Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 13. Объ уныніи и лѣности.

1. Уныніе часто бываетъ одною изъ отраслей, однимъ изъ первыхъ исчадій многословія, какъ мы уже и прежде сказали; потому мы сей порокъ и поставили здѣсь, /с. 103/ какъ на мѣстѣ приличномъ ему, въ лукавой цѣпи страстей.

2. Уныніе есть разслабленіе души, изнеможеніе ума, пренебреженіе иноческаго подвига, ненависть къ обѣту, ублажатель мірскихъ, оболгатель Бога, будто Онъ немилосердъ и нечеловѣколюбивъ; въ псалмопѣніи оно слабо, въ молитвѣ немощно, въ тѣлесномъ же служеніи крѣпко какъ желѣзо, въ рукодѣліи безлѣностно, въ послушаніи лицемѣрно.

3. Мужъ послушливый не знаетъ унынія, чрезъ чувственныя дѣла исправляя мысленныя и духовныя (дѣланія).

4. Общежитіе противно унынію, а мужу пребывающему въ безмолвіи оно всегдашній сожитель, прежде смерти оно отъ него не отступитъ, и до кончины его на всякій день будетъ бороть его. Увидѣвъ келлію отшельника, (уныніе) улыбается, и приблизившись къ нему, вселяется подлѣ него.

5. Врачъ посѣщаетъ больныхъ поутру, а уныніе находитъ на подвижниковъ около полудня.

6. Уныніе подущаетъ къ страннопріимству; увѣщеваетъ подавать милостыню отъ рукодѣлья; усердно побуждаетъ посѣщать больныхъ; напоминаетъ о Томъ, Который сказалъ: боленъ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Матѳ. 25, 36); увѣщеваетъ посѣщать скорбящихъ и малодушествующихъ; и будучи само малодушно, внушаетъ утѣшать малодушныхъ.

7. Ставшимъ на молитву сей лукавый духъ напоминаетъ о нужныхъ дѣлахъ, и употребляетъ всякое ухищреніе, чтобы только отвлечь насъ отъ собесѣдованія съ Господомъ, какъ обротью, какимъ-либо благовиднымъ предлогомъ.

8. Бѣсъ унынія производитъ трехчасовое [1] дрожаніе, боль въ головѣ, жаръ, боль въ животѣ; когда же настанетъ девятый часъ, даетъ немного возникнуть; а /с. 104/ когда уже и трапеза предложена, понуждаетъ соскочить съ одра; но потомъ, въ часъ молитвы, снова отягощаетъ тѣло; стоящихъ на молитвѣ онъ погружаетъ въ сонъ, и въ безвременныхъ зѣваніяхъ похищаетъ стихи изъ устъ.

9. Каждая изъ прочихъ страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей добродѣтелью; уныніе же для инока есть всепоражающая смерть.

10. Мужественная душа воскрешаетъ и умершій умъ; уныніе же и лѣность расточаютъ все богатство. Но какъ изъ всѣхъ восьми предводителей злобы духъ унынія есть тягчайшій, то поступимъ и съ нимъ по тому же порядку, какъ съ другими; однако прибавимъ еще слѣдующее.

11. Когда нѣтъ псалмопѣнія, тогда и уныніе не является; и глаза, которые закрывались отъ дремоты, во время правила открываются, какъ только оно кончилось.

12. Во время унынія обнаруживаются подвижники [2]; и ничто столько вѣнцовъ не доставляетъ иноку, какъ уныніе [3].

13. Наблюдай и увидишь, что оно боретъ тѣхъ, которые стоятъ на ногахъ, склоняя ихъ къ тому, чтобы сѣли; а сидящихъ увѣщеваетъ приклониться къ стѣнѣ; оно заставляетъ посмотрѣть въ окно келліи, побуждаетъ производить стукъ и топотъ ногами. Плачущій о себѣ не знаетъ унынія.

14. Свяжемъ теперь и сего мучителя памятію о нашихъ согрѣшеніяхъ; станемъ бить его рукодѣліемъ, повлечемъ его размышленіемъ о будущихъ благахъ; и когда оно предстанетъ намъ, предложимъ ему подобающіе вопросы.

15. Итакъ, скажи намъ, о ты, нерадивый и разслабленный, кто есть злѣ родившій тебя? и какія твои исчадія? Кто суть воюющіе противъ тебя? и кто убійца /с. 105/ твой? Онъ отвѣчаетъ: «въ истинныхъ послушникахъ я не имѣю гдѣ главу подклонить; а имѣю для себя мѣсто въ безмолвникахъ, и съ ними живу. Родительницы у меня многія: иногда безчувствіе души, иногда забвеніе небесныхъ благъ, а иногда и чрезмѣрность трудовъ. Исчадія мои, со мною пребывающія: перемѣны мѣстопребываній, пренебреженіе повелѣній отца духовнаго, непамятованіе о послѣднемъ судѣ, а иногда и оставленіе монашескаго обѣта. А противники мои, которые связываютъ меня нынѣ, суть псалмопѣніе съ рукодѣліемъ. Врагъ мой есть помышленіе о смерти; умерщвляетъ же меня молитва съ твердою надеждою сподобиться вѣчныхъ благъ; а кто родилъ молитву, о томъ ее и спросите.

Кто подлинно одержалъ тринадцатую побѣду, тотъ и во всемъ будетъ искусенъ.

Примѣчанія:
[1] Въ греч. τρίωρον. Въ слав. тричасенъ трепетъ. Въ новогреч. пер. 1693 г. объяснено: т. е. когда поются часы: первый, третій и шестой.
[2] Въ Слав. нуждницы являются.
[3] Т. е. если онъ неослабно къ Божественному дѣланію нудится.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 102-105.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.