Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

152. На Рождество Христово.

Къ тому горнему сонму, который славословилъ достославное время, назначенное для нашего спасенія, и благословенный день, предуставленный для радостей, да присоединюсь съ любовію и я; съ симъ сонмомъ да возвеселюсь, и чистыми пѣснопѣніями да восхвалю Младенца, да воспою Рождшемуся: святъ! да прославлю Спасшаго насъ.

Взыграли предъ Нимъ гусли предвозвѣщавшихъ Его Пророковъ; возликовали предъ лицемъ Его первосвященники, пламенѣвшіе къ Нему любовію; родившемуся отъ Дѣвы, Господу дѣвъ, принесли вѣнецъ цари, отъ которыхъ произошелъ Онъ. Какъ Царь, всѣмъ даетъ Онъ царство; какъ Первосвященникъ, всѣмъ даруетъ очищеніе; какъ Агнецъ, всѣмъ уготовляетъ трапезу.

Возстали всѣ царскіе грады, чтобы своими руками принести Тебѣ златые вѣнцы. Вѣнцы Тебѣ, Господи Іисусе, въ славословіи устъ своихъ, приносятъ іудейскіе грады — эти словесные вѣнцы. Тебя вмѣстѣ съ прочими городами, увѣнчаваютъ Виѳлеемъ, Кана, Назаретъ, Виѳанія, Сихемъ и Самарія.

Первый вѣнецъ приноситъ Тебѣ градъ Твой. Два вѣнца приносятъ Тебѣ Марія и принявшій Тебя вертепъ. Изъ Твоей же собственности, всѣ грады чинно приносятъ Тебѣ вѣнцы; и Царь Господь пріемлетъ, что Имъ же дано. Соплетаютъ и приносятъ Тебѣ побѣдный вѣнецъ для прославленія Твоего грады Твои.

Да поклонится и да принесетъ Ему вѣнецъ Матерь его, какъ матерь возложила царскій вѣнецъ на Соломона. Но Соломонъ не устоялъ въ борьбѣ, сталъ язычникомъ и повредилъ свой вѣнецъ; а Сынъ Давидовъ, возсіявтій изъ Давидова дома, прославилъ домъ отца Своего, возвеличилъ престолъ его, превознесъ родъ его, и цѣвница его оглашаетъ всякую страну.

Приснопамятна родившая Его Матерь; достойно благословеній носившее Его чрево. Какъ отецъ Его восхваляется Іосифъ, по благости наименованный отцемъ Сыну Истиннаго. Посланъ Пастырь взыскать заблудшую и погибшую овцу, и Онъ принесъ ее и ввелъ въ овчій дворъ.

Болѣе всѣхъ спасаемыхъ возвеселилъ Онъ меня, потому что зачала Его во чревѣ; болѣе всѣхъ возвеличенныхъ Имъ возвеличилъ Онъ меня; потому что родила Его. Войду въ рай жизни, и гдѣ согрѣшила Ева, тамъ прославлю Его; потому что меня избралъ Онъ изъ всѣхъ женъ, и благоволилъ содѣлать своею матерью, а самъ благоизволилъ стать сыномъ моимъ.

Да возблагодаритъ Тебя Виѳлеемъ, сподобившійся быть мѣстомъ рожденія Твоего. Да соплететъ Тебѣ вѣнецъ изъ вѣщаній Михеевыхъ. Сіе пророчество есть садъ, исполненный цвѣтовъ; да созоветъ оно Пророковъ и царей насладиться вѣнцемъ Его; въ него приносятъ Моѵсей прообразованія, Исаія — радостныя тайны; его притчи испещряютъ цвѣтами.

Прославлять меня будутъ уста славныхъ; потому что воспріяла я младенцемъ Того, Кто — Сынъ Сокровеннаго. Онъ явился, и вознесъ меня на горнюю высоту, чтобы со святыми на небесахъ и съ Ангелами славословила я Того, Кто славою Своею наполняетъ небеса, и они не могутъ вмѣстить въ себѣ величія Его, хотя Онъ умалилъ Себя и полагается въ ясляхъ.

Гласы горнихъ возвѣстили о Тебѣ дольнимъ, благовѣстіемъ о Тебѣ наполнили слухъ ихъ. Новый Источникъ открыли небесные земнымъ, жаждавшимъ жизни и не вкушавшимъ ея. Ты тотъ источникъ, изъ котораго не вкушалъ Адамъ: Ты отверзъ двѣнадцать словесныхъ источниковъ, и они наполнили міръ спасительными водами.

Особенный вѣнецъ приноситъ Тебѣ сей праведникъ Іосифъ, недоумѣвавшій и успокоенный Ангеломъ. Да усугубится награда ему; потому что бѣжалъ съ Тобою и несъ Тебя на рукахъ своихъ. О Тебѣ свидѣтельствовала Іосифова праведность.

Научи меня, Господи, какъ и почему угодно Тебѣ было явиться изъ дѣвическаго чрева; Твоимъ образомъ былъ чистый Адамъ. Какъ тотъ созданъ изъ дѣвственной, невоздѣланной земли: такъ Твое рожденіе было безмужно отъ обрученной съ Іосифомъ Давидовой дщери.

Цари въ родословіи писались не по имени женъ, но по имени мужей. Дщерь Давидова обручается съ Іосифомъ, Давидовымъ сыномъ; потому что младенцу невозможно было писаться по имени матери своей. Безсѣменно Сынъ рожденъ у Іосифа, безмужно родила Его Матерь.

Не прилично было бы родиться Ему отъ сѣмени Іосифа, и Маріи — зачать Его, не обручившись съ Іосифомъ. Рожденный Маріею не по имени ея записывается; Его записываетъ Іосифъ, но записанный Іосифомъ — не отъ сѣмени его; получаетъ Онъ имя Іосифово, но не заимствуетъ Іосифовой плоти. Не отъ обрученнаго съ Маріею раждается Сынъ у нея; рожденный ею — Господь и Отецъ Давиду.

Обрученную Моѵсей называетъ женою мужа (Второзак. 20, 7), и обрученнаго, который не вступилъ съ нею въ супружество, именуетъ мужемъ (Второзак. 22, 23), чтобы невозможно было отрицать Христово происхожденіе отъ Давида. Сынъ Давидовъ, родившійся безмужно, почему причисленъ къ сынамъ Давидовымъ? Обрученный съ Маріею почитается мужемъ ея, и Господь нашъ признавалъ, что онъ отъ рода ихъ, когда называли Его сыномъ Давидовымъ и не отрицали того.

Если Вышній именовался сыномъ мужа [1], который былъ далекъ отъ Него по родамъ и поколѣніямъ, и благоволилъ наслѣдовать имя его; кто станетъ вдаваться въ сомнѣнія, слыша о плотскомъ рожденіи нашего Спасителя, когда и зачатъ Онъ Давидовою дщерію, длани сына Давидова носили Его, и въ Давидовомъ градѣ принялъ Онъ поклоненіе?

Что дѣлала Пренепорочная, когда къ ней былъ посланъ, низшелъ и предсталъ Гавріилъ? — Вѣроятно, была она въ молитвѣ, когда увидѣла его; потому что и Даніилъ во время молитвы узрѣлъ Гавріила. Молитва и благовѣстіе, какъ родственныя между собою, должны радовать другъ друга. По молитвѣ голубь принесъ радостную вѣсть. Молитва сдѣлала, что учащались благовѣствованія Аврааму. Молитва ускорила благовѣстіе Езекіи. Во время молитвы возвеселило благовѣстіе сотника [2]; въ награду за молитву обрадованъ Симеонъ; въ награду за ѳиміамъ получилъ благовѣстіе Захарія.

Всѣ надежды стекаются въ пристань молитвы, и она приноситъ благовѣстіе. Въ молитвѣ Маріиной заключена была вина всѣхъ радостей. Въ видѣ благолѣпнаго старца-пришельца вошелъ къ Маріи Гавріилъ, и привѣтствуя ее миромъ, сказалъ: не бойся; иначе опечалилась бы смиренная отроковица, узрѣвъ лице юноши.

Къ двумъ только непорочнымъ старцамъ и къ юной Дѣвѣ, подобнымъ по изволенію и одинаковымъ по естеству, посланъ былъ Гавріилъ съ благовѣстіемъ, а именно: къ Дѣвѣ, къ неплодному Захаріи и къ вѣрному Даніилу. Одинъ изъ нихъ пророчески предвозвѣстилъ рожденіе Твое, другой произвелъ гласъ вопіющаго въ пустыни, а Дѣва родила всевышнее Слово.

Примѣчанія:
[1] Давида.
[2] Корнилія.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 157-161.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.