Церковный календарь
Новости


2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
2019-08-16 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 128-я (1956)
2019-08-16 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 127-я (1956)
2019-08-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 9-я (1922)
2019-08-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 8-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ІОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(Томъ 5-й. Книга 2-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899).

БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 149.
Воспойте Господеви пѣснь нову (ст. 1).

1. Въ переносномъ смыслѣ новою названа здѣсь пѣснь новаго завѣта, потому что тогда обновилось все — и завѣтъ: завѣщаю вамъ, говорилъ Богъ, завѣтѣ новъ (Іер. XXXI, 31), и тварь: аще кто, говоритъ апостолъ, во Христѣ, нова тварь (2 Кор. V, 17), и человѣкъ: совлекшеся, говоритъ онъ же, ветхаго человѣка, и облекшеся въ новаго, обновляемаго въ разумъ, по образу создавшаго его (Колос. III, 9, 10). Итакъ, по причинѣ новой жизни и по всему прочему настоящій завѣтъ называется новымъ, и пѣть нынѣ пророкъ заповѣдуетъ новую пѣснь этого завѣта. А въ историческомъ смыслѣ здѣсь разумѣется славная и торжественная пѣснь, которую іудеи должны были пѣть за побѣды, за успѣшныя дѣянія, за трофеи. Хваленіе его въ церкви преподобныхъ.

Видишь ли, какъ пророкъ прежде словесной благодарности требуетъ благодарности посредствомъ жизни и дѣлъ, и такихъ людей призываетъ въ хоръ поющихъ? Не достаточно благодарить только словами, если они не будутъ сопровождаться и добродѣтельною жизнію. Хваленіе его въ церкви преподобныхъ. И нѣчто другое онъ внушаетъ здѣсь, именно, показываетъ, что должно возносить славословія съ совершеннымъ согласіемъ, потому что церковію называется соединеніе, собраніе. Да возвеселится Израиль о сотворшемъ его (ст. 2). Прежде частныхъ благодѣяній онъ указываетъ на общее и далѣе приведенными словами внушаетъ какъ бы слѣдующее: благодари Бога за то, что Онъ произвелъ тебя несуществовавшаго и вдохнулъ въ тебя душу. Подлинно, не /с. 554/ маловаженъ и этотъ видъ благодѣянія. Но здѣсь онъ внушаетъ и еще нѣчто большее. Такимъ выраженіемъ онъ указываетъ не просто на сотвореніе, но на близость израиля къ Богу, и заповѣдуетъ благодарить не только за то, что Богъ сотворилъ его, но и за то, что сдѣлалъ его Своимъ народомъ. Видишь ли, какъ онъ приближаетъ и прилѣпляетъ народъ къ Богу, желая, чтобы онъ не просто благодарилъ, но съ радостію, съ веселіемъ и пламенною душею? Все это онъ выразилъ словомъ: да возвеселится. Онъ требуетъ отъ благодарящаго такого расположенія, чтобы онъ воспламенялся любовію, чтобы возбуждался усердіемъ, чтобы весь предавался прославляемому Богу. Тоже выражаетъ онъ и въ другомъ мѣстѣ, когда говоритъ: имже образомъ желаетъ елень на источники водныя: сице желаетъ душа моя къ тебѣ, Боже. И еще: возжада душа моя къ Богу крѣпкому, живому (Псал. XLI, 2, 3). И еще: возжада тебе душа моя, коль множицею тебѣ плоть моя, въ земли пустѣ и непроходнѣ и безводнѣ (Псал. LXII, 2), или, какъ говоритъ другой переводчикъ: въ землѣ жаждущей [1]. Желая выразить расположеніе и стремленіе души своей, онъ сравниваетъ ее съ жаждущею землею, съ жаждущею ланью. И въ другомъ мѣстѣ, высказывая словами это стремленіе, онъ говоритъ: когда пріиду и явлюся лицу Божію (Псал. XLI, 3)? Таковы души святыхъ, какъ, напр., душа Павла, которая воздыхала о томъ, что замедлялся исходъ ея отсюда. {494} И сынове Сіони возрадуются о царѣ своемъ. Видишь ли, что пророкъ, какъ я выше сказалъ, указываетъ здѣсь на близость, на то, что они были избраннымъ народомъ Божіимъ? Потому онъ и прибавляетъ: о царѣ своемъ. Богъ былъ царемъ ихъ не только по сотворенію, но и по усвоенію. Да восхвалятъ имя его въ лицѣ (ст. 3). Посмотри, какъ и здѣсь видно согласіе. Лики составляются для того, чтобы всѣ вмѣстѣ и единогласно возносили славословія. Тоже внушаетъ и Павелъ, когда говоритъ: не оставляюще собранія своего (Евр. X, 25). То же означаетъ и самая молитва, которая возносится всѣми вмѣстѣ: Отче нашъ, иже еси на небесѣхъ: и остави намъ долги наша: и не введи насъ во искушеніе: но избави насъ отъ лукаваго (Мѳ. VI, 9; Лук. XI, 4), и въ которой употребляется множественное число. Такъ и въ древности люди были научаемы пѣть и славить Бога согласно, чтобы всѣми способами они располагались къ любви и единодушію. Въ тимпанѣ и псалтири да поютъ ему.

2. Нѣкоторые, принимая названія этихъ орудій въ переносномъ смыслѣ, говорятъ, что тимпанъ требуетъ умерщвленія нашей плоти, а псалтирь обращенія къ небу, потому что это по/с. 555/слѣднее орудіе приводится въ движеніе сверху, а не снизу, какъ гусли. Но я сказалъ бы, что древніе были руководимы этими орудіями по причинѣ грубости души ихъ и потому, что они недавно отстали отъ идоловъ. Подобно тому, какъ жертвоприношенія, такъ и это Богъ дозволилъ имъ изъ снисхожденія къ ихъ немощи. Итакъ, пророкъ заповѣдуетъ здѣсь пѣть съ радостію. Это означаютъ слова: да восхвалятъ имя его въ лицѣ, — съ согласіемъ, съ чистою жизнію. Далѣе, желая возбудить въ нихъ еще большее усердіе, пророкъ говоритъ и о благоволеніи къ нимъ Того, Кого воспѣваютъ. Яко благоволитъ, продолжаетъ онъ, Господь въ людехъ своихъ (ст. 4). Что можетъ сравниться съ такимъ благополучіемъ, когда кому благоволитъ Богъ? И вознесетъ кроткія во спасеніе. Посмотри опять, какъ онъ представляетъ и то, что принадлежитъ Богу, и то, что — людямъ. Какъ выше, требуя отъ нихъ благодарности, онъ указалъ и на то, что принадлежитъ Богу, сказавъ: яко благоволитъ Господь въ людехъ своихъ, такъ и здѣсь, возвѣщая то, что принадлежитъ Богу, требуетъ и того, что зависитъ отъ людей: и вознесетъ, говоритъ, кроткія во спасеніе. Возносить — дѣло Божіе; а быть кроткими — дѣло людей; Божіе не является, если напередъ не будетъ человѣческаго. И посмотри на величіе дара. Онъ не сказалъ просто: спасетъ, но: вознесетъ во спасеніе, т. е. не только избавитъ отъ бѣдствій, но и сдѣлаетъ извѣстными и знаменитыми, доставитъ имъ вмѣстѣ съ спасеніемъ и славу. Объясняя это, пророкъ продолжаетъ: восхвалятся преподобніи во славѣ (ст. 5). Какъ тамъ онъ призываетъ кроткихъ, такъ здѣсь — преподобныхъ. Богъ всегда являетъ всѣ дѣла Свои чудесно. Такъ Онъ освободилъ евреевъ изъ Египта, такъ вывелъ ихъ изъ Вавилона, сдѣлавъ ихъ славными не только избавленіемъ отъ бѣдствій, но и чудесами, бывшими при этомъ. И возрадуются на ложахъ своихъ. {495} Такимъ прибавленіемъ пророкъ выражаетъ великую безопасность, великое спокойствіе, великую радость, великое удовольствіе. Это говоритъ онъ для того, чтобы они знали, что все сдѣлано было не ихъ собственнымъ оружіемъ, не ихъ собственною силою, но содѣйствіемъ Божіемъ, которое нужно пріобрѣтать смиреніемъ и кротостію. Возношенія Божія въ гортани ихъ, и мечи обоюду остры въ рукахъ ихъ. Сотворити отмщеніе во языцѣхъ, обличенія въ людехъ (ст. 6, 7). Здѣсь онъ описываетъ войну съ ликованіемъ и говоритъ, что, если они будутъ пѣтъ и славословить Бога, то одержатъ побѣду. Возношеніями называетъ онъ славословія, пѣснопѣнія, благодаренія. Поэтому другой переводчикъ, вмѣсто возношенія, сказалъ: славословія [2]. /с. 556/ Сотворити отмщеніе во языцѣхъ, обличенія въ людехъ. Что это значитъ? Такъ какъ враги, побѣдившіе іудеевъ, во все время (плѣна) оскорбляли ихъ, то онъ обѣщаетъ обличить враговъ дѣлами и показать посредствомъ дѣлъ, что не недостатокъ силы въ Богѣ, но грѣхи іудеевъ доставляли побѣду врагамъ ихъ. Когда они достаточно были наказаны, то человѣколюбивый Богъ однимъ мановеніемъ произвелъ въ обстоятельствахъ ихъ чудную перемѣну. И посмотри на превосходство побѣды. Пророкъ продолжаетъ: связати цари ихъ путы, и славныя ихъ ручными оковы желѣзными (ст. 8). Видишь ли величіе силы? Они не только прогнали и разбили враговъ, но и возвратились съ плѣнниками, являя всѣмъ могущество Божіе. Сотворити въ нихъ судъ написанъ (ст. 9). Что значитъ: судъ написанъ? Явный, всѣми признаваемый, такой, который не можетъ быть преданъ забвенію. Таковы дѣла Божіи: и по величію событій, и по чрезвычайности чудесъ они простираются на все (будущее) время. Такая, говоритъ, будетъ побѣда, такой трофей, будетъ всѣмъ столь извѣстенъ и столь очевиденъ, какъ будто бы онъ былъ начертанъ на столбѣ, и никогда не изгладится. Слава сія будетъ всѣмъ преподобнымъ его. Какая слава? Слава побѣды, или — лучше, — не просто побѣды, но такой побѣды, при содѣйствіи Божіемъ, при помощи свыше. Смотри, какъ пророкъ опять упоминаетъ о преподобныхъ, возбуждая въ слушателяхъ ревность къ добродѣтели и святой жизни. Впрочемъ, мнѣ кажется, подъ именемъ славы онъ разумѣетъ не только побѣду, но и хвалу, пѣснопѣнія, славословія, научая всѣмъ этимъ, что прославляющіе Бога пріобрѣтутъ и себѣ великую славу, явятся болѣе свѣтлыми, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] διψάδι. Симмахъ.
[2] ὑμνολογίας. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга вторая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 553-556.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.