Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 19. О снѣ, о молитвѣ и псалмопѣніи въ соборѣ братій.

1. Сонъ есть нѣкоторое свойство природы, образъ смерти, бездѣйствіе чувствъ. Сонъ самъ по себѣ одинъ и тотъ же; но онъ, какъ и похоть, имѣетъ многія причины: происходитъ отъ естества, отъ пищи, отъ бѣсовъ, и, можетъ быть, отъ чрезмѣрнаго и продолжительнаго поста, когда изнемогающая плоть хочетъ подкрѣпить себя сномъ.

2. Какъ много пить зависитъ отъ привычки, такъ и много спать. Потому-то и должно намъ, особенно въ началѣ нашего подвига, подвизаться противъ сна; ибо трудно исцѣлить давній навыкъ.

3. Начнемъ наблюдать и найдемъ, что когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братія, невидимо стекаются душевные враги. Они приступаютъ къ постели, когда мы встали, и подущаютъ насъ снова лечь на нее, говоря: «подожди, пока кончатся начальныя пѣсни, и тогда пойдешь въ церковь». Другіе предстоящихъ на молитвѣ погружаютъ въ сонъ. Иные производятъ сильныя и безвременныя движенія въ животѣ. Иные побуждаютъ заводить въ церкви разговоры. Другіе отвлекаютъ умъ нашъ въ скверные помыслы. Иные заставляютъ насъ, какъ изнемогшихъ, опираться о стѣну, а иногда наводятъ весьма частую зѣвоту. Нѣкоторые же возбуждаютъ въ насъ во время молитвы смѣхъ, чтобы чрезъ сіе подвигнуть Бога къ негодованію на насъ. Иные побуждаютъ насъ отъ лѣности спѣшить въ псалмопѣніи. Другіе /с. 138/ же убѣждаютъ пѣть медленнѣе отъ самоуслажденія; а иногда сидятъ при устахъ нашихъ и заключаютъ ихъ, такъ что мы едва можемъ ихъ открыть.

4. Но кто въ чувствѣ сердца помышляетъ, что онъ предстоитъ Богу, тотъ въ молитвѣ будетъ, какъ столпъ неподвижный, и ничѣмъ изъ прежде сказанныхъ не будетъ поруганъ.

5. Часто истинный послушникъ, ставъ на молитву, вдругъ исполняется свѣта и радости; потому что подвижникъ сей былъ приготовленъ къ сему и предочищенъ [1] нелицемѣрнымъ послушаніемъ.

6. Всѣ могутъ молиться со множествомъ братій; но для многихъ приличнѣе совершать молитву съ однимъ единодушнымъ братомъ; ибо немного такихъ, которые могутъ молиться наединѣ.

7. Поя со множествомъ, не возможешь помолиться невещественно. Во время чтенія и пѣнія умъ твой да будетъ занятъ разумѣніемъ слышимыхъ словъ или опредѣленною молитвою, въ ожиданіи ближняго стиха.

8. Никто не долженъ во время молитвы заниматься рукодѣльемъ, и въ особенности работой. Ясное наставленіе объ этомъ преподалъ Ангелъ великому Антонію (ч).

9. Въ горнилѣ искушается золото, а предстояніе на молитвѣ искушаетъ усердіе и любовь къ Богу въ монахахъ.

Кто пріобрѣлъ похвальное дѣло молитвы, тотъ приближается къ Богу и избѣгаетъ бѣсовъ.

Примѣчанія:
[1] Въ слав. пер. предъискушенъ. Въ другомъ пер. предварительно разжженъ.
(ч) «Ангелъ, явившись однажды Антонію Великому, явственно показалъ, что монахъ никогда не долженъ какимъ-либо дѣломъ заниматься во время молитвы. Ибо преподобный Отецъ не видалъ, чтобы онъ молился, и въ то же время занимался рукодѣліемъ; но видѣлъ, что онъ то садился и занимался рукодѣліемъ, то оставлялъ рукодѣліе и возставалъ на молитву. Сей Ангелъ былъ посланъ отъ Бога Св. Антонію, чтобы научить его, какъ и ему должно поступать и какимъ образомъ онъ долженъ жить, чтобы спастись. Посему и сказалъ ему Ангелъ: "дѣлай такъ, и спасешься"». (Илія Критскій).

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 137-138.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.