Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Іоаннъ Златоустъ (†407 г.)

Свт. Іоаннъ Златоустъ, архіеп. Константинопольскій, одинъ изъ величайшихъ отцовъ Православной Церкви, вселенскій учитель. Родился въ Антіохіи въ 347 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей Секунда и Анѳусы. Рано лишившись отца, воспитывался подъ руководствомъ своей глубоко религіозной матери. Юношею слушалъ уроки знаменитаго оратора Ливанія и философа Андрагаѳія. Ставъ адвокатомъ, теряетъ интересъ къ міру и принимаетъ крещеніе у свт. Мелетія, еп. Антіохійскаго, который въ 370 г. опредѣляетъ его въ клиръ на должность чтеца. По смерти матери св. Іоаннъ раздаетъ имѣніе бѣднымъ, отпускаетъ рабовъ и удаляется на 6 лѣтъ въ пустыню. Въ 381 г. свт. Мелетій рукополагаетъ его въ діакона, а въ 386 г. еп. Флавіанъ — во пресвитера. Ставъ священникомъ, св. Іоаннъ широко развиваетъ благотворительную дѣятельность въ Антіохіи и произноситъ свои замѣчательныя проповѣди, за которыя и получаетъ имя «Златоуста». Въ 397 г. возводится, противъ своего желанія, на Константинопольскую каѳедру. Ставъ патріархомъ, св. Іоаннъ совершаетъ длинныя богослуженія, не устраиваетъ пріемовъ, не дорожитъ дружбой съ «сильными міра сего», заступается за обиженныхъ и обличаетъ многочисленные пороки жителей столицы. Обличенія роскоши и суетности столичныхъ дамъ императрица Евдоксія приняла за личное оскорбленіе. Наконецъ былъ составленъ соборъ изъ личныхъ враговъ Іоанна Златоуста, который осудилъ его. Въ 404 г. онъ былъ сосланъ въ Арменію (въ г. Кукузъ), а затѣмъ въ Абхазію. Скончался въ Команахъ въ 407 г. со словами: «Слава Богу за все!» Свт. Іоаннъ является авторомъ ок. 5.000 богословскихъ твореній экзегетическаго, нравственнаго, полемическаго, пастырелогическаго и литургическаго характера. Его толкованія признаны классическими въ христіанской литературѣ, а проповѣди представляютъ собою ясное и простое изложеніе христіанскаго нравоученія. Память свт. Іоанна Златоуста — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Іоанна Златоуста

Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго.
Томъ 5-й. Книга 1-я. Изданіе 1-е. СПб., 1899.

Святаго отца нашего Іоанна Златоустаго, Архіепископа Константинопольскаго,
БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.

НА ПСАЛОМЪ 113.
Во исходѣ Исраилевѣ отъ Египта, дому Іаковля изъ людей варваръ, бысть Іудеа святыня его, Исраиль область его (ст. 1, 2).

1. Здѣсь пророкъ свидѣтельствуетъ о великомъ снисхожденіи и милости Божіей. Какой? Той, что Онъ напередъ являетъ собственную силу, а потомъ и требуетъ поклоненія Себѣ. Это выражаетъ пророкъ словами: во исходѣ Исраилевѣ отъ Египта, бысть Іудеа святыня его. Тогда, говоритъ, Онъ явилъ силу Свою зна/с. 327/меніями въ Египтѣ и въ пустынѣ, тогда и усвоилъ Себѣ народъ израильскій. Такъ поступилъ Онъ и съ Адамомъ: напередъ сотворилъ міръ и явилъ могущество Своей премудрости и силы, а потомъ создалъ человѣка и потребовалъ отъ него поклоненія Себѣ. Такъ и Единородный Сынъ Божій напередъ являлъ многія и различныя знаменія, а потомъ требовалъ вѣры. Потому и людямъ, приходившимъ къ Нему вначалѣ, какъ еще не получившимъ отъ Него залога и доказательства Его божественности, Онъ не говорилъ: вѣруете ли, что могу сотворитъ это? — а только показывалъ знаменія. Когда же онъ по всей Палестинѣ оставилъ памятники Своей силы, исцѣляя тѣлесные недуги, истребляя зло, проповѣдуя о царствѣ, преподавая спасительные законы, тогда и сталъ требовать вѣры отъ приходившихъ къ Нему. Люди стараются напередъ пріобрѣсти власть, и тогда уже начинаютъ благодѣтельствовать; а Богъ начинаетъ съ благодѣяній. Но что я говорю о другихъ благодѣяніяхъ, когда Онъ напередъ претерпѣлъ самый крестъ и потомъ побѣдилъ вселенную, доказавъ дѣлами Свое о ней попеченіе? {305} Это и выражаетъ здѣсь пророкъ въ словахъ псалма: во исходѣ Исраилевѣ отъ Египта, дому Іаковля изъ людей варваръ, бысть Іудеа святыня Его. Во исходѣ, т. е. при удаленіи, при освобожденіи изъ Египта. Не сказалъ просто: отъ Египта, но присовокупилъ: изъ людей варваръ, названіемъ враговъ показывая попеченіе Божіе. Отъ столь жестокихъ, безчеловѣчныхъ, варварскихъ египтянъ они не могли бы освободиться, если бы не получили помощи отъ крѣпкой руки и непобѣдимой десницы. Дѣйствительно, египтяне были свирѣпѣе дикихъ звѣрей, грубѣе камней; будучи поражаемы безчисленными ударами, они не смягчались. Такъ, назвавъ египтянъ народомъ варварскимъ, пророкъ выразилъ превосходство силы Божіей, которою Онъ столь дикій и столь жестокій народъ отчасти убѣдилъ, отчасти принудилъ противъ воли отпустить рабовъ, а потомъ потопилъ противниковъ въ морѣ, и такимъ образомъ освободилъ народъ Свой.

Что значитъ: бысть Іудеа святыня его? Иначе сказать: сдѣлаласъ народомъ служащимъ Ему, народомъ преданнымъ Ему, народомъ усвоеннымъ Ему. Собственно же святынею назывались храмъ, святилище, святое святыхъ, какъ и Захарія говоритъ о нѣкоторыхъ спрашивающихъ: аще вниде здѣ святыня, или будемъ поститься [1] (Зах. VII, 3), указывая на возвращеніе кивота и всего прочаго. Бысть Іудеа святыня его. Прежде она была страною не/с. 328/чистою и презрѣнною; а когда вступилъ въ нее народъ израильскій, тогда сдѣлалась святынею его, т. е. святыня введена въ нее соблюденіемъ закона, жертвоприношеніями, богослуженіемъ и другими священными обрядами. Исраиль область его. Что значитъ: Исраиль область его? Значитъ: подвластенъ Ему. Хотя вся вселенная находится подъ властію Его, но эти люди подвластны и по особенной близости къ Нему. Имъ онъ сообщалъ пророчества, бесѣдовалъ съ ними и преимущественно устроялъ дѣла ихъ. Еще и въ другомъ отношеніи эти люди были Его народомъ, именно въ томъ, что по Его мановенію они часто и выходили на войну и предпринимали многое другое. Освободивъ ихъ изъ рукъ варваровъ, отъ насилія, рабства, крайней опасности и несчастія, Онъ сдѣлался царемъ ихъ. Потому и въ другомъ мѣстѣ, оправдывая Себя и показывая, что Онъ напередъ Самъ отъ Себя давалъ имъ, а потомъ требовалъ Себѣ воздаянія отъ нихъ, Онъ сказалъ: еда пустыня быхъ дому Исраилеву, или земля неплодна (Іер. II, 31)? Смыслъ этихъ словъ слѣдующій: былъ ли Я безплоднымъ для васъ? Не сообщалъ ли Я вамъ безчисленныя блага? Не измѣнялъ ли самую природу? Не заставлялъ ли стихіи служить вамъ? Не даровалъ ли вамъ жизнь, свободную отъ трудовъ человѣческихъ? Поэтому Онъ и говоритъ: еда пустыня быхъ дому Исраилеву? Т. е. не сообщилъ ли Я вамъ безчисленныя блага: освобожденіе изъ Египта, избавленіе отъ варваровъ, явленіе чудесъ, жизнь въ пустынѣ, наслѣдіе Палестины, покореніе язычниковъ, постоянные трофеи, непрерывныя побѣды, чудныя знаменія, непрерывныя чудеса, плодородіе земли, умноженіе вашего рода, славу по всей вселенной, {306} и многія другія? Видишь ли благодѣянія Божіи? Поэтому Онъ и присовокупляетъ: или земля неплодна. Т. е. не пользовались ли вы отъ Меня безчисленными плодами? Не благословлялъ ли Я входъ вашъ и исходъ вашъ, стада ваши и паствы ваши, хлѣбъ вашъ и воду вашу? Не оградилъ ли Я васъ безопасностію? Не сдѣлалъ ли васъ неприступными, страшными и непобѣдимыми? Не текло ли къ вамъ все, какъ изъ источниковъ, съ земли и съ неба? Владыка тѣмъ особенно и являетъ Себя, что промышляетъ о подданныхъ, печется и заботится о нихъ.

2. Потому и Христосъ не сказалъ: пастырь добрый принимаетъ честь и служеніе, но душу свою полагаетъ за овцы (Іоан. X, 11). Въ томъ и заключается власть, въ томъ и состоитъ мудрость пастырская, чтобы презирать свои выгоды и заботиться о благѣ подчиненныхъ. Начальникъ — тоже, что врачъ, или даже больше врача. Врачъ доставляетъ исцѣленіе своимъ искусствомъ, а начальникъ кромѣ того и собственными опасностями. Такъ посту/с. 329/палъ и Христосъ, претерпѣвшій заушенія, распятіе и безчисленныя страданія. Поэтому Павелъ и сказалъ: ибо и Христосъ не себѣ угоди, но якоже есть писано: поношенія поносящихъ тебе нападоша на мя (Рим. XV, 3). Итакъ, пророкъ исчисляетъ здѣсь два или три и болѣе благодѣяній, говоритъ, что Богъ избавилъ іудеевъ отъ варваровъ, освободилъ отъ иноплеменниковъ, вывелъ изъ рабства, прекратилъ ихъ труды и бѣдствія, совершилъ безчисленныя чудеса, а потомъ удостоилъ ихъ сдѣлать Своею святынею и подданными, потому что и это не малый родъ благодѣянія, что Онъ избралъ ихъ въ Свои подданные. Море видѣ и побѣже, Іорданъ возвратися вспять (ст. 3). Смотри, какъ онъ усиливаетъ рѣчь и указываетъ на большія благодѣянія. Для чего, говоритъ, упоминать о варварахъ и язычникахъ, когда и самая природа покорялась, отступала и возвращалась назадъ, видя Предводителя и давая путь Вождю народа? Дѣйствительно, все тогда покорялось и уступало народу еврейскому, дабы онъ зналъ, что все происходившее съ нимъ было не слѣдствіемъ усилій человѣческихъ, но чудеснымъ дѣйствіемъ божественной, неизреченной силы. И замѣть выразительность рѣчи, какъ прекрасно пророкъ составилъ ее. Онъ не сказалъ: отступало, или удалялось, но что? Море видѣ и побѣже. Выраженіемъ: побѣже онъ хочетъ показать быстроту отступленія, силу страха, легкость дѣйствія Божія.

А дабы кто не подумалъ, что это явленіе было періодическое или случайное, оно съ того времени болѣе не происходило, но было только однажды, когда повелѣлъ Богъ, и притомъ дѣйствовало различно на различныя лица. Безпорядочное теченіе водъ, какъ бы разумное и одушевленное, по повелѣнію Божію, однихъ спасло, а другихъ погубило, для однихъ сдѣлалось гробомъ, а для другихъ колесницею. То же можно видѣть и въ пещи вавилонской. Огонь, дѣйствовавшій простымъ и обыкновеннымъ образомъ, обнаружилъ великую разборчивость, когда Богъ повелѣлъ, — однихъ, находившихся внутри его, онъ спасъ, а другихъ, находившихся внѣ, объялъ и умертвилъ. Іорданъ возвратися вспять. Видишь ли, {307} какъ чудеса совершались въ различныя времена и въ различныхъ мѣстахъ? Дабы іудеи знали, что сила Божія распростерта вездѣ и не ограничивается мѣстомъ, Богъ являлся совершающимъ чудеса вездѣ, и въ пустынѣ, и въ странѣ варваровъ, и въ морѣ, и въ рѣкахъ, и при Моисеѣ, и при Іисусѣ; и вездѣ сопровождали ихъ знаменія, чтобы, смягчивъ чудесами свою безчувственную душу и грубый умъ, они сдѣлались покорными и способными къ принятію богопознанія. Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчіи (ст. 4). Здѣсь представляется намъ не маловажный вопросъ. Нѣкоторые въ недоумѣніи гово/с. 330/рятъ: о вышесказанномъ мы знаемъ, что оно было; исторія передала намъ, что и Чермное море раздѣлилось при исходѣ израильтянъ, и Іорданъ обратился назадъ, когда проходилъ кивотъ; а о томъ, чтобы горы и холмы скакали, мы не видимъ нигдѣ письменнаго свидѣтельства. Что же сказать на это? То, что пророкъ, желая сильнѣе выразить радость и величіе чудесъ, представляетъ и самыя неодушевленныя твари играющими и скачущими, какъ бываетъ съ веселящимися. Поэтому онъ и употребляетъ подобіе: яко овни, и яко агнцы овчіи; эти безсловесныя, когда радуются, скачками выражаютъ свою радость. Какъ другой пророкъ, изображая бѣдствія, говоритъ, что и виноградъ рыдалъ и вино плакало (Ис. XXIV, 7), не въ томъ смыслѣ, будто виноградъ дѣйствительно рыдалъ, — развѣ можетъ рыдать виноградъ? — но, желая выразить чрезмѣрность скорби, усиленнымъ образомъ представляетъ и неодушевленныя твари какъ бы участвующими въ скорби; такъ и здѣсь пророкъ представляетъ тварь участвующею въ радости, чтобы показать величіе этой радости. Такъ и мы, встрѣчая какого-нибудь почтеннаго мужа и желая выразить происходящую отъ того радость, обыкновенно говоримъ: ты наполнилъ домъ радостію, разумѣя не стѣны дома, но выражая чрезмѣрность радости. Что ти есть, море, яко побѣгло еси, и ты, Іордане, яко возвратился еси вспять; горы, яко взыграстеся, яко овни, и холмы, яко агнцы овчіи (ст. 5)? Продолжаетъ рѣчь въ видѣ вопроса и обращается къ стихіямъ опять въ томъ же смыслѣ, въ какомъ изобразилъ ихъ скачущими. Какъ тамъ онъ говорилъ о нихъ, не усвояя имъ чувства, но желая показать чрезмѣрность радости и величіе совершившихся дѣлъ, такъ и здѣсь предлагаетъ имъ вопросъ не потому, чтобы они имѣли чувство и могли отвѣчать, но чтобы яснѣе выразить предметъ и показать его чудесность.

3. Такъ какъ произошло нѣчто новое и необыкновенное, то онъ и дѣлаетъ такой вопросъ, и самъ предлагаетъ отвѣтъ. Какой? Отъ лица Господня подвижеся земля, отъ лица Бога Іаковля (ст. 7). Здѣсь опять названіемъ движенія выражаетъ удивленіе, изумленіе, восторгъ, чтобы показать величіе событій.

Желая при этомъ показать, какъ велика добродѣтель этого мужа (Іакова), {308} имя раба соединяетъ съ именемъ Господа. Такъ и Павелъ вмѣняетъ это въ великую честь святымъ, и приписываетъ тому, что они отрѣшились отъ всего житейскаго. Онъ не только упоминаетъ объ этой чести, но излагаетъ и причину ея, чтобы показать слушателю тотъ путь, которымъ онъ можетъ достигнуть такого преимущества. Какого? Того, чтобы Богъ назывался именемъ рабовъ. Потому и сказалъ: по этой причинѣ не стыдится Богъ, Богъ нарицатися ихъ (Евр. XI, 16). Какъ же Богъ, /с. 331/ назывался ихъ именемъ? Онъ говорилъ: Азъ есмь Богъ Авраамовъ, и Богъ Исааковъ и Богъ Іаковль (Ис. III, 6). Излагая напередъ причину такого названія, апостолъ говоритъ: и сіи вси умроша не пріемше обѣтованій, но издалеча видѣвше я, и цѣловавше, и исповѣдавше, яко странніи и пришелцы суть. Вотъ причина, — потому и продолжаетъ: по этой причинѣ не стыдится сими Богъ, Богъ нарицатися ихъ (Евр. XI, 13-16). Какая же, скажи мнѣ, причина этого? Та, что они исповѣдали себя странниками и пришельцами, не имѣли никакой привязанности къ настоящему, но, отрѣшившись отъ всего житейскаго, жили такимъ образомъ въ землѣ чужой. Обращшаго камень во езера водная, и несѣкомый во источники водныя (ст. 8). Могутъ ли, скажи мнѣ, получить прощеніе люди жестокіе и упорные, когда камень, несѣкомый, твердый и грубый, повинуется велѣнію Божію, а человѣкъ, украшенный разумомъ, самое нѣжное созданіе, становится безчувственнѣе камня? Несѣкомымъ (ἀκρότομον) пророкъ называетъ здѣсь камень, какъ не легко уступающій желѣзу и только съ поверхности (ἐκ τῶν ἄκρον) едва раздробляемый ударомъ. Но и онъ измѣнилъ, говоритъ, свои естественныя свойства и произвелъ источники водъ. Творецъ природы можетъ измѣнять самые законы ея и являть противоположныя имъ дѣйствія, какъ и поступалъ Онъ часто во многихъ случаяхъ, показывая, что Онъ же создалъ все изъ ничего. Такимъ образомъ, сказавъ о древнихъ благодѣяніяхъ, чудесахъ, знаменіяхъ, — какъ Богъ избавилъ іудеевъ отъ рабства иноплеменникамъ, какъ вывелъ на свободу, какъ измѣнялъ стихіи и все исполнялъ радостію, пророкъ обращается теперь къ настоящему, прибѣгая къ той пристани. И какъ прежнее совершалось не за заслуги людей, получавшихъ благодѣянія, а по человѣколюбію Божію и ради имени его, чтобы, какъ говорилъ Онъ, не осквернилось имя мое (Іез. XX, 9), но чтобы всѣ видѣли изъ дѣлъ силу и могущество Его и посредствомъ ихъ поучались, — такъ и теперь пророкъ представляетъ тоже основаніе и говоритъ: если мы неисправны по жизни и безотвѣтны по дѣламъ, то сдѣлай это ради имени твоего, что говорилъ нѣкогда и Моисей. Согласно съ нимъ и псалмопѣвецъ говоритъ: не намъ, Господи, не намъ, но имени твоему даждь славу (ст. 9). Не для насъ, говоритъ, не для того, чтобы насъ сдѣлать болѣе славными и знаменитыми, но чтобы стала извѣстною сила Твоя. А имя Его какъ тогда прославляется, когда Онъ защищаетъ и помогаетъ, такъ прославляется и тогда, когда мы живемъ добродѣтельно и блистаемъ своимъ поведеніемъ. Да просвѣтится, сказалъ Господь, свѣтъ вашъ предъ человѣки, {309} яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, иже на небесѣхъ (Мѳ. V, 16). И какъ добродѣ/с. 332/тельною жизнію нашею оно прославляется, такъ напротивъ порочною жизнію хулится. Указывая на это, Онъ сказалъ чрезъ пророка: васъ ради имя мое хулится во языцѣхъ (Пс. LII, 5). Такимъ образомъ, не имѣя возможности ничѣмъ оправдать ихъ, псалмопѣвецъ прибѣгаетъ къ этому, какъ дѣлалъ и Моисей.

Впрочемъ Богъ, пекущійся о спасеніи людей, не всегда такъ поступаетъ. Если бы Онъ всегда такъ поступалъ, то многіе изъ людей безпечныхъ сдѣлались бы еще худшими, имѣя величайшую надежду на безопасность отъ бѣдствій въ томъ, что Богъ будетъ постоянно спасать ихъ для Своей славы. Но этого не бываетъ, потому что Богъ заботится не столько о своей славѣ, сколько о спасеніи людей. Если люди иногда презираютъ славу, то тѣмъ болѣе Богъ, Который ни въ чемъ отъ насъ не нуждается. Но пророкъ, принимая на себя ходатайство за нихъ, какъ я сказалъ, представляетъ въ защиту ихъ то, что было возможно, и два раза повторяетъ выраженіе: не намъ, Господи, не намъ, показывая великое недостоинство спасаемыхъ, но имени твоему даждь славу. Мы достойны безчисленныхъ бѣдствій, но да не осквернится имя твое! О милости твоей и истинѣ твоей. Другой переводчикъ говоритъ: по милости твоей [2]. Видишь, какъ ясно и самъ пророкъ зналъ, что Богъ часто, забывая о собственной славѣ, заботится только объ исправленіи грѣшниковъ. Поэтому онъ и присовокупляетъ: о милости твоей и истинѣ твоей, т. е. по милости Своей окажи намъ помощь; если Ты не желаешь Себѣ славы отъ людей, то — по милости твоей и истинѣ твоей. Богъ можетъ, да — можетъ, не только милуя, но и наказывая, достигнуть славы; но не такъ, говоритъ, поступи съ нами, а по милости твоей. Намъ слѣдовало бы воздать славу имени Твоему своею жизнію и поведеніемъ; но такъ какъ мы этого не сдѣлали, то поступи съ нами по Своему снисхожденію, по милости и человѣколюбію. Да не когда рекутъ языцы: гдѣ есть Богъ ихъ (ст. 11)?

4. Слышу, какъ и нынѣ многіе, когда молятся, повторяютъ эти слова; но боюсь, чтобы когда-нибудь не пришлось имъ въ другомъ смыслѣ говоритъ: гдѣ есть Богъ ихъ? — когда многіе станутъ похищать, обижать и дѣлать безчисленныя непріятности.

Богъ же нашъ на небеси и на земли вся елика восхотѣ сотвори (ст. 11). Здѣсь пророкъ говоритъ противъ заблужденія неразумныхъ. Такъ какъ многіе изъ нихъ не знаютъ, что есть Богъ, то для истребленія такого заблужденія онъ говоритъ: Богъ же нашъ на небеси вся елика восхотѣ сотвори. Если на небѣ, то тѣмъ болѣе на землѣ. Что же значитъ: на небеси вся елика восхотѣ сотвори? /с. 333/ Здѣсь онъ разумѣетъ или горнія силы, безчисленные сонмы ихъ, или повелѣнія Божіи, которыя легко исполняются. Если же на землѣ существуетъ великое смятеніе и безпорядокъ, то не удивляйся. Это происходитъ отъ злобы людей, отъ порочности виновниковъ этого, а не отъ безсилія Божія. {310} О силѣ и могуществѣ Божіемъ свидѣтельствуетъ все, совершающееся на небѣ. Если же на землѣ не такъ, виновны въ этомъ люди, сдѣлавшіе самихъ себя недостойными. Можно и иначе понимать это выраженіе, именно такъ, что Богъ по долготерпѣнію Своему за многое еще не наказываетъ по достоинству. Потому и нечестивые торжествуютъ надъ праведными, что человѣколюбивый Богъ не хочетъ тотчасъ же наказывать за каждое преступленіе; иначе родъ нашъ давно былъ бы истребленъ. Пророкъ говоритъ здѣсь, что Богъ силенъ, могущественъ и въ состояніи наказать, — это видно изъ дѣлъ Его на небѣ, — но Онъ не дѣлаетъ этого, соблюдая во всемъ долготерпѣніе и располагая живущихъ порочно къ покаянію. Идоли языкъ сребро и злато, дѣла рукъ человѣческихъ. Уста имутъ, и не возглаголютъ: очи имутъ, и не узрятъ: ушы имутъ, и не услышатъ: ноздри имутъ, и не обоняютъ: руцѣ имутъ, и не осяжутъ: нозѣ имутъ, и не пойдутъ: не возгласятъ гортанемъ своимъ. Подобни имъ да будутъ творящіи я (ст. 12-16). Въ сто пятомъ псалмѣ, описывая безуміе идолопоклонниковъ, пророкъ сказалъ: сыны своя и дщери своя пожроша бѣсовомъ (ст. 37); въ настоящемъ же онъ показываетъ безчувственность ихъ, по которой они прилѣпляются къ бездушному веществу, и перечисляя всѣ члены идоловъ, пространно посмѣвается имъ. Потомъ присовокупляетъ: подобни имъ да будутъ творящіи я, и вси надѣющіися на ня. Хотя уподобленіе Богу есть добродѣтель, но здѣсь оно послужило къ проклятію. Представь же, каковы должны быть языческіе боги, когда уподобленіе имъ подвергаетъ рѣшительному проклятію. Хорошо пророкъ составилъ рѣчь свою, выставляя на видъ крайнее ихъ безуміе и представляя ихъ смѣшными.

Въ самомъ дѣлѣ, не смѣшно ли, скажи мнѣ, привязываться къ истукану, представляющему крайнее безстыдство? Кто захотѣлъ бы видѣть нагую женщину? А бѣсъ сидитъ въ нагомъ изображеніи. Истуканы изображаютъ то блудъ, то безумную страсть къ мужчинамъ. Что означаетъ на нихъ орелъ? Что — Ганимедъ? Что — преслѣдующій дѣву Аполлонъ? Что — другія отвратительныя изображенія? Вездѣ сладострастіе, вездѣ развратъ, вездѣ изображенія незаконныхъ кровосмѣшеній и неистовыхъ страстей. И истуканы, и празднества, и торжественныя собранія, и обряды ихъ суть выраженія, памятники и училища безстыдства, и не только безстыдства, но и убійствъ человѣческихъ. Потому тѣмъ же они и /с. 334/ воздаютъ честь бѣсамъ. У нихъ нѣтъ ничего, кромѣ разврата, невоздержнаго пьянства, жестокости, безчеловѣчія, убійствъ, и, какъ можетъ видѣтъ всякій, всѣ праздники ихъ состоятъ въ этомъ. Такимъ образомъ выставивъ на посмѣяніе безчувственность идоловъ и безуміе надѣющихся на нихъ, пророкъ обращается къ прославленію Бога и говоритъ: домъ Исраилевъ упова на Господа: помощникъ и защититель имъ есть. Домъ Ааронь утова на Господа: помощникъ и защититель имъ есть. Боящіися Господа уповаша на Господа: помощникъ и защититель имъ есть (ст. 17-19). Этими словами онъ изображаетъ силу Божію {311} и несравненное превосходство Его предъ всѣми. Описывая дѣла, совершенныя между іудеями, онъ показалъ двоякое, или троякое благодѣяніе Божіе: во-первыхъ, то, что Онъ избавилъ ихъ отъ бѣсовъ; во-вторыхъ, то, что сообщилъ имъ познаніе о Самомъ Себѣ; въ-третьихъ, то, что даровалъ имъ помощь Свою.

Теперь онъ говоритъ раздѣльно, объ Израилѣ, о священническомъ родѣ и о приходящихъ къ Нему изъ язычниковъ, потому что священникъ и мірянинъ не равны между собою, но первый имѣетъ нѣкоторое преимущество; поэтому онъ справедливо и дѣлаетъ раздѣленіе. Дѣйствительно, священникамъ предоставлена была большая честь.

5. Потомъ, желая показать, что промышленіе Божіе не ограничивалось одними іудеями, онъ упоминаетъ и о прозелитахъ, обращавшихся изъ язычниковъ, выражая, что Богъ простиралъ помощь и благословеніе Свое на всѣхъ. Господь помянувъ ны благословилъ есть насъ, благословилъ есть домъ Исраилевъ, благословилъ есть домъ Ааронь, благословилъ есть боящыяся Господа (ст. 20, 21). Что значитъ: благословилъ? Т. е. даровалъ безчисленныя блага. И человѣкъ благословляетъ Бога, какъ напримѣръ говорится: благослови душе моя Господа (Пс. CII, 1); но благословляя Бога, онъ самъ пріобрѣтаетъ пользу, получая себѣ просвѣщеніе, а не доставляя что-нибудь Ему; а Богъ благословляя доставляетъ намъ просвѣщеніе, Самъ же отъ насъ ничего не получаетъ. Богъ есть существо, ни въ чемъ не имѣющее нужды. Слѣдовательно, и въ томъ и въ другомъ случаѣ мы получаемъ пользу. Какъ же онъ благословилъ іудеевъ? Онъ далъ имъ хлѣбъ съ неба, произвелъ воду изъ камня, охранялъ входы и исходы ихъ, умножалъ стада ихъ, назвалъ ихъ народомъ избраннымъ, царскимъ священствомъ, далъ законъ, посылалъ пророковъ. Возвѣщая тоже и въ другомъ мѣстѣ, пророкъ говоритъ: не сотвори тако всякому языку, и судбы своя не яви имъ (Пс. CXLVII, 9). И другой пророкъ говоритъ: кій языкъ тако мудръ, емуже есть приближаяйся Господь Богъ (Второз. IV, 7)? Малыя съ великими. Ни одно поколѣніе, го/с. 335/воритъ, не было лишено благословенія, но на всѣхъ распространялось оно. Да приложитъ Господь на вы, на вы, и на сыны ваша (ст. 22). Видишь ли другой видъ благословенія — умноженіе рода? Поэтому другой пророкъ, представляя противоположное слѣдствіе въ видѣ наказанія, говоритъ: и умалихомся и есмы малѣйшія паче всѣхъ, обитающихъ на землѣ (Дан. III, 37) [5]. Это благословеніе они получали въ Египтѣ, хотя было безчисленное множество препятствій, труды, притѣсненія, жестокость приставниковъ; но слова Божія ничто не остановило, и благословеніе Его дѣйствовало такъ, что въ двѣсти лѣтъ они умножились до шести сотъ тысячъ. Тогда въ этомъ заключалось благословеніе, а теперь, въ новомъ завѣтѣ, — въ другомъ, гораздо лучшемъ. Потому Павелъ говоритъ: благословенъ Богъ, благословивый насъ всяцѣмъ благословеніемъ духовнымъ въ небесныхъ о Христѣ; и еще: могущему же паче вся творити по преизбыточествію, ихже просимъ, или разумѣемъ, Тому слава въ церкви (Еф. I, 3, III, 20). {312} Потому и пророки въ древности, желая оказать благодѣяніе, подавали это благословеніе. Такъ Елисей вознаградилъ жену, принявшую его, дарованіемъ сына. Въ новомъ же завѣтѣ благословеніемъ служитъ не это, а гораздо лучшее. Такъ порфиропродавщица не этого просила у апостоловъ, а чего? Аще не усмотристе мя недостойной Господеви, вшедше пребудите у меня (Дѣян. XVI, 15) [4].

Видишь ли, какое различіе между ветхимъ и новымъ завѣтомъ, — чего желали тогда, и чего теперь? Также Христосъ говоритъ: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесѣхъ (Лук. X, 20). И Павелъ: Богъ же да исполнитъ васъ всякія радости и надежды въ вѣрѣ, избыточествовати (вамъ) во упованіи, силою Духа Святаго (Рим. XV, 13). Видишь ли силу благословенія, подающаго неизреченныя блага и не заключающаго въ себѣ ничего земного? И еще Павелъ говоритъ: Богъ да сокрушитъ сатану подъ ноги вашя вскорѣ (Рим. XVI, 20). А въ ветхомъ завѣтѣ, когда люди были болѣе склонны къ чувственности, предметы благословенія были чувственные, и многочадіе считалось величайшимъ благомъ. Такъ какъ отъ грѣха произошла смерть, то Богъ,желая утѣшить родъ человѣческій и показать, что Онъ не истребитъ его и не предастъ совершенной погибели, но еще сдѣлаетъ людей многочисленнѣе прежняго, сказалъ: раститеся и множитеся (Быт. IX, 1). Когда же сдѣлалось извѣстнымъ, что смерть есть /с. 336/ сонъ, тогда открылось достоинство дѣвства. Поэтому Павелъ и говорилъ: хощу, да вси человѣцы будутъ въ воздержаніи, якоже и азъ; и еще: добро человѣку, женѣ не прикасатися (1 Кор. VII, 1). И Христосъ: суть скопцы, иже исказиша сами себе, царствія ради небеснаго (Мѳ. XIX, 12). Впрочемъ и въ древности Богъ внушалъ прикровенно, что нужна добродѣтель, а не многочадіе. Такъ, послушай, наприм., что говоритъ Премудрый: не желай чадъ множества неключимыхъ, аще нѣсть страха Божія съ ними: и не належи на множество ихъ: лучше бо единъ (праведникъ), нежели тысяща (грѣшникъ), и умрети безчадному, нежели имѣти чада нечестива; и лучше одинъ, творящій волю Господа, нежели тьмы беззаконниковъ (Сир. XVI, 1-4). Но неразумные іудеи, всегда склонные къ чувственности и нерадящіе о добродѣтели, говорили: что ино, кромѣ сѣмене ищетъ Богъ (Мал. II, 15)? Поэтому Онъ, желая показать, что Онъ не этого требуетъ, многократно предавалъ ихъ погибели, когда оскудѣвала между ними добродѣтель. Благословени вы Господеви (ст. 23). Хорошо прибавилъ онъ: Господеви. Это особенно и есть благословеніе. Получается благословеніе и отъ людей, но оно касается вещей человѣческихъ; а это — величайшее благословеніе. Люди благословляютъ, т. е. хвалятъ и прославляютъ, обладающихъ богатствомъ, властію и почестями; но такое благословеніе — временное и, когда оно продолжается, не приноситъ никакой пользы; а благословеніе Божіе — вѣчно и приноситъ величайшую пользу. Сотворшему небо и землю.

{313} 6. Видишь ли, какова сила этого благословенія? Слова Его становятся дѣлами. Слово Его создало небеса. Словомъ, говоритъ пророкъ, Господнимъ небеса утвердишася (Пс. XXXII, 6). Этимъ же словомъ, столь могущественнымъ, Онъ благословляетъ и тебя.

Небо небесе Господеви, землю же даде сыновомъ человѣческимъ (ст. 24). Что говоришь ты? Неужели Богъ избралъ небо въ жилище Себѣ, и занявъ мѣста горнія, назначилъ намъ здѣшнія? Нѣтъ, не такъ; но это — слова приспособительныя къ понятіямъ людей. Если бы это было такъ, то могли ли бы стоятъ другія слова, сказанныя Богомъ: еда небо и землю не азъ наполняю, глаголетъ Господь (Іер. XXIII, 24)? Послѣднія противорѣчили бы первымъ, если бы мы стали принимать тѣ буквально, а не обратили вниманія на заключающійся въ нихъ смыслъ. Что же значитъ: небо небесе Господеви, землю же даде сыновомъ человѣческимъ? Онъ выражается приспособительно, не заключая Бога въ небесахъ. И слова: небо престолъ Его, и земля подножіе [ногъ Его] (Ис. LXVI, 1), равно какъ и слова: еда небо и землю не азъ наполняю, также не вполнѣ соотвѣтствуютъ достоинству Божію, а /с. 337/ сказаны приспособительно къ намъ. Богъ все объемлетъ, все носитъ, не нуждаясь въ какомъ-нибудь мѣстѣ, но Самъ содержа все; небо же называется домомъ Его потому, что оно есть мѣсто, не оскверненное порокомъ. Здѣсь слѣдовательно не говорится, что небо есть избранное мѣсто Его, точно такъ же, какъ и въ слѣдующихъ словахъ: постави предѣлы языковъ по числу ангелъ Божіихъ (Второз. XXXII, 8), или: избра себѣ домъ Іаковъ (Пс. CXXXIV, 4). Здѣсь не говорится, будто іудеи принадлежатъ Ему, а прочіе люди не принадлежатъ и лишены дѣйствій Его промышленія и творчества, — Онъ есть Богъ общій всѣмъ, а выраженіе такое употреблено для того, чтобы показать любовь Его къ нимъ, какъ бывшимъ повидимому лучше другихъ. А что не ихъ однихъ Онъ избралъ, но о всѣхъ промышлялъ, это показываютъ событія, бывшія и прежде Моисея, и при немъ, и послѣ него въ разныхъ случаяхъ. Такъ Онъ далъ солнце, землю, море и все прочее всѣмъ вообще, и законъ естественный внѣдрилъ во всѣхъ. Авраама персіянина Онъ возлюбилъ и переселилъ; но чрезъ него вразумлялъ и египтянъ, и жителей Ханаанской земли, и персовъ; также чрезъ сына и внука его исправлялъ многихъ изъ ихъ сосѣдей, сколько зависѣло отъ Него. Потомъ, когда родился Моисей, событіями происходившими съ іудеями Онъ руководилъ къ богопознанію египтянъ, жителей Палестины и затѣмъ вавилонянъ. Такимъ образомъ, когда пророкъ говоритъ: небо небесе Господеви, то выражаетъ, что Господь пребываетъ въ тамошнихъ обителяхъ, какъ свободныхъ отъ всякаго зла. Такъ и ты, если не будешь привязываться къ землѣ, но сдѣлаешься ангеломъ, то скоро войдешь на небо и въ отеческій домъ, {314} и даже еще прежде воскресенія переселишься отсюда и будешь обладать такимъ достоинствомъ. Какъ многіе изъ людей, избранныхъ въ члены великаго сената, и живя въ деревнѣ носятъ это званіе, такъ и ты, если захочешь быть гражданиномъ неба, то и живя здѣсь можешь имѣть это достоинство.

Не мертвіи восхвалятъ тя, Господи, ниже вси нисходящіи во адъ: но мы живіи благословимъ Господа отъ нынѣ и до вѣка (ст. 25, 26). Мертвыми онъ называетъ здѣсь не скончавшихся, но умершихъ въ нечестіи, или истлѣвающихъ во грѣхахъ. Авраамъ, Исаакъ и Іаковъ и послѣ кончины такъ живы, что и живущіе приводятъ ихъ на память. Такъ Моисей, молясь объ управляемомъ имъ народѣ, ихъ именемъ умоляетъ Бога, упоминая объ нихъ въ молитвѣ. Также три отрока ихъ именемъ молятся о спасеніи и говорятъ: не остави милости твоея отъ насъ, Авраама ради возлюбленнаго отъ тебе, и за Исаака раба твоего, и Исраиля святаго твоего (Дан. III, 35). Если же они имѣли такую силу, то /с. 338/ какъ они — мертвы? И Христосъ сказалъ: остави мертвыхъ потребсти своя мертвецы (Матѳ. VIII, 22). Потому и Павелъ называетъ скончавшихся не мертвыми, но упокоившимися: не хощу же васъ, говоритъ, братіе не вѣдѣти о усопшихъ (κεκοιμημένων, 1 Сол. IV, 13). Праведникъ, и скончавшись, не умеръ, но спитъ. Кого ожидаетъ лучшая жизнь, тотъ и по смерти спитъ; а кого ожидаетъ безконечная смерть, тотъ и при жизни умеръ, и при жизни мертвецъ. Эти послѣдніе нисходятъ во адъ, а первые взойдутъ на небо и будутъ со Христомъ. Потому-то и пророкъ не сказалъ просто: живіи, но: мы живіи, указывая на себя самого. Почему онъ не сказалъ: живіи, но прибавилъ: мы? Такъ и Павелъ сказалъ: мы живущіи оставшіи не имамы предварити (умершихъ) въ пришествіе Господне (1 Сол. IV, 15). Какъ здѣсь прибавленіе: мы не дозволяетъ относить сказаннаго ко всѣмъ, а только къ вѣрнымъ и по образу жизни подобнымъ Павлу, — такъ и тамъ прибавленіе: мы живіи указываетъ на подобныхъ Давиду, живущихъ добродѣтельно. Отъ нынѣ и до вѣка. Видишь ли, какъ и это прибавленіе означаетъ тоже? Что тоже? То, что пророкъ говоритъ о живущихъ добродѣтельно. Подлинно, никто изъ живущихъ въ этой жизни не живетъ вѣчно, кромѣ только тѣхъ, которые живутъ всегда славною жизнію. И грѣшники живутъ, но живутъ въ наказаніи, мученіи и скрежетѣ зубовъ; а тѣ — во свѣтѣ и славѣ, занимаясь вмѣстѣ съ безплотными силами возношеніемъ таинственныхъ пѣснопѣній Богу. Итакъ, чтобы и намъ наслаждаться этою радостію, будемъ вести такую жизнь, чтобы достигнуть того состоянія, котораго не можетъ представить ни слово, ни умъ, и ничто другое, {315} но котораго блаженство можно познать только самымъ опытомъ; да сподобимся его всѣ мы, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Этихъ словъ — ἣ νηστεύσομεν — нѣтъ ни у LXX въ данномъ мѣстѣ, ни въ еврейскомъ.
[2] διὰ τὸ ἔλεός σου. Неизвѣстный переводчикъ. См. Ориг. Экз.
[3] Вмѣсто ἐσμὲν ταπεινοί, какъ у LXX, у Златоуста читается: ἐσμὲν ὀλιγοστοί; вмѣсто παρὰ πάντα τὰ ἔθνη — παρὰ πάντας τοὺς κατοικοῦντας τὴν γῆν.
[4] Вмѣсто εἰ κεκρίκατέ με πιστὴν τῷ Κυρίῷ εἰναι — у Златоуста: εἰ οὐ κεκρίκατέ με ἀναξίαν τῷ Κυρίῳ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ пятый: Въ двухъ книгахъ. Книга первая. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1899. — С. 326-338.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.