Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

171. ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВѢЩАНІЕ [1].

Я, Ефремъ, умираю и пишу завѣщаніе, желая оставить каждому на память нѣчто изъ того, что у меня есть, чтобы знающіе меня поминали меня хотя за слова мои.

Увы! Время мое прошло, продолженіе лѣтъ моихъ исчезло. Ткань кончена, и челнокъ у конца основы.

Елей въ свѣтильникѣ изсякъ, дни и часы мои прешли, наемникъ отжилъ свой годъ, странникъ кончилъ свой срокъ. Со всѣхъ сторонъ окружили меня приставники, понуждающіе къ поспѣшности, и на выю мнѣ наложили цѣпь, какъ преступнику.

Рыдать ли мнѣ? Но некому услышать. Взывать ли о помощи? Но нѣтъ избавляющаго. Горе тебѣ, Ефремъ, на судѣ, когда предстанешь престолу Сына! Знающіе тебя окружатъ тебя со всѣхъ сторонъ. Увы, какое посрамленіе! Горе тому, кто будетъ тамъ постыжденъ!

/с. 298/ Ты, Іисусе, суди Ефрема, и не предавай суда другому. Ибо кого судитъ Богъ, тотъ обрѣтаетъ щедроты на судѣ.

Слышалъ я отъ мудрыхъ, и узналъ отъ вѣдущихъ: кто видитъ лице царево, тотъ не преданъ будетъ смерти, хотя бы и грѣшенъ былъ.

Увы мнѣ, братія мои! Что постигло меня? Рыдайте и плачьте о жребіи моемъ. Пришли понуждающіе къ поспѣшности, чтобы взять и отвести меня, какъ и другихъ.

Сильно устрашаетъ меня Осія. Онъ укоряетъ и порицаетъ меня: сѣдины явишася на Ефремѣ, онъ же не постыдился (Осіи 7, 9).

И еще: Ефремъ юница уклоняетъ выю свою отъ ярма (Ос. 10, 11). И если кто скажетъ, что Осія говоритъ сіе о Ефремѣ, сынѣ Іосифовомъ; то знаю, что онъ не отличилъ бы Ефрема отъ Ефрема, и меня отъ кого либо другаго.

Утѣшаетъ меня нѣсколько Давидъ, говоря: Ефремъ крѣпость главы моея (Псал. 59, 9). Не хвалиться симъ хочу, Богъ въ томъ свидѣтель, но вамъ, братія мои, желаю дать заповѣдь, васъ научить и убѣдить, чтобы поминали вы меня въ молитвахъ и прошеніяхъ, чтобы хотя за слова мои поминали меня знающіе меня.

И такъ, пріидите, закройте мнѣ глаза, дѣло рѣшено, — долженъ я умереть, опредѣленіе сдѣлано, — разлучаюсь съ вами и не могу остаться.

Клянусь жизнію вашею, ученики мои, и жизнію самого Ефрема, что не сойдетъ онъ уже съ ложа, на которое взошелъ; потому что обремененъ я тяжкою болѣзнію, и мученія мои невыносимы.

Выставляю вамъ знамя, ставлю предъ вами зеркало и въ немъ изображеніе, чтобы вы непрестанно взирали на него, и старались уподобляться ему.

Ни днемъ, ни ночью, во всю жизнь свою, никого /с. 299/ не злословилъ я, и съ начала бытія своего ни съ кѣмъ не ссорился.

Но непрестанно состязался въ собраніяхъ съ отступниками. Ибо знаете, что и владѣтель овецъ бьетъ своего пса, который, видя, какъ волкъ идетъ въ овчарню, не бѣжитъ и не лаетъ на него.

Мудрый ни къ кому не имѣетъ ненависти; а если и ненавидитъ кого, то одного глупаго. И глупый также ни къ кому не имѣетъ любви; а если и любитъ кого, то одного глупаго.

(Не дивитесь, братія мои, что при обученіи послушанію отреклись отъ меня нѣкоторые. И въ двѣнадцати Апостолахъ былъ одинъ предатель, Іуда. Знаете также, что изначала въ виноградникѣ растутъ обыкновенно колючія растенія, и между розъ пожинаются терны. Передъ вами, какъ предъ искренними и единодушными братіями, подтверждаю, что вѣра моя есть здравая, даже клятвенно удостовѣряю въ ея неколебимости. Ибо желаю, чтобы тверда была мысль ваша о ненарушимой и единоначальственной вѣрѣ у вѣрныхъ).

Клянусь Снисходившимъ на гору Синайскую и Вѣщавшимъ изъ камня (Исх. 17, 6); клянусь устами, возопившими: Елоі (Марк. 15, 34) и приведшими тѣмъ въ содроганіе всю тварь.

Клянусь Тѣмъ, Кто проданъ Іудою и біенъ въ Іерусалимѣ; клянусь могуществомъ Заушеннаго по ланитѣ и величіемъ Пріявшаго заплеваніе.

Клянусь тремя именами Огня (Второз. 4, 34) и единымъ Божіимъ существомъ и единою волею, что не отдѣлялся я отъ Церкви, не возставалъ противъ Божія всемогущества.

Если возвеличивалъ я въ умѣ своемъ Отца паче Сына, то да не помилуетъ Онъ меня. Если умалялъ я Духа Святаго предъ Богомъ, то да покроются тмою очи мои.

/с. 300/ Если исповѣдалъ иначе, нежели какъ говорилъ; то да вверженъ буду во тму кромѣшнюю. Если говорю лицемѣрно; то да буду, вмѣстѣ съ злыми, горѣть во пламени.

Если говорю это изъ человѣкоугодія; то да не послушаетъ Меня Господь на судѣ.

Клянусь и вашею, ученики мои, и своею жизнію: у Ефрема не было собственности, не было ни жезла, ни влагалища; потому что слышалъ я слова Господа нашего: не пріобрѣтайте ничего на землѣ (Матѳ. 6, 19).

Пріидите же, братія мои, изреките мнѣ миръ и отпустите меня; разлучаюсь я съ вами. Заклинаю васъ, возлюбленные мои, воспоминайте меня въ молитвахъ и прошеніяхъ; потому что въ грѣховной суетѣ провелъ я дни и часы свои.

Заклинаю васъ, ученики мои, ненарушимыми клятвами; да ненапрасны будутъ слова мои, не преступайте заповѣдей моихъ.

Если кто положитъ меня подъ жертвенникомъ; то да не узритъ онъ Божія жертвенника; потому что смрадной нечистотѣ неприлично лежать на святомъ мѣстѣ.

Если кто положитъ меня во храмѣ; то да не узритъ онъ храма свѣта; потому что суетная слава безполезна тому, кто недостоинъ славы.

Нагимъ предстанетъ каждый дать за себя отчетъ. Для чего воздавать почести тому, кто не соблюлъ своей чести? Кто самъ себя не прославилъ, того не долженъ прославлять и міръ.

Все преходитъ, какъ слышали вы отъ Господа нашего (Матѳ. 24, 35): потому, со слезами говорю сіе, братія мои. Изъ камня созданный храмъ разрушается, какъ и слышали, и читали вы (Матѳ. 24, 2); а храмъ плотяный востаетъ для воздаянія и суда. Господь нашъ не судитъ камни, но судитъ сыновъ человѣческихъ.

/с. 301/ Ничего не берите у меня на память себѣ, братія мои, возлюбленные мои, дѣти мои, чада святой Церкви; ибо на память вамъ есть у васъ слышанное вами отъ Господа нашего, Который всѣмъ намъ жизнеподатель.

Если возмете что у Ефрема, то Ефремъ будетъ въ отвѣтѣ. Господь скажетъ мнѣ: въ тебя болѣе вѣровали они, нежели въ Меня. А если бы на Меня болѣе уповали; то ничего не взяли бы у тебя на память себѣ.

Не полагайте меня съ мучениками; потому что грѣшенъ я, и ничего не стóю: по недостаткамъ своимъ боюсь и приближаться къ костямъ ихъ.

Если солома приблизится къ огню; огонь воспламенитъ и пожжетъ ее. Не потому воспрещаю сіе, чтобы противна была мнѣ близость мучениковъ, но боюсь по недостаткамъ своимъ.

Слышалъ я, что говоритъ Пророкъ: Ной, Іовъ и Даніилъ не избавятъ ближнихъ своихъ (Іезек. 14, 14. 18); братъ не избавитъ брата, и сродникъ — сродника (Псал. 48, 8).

Кто понесетъ меня на рукахъ своихъ, у того руки да покроются проказой, какъ у Гіезія; но подъявъ меня на рамена, несите, какъ можно скорѣе и предайте погребенію, какъ презрѣннаго; потому что бѣдственно прошли дни мои.

Къ чему прославлять вамъ меня, когда посрамленъ я предъ Господомъ? Къ чему ублажать вамъ меня, когда нѣтъ у меня добрыхъ дѣлъ?

Если бы кто описалъ вамъ дѣла мои, то всякій изъ васъ оплевалъ бы мнѣ лице. Если бы зловоніе грѣшника ощущали приближающіеся къ нему: то всѣ бы убѣжали отъ Ефремова смрада.

Кто со мною во гробъ положитъ шелковую одежду, тотъ да будетъ вверженъ во тму кромѣшнюю. Кто со мною во гробъ положитъ багряницу, тотъ да будетъ низринутъ въ геенну огненную.

/с. 302/ Въ моей ризѣ и въ кукулѣ предайте меня землѣ; потому что убранство неприлично непотребному, и пышность безполезна мертвецу, распростертому во гробѣ.

Грѣшенъ я, какъ уже говорилъ это. Никто да не ублажаетъ меня.

Богу открыты дѣла мои: Ему извѣстны беззаконія, какія совершилъ я. Оскверненъ я, нечистотою и непотребствомъ, очерненъ грѣхами.

Какой нѣтъ во мнѣ нечистоты? Какого не лежитъ на мнѣ грѣха? Все непотребное, все беззаконное и скверное, какъ сказалъ уже я, есть во мнѣ.

Пріидите же, Едессяне, братія мои, господіе мои, дѣти и отцы, принесите, что обѣщались вы, и положите во гробъ съ братомъ вашимъ.

Принесите обѣщанное вами, братія мои, и положите передо мною, чтобы самъ я, пока остается у меня нѣсколько памяти, назначилъ тому цѣну.

Пусть проданы будутъ дорогія одежды, принесена цѣна ихъ и раздана бѣднымъ, нищимъ и нуждающимся.

И вамъ будетъ это на память, и мнѣ — на пользу. Васъ наградитъ за сіе милость Божія, какъ раздаятелей, а меня, какъ совѣтника.

Но иная награда за дѣла, а иная за слова. Дающій — болѣе пріемлющаго, какъ слышали вы, возлюбленные (Дѣян. 20, 35).

Благодарю васъ, братія мои, за то, что удѣлили вы мнѣ и чѣмъ почтили меня, хотя и недостоинъ я; потому что во грѣхахъ провелъ дни свои.

Почтившій Пророка мзду пророчу пріемлетъ, какъ Своими устами увѣряетъ Учитель нашъ (Матѳ. 10, 41). А вы знаете, что Онъ нелживъ.

Хотя и грѣшникъ я, но Христосъ вознаградитъ васъ; потому что ради Его и по упованію на Него оказали вы мнѣ честь сію. Тотъ, ради Котораго по/с. 303/чтили вы меня, возлюбленные, вознаградитъ васъ за обѣты ваши и пріиметъ приношенія ваши. Хотя я не Пророкъ; но вы пріимете мзду пророчу.

Благословенъ населяемый вами градъ Едесса — матерь мудрыхъ! Его живыми устами благословилъ Сынъ чрезъ ученика Своего.

(Когда царь Авгарь, создатель сего города; чрезъ пословъ изъявилъ желаніе пріять къ себѣ явившагося на землѣ Спасителя, Владыку всяческихъ Христа, и говорилъ: «Услышалъ я обо всемъ, что сдѣлано Тобою и что потерпѣлъ Ты отъ Іудеевъ, отвергающихъ Тебя; посему, пріиди сюда и живи со мною; у меня есть небольшой городъ, онъ послужитъ и Тебѣ и мнѣ»: тогда Господь, подивившись вѣрѣ его и пославъ вѣчныхъ вѣстниковъ, благословилъ городъ, утвердивъ его основанія).

И благословеніе сіе да пребываетъ на немъ, пока не пріидетъ Святый!

Кто удержитъ у себя что-либо изъ обѣщаннаго мнѣ, тотъ да умретъ смертію Ананіи, который помыслилъ солгать Апостоламъ, и палъ мертвый къ ногамъ ихъ.



(Когда говорилъ сіе Ефремъ, — нѣкто изъ стоявшихъ тутъ, человѣкъ весьма знатный, пораженъ былъ нечистымъ духомъ, палъ немедленно къ одру, и сталъ громко вопіять. Ефремъ сказалъ ему: «что такое сдѣлано тобою, человѣкъ»? И по слову сему тотчасъ вставъ, сказалъ онъ: «Принесъ я дорогую одежду, въ намѣреніи положить ее съ тобою. А какъ скоро повелѣлъ ты ничего не класть въ гробъ вмѣстѣ съ тобою, — перемѣнилъ я эту мысль, говоря: если уже никакъ не будетъ положенъ въ такой одеждѣ; то для чего и выставлять ее на видъ? Если же велитъ дать что нищимъ; дадимъ нуждающимся, сколько будетъ потребно, изъ чего-нибудь другаго, что есть у насъ». /с. 304/ Блаженный сказалъ ему въ отвѣтъ: «иди и исполни свое намѣреніе». Потомъ, помолившись о немъ и возложивъ на него руки, изцѣлилъ его отъ нечистаго духа, и продолжалъ):

Кто понесетъ передо мною восковую свѣчу, того да пожжетъ огнь изъ внутренности его. Къ чему огонь тому, кто сожигается собственнымъ своимъ огнемъ? Какъ скоро возжигается видимый огонь, — воспламеняется имъ огонь внутренній, сокровенный.

Съ меня достаточно внутренней моей болѣзни; не увеличивайте ее еще внѣшнею. Лучше пролейте, братія, слезы свои о мнѣ, о друзьяхъ моихъ и о всѣхъ подобныхъ мнѣ.

Во грѣхахъ и въ безполезной суетѣ провелъ я дни свои; и въ день, когда не чаялъ, пришелъ и напалъ на меня тать; въ часъ, когда не думалъ, подкрался и приблизился похититель, и нудитъ меня идти отсюда въ невѣдомую мнѣ страну.

Заклинаю тебя, влекущій меня, не смущай и не мучь меня. А если поступишь со мною по грѣхамъ моимъ: то великій обыметъ меня страхъ; и что тогда будетъ со мною?

Когда припоминаю, что дѣлано мной, — содрогаются колѣна мои и зубы скрежещутъ; когда привожу себѣ на память, что совершено мною, — объемлетъ меня ужасъ.

Ибо вовсе ничего хорошаго не сдѣлано мною во всѣ дни мои, вовсе ничего добраго не совершено съ тѣхъ поръ, какъ произвели меня на свѣтъ родители мои.

Не полагайте со мною во гробъ ароматъ; потому что честь сія для меня безполезна. Не полагайте благовоній; потому что не избавятъ меня отъ суда. Ароматы воскурите во святилищѣ, а меня сопроводите молитвами; благоуханія принесите въ даръ Богу, а меня предайте землѣ съ псалмопѣніями.

/с. 305/ Вмѣсто того, чтобъ расточать благовонія и ароматы, воспоминайте меня въ молитвахъ своихъ; ибо что пользы отъ благовоній мертвецу, который не можетъ ихъ ощущать? Ароматы же воскурите во святилищѣ, чтобы благоуханіемъ ихъ услаждались входящіе туда.

Смраднаго гноя не покрывай шелковой одеждой, которая ни къ чему не послужитъ. Оставь его лежать на гноищѣ, потому что не можетъ онъ ощущать воздаваемой почести.

Богатому прилично великолѣпіе, а бѣдному — гноище; потомку царей принадлежитъ царство, а пришельцу — убожество.

Не полагайте меня въ вашихъ гробницахъ; потому что ни къ чему не послужатъ для меня ваши украшенія. Я же далъ обѣтъ Богу, чтобы погребли меня со странниками.

Я такой же странникъ, какъ и они; съ ними положите меня, братія мои. Всякая птица любитъ однородныхъ себѣ, и человѣкъ любитъ подобныхъ себѣ.

Положите меня на кладбищѣ, гдѣ погребены сокрушенные сердцемъ, чтобы Сынъ Божій, въ пришестіе Свое, и меня оросилъ и воздвигъ вмѣстѣ съ ними.

Воззри, Господи, на заклинаніи мои, да явятся мнѣ щедроты Твои. Молю Тебя, Сынъ Милосердаго, не поступи со мною по грѣхамъ моимъ.

Аще беззаконія назриши, кто постоитъ предъ Тобою (Псал. 129, 3)? Если потребуешь отчета на судѣ, никто не оправдится.

Всяка уста заградятся, какъ написано, и будетъ повиненъ весь міръ (Рим. 3, 19). Не упованіе теряю, говоря сіе, но повторяю, написанное.

Что пріобрѣтешь, Сынъ Милосердаго, если вверженъ буду въ огонь? Яви на мнѣ обычныя Тебѣ щедроты, да увѣдана будетъ благость Твоя.

/с. 306/ Если же будешь судить строго; то дѣйствительно, какъ вѣщала правда Твоя, не оправдятся ни одинъ изъ тысячи, ни двое изъ тьмы (Псал. 13, 3).

Ужели успокоиваешься тѣмъ, Ефремъ, что не буду судить человѣковъ, что праведные сравнены будутъ съ беззаконными, непорочные и добрые съ злыми?

Нѣтъ; никогда не можетъ быть общенія свѣта со тьмою. Какъ могутъ быть уравнены и Авель и убійца его Каинъ? Или, какъ возможно обитать вмѣстѣ съ мучениками и ихъ гонителямъ, на которыхъ мученики будутъ вопіять и жаловаться?

Если и говорю сіе, то не прошу сравнять добрыхъ съ злыми; но умоляю Тебя, Сынъ Благаго, помиловать меня, друзей моихъ и подобныхъ мнѣ.

Вотъ что говорилъ я, и говорю, и не отступлюсь отъ своего слова: если Ты не окажешь милости, никто не увидитъ царства.

Ибо изъ всѣхъ облеченныхъ плотію Одинъ только чистъ отъ грѣха. И не потому только говорю это, что самъ я грѣшенъ; но и въ Писаніи дѣйствительно такъ сказано, какъ предлагаю вамъ, братія мои.

Оставь мудрованія свои, Ефремъ, говоритъ мнѣ Ангелъ смерти: безполезны для тебя хитросплетенія твои; влекущіе тебя не послушаютъ тебя.

И въ сильномъ гнѣвѣ говоритъ еще мнѣ: загради уста свои; не всѣ погибнутъ, какъ ты; грѣшникъ думаетъ, что всякій таковъ же, какъ и онъ; слѣпой предполагаетъ, что всѣ ему подобны.

Пріидите же, братія мои, положите меня; ибо лишаюсь уже силъ, и скоро не станетъ меня; напутствуйте меня молитвою, псалмами и приношеніями.

Когда же исполнится тридцать дней по смерти моей, совершите по мнѣ память, братія мои; потому /с. 307/ что мертвымъ помогаютъ приношенія, совершаемыя живыми [2].

Развѣ не замѣчали вы, что когда зрѣетъ живое вино въ виноградникѣ, бродитъ и мертвое въ глиняномъ сосудѣ?

И если, возлюбленные мои, издающая тяжелый запахъ луковица оказываетъ въ себѣ чувство (когда растетъ одна на полѣ, тогда другая даетъ ростки въ домѣ): то не тѣмъ ли паче должны чувствовать умершіе, когда творятъ о нихъ память?

Ты возразишь мнѣ, мудрецъ: «это дѣлается по законамъ природы, а природа не убѣждаетъ меня, пока не представишь доказательства».

Но потерпи: представлю тебѣ, если хочешь, и доказательство изъ Писанія. Моисей въ благословеніи своемъ сказалъ Рувиму: въ третіемъ родѣ да живетъ Рувимъ (Втор. 33, 6).

А если бы невозможно было получать помощь мертвымъ; то для чего сынъ Авраамовъ благословилъ Рувима? И если думаешь, что умершіе не чувствуютъ: то послушай, что говоритъ Апостолъ: аще отнюдь мертвіи не востаютъ, что и крещаются мертвыхъ ради (1 Кор. 15, 29)?

Сыны Маттаѳіины, содержа только образы истины, жертвами, какъ написано, загладили грѣхи осквернившихся языческими приношеніями и падшихъ въ сраженіи (2 Макк. 12, 40-46).

Не тѣмъ ли паче священники Сына Божія святыми жертвами и молитвами устъ своихъ могутъ очищать грѣхи умершихъ?

Но когда придете совершать по мнѣ память никто изъ васъ да не творитъ беззаконія и грѣха, но чисто, /с. 308/ цѣломудренно и свято пребывайте, братія мои, во бдѣніи.

Не потому сіе нужно, что грѣхъ, непотребства тяжелѣе всѣхъ грѣховъ; ибо есть грѣхи болѣе тяжкіе, нежели и блудъ.

Но чтобы мнѣ не подпасть за васъ отвѣтственности, ибо Господь нашъ скажетъ мнѣ: ты, Ефремъ, собралъ сихъ прелюбодѣевъ и блудниковъ. Написано же, что судитъ ихъ Богъ на послѣднемъ судѣ (Евр. 13, 4).

И что скажу еще? Крайне страшусь, я, возлюбленные мои; но и теперь повторяю, что говорилъ, не задолго прежде.

Кого судитъ Богъ, тотъ пріобрѣтаетъ себѣ щедроты на судѣ.

Плотская похоть въ тѣлѣ, то же, что закваска въ мукѣ; она порождается человѣкомъ, какъ огонь — желѣзомъ и, какъ скоро порождена внутри его, пожираетъ и растлѣваетъ его.

Приближьтесь ко мнѣ, ученики мои, пріимите благословеніе. силою благословеннаго Пастыря. Я не Ной, но вы, будьте, какъ Симъ и Афетъ.

Я — не то, что Мелхисидекъ; но вы, будьте благословлены, какъ Авраамъ. Я и не Исаакъ, но вы пріимите благословеніе, какъ Іаковъ.

Я — не то, что Моисей; но вы да будете подобны Іисусу, сыну Навину; я не Илія, но вы пріимите духа моего, какъ Елиссей.

Да возвеличитъ Христосъ память твою, дивный авва, да просвѣтится свѣтъ твой, подобно ангельскому, да просіяешь прославленный, какъ Моисей, да уразумѣютъ всѣ взирающіе на тебя, что Божій ты рабъ!

Богъ Авраамовъ да услышитъ тебя, шествовавшій по слѣдамъ моимъ, Авраамъ, и едва только восхощешь отверзть уста свои, да наполнитъ ихъ Господь /с. 309/ твой внушеніями мудрости, какъ слышалъ я, сказано Пророкомъ: разшири уста твоя, и исполню я (Псал. 80, 11)!

Богъ да услышитъ тебя, Симеонъ, когда призываешь Его въ молитвѣ своей; въ какой не прійдешь градъ, да исполнишь тамъ Церковь, какъ чашу! Пріидутъ невѣсты видѣть тебя; пріидутъ дѣвы, затворенныя (въ покояхъ своихъ) внимать спасительнымъ твоимъ наставленіямъ, получить отъ тебя помощь, поучиться у тебя спасенію души, услышать отъ тебя мудрое и душеполезное, — и прославишься ты въ мірѣ, какъ врачъ въ станѣ.

Непорочный, простосердечный и искренній Мара изъ Агела, — непорочный не по природѣ, но по простотѣ своей воли, на Кого уповая, послѣдовалъ ты мнѣ въ страданіяхъ моихъ, Тотъ, вмѣстѣ съ праведными, да воздастъ тебѣ награду, какую пріемлютъ святые!

Воинъ и ловецъ, Зиновій изъ Месопотаміи, слово твое да будетъ, какъ огонь, и да потребитъ тернія ересей; какъ пламень въ лѣсу, да попалитъ ихъ слово ученія твоего; какъ Давидъ, побѣждай и низлагай сыновъ заблужденія вмѣсто Голіаѳа; облекись въ оружіе Пророковъ и въ броню Апостоловъ; Господь твой да будетъ тебѣ сопутникомъ и непобѣдимымъ воинствомъ!

Да будетъ проклята матерь твоя, Павлонъ! Горе чреву, родившему тебя! Ибо ты принималъ участіе во всѣхъ ересяхъ, и измышлялъ всякіе споры, а потому утратилъ всѣ труды свои, какъ Іуда — сребреники. Оставленный тобою столпъ (1 Тим. 3, 15) покажетъ чудо на тѣлѣ твоемъ; потому что возложилъ ты упованіе на трость сокрушенную, и оставилъ жезлъ креста.

Мятежникъ Арватъ, да потребится память твоя изъ среды живыхъ, потому что оставилъ ты вино Хри/с. 310/стово и пилъ дрожди грѣха; Сынъ, Котораго хулили уста твои, да взыщетъ съ рукъ твоихъ за поношеніе Свое!

Да будутъ прокляты аріане и манихеи, каѳары и офиты, маркіониты и евноміане, вардесане и кукиты!

Да будутъ прокляты павліане и виталіане, субботники и ворворіане вмѣстѣ съ ученіями другихъ нечистыхъ ересей!

Благословенъ, кто избралъ святую Церковь. Это — агница, которую не растерзалъ волкъ; это — чистая голубица, которую не могъ настигнуть преслѣдующій ее ястребъ.

Яко чаша вина въ руцѣ Господни нерастворена (Псал. 74, 9); отступники испили ея и опьянѣли, отдѣлились и возстали на Іисуса.

Какъ бѣснующій песъ угрызаетъ, если можетъ, собственнаго своего господина: такъ и отступники изрыгаютъ хулы на Господа своего.

Хвала Тому, Кто превознесенъ надъ ними, и Чья высота для нихъ недостижима! Ибо если бы нечестивые могли какъ-нибудь войти на небо; то внесли бы распри свои и туда, — въ мирную обитель горнихъ.

Ихъ братья дерзнули и пожелали нѣкогда взойти на небо; но осудила ихъ правда, и нечестивые посрамились и постыждены.

И если тѣхъ, которые желали взойти въ обитель горнихъ Ангеловъ, постигли такой судъ и такое наказаніе; то какому осужденію, братія, подвергнутся тѣ дерзкіе, которые хотятъ раздѣлить Отца, Сына и Духа?

Пребывайте въ ученіи моемъ, и не отпадайте отъ вѣры моей, ученики мои. Кто сомнѣвается о Богѣ, тотъ, какъ Каинъ, да будетъ трясыйся на земли (Быт. 4, 12).

Кто умаляетъ Сына предъ Отцемъ, того живаго да поглотитъ земля. Кто сомнѣвается о Духѣ Святомъ, тотъ да не получитъ помилованія.

/с. 311/ Кто возстаетъ на Церковь, у того плоть, какъ у Гіезія, да покроется проказою. Кто отступаетъ отъ моей вѣры, того да постигнетъ Іудино удавленіе.

Великое злочестіе — хула, бѣгайте ея, возлюбленные; противъ живаго Бога грѣшитъ, кто злословитъ и хулитъ. Довольно для насъ и плотскихъ грѣховъ: не будемъ прилагать къ нимъ нечестія.

Въ томъ одномъ моя надежда и утѣшеніе мое предъ Богомъ, что никогда не злословилъ я Господа своего, и хула не выходила изъ устъ моихъ. Ибо ненавидѣлъ я, Господи, ненавидящихъ Тебя, и не любилъ враговъ Твоихъ.

Напишите слова мои на сердцахъ своихъ и помните о мнѣ; ибо по смерти моей прійдутъ къ вамъ злочестивые люди во одеждахъ овчихъ, внутрь же волцы хищницы (Матѳ. 7, 15).

Сладки рѣчи ихъ, но наклонности сердца ихъ полны горечи. Добры они по наружности, но происходятъ отъ сатаны. Бѣгайте ихъ и ученія ихъ, и не приближайтесь къ нимъ.

Знаете, что захваченнаго въ такомъ мѣстѣ, гдѣ поносили царя, берутъ въ судъ и подвергаютъ допросу; и, хотя онъ невиненъ и не поносилъ царя, однако же несетъ наказаніе за то, что не имѣлъ ревности по царѣ. Посему, не сообщайся съ лжеучителями и не сходись съ невѣрными.

Легче жить съ бѣсомъ, нежели съ невѣрнымъ. На бѣса, произнесешь заклинаніе, — и онъ удалится, потому что не можетъ противиться имени Іисусову; но если на невѣрнаго произнесешь тысячи заклинаній, — не отступитъ онъ отъ злобы своей, и не оставитъ безумія своего.

Легче учить бѣса, нежели обращать сыновъ заблужденія. Бѣсы исповѣдовали и говорили: Ты еси Господь Сынъ Божій (Марк. 3, 11); напротивъ того, невѣрные упорно утверждаютъ, что Онъ — не Сынъ Божій.

/с. 312/ Живущій въ нихъ сатана исповѣдуетъ, они же твердо стоятъ въ упорствѣ своемъ. Если можно вербѣ вырость на голомъ камнѣ; то и отступникъ можетъ принять ученіе. Легче горѣ, по Писанію, унизиться до долины, легче вербѣ, во исполненіе пророческаго слова, рости на голомъ камнѣ, нежели отступнику научиться истинѣ. Если воронъ можетъ стать бѣлымъ: то можно и злочестивому сдѣлаться праведнымъ.

Когда зимою идетъ снѣгъ и ложится на перья ворону; тогда и воронъ на время кажется бѣлымъ отъ лежащаго на перьяхъ у него снѣга: такъ иногда злочестивые, слыша о судѣ, ужасаются будущихъ мученій, раскаяваются не надолго въ томъ, что ими сдѣлано, оставляютъ на время свой образъ жизни, и обращаются отъ своего злочестія.

Послушайте наставленій моихъ, ученики мои, сохраните въ памяти слова мои, не отступайте отъ вѣры моей, и не преступайте слова моего.

Прійдетъ время, что совершится все написанное и исполнится предсказанное: прейдетъ небо и земля, іота же едина или черта не прейдетъ, какъ съ клятвой изрекъ Учитель нашъ (Матѳ. 5, 18): а вы знаете, что Онъ нелживъ [3].

Вотъ идетъ, и близко уже отводящій меня. Оставь, Ефремъ, мудрованія свои. Умоляю Тебя, Господи Іисусе, какъ человѣкъ умоляетъ друга своего: не поставь меня ошуюю Себя, когда пріидешь.

Еще скажу вамъ нѣчто. Клянусь жизнію вашею, что сіе неложно. Когда былъ я еще весьма малъ и лежалъ на колѣнахъ у матери своей, тогда представилось мнѣ какъ бы во снѣ, что оправдалось въ по/с. 313/слѣдствіи. На языкѣ у меня возникла виноградная вѣтвь, она росла выше и выше, и взвилась до неба; на ней явилось безчисленное множество плодовъ, и листьямъ не было счета. Все болѣе и болѣе разрастаясь, раскидываясь и расширяясь въ окружностъ, распростерлась она въ цѣломъ мірѣ; собирали съ нея плоды, и плодовъ не убывало, даже чѣмъ болѣе обирали гроздовъ, тѣмъ болѣе умножалось число ихъ.

Грозды — это бесѣды, листья — это пѣснопѣнія. Податель сего — Богъ. Хвала Ему за благость Его! По благоизволенію Своему даровалъ Онъ мнѣ сіе изъ сокровищницы Своей.

Прощайте, друзья мои; молитесь о мнѣ, возлюбленные мои. Вотъ настало время торжнику отправиться въ страну свою. Но увы! имѣніе мое погублено, всѣ сокровища мои расточены. О добрыхъ никто не плачетъ; потому что нисходятъ они во гробъ для жизни. О мнѣ же, о ближнихъ моихъ, подобныхъ мнѣ, пролейте слезы свои, братія мои; потому что въ суетѣ провели мы дни и годы свои.

Прощай, земля, да живутъ сыны твои въ радости, да блюдется миръ въ Церквахъ, да прекратятся гоненія нечестивыхъ, да содѣлаются праведными нечестивые и грѣшники да принесутъ покаяніе!

Миръ тебѣ, отводящій меня, поемлющій душу изъ тѣла и разлучающій ихъ въ особыя обители до воскресенія!



Когда говорилъ сіе Ефремъ, и весь народъ плакалъ, — бывшая тутъ дѣвица, по имени Лампротата, дочь военачальника едесскаго, съ горькими слезами и рыданіями воскликнула: погибаетъ Едесса, потому что рушится нынѣ оплотъ ея, меркнетъ нынѣ свѣтъ ея. Потомъ, раздвинувъ многочисленную толпу мужей /с. 314/ и женъ, дѣвица подошла къ больному, пала на грудь его и въ слезахъ говорила: заклинаю тебя Благоизволившимъ обитать въ тебѣ и Благоволившимъ вѣщать чрезъ тебя, дозволь, умоляю тебя, сдѣлать новый гробъ, какой хочется мнѣ, для тебя и другой для меня, и поставить его у ногъ твоихъ, чтобы не разлучаться мнѣ съ тобою, — въ царствѣ ли то, или даже въ гееннѣ.

Отойди отъ меня, дѣвица, Господь да прославитъ память твою! Но смущаютъ меня прошенія твои, горьки для слуха моего слова твои. Правда, что приличны тебѣ рыданія; но не могу я исполнить желанія твоего. Боюсь соблазна, чтобы не сказали по смерти моей: она была любима Ефремомъ. Иди, сдѣлай, о чемъ просишь: но пусть участвуютъ съ тобою въ дѣлѣ и другія. Только не дѣлай мраморнаго гроба, потому что почести мнѣ неприличны. Одну даю заповѣдь тебѣ и всѣмъ имѣющимъ содружество съ тобою женамъ: не употребляй носилокъ и не дозволяй, чтобы тебя носили на себѣ мужи: ибо я слышалъ апостольское слово, что мужу глава Христосъ (1 Кор. 11, 3). Посему, помни, что есть судъ, чтобы не посрамиться тебѣ предъ Судіею. Слышалъ я написанное, что всякому воздано будетъ по дѣламъ его (Рим. 2, 6).

Тогда дѣвица поклялась и сказала предъ всѣмъ собраніемъ: клянусь Богомъ, Которому служилъ ты отъ юности до старости своей, что не употреблю болѣе носилокъ и мужи не понесутъ меня. Если же клянусь притворно, да погибнетъ юность моя; и если преступлю заповѣдь твою, да буду посрамлена предъ всѣми.

Блаженный отвѣчалъ: прежде нежели умеръ я, желаю дать тебѣ благословеніе: да не отымется отъ дома твоего Господство до вѣка, пока не прійдетъ Богъ разорить небо и землю.

Примѣчанія:
[1] Завѣщаніе сіе сохранилось въ сирскомъ подлинникѣ и въ греческомъ переводѣ. Здѣсь предлагается переводъ съ сирскаго. Мѣста же, означенныя (   ), не существуютъ въ сирскомъ подлинникѣ и дополнены съ греческаго перевода.
[2] И въ греческомъ и въ сирскомъ текстѣ согласно читается: тридцатый день. А это указываетъ на особый обычай въ древней Церкви совершать поминовеніе по усопшимъ кромѣ иныхъ дней, и въ тридцатый.
[3] Въ сирскомъ подлинникѣ за сими словами слѣдуетъ длинный разсказъ о борьбѣ Моисея съ волхвами египетскими, совершенно не относящійся къ завѣщанію и прерывающій связь рѣчи. По замѣчанію издателя, этотъ разсказъ взятъ изъ какого-нибудь другаго сочиненія Ефремова, и вставленъ здѣсь неразумнымъ переписчикомъ.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 297-314.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.