Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 18. О нечувствіи, т. е. объ омертвѣніи души, и о смерти ума, предваряющей смерть тѣла.

1. Нечувствіе, какъ тѣлесное, такъ и душевное, есть омертвѣніе чувства отъ долговременнаго недуга и нерадѣнія, окончившееся нечувствіемъ.

2. Безболѣзненность есть обратившееся въ природу нерадѣніе, оцѣпенѣніе мысли, порожденіе худыхъ навыковъ, сѣть усердію, силокъ мужеству, незнаніе умиленія, дверь отчаянія, матерь забвенія, которая, родивъ дщерь свою, снова бываетъ ея же дщерію; это — отверженіе страха Божія.

3. Безчувственный есть безумный мудрецъ, учитель, осуждающій себя самого, любословъ, который говоритъ противъ себя, слѣпецъ, учащій видѣть; бесѣдуетъ о врачеваніи язвы, а между тѣмъ, безпрестанно чешетъ и растравляетъ ее; жалуется на болѣзнь, и не отстаетъ отъ вредныхъ для него снѣдей; молится о своемъ /с. 135/ избавленіи отъ страсти, и тотчасъ исполняетъ ее на самомъ дѣлѣ; за совершеніе ея гнѣвается самъ на себя, и не стыдится словъ своихъ, окаянный. «Худо я поступаю», вопіетъ, и усердно продолжаетъ дѣлать злое. Устами молится противъ своей страсти, а дѣломъ для нея подвизается. О смерти любомудрствуетъ, а живетъ какъ безсмертный. Вздыхаетъ о разлученіи души съ тѣломъ, а самъ пребываетъ въ дремотѣ, какъ бы былъ вѣчный. О воздержаніи бесѣдуетъ, а стремится къ объяденію. Читаетъ слово о послѣднемъ судѣ, и начинаетъ смѣяться. Читаетъ слово противъ тщеславія, и самымъ чтеніемъ тщеславится. Говоритъ о бдѣніи, и тотчасъ погружается въ сонъ. Хвалитъ молитву, и бѣгаетъ отъ нея, какъ отъ бича. Послушаніе ублажаетъ, а самъ первый преступникъ. Безпристрастныхъ хвалитъ, а самъ не стыдится за рубище памятозлобствовать и ссориться. Разгнѣвавшись, огорчается, и опять за самое это огорченіе на себя гнѣвается: и прилагая побѣжденіе къ побѣжденію, не чувствуетъ. Пресытившись, раскаявается; и немного спустя опять прилагаетъ насыщеніе къ насыщенію. Ублажаетъ молчаніе, но восхваляетъ его многословіемъ. Учитъ кротости, но часто въ самомъ томъ учительствѣ гнѣвается, и за огорченіе свое опять на себя гнѣвается. Воспрянувъ отъ грѣховнаго усыпленія, воздыхаетъ; но, покивавъ головою, снова предается страсти. Осуждаетъ смѣхъ, и учитъ о плачѣ, смѣясь. Порицаетъ себя передъ нѣкоторыми, какъ тщеславнаго, и тѣмъ порицаніемъ покушается снискать себѣ славу. Сладострастно смотритъ на лица, и между тѣмъ бесѣдуетъ о цѣломудріи. Пребывая въ мірѣ, хвалитъ безмолвствующихъ; а того не разумѣетъ, что онъ этимъ посрамляетъ себя самого. Славитъ милостивыхъ, а нищихъ поноситъ. Всегда самъ себя обличаетъ, и пріидти въ чувство не хочетъ, чтобы не сказать, не можетъ.

4. Видалъ я много такихъ людей, которые, слушая слово о смерти и страшномъ судѣ, проливали слезы; а потомъ, когда слезы еще были въ очахъ ихъ, со /с. 136/ тщаніемъ спѣшили на трапезу. Я подивился тому, какимъ образомъ госпожа оная, смрадная страсть объяденія, будучи укрѣпляема долговременнымъ безчувствіемъ, могла побѣдитъ и плачъ.

5. По мѣрѣ немощной моей силы, я объяснилъ коварства и язвы сей безумной и неистовой, каменистой и жестокой страсти; ибо я не намѣренъ много противъ нея распространяться. Могущій же о Господѣ, отъ опыта своего приложитъ врачеванія къ симъ язвамъ, да не облѣнится это сдѣлать; я же не стыжусь исповѣдать мою немощь въ этомъ дѣлѣ, будучи самъ одержимъ крѣпкою оною страстію. Я не могъ бы самъ собою постигнуть хитростныхъ козней ея, если бы не настигъ ее нѣгдѣ, силою не задержалъ ее, и муками не принудилъ ее исповѣдать все вышесказанное, бивъ ее мечемъ страха Господня и непрестанною молитвою. Потому-то сія злотворная мучительница и говорила мнѣ: союзники мои, когда видятъ мертвыхъ, смѣются; стоя на молитвѣ, бываютъ совершенно окаменѣлыми, жестокосердыми и омраченными. Предъ священною трапезою Евхаристіи остаются безчувственными; и даже, причащаясь сего небеснаго дара, какъ бы простой хлѣбъ вкушаютъ. Когда я вижу людей, предстоящихъ съ умиленіемъ, то ругаюсь надъ ними. Отъ отца, родившаго меня, научилась я убивать все доброе, рождающееся отъ мужества и отъ любви. Я матерь смѣха; я питательница сна; я другъ пресыщенію: я неразлучна съ ложнымъ благоговѣніемъ; и когда меня обличаютъ, я не чувствую скорби.

6. Отъ словъ сей неистовой страсти я окаянный ужаснулся, и спросилъ о имени родившаго ее. Она мнѣ сказала: «рожденіе: у меня не одно: зачатіе мое смѣшано и неопредѣленно. Насыщеніе меня укрѣпляетъ, время возращаетъ, а худой навыкъ утверждаетъ; одержимый имъ никогда отъ меня не освободится. Если ты со многимъ бдѣніемъ соединишь размышленіе о вѣчномъ судѣ, то, можетъ быть, дамъ тебѣ малую ослабу. Смотри, отъ какой причины я въ тебѣ родилась, /с. 137/ и противъ матери моей подвизайся; ибо я не во всѣхъ бываю отъ одной причины. Молись часто при гробахъ, и неизгладимо напечатлѣвай въ сердцѣ своемъ ихъ образы; если же сіе не будетъ въ тебѣ начертано кистію поста, то, никогда не побѣдишь меня».

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 134-137.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.