, невѣдѣніе состраданія, жестокій истязатель, безчеловѣчный судья, противница Богу, корень хулы.

2. Начало гордости — корень тщеславія; средина — уничиженіе ближняго, безстыдное проповѣданіе своихъ трудовъ, самохвальство въ сердцѣ, ненависть обличенія; а конецъ — отверженіе Божіей помощи, упованіе на свое тщаніе, бѣсовскій нравъ.

3. Услышимъ всѣ, хотящіе избѣжать рва сего: весьма часто сія страсть получаетъ пищу отъ благодаренія, ибо она сначала не склоняетъ насъ безстыдно къ отверженію Бога. Видалъ я людей, устами благодарившихъ Бога, и возносившихся въ мысляхъ своихъ. О семъ ясно свидѣтельствуетъ фарисей, сказавшій: Боже, благодарю Тя (Лук. 18, 11).

4. Гдѣ совершилось грѣхопаденіе, тамъ прежде водворялась гордость; ибо провозвѣстникъ перваго есть второе.

5. Одинъ почтенный мужъ сказалъ мнѣ: положимъ, что есть двѣнадцать безчестныхъ страстей; если произвольно возлюбишь одну изъ нихъ, то есть гордость, то и одна сія наполнитъ мѣсто прочихъ одиннадцати.

6. Высокомудрый монахъ сильно прекословитъ; смиренномудрый же не только не прекословитъ, но и очей возвести не смѣетъ.

7. Не преклоняется кипарисъ, и не стелется по землѣ: такъ и монахъ высокосердый не можетъ имѣть послушанія.

/с. 151/

8. Высокоумный человѣкъ желаетъ начальствовать; да иначе онъ и погибнуть совершенно не можетъ, или правильнѣе сказать, не хочетъ.

9. Богъ гордымъ противится (Іак. 4, 6); кто же можетъ помиловать ихъ? Не чистъ предъ Господомъ всякъ высокосердый (Притч. 16, 5); кто же можетъ очистить его?

10. Наказаніе гордому — его паденіе, досадитель — бѣсъ; а признакомъ оставленія его отъ Бога есть умоизступленіе. Въ первыхъ двухъ случаяхъ люди нерѣдко людьми же были исцѣляемы; но послѣднее отъ людей неисцѣльно (ы).

11. Отвергающій обличеніе обнаруживаетъ страсть, а кто принимаетъ оное, тотъ разрѣшился отъ узъ ея.

12. Если отъ одной этой страсти, безо всякой другой, нѣкто ниспалъ съ неба; то должно изслѣдовать, не возможно ли смиреніемъ, и безъ другихъ добродѣтелей, взойти на небо?

13. Гордость есть потеря богатства и трудовъ. Воззваша, и не бѣ спасаяй, безъ сомнѣнія потому, что взывали съ гордостію; воззваша ко Господу и не услыша ихъ (Пс. 17, 42), безъ сомнѣнія потому, что не отсѣкали причинъ того, противъ чего молились.

14. Одинъ премудрый старецъ духовно увѣщевалъ гордящагося брата; но сей, ослѣпленный, сказалъ ему: «прости меня, отче, я не гордъ». Мудрый же старецъ возразилъ: «чѣмъ же ты, сынъ мой, яснѣе можешь доказать, что ты гордъ, какъ не тѣмъ, что говоришь: я не гордъ?»

15. Таковымъ весьма полезно повиновеніе, жестокое и презрѣнное жительство, и чтеніе о сверхъестественныхъ подвигахъ св. отцевъ. Можетъ быть, хотя чрезъ это, сіи недугующіе получатъ малую надежду ко спасенію.

16. Стыдно тщеславиться чужими украшеніями, и крайнее безуміе — гордиться Божіими дарованіями. Превозносись только тѣми добродѣтелями, которыя ты совершилъ прежде рожденія твоего; а тѣ, которыя ты /с. 152/ исполнилъ послѣ рожденія, даровалъ тебѣ Богъ, какъ и самое рожденіе. Какія ты исправлялъ добродѣтели безъ помощи ума, тѣ только и твои; потому что Богъ даровалъ тебѣ и самый умъ. Какіе подвиги показалъ ты безъ тѣла, тѣ только и относи къ твоему тщанію; ибо и тѣло не твое, а твореніе Божіе.

17. Не уповай на себя, пока не услышишь послѣдняго о тебѣ изреченія, памятуя, что и возлежавшій уже на брачной вечери былъ связанъ по рукамъ и по ногамъ, и вверженъ во тьму кромѣшную (Матѳ. 22, 13).

18. Не возвышай выи, перстный; ибо многіе, будучи святы и невещественны, были свержены съ неба.

19. Когда бѣсъ гордости утвердился въ своихъ служителяхъ, тогда, являясь имъ во снѣ или наяву, въ образѣ свѣтлаго Ангела, или мученика, преподаетъ имъ откровеніе таинствъ, и какъ бы даръ дарованій, чтобы сіи окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума.

20. Если бы мы и безчисленныя смерти за Христа претерпѣли, то и тогда не исполнили бы должнаго; ибо иное есть кровь Бога, а иное кровь рабовъ, по достоинству, а не по существу.

21. Если не перестанемъ сами себя испытывать, и сравнимъ житіе наше съ житіемъ прежде насъ бывшихъ св. Отцевъ и свѣтилъ: то найдемъ, что мы еще и не вступали на путь истиннаго подвижничества, ни обѣта своего, какъ должно не исполнили, но пребываемъ еще въ мірскомъ устроеніи.

22. Монахъ собственно есть тотъ, кто имѣетъ невозносящееся око души и недвижимое чувство тѣла.

23. Монахъ есть тотъ, кто невидимыхъ супостатовъ, даже и когда они бѣжатъ отъ него, призываетъ на брань и раздражаетъ, какъ звѣрей.

24. Монахъ есть тотъ, кто находится въ непрерывномъ восхищеніи ума къ Богу и спасительной печали.

25. Монахъ есть тотъ, кто имѣетъ такой навыкъ къ добродѣтелямъ, какой другіе къ страстямъ.

/с. 153/

26. Монахъ есть непрестанный свѣтъ въ очахъ сердца.

27. Монахъ есть бездна смиренія, въ которую онъ низринулъ и въ которой потопилъ всякаго злаго духа.

28. Отъ гордости происходитъ забвеніе согрѣшеній; а память о нихъ есть ходатай смиренномудрія.

29. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтаетъ о себѣ, что богата, и находясь во тьмѣ, думаетъ, что она во свѣтѣ.

30. Сія скверная страсть не только не даетъ намъ преуспѣвать, но и съ высоты низвергаетъ.

31. Гордый подобенъ яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.

32. Гордый монахъ не имѣетъ нужды въ бѣсѣ; онъ самъ сдѣлался для себя бѣсомъ и супостатомъ.

33. Тьма чужда свѣта; и гордый чуждъ всякой добродѣтели.

34. Въ сердцахъ гордыхъ рождаются хульныя слова, а въ душахъ смиренныхъ небесныя видѣнія.

35. Тать не любитъ солнца; гордый же уничижаетъ кроткихъ.

36. Не знаю, какъ это бываетъ, что многіе изъ гордыхъ, не зная самихъ себя, думаютъ, что они достигли безстрастія, и уже при исходѣ изъ сего міра усматриваютъ свое убожество.

37. Кто плѣненъ гордостію, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасеніе человѣческо.

38. Нѣкогда я уловилъ сію безумную прелестницу въ сердцѣ моемъ, внесенную въ оное на раменахъ ея матери, тщеславія. Связавъ обѣихъ узами послушанія и бивъ ихъ бичемъ смиренія, я понуждалъ ихъ сказать мнѣ, какъ онѣ вошли въ мою душу? Наконецъ, подъ ударами, онѣ говорили: мы не имѣемъ ни начала, ни рожденія, ибо мы сами начальницы и родительницы всѣхъ страстей. Не мало ратуетъ противъ насъ сокрушеніе сердца, рождаемое отъ повиновенія. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпимъ; посему-то мы, и на небѣ пожелавъ начальствовать, отступили /с. 154/ оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противнаго смиренномудрію; а что оному споспѣшествуетъ, то намъ сопротивляется. Впрочемъ, если мы и на небесахъ явились въ такой силѣ, то куда ты убѣжишь отъ лица нашего? Мы весьма часто слѣдуемъ за терпѣніемъ поруганій, за исправленіемъ послушанія и безгнѣвія, непамятозлобія и служенія ближнимъ. Наши исчадія суть паденія мужей духовныхъ: гнѣвъ, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемѣріе, ненависть, зависть, прекословіе, своенравіе, непокорство. Есть только одно, чему мы не имѣемъ силы противиться; будучи сильно тобою біемы, мы и сіе тебѣ скажемъ: если будешь искренно укорять себя предъ Господомъ, то презришь насъ, какъ паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на которомъ я ѣду, есть тщеславіе; преподобное же смиреніе и самоукореніе посмѣются коню и всаднику его, и со сладостію воспоютъ побѣдную оную пѣснь: поимъ Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже въ море (Исх. 15, 1), и въ бездну смиренія.

Степень двадцать третья. Кто взойдетъ на нее (если только возможетъ взойти), тотъ будетъ крѣпокъ.



О неизъяснимыхъ хульныхъ помыслахъ.

39. Выше сего мы слышали, что отъ злаго корня и злой матери происходитъ злѣйшее исчадіе т. е. отъ скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду; ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый изъ нашихъ враговъ и супостатовъ. И, что еще ужаснѣе, мы не можемъ безъ затрудненія сказать, открыть, исповѣдать врачу духовному сіи помыслы. Посему они часто многихъ повергали въ отчаяніе и безнадежность, истребивъ всю надежду ихъ, подобно червю въ деревѣ.

40. Часто во время Божественной литургіи, и въ самый страшный часъ совершенія Таинъ, сіи мерзкіе /с. 155/ помыслы хулятъ Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сіи нечестивыя, непостижимыя и неизъяснимыя слова внутри насъ не душа наша произноситъ, но богоненавистникъ бѣсъ, который низверженъ съ небесъ за то, что и тамъ хулить Бога покушался. И если мои сіи безчестныя и нелѣпыя изреченія, то какъ же я, принявъ оный небесный Даръ, поклоняюсь? Какъ могу благословлять, и въ то же время злословить?

41. Часто сей обольститель и душегубецъ многихъ приводилъ въ изступленіе ума. Никакой помыслъ не бываетъ такъ трудно исповѣдать, какъ сей; посему онъ во многихъ пребывалъ до самой старости, ибо ничто такъ не укрѣпляетъ противъ насъ бѣсовъ и злыхъ помысловъ, какъ то, что мы ихъ не исповѣдаемъ, но таимъ и питаемъ ихъ въ сердцѣ.

42. Никто не долженъ думать, что онъ виновенъ въ хульныхъ помыслахъ; ибо Господь есть сердцевѣдецъ, и, знаетъ, что такія слова не наши, но враговъ нашихъ.

43. Пьянство бываетъ причиною преткновенія, а гордость — причина непотребныхъ помысловъ. Хотя преткнувшійся неповиненъ за преткновеніе, но за пьянство, безъ сомнѣнія, будетъ наказанъ.

44. Когда мы станемъ на молитву, то сіи нечистые и неизрекаемые помыслы возстаютъ на насъ, а по окончаніи молитвы тотчасъ отъ насъ отходятъ; ибо они не имѣютъ обыкновенія бороться съ тѣми, которые противъ нихъ не вооружаются.

45. Безбожный сей духъ не только хулитъ Бога и все Божественное, но и слова срамныя и безчестныя произноситъ въ насъ, чтобы мы или оставили молитву, или впали въ отчаяніе.

46. Сей лукавый и безчеловѣчный мучитель многихъ отвлекъ отъ молитвы; многихъ отлучилъ отъ Св. Таинъ; нѣкоторыхъ тѣла изнурилъ печалію; иныхъ истомилъ постомъ, не давая имъ ни малѣйшей ослабы.

47. Онъ дѣлаетъ это не только съ мірянами, но и /с. 156/ съ проходящимій монашескую жизнь, внушая имъ, что для нихъ нѣтъ никакой надежды ко спасенію, и что они окаяннѣе всѣхъ невѣрныхъ и язычниковъ.

48. Кого духъ хулы безпокоитъ, и кто хочетъ избавиться отъ него, тотъ пусть знаетъ несомнѣнно, что не душа его виновна въ такихъ помыслахъ, но нечистый бѣсъ, сказавшій нѣкогда Самому Господу: сія вся Тебѣ дамъ, аще падъ поклонишимися (Матѳ. 4, 9). Посему и мы, презирая его, и вмѣняя за ничто влагаемые имъ помыслы, скажемъ ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу; болѣзнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верхъ твой снидетъ хула твоя въ нынѣшнемъ вѣкѣ и въ будущемъ (Пс. 7, 17).

49. Кто другимъ образомъ хотѣлъ бы побѣдить бѣса хулы, тотъ уподобился бы покушающемуся удержать своими руками молнію. Ибо какъ настигнуть, состязаться и бороться съ тѣмъ, который вдругъ, какъ вѣтеръ, влетаетъ въ сердце, мгновенно произноситъ слово, и тотчасъ исчезаетъ? Всѣ другіе враги, стоятъ, борются, медлятъ и даютъ время тѣмъ, которые подвизаются противъ нихъ. Сей же не такъ: онъ только что явился, и уже отступилъ; проговорилъ — и исчезъ.

50. Бѣсъ этотъ часто старается нападать на простѣйшихъ по уму и незлобивѣйшихъ, которые болѣе другихъ безпокоятся и смущаются отъ сего; о нихъ можно сказать по справедливости, что все сіе бываетъ съ ними не отъ превозношенія ихъ, но отъ зависти бѣсовъ.

51. Перестанемъ судить и осуждать ближняго, и мы не будемъ бояться хульныхъ помысловъ; ибо причина и корень втораго есть первое.

52. Какъ затворившійся въ домѣ слышитъ слова проходящихъ, хотя самъ съ ними и не разговариваетъ: такъ и душа, пребывающая въ себѣ самой, слыша хулы діавола, смущается тѣмъ, что онъ, проходя мимо [1] ея, произноситъ.

/с. 157/

53. Кто презираетъ сего врага, тотъ отъ мучительства его освобождается; а кто инымъ образомъ ухищряется вести съ нимъ борьбу, тѣмъ онъ возобладаетъ. Хотящій побѣдить духовъ словами подобенъ старающемуся запереть вѣтры.

54. Одинъ тщательный монахъ, претерпѣвая нападенія отъ сего бѣса, двадцать лѣтъ изнурялъ тѣло свое постомъ и бдѣніемъ; но какъ никакой не получалъ отъ сего пользы, то, описавъ на бумагѣ свое искушеніе, пошелъ къ нѣкоему святому мужу и вручивъ ему оную, повергся лицемъ на землю, не дерзая воззрѣть на него. Старецъ, прочитавъ писаніе, улыбнулся, и поднявъ брата, говоритъ ему: «положи, чадо, руку твою на мою выю». Когда же братъ оный сдѣлалъ это, великій мужъ сказалъ ему: «на выѣ моей, братъ, да будетъ грѣхъ сей, сколько лѣтъ онъ ни продолжался и ни будетъ продолжаться въ тебѣ; только ты вмѣняй его за ничто». Послѣ инокъ сей увѣрялъ, что онъ еще не успѣлъ выдти изъ кельи старца, какъ эта страсть исчезла. Сіе повѣдалъ мнѣ самъ, бывшій въ искушеніи, принося благодареніе Богу.

Кто одержалъ побѣду надъ сею страстію, тотъ отринулъ гордость.

Примѣчанія:
[1] У Паисія Величк.: сквозь.
(ы) Богъ, желая вразумить гордаго, чтобы онъ оставилъ діавольское свое нечестіе, оставляетъ его впасть въ грѣхъ, дабы онъ обратился къ Богу, покаялся и получилъ прощеніе. Если же онъ и послѣ сего не /с. 16/ хочетъ покаяться, то Богъ попускаетъ на него бѣса уязвлять и искушать его болѣе, вразумляя его симъ, что онъ наказывается за грѣхи свои, и чтобы онъ оставилъ свою гордыню, дабы бѣсъ не мучилъ его и не обладалъ имъ вѣчно. Поэтому нѣкоторые вслѣдствіе многихъ и великихъ искушеній бѣсовскихъ, которымъ подвергались, приходили въ себя и исправлялись. Но если нечестивый гордецъ упорствуетъ въ своей гордынѣ, Господь прогнѣвляется на великое его безуміе и непокорность, оставляетъ его, — онъ теряетъ умъ и разсудокъ, и не знаетъ, что съ нимъ дѣлается; и тогда уже ни людей не стыдится, ни Бога не боится, и открыто и безъ стыда исполняетъ злыя свои пожеланія. Это зло человѣкъ уже не можетъ исцѣлить, а только одинъ Господь. (Новогреч. пер. Лѣств. Аѳанасія Критскаго стр. 284).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 150-157.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.