Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Іоаннъ Лѣствичникъ († 649 г.)

Преподобный Іоаннъ явился на Синай 16 лѣтъ; о мѣстѣ его рожденія не знали даже его современники-жизнеописатели. Черезъ 4 года принялъ постригъ и прожилъ подъ духовнымъ руководствомъ старца Мартирія еще 15 лѣтъ. Послѣ смерти учителя сталъ отшельникомъ и прожилъ 40 лѣтъ въ монастырѣ пустыни Ѳола. Въ возрастѣ 75 лѣтъ былъ избранъ игуменомъ Синайской обители и управлялъ монастыремъ 4 года до самой своей смерти (во 2-й пол. VI в., по другимъ — въ кон. VI или нач. VII в.). Величайшій изъ подвижниковъ, св. Іоаннъ не только самъ достигъ высоты духовнаго совершенства, но и другимъ оставилъ руководство для ихъ духовной жизни, написавъ душеспасительное сочиненіе «Лѣствицу», гдѣ представилъ 30 ступеней духовнаго восхожденія отъ совершенства къ совершенству. По содержанію «Лѣствица» раздѣляется на двѣ части. Въ первой части (слова 1-23) говорится о порокахъ, во второй (слова 24-30) — о нравственныхъ и богословскихъ добродѣтеляхъ. Изображая путь постепеннаго восхожденія къ нравственному совершенству, «Лѣствица» есть вѣрное и надежное руководство къ духовной жизни для ревнующихъ о благочестіи и спасеніи души. Это произведеніе, равно какъ и примыкающее къ ней слово «Къ пастырю» стало жемчужиной аскетической письменности Православной Церкви. Память преп. Іоанна Лѣствичника, иг. Синайскаго — 30 марта (12 апрѣля) и въ 4-ю недѣлю Великаго поста.

Творенія преп. Іоанна Лѣствичника

Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы,
ЛѢСТВИЦА.
Изданіе 5-е. Сергіевъ Посадъ, 1898.

Подвижническія слова, аввы Іоанна, игумена монаховъ Синайской горы,
посланныя имъ къ аввѣ Іоанну, игумену Раиѳскому, который побудилъ его къ сему сочиненію.

Слово 10. О злословіи и клеветѣ.

1. Никто изъ благомудрствующихъ, какъ я думаю, не будетъ противорѣчить тому, что отъ ненависти и памятозлобія рождается злословіе. И такъ оно послѣ своихъ родоначальниковъ по порядку мною и предлагается.

2. Злословіе есть исчадіе ненависти, тонкій недугъ; большая сокровенная и таящаяся піявица, которая высасываетъ и истребляетъ кровь любви; лицемѣріе любви; причина оскверненія и отягощенія сердца; истребленіе чистоты.

3. Нѣкоторыя отроковицы грѣшатъ безстыдно; а другія тайно, и со стыдливостью, но предаются еще лютѣйшимъ порокамъ, нежели первыя. Тоже можно видѣть и въ страстяхъ безчестія. Много тайно лукавыхъ отроковицъ; каковы: лицемѣріе, лукавство, печаль, памятозлобіе и сердечная клевета, кои видимо представляютъ одно, а внутренно взираютъ на другое.

/с. 97/ 4. Услышавъ, что нѣкоторые злословятъ ближнихъ, я запретилъ имъ; дѣлатели же сего зла въ извиненіе отвѣчали, что они дѣлаютъ это изъ любви и попеченія о злословимомъ. Но я сказалъ имъ: «оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложнымъ сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгоняхъ (Псал. 100, 5). Если ты истинно любишь ближняго, какъ говоришь, то не осмѣивай его, а молись о немъ втайнѣ; ибо сей образъ любви пріятенъ Богу. Станешь остерегаться осуждать согрѣшающихъ, если всегда будешь помнить, что Іуда былъ въ соборѣ учениковъ Христовыхъ, а разбойникъ въ числѣ убійцъ; но въ одно мгновеніе произошла съ ними чудная перемѣна.

5. Кто хочетъ побѣдить духа злословія, тотъ пусть приписываетъ вину не согрѣшающему, но подущающему его бѣсу. Ибо никто не желаетъ грѣшитъ противъ Бога, хотя каждый изъ насъ согрѣшаетъ не по принужденію.

6. Видѣлъ я согрѣшившаго явно, но втайнѣ покаявшагося; и тотъ, котораго я осудилъ какъ блудника, былъ уже цѣломудръ у Бога, умилостививъ Его чистосердечнымъ обращеніемъ.

7. Никогда ни стыдись того, кто передъ тобою злословитъ ближняго; но лучше скажи ему: «перестань, братъ, я ежедневно падаю въ лютѣйшіе грѣхи, и какъ могу его осуждать?» Ты сдѣлаешь такимъ образомъ два добра, и однимъ пластыремъ исцѣлишь и себя и ближняго. Это одинъ изъ самыхъ краткихъ путей къ полученію прощенія грѣховъ, т. е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судятъ вамъ (Лук. 6, 37).

8. Какъ огонь противенъ водѣ, такъ и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидѣлъ кого-либо согрѣшающаго даже при самомъ исходѣ души изъ тѣла, то и тогда не осуждай его; ибо судъ Божій неизвѣстенъ людямъ. Нѣкоторые явно впадали въ великія согрѣшенія, но большія добродѣтели совершали втайнѣ; и тѣ, которые любили осмѣивать ихъ, обманулись, гоняясь за дымомъ и не видя солнца.

/с. 98/ 9. Послушайте меня, послушайте, злые судіи чужихъ дѣяній; если истинно то, какъ въ самомъ дѣлѣ истинно, что имже судомъ судите, судятъ, вамъ (Матѳ. 7, 6); то, конечно, за какіе грѣхи осудимъ ближняго, тѣлесные или душевные, въ тѣ впадемъ сами; и иначе не бываетъ.

10. Скорые и строгіе судіи прегрѣшеній ближняго потому сею страстію недугуютъ, что не имѣютъ совершенной и постоянной памяти и попеченія о своихъ согрѣшеніяхъ. Ибо если бы человѣкъ въ точности, безъ покрывала самолюбія, увидѣлъ свои злыя дѣла, то ни о чемъ другомъ, относящемся къ земной жизни, не сталъ бы уже заботиться, помышляя, что на оплаканіе и самого себя не достанетъ ему времени, хотя бы онъ и сто лѣтъ прожилъ, и хотя бы увидѣлъ истекающимъ изъ очей своихъ цѣлый Іорданъ слезъ. Я наблюдалъ за плачемъ истиннаго покаянія, и не нашелъ въ немъ и слѣда злословія и осужденія.

11. Человѣкоубійцы бѣсы побуждаютъ насъ или сотрѣшить, или, когда не грѣшимъ, осуждать согрѣшающихъ, чтобы вторымъ осквернить первое.

12. Знай, что и это признакъ памятозлобнаго и завистливаго человѣка, если онъ легко съ удовольствіемъ порицаетъ ученіе, дѣла и добродѣтели ближняго, будучи одержимъ духомъ ненависти.

13. Видалъ я такихъ людей, которые тайно и скрытно содѣлывали тяжкія согрѣшенія, а между тѣмъ, считая себя лучшими другихъ, безжалостно нападали на тѣхъ, которые увлекались въ легкіе, но явные проступки.

14. Судить значитъ безстыдно похищать санъ Божій; а осуждать значитъ погублять свою душу.

15. Какъ возношеніе и безъ другой страсти сильно погубить человѣка: такъ и осужденіе, одно само по себѣ, можетъ насъ погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сіе осужденъ былъ.

16. Какъ добрый виноградарь вкушаетъ только зрѣлыя ягоды, а кислыя оставляетъ: такъ и благоразумный и разсудительный умъ тщательно замѣчаетъ /с. 99/ добродѣтели, какія въ комъ-либо узритъ; безумный же человѣкъ отыскиваетъ пороки и недостатки. О немъ-то сказано: испыташа беззаконія, исчезоша испытающія испытанія (Псал. 63, 7).

17. Хотя бы ты и своими очами увидѣлъ согрѣшающаго, не осуждай; ибо часто и они обманываются.

Степень десятая. Кто взошелъ на нее, тотъ бываетъ дѣлателемъ любви, или плача.

Источникъ: Преподобнаго отца аввы Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, въ русскомъ переводѣ, съ алфавитнымъ указателемъ. — Пятое изданіе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1898. — С. 96-99.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.