Церковный календарь
Новости


2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 27-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 26-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 25-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 24-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 2-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 1-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Собесѣдованіе о Псалмахъ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Предисловіе къ бесѣдамъ на Псалмы (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда о Давидѣ царѣ и Павлѣ апостолѣ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда, сказанная въ великую седмицу (1899)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 21 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

101. СЛОВО О СТРАДАНІЯХЪ СПАСИТЕЛЯ.

Боюсь говорить и коснуться языкомъ сего страшнаго сказанія о Спасителѣ, ибо дѣйствительно страшно повѣствовать о семъ. Господь нашъ преданъ сегодня въ руки грѣшниковъ. Для чего же предается Онъ, Святый и Безгрѣшный Владыка? Ибо, ни въ чемъ не согрѣшивъ, преданъ сегодня.

Пріидите, и узнаемъ, за что преданъ Христосъ Спаситель нашъ. За насъ нечестивыхъ преданъ Владыка. Кто-жъ не подивится? Кто не прославитъ? Рабы согрѣшили, а Владыка преданъ, чтобы собственною смертію освободить согрѣшившихъ сыновъ. Сыны погибели и чада тьмы пришли во мракѣ удержать Солнце, Которое въ одно мгновеніе можетъ попалить всѣхъ. Владыка же, видя ихъ дерзость и гнѣвное движеніе, съ кротостію, добровольно предалъ Себя въ руки нечестивыхъ. И беззаконные, связавъ Пречистаго Владыку, ругались надъ Нимъ, связавшимъ крѣпкаго неразрѣшимыми узами и разрѣшившимъ насъ отъ узъ грѣховныхъ. Сплели вѣнецъ изъ терній своихъ, какія принесъ въ плодъ іудейскій виноградникъ. Ругаясь надъ Нимъ, называли царемъ, плевали беззаконные въ лице Пречистому, отъ Чьего взора приходятъ въ трепетъ всѣ небесныя силы и чины ангельскіе. Вотъ снова сжимаютъ у меня сердце и печаль и слезы, когда представляю себѣ, что Владыка терпитъ отъ рабовъ такія оскорбленія и укоризны, бичеваніе, заплеваніе и заушеніе. Пріидите, и познаете чрезмѣрность щедротъ, терпѣніе и милосердіе сладчайшаго Владыки. Былъ у Него благопотребный рабъ въ раю сладости, и онъ согрѣшивъ преданъ истязателямъ. Но Благій, видя, что немощенъ онъ духомъ, умилосердился къ рабу, сжалился надъ нимъ и Себя Самого отдалъ на бичеваніе за него. Желалъ бы я умолкнуть по чрезмѣрному смущенію ума; и опять убоялся, чтобы молчаніемъ своимъ не уничтожить Спа/с. 223/сителеву благодать. Впрочемъ, со страхомъ говорю вамъ; ибо трепещутъ кости мои, когда представляю себѣ, что общій всѣхъ Создатель, Самъ Господь нашъ, предстоитъ сегодня предъ Каіаѳой, какъ осужденный, и одинъ изъ слугъ даетъ ему заушеніе. Трепещетъ сердце мое, когда помышляю о всемъ этомъ. — Рабъ сидитъ, а Владыка предстоитъ; исполненный беззаконій произноситъ судъ на Безгрѣшнаго. Содрогнулись небеса, въ ужасъ пришли основанія міра, въ изумленій всѣ ангелы и архангелы, Гавріилъ и Михаилъ закрыли лица свои крылами; херувимы скрылись за колесами престола, серафимы ударились крылами другъ съ другомъ въ этотъ часъ, когда слуга далъ заушеніе Владыкѣ. И какъ основанія земли выдержали и колебаніе и трепетъ въ этотъ часъ, когда поруганъ былъ Владыка? Представляю себѣ это, и трепещу, и снова прихожу въ сокрушеніе, взирая на долготерпѣніе благаго Владыки. Ибо вотъ содрогаются внутренности мои, когда говорю, что Создатель, по милости сотворившій человѣка изъ персти, заушенъ перстію.

Прійдемъ въ страхъ, братія, и не просто будемъ выслушивать все то, что Спаситель претерпѣлъ за насъ. Скажи, жалкій слуга, за что заушилъ ты Владыку? Всякій рабъ, когда освобождаютъ его отъ рабства, для пріобрѣтенія временной свободы принимаетъ заушеніе; но ты, жалкій, самъ неправедно заушилъ Освободителя всѣхъ! Что же ожидалъ ты получить отъ Каіаѳы въ награду за сіе заушеніе? Или не слыхалъ, не узналъ ни отъ кого, что Іисусъ — Небесный Владыка? Заушеніе далъ ты Владыкѣ всѣхъ и содѣлался на вѣки вѣковъ рабомъ рабовъ, предметомъ укоризны и омерзенія, навсегда осужденъ мучиться въ огнѣ неугасимомъ. Великое чудо, братія, видѣть кротость Христа Царя! Заушенный рабомъ мудро отвѣтствовалъ Онъ съ кротостію и всякимъ благочестіемъ. Рабъ негодуетъ, Владыка терпитъ; рабъ гнѣвается, Владыка исполненъ благости. Кто въ часъ гнѣва сдержитъ въ себѣ раздраженіе и смятеніе? Но Господь нашъ совершилъ все это /с. 224/ Своею благостію. Кто же въ состояніи будетъ изобразить долготерпѣніе Твое, Владыка!

Пріидите, о вожделѣнные, возлюбленные Христомъ, пріобрѣтшіе сокрушеніе и любовь Спасителеву, пріидите узнать, чтó совершилось сегодня въ Сіонѣ, градѣ Давидовомъ, чтó сдѣлало сегодня возлюбленное и избранное сѣмя Авраамово — Пречистаго Владыку предало оно смерти въ день сей. Христосъ Спаситель нашъ руками беззаконныхъ неправедно распятъ на древѣ крестномъ. Пріидемъ всѣ и съ воздыханіями будемъ обливать тѣло свое слезами; потому что Господь нашъ, Царь славы, преданъ смерти за насъ нечестивыхъ. Если кто внезапно слышитъ о смерти возлюбленнаго сродника, или также внезапно видитъ предъ очами возлюбленнаго своего лежащаго мертвымъ, — измѣняется въ лицѣ и омрачается свѣтлость взора его. Такъ и ясное солнце, съ небесной высоты увидѣвъ поруганіе Владыки на древѣ крестномъ, измѣнилось въ лицѣ, удержало лучи своей свѣтлости, не потерпѣло взирать на поруганіе Владыки, облеклось печалію и тьмою. Также и Духъ Святый, сущій во Отцѣ, узрѣвъ Возлюбленнаго Сына на древѣ крестномъ, сверху до низу раздравъ завѣсу — это украшеніе храма, немедленно удалился въ видѣ голубя. Всѣ твари были въ страхѣ и трепетѣ, когда страдалъ Спаситель, Небесный Царь. А мы грѣшные, за которыхъ и преданъ Единый Безсмертный, все еще остаемся небрежными. Смѣемся ежедневно, слыша о страданіяхъ и поруганіи Спасителя. Роскошествуемъ каждый день, прилагая все свое попеченіе объ украшеніи одеждъ. Солнце на небѣ, по причинѣ Владычнаго поруганія, во тьму преложило свѣтлость свою, чтобы и мы, видя это, сдѣлались подражателями. За тебя поруганъ Владыка на крестѣ, а ты, жалкій, украшаешь непрестанно нарядъ одеждъ своихъ. И не трепещетъ сердце твое, не ужасается мысль твоя, слыша это. За тебя нечестиваго Единый Безгрѣшный преданъ смерти, поруганіямъ, поношенію, а ты разсѣянно выслушиваешь все это.

/с. 225/ И всему словесному стаду надлежитъ взирать непрестанно на своего Пастыря и всегда любить и чтить Его; потому что за стадо Свое пострадалъ Онъ Безстрастиый и Пречистый; и не одеждами дóлжно величаться тлѣнными, а также не роскошною жизнію не мірскими яствами, но подвигами и всякою честностію угождать Творцу. Не будемъ подражателями іудеевъ: это народъ жестокій и непокорный, всегда отвергавшій Божіи дары и благодѣянія. Всевышній Богъ, ради Авраама и Завѣта Своего съ нимъ, съ самаго начала терпѣлъ злонравіе народа сего; далъ имъ въ пищу манну съ неба, а они недостойные вожделѣвали зловонныхъ снѣдей — чесноку. Также далъ имъ воду изъ камня въ пустыни; а они за сіе, распявъ на крестѣ, дали Ему оцетъ. Приложимъ стараніе, братіе, чтобы не оказаться намъ сообщниками іудеевъ, распявшихъ Владыку, Создателя своего; пріидемъ въ страхъ, имѣя всегда предъ глазами страданія Спасителевы; будемъ всегда размышлять о страданіяхъ Его. Ибо за насъ пострадалъ безстрастный Владыка, за насъ распятъ Единый Безгрѣшный. Чѣмъ воздадимъ мы за сіе, братія? Будемъ же внимательными къ себѣ самимъ и не станемъ уничижать страданій Его. Пріидите всѣ чада Церкви, купленные честнóю и святою кровію пречистаго Владыки. Пріидите, — будемъ размышлять о страданіяхъ со слезами и воздыханіями, страхомъ преисполняясь мысленно, съ трепетомъ приступая къ размышленію, говоря самимъ себѣ: «За насъ нечестивыхъ преданъ смерти Христосъ Спаситель нашъ».

Вникни, братъ, чтó значитъ слышимое тобою. Безгрѣшный Богъ, Сынъ Всевышняго, преданъ за тебя. Отверзи сердце свое, изучи въ точности Его страданія и скажи въ себѣ: «Безгрѣшный Богъ сегодня преданъ, сегодня осмѣянъ; сегодня поруганъ; сегодня заушенъ; сегодня терпѣлъ бичеваніе; сегодня носилъ терновый вѣнецъ; сегодня распятъ Небесный Агнецъ. Да содрогнется сердце твое, да ужаснется душа твоя. Каждый день проливай слезы /с. 226/ при семъ размышленіи о Владычнихъ страданіяхъ. Услаждаются слезы сіи, просвѣщается душа, непрестанно размышляющая о страданіяхъ Христовыхъ». — Такъ всегда размышляя, плачь ежедневно и благодари Господа за страданія, которыя претерпѣлъ за тебя, чтобы въ день пришествія Его слезы твои обратились тебѣ въ похвалу и прославленіе предъ судилищемъ. Злопостражди и ты, размышляя о страданіяхъ благаго Владыки. Претерпи искушенія отъ души. Блаженъ человѣкъ, который предъ очами имѣетъ Небеснаго Владыку и Его страданія, который распялъ себя самого для всѣхъ страстей и для всего земного и сталъ подражателемъ собственнаго своего Владыки. Вотъ благоразуміе, вотъ расположеніе боголюбивыхъ рабовъ, если всегда бываютъ они подражателями Владыкѣ въ добрыхъ дѣлахъ. Видишь, человѣкъ, Пречистаго Владыку, висящаго на крестѣ, и осмѣливаешься, безстыдный, въ наслажденіи и смѣхѣ проводить все время, какое живешь ты на землѣ! Или не знаешь, жалкій, что распятый Господь потребуетъ отвѣта за всѣ сіи небреженія твои, о которыхъ ты, слыша, нерадишь, и роскошествуя смѣешься, и проводишь время въ различныхъ забавахъ? Пріидетъ страшный оный день, когда не престанешь плакать и взывать въ огнѣ отъ претерпѣваемыхъ мученій, и никто не дастъ тебѣ отвѣта, никто не сжалитея надъ твоею душею.

Покланяюсь Тебѣ, Владыка, благословляю Тебя, Благій, умоляю Тебя, Святый, припадаю къ Тебѣ, Человѣколюбецъ, и прославляю Тебя, Христе; потому что Ты, Единородный, Владыка всяческихъ, Единый Безгрѣшный, за меня недостойнаго грѣшника, преданъ смерти и смерти крестной, чтобы освободить душу грѣшника отъ грѣховныхъ узъ. И чѣмъ воздамъ Тебѣ за сіе, Владыка? Слава Тебѣ, Человѣколюбецъ! Слава Тебѣ, милосердый! Слава Тебѣ, долготерпѣливый! Слава Тебѣ, прощающій всѣ грѣхопаденія! Слава Тебѣ, снисшедшій спасти души наши! Слава Тебѣ, воплотившійся во чревѣ /с. 227/ Дѣвы! Слава Тебѣ, понесшій узы! Слава Тебѣ, пріявшій бичеванія! Слава Тебѣ, преданный посмѣянію! Слава Тебѣ, распятый! Слава Тебѣ, погребенный! Слава Тебѣ, воскресшій! Слава Тебѣ, проповѣданный! Слава Тебѣ, въ Котораго мы увѣровали! Слава Тебѣ, вознесшійся на небо! Слава Тебѣ, возсѣдшій съ великою славою одесную Отца, и паки грядущій со славою Отца и со святыми ангелами судить всякую душу, уничижавшую святыя страданія Твои! Въ оный трепетный и страшный часъ, когда подвигнутся небесныя Силы, когда предъ славою Твоею со страхомъ и трепетомъ пріидутъ вмѣстѣ ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, когда еще потрясутся основанія земли, и ужаснется всякое дыханіе отъ несравнимо великой славы Твоей, — въ оный часъ да покроетъ меня рука Твоя подъ крылами Своими, и да избавится душа моя отъ страшнаго огня и скрежета зубовъ, и тьмы кромѣшной, и вѣчнаго плача, чтобы и я, благословляя, могъ сказать: Слава Восхотѣвшему спасти грѣшника по великимъ щедротамъ Своего благоутробія!

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 222-227.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.